Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ / MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL-ETHICAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF JURISPRUDENCE / РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL-ETHICAL COMPETENCE / FUTURE BACHELORS OF JURISPRUDENCE / DEVELOPING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гараев Марсель Имамутдинович

В статье рассматривается модель формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции, отражающая системно-координируемое функциональное взаимодействие с общей стратегией подготовки сотрудников правоохранительных органов на основе реализации целевых профильно-ориентированных задач.Модель включает пять блоков: целевой (стратегическая, прогностическая и оперативная задачи); теоретико-методологический (подходы и принципы); структурно-содержательный (структурные компоненты профессионально-этической компетентности); процессуально-технологический (развивающие технологии); критериально-оценочный (интегративные показатели и уровни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гараев Марсель Имамутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME COMPONENTS OF MODEL OF FORMING THE PROFESSIONAL-ETHICS COMPETENCE OF THE FUTURE BACHELOR OF JURISPRUDENCE

In the article viewed the model of the formation of professional-ethical competence of future bachelors of jurisprudence, reflecting the system-coordinated functional interaction with the general strategy of training law-enforcement officers on the basis of the implementation of targeted profile-oriented tasks. The model includes five blocks: the target (strategic, prognostic and operational tasks); theoretical-methodological (approaches and principles); structurally-substantial (structural components of professional-ethical competence); process-technological (developing technologies); criterial-evaluation (integrative indicators and levels).

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

1. Lukov V.A., Lukov Vl.A. Tezaurusy II: Tezaurusnyj podhod k ponimaniyu cheloveka i ego mira. M.: Izd-vo Nac. in-ta biznesa, 2013. 640s.

2. Burlyaeva V.A., CHebanov K.A. Analiz strategii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki na Severnom Kavkaze // Nauchnyj vestnik Gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya «Nevinnomysskij gosudarstvennyj gumanitarno-tekhnicheskij institut». 2016. T. 2. S. 146-154.

3. Burlyaeva V.A. Studenchestvo kak sostavnaya chast' molodezhi // Nauchnoe obozrenie. 2009. № 6. S. 66.

4. Burlyaeva V.A., CHebanov K.A. Problemy social'no-psihologicheskogo haraktera v sovremennom sociume // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya // 2014. № 2 (45). S. 350-35.

ЧЕБАНОВ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой электроэнергетики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института ([email protected])

БУРЛЯЕВА ВИКТОРИЯ АРСЕНТИЕВНА - доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной и научной работе Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (burlyaeva-va@rambler. ru)

ОЛИШКЕВИЧ ТАТЬЯНА АДОЛЬФОВНА - аспирант кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института ([email protected]) КИЛО АННА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры профессионального обучения Невинномысского государственного гуманитарно-технического института ([email protected])

CHEBANOV, KONSTANTIN A. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Power Engineering Department of the Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected]). BURLYAEVA, VICTORIA A. - Doctor of Sociology, Professor, Pro-rector for educational and scientific work, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute ([email protected]).

OLISHKEVICH, TATIANA A. - Ph.D. student, Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected])

KILO, ANNA A. - Ph.D. student, Department of Professional Training, Nevinnomyssk State Humanitarian Technical Institute ([email protected])

УДК 378.095

ГАРАЕВ М.И.

О НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Ключевые слова: профессионально-этическая компетентность, будущие бакалавры юриспруденции, модель формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции, развивающие технологии.

В статье рассматривается модель формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции, отражающая системно-координируемое функциональное взаимодействие с общей стратегией подготовки сотрудников правоохранительных органов на основе реализации целевых профильно-ориентированных задач. Модель включает пять блоков: целевой (стратегическая, прогностическая и оперативная задачи); теоретико-методологический (подходы и принципы); структурно-содержательный (структурные компоненты профессионально-этической компетентности); процессуально-технологический (развивающие технологии); критериально-оценочный (интегративные показатели и уровни).

GARAEV, M.I.

ABOUT SOME COMPONENTS OF MODEL OF FORMING THE PROFESSIONAL-ETHICS COMPETENCE OF THE FUTURE BACHELOR OF JURISPRUDENCE

Keywords: professional-ethical competence, future bachelors of jurisprudence, model of formation of professional-ethical competence of future bachelors of jurisprudence, developing technologies.

In the article viewed the model of the formation of professional-ethical competence of future bachelors of jurisprudence, reflecting the system-coordinated functional interaction with the general strategy of training law-enforcement officers on the basis of the implementation of targeted profile-oriented tasks. The model includes five blocks: the target (strategic, prognostic and operational tasks); theoretical-methodological (approaches and principles); structurally-substantial (structural components of professional-ethical competence); process-technological (developing technologies); criterial-evaluation (integrative indicators and levels).

Особое место в исследовании процесса формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции занимает моделирование как общенаучный метод научного исследования. Именно моделирование, по мнению Н.В. Софроновой, Р.И. Гороховой [1], выводит педагогические исследования на уровень методологического знания. В разработанной нами модели формирования профессионально-этической компетентности обучаемых мы выделили целевой, методологический, структурно-содержательный, технологический и критериально-диагностический блоки. Дадим их краткую характеристику.

1 блок модели - целевой - определяет цель исследования, а именно формирование профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции.

Анализ специальной литературы по теме исследования показал, что проблема повышения качества профессиональной подготовки юристов активно обсуждается на правительственном уровне. Д.А.Медведев в апреле 2009 года на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России актуализировал необходимость повышения качества профессиональной подготовки юристов [2]. В мае этого же года был принят Указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» [3], предусматривающий повышение качества высшего образования в учреждениях, готовящих юристов.

В контексте государственных документов в целевом блоке нашей авторской модели обозначены стратегическая, оперативная и прогностическая задачи формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции:

- стратегическая: формирование профессионально-этической компетентности на основе интеграции общих и профессиональных компетенций с учетом морально-нравственного компонента их содержания;

- оперативная: формирование профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции в соответствии с моральным кодексом юриста;

- прогностическая: развитие способности будущего сотрудника правоохранительных органов осуществлять морально-нравственное общение во всех сферах профессиональной деятельности.

2 блок модели - методологический. Обеспечение эффективного формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции детерминирует следующие концептуальные теоретико-методологические установки в управлении образовательным процессом:

- концепции компетентностного подхода (И.Г. Агапов, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Р.Х.Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова, Г.И. Ибрагимов, В.Ш. Масленникова, А.А. Пинский, Т.М. Трегубова, М.А. Чошанов, В.С.Щербаков, Т. Brittel, N. Chomsky, Т. Hoffman, D. Hymes и др.);

- концепции гуманизации и гуманитаризации юридического образования (Ю.Н. Афанасьев, Г.И. Ибрагимов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.);

- идеи системно-деятельностного подхода (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королёв, А.М. Новиков, М.Л. Вайсбурд, Н.Ф. Талызина и др.).

Данные концептуальные теоретико-методологические установки были реализованы в следующих подходах: компетентностном, личностно ориентированном, герменевтическом и системно-деятельностном.

Компетентностный подход ориентирован на формирование у обучаемых общих и профессиональных компетенций морально-нравственной направленности в структуре их профессионально-этической компетентности. В процессе нашей опытно-экспериментальной работы в Казанском юридическом институте были проанализированы исследования, в которых представлены научно-теоретические основы компетентностного подхода (П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумина, Р. Барнетта, Дж. Равена (Великобритания и др.).

Личностно ориентированный подход обеспечивает развитие целостной личности студента, то есть формирование готовности к морально-нравственному самоопределению. Основные положения личностно ориентированного подхода рассмотрены в трудах Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Э.Н. Гусинского, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко и др.

Герменевтический подход (М.М.Бахтин, А.А.Брудный, В.Гумбольд, Г.-Г.Гадамер, В.Дильтей, А.Ф.Лосев и др.) создает условия для рефлексивной способности обучаемых к гуманистическому «смыслопорождению» решений в процессе профессионально-этического самоопределения.

Системно-деятельностный подход (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, Ф.Ф. Королёв, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Таланчук и др.) - это структурирование педагогического процесса как системы компонентов, взаимодействие которых направлено на достижение нравственно-ориентированных образовательных и воспитательных.

Рассмотренные выше подходы определили принципы исследования, необходимые для эффективного функционирования процесса формирования профессионально-этической компетентности, а именно:

- принцип модульности, т.е. разделение содержания образования на самостоятельные модули по научно обоснованным основаниям;

-принцип нравственно-субъектной презентации - профессионально-этическое развитие студентов в процессе выполнения различных профессиональных ролей;

- принцип акмеологичности, который заключается в воздействии на морально-этический опыт личности, стимулировании развития ее профессионально-этических свойств;

- принцип креативности, т.е. развитие качеств личности, влияющих на ее нравственно-этическое самоопределение и самосовершенствование,

3 блок модели формирования профессионально-этической компетентности был определен как структурно-содержательный.

Мы выделили следующие структурные компоненты профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции: когнитивный, аксиологический, коммуникативный, эмоциональный, рефлексивный и деятельностный. Структура профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции представлена ниже на схеме 1.

1.Когнитивный

Интеграционная целостность профессиональных и этических знаний как основа для осмысления любого факта на предмет его соответствия или несоответствия морально-нравственных ценностям и смыслам социума.

2. Эмоционально-ценностный

Совокупность нравственно- ценностных ориентиров, моральных убеждений и качеств личности, система этических мотивов ее жизнедеятельности: «этические ценности-знания», «этические ценности-качества», «этические ценности-отношения».

3. Коммуникативный

Способность и потребность личности к морально-нравственному общению, регулирующему совместную деятельность; наличие коммуникативно-этических умений и навыков; нравственный диалог с партнерами по общению, стимулирующий развитие морально-этического мышления студентов

4.Деятельностный

Творческое применение морально-этических знаний и компетенций в

профессиональной деятельности; развитая способность проектировать в нравственном контексте профессиональную деятельность в решении задач охраны, изучения и распространения культурно-нравственных ценностей.

Схема 1. Структура профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции.

4 блок модели был обозначен как технологический блок. В нем представлены технологии развивающего обучения, обеспечивающие эффективность формирования содержания профессионально-этической компетентности будущих бакалавров.

Методические основы развивающего обучения представлены в исследованиях Лебедевой В.П., Орловой В.А., Пановой В.И., Трегубовой Т.М. [4, 5], на основании которых были определены девять основополагающих характеристик технологии развивающего обучения в контексте формирования активной нравственно-этической позиции студентов. (Схема 2).

1. Развивающее обучение определяется как активно-деятельностный тип обучения, основанный на способности студента регулировать свои действия в соответствии с осознаваемым нравственно-этическим целеполаганием.

1 г

2. — Развивающее обучение использует особенности нравственно-этического развития

1

3. — Развивающие технологии способствуют формированию нравственно-этических качеств личности

1 г

4. Студент является нравственно-этическим субъектом образовательного процесса

5. —'* Развивающее обучение направлено на формирование критического мышления личности

ч г

6. * Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего нравственного развития личности

1

7. — Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике дедукции и рефлексии

1 г

8. — Развивающее обучение обеспечивает нравственное самообразование и самоопределение личности

;

9. — Развивающее обучение осуществляется путем решения проблемных учебных задач морально-нравственного характера

Схема 2. Основные характеристики технологии развивающего обучения в контексте формирования активной нравственно-этической позиции студентов.

5 блок модели - критериально-диагностический. Профессионально-этическая компетентность бакалавров юриспруденции является интегративным образованием. В определении Г.К. Селевко, компетентность нравственно-этической направленности - это готовность, способность и потребность жить по нравственным законам [6].

В процессе исследования были определены следующие критерии сформированности профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции:

когнитивный - знание базовых этических понятий в системе морально-нравственной терминологии; эмоционально-ценностный - положительные моральные чувства, переживания, связанные с морально-этическими отношениями в профессиональной деятельности; дифференцированные и устойчивые морально-нравственные эмоции, возникающие на основе профессионально-этических потребностей; коммуникативный -способность управлять процессами профессионального общения в соответствии с морально-этическими установками; прогнозирование и решение проблемных ситуаций нравственно-этического характера; творческий уровень нравственно-этического коммуникативного контроля; рефлексивно-деятельностный - осознание студентом своих реальных возможностей морально-нравственного влияния на окружающий мир на основе систематической и действенной профессионально-этической саморефлексии; активная настроенность студентов на этическое самоопределение в профессиональной деятельности.

Таким образом, в статье представлена модель формирования профессионально-этической компетентности будущих бакалавров юриспруденции, включающая пять блоков: целевой (стратегическая, прогностическая и оперативная задачи); теоретико-методологический (подходы: компетентностный, проектно-целевой, личностно ориентированный, герменевтический, системно-деятельностный; принципы:модульности, нравственно-субъектной презентации, акмеологичности, креативности), структурно-содержательный (когнитивный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и деятельностный компоненты профессионально-этической компетентности); процессуально-технологический (технологическая и дидактико-методическая обеспеченность формирования профессионально-этической компетентности); критериально-оценочный(интегративные критерии, ориентированные на структурно-содержательные компоненты профессионально-этической компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов: когнитивный, эмоционально-ценностный, коммуникативный рефлексивно-деятельностный).

Литература и источники

1. Софронова Н.В., Горохова Р.И. Моделирование педагогических систем: Чебоксары: Чувашский гос.пед.ун-т, 2011. 174 с.

2. Медведев, Д.А. Вступительное слово на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России. Москва, Кремль, 16.04.2009. Официальный сайт Президента России. URL:http: //archive.kremlin.ru /text/appears /2009 /04/215143.shtml.

3. Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.

4. Лебедева В.П., Орлова В.А., Панова В.И. Варианты проектирования образовательно-воспитательных микросред в реальной педагогической практике // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов науки и образования. 2015. №8 (75).

5. Трегубова Т.М. Диверсификация подготовки компетентных специалистов в рамках программы «ТЕМПУС» в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. 2011. № 30. С. 138.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. М.: Народное образование, 2005. 816с.

References and Sources

1. Sofronova N.V., Gorohova R.I. Modelirovanie pedagogicheskih sistem: Cheboksary: CHuvashskij gos.ped.un-t, 2011. 174 s.

2. Medvedev, D.A. Vstupitel'noe slovo na vstreche s chlenami prezidiuma Associacii yuristov Rossii. Moskva, Kreml', 16.04.2009. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. URL:http: //archive.kremlin.ru /text/appears /2009 /04/215143.shtml.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 26.05.2009 № 599 «O merah po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 22. St. 2698.

4. Lebedeva V.P., Orlova V.A., Panova V.I. Varianty proektirovaniya obrazovatel'no-vospitatel'nyh mikrosred v real'noj pedagogicheskoj praktike // Hroniki ob"edinennogo fonda ehlektronnyh resursov nauki i obrazovaniya. 2015. №8 (75).

5. Tregubova T.M. Diversifikaciya podgotovki kompetentnyh specialistov v ramkah programmy «TEMPUS» v usloviyah mezhdunarodnoj obrazovatel'noj integracii // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2011. № 30.

6. Selevko G.K. EHnciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij. V 2-h t. T.1. M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. 816s.

ГАРАЕВ МАРСЕЛЬ ИМАМУТДИНОВИЧ - преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Казанского юридического института МВД РФ.

GARAEV, MARCEL I. - the teacher of the department of operational search activity of the Kazan legal institute, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ([email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.