Научная статья на тему 'Организационные основы развития военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в 1946 – 1991 гг'

Организационные основы развития военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в 1946 – 1991 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1212
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харьков М. С.

Переход страны на мирное положение после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. явился решающим фактором, определившим пути дальнейшего развития армейской музыкальной культуры, важной составляющей которой являлась военно-оркестровая служба. Это значимое для истории советского государства событие потребовало от органов государственного и военного управления разработки и претворения в жизнь принципиально новой системы руководства военными оркестрами, которая регламентировала бы развитие всей музыкальной культуры Советской Армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы развития военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в 1946 – 1991 гг»

© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 163 - 169.

Харьков М.С.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР в 1946-1991 гг.

Переход страны на мирное положение после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. явился решающим фактором, определившим пути дальнейшего развития армейской музыкальной культуры, важной составляющей которой являлась военно-оркестровая служба. Это значимое для истории советского государства событие потребовало от органов государственного и военного управления разработки и претворения в жизнь принципиально новой системы руководства военными оркестрами, которая регламентировала бы развитие всей музыкальной культуры Советской Армии.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть управленческие решения органов государственного и военного управления по созданию оптимальной организационной структуры военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР1 (далее - ВС СССР) и их последствия в период с 1946 по 1991 г.

Следует отметить, что в период с 1939 по 1945 г. наименование центрального органа военно-оркестровой службы Красной Армии неоднократно менялись. Сначала он носил название Инспекции военных оркестров РККА, затем -отдела оркестров РККА, а до 1947 г. - вновь Инспекции военных оркестров РККА, которые в разное время подчинялись Главному управлению формирований Красной Армии, Главному политическому управлению РККА, инспектору пехоты РККА и другим начальникам. С 1924 по 1949 г. военно-оркестровую

1 Суть понятия «организационная структура военно-оркестровой службы» (или организационные основы), по мнению автора, заключается в такой совокупности ее элементов и системы управления, которая с наибольшей эффективностью способствует решению поставленных задач. В рамках организационной структуры военно-оркестровой службы возможны взаимоотношения как по горизонтали, то есть «военный оркестр - военный оркестр», так и по вертикали - «орган военного управления - военный оркестр». - М.Х.

службу сначала РККА, затем ВС СССР возглавлял генерал-майор С. А. Чернецкий1.

В 1947 г. приказом взамен Инспекции военных оркестров РККА была создана Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил СССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск [7, л. 16].

Рис. 1. Структура военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в 1947 г.

Инспектор военных оркестров Вооруженных Сил СССР стал непосредственно подчиняться начальнику 3-го отдела управления планирования боевой подготовки штаба Сухопутных войск. На офицеров указанного отдела была возложена обязанность курировать работу военных дирижеров, а также деятельность военно-музыкальных учебных заведений.

Инспектору военных оркестров Вооруженных Сил СССР подчинялись инспекторы военных оркестров округов и групп войск. Они являлись важными связующими звеньями в структуре военно-оркестровой службы, через которые осуществлялось организационное руководство и снабжение военных оркестров.

1 Чернецкий Семен Александрович (12 (24) октября 1881 г. - 13 апреля 1950 г.) - заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор, профессор. За большой вклад в развитие военной музыки в 1946 г. был удостоен Государственной премии СССР. - М.Х.

На инспекторов военных оркестров округов и групп войск возлагалось общее руководство боевой и специальной подготовкой военных оркестров и образовательной деятельностью школ военно-музыкантских воспитанников, а также анализ репертуарной практики, решение кадровых вопросов, организация и проведение учебно-методических сборов и смотров-конкурсов военных оркестров.

Необходимым звеном в организационной структуре военно-оркестровой службы ВС СССР в 1947 г. являлись военно-музыкальные учебные заведения, которые включали в себя школы военно-музыкантских воспитанников и высшее училище военных капельмейстеров1.

К концу 1947 г. в Советских Вооруженных Силах существовало 17 школ военно-музыкантских воспитанников [1, с. 147]. Главной их задачей была подготовка профессиональных музыкальных кадров для военных оркестров.

Инспекторские проверки, проведенные в 1946/47 учебном году, показали, что во многих школах наряду с положительными достижениями имелись серьезные проблемы, например такие, как чрезмерная учебная нагрузка на воспитанников (в среднем по 11 часов в день), неудовлетворительные материально-бытовые условия. Все это было следствием двойного подчинения школ военно-музыкантских воспитанников: с одной стороны, они находились в ведении Министерства обороны СССР, а с другой - Министерства просвещения СССР.

Начиная с 1957 г. профиль большинства школ военно-музыкантских воспитанников коренным образом изменился: за счет увеличения общего количества общеобразовательных предметов уменьшилась нагрузка на специальные профилирующие дисциплины. Количество обучающихся на духовых инструментах значительно сократилось, в результате чего поступление выпускников в военные оркестры практически прекратилось. Эти изменения привели к дефициту кадров для военно-оркестровой службы ВС СССР.

Единственным военно-музыкальным заведением, которое по-прежнему занималось целенаправленной подготовкой кадров военных музыкантов, осталась старейшая, основанная еще в 1937 г. 2-я Московская школа военно-музыкантских воспитанников2.

1 С 1950 г. «Высшее училище военных капельмейстеров Советской Армии» стало называться «Высшее училище военных дирижеров Советской Армии». - М.Х.

В августе 1956 г. «2-я Московская школа военно-музыкантских воспитанников» была переименована в «Московское суворовское военно-музыкальное училище» с 7-летним сроком обучения. 30 августа 1960 г. оно было переименовано в «Московскую военно-музыкальную шко-

Большие проблемы в первый послевоенный годы также существовали и в обеспечении военных оркестров квалифицированными руководящими кадрами. В 1946 г. некомплект военных дирижеров составлял 150 человек. Из 810 военных дирижеров высшее образование имели 163 человека, среднее специальное - 275, не имели музыкального образования 217 человек. Кроме того, около 35 % дирижерских должностей замещали старшины, сержанты и рядовые сверхсрочной службы [1, с. 149].

Важным элементом в организационной структуре военно-оркестровой службы ВС СССР 1947 г. являлись военные оркестры частей и соединений, так как именно они несли основную нагрузку по духовному и культурному развитию военнослужащих.

В ноябре 1947 г. в Вооруженных Силах СССР существовало 940 штатных военных оркестров, примерно 70 % из которых составляли вновь сформированные коллективы. Только в Московском военном округе функционировали 144 военных оркестра, общая численность офицеров, сержантов, рядовых и воспитанников в которых составляла примерно 5 тыс. чел. [1, с. 137].

Штаты военных оркестров отличались по составу в зависимости от рода и специфики войск. Регламентирующими документами было установлено 6 штатов военных оркестров: в пехотных и танковых училищах - 32 человека; в авиационных училищах - 26; в стрелковых дивизиях - 22; в артиллерийских бригадах -16; в гвардейских механизированных полках - 12; в авиационных полках - 12 [1, с. 139].

Одной из главных проблем, мешающей нормальной деятельности военных оркестров, было слабое обеспечение их исправными музыкальными инструментами и нотным материалом. При расформировании частей музыкальные инструменты сдавались на склады, где приходили в негодное состояние из-за плохого содержания. Частично вопрос ремонта музыкальных инструментов удалось решить с помощью музыкальных мастерских, созданных в ряде округов еще до войны.

Таким образом, к 1947 г. организационная структура военно-оркестровой службы ВС СССР включала в себя несколько звеньев: высшее (Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил СССР); среднее (инспекции военных оркест-

лу», которая с 31 августа 1981 г. была преобразована в «Московское военно-музыкальное училище» с 4-х летним сроком обучения. - М.Х.

ров округов и групп войск) и низовое (военные оркестры частей и соединений). Кроме этого, в структуру службы были включены военно-учебные заведения, которые готовили кадры военных дирижеров и имели двойное подчинение.

Значительные изменения организационных основ военно-оркестровой службы ВС СССР стали происходить начиная с 1950 г., когда на должность инспектора военных оркестров Советской Армии был назначен начальник Высшего училища военных дирижеров генерал-майор И.В. Петров1. При его непосредственном участии в 1955 г. была разработана и введена в действие «Инструкция по военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» [10, л. 13-14]. Согласно этой инструкции высшая руководящая должность стала именоваться «Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - главный военный дирижер оркестров Советской Армии». На него было возложено руководство военными оркестрами армии и флота, институтом военных дирижеров, специальной подготовкой Московского суворовского военно-музыкантского училища и школ военно-музыкантских воспитанников.

В указанной инструкции были учреждены составы военных оркестров по инструментам и исполнителям, а также был изложен широкий круг вопросов, связанных с организацией военно-оркестровой службы и постановкой деятельности армейских оркестров. Также документом было закреплено новое построение военного оркестра при несении службы в строю.

В 1953 г. были проведены мероприятия, направленные на преобразование организационной структуры военно-оркестровой службы. Они касались изменений штатов в целях улучшения качества деятельности полковых военных оркестров [8, л. 54; 9, л. 27, 38]. Минимальное количество музыкантов в полковых оркестрах возросло с 12 до 20 человек. Такой оркестр представлял собой смешанный духовой состав и был способен выполнить весь спектр задач согласно общевоинским уставам ВС СССР [1, с. 144].

В 60-х годах минувшего столетия работа по совершенствованию организационных основ военно-оркестровой службы ВС СССР была продолжена. В 1963 г. приказом министра обороны СССР № 182 было утверждено новое «Положение о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР», в котором были определены различные стороны деятельности военно-оркестровой службы

1 Петров Иван Васильевич - заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, основатель и первый художественный руководитель Государственного духового оркестра РСФСР. С 1950 по 1958 г. возглавлял военно-оркестровую службу Министерства обороны СССР. - М.Х.

и сформулированы обязанности всех ее должностных лиц [11, л. 64]. Введение «Положения...» ознаменовало собой дальнейший этап в развитии военно-оркестровой службы и свидетельствовало о возросшей роли военных оркестров [6, с. 21].

Рис. 2. Структура военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР в 1963 г.

Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР1 непосредственно подчинялся начальнику штаба Сухопутных войск и должен был осуществлять методическое руководство деятельностью начальников военно-оркестровых служб военных округов (групп войск), начальников военно-музыкальных учебных заведений, а также осуществлять художественное руководство Отдельным военным показательным оркестром Министерства обороны СССР. Также в его обязанности входили: проверка состояния военно-оркестровой службы Советской Армии; оказание практической помощи начальникам военно-оркестровых служб военных округов, военным дирижерам в совершенствовании обучения и воспитания музыкантов, повышении их исполнительского мастерства, улучшении деятельности военных оркестров; осуществле-

1 С 1958 по 1976 г. начальником военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР был народный артист РСФСР, профессор, генерал-майор Николай Михайлович Назаров. - М.Х.

ния контроля за учебно-воспитательным процессом, методической, научно-исследовательской и редакционно-издательской работой военно-учебных музыкальных заведений.

Начальник военно-оркестровой службы военного округа (группы войск) непосредственно подчинялся начальнику штаба военного округа, а по вопросам методики организации своей работы руководствовался указаниями начальника военно-оркестровой службы Вооруженных Сил СССР.

Его задачей было осуществление контроля и оказание методической помощи военным дирижерам своего округа. Совместно с кадровыми и организационно-мобилизационными органами он занимался укомплектованием военных оркестров военного округа музыкантами и военными дирижерами.

Нижним звеном в структуре военно-оркестровой службы 1963 г. по-прежнему были военные оркестры. В вышеназванном «Положении...» было определено, что «военные оркестры Советской Армии являются профессионально-творческими коллективами, призванные средствами музыкального искусства содействовать политическому, воинскому и культурному воспитанию личного состава Вооруженных Сил СССР» [6, с. 28-29].

Военный дирижер оркестра подчинялся начальнику штаба части, а в военном училище (академии) - заместителю начальника училища (академии). По вопросам методики организации своей работы военный дирижер руководствовался указаниям начальника военно-оркестровой службы военного округа.

Приказом министра обороны от 26 июля 1963 г. № 182 также были определены типовые составы военных оркестров, в которых предусматривалось их наиболее рациональное укомплектование по инструментам. Следует отметить, что введение в штаты больших коллективов отсутствовавших ранее саксофонов и контрабаса обогатило темброво-выразительные возможности этих коллективов. В последующем саксофоны стали широко применяться на практике и в полковых оркестрах.

Несмотря на действовавшую до 1963 г. «Инструкцию по военно-оркестровой службе в Советской Армии и Военно-Морском флоте» от 1955 г., установившую типовые штаты военных оркестров, в отдельных видах войск (ПВО, ВВС и ВМФ) существовали различные нетиповые штаты. Решением же министра обороны СССР данные оркестры были приведены в соответствие с действующими штатами [6, с. 30]. В результате этого неполноценные оркестры ПВО, ВВС и ВМФ, прежде имевшие 9 музыкантов, были ликвидированы. Вме-

сто них были введены новые штаты, состоящие из 21 военнослужащего и 10 воспитанников.

В целях обеспечения более четкого управления оркестром в строю «Положением.» от 1963 г. вводились новые команды и условные знаки военного дирижера. Размещение музыкантов с инструментами в данных условиях было произведено с учетом более эффективного использования акустических особенностей звучания духовых инструментов и оркестра в целом. Здесь же было узаконено новое размещение оркестра и на концертной эстраде.

В названном документе еще более подробно изложены все аспекты и направления деятельности военных оркестров, сформулированы обязанности каждого должностного лица - от рядового музыканта до начальника военно-оркестровой службы. Также были регламентированы вопросы комплектования, руководства музыкальной самодеятельностью и разучивания строевых песен в подразделениях, подготовки ротных сигналистов-барабанщиков, а также определены порядок и правила использования оркестров на играх вне части, хранения и сбережения музыкальных инструментов и нот [6, с. 29]. Введение его в действие способствовало улучшению и унификации деятельности военных оркестров, активизации работы военных дирижеров и музыкантов, усилению контроля со стороны командования [3, с. 393].

Таким образом, «Положение о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР» закрепило изменения, произошедшие в организационной структуре военно-оркестровой службы ВС СССР в 1950-х гг. и способствовало дальнейшему повышению уровня специальной, политической и боевой подготовки военных музыкантов [6, с. 21].

Важной вехой в развитии организационных основ военно-оркестровой службы ВС СССР стали 1970-1980-е годы. Ее структурные звенья представляли собой высокопрофессиональные коллективы, способные решать любые творческие задачи [2, с. 273].

В 1976 г. на должность начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - главного военного дирижера был назначен начальник во-

енно-дирижерской кафедры Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории генерал-майор Н.М. Михайлов1.

При его непосредственном участии было разработано «Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны СССР»

Рис. 3. Структура военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР с 1988 г. по 1991 г.

Руководство военно-оркестровой службой осуществляли: в Советской Армии и Военно-Морском Флоте - начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР - главный военный дирижер;

в военном округе (округе ПВО), группе войск, на флоте - начальник военно-оркестровой службы военного округа;

в гарнизоне - военный дирижер гарнизона;

в соединении, воинской части (на корабле), военно-учебном заведении Министерства обороны СССР и штабе военного округа военным оркестром руководит военный дирижер - начальник оркестра1.

1 Михайлов Николай Михайлович - заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола, профессор. Руководил военно-оркестровой службой до 1993 г. - М.Х.

Начальник военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР подчинялся министру обороны. В его обязанности входило осуществление методического руководства деятельностью начальников военно-оркестровой службы военных округов, начальников военно-учебных музыкальных заведений, начальника Отдельного военного показательного оркестра Министерства обороны СССР и начальников военных образцовых оркестров. Также он должен был согласовывать с Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота репертуар военных оркестров и осуществлять контроль за исполнительским уровнем военных оркестров, периодически, с разрешения первого заместителя министра обороны СССР, проводить творческие конкурсы на создание для военных оркестров новых музыкальных произведений [4, л. 53].

При начальнике военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР на правах консультативного и совещательного органа был создан нештатный художественно-репертуарный совет, состав которого согласовывался с Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота и утверждался приказом министра обороны СССР. Его функции заключались в прослушивании и отборе новых произведений (инструментовок, обработок, аранжировок) на военно-патриотическую тему для военных оркестров [5, л. 14-15].

Изменения, заложенные в новый документ, касались вопросов организации военно-оркестровой службы, материального обеспечения военных оркестров, управления военным оркестром в строю. Претерпела изменения схема типовых составов военных оркестров, которая определяла квалификацию и денежное содержание военных музыкантов, а также регламентировала их штатную численность. Положением было установлено пять штатно-должностных составов: 20, 25, 31, 36 и 53 военнослужащих. Кроме того, при оркестрах первых четырех составов можно было содержать 10 воспитанников, а в оркестрах, относящихся к пятому штатно-должностному составу, - 15. Тем самым общая численность музыкантов в оркестрах могла быть от 30 до 68 человек .

Таким образом, организационные основы военно-оркестровой службы в 1946-1991 гг. претерпели серьезные изменения. Их результатом стало создание оптимальной структуры, которая способствовала росту профессионального мастерства кадров военных музыкантов, улучшению материально-бытовых условий

1 Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны СССР (введено в действие приказом министра обороны СССР от 10 июня 1988 г. № 222). - М.Х.

2 Там же, с. 46 - 56.

деятельности военных оркестров, эффективному решению задач духовного и культурного развития военнослужащих.

* * *

1. Военная музыка России: история и современность. М.: Воениздат, 2007. 247 с.

2. Дольникова И., Салманова Н. Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. М.: ВДФ, 1988. 300 с.

3. История военной музыки России: учебник / под общ. ред. Е.С. Аксенова. М.: Музыка, 2005. 496 с.

4. РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Ф. 962. Оп. 5. Д. 670.

5. РГАЛИ. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 388.

6. Советская военная музыка. М.: ВДФ, 1976. 428 с.

7. ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны). Ф. 93. Оп. 12394. Д. 36.

8. ЦАМО. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 189.

9. ЦАМО. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 191.

10. ЦАМО. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 193.

11. ЦАМО. Ф. 93. Оп. 12394. Д. 197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.