Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командная работа / будущий учитель / национальный характер / teamwork / future teacher / national character

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.И. Голиков, М.И. Попова

В статье раскрывается проблема формирования навыков командной работы будущих учителей иностранных языков, основанной на структуре педагогической деятельности, позволяющей обеспечить личностно ориентированный подход в обучении, учитывающий особенности национального характера, влияющих на эффективность работы студента в команде. Авторы предлагают внедрить в образовательный процесс вуза смешанный принцип образования и командной работы: формирование команд самими студентами по принципу контактности; распределение ролей в команде с учетом особенностей характера каждого члена команды; самоорганизация работы студентов в группах; более глубокое усвоение приобретаемых в команде знаний приводит к качественному улучшению успеваемости студентов; углубляются приобретаемые знания, повышается качество профессиональной подготовки, что способствует востребованности выпускников вузов на профессиональном рынке труда. Выделяются и описываются характерные особенности студентов педагогического направления Северо-Восточного федерального университета, изучающих английский и китайский языки. Значительное внимание уделяется трудам отечественных исследователей, на которые можно ориентироваться при рассмотрении проблемы развития навыков командной работы у студентов языкового вуза Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ TEAMWORK SKILLS

The article reveals a problem of forming teamwork skills in future teachers of foreign languages, based on the structure of pedagogical activity, which provides a student-oriented approach to teaching, taking into account the peculiarities of the national character that affect the effectiveness of the student’s work in a team. The authors propose to introduce a mixed principle of education and teamwork into the educational process of the university: the formation of teams by the students themselves according to the principle of communication; distribution of roles in the team, taking into account the characteristics of the character of each team member; self-organization of work of students in groups; deeper assimilation of knowledge acquired in the team leads to a qualitative improvement in student academic performance; the acquired knowledge is deepened, the quality of professional training is improved, which increases university graduates’ competitive ability on the professional labor market. The characteristic features of the pedagogical students majoring in English and Chinese of the North-Eastern Federal University have been singled out and described. Considerable attention is paid to the works of Russian researchers, studying the problem of improving the quality of future teachers’ teamwork skills among students of the language university of the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

5. Kolosov M.S., Fedak E.I. Formirovanie smyslozhiznennyh ustanovok v processe razvitiya sanogennogo myshleniya voennosluzhaschih podrazdelenij special'nogo naznacheniya VNG RF. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 34 - 36.

6. Savin Yu.V. Vospitanie politicheskoj bditel'nosti u lichnogo sostava kontrol'no-propusknyh punktov Pogranichnyh vojsk KGB SSSR. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1989.

7. Sahanskij N.B. Vospitanie politicheskoj bditel'nosti u kursantov voenno-politicheskih uchilisch. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1989.

8. Tarasov M.M. Individual'nyjpodhod v vospitaniibditel'nostiu kursantov vuzov VV MVD Rossii. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 24.03.22

УДК 378.02

Golikov A.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector of Educatonal Management, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: alex_golikov@mail.ru

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

SCIENTIFIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS' TEAMWORK SKILLS. The article reveals a problem of forming teamwork skills in future teachers of foreign languages, based on the structure of pedagogical activity, which provides a student-oriented approach to teaching, taking into account the peculiarities of the national character that affect the effectiveness of the student's work in a team. The authors propose to introduce a mixed principle of education and teamwork into the educational process of the university: the formation of teams by the students themselves according to the principle of communication; distribution of roles in the team, taking into account the characteristics of the character of each team member; self-organization of work of students in groups; deeper assimilation of knowledge acquired in the team leads to a qualitative improvement in student academic performance; the acquired knowledge is deepened, the quality of professional training is improved, which increases university graduates' competitive ability on the professional labor market. The characteristic features of the pedagogical students majoring in English and Chinese of the North-Eastern Federal University have been singled out and described. Considerable attention is paid to the works of Russian researchers, studying the problem of improving the quality of future teachers' teamwork skills among students of the language university of the Republic of Sakha (Yakutia).

Key words: teamwork, future teacher, national character.

А.И. Голиков, д-р пед. наук, проректор по образовательной деятельности, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,

г. Якутск, E-mail: alex_golikov@mail.ru

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье раскрывается проблема формирования навыков командной работы будущих учителей иностранных языков, основанной на структуре педагогической деятельности, позволяющей обеспечить личностно ориентированный подход в обучении, учитывающий особенности национального характера, влияющих на эффективность работы студента в команде. Авторы предлагают внедрить в образовательный процесс вуза смешанный принцип образования и командной работы: формирование команд самими студентами по принципу контактности; распределение ролей в команде с учетом особенностей характера каждого члена команды; самоорганизация работы студентов в группах; более глубокое усвоение приобретаемых в команде знаний приводит к качественному улучшению успеваемости студентов; углубляются приобретаемые знания, повышается качество профессиональной подготовки, что способствует востребованности выпускников вузов на профессиональном рынке труда. Выделяются и описываются характерные особенности студентов педагогического направления Северо-Восточного федерального университета, изучающих английский и китайский языки. Значительное внимание уделяется трудам отечественных исследователей, на которые можно ориентироваться при рассмотрении проблемы развития навыков командной работы у студентов языкового вуза Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: командная работа, будущий учитель, национальный характер.

В современном мире проблема формирования навыков командной работы востребована в обществе. Работа, предполагающая коммуникацию и обмен информацией, приобретает особую актуальность в настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого потенциала человека постоянно возрастает.

Наша эпоха характеризуется влиянием пандемии COVID-19 на стратегии развития образования и востребованные формы взаимодействия студентов в условиях высшей школы. В связи с принимаемыми мерами безопасности обра-

Таблица 1

Сравнение требований ФГОС 3+ и ФГОС 3++ к формированию навыков командной работы

зовательной среды возникает необходимость в развитии традиционных форм и создании особых Погта1-программ. При этом необходимо ориентироваться не только на аналоговые, но и дистанционные возможности реализации образовательного процесса.

Иными словами, социальный запрос, поставленный перед вузами, - это развитие навыков работы в команде выпускников для успешной трудовой деятельности. Данный запрос сформулирован в двух последних вариантах ФГОС высшего образования: ФГОС 3+ и ФГОС 3++.

В рамках нашего исследования целевая аудитория - это студенты, обучающиеся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата).

Целью работы является разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной методики развития навыков командной работы студентов языкового вуза, обучающихся по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Цель определяет поставленные нами задачи: анализ трудов отечественных исследователей, на которые можно ориентироваться при рассмотрении проблемы развития навыков командной работы у студентов языкового вуза; изучение особенностей национального характера, влияющих на эффективность работы студента в команде; внедрение в учебный процесс методов и приемов для совершенствования уровня сформированности владения навыками командной работы. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены наиболее эффективные педагогические условия формирования готовности к работе в команде студентов саха. Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по организации командной работы, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях разных типов.

Одним из факторов, предопределяющим успешность работы студента в команде, являются особенности национального характера, которые будут рассмотрены далее в логической последовательности.

ФГОС 3+ ФГОС 3++

В Приказе Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г N 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» командная работа входит в общекультурные компетенции (ОК-5): «способность работать в команде, то-лерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия» [1] В Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г N 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (редакция с изменениями от 08.02.2021) представлены основные компетенции студентов бакалавриата с двумя уровнями подготовки, и среди них: «Командная работа и лидерство УК-3, которая подразумевает способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» [2]

Таблица 2

Сравнение требований образовательных программ по направлениям 44.03.01 и 44.03.05 к формированию навыков командной работы

44.03.01 44.03.05

Учитывается следующая универсальная компетенция: УК-3, предполагающая способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Не указан список дисциплин, в ходе изучения которых развиваются навыки социального взаимодействия В общем списке компетенций выделяем ОК-5, подразумевающую развитые умения работать в команде, терпимое отношение к социальным, личностным и культурным различиям. Предметы, в процессе изучения которых происходит развитие данной компетенции: - введение в теорию социальной коммуникации; - история и культура англоязычных стран; - история и культура стран, в которых государственным является китайский; - государственная итоговая аттестация; - подготовка к защите ВКР и процесс защиты. Также навыки командной работы развиваются в ходе педагогической практики студентов

В силу того, что подавляющее большинство обучающихся в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (далее СВФУ) являются представителями коренных народов Республики Саха (Якутия), следует рассмотреть некоторые аспекты, присущие студентам исследуемой категории.

Известный исследователь культуры народа саха К. Уткин отмечает, что одним из ведущих принципов народной педагогики является воспитание у ребёнка общительности [3, с. 218]. Для плодотворного сотрудничества взрослых необходимо развитие данного качества в детях.

В работе У.С. Борисовой, посвященной ценностям современных якутян, содержатся данные опроса 269 семейных мужчин и женщин. Среди тех черт, которые они хотят видеть в супруге, указывается «родовая солидарность, взаимоподдержка и ...открытость другим» [4].

Согласно национальной доктрине образования в РФ, в период до 2025 года для всех этносов, проживающих в нашей стране, должно быть организовано этнокультурное образование. В Якутии по сравнению с Алтайским краем, Тувой, Бурятией работает гораздо больше школ, преподавание в которых ведётся на родном языке, а программа включает предметы, связанные с национальной культурой, например, «Ураанхай саха обото» в начальной школе и <^рун Уолан», «Кыыс Куо» - в старшей. Работа таких школ способствует формированию личности молодых якутян, сохраняющих национальные духовные ценности, среди которых - умение сотрудничать с другими людьми.

Академик В.А. Роббек называл жителей, проживающих на территории Республики Саха, людьми циркумполярной культуры, т.к. как они живут в согласии с природой, а всех живущих вокруг воспринимают как равных себе [5]. Однако такая толерантность, заложенная в менталитете якутян, сочетается с их относительной замкнутостью, что не позволяет говорить об абсолютной склонности к групповой работе.

Региональный психолог А.П. Оконешникова исследует проблему межэтнического общения. В частности, она указывает, что согласно психологической теории межличностного познания личность в многонациональном коллективе способна плодотворно работать и решать поставленные задачи совместно. Далее в работе «Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга» она утверждает, что не только уважение к другим народам, свойственное якутам, будет способствовать успешной командной работе. На результаты восприятия другого члена коллектива и взаимопонимания в группе будут иметь влияние и коммуникативные способности [6]. Также, по мнению А.П. Оконешниковой, на качество взаимодействия в коллективе будет влиять своеобразие исторического развития этноса, которое выразится в разных авто- и гетеростереотипах.

Многочисленные региональные исследования доказывают, что каждая этническая группа обладает рядом характерных особенностей, в том числе на уровне обыденного сознания. В автостереотипе якутов в исследовании А.П. Оконешниковой из положительных качеств наиболее выражены следующие: интеллектуальное развитие, доброта, трудолюбие и честность, а из отрицательных - инертность, ригидность, замкнутость, обидчивость, упрямство и неуверенность [6].

На развитие личностных качеств студентов, являющихся коренными жителями Якутии, также оказывает влияние своеобразие этнокультурной и социальной среды республики. Мы считаем, что проблему формирования личностных качеств молодежи Севера невозможно решить с помощью общепринятых стандартов образовательных учреждений, т.к. менталитет северного человека отличается от других типологических параллелей и требует индивидуального подхода [7; 4]. Мы согласны с их точкой зрения, что традиционный уклад жизни (проживание семей географически далеко друг от друга), суровые климатические условия

и исторические виды деятельности якутов (промысловая охота, рыбалка, скотоводство) предполагают командный характер работы и повлияли на черты национального характера коренных жителей Якутии. Им присущи такие особенности менталитета, как вдумчивость, наблюдательность, осторожность.

Необходимость учета особенностей национального самосознания коренных жителей Республики Саха (Якутия) в условиях поликультурного общества отмечена в работах УС. Борисовой, РИ. Васильевой, С.К. Ефимовой, Л.С. За-морщиковой, А.А. Корякиной, П.П Никифоровой, С.Н. Павловой, ПМ. Парниковой, С.И. Прокопьевой, Л.Д. Старостиной, и др.

В своём диссертационном исследовании У.С. Борисова отмечает, что этническая социализация является одним из инструментов становления личности, в котором приобретаются особенности менталитета народа, его духовного и культурного наследия. При этом автор отмечает, что необходимо учитывать этнопсихологические особенности и этнопедагогические традиции семьи, социума и народа.

Исследователь подчеркивает, что сегодня перед коренными народами Севера стоят задачи принятия современных ценностей и требований общества наряду с сохранением традиционного образа жизни и родного языка [4].

П.П. Никифорова отмечает необходимость сохранения национальной идентичности в условиях глобализации. Проблема заключается в том, что развитие одних элементов культуры (музыка, национальные спортивные игры и т.д.) идёт параллельно с регрессом других, например, родного языка [8]. Л.С. Заморщикова (СВФУ) утверждает, что обществу грозит утрата национальной и культурной идентичности, что может привести к исчезновению многих языков народов Севера [9]. Сохранение языков и культуры способствует сохранению национальной самобытности, национальной идентичности любого народа. А.А. Корякина (СВФУ), говоря об особенностях поликультурной личности, отмечает, что для успешной реализации личностного потенциала граждан Республики Саха (Якутия) необходимо учитывать их проживание в сфере бытования двух языков и, соответственно, поликультурное общество. Поэтому на первый план в воспитании молодых якутян выходит «стратегия ненасилия». В национальной культуре столпом нравственности является терпимость к чужим позициям, ценностям, культурам, поиск взаимоприемлемых компромиссов, идея диалога и взаимопонимания и т.п. [10].

Изучению взаимодействия русского и якутского языков в условиях многоязычного общества посвящено исследование Р. И. Васильевой, в котором анализируются особенности языкового поведения якутов в полиэтнической среде. Автор подчеркивает, что языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) характеризуется двуязычием, сформировавшимся в результате длительного взаимодействия языков. При этом преобладающим типом двуязычия, по мнению автора, является якутско-русское двуязычие, обратный тип практически отсутствует [11].

ПМ. Парникова, чье диссертационное исследование посвящено проблемам развития учебной самостоятельности студентов, рекомендует развитие их навыков по следующим направлениям:

- теоретическому, которое включает готовность к командной работе;

- содержательному, предполагающему адекватный подбор учебного материала;

- практическому, которое предполагает владение развитыми умениями командной работы [12].

Несмотря на то, что в исследованиях достаточно широко рассматриваются вопросы особенностей языковой личности студентов национальности саха, этнокультурного и поликультурного образования, психолингвистических аспектов формирования их коммуникативной компетенции, на данный момент остаются не изученными коммуникативные особенности студентов Республики Саха (Якутия), способствующие работе в команде, а именно - проблема формирования навыков командной работы и soft skills.

Если представить все необходимые будущему учителю иностранных языков навыки в виде пазла, то одним из самых значимых элементов будут soft skills. Это те социально-психологические навыки, без которых невозможно эффективное выполнение профессиональных обязанностей учителя, - коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Иными словами, без сформированных soft skills невозможно применение hard skills.

Вышесказанное определяет специфику студентов Республики Саха (Якутия), которая связана с климатическими условиями Крайнего Севера, экономической системой, в которой традиции и обычаи определяют практику использования природных ресурсов, материальной и духовной культур, влияют на менталитет и этническое самосознание жителей циркумполярного региона, заключающееся в самодостаточности и, как следствие, - замкнутости, приспособленности к выживанию в суровых условиях.

Все указанные факторы формируют особый образ мира и влияют на восприятие окружающей действительности, коммуникативные навыки студентов, что обосновало необходимость выявления педагогических условий, способствующих раскрытию коммуникативного потенциала в процессе формирования навыков командной работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова (далее - СВФУ) на базе Института зарубежной филологии и регионоведения (далее - ИЗФиР) среди студентов кафедры английской филологии. В стремительно меняющемся современном мире

СВФУ является местом, где проводятся различные научные исследования, разрабатываются и апробируются актуальные социально-гуманитарные практики, обеспечивающие сохранение и развитие культур народов северо-востока России и циркумполярных территорий.

В настоящее время на кафедре английской филологии подготовка ведется по пяти программам бакалавриата: 45.03.01 Филология: Зарубежная филология (английский язык и литература); 41.03.01 Зарубежное регионоведение: Американские исследования; 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: Иностранный язык (английский) и иностранный язык (китайский); 44.03.01 Педагогическое образование: Иностранный язык (английский язык) (заочная форма). Количество участников опытно-экспериментальной работы по формированию навыков командной работы составило 130 чел.

Первичное анкетирование показало, что на кафедру поступают большей частью представители центральной, вилюйской и юго-восточной групп улусов республики. Представители юго-западной (Мирнинский, Ленский, Олекминский улу-

сы) предпочитают обучаться за пределами республики, представители северной группы (Анабарский, Оленекский, Жиганский, Кобяйский, Томпонский, Булунский, Аллаиховский, Нижнеколымский, Усть-Янский, Среднеколымский, Верхнеколымский, Оймяконский, Абыйский, Момский, Верхоянский, Эвено-Бытантайский) выбирают другие направления подготовки в вузе.

Городские школы представлены выпускниками Городской классической гимназии (13%), СОШ № 31 (11,3%), ЯГНГ (9,7%), СОШ № 33 (9,7%), СОШ № 1 (8%), СОШ № 26 (8%), Хатасской СОШ (6,4%), НПСОШ № 2 (5%), СОШ №17 (5%), ГБНОУ РС(Я) РЛИ (5%), Физико-техническим лицеем (5%), СОШ № 30 (3,2%), по одному выпускнику из СОШ № 5, СОШ № 7, СОШ № 9, СОШ № 38, Саха Политехнического лицея, Высшей школы музыки, Табагинской СОШ за период с

Библиографический список

2017 по 2022 годы. В школах г. Якутска обучаются представители разных национальностей, языков и культур: якутов (саха), русских, коренных малочисленных народов Севера, татар, бурят, украинцев, армян, киргизов, узбеков, белорусов и др. народов, проживающих на территории Якутии. По этой причине региональную систему образования отличает полиэтничность, влияющая на содержание обучения и воспитания обучающихся.

Студенты являются представителями саха (89,9%), 7,8% - русскими, 2,3% - представителями других национальностей. Ведущий язык коммуникации у 20% студентов русский, у 80% якутский. У улусных студентов (57,4%) на 1-2 курсах наблюдается проблема интерференции якутского языка, которая сглаживается к 3 курсу.

В ходе исследования были использованы следующие методы: наблюдение, беседы с кураторами учебных групп, анкетирование.

В табл. 3 представлены особенности и сложности при организации командной работы у студентов педагогического направления.

Таблица 3

Собственный педагогический опыт, результаты анкетирования, беседы с преподавателями, анализ работ студентов показывают недостаточно высокий уровень сформированности навыков командной работы.

Анализ степени разработанности проблемы исследования позволяет сделать заключение о том, что в педагогической науке и образовательной практике подготовки будущих учителей иностранных языков существует противоречие на социально-педагогическом уровне между наличием социального заказа на подготовку учителей иностранных языков, готовых к новым вызовам современного российского общества, включая командную работу, и сложившейся практикой обучения студентов педагогического направления языкового вуза в национальной республике.

Особенности студентов АПО Сложности при организации командной работы у студентов АПО

Социально-поведенческие (хорошо развит коллективизм, уважение к старшему поколению, ответственность) Слишком привержены к соблюдению правил командной работы. При малейшем сбое, нарушениях плана теряются, могут увязнуть в малозначимых деталях

Влияние национального характера (сдержанность, медлительность, скромность) Творческое самовыражение (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование) Безынициативны, пассивны, ждут, что выскажется «кто-то другой». Групповой нонконформизм Трудно вербально выражать свои чувства. Излишняя замкнутость, интровертность мешают командной работе

Интерференция со стороны якутского и русского языков Боязнь критики при разборе ошибок препятствует организации слаженной команды

Владеющему якутским языком легче освоить английское произношение. У студентов хорошо развиты навыки работы с аудиотекстом Зависимость от чужого мнения удерживает от публичного выступления. Убеждены, что мало значат для команды, в силу своей скромности. Публично выступая, недостаточно убедительны из-за неуверенности в точном выражении мыслей на иностранном языке

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г N 91. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/71345782/paragraph/65:0

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г N 91. Available at: //https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864

3. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998.

4. Борисова У.С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ: На материалах Республики Саха (Якутия). Автореферат диссертации ... доктора социологических наук. Санкт-Петербург 2006: 49 - 56.

5. Роббек В.А. Толерантность-основа циркумполярной культуры народов Севера и Арктики. Толерантность и народы Севера. Якутск, 1996.

6. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Якутск, 1988.

7. Болгарина Е.В. Формирование готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия». Педагогика высшей школы. 2015; № 2: 27 - 29.

8. Никифорова П.Г Национальная идентичность народа саха в условиях глобализации: специальность 09.00.11 «Социальная философия». Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Якутск, 2010.

9. Заморщикова Л.С., Петрова В.А. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия): особенности смешения и переключения кодов. Казанская наука. 2018; № 12: 141 - 143.

10. Корякина А.А. О поликультурной языковой личности. Available at: //mir-nauki.com/PDF/25PDMN616.pdf

11. Васильева РИ. Языковая ситуация в условиях многоязычного общества в Республике Саха (Якутия): на материале взаимодействия якутского и русского языков в Приленье. Диссертация ... кандидата филологических наук. Якутск, 2007.

12. Парникова ГМ. Формирование учебной самостоятельности будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2009.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyamipodgotovki) (uroverí bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09 fevralya 2016 g. N 91. Available at: http://ivo.garant.ru/#/ document/71345782/paragraph/65:0

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki) (uroven' bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09 fevralya 2016 g. N 91. Available at: //https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71797864

3. Utkin K.D. Kultura naroda saha: 'etnofilosofskij aspeki. Yakutsk: Bichik, 1998.

4. Borisova U.S. 'Etnokul'turnoe obrazovanie: istoriko-sociologicheskij analiz: Na materialah Respubliki Saha (Yakutiya). Avtoreferat dissertacii ... doktora sociologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006: 49 - 56.

5. Robbek V.A. Tolerantnost'-osnova cirkumpolyarnoj kul'tury narodov Severa i Arktiki. Tolerantnost' i narody Severa. Yakutsk, 1996.

6. Okoneshnikova A.P. Mezh'etnicheskoe vospriyatie iponimanie lyud'mi drug druga. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Yakutsk, 1988.

7. Bolgarina E.V. Formirovanie gotovnosti k komandnoj rabote v processe prepodavaniya discipliny «Programmnaya inzheneriya». Pedagogika vysshej shkoly. 2015; № 2: 27 - 29.

8. Nikiforova P.G. Nacional'naya identichnost'naroda saha v usloviyah globalizacii: special'nost'09.00.11 "Social'naya filosofiya". Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Yakutsk, 2010.

9. Zamorschikova L.S., Petrova V.A. Yazykovaya situaciya v Respublike Saha (Yakutiya): osobennosti smesheniya i pereklyucheniya kodov. Kazanskaya nauka. 2018; № 12: 141 - 143.

10. Koryakina A.A. O polikul'turnojyazykovojlichnosti. Available at: //mir-nauki.com/PDF/25PDMN616.pdf

11. Vasil'eva R.I. Yazykovaya situaciya v usloviyah mnogoyazychnogo obschestva v Respublike Saha (Yakutiya): na materiale vzaimodejstviya yakutskogo i russkogo yazykov v Prilen'e. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Yakutsk, 2007.

12. Parnikova G.M. Formirovanie uchebnoj samostoyatel'nosti buduschih 'ekonomistov v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.03.22

УДК 378

Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, professor of AVN, Professor, Chelyabinsk Branch of VUNC VVS 'WA" (Chelyabinsk, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: eugen291@yandex.ru

Zaporoshchenko E.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Chelyabinsk Branch of VUNC VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: pelvi@rambler.ru

Nebreeva M.L., teaching assistant, Chelyabinsk Branch of VUNC VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: marina.nebreeva@gmail.com

ON THE APPLICATION OF SOME DIDACTIC PRINCIPLES IN THE STUDY OF TECHNICAL DISCIPLINES BY CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The

article touches upon the currently relevant topic of finding ways to improve the effectiveness of military personnel training, using the example of studying the disciplines "Descriptive Geometry" and "Engineering Graphics". To improve the learning ability of cadets, various didactic principles of teaching are considered. The main didactic principles are highlighted, such as the principle of scientific, accessibility, consciousness, clarity, pedagogical tact, the implementation of which is necessary in the educational process when studying technical disciplines by cadets. The paper examines some of the applied didactic principles, with a detailed description and real examples of their use in the educational process - manuals with illustrative and discrete presentation of educational material, complex presentations, rationalization proposals. The results of the research presented in the article confirm the effectiveness of the application of the considered didactic principles.

Key words: didactic principles, technical discipline, cadet, scientific, accessibility, visibility, consciousness, pedagogical tact.

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen291@yandex.ru

Е.В. Запорощенко, канд. техн. наук, доц., ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

МЛ Небреееа, преп. ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: marina.nebreeva@gmail.com

О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье затрагивается актуальная в настоящее время тема поиска способов повышения эффективности подготовки военных кадров, на примере изучения дисциплин «Начертательная геометрия» и «Инженерная графика». Для улучшения обучаемости курсантов рассмотрены различные дидактические принципы обучения. Выделены основные дидактические принципы - принцип научности, доступности, сознательности, наглядности, педагогический такт, реализация которых необходима в образовательном процессе при изучении технических дисциплин курсантами. В работе исследуются некоторые применяемые дидактические принципы, с развернутым описанием и приведением реальных примеров их использования в учебном процессе - пособия с иллюстративно-дискретной подачей учебного материала, комплексные презентации, рационализаторские предложения. Представленные в статье результаты проведенного исследования подтверждают эффективность применения рассмотренных дидактических принципов.

Ключевые слова: дидактические, принцип, техническая дисциплина, курсант, научность, доступность, наглядность, сознательность, педагогический такт.

При осуществлении процесса обучения курсантов, касающегося технических дисциплин, важен технический кругозор, инженерное мышление и графическая культура. Поэтому для активизации учебно-познавательной деятельности при их изучении необходимо следовать основополагающим общепризнанным дидактическим принципам. «Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования» [1, с. 176].

Научная новизна заключается в разработке педагогических условий для систематического формирования умений при выполнении графических работ.

Целью исследования является определение педагогических условий формирования графической грамотности при изучении графических дисциплин.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан курс пособий с иллюстративной подачей учебного материала, созданы педагогические условия для выполнения графических работ, привлечены курсанты к выполнению рационализаторских предложений.

Для осуществления достижения цели нами были поставлены задачи: изучить и обобщить педагогическую литературу для определения и раскрытия понятия «дидактика»; анализ педагогической литературы и выявление показателей успешности курсантов военного вуза в решении графических задач; рассмотреть существующие дидактические принципы и выявить основные, которые целесообразно применять при обучении курсантов графическим дисциплинам.

Первые дидактические идеи были высказаны ещё в античную эпоху в Древней Греции и Риме, и уже в то время существовали развитые системы образования. Основная задача дидактического принципа - научить понимать, что всё подчиняется законам, знать которые необходимо каждому. Ушинский К.Д. в своих педагогических сочинениях акцентировал внимание на том, что ученье есть труд, но труд, полный мысли.

Дидактические принципы обучения несут в себе организующее начало совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе получения знаний в высшей школе. В них отражается связь между закономерностями учебного процесса и целями образования. Это опыт поколений педагогов, обобщающий

требования к содержанию процесса, его методам и инструментам. Поэтому основной круг задач концентрируется вокруг содержания образования: чему учить, зачем учить, как учить, кого учить, где учить.

Для активизации учебно-познавательной деятельности при обучении курсантов военного вуза необходимо следовать основополагающим общепризнанным дидактическим принципам. Особенность обучения как процесса состоит в том, чтобы в результате совместной деятельности преподавателя и курсантов развить у последних знания, умения и навыки и подготовить их к профессиональной деятельности.

Обучая курсантов техническим дисциплинам, следует обратить внимание на формирование у них графической культуры и инженерного мышления. Созданию педагогических условий с целью реализации некоторых принципов в условиях военного вуза посвящена данная статья.

Для эффективной передачи информации конкретно технических дисциплин, помимо базовых дидактических принципов, таких как педагогический такт, на первый план выступают следующие дидактические принципы: доступность, научность, осознанность, наглядность.

Принцип научности - один из значимых принципов обучения. Он направлен на формирование у обучаемых диалектико-материалистического мышления. Можно сформулировать некоторые условия соблюдения преподавателем принципа научности при обучении курсантов военного вуза техническим дисциплинам:

- постепенность (идти от простого к сложному);

- отсутствие спорных вопросов;

- на всем протяжении учебного процесса повторение научных постулатов, изученных ранее;

- подкрепление материала практическими данными.

По мнению Подласого И.П., правила реализации принципа научности заключаются в следующем:

«- неослабное внимание уделять ключевым проблемам научности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.