Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 15-20. УДК 37.026
А. Д. Малышев а
Формирование готовности к работе в команде студентов-билингвов (на примере Республики Саха (Якутия)
Статья посвящена анализу формирования готовности к работе в команде студентов-билингвов Республики Саха (Якутия) в вузе. В статье рассмотрены понятия «команда», «билингвизм» и «билингвальная личность»; изучены психологические и языковые особенности билингвальной личности, влияющие на развитие личностных качеств, способствующих и препятствующих работе в команде. В статье анализируются коммуникативные особенности студентов-билингвов, их значение для развития готовности к работе в команде. Представлен анализ педагогических технологий, способствующих формированию командных навыков в вузе и активизирующих речевую деятельность студентов-билингвов. Проблема формирования командных навыков студентов-билингвов в вузе рассмотрена в контексте модернизации и глобализации высшего образования в России, необходимости формирования универсальных компетенций студентов, в том числе умения работать в команде в связи с внедрением проектного управления во все сферы жизни современного общества. На основе проведенного психолого-педагогического исследования обозначены проблемы формирования готовности к работе в команде студентов-билингвов, выявлена специфика билингвальной личности и приведены результаты исследования.
Ключевые слова: модернизация, команда, командная работа, билингвизм, билингвальная личность, универсальная компетенция, коммуникация, педагогические технологии, активные методы обучения, проектная деятельность
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 15-20.
A. D. M a lys h eva
Preparedness to Team Playing Formation in Bilingual Students (case study of Republic of Sakha (Yakutia))
The article is concerned with analysis of preparedness to team playing formation in bilingual students of Republic of Sakha (Yakutia) in higher educational establishment. The article considers concepts "team", "bilingualism" and "bilingual personality"; investigates psychological and linguistic peculiarities of bilingual personality impacting on personal qualities promoting and inhibiting team playing. The article analyses communicative peculiarities of bilingual students, their importance in preparedness to team playing formation. The analysis of pedagogical techniques is presented, promoting team skills formation in higher educational establishment and activating speech activities of bilingual students. The problem of team skills formation in bilingual students of higher educational establishment is considered in context of higher education modernizing and globalizing in Russia, the need to form the multipurpose competence in students, including the skills in team playing due to project management introduction in all spheres on modern society. Based on conducted psychological and pedagogical investigation, the problems of preparedness to team playing formation in bilingual students are identified, particularity of bilingual personality is highlighted and the research results are shown.
Key words: modernizing; team; team playing; bilingualism; bilingual personality; multipurpose competence; communication; pedagogical techniques; active teaching methods; design activities
_Введение
настоящее время в Российской Федерации реализуются комплексные мероприятия, направленные на решение стратегических задач развития образования, обусловленные процессами модернизации и глобализации высшего образования, необходимостью соответствия международным стандартам, возникновением новых требований общества и рынка труда к результатам обучения. Учитывая современный уровень внедрения проектного управления во все сферы деятельности необходимо обладать готовностью эффективно работать в команде, при этом проявляя мобильность, умение быстро приспосабливаться к новым условиям, а значит, быть мобильным командным исполнителем. Основой для успешной работы в команде являются развитые коммуникативные навыки, формирование которых имеет свои особенности у студентов, являющихся билингвами, то есть владеющими двумя языками (в Республике Саха (Якутия) двумя государственными языками: русским и якутским). Вышесказанное обусловливает необходимость выявления наиболее эффективных педагогических технологий формирования готовности к работе в команде студентов-билингвов в вузе, учитывая специфику их коммуникативных навыков.
Основная часть
Понятие «команды» как феномен рыночной экономики и особая форма организации людей долгое время изучалось преимущественно с точки зрения социологии. Наиболее общее определение понятия «команды» - это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей [7]. На данный момент в психолого-педагогической литературе накоплен достаточный материал по изучению понятия команды и приводятся различные определения понятия «команда», мы придерживаемся определения В.С. Окуневой, которая определяет команду как «коллективный субъект деятельности..., сущностью которой является умение выступать единым целым, предъявляя командные цели и ценности, действия, отношение и поведение» [12]. Проведенный теоретический анализ работ (Г.В. Лопатенков, А.С. Москаленко, В.С. Окунева, Н.Ф. Плотникова и др.) позволил выявить основные характеристики команды: взаимосвязанность и взаимозависимость, саморефлексия, чувство принадлежности к команде, единение с ней, позиционирование членов команды по ролям, командная сплоченность, психологическая готовность к совместной деятельности.
Формирование личностных и профессиональных качеств обучающихся с учетом региональ-
ных особенностей поликультурных республик и особенности обучения студентов-билингвов отражены в работах А.Е. Астафьевой, А.А. Волкова, Т.А. Глебовой, О.М. Лукичевой, А.А. Чикваидзе и др. Характерной особенностью языковой ситуации в Республике Саха (Якутия) как и в других национальных республиках Российской Федерации является двуязычие и в соответствии с Законом «О языках в Республике Саха (Якутия)» государственными языками являются русский и якутский языки, что обусловливает сложности, связанные с преодолением языковых и психологических барьеров при осуществлении устной и письменной коммуникации обучающихся [3, 5]. В связи с тем, что работа в команде предполагает эффективную коммуникацию, рассмотрим явление билингвизма с точки зрения коммуникативной личности. На развитие личности студентов, относящихся к коренным жителям Якутии, безусловно, оказывает влияние своеобразие этнокультурной и социальной среды республики. Между тем авторы (О.П. Миханова, М. В. Мосин, Л.М. Скрябина и др.) выделяют положительные и отрицательные факторы, влияющие на формирование коммуникативных качеств личности билингва.
К положительным факторам авторы относят: жизнь в условиях поликультурного пространства, взаимодействия и взаимовлияния разных этносов способствует воспитанию толерантности, созданию представления о культурном многообразии, пониманию различных картин мира, доброжелательности, открытости, предотвращению конфликтных ситуаций; одновременно с этим, развивается стремление сохранить свою национальную идентичность, культуру и традиции [11]. К отрицательным факторам: недостаточность словарного запаса на обоих языках, явления интерференции (автоматический перенос правил родного языка в другой язык) и калькирования, что вызывает многочисленные ошибки в речи, которые существенно затрудняют процесс коммуникации [8, 10].
Особенностью менталитета якутов являются такие качества, как вдумчивость, наблюдательность, осторожность, привычка полагаться только на себя [1, 3]. Эти качества мы относим к сдерживающим факторам для осуществления эффективной устной коммуникации и командной работы. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что коммуникативная готовность, являющаяся основой для формирования готовности к работе в команде является одним из сложных умений для студентов-билингвов, являющихся коренными жителями Республики Саха (Якутия).
Для более глубокого понимания проблемы билингвизма и выявления особенностей их обучения, следует обратиться к понятию «би-лингвальная личность». Билингвизм является сложным психолингвистическим явлением, предполагающим владение двумя языками
одновременно и связано с такими понятиями, как языковая картина мира, языковая личность, языковая способность, а также с национальной культурой народа - носителя данного языка [8]. В данном исследовании мы придерживаемся понимания билингвальной личности, как «личности с особенностями вербального поведения, меняющегося в зависимости от цели и ситуации общения, использующая язык как средство общения» [7]. Согласно многочисленным исследованиям, билингвальная личность обладает рядом характерных особенностей при обучении. Проведенный теоретический анализ литературы позволил определить личность билингва как «языковую личность, осуществляющую речевую деятельность в зависимости от цели коммуникации, пользуясь языковыми средствами двух языков». Для личности билингвов характерна сложность в свободном выражении своих мыслей на неродном языке, связанная с необходимостью не просто усваивать язык, а проникать в другую национальную культуру, психологию и мировосприятие. У студентов-билингвов мысль высказывания сначала оформляется на родном языке, затем переводится на русский. В связи с чем, авторы подчеркивают необходимость обучения билингвов не языку как таковому, а речи, путем максимального погружения в реальную языковую среду [5,6]. В то же время, по мнению авторов, билингвальная языковая личность обладает рядом преимуществ, необходимых для работы в команде. К ним можно отнести, гибкость и подвижность сознания, творчество, дивергентное мышление, позволяющее рассматривать множество вариантных решений одной проблемы и вырабатывать креативные идеи. Согласно Л.С. Выготскому, билингвизм расширяет ментальные границы человека и расширяет его коммуникативное пространство, увеличивает выбор коммуникативных средств и моделей поведения [4].
Для выявления психологических особенностей студентов-билингвов на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были проведены диагностические мероприятия (тестирование по А.Г. Грецову, опрос), которые выявили, что у большинства студентов преобладают качества, препятствующие работе в команде: замкнутость, сдержанность, робость, подчинение, недоверчивость. Кроме того, опросник К. Юнга, проведенный нами для выявления психологических особенностей выявил, что у 75% студентов билингвов преобладают черты интро-вертированности. Таким образом, специфика формирования готовности к работе в команде студентов-билингвов диктует необходимость обучения работе в команде с учетом коммуникативных особенностей студентов-билингвов, личностных качеств, менталитета, интроверти-рованности.
Процесс формирования готовности к работе в команде возможен только при осознанном
стремлении студентов-билингвов к развитию личностных качеств, необходимых для успешного взаимодействия членов команды, при желании овладеть знаниями о команде, ее особенностях [14, 15]. Для раскрытия личностного и когнитивного потенциала студентов и пробуждения интереса к совместной деятельности нами были выбраны такие педагогические технологии, как активные методы обучения, а именно игровые технологии, и проектная деятельность. Указанные технологии обеспечивают эффективное взаимодействие студентов-билингвов и позволяют включить их в партнерские отношения, что является основой для формирования готовности к работе в команде. Активные методы обучения признаются многими авторами (М.С. Васечки-на, О.В. Горшкова, Т.Ю. Гуляева, О.П. Миханова и др.) как наиболее продуктивные для формирования межличностных компетенций, способствующие развитию творчества, интуиции, партнерских отношений в команде. В процессе обучения с применением активных методов обучения реализуются такие виды деятельности, как: коммуникативная, творческая, проектная, организационная, информационно, поисковая, самообразовательная, игровая, аналитическая деятельность [2]. Для формирования у студентов навыков самоанализа, рефлексии целесообразно использовать такие активные методы обучения, как дискуссии, деловые игры, интервью и т.д., которые формируют самостоятельность и коммуникативные навыки обучающихся. Приведем пример деловой игры «Закупка горного оборудования», которую мы использовали на формирующем этапе со студентами ЭГ направления подготовки «Горное дело». Целью игры являлось повышение интереса к командной работе; развитие аналитического и критического мышления, умения посмотреть на ситуацию комплексно; формирование умения самостоятельно принимать решения и предвидеть их последствия; развитие умения совместного принятия решений; получение информации о профессиональной деятельности; формирование умения работать в динамике команде; принятие требований команды [9]. Игра состояла из трех этапов: подготовительная часть, проведение игры, рефлекия, в ходе которых студентам было необходимо работать совместно, обсуждать детали, ставить цель, самостоятельно осуществлять поиск и анализ информации и т.д.
Согласно этапам проведения игры, на подготовительном этапе студентами была сформулирована цель: Купить новое горное оборудование у поставщика. Был описан сюжет игры: Горнодобывающая компания нуждается в закупке нового оборудования для повышения производительности добычи полезных ископаемых. Представители компании проводят деловую встречу с поставщиками оборудования из США. Цель: обговорить детали сделки, цены, скидки, сроки
поставки. Студенты распределились на команды по 5-6 человек, поделили роли и обговорили функции каждого члена команды. Лидерами команд были по сценарию «директора горных предприятий». Далее нужно было придумать название своих компаний, решить какое именно оборудование будут закупать. На самостоятельную подготовку отводился поиск информации, подбор наглядного материала по видам оборудования, его технических характеристик, рыночной стоимости, подготовка к обсуждению (заучивание фраз для ведения дискуссии, подготовка вопросов, ответов, подготовка выступлений и рекламных презентаций поставщиков). Работа проводилась командами отдельно, предполагались самостоятельные обсуждения, подготовка к выступлениям. В ходе подготовки разрешалось обсуждать на русском языке наиболее сложные и непонятные моменты. Роль преподавателя заключалась в направлении, контроле за соблюдением правил работы в команде, помощи в переводе на иностранный язык и консультировании по возникающим вопросам. Следующий этап включал проведение деловой игры, где студенты показали свои умения вести беседу, соблюдать этикет делового общения, навыки совместного обсуждения, умение публично выступать с презентацией на иностранном языке. На заключительном этапе проводилось оценивание работы, рефлексия, самоанализ студентов, разбор ошибок, анализировались наиболее сложные факторы при работе в команде.
Таким образом, в результате применения деловой игры у студентов-билингвов активизировалась речевая деятельность, развились навыки сотрудничества, общительность, аналитические способности, умение выступать перед аудиторией.
Наиболее эффективными педагогическими технологиями для студентов-билингвов многими авторами признается проектная деятельность. Она позволяет вовлекать студентов в активную самостоятельную исследовательскую деятельность, реализовать практические навыки работы в команде, активизировать творческую деятельность, позволяет продуктивно организовать совместную деятельность студентов для формирования позитивных межличностных отношений, развивать познавательную активность, навыки социального взаимодействия обучающихся, усиливает сплоченность учебной группы, что в целом способствует развитию личностных качеств обучающихся, раскрытию потенциала студентов-билингвов в условиях сотрудничества, взаимопомощи, толерантности [2]. При этом у студентов формируется такое важное умение как, самостоятельность, которая согласно Л.В. Сидоровой играет важную роль в формировании личности будущего специалиста и является необходимым условием развития способностей [13]. Проектная технология характеризуется высокой коммуникативностью, в связи с чем способству-
ет активизации речи билингва, требует выражения им своих чувств, мыслей, чувств, активного включения в учебную деятельность, желания самореализоваться. Специфика данного метода заключается в постановке задач и решении проблем, что подразумевает использование исследовательских и поисковых методов, умение интегрировать знания из различных сфер. Поиск решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность, активность. Принципы разнообразия, проблемности, учения без принуждения формируют доброжелательную атмосферу на занятиях, сближают студентов, раскрывают их личностный потенциал. Командная форма выполнения проектов делает их максимально творческими и эффективными. В ходе их выполнения студенты овладевают предметными знаниями, узнают другую культуру, развивают коммуникативные умения. Проектная деятельность осуществлялась поэтапно в соответствии с общепринятыми этапами формирования команды: формирование команд, обсуждение работы, выполнение работы [12]. Для обогащения профессиональных знаний были предложены проектные работы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, что позволило обучающимся переносить знания в различные профессиональные ситуации и применять их на практике, активизировало речевую деятельность, способствовало формированию коммуникативных навыков студентов-билингвов. К примеру, студенты - будущие программисты выполняли проект «The development of computer device (Создание компьютерного устройства» для студентов). Целью проекта было создание в команде новое электронное устройство, которого еще нет на рынке компьютерных товаров. Таким образом, одновременно с изучением разговорной лексики и грамматики студенты изучали тему «Human-computer interaction» (Взаимодействие человека с компьютером), этапы создания и состав профессиональной команды программистов, функции каждого специалиста, основные понятия темы и проблемы, существующие по теме в профессиональной сфере. Учитывая все факторы и используя полученную информацию из урока необходимо было в составе команд из 5-6 человек разработать устройство, описав его дизайн, функции, отличительные особенности и технические характеристики. На разработку проекта отводился месяц, затем студенты защищали проект в аудитории в виде презентации и ответов на вопросы. Наблюдение показало, что данное задание было очень интересно студентам ввиду профессиональной направленности (студенты получили знания из профессиональной сферы, изучили терминологию, актуальные проблемы и т.п.).
Коммуникативная направленность проекта обеспечивает социальное взаимодействие студентов - билингвов, помогает находить общий
язык с партнёром по общению или деятельности, развивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в совместном обсуждении проблем, что в конечном счете приводит к эффективному сотрудничеству в команде.
Заключение
Таким образом, готовность к работе в команде относится к межличностным качествам и определяется наличием индивидуальных способностей, связанных с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальных навыков, связанных с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Формирование готовности к работе в команде студентов-билингвов представляет собой целенаправленный процесс
подготовки к работе в команде на основе дея-тельностного и междисциплинарного подходов, а также использование активных методов обучения для развития коммуникативных навыков и раскрытия личностного потенциала билингваль-ной личности для взаимодействия в команде. На формирование готовности к работе в команде влияют индивидуальные особенности личности, такие как толерантность, уважение к другой культуре, принятие отличительных особенностей личности, стремление к взаимному сотрудничеству и др., а также языковые особенности студентов-билингвов, такие как гибкость и подвижность сознания (ввиду необходимости понимания и овладения сразу двумя языками, быстрота переключения языковых кодов, с якутского на русский и наоборот), дивергентное мышление, способствующее расширению коммуникативного пространства, увеличению выбора коммуникативных средств и моделей поведения.
литература
1. Борисова У.С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ: На материалах Республики Саха (Якутия): автореф. дис. ...д-ра.соц.наук. СПб., 2006. С. 49-56
2. Васечкина М.С. Активные методы обучения: формы и цели применения [Электронный ресурс] // Научно-методический научный журнал «Концепт». 2017. № 53. URL: http://e-concept.ru/2017/470039.htm. (дата обращения 23.06.2018 г.)
3. Вишневская Г.М. Интерерференция при выражении согласия и несогласия в речи русско-английских билингвов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=20280 (дата обращения 30.06.2018)
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.
5. Глебова Т.А. Особенности обучения английскому языку студентов-билингвов с опорой на русский язык // I Международная научно-методическая конференция "Русский язык - посредник в диалоге культур": материалы конференции. М., 2009. С.1-5.
6. Иванова А.В. Развитие поликультурного образования в Республике Саха (Якутия): историко-педагогический анализ: дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2010. 177 с.
7. Лопатенков Г. В. Формирование у студентов умения к работе в команде в процессе подготовки банковских специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999. 192 с.
8. Лукичева О. М. Формирование коммуникативной компетентности у студентов-билингвов при изучении русского языка и культуры речи: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 209 с.
9. Миханова О.П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. С. 427-432.
10. Никифорова П.Г. Двуязычие и проблема языковой компетентности народа саха в современных условиях // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. № 4. С. 106-111.
11. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Якутск, 1988. 32 с.
12. Окунева В. С. Модель формирования компетентности студентов к работе в команде в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: https:// www.science-education. ru/ru/article/view?id=10345. (дата обращения: 30.06.2018)
13. Сидорова Л.В. Личностно-ориентированная организация самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2016. С. 57-59.
14. Anthony Estey. Teaching teamwork and communication skills by using a studio-based learning model in a multidisciplinary course on game design. A Thesis for the Degree of Master of Science. Melbourne, 2008
15. Elizabeth G. Cohen. Making Cooperative Learning Equitable. Educational leadership. Vol.56. № 1. P. 18-21.
references
1. Borisova U.S. Ehtnokul'turnoe obrazovanie: istoriko-sotsiologicheskij analiz: na materialakh Respubliki Sakha (Yakutiya): avtoref. dis. ...d-ra.sots.nauk [Ethnocultural education: historical and sociological analysis: on materials of the Sakha (Yakutia) Republic. Dr. socio. sci. diss.]. Saint Petersburg, 2006. pp. 49-56 (in Russian)
2. Vasechkina M.S. Aktivnye metody obucheniya: formy i tseli primeneniya [Active methods of teaching: forms and purposes of application]. Scientific and methodical scientific journal "Concept", 2017, no. 53. Available at: http://e-concept.ru/2017/470039.htm. (Accessed 23 June 2018 )
3. Vishnevskaya of G.M. Intererferention at expression of consent and disagreement in the speech of Russian-English bilingv. Modern problems of science and education, 2015, no. 1. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=20280 / (Accessed 28 June 2018).
4. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1999. 533 p. (in Russian)
5. Glebova T.A. Osobennosti obucheniya anglijskomu yazyku studentov-bilingvov s oporoj na russkij yazyk [Features of teaching English of bilingual students on the basis of Russian language] I Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya «Russkij yazyk - posrednik v dialoge kul'tur»: materialy konferentsii [I International conf. «Russian language - mediator in the dialogue of cultures»]. M., 2009. pp.1-5. (in Russian)
6. Ivanova A.V. Razvitie polikul'turnogo obrazovaniya v Respublike Sakha (YAkutiya): istoriko-pedagogicheskij analiz: diss. ... kand. ped. nauk [The development of multicultural education in the Republic of Sakha (Yakutia): historical and pedagogical analysis. Cand. ped. sci. diss.]. Yakutsk, 2010. 177 p. (in Russian)
7. Lopatenkov G. V. Formirovanie u studentov umeniya k rabote v komande v protsesse podgotovki bankovskikh spetsialistov: dis. ... kand. ped. nauk [The development of students'teamwork skills in the course of bank experts training. Cand. ped. sci. diss.]. Kazan', 1999. 192 p. (in Russian)
8. Lukicheva O. M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u studentov-bilingvov pri izuchenii russkogo yazyka i kul'tury rechi: dis.... kand. ped. nauk [The development of communicative competence of bilingual students when studying Russian language and speech standard. Cand. ped. sci. diss.]. Cheboksary, 2010. 209 p. (in Russian)
9. Mikhanova O.P. Interactive methods of training as means of formation of universal competences. Izvestiya of the Herzen Russian State Pedagogical University, 2008. pp. 427-432. (in Russian).
10. Nikiforova P.G. Bilingualism and problem of language competence of the people Sakha in modern conditions. Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, 2008, no. 4, pp. 106-111. (in Russian)
11. Okoneshnikova A.P. Mezhehtnicheskoe vospriyatie i ponimanie lyud'mi drug druga: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [Interethnic perception and understanding by each other people. Dr. psychol.sci. diss.]. Yakutsk, 1988. 32 p. (in Russian)
12. Okuneva V. S. Model' formirovaniya kompetentnosti studentov k rabote v komande vprofessional'nom obrazovanii [Model of forming the competence of students to work in a team in vocational education]. Modern problems of science and education, 2013, no. 5. Available at: https://www.science-education. ru/ru/article/view?id=10345. (Accessed 30 June 2018)
13. Sidorova L.V. Lichnostno-orientirovannaya organizatsiya samostoyatel'noj raboty studentov neyazykovogo vuza v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka (na materiale anglijskogo yazyka): dis.... kand. ped. nauk [The personal focused organization of inderpendent work of students of non-language higher education institution in the course of the foreign language learning (on English material). Cand. ped.sci. diss.]. Saint Petersburg, 2016. pp. 57-59. (in Russian)
14. Anthony Estey. Teaching teamwork and communication skills by using a studio-based learning model in a multidisciplinary course on game design. A Thesis for the Degree of Master of Science. Melbourne, 2008.
15. Elizabeth G. Cohen. Making Cooperative Learning Equitable. Educational leadership. Vol.56. no. 1. pp. 18-21.
Информация об авторе Малышева Анна Дмитриевна
(Россия, Якутск) Старший преподаватель кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Северо-Восточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Anna D. Malysheva
(Russia, Yakutsk) Senior lecturer of the Department of foreign languages for natural sciences and technical specialities North-Eastern Federal University E-mail: [email protected]