Научная статья на тему 'Организационные и содержательные аспекты подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции'

Организационные и содержательные аспекты подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
командная деятельность / студенты-юристы / интерактивные методы обучения / профессионально-личностные качества / социально-нравственная направленность. / team activity / law students / interactive training methods / professional and personal qualities / social and moral directedness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимова М.Р.

Цель исследования – раскрыть содержательные и организационные аспекты обучения, необходимые для подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции. Научная новизна состоит в обосновании выбора форм и методов обучения будущих бакалавров юриспруденции, способствующих развитию навыков командной деятельности, быстрой адаптации к меняющимся условиям. Результатом исследования является теоретическое и практическое обоснование выбранных интерактивных методов обучения, позволяющих развивать социально-нравственные и профессионально-личностные качества личности, необходимые для работы в команде. Рассмотрены педагогические возможности тренингов, метода проектов, деловых игры и кейс-метода для формирования готовности к командной деятельности будущих бакалавров юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and meaningful aspects of preparendness to team working of future bachelor of law

The purpose of the study: to reveal the meaningful and organizational aspects of training necessary to prepare for the teamwork of future bachelor of low. Scientific novelty consists in justifying the choice of forms and methods of training future bachelors of jurisprudence, the ability to develop the skills of team activity, and quick adaptation to changing conditions. The result of the study is a theoretical and practical justification of the selected interactive training methods that allow developing the socio-moral and professional-personal qualities of the person necessary to work in a team. The pedagogical capabilities of trainings, the method of projects, the business game and the case-method for the formation of readiness for team action are looked at.

Текст научной работы на тему «Организационные и содержательные аспекты подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции»

Organizational and meaningful aspects of preparendness to team working of future bachelor of law

Khakimova Markha Ramzanovna, Senior Lecturer, Chechen State Universitynamed after. A.A. Kadyrov, Grozny, Chechen Republic

The purpose of the study: to reveal the meaningful and organizational aspects of training necessary to prepare for the teamwork of future bachelor of low. Scientific novelty consists in justifying the choice of forms and methods of training future bachelors of jurisprudence, the ability to develop the skills of team activity, and quick adaptation to changing conditions. The result of the study is a theoretical and practical justification of the selected interactive training methods that allow developing the socio-moral and professional-personal qualities of the person necessary to work in a team. The pedagogical capabilities of trainings, the method of projects, the business game and the case-method for the formation of readiness for team action are looked at.

Keywords: team activity; law students; interactive training methods; professional and personal qualities; social and moral directedness.

Цитировать: Хакимова М.Р. Организационные и содержательные аспекты подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 410-415. EDN: YSZZLG. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.72

Хакимова Марха Рамзановна, старший преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Чеченская республика

Цель исследования: раскрыть содержательные и организационные аспекты обучения, необходимые для подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции. Научная новизна состоит в обосновании выбора форм и методов обучения будущих бакалавров юриспруденции, способствующих развитию навыков командной деятельности, быстрой адаптации к меняющимся условиям. Результатом исследования является теоретическое и практическое обоснование выбранных интерактивных методов обучения, позволяющих развивать социально-нравственные и профессионально-личностные качества личности, необходимые для работы в команде. Рассмотрены педагогические возможности тренингов, метода проектов, деловых игры и кейс-метода для формирования готовности к командной деятельности будущих бакалавров юриспруденции.

Ключевые слова: командная деятельность; студенты-юристы; интерактивные методы обучения; профессионально-личностные качества; социально-нравственная направленность.

УДК 378

5.8.7

Хакимова М.Р.

Организационные и содержательные аспекты подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции

Введение

В настоящее время в стране востребованы юристы, специалисты, обладающие гибкими компетенциями, навыками работы в команде. Наряду с глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, гибкие компетенции позволяют достигнуть высоких профессиональных результатов. Готовность к командной работе является необходимой компетенцией современных специалистов и формируется в ходе их профессиональной подготовки. В командной работе необходимо согласовывать шаги в совместной деятельности, поддерживать необходимый темп работы, понимать, как решение индивидуальных задач помогает достичь общих результатов и цели.

Современная стратегия развития высшего образования направлена на формирование гибких компетенций, ее реализацию в образовательном процессе. Она должна готовить выпускников вузов к адаптации в условиях непрерывных изменений, взаимодействию коллегами, активной командной работе.

В статье мы рассматриваем направления формирования готовности студента к работе в команде в двух аспектах: содержательном и организационном. В содержательном аспекте требуется развитие социально-нравственных и личностно-профессиональных качеств студентов. В организационном аспекте необходимо обеспечить развитие группы студентов в коллектив, команду.

Цель исследования структурировала следующие задачи: 1) определить теоретические основания формирования готовности студентов к командной работе; 2) обозначить пути совершенствования образовательного процесса для достижения поставленной цели; 3) выявить необходимые методы обучения для формирования готовности студентов к командной работе. Для осмысления данных задач, в статье применяются следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение практической деятельности, формирующий эксперимент.

Теоретические основания исследования. Основы функционирования команды освещаются в теоретических трудах М. Армстронга, Т.Ю. Базарова, Т.П. Галкиной, В.Н. Меньшовой, Э.А. Уткина, и др.; особенности формирования студенческих команд исследованы М.В. Булановой-Топорковой, Ю.А. Конаржевским, Т.И. Шамовой и др. Основы теории межличностного взаимодействия и развития коллектива отражены в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Гримак, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Однако, по мнению А.В. Ивлева [4], К.Е. Шахмаевой [5], проблема формирования готовности к работе в команде у студентов в процессе профессионального образования изучена недостаточно. Мы согласны с исследователями, что требуется детальное изучение данного вопроса на методологическом уровне, в частности необходима разработка педагогических условий для подготовки к командной работе будущих бакалавров юриспруденции. В своих работах А.В. Ивлев и К.Е. Шахмаева уточняют необходимые навыки работы в студенческой команде на различных этапах ее развития (адаптация, кооперация, полноценное функционирование) в технических вузах. Они также предлагают педагогические условия для развития навыков командной деятельности в студенческих группах: использование тестирования для оценки студентами личностных качествах и возможной роли в команде; использование групповой работы для выработки навыков взаимодействия; использование интерактивных методов обучения. Полагаем, что создание таких педагогических условий будут способствовать подготовке к командной работе и в юридических вузах.

Основная часть

Рассматривая содержательные аспекты подготовки студентов к командной работе, Б.А. Федулов, Б.М. Зуев, А.И. Стрелкова, А.А. Смирнов выделяют следующие формируемые социально-нравственные качества: ценностную ориентацию на взаимодействие, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, участие в общественно-полезной деятельности. В организационном аспекте рассматривается сплочение группы в коллектив, члены которого доверяют друг к другу, где приняты сотрудничество и взаимовыручки. Предложенная авторами методика базируется на деятельностном и личностно-ориентированном подходах [6, с.74].

Авторы статьи отмечают значительную роль интерактивных методов обучения: мозговой штурм, деловая игра, тренинг. Эти методы развивают коммуникативные способности студентов и навыки сотрудничество [6, с.76].

Позиции названных авторов поддерживает Н.М. Альханов. Для подготовки будущих юристов к командной работе он также предлагает использование интерактивных методов обучения: метод проектов, тренинги и деловые игры. Н.М. Альханов опирается на мнение В.А. Адамантовой [1], считающей деловую игру наиболее эффективным методом для формирования коммуникативных навыков будущих юристов. Она представляет практический опыт использования деловых игр в преподавании дисциплины «Семейное право». Вместе с тренингами по командообразованию, деловые игры, кейс-метод и другие методы интерактивного обучения повышают качество профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции [2, с. 153].

Э.Д. Арсанукаева подчеркивает педагогические и психологические возможности тренинга, который позволяет студенту узнать себя и своих партнеров по команде, научиться взаимодействовать с различными людьми, то есть гибко выстраивать коммуникацию с учетом особенностей субъектов взаимодействия. Тренинг как интерактивный метод обучения может эффективно использоваться в развитии навыков командной работы, так как способствует самопознанию человека, развитию коммуникативной гибкости [3, с. 187].

Ряд исследований посвящен показателям готовности студентов к работе в команде. Так, К.Е. Шахмаева под готовностью студентов к командной работе понимает «интегративное и развивающееся качество личности обучающихся, проявляющееся в коллективной учебно-профессиональной деятельности, включающее в себя познавательно-целевой, процессуально-рефлексивный, ценностный компоненты и обеспечивающее достижение общей цели в командной работе, ответственности и согласованности действий» [5, с. 8]. Для успешной командной работы необходима мотивация членов команды, социально-нравственная направленность, приверженность команде, стремление к достижению общей цели, к общему успеху, который станет успехом каждого.

Обращаясь к личностно-профессиональным качествам студента, необходимым для командной работы, многие авторы отмечают: трудолюбие и ответственность, направленные на личностный рост, коммуникабельность, конструктивное общение, стремление активно делиться своим опытом, готовность прийти на помощь [3; 5].

Для мотивации к командной работе можно использовать идеи К. Фопеля о преимуществе сотрудничества перед соперничеством. Соперничество делает человека на работе и в семье психологически более закрытыми, разрушает внутреннюю уверенность в своих силах. Сотрудничество базируется на доверии к себе и к другим, на готовности помогать и принимать помощь. Предложенные упражнения могут быть использованы в тренингах студенческих групп по командообразованию. Практики сотрудничества помогают пробудить у членов группы позитивную самооценку и развивать интерес друг к другу [7, с. 4].

Таким образом, проведенный обзор литературы показывает, что для развития готовности к работе в команде исследователи выделяют как личностно-профессиональные качества, так и социально-нравственную направленность личности: учет интересов общества, выполнение общественно-полезной работы. Эффективными методами формирования готовности студентов к работе в команде являются интерактивные методы обучения.

Обращаясь к организационным аспектам развития готовности к работе в команде, согласимся с Б.А. Федуловым, В.М. Зуевым [6, с. 74] в том, что для обучения командным навыкам из студенческой группы следует сделать коллектив, реализуя опыт формирования коллективов, широко представленный в отечественной педагогике. Основываясь на теории межличностного взаимодействия и развития коллектива (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий), выделим качества, необходимые для командной деятельности:

- надежность, исполнительность, желание и умение взять на себя ответственность;

- конструктивное общение, ясное и четкое выражение своих идей, уважение к мнениям другим людей;

- умение адаптироваться к изменениям, нововведениям, учитывать различные точки зрения;

- стремление найти выход из проблемной ситуации, не перекладывать проблему на чужие плечи, конструктивно обсудить и предложить оптимальный план решения проблемы;

- умение делиться своими знаниями и опытом, воспринимать опыт другого человека;

- проявлять активность в общении, реализовывать поставленные задачи, воплощать их в жизнь;

- готовность прийти на помощь, поддержать членов команды, предотвратить конфликт;

- преданность команде, внимание к результатам командной работы, чуткое и уважительное отношение к членам команды, чувство юмора.

Первые четыре качества относятся преимущественно к личностно-профессиональным, остальные же отражают социально-нравственную направленность личности.

Формирование готовности студенческой группы к командной работе можно разделить на следующие основные этапы: становление, организации, фуркации, сплочения и саморазвития. На первом этапе происходит знакомство студентов с образовательными программами и условиями их освоения, а также между собой. Студенты первого курса адаптируются к обучению, необходимо развивать их коммуникативные компетенции, используя тренинги и ролевые игры. На втором этапе происходит упорядоченность, выбор актива группы. На третьем этапе определяются лидеры. На следующем этапе сплочения группа становится единой, ее члены принимают общие принципы. Группа становится коллективом на последнем этапе – саморазвития, когда достигается социально-нравственная направленность деятельности. На этом этапе задачи выполняются коллективно, у каждого студента определена сфера деятельности и каждый приводит коллектив к общему результату.

Так поэтапно из студенческой группы формируется коллектив, члены которого готовы к командной работе. При этом используются следующие принципы отечественной педагогики: поэтапного коллективного развития, воспитание личности через коллектив, совместное решение практических и учебных задач.

Развитие студенческой группы в коллектив происходит в учебное и внеучебное время. Необходимо опираться на личностно-ориентированный подход, при котором обеспечивается самопознание и самореализация личности и ценностная ориентация на взаимодействие с окружающими, а также формируются новые потребности личности. Для реализации данного подхода в студенческой группе необходимы следующие условия: деятельность под руководством педагога, ориентированного на развитие социально-нравственной направленности студентов; выбор методов обучения, которые способствуют сотрудничеству, преодолению противоречий между потребностями личности и общества.

В команде у участников есть свои сферы деятельности и задачи. На этапе саморазвития команды эти роли определяются коллективом самостоятельно. На первых этапах формирования команды педагогу необходимо подобрать диагностические методики, по которым студент сможет определить свою командную роль. Примером тестирования служит тест «Командные роли» Р. М. Белбина. На основании исследований Р.М. Белбин выделил 8 типов ролей для членов команды в зависимости от качеств личности: мыслитель, председатель, формирователь, исполнитель, доводчик, разведчик, оценщик, коллективист. Каждая из ролей имеет свои достоинства и недостатки. Не существует идеального человека, который обладает всеми выделенными достоинствами и не имеет недостатков. Но команда, собранная по качествам всех восьми ролей, способна выполнить то, что невозможно для одного человека. Некоторые члены команды могут совмещать 2-3 роли. При полной ролевой структуре в команде есть тот, кто мотивирует коллег, предлагает оригинальные идеи, анализирует, организует, налаживает деловые контакты, улаживает разногласия, находит недоработки. Поэтому полная ролевая структура обеспечивает эффективную работу команды.

Организация командной работы студентов предполагает решение двух задач: грамотное управление работой команды преподавателем и готовность студентов к сотрудничеству. Управление развитием команды включает мотивацию, планирование, организацию и контроль. План деятельности команды основан на поставленных задачах и представляет собой последовательность согласованных действий для достижения желаемого результата. При планировании определяется оптимальный качественный и количественный состав команды, преподаватель подбирает диагностические методики, по которым студенты впоследствии выберут для себя командные роли на основании личностных качеств.

Результаты исследования

Анализ теоретических основ и практической деятельности по данной проблеме показывает, что развитие студенческой команды в коллектив в образовательном процессе вуза требует реализации комплекса педагогических условий. Выделим среди них использование методов тестирования для оценки студентами возможной роли в команде на основе личностных качеств; активное использование методов групповой работы; использование интерактивных методов обучения, ориентированных на отработку навыков командной работы.

В Чеченском государственном университете имени А.А. Кадырова г. Грозный при обучении будущих бакалавров юриспруденции и социальных работников активно используются следующие интерактивные методы групповой работы: психологические тренинги, тестирование, метод проектов, дискуссии, деловые игры [2; 3]. Тренинги по развитию готовности к командной работе проводятся в рамках учебных дисциплин социально-психологического плана и во внеурочной деятельности. Они имеют социальную, творческую или спортивную направленность и проводятся как преподавателями, так и кураторами учебных групп [2, с. 153].

Метод проектов позволяет развивать коммуникативную культуру, формируя навыки командной работы при решении практических задач. Проекты могут реализовываться как в реальной, так и в виртуальной образовательной среде и в любом случае требуют владения навыками командной работы.

В процессе организации развития студенческой команды будущих бакалавров юриспруденции используются методы: тестирования, оценочного суждения, самореализации, деловые и ситуативные игры и кейс-стади. Деловые игры и кейсы, в ходе которых решаются проблемные ситуации из юридической практики, а участники выполняют различные роли, позволяют выявить суть проблемы, взглянуть на нее под разным углом и увидеть причины и последствия, способы разрешения. Анализ практических результатов использования интерактивных методов обучения в командной работе доказывает, что юрист, умеющий работать в команде, может достигнуть больших результатов, чем работающий индивидуально.

Проведено практическое исследование в двух экспериментальных и одной контрольной группе студентов-юристов. В экспериментальных группах в рамках учебных социально-психологических дисциплин и внеучебной деятельности проводились тренинги, деловые игры, использовались кейс-методы. Результат сформированности группы в коллектив определялся методом социометрии по степени сплоченности группы. Сравнение результатов исследования уровня развития социально-нравственной направленности будущих бакалавров юриспруденции и их профессионально-личностных качеств показал, что в экспериментальных группах они выросли больше на 30 и 32 %, соответственно, чем в контрольной группе.

Заключение

Таким образом, поставленные в исследовании задачи выполнены. Определены теоретические основания формирования готовности студентов к командной работе: необходимость развития социально-нравственных и личностно-профессиональных качеств студентов. Определены пути совершенствования образовательного процесса для достижения поставленной цели: активное использование групповых форм работы и интерактивных методов обучения. Выявлены необходимые методы обучения для формирования готовности студентов к командной работе: тестирования, оценочного суждения, самореализации, деловые и ситуативные игры и кейс-стади. Экспериментальное исследование показало их эффективность.

Литература:

1. Адамантова В.А. Деловая игра, как деятельностная технология формирования профессиональных компетенций будущих студентов-юристов. // E-Scio. – 2019. – № 5 (32). – С. 716-719.

2. Альханов Н.С. Использование интерактивных методов обучения при осуществлении подготовки студентов-юристов к командной работе // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Ростов-на-Дону, 2021. – Т. 2. – С. 152-155.

3. Арсанукаева Э.Д. Педагогические возможности тренинга в развитии социального интеллекта будущих бакалавров социальной работы // KANT. - 2022. – № 3. – С. 185 – 189.

4. Ивлев А.В. Развитие студенческой команды в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 191 с.

5. Шахмаева К.Е. Формирование готовности к командной работе студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки: автреф.дис. …канд пед.наук: 13.00.08 / Ксения Евгеньевна Шахмаева. – Магнитогорск, 2019. – 26 с.

6. Федулов Б.А. Формирование готовности обучаемых к работе в команде в контексте компетентностного подхода / Б.А.Федулов, Б.М. Зуев, А.И. Стрелкова, А.А. Смирнов // Ученые записки ( Алтайская государственная академия культуры и искусств ). – 2019. – № 1. – С.73-78.

7. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения: электронный ресурс. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2016. – 394 с. URL: https://www.rulit.me/books/sozdanie-komandy-psihologicheskie-igry-i-uprazhneniya-read-472126-1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.