Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ'

ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альханов Насрудин Магомедович

Обоснована целевая установка о повышении эффективности процесса формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции на этапе их профессиональной подготовки в вузе. Методологическую основу исследования образуют положения компетентностного подхода, что находит выражение в определении существенных признаков понятия «социальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции». В числе таких признаков указаны: ориентация на правовые нормы и нравственные ценности, применение научных психологических и педагогических знаний при выполнении широкого спектра трудовых действий, уверенный анализ правовых ситуаций, применение стратегий эффективного общения с коллегами и клиентами. Реализация выдвинутой целевой установки осуществляется посредством определения и обоснования принципов формирования социальной компетентности указанной категории студентов вуза: интеграции осваиваемых знаний в правовой и социально-психологической области, преимущественного применения в профессиональном обучении продуктивных методов приобретения социальных умений, использования командных практик взаимодействия в условиях учебно-коммуникативной среды. Показаны возможности данных принципов для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции в исследуемом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альханов Насрудин Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF EFFECTIVE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AMONG FUTURE BACHELORS OF LAW

The aim of increasing the effectiveness of the process of forming social competence of future bachelors of law at the stage of their professional training at the university is justified. The methodological basis of the research is formed by the provisions of the competence approach, which is expressed in the definition of essential features of the concept “social competence of future bachelors of law”. These attributes include: focus on legal norms and moral values, application of scientific psychological and pedagogical knowledge in performing a wide range of work activities, confident analysis of legal situations, and application of strategies for effective communication with colleagues and clients. Realization of the put forward target is carried out by means of definition and substantiation of principles of formation of social competence of the specified category of university students: integration of mastered knowledge in legal and sociopsychological area, predominant application in professional training of productive methods of acquisition of social skills, use of team practices of interaction in the conditions of educational and communicative environment. The possibilities of these principles to improve the effectiveness of professional training of future bachelors of law in the studied direction are shown.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Принципы эффективного формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции

Альханов Насрудин Магомедович,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

Обоснована целевая установка о повышении эффективности процесса формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции на этапе их профессиональной подготовки в вузе. Методологическую основу исследования образуют положения компетентностного подхода, что находит выражение в определении существенных признаков понятия «социальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции». В числе таких признаков указаны: ориентация на правовые нормы и нравственные ценности, применение научных психологических и педагогических знаний при выполнении широкого спектра трудовых действий, уверенный анализ правовых ситуаций, применение стратегий эффективного общения с коллегами и клиентами. Реализация выдвинутой целевой установки осуществляется посредством определения и обоснования принципов формирования социальной компетентности указанной категории студентов вуза: интеграции осваиваемых знаний в правовой и социально-психологической области, преимущественного применения в профессиональном обучении продуктивных методов приобретения социальных умений, использования командных практик взаимодействия в условиях учебно-коммуникативной среды. Показаны возможности данных принципов для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции в исследуемом направлении.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетент-ностный подход, будущие бакалавры юриспруденции, социальная компетентность, принципы формирования социальной компетентности.

Качественно осуществляемая юридическая практика весьма значима в самых разных сферах деятельности. В юридической поддержке нуждается деятельность людей в социальной, политической и экономической областях. Совершенно очевидно в этой связи, что профессиональные качества будущих бакалавров юриспруденции сегодня являются актуальной предметной областью исследований. Подчеркивая важность комплексного подхода к анализу профессиональных качества субъектов юридической профессии, мы все-таки хотели бы обратить внимание на высокую коммуникативную нагрузку юридической деятельности. В ней важна направленность на клиентов, социальная ответственность, готовность и способность на качественно высоком уровне удовлетворять интересы и запросы самых разных потребителей юридических услуг. Помимо глубоких юридических знаний, будущие бакалавры юриспруденции должны обладать хорошо сформированными компетенциями в области коммуникации, умениями решать профессиональные задачи в тесном взаимодействии с гражданами, навыками командной работы и межкультурного взаимодействия. Отметим, что перечисленные признаки профессиональной деятельности будущих бакалавров юриспруденции соответствуют описанию социальной компетентности. Принимая во внимание их перспективную ценность, целесообразно говорить о повышении эффективности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции на этапе их профессиональной подготовки в вузе.

Исследование выполнено в рамках методологии компетентностного подхода, традиционно признающего приоритетную ориентацию профессионального образования на его результаты. В ряду таких результатов основной упор делается на общекультурные и общепрофессиональные компетенции, развитие индивидуальности будущих специалистов и их самостоятельности [1; 3; 7; 12; 13 и др.]. В компетентностным подходе педалируется идея о перспективности формирования компетентности как комплексной способности уверенного применения знаний и умений в различных обстоятельствах профессиональной деятельности. Приобретаемые научные знаний в результате применения компетентностного подхода приобретают явно выраженную практическую на-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

правленность. Соответственно, прикладной характер преподаваемых дисциплин заметно повышает заинтересованность студентов в освоении содержания профессиональных образовательных программ. В процессуальном плане многие исследователи указывают на необходимость преимущественного применения деятельностных форм и методов обучения, что позволяет студентам получать качественный опыт применения знаний.

Со всей очевидностью исследования, проведенные в области формирования / развития социальной компетентности будущих специалистов, осуществляются в соответствии с положениями и принципами компетентностного подхода. В этом плане можно обратиться к публикациям Е.Н. Бо-рисенко [4], Н.А. Гороховская и Л.Н. Рулиене [5], Н.М. Кодинцевой [8], О.В. Колобовой [9], В. Л. Не-дорезовой [11].

В частности, Н.А. Гороховская, Л.Н. Рулиене определяют социальную компетентность в качестве профессионально важной характеристики, которая проявляется в усвоении и применении будущими специалистами норм и ценностей профессионального сообщества, готовности отвечать за результаты своей деятельности, способности устанавливать продуктивное взаимодействие в социально-профессиональной среде [5, с. 18].

Е.Н. Борисенко обращает внимание на такие признаки социальной компетентности студентов, как соотнесение личных интересов и позиции с общественными ценностями и целевыми установками; высокая востребованность в профессиональной сфере, профессиональная и жизненная успешность; уверенность в своих в своих профессиональных знаниях и умениях; коммуникабельность и инициативность [4, с. 54-55].

Н.М. Кодинцева подчеркивает развивающуюся связь приобретаемых будущими специалистами социальных знаний и умений с моделями и стратегиями их поведения. Она особо отмечает определяющее влияния такого рода социальных знаний на социальную активность и способность добиваться продуктивного решения профессиональных задач [8, с. 77-28].

Толкование социальной компетентности с точки зрения многообразия аспектов социальной активности специалиста осуществляет В.Л. Недоре-зова. Среди таких аспектов социальной активности она называет социально-коммуникативную, профессионально-методическую, экологическую деятельность. Обращаясь к этим видам деятельности, специалисты обнаруживают для себя новые смыслы в профессиональном взаимодействия, как с объектами трудовой деятельности, так и с коллегами [11, с. 53].

В качестве ключевого признака социальной компетентности О.В. Колобова называет способ-5 ность будущих специалистов уверенно решать о социально-профессиональные проблемы. Обе-^ спечивается это посредством овладения умени-° ями выдвигать, обосновывать и структурировать ав задачи, выбирать адекватные стратегии поведе-

ния, регулировать свою деятельность в соответствии с выбранной стратегией [9].

Анализ показывает, что социальная компетентность относится к наиболее важным профессиональным качествам будущих специалистов, наиболее ярко она обнаруживается во взаимодействии с окружающими людьми. Демонстрация социальной компетентности основывается на глубоком знании и понимании культурных норм, нравственных ценностей и прав. Будучи интегральной характеристикой, она объединяет в себе когнитивные, коммуникативные, эмоциональные и мо-тивационные проявления личности. Социальная компетентность проявляется в разных ситуациях взаимодействия людей, в том числе в условиях профессиональных контактов. Специалисты, владеющие социальной компетентностью, с высокой долей вероятности способны на профессионально высоком уровне решать различные по сложности задачи.

В соответствии с принятым за основу компе-тентностным подходом в данной статье социальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции понимается как личностное профессионально ценное качество, основными признаками которого являются: ориентация на правовые нормы и нравственные ценности, применение научных психологических и педагогических знаний при выполнении широкого спектра трудовых действий, уверенный анализ правовых ситуаций, применение стратегий эффективного общения с коллегами и клиентами.

Для формирования / развития социальной компетентности используются разные педагогические стратегии и применяются различные средства. Например, С.Н. Краснокутская для формирования социальной компетентности, предлагает новый курс по выбору, основное назначение которого заключается в совершенствовании умений студентов в аспекте выполнения новых социальных ролей, в том числе в сфере семейной жизни и делового этикета [10]. В качестве средств формирования социальной компетентности Е.Б. Дементьева называет усложнение содержания решаемых студентами социальных задач, которые соотносятся с профессиональными контекстами; стимулирование участие студентов в различного рода социально-образовательных проектах, предусматривающих использование технологий обмена знаниями и опытом; выполнение студентами различных социальных ролей в условиях командных и групповых практик педагогической работы [6]. Продуктивным инструментом формирования социальной компетентности Н.С. Бейлина считает деятельность куратора студенческой группы. Такая деятельность организуется во внеучебное время и основывается на предлагаемой программы кураторских часов [2]. Предлагаются и другие педагогические инструменты, которые также могут стать предметом анализа, в частности, с точки зрения применения в практике профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции.

В данной статье мы сосредоточимся на определении более общих подходов к формированию социальной компетентности указанной категории будущих специалистов. Это сделает предлагаемую практику более универсальной и направленной на повышение эффективности исследуемого процесса. Предполагается определение принципов, которые будут определять направленность процесса профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции на достижение поставленной цели. Соблюдение таких принципов обеспечить синхронизацию и согласованность принятых в университете подходов к организации и осуществлению профессиональной подготовки в рассматриваемом направлении.

Один из таких принципов заключается в обеспечении интеграции осваиваемых студентами знаний в правовой и социально-психологической области. Принцип поддерживается известными положениями, раскрывающие позитивный эффект синтеза свойств различных объектов. Такое объединение не только позволяет получить новое системное качество, но заметно усилить действие его свойств на протекание интересующего процесса. Заметим также, что интеграционные процессы активно поддерживаются Болонским движением, предопределившим направленность на компетентностью модели профессионального обучения. Учитывая тот факт, что современная воспитательная среда вуза обладает широкими возможностями для профессионального и личностного развития, можно прогнозировать результативные практики применения интегрированных знаний будущих специалистов юриспруденции в различных видах социальной активности (например, студенческие отряды, волонтерская деятельность и т.д.).

Подчеркивая преимущества предлагаемого принципа, также отметим, что приобретаемые профессиональные знания в области права, социологии и педагогики позволяют будущим бакалавров юриспруденции выстраивать предстоящую юридическую практику не только с точки зрения правовых норм, но и с позиции социальных требований, потребностей общества и отдельных людей. Это важно также с точки зрения налаживания социально-профессиональной коммуникации. В организационном выражении реализация данного принципа обеспечивается разработкой и использованием в образовательном процессе программ по выбору студентов, которые, собственно, и построены на условиях подобного рода интеграции.

Еще один принцип предусматривает преимущественное применение в профессиональном обучении продуктивных методов приобретения студентами социальных умений. В основе данного принципа находятся закономерности, раскрывающие глубинные причинно-следственные связи обучения и поддерживающие методологию системно-деятельностного подхода. Такая методология, как известно, ориентирует преподавателя стимулирования активной деятельности студентов. Соответственно, применение данного

принципа в практической работе находит воплощение в ориентации на такие методы и приемы обучения, которые обеспечивают активное участие студентов в процессе получения и усвоения новых знаний и умений.

Важно создать такие условия, которые бы не способствовали формированию иждивенческих настроений у студентов, их стремления к получения готовых знаний. Необходимо пробудить их активность в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности. Поэтому реализации указанного принципа предполагает применение преподавателями продуктивных методов обучения, причем как в рамках аудиторной, так и самостоятельной работы.

Еще один принцип предусматривает необходимость применения командных практик взаимодействия в условиях учебно-коммуникативной среды. В основе данного принципы лежат исследования, которые, с одной стороны, подчеркивают определяющее влияние социальной работы на становление и развитие поведения человека, а, с другой стороны, поддерживают результативный характер командной работы и ее направленности для достижение поставленных целей, развитие коммуникации и ответственности ее членов.

В плане реализации принципа предусматривается создание таких условий, при которых процедуры обмена знаниями и приобретение опыта коммуникации осуществляются более комфортно. При этом существенно расширяются возможности для развития социальных умений будущих бакалавров юриспруденции, становления у них опыта социального взаимодействия.

Предложенные принципы представляют собой своеобразные правила, опора на которые позволит повысить эффективность осуществления процесса формирования у будущих бакалавров юриспруденции социальной компетентности. Лежащие в основе данных принципов установки могут найти практическое применение при разработке методических указаний для преподавателей, вовлеченных в обучение данной категории будущих специалистов. При методически правильной их интерпретации и применении можно ожидать повышение качества профессиональной подготовки студентов в исследуемом аспекте.

Предложенный подход, основанный на обогащении существующей практики профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции за счет применения указанных выше принципов, проходил апробации в Чеченском государственном университете имени А.А. Кадырова. Эмпирическую работу осуществляло 3 преподавателя указанного университета и 64 студента, обучающихся по направлению профессиональной подготовки 40.03.01 Юриспруденция. В экспериментальной и контрольной группе было по 32 студента. В экспериментальной группе апробировалась методика формирования социальной компетентности, содержательные и организационно-педагогические средства которой опирались

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см а>

на выделенные принципы. Оценка сформирован-ности социальной компетентности осуществлялась на основании нескольких критериев: моти-вационного, когнитивно-социального и поведенческого. Апробация методики проводилась в течение одного семестра и показала немного более значимые изменения по всем трем критериям социальной компетентности в экспериментальной группе студентов. Мы предположили, что для усиления педагогического эффекта следует увеличить временный интервал применения указанной методики. Тем не менее, полученные результат свидетельствует об эффективности осуществления педагогической работы по формированию социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции в соответствии с обоснованными нами принципами.

Таким образом, учитывая сложившиеся тенденции в части повышения требований к уровню профессионализма будущих бакалавров социальной работы, а также принимая во внимание высокую коммуникативную нагрузку юридической деятельности, ее явно выраженную направленность на клиентов и социальную ответственность, ставится задача повышения эффективности формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. Коммуникативная компетентность будущих бакалавров юриспруденции рассматривается в русле компетентностного подхода и представляется как личностное профессионально ценное качество, основными признаками которого являются: ориентация на правовые нормы и нравственные ценности, применение научных психологических и педагогических знаний при выполнении широкого спектра трудовых действий, анализ правовых ситуаций, применение стратегий эффективного общения с коллегами и клиентами. В части решения поставленной задачи предложено использовать в практике профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции следующие принципы: интеграции осваиваемых студентами знаний в правовой и социально-психологической области, преимущественного применения в профессиональном обучении продуктивных методов приобретения социальных умений, использования командных практик взаимодействия в условиях учебно-коммуникативной среды. Проведенный на базе Чеченского государственного университета имени А.А. Кадырова педагогический эксперимента показал эффективность предложенного подхода.

Литература

1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гОс ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Бейлина, Н.С. Формирование социальной компетентности студентов гуманитарных специ-

альностей / Н.С. Бейлина // Высшее образование XXI в. - Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2010. -С. 2328.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 8-14.

4. Борисенко, Е.Н. Сущностная характеристика феномена «Социальная компетентность студента» / Е.Н. Борисенко // Вестник КемГУ. -2011. - № 1.- С. 53-59.

5. Гороховская, Н.А. Социальная компетентность как цель образования личности / Н.А. Гороховская, Л.Н. Рулиене // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2017. - № 2. - С. 16-21.

6. Дементьева, Е.Б. Философский контекст понимания социальной компетентности в образовании / Е.Б. Дементьева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск. -2010. - № 5. - С. 164168.

7. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к образованию / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. -2005. - № 3. - С. 27-40.

8. Кодинцева, Н.М. Развитие компетентности социального взаимодействия студентов / Н.М. Кодинцева // Вестник Тамбовского университета. - 2007. - № 9. - С. 76-79.

9. Колобова, О.В. Формирование социальной компетентности выпускника классического университета: Формирование социальной компетентности выпускника классического университета (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колобова Ольга Владимировна. -Рязань, 2003. - 16 с.

10. Краснокутская, С.Н. Семейное поведение студенческой молодежи / С.Н. Краснокутская // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - № 3 (10). - Ставрополь: Сев-КавГТУ, 2003. - С. 146-14

11. Недорезова, В.Л. Социально-профессиональная компетентность личности - продукт межкультурного взаимодействия. / В.Л. Недорезо-ва // Педагогическая наука и образование. -2008. - № 1. - С. 52-56.

12. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. № 3. - С. 20-26.

13. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64

THE PRINCIPLES OF EFFECTIVE FORMATION OF

SOCIAL COMPETENCE AMONG FUTURE BACHELORS

OF LAW

Alkhanov N.M.

Chechen State University

The aim of increasing the effectiveness of the process of forming

social competence of future bachelors of law at the stage of their

professional training at the university is justified. The methodological basis of the research is formed by the provisions of the competence approach, which is expressed in the definition of essential features of the concept "social competence of future bachelors of law". These attributes include: focus on legal norms and moral values, application of scientific psychological and pedagogical knowledge in performing a wide range of work activities, confident analysis of legal situations, and application of strategies for effective communication with colleagues and clients. Realization of the put forward target is carried out by means of definition and substantiation of principles of formation of social competence of the specified category of university students: integration of mastered knowledge in legal and socio-psychological area, predominant application in professional training of productive methods of acquisition of social skills, use of team practices of interaction in the conditions of educational and communicative environment. The possibilities of these principles to improve the effectiveness of professional training of future bachelors of law in the studied direction are shown.

Keywords: professional training, competence approach, future bachelors of law, social competence, principles of social competence formation.

References

1. Baidenko V. I. Identification of competences of university graduates as a necessary stage in the design of the state educational standard of higher professional education of the new generation: Methodological handbook. Moscow: Research Center for Specialists' Training Quality Problems, 2006, 72 p.

2. Beilina N.S. Formation of social competence of students of humanitarian specialties. Higher Education XXI century. Saint Petersburg: SPbSPU, 2010, pp. 2328.

3. Bolotov V.A., Serikov V.V. The competence model: from the idea to the educational program. Pedagogica, 2003, No. 10, pp. 8-14.

4. Borisenko E.N. The essential characteristic of the phenomenon "Social competence of the student". Bulletin of KemSU, 2011, No. 1, pp. 53-59.

5. Gorokhovskaya N.A., Rulien L.N. Social competence as the goal of personality education. Bulletin of the Belarusian State University. Education. Personality. Society, 2017, No. 2, pp. 1621.

6. Dementieva E. B. Philosophical Context of Understanding Social Competence in Education. Scientific problems of humanitarian research, Pyatigorsk, 2010, No. 5, pp. 164168.

7. Zeer E.F. Competence approach to education. Education and Science, 2005, No. 3, pp. 27-40.

8. Kodintseva N.M. Development of students' social interaction competence. Bulletin of Tambov University, 2007, No. 9, pp. 76-79.

9. Kolobova O.V. Formation of social competence of a classical university graduate: Formation of social competence of a classical university graduate (on the example of foreign language study): abstract of the dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences. Kolobova Olga Vladimirovna. Ryazan, 2003, 16 p.

10. Krasnokutskaya S.N. Family behavior of student youth. Bulletin of the North Caucasus State Technical University. Series "The Humanities". No. 3 (10). Stavropol: SevKavGTU, 2003. pp. 146-14.

11. Nedorezova V.L. Socio-professional competence of a person is a product of intercultural interaction. Pedagogical Science and Education, 2008, No. 1, pp. 52-56.

12. Tatur Y.G. Competence in the structure of specialist training quality model. Higher Education Today, 2004. No. 3, pp. 20-26.

13. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of personality-centered education. Narodnoe Obrazovanie. 2003, No. 2, pp. 58-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.