REFERENCES
1. Mikhailov, V.M. (2008), Stress testing under the supervision of ECG: cycle ergometer test, treadmill test, step test, walking, Talka, Ivanovo.
2. Pokhachevskiy, A.L., Petrov, A.B., Glushkov, S.A., Fomichev, A.V. and Vorobyov, A.N. (2015), "Theoretical approaches and practical abilities to study the heart rhythm under exercises conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No 11, pp. 211-219.
3. Minkkinen, M., Kahonen, M., Viik, J., Nikus, K., Lehtimaki, T., Lehtinen, R., Koobi, T., Tur-janmaa, V., Kaiser, W., Verrier R.L. and Nieminen, T. (2009), "Enhanced Predictive Power of Quantitative TWA During Routine Exercise Testing in the Finnish Cardiovascular Study", Journal of Cardiovascular Electrophysiology, Vol 20, No 4, pp. 408-415.
Контактная информация: sport_med@list.ru
Статья поступила в редакцию 27.09.2016
УДК 378
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННО-ДИРИЖЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 1867-1883 ГГ.
Артем Константинович Проскуров, начальник оркестра - военный дирижер, Алексей Юрьевич Камышан, доцент, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД РФ), Пермь
Аннотация
В работе проанализированы предпосылки возникновения высшего военно-дирижерского образования в России1867-1883 гг., основные виды деятельности военных оркестров. Рассмотрена деятельность военно-музыкантских школ. Выявлены проблемные вопросы подготовки военных капельмейстеров.
Ключевые слова: русская музыкальная общественность (РМО); капельмейстер; накры; гобоист-иностранец; инспектор военно-музыкантских хоров морского ведомства.
PREREQUISITES OF EMERGENCE OF THE HIGHER MILITARY AND CONDUCTOR'S EDUCATION IN RUSSIA 1867-1883
Artem Konstantinovich Proskurov, the chief of the orchestra -military conductor, Alexey Yurievich Kamyshan, the senior lecturer, Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Perm
Annotation
The author analyses the preconditions of the higher military conducting education in Russia 18671883, principal activities of military bands. Activity of the military and musician's schools is considered. The article identified the problematic issues of preparation of military bandmasters.
Keywords: Russian music community (RMO), conductor, was, oboist-a foreigner, inspector of military and musician's choruses of sea department.
ВВЕДЕНИЕ
Единственное в мире военно-учебное заведение, находящееся в Москве носит название Военный институт (Военных дирижеров) Военного университета, выпускающее из своих стен высококвалифицированных военных дирижеров, пополняющих ряды военно-музыкальных коллективов в современной армии и военно-морском флоте. История происхождения такого уникального образования уходит далеко в древность. Это можно проследить, изучив различные исторические документы и артефакты, которые подтверждают наличие военных оркестров и соответственно военной музыки у древних людей. Среди них: наскальные рисунки, с изображением музыкантов с инструментами; позднее, изображение музыкантов на фресках; летописи, в которых проходит описание о наличии
военных оркестров; археологические находки музыкальных инструментов и т.д.
В дружинах Древней Руси использовались рога и трубы для подачи сигналов, а также накры и бубны - ударные инструменты.
В первой половине 18 века, система образования военных музыкантов внедрялась в ряды войсковых частей. На протяжении веков, военные оркестры и их развитие, непрерывно связано с деятельностью войск.
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ
19 февраля 1711 году Петр I издает Указ о введении штатов военных оркестров в регулярную армию. Штаты в полках и гвардии имели расхождение по количеству музыкантов. Например, в полках, штатом предусматривалось наличие одного гобоиста - иностранца и восемь гобоистов - русских. В обязанности гобоиста - иностранца входило обучение русских музыкантов нотной грамоте и игре на музыкальном инструменте. Наличие гобоиста - иностранца, положило началу появления капельмейстеров в военных оркестрах России.
«Капельмейстер» от немецкого Capella - капелла, Meister -начальник капеллы или руководитель капеллы. Слово «капельмейстер» в 19 веке употреблялось по отношению и к хоровому и к оркестровому дирижеру. Во время барокко и венской классики придворные капельмейстеры, помимо руководства коллективом музыкантов, должны были также сочинять и аранжировать музыку, приуроченную к разным торжественным случаям (Капельмейстер. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
В 1867 году возникла идея подготовки военных капельмейстеров при Петербургской, Московской консерваториях и при Киевской музыкальной школе, путем открытых в них отделов военной музыки, в которых будущие военные капельмейстеры могли бы учиться сочинять, аранжировать военную музыку и управлять оркестрами.
Балакирев и его сподвижники были против открытия консерватории и проведение обучения музыкантов, он считал, что в музыкальном таланте человека все уже заложено природой, он говорил: «... не надо подготовки; надо прямо сочинять, творить и учиться на собственном творчестве» [1, с. 103]
В 1866 году, в приказе Военного Министра говорилось, что школы солдатских детей осуществляют подготовку музыкантских воспитанников для своих воинских частей (Приказ военного Министра № 158. 1866). Обучение их, возлагалось на музыкантов, состоящих в запасе или в отставке. Русская музыкальная общественность (РМО), обратилась к Военному Министерству с предложением организовать специальную подготовку военных музыкантов при музыкальных школах отделений РМО, а также при Петербургской и Московской консерваториях. В тексте письма РМО значилось, что «эта мера может много способствовать к составлению полковых военных оркестров . и сможет оказать большую пользу» (ЦГЛА, фонд Московской государственной консерватории, протоколы совета профессоров, 1877).
«Русское музыкальное общество» (РМО) - российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины 19 века - до начала 20 века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьезной музыке, «поощрению отечественных талантов». 1859года - Русское музыкальное общество, 1868 года - Императорское русское музыкальное общество. С 1860-1890 гг. отделения ИРМО и общедоступные музыкальные классы при них были открыты в ряде городов страны: Киев, Казань, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Псков, Омск, Тобольск, Томск, Тамбов, Тифлис, Одесса, Астрахань и др., в дальнейшем многие из этих классов были преобразованы в училища и консерватории. Управляла ими главная дирекция ИРМО. После 1917 года общество прекратило свое существование (http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_I_obrazovanie/muzyka/).
Огромную роль в подготовке военных капельмейстеров сыграл Н.А. Римский-Корсаков, находясь 11 лет на посту инспектора военно-музыкантских хоров морского ведомства. Будучи учеником Балакирева, Римский-Корсаков понимал, что музыке надо учиться, а не полагаться на собственный талант, вся творческая жизнь Римского-Корсакова проходила с изучения теоретических основ музыкального ремесла, например, он сочинял музыку, а правила композиции не знал, не знал основ контрапункта, не знал основ дирижирования и т.д. Когда его пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора, он понимал, что имеет большую брешь в теоретической подготовке музыкальных дисциплин и не сможет грамотно учить студентов. Совместно с преподаванием, он начинает познавать основы музыкального искусства. Осознавая это и наблюдая за военными оркестрами и в частности за военными капельмейстерами, он понимал их слабую подготовленность и в связи с этим был инициатором открытия школы при 8-м флотском Экипаже. В дальнейшем эта школа называлась - школа Балтийского флота. Это было специальное музыкальное учебное заведение, готовящее флотских военно-музыкальных кадров для оркестров флота (Приказ Морского Министерства от 1 августа 1873).
В 1882 году эта школа насчитывала 24 ученика, а к началу 20 века число воспитанников достигало 50 человек. Так же Римский-Корсаков организовал стипендии морского ведомства, лучшие стипендиаты после окончания школы поступали в Петербургскую консерваторию и обучались композиции, инструментовки и т.д., получали образование капельмейстера.
Эта школа явилась образцом для открытия таких же школ в других регионах страны, где готовились музыканты для русской армии. Так в 1889 году появилась школа музыкантских воспитанников при Сибирском флотском Экипаже.
Будучи инспектором военных хоров морского ведомства, Римский-Корсаков относился к военным оркестром с огромной заботой. Пытаясь реализовать идею консерватории, развитие национальной культуры России, развитие военных оркестров, он лично осваивал методику игры на музыкальных инструментах, а также учился дирижированию.
В 1883 году была образована музыкальная школа при Нарвском отделении РМО с трехлетним сроком обучения. В ней обучалось 100 воспитанников имеющих духовой и струнный состав оркестров. Эти воспитанники пополняли ряды военных оркестров.
В 60-е годы 19 века в Варшавском музыкальном институте открывается класс подготовки военных капельмейстеров. В 1873 году, в стенах Петербургской консерватории открывается класс военной инструментовки, сыгравший значительную роль в развитии военно-дирижерского образования в стране. Профессорами: А. Ауэр, В. Вурм, Н.А. Рим-ский-Корсаков и многими другими, была составлена программа подготовки капельмейстеров, которая включала в себя игру на одном из музыкальных инструментах, теорию композиции, инструментовку, в том числе для духового оркестра, игру на фортепиано и чтение партитур, дирижирование, в программе обучения не предусматривалось, только при сдаче экзаменов выносились требования продирижировать одно из крупных произведений. Обучение было платным и многим талантливым музыкантам закрывало путь.
До 80-х годов ряды капельмейстеров иностранцев сменяют русские руководители военных оркестров. Это связано с тем, что произошло открытие музыкальных училищ при отделениях РМО в Киеве, Харькове, Кишиневе, Тифлисе. Так же на должности руководителей оркестров назначаются музыканты-практики, прошедшие обучение в полковых школах и не имеющих теоретической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно понять, что существовала определенная система подготовки военных музыкантов, которая в дальнейшем открыла путь высшему военно-дирижерскому образованию в России.
К 80-м годам 19 века, ряды военных капельмейстеров состояли из трех типов подготовленных музыкантов, имеющих разное этническое происхождение и разную музыкальную подготовку, это музыканты-иностранцы, имеющие высшее образование, музыканты-русские, из школ, имеющие среднее образование и музыканты-практики, русского происхождения, без образования, но имеющие оркестровую практику, полученную в полковых оркестрах. Среди них можно отметить: И. Оглоблина, Е. Хлебникова и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловцов, А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова / А. Соловцов. - М. : Музыка, 1969. - 673 с.
REFERENCES
1. Solovtsov, A. (1969), Life and creativity of N.A. Rimsky-Korsakov, Music, Moscow.
Контактная информация: artem_proskurov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.09.2016
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск
Аннотация
Образование взрослых - этап непрерывного образования, который включает в себя переподготовку, обучающие курсы, специальную подготовку, стажировку, повышение квалификации и самообразование. В статье представлены результаты организационных и профессиональных предпочтений специалистов в области физической культуры и спорта при повышении квалификации.
Ключевые слова: специалисты в области физической культуры и спорта, повышение квалификации, образование взрослых.
PROFESSIONAL PREFERENCES OF THE SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SPHERE IN THE MODERN PROFESSIONAL
ACTIVITIES CONDITIONS AND CHANGING SOCIAL ENVIRONMENT
Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
Adult education - a stage of continuous education, which includes the retraining, training courses, specialized training, internship, advanced training and self-education. The article presents the results of the organizational and professional preferences of the specialists in the field of physical culture and sports under the advanced training.
Keywords: experts in the field of physical culture and sports, training, adult education.
ВВЕДЕНИЕ
В законе РФ «Об образовании в РФ» (ст. 76) говорится, что «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной