Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командная работа / языковой вуз / билингвы / владеющие якутским и русским языками / будущие учителя / английский язык / китайский язык / программа мероприятий / teamwork / language university / bilinguals who speak Yakut and Russian / future teachers / English / Chinese / program of events

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.И. Попова

В настоящей статье раскрывается проблема развития навыков командной работы у студентов-билингвов. Навыки командного взаимодействия являются основополагающими факторами успеха в профессиональной деятельности будущего учителя, которым необходимо уделять особое внимание на протяжении пяти лет обучения в вузе. Навыки командной работы, полученные в период обучения студентов, должны быть переданы и своим будущим ученикам. К таким навыкам относятся умения сотрудничества и распределения ролей для достижения общей цели, слушать своих коллег и одновременно высказывать свое мнение, выстраивать стратегии, проявлять инициативность и креативность. Существующие особенности билингвальной личности и культурные различия обучающихся затрудняют коммуникацию между участниками команды. Результаты проведенной диагностики изменений качеств личности студентов-билингвов на разных курсах, а также степень мотивации и готовности к работе в команде подтверждают необходимость создания примерной программы мероприятий для развития навыков командной работы. Выбранные методы и приемы (игровые упражнения на занятиях английского и китайского языков, интерактивные дидактические игры, викторины, деловые и ролевые игры, мозговой штурм) могут эффективно способствовать развитию навыков командной работы студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.И. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING TEAMWORK SKILLS IN BILINGUAL STUDENTS

The article reveals a problem of developing teamwork skills among bilingual students. Team interaction skills are fundamental factors for the success of a future teacher’s professional activity, which need to be given special attention during the five years of study at a university. The teamwork skills acquired during student training should be passed on to future students. These skills include the ability to collaborate and distribute roles to achieve a common goal, the ability to listen to your colleagues and at the same time express your opinion, build strategies, show initiative and creativity. The existing characteristics of a bilingual personality and cultural differences among students make communication between team members difficult. The results of the diagnostics of changes in the personality traits of bilingual students in different courses, as well as the degree of motivation and readiness to work in a team, confirm the need to create an approximate program of activities for the development of teamwork skills. The selected methods and techniques (game exercises in English and Chinese classes, interactive didactic games, quizzes, business and role-playing games, brainstorming) can effectively contribute to the development of teamwork skills of bilingual students who speak Yakut and Russian languages.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ»

на организацию воспитательно-образовательного процесса в различного рода образовательных организациях; предложена к рассмотрению специфика валь-дорфской педагогики в части взаимодействия педагога и обучающегося в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию личности обучающегося, и представлены пути их реализации в практической деятельности.

Библиографический список

Исходя из вышеизложенного, считаем возможным определить степень решения задач, необходимых для достижения цели исследования как высокую, поскольку теоретическая и практическая составляющие были выражены в предложенных формах возможного применения материалов при организации и осуществлении воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего и высшего образования.

1. Steiner R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik. Menschenkunde und Erziehungskunst. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1986; I.Teil.

2. Steiner R. Gesamtausgabe. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997; Bd. 55.

3. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1994.

4. Steiner R. Themen aus dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1994.

5. Штайнер Р Здоровое развитие (телесно-физическая свобода свободного проявления душевно-духовного). Калуга: Духовное познание, 1995. References

1. Steiner R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik. Menschenkunde und Erziehungskunst. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1986; 1.Teil.

2. Steiner R. Gesamtausgabe. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997; Bd. 55.

3. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1994.

4. Steiner R. Themen aus dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1994.

5. Shtajner R. Zdorovoe razvitie (telesno-fizicheskaya svoboda svobodnogo proyavleniya dushevno-duhovnogo). Kaluga: Duhovnoe poznanie, 1995.

Статья поступила в редакцию 29.09.23

УДК 378.02

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n. a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

DEVELOPING TEAMWORK SKILLS IN BILINGUAL STUDENTS. The article reveals a problem of developing teamwork skills among bilingual students. Team interaction skills are fundamental factors for the success of a future teacher's professional activity, which need to be given special attention during the five years of study at a university. The teamwork skills acquired during student training should be passed on to future students. These skills include the ability to collaborate and distribute roles to achieve a common goal, the ability to listen to your colleagues and at the same time express your opinion, build strategies, show initiative and creativity. The existing characteristics of a bilingual personality and cultural differences among students make communication between team members difficult. The results of the diagnostics of changes in the personality traits of bilingual students in different courses, as well as the degree of motivation and readiness to work in a team, confirm the need to create an approximate program of activities for the development of teamwork skills. The selected methods and techniques (game exercises in English and Chinese classes, interactive didactic games, quizzes, business and role-playing games, brainstorming) can effectively contribute to the development of teamwork skills of bilingual students who speak Yakut and Russian languages.

Key words: teamwork, language university, bilinguals who speak Yakut and Russian, future teachers, English, Chinese, program of events

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ

В настоящей статье раскрывается проблема развития навыков командной работы у студентов-билингвов. Навыки командного взаимодействия являются основополагающими факторами успеха в профессиональной деятельности будущего учителя, которым необходимо уделять особое внимание на протяжении пяти лет обучения в вузе. Навыки командной работы, полученные в период обучения студентов, должны быть переданы и своим будущим ученикам. К таким навыкам относятся умения сотрудничества и распределения ролей для достижения общей цели, слушать своих коллег и одновременно высказывать свое мнение, выстраивать стратегии, проявлять инициативность и креативность. Существующие особенности билингвальной личности и культурные различия обучающихся затрудняют коммуникацию между участниками команды. Результаты проведенной диагностики изменений качеств личности студентов-билингвов на разных курсах, а также степень мотивации и готовности к работе в команде подтверждают необходимость создания примерной программы мероприятий для развития навыков командной работы. Выбранные методы и приемы (игровые упражнения на занятиях английского и китайского языков, интерактивные дидактические игры, викторины, деловые и ролевые игры, мозговой штурм) могут эффективно способствовать развитию навыков командной работы студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками.

Ключевые слова: командная работа, языковой вуз, билингвы, владеющие якутским и русским языками, будущие учителя, английский язык, китайский язык, программа мероприятий

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) предполагает активное развитие навыков командной работы у студентов языковых вузов. Будущим учителям необходимо уметь работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Командная работа подразумевает под собой умения продуктивно взаимодействовать и сотрудничать в коллективе, определять роли, учитывать интересы других участников команды и соблюдать правила, нести личную ответственность за общий результат, а также вырабатывать стратегии для достижения цели, принимать решения, разрешать конфликтные ситуации и создавать дружелюбную, комфортную для всех рабочую атмосферу [1].

Вопросом развития командной компетенции у студентов занимались такие отечественные исследователи, как Т.А. Ашурова, А.М. Карякин, А.Д. Малышева, Ю.М. Жуков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Г Ширин и др. Однако развитию навыков командной работы у студентов-билингвов не уделяется должного внимания в педагогической практике. Этот факт обусловливает актуальность настоящего исследования, поскольку необходимость развития данных навыков у студентов связана не только с достижением личностного и профессионального успеха, но и с развитием командной компетенции их будущих школьников.

Целью нашего исследования является анализ развития навыков командной работы у студентов-билингвов на протяжении пяти лет обучения, а также разработка программы мероприятий для развития навыков командной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: исследовать понятия командной работы и командного взаимодействия; проанализировать психолого-педагогические условия развития навыков командной работы; проанализировать изменения в развитии навыков командной работы студентов бакалавров; выбрать методы и приемы эффективного развития навыков командной работы у студентов-билингвов; разработать программу мероприятий для развития навыков командной работы студентов.

Научная новизна настоящего исследования заключается в выявлении эффективных методов и приемов, используемых для программы мероприятий по развитию навыков командной работы у студентов-билингвов на основе проведенного анализа изменений в развитии исследуемых навыков.

Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости развития навыков командной работы у студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками, обучающихся по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (английский и китайский языки)».

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа мероприятий с различными методами и приемами для развития навыков командной работы у студентов-билингвов может быть использована на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами и магистрантами.

Итак, в соответствии с поставленными задачами был проведен анализ научных источников, результаты которого помогли сформулировать нам основные положения о развитии навыков командной работы у студентов-билингвов, которые необходимо учитывать при разработке программы мероприятий.

Командная работа представляет собой систему, в которой устанавливаются трудовой распорядок и дисциплина с распределением ролей каждого члена команды для оптимизации и стимулирования деятельности участников. Другими словами, работа в команде повышает производительность труда благодаря многообразию креативных решений и минимизации когнитивной нагрузки. К навыкам командной работы, которыми должен обладать будущий учитель иностранного языка, относятся следующие: определение цели, стратегий и задач совместной деятельности; определение своей и других функций участников; формирование командного духа, сплоченности, эмоционально положительной рабочей атмосферы; осознание личной ответственности за выполнение задач; проявление творческих способностей; умение слушать других членов команды, помогая им в процессе работы, выражать и аргументировать свое мнение, уважительно относиться к вкладу каждого в общее дело; разрешать конфликтные ситуации и находить компромисс; обладать такими качествами, как целеустремленность, коммуникабельность, эмпатия, инициативность, креативность, способность к саморазвитию [2].

Психолого-педагогическими условиями развития навыков командной работы являются профессиональный опыт членов команды, их возрастная категория, региональные и культурные особенности. Студенты-билингвы, владеющие якутским и русским языками, отличаются неконфликтностью, у таких студентов наблюдается развитое пространственное воображение, гибкое мышление и творческий подход к решению задач, они толерантны и доброжелательны [3]. Однако при организации командной работы необходимо учитывать и другие особенности студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками. Кроме свободного выражения своих мыслей на иностранном языке билингвы также должны овладеть другой национальной культурой и мировосприятием [4]. Процесс коммуникации может затруднять недостаточность словарного запаса, что влечет за собой замкнутость и неуверенность в себе. Также необходимо принимать во внимание этнокультурную специфику студентов-билингвов, особенности их менталитета и самосознания [5]. Эффективное развитие навыков командной работы у студентов напрямую зависит от выбора методов и приемов обучения, которые также смогли бы сформировать положительную устойчивую мотивацию. Для командного взаимодействия используются тренинги, мозговой штурм, метод проектов, игровые приемы, в том числе интерактивные, проведение творческих мероприятий и праздников.

Итак, в условиях правильно организованной командной работы каждый участник получает возможность реализовать свои сильные стороны и получить помощь от других членов команды в совершенствовании своих слабых сторон.

В работе были использованы следующие методы теоретического исследования: систематизация, конкретизация, анализ, синтез, интерпретация, оценивание и обобщение, а также эмпирические методы: наблюдение, тестирование, опрос и беседа.

Для определения степени сформированности навыков командной работы на разных курсах обучения в Северо-Восточном федеральном университете в

языковом вузе (с 1-го по 5-й) мы руководствовались такими критериями, как личностный, мотивационный, коммуникативный, когнитивно-аналитический и функциональный. На первоначальном этапе исследования нами было проведено тестирование «Семь качеств личности» по методике А.П Грецова для групп каждого курса. Ниже представлены результаты тестирования в виде диаграммы:

Таким образом, мы можем заметить, что все большее количество студентов с каждым годом обучения приобретают представленные качества личности, необходимые для развития навыков командной работы. Это связано с тем, что первый год обучения в вузе является ознакомительным этапом, где важную роль играет куратор, а у студентов формируется готовность к обучению в университете. Ученические коллективы только начинают складываться, командная работа еще дается нелегко, студенты знакомятся друг с другом, часто замкнуты, сдержанны, тревожны и подозрительны. В процессе коммуникации различия в культуре, мышлении, нормах общения и реакциях на полученную информацию вызывают трудности у обучающихся. На втором и третьем курсах обучения некоторые студенты продолжают проживать адаптацию, однако показатели необходимых качеств личности уже начинают увеличиваться, поскольку у обучающихся постепенно развивается самостоятельность мышления, и они увереннее высказывают свою точку зрения, студенты-билингвы активнее участвуют в различных объединениях, кружках, а также ценят товарищество и дружбу. Четвертый и пятый курсы являются наиболее благоприятными периодами для развития навыков командной работы студентов-билингвов, поскольку обучающиеся близки к окончанию вуза и получении профессии, многое уже позади, тем самым они наиболее заинтересованы в решении проблем посредством командного взаимодействия, студенты становятся увереннее в себе, смелее, общительнее, стрессоустойчи-вее, не боятся проявлять лидерские качества.

Что касается мотивационного аспекта, опрос студентов разных курсов об их отношении к работе в команде также подтверждает низкую степень мотивации, заинтересованности в командной работе на первоначальных этапах обучения. Особенности билингвальной личности, а именно - недостаточные знания других языков (русский, английский, китайский), явления интерференции и калькирования на первых курсах также являются препятствующими факторами в эффективной командной работе: низкий уровень сформирован-ности коммуникативных навыков. Наблюдения преподавателей на занятиях по английскому и китайскому языкам показывают, что обучающиеся первых и вторых курсов имеют лишь поверхностные знания о принципах работы в команде, однако на последующих этапах обучения студенты уже могут ставить цель совместной деятельности, анализировать и оценивать собственную функцию. Кроме того, обучающиеся четвертых и пятых курсов владеют на хорошем уровне различными приемами для эффективной командной деятельности.

Итак, развитие навыков командной работы у студентов-билингвов на первых курсах обучения требуют особого внимания, осторожности и педагогического такта, однако необходимо помнить о командном взаимодействии и на старших курсах, совершенствовать эти навыки средствами иностранного языка. Именно поэтому нами была разработана примерная программа мероприятий с подобранными методами и приемами для каждого года обучения, средствами практических занятий английского/китайского языка.

Рис. 1. Диагностика изменений качеств личности, необходимых для командной работы, у студентов-билингвовнапротяжении5лет

Таблица 1

Примерная программа мероприятий для развития навыков командной работы у студентов-билингвов на разных этапах обучения

Этап обучения Методы и приемы (активные/интерактивные) Описание (примеры) Внеурочные мероприятия, лингвострановедческой направленности

1 курс 1. Интерактивные дидактические игры 2. Игровые командные упражнения 3. Ролевые игры 1. Создание интерактивных дидактических игр онлайн и викторин с помощью различных цифровых образовательных ресурсов. 2. Упражнения для формирования и совершенствования коммуникативных навыков в игровой форме по командам 3. Интервью и составление диалогов в игровой форме с распределением ролей Конкурсы, - праздники, - олимпиады, - деятельность студенческих кружков,

2 курс 4. Командные игры на станциях 5. Мозговой штурм 6. Ролевые игры 4. Студенты распределяются в группы, проходят станции, выполняют задания, заполняют маршрутный лист. 5. Обучающиеся распределяются в группы, ведут совместный поиск решения поставленной задачи, аргументируют свое видение решения учебной задачи, активно участвуют в дискуссии. 6. Инсценирование ситуаций и диалогов, литературных произведений - концерты, - экскурсии и выезды

3 курс 7. Деловые игры 7. Совместное обучение в группе при работе над общими учебными заданиями; командное взаимодействие в процессе решения проблемной ситуации

4 курс 5 курс 8. Метод проектов 8. Совместное творческое планирование и разработка, создание конечного продукта

Итак, основными методами, используемыми для развития навыков командной работы, являются активные и интерактивные: метод проектов и игровые приемы (дидактические и ролевые игры, в том числе интерактивные, с помощью цифровых образовательных ресурсов, а также командные игры на станциях), поскольку именно они способствуют повышению мотивации к командному взаимодействию, помогают раскрыть творческие способности обучающихся, способствуют проявлению и развитию личностных качеств, необходимых для работы в команде, совершенствуют коммуникативные навыки, активизируют дивергентное мышление, развивают толерантность к чужой культуре, способствуют гибкости и подвижности сознания, адекватной оценке своей роли для достижения общей цели. Каждый из представленных методов и приемов может наполняться необходимым от учебной, коммуникативной задачи контентом для конкретного иностранного языка. Хронология использования определенных методов и приемов для развития навыков командной работы обусловлена особенностями изменения личностных качеств студентов-билингвов на протяжении пяти лет обучения и выстроена «по принципу усложнения» навыков командного взаимодействия,

Библиографический список

однако стоит отметить, что те или иные методы и приемы могут варьироваться в применении конкретных студентов (курсов) в зависимости от психолого-педагогических особенностях группы. Кроме того, организация таких внеурочных мероприятий, как конкурсы, праздники, олимпиады, кружки, концерты и экскурсии, также могут эффективно влиять на развитие навыков командной работы у студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками.

Таким образом, процесс развития навыков командной работы у студентов-билингвов осложняется психолого-педагогическими условиями обучения и недостаточной разработанностью конкретных методов и приемов. Результаты настоящего исследования показывают, что на первых этапах обучения в вузе студенты склонны к робости, неуверенности в себе, тревожности, подозрительности, замкнутости. Однако далее мы отметили положительную динамику изменения этих качеств личности. Так, для преодоления трудностей в коммуникации нами была разработана примерная программа мероприятий для развития навыков командной работы, необходимых для профессиональной деятельности будущих учителей.

1. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) от 11 января 2016 года. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

2. Малышева А.Д., Николаева А.Д. Формирование командной готовности студентов на занятиях по иностранному языку Дискуссия. 2017; № 5: 76-90.

3. Ширин А.Г Билингвизм: поиск подходов к исследованию в отечественной и зарубежной науке. Вестник Новгородского государственного университета. 2016; № 36: 63-67.

4. Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия. Вестник Московского университета. Психология. 2007; № 1: 44.

5. Maluch J.T. Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany. Learning and Individual Differences. 2016; Vol. 51: 111-118.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata) ot 11 yanvarya 2016 goda. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.

2. Malysheva A.D., Nikolaeva A.D. Formirovanie komandnoj gotovnosti studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Diskussiya. 2017; № 5: 76-90.

3. Shirin A.G. Bilingvizm: poisk podhodov k issledovaniyu v otechestvennoj i zarubezhnoj nauke. VestnikNovgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 36: 63-67.

4. Zhukov Yu.M. Problemy izmereniya tochnosti mezhlichnostnogo vospriyatiya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Psihologiya. 2007; № 1: 44.

5. Maluch J.T. Bilingualism as a resource for foreign language learning of language minority students? Empirical evidence from a longitudinal study during primary and secondary school in Germany. Learning and Individual Differences. 2016; Vol. 51: 111-118.

Статья поступила в редакцию 30.09.23

УДК 378

Chemezova B.A., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: branzulja@mail.ru

HISTORY OF HIGHER NURSING IN THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA. The article examines history of development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The main historical information, the analysis of the formation of nursing education in this region in different periods of time and the current state are given. In the historical analysis, the stages of the formation of nursing in Yakutia are considered. The purpose of this study is to describe the historical stages of the development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The objective of this study is to describe the historical stages of the development of higher nursing in the Republic of Sakha (Yakutia). The research results include: the concept of healthcare and nursing in general; the step-by-step history of the formation of the higher nursing in the Republic of Sakha; the problems of the current stage of development of the higher nursing in the Republic of Sakha.

Key words: higher nursing education, medicine, healthcare, qualifications, Republic of Sakha (Yakutia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.