Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА'

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные организации среднего и высшего образования / воспитательно-образовательный процесс / зарубежный опыт обучения / вальдорфская педагогика / Рудольф Штайнер / educational organizations of secondary and higher education / organization of educational process / foreign experience of education / Waldorf pedagogy / Rudolf Steiner

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А М. Морковин, О В. Морковина

Статья дает представление об основных положениях педагогической концепции известного австрийского педагога, ученого, антропософа Рудольфа Штайнера, деятельность которого приходится на конец XIX – начало XX веков. Раскрываются основные педагогические идеи Р. Штайнера, представляющие взаимодействие учителя и обучающегося, с целью разностороннего развития личности ребенка, изложенные им в многочисленных научных статьях и выступлениях перед общественностью, а также возможности их применения при организации воспитательно-образовательного процесса в отечественных образовательных организациях. Авторами дается представление о возможности использования отдельных положений педагогической концепции Р. Штайнера для всестороннего развития личности обучающегося. В статье изложены отдельные философско-педагогические понятия, позволяющие более точно выстраивать образовательную деятельность с опорой на педагогическую концепцию Рудольфа Штайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL DOCTRINS ON THE ROLE OF A TEACHER AND A STUDENT IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF RUDOLF STEINER

The article gives an idea of the main positions of the pedagogical concept of the famous Austrian educator, scientist, antroposophist Rudolf Steiner, whose activity falls at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. The main pedagogical ideas of R. Steiner, expressed by him in numerous scientific articles and speeches to the public, as well as the interaction between teacher and student for the comprehensive development of the child`s personality, and the possibilities of their application in the organization of the educational process, are revealed. The authors give an idea of the possibility of using certain positions of R. Steiner’s pedagogical concept for the comprehensive development of the student’s personality. The article presents some philosophical and pedagogical concepts that allow more accurately building educational activities based on the pedagogical concept of Rudolf Steiner.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА»

вить в эти пропуски, этот тип задания направлен на правильное и осмысленное заполнение пропусков по тексту с банком ответа после него. Его преимущество в том, что он может быть распечатан непосредственно на уроке в рамках самостоятельной работы по новой лексике или интерактивно.

Таким образом, в рамках алгоритма рассмотрены основные обучающие процессы и практические задания, построенные для обучения студентов юри-

Библиографический список

дическому английскому с учетом критического мышления и проблемного обучения.

В заключение можно сделать вывод о том, что использование интегрированного подхода в обучении юридического английского позволяет студентам улучшить свои навыки анализа и интерпретации специальных текстов, а также развить критическое мышление и способность принимать обоснованные решения.

1. Чернышев А.В. Юридический дискурс и его основные характеристики. Слово.ру. Балтийский акцент. 2016: № 2: 22-28.

2. Ессина И.Ю. Система средств управления самостоятельной работой будущих юристов на занятиях по иностранному языку. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов IX Международной конференции. 2017: 228-232.

3. Мрвич Н.В. English for law students by correspondence (Английский для студентов-юристов). Вологда: МГЮА, 2021.

4. Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д. CLIL-проекты как важная составляющая обучения иностранному языку (на примере немецкого языка). От дифференциации наук -к трансдисциплинарности: сборник трудов. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2019: 1: 1-4.

5. Сидоренко Т.В., Замятина О.М., Кудряшова А.В. Анализ эффективности интегрированного предметно-языкового подхода (CLIL) в российском университете. Язык и культура. 2021: № 54: 299-317.

References

1. Chernyshev A.V. Yuridicheskij diskurs i ego osnovnye harakteristiki. Slovo.ru. Baltijskij akcent. 2016: № 2: 22-28.

2. Essina I.Yu. Sistema sredstv upravleniya samostoyatel'noj rabotoj buduschih yuristov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: materialy dokladov IX Mezhdunarodnoj konferencii. 2017: 228-232.

3. Mrvich N.V. English for law students by correspondence (Anglijskij dlya studentov-yuristov). Vologda: MGYuA, 2021.

4. Lapteva I.V., Pahmutova E.D. CLIL-proekty kak vazhnaya sostavlyayuschaya obucheniya inostrannomu yazyku (na primere nemeckogo yazyka). Ot differenciacii nauk-k transdisciplinarnosti: sbornik trudov. Saransk: Nacional'nyj issledovatel'skij Mordovskij gosudarstvennyj universitet im. N.P. Ogareva, 2019: 1: 1-4.

5. Sidorenko T.V., Zamyatina O.M., Kudryashova A.V. Analiz 'effektivnosti integrirovannogo predmetno-yazykovogo podhoda (CLIL) v rossijskom universitete. Yazykikultura. 2021: № 54: 299-317.

Статья поступила в редакцию 28.09.23

УДК 371

Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia),

E-mail: marko.a@rambler.ru

Morkovina O.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai Institute of Economy (Barnaul, Russia), E-mail: olga.mo@rambler.ru

PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL DOCTRINS ON THE ROLE OF A TEACHER AND A STUDENT IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF RUDOLF STEINER. The article gives an idea of the main positions of the pedagogical concept of the famous Austrian educator, scientist, antroposophist Rudolf Steiner, whose activity falls at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. The main pedagogical ideas of R. Steiner, expressed by him in numerous scientific articles and speeches to the public, as well as the interaction between teacher and student for the comprehensive development of the child's personality, and the possibilities of their application in the organization of the educational process, are revealed. The authors give an idea of the possibility of using certain positions of R. Steiner's pedagogical concept for the comprehensive development of the student's personality. The article presents some philosophical and pedagogical concepts that allow more accurately building educational activities based on the pedagogical concept of Rudolf Steiner.

Key words: educational organizations of secondary and higher education, organization of educational process, foreign experience of education, Waldorf pedagogy, Rudolf Steiner

А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул, E-mail: marko.a@rambler.ru

О.В. Морковина, канд. ист. наук, доц., Алтайский институт экономики, г. Барнаул, E-mail: olga.mo@rambler.ru

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА

Статья дает представление об основных положениях педагогической концепции известного австрийского педагога, ученого, антропософа Рудольфа Штайнера, деятельность которого приходится на конец XIX - начало XX веков. Раскрываются основные педагогические идеи Р. Штайнера, представляющие взаимодействие учителя и обучающегося, с целью разностороннего развития личности ребенка, изложенные им в многочисленных научных статьях и выступлениях перед общественностью, а также возможности их применения при организации воспитательно-образовательного процесса в отечественных образовательных организациях. Авторами дается представление о возможности использования отдельных положений педагогической концепции Р. Штайнера для всестороннего развития личности обучающегося. В статье изложены отдельные философско-педагогические понятия, позволяющие более точно выстраивать образовательную деятельность с опорой на педагогическую концепцию Рудольфа Штайнера.

Ключевые слова: образовательные организации среднего и высшего образования, воспитательно-образовательный процесс, зарубежный опыт обучения, вальдорфская педагогика, Рудольф Штайнер

Актуальность исследования заключается в том, что педагогические идеи Рудольфа Штайнера, известного австрийского философа-антропософа, которые нашли свое практическое воплощение в вальдорфских школах в начале ХХ века, продолжают оставаться актуальными по сегодняшний день, поскольку элементы вальдорфской педагогики используются образовательными организациями как отечественного, так и зарубежного толка. Многие исследователи приходят к заключению, что основные положения и направления педагогической концепции Р. Штайнера способствуют гармоничному развитию личности ребенка, особенно на начальной стадии обучения, что и было изначально заложено основателем данного направления в педагогике. Несмотря на то, что в настоящее время уделяется достаточное внимание альтернативным педагогическим концепциям, считаем возможным обратиться в нашем исследовании к опыту организации воспитательно-образовательного процесса, изложенного в многочисленных трудах Р. Штайнера, и взаимодействию учителя с обучающимися.

Изучая педагогические идеи Р. Штайнера, изложенные в научных трудах и лекционных циклах, в описаниях деятельности первых вальдорфских школ, проводя всесторонний анализ и затем применяя их на практике, считаем возможным рассматривать эту проблематику как цель исследования. Исходя из этого, полагаем, что задачи для достижения цели исследования заключаются в следующем: изучить материалы лекций и выступлений перед общественностью Рудольфа Штайнера; выявить перспективные педагогические идеи по взаимодействию педагога и ученика в рамках педагогической деятельности; изложить возможности практического применения выявленного педагогического опыта для организации учебно-воспитательного процесса в системе отечественного образования.

Исходная основа данной проблематики и ее анализ позволяют определить научную новизну исследования, выражающуюся в недостаточном освещении в отечественной научной литературе вопросов, связанных с разносторонним изучением педагогических идей Р. Штайнера, представляющих плодотворное вза-

имодействие учителя с обучающимся с целью его разностороннего развития и становления как личности, а также возможности их практического применения в педагогической деятельности на различных ступенях обучения.

Анализ отдельных первоисточников, представляющих труды Рудольфа Штайнера, позволяет рассматривать его педагогическую теорию с разных точек зрения, прежде всего с философской, как «внутреннее развитие человека» [1, с. 164].

Р. Штайнер утверждал, что «необходимо всегда помнить, что существует большая разница между достижениями понимания концепций, представленных духовным исследователем как истин, приобретенных через его познание и опыт, и внутреннее развитие человеческой души и духа, которое позволяет достичь такого познания им самим» [1, с. 166].

Высказанное мнение приводит к заключению о том, что развитие человека как личности должно происходить разнопланово, всесторонне, в первую очередь в гармонии со своим внутренним миром и с учетом требований общества. Принимая во внимание тот факт, что этот процесс носит долгосрочный характер, начинать его следует, по мнению Р. Штайнера, с ранних лет, с соблюдением преемственности форм и методов воспитания в дошкольных учреждениях и последующим обучением в системе школьного и постшкольного образования. Считаем уместным сделать акцент на соблюдении преемственности как в образовательном, так и воспитательном аспектах работы с обучающимися для обеспечения их личностного развития. В этой связи полагаем уместным представить философское трактование Р. Штайнером индивидуальности каждого человека, которая, по его мнению, «величественна, неэфемерно величественна» [2, с. 124].

Подобное понимание индивидуальности человека в целом и самого себя в частности позволит учителю воспитать в своих учениках светлое, чистое мировоззрение, миропонимание и уважение к окружающим их людям. В то же время у обучающихся появляется дополнительная возможность восприятия великих истин и ценностей альтернативными способами, может быть отличающимися от более привычного получения информации, в том числе и воспитательного характера. Рудольф Штайнер в своих трудах описывал этот процесс как «восприятие окружающего мира ребенком в новых красках, никогда не виданных прежде. Мир излучается в новом свете. Новые звуки и слова становятся слышны» [2, с. 128].

Р. Штайнер особым образом подходит к рассмотрению такого вопроса, как суждение о людях, чему в отечественной системе образования не всегда придается большое значение. Однако ученый настаивал, что «формирующейся личности необходимо приобрести вполне определенную манеру суждения о собратьях. Трудно достичь некритического отношения, но понимание должно занять место критицизма. ...Мы должны выслушать других прежде всего, и такое выслушивание является чрезвычайно эффективным средством для развития душевных очей» [2, с. 178].

Сложно не согласиться с выдающимся ученым, поскольку умение выслушать человека, постараться понять его, попытаться помочь ему при необходимости являются очень важными чертами человека, воспитывать которые у подрастающего поколения является насущной задачей не только родителей, но и учителей. Конечно, здесь нельзя не заметить, что и сам учитель должен владеть и мастерски применять умение слушать и слышать других, сопереживать и сочувствовать ближним, т. е. владеть теми навыками, которые указывают на «умение отличать между элементарным уровнем развития, ведущим к пониманию утверждений опытного учителя, который позволяет следовать за ними как они есть, мыслью и чувством, и подтверждать их как истину в определенных границах, и между продвинутым уровнем, на котором достигается личный опыт в отношении себя» [1, с. 176].

Соглашаясь с автором, считаем уместным добавить, что на первый план в этом процессе должна выходить правильно организованная деятельность учителя, поскольку, по нашему мнению, качество образования и развития будущих членов общества зависит от его деятельности. Рудольф Штайнер в своих работах придает большое значение деятельности учителя, связанной с педагогическими аспектами воспитательно-образовательного процесса. Рассуждая далее о том, что обучающиеся должны развивать способности выражать свое мнение о ком-либо или о чем-либо, педагог способствует развитию мыслящей личности, которая не только способна воспринимать суждения другого, но и выражать свои заключения. С нашей точки зрения, это довольно важный навык, который необходимо развивать учащимся, начиная со школьного периода.

Анализ трудов Р. Штайнера позволяет выявить такие трактования отдельных понятий, которые непосвященному в педагогическую тематику сложны для восприятия и понимания. Например, когда он размышляет о формировании у учащихся качеств, необходимых для дальнейшей жизни, он говорит о трех добродетелях, которые «должны быть развиты, которые почти преобразуют человека в ясновидящего. . Таковы есть само-уверенность в паре с человечностью, само-контроль в паре с мягкостью и присутствие ума в паре с приверженностью. Три первых упомянутых добродетели, однако, приведут к ужасным порокам, если они не дополнены тремя другими добродетелями - человечностью, мягкостью и приверженностью» [3, с. 188].

Для развития у обучающихся обозначенных качеств педагогу необходимо владеть определенным набором знаний в области психологии, чтобы суметь донести до воспитанников именно тот материал, который будет способствовать их благоприятному личностному развитию и постепенному переходу к следующему

этапу личностного становления, который обозначен Р. Штайнером как «духовное пробуждение». По словам ученого, существуют три этапа духовного обучения: подготовка, просветление и посвящение. В течение первой стадии «человеческое существо подготавливается таким образом, чтобы позволить нежным образованиям души проявиться. На уровне просветления человек приобретает средства для восприятия в душевной области, а через посвящение он достигает способности выразить себя в духовной области» [3, с. 1892].

Приведенное выше толкование Р Штайнера, на первый взгляд, сложно к восприятию, но если осознать, что речь идёт о воспитании «внутреннего Я» человека, то многие постулаты становятся достаточно понятными и применимыми в педагогической деятельности на современном этапе жизнедеятельности.

Важное место в работах Р. Штайнера занимает проблематика, связанная с развитием не только отдельного человека как саморазвивающейся личности, но и человечества в целом. Так, в своем очередном публичном выступлении с лекцией в октябре 1918 года в Цюрихе Рудольф Штайнер акцентирует внимание собравшихся на том, что «подобно тому, как отдельный человек подлежит определенному развитию, подобно тому, как он имеет силы различного рода, будучи ребенком, в среднем возрасте и будучи стариком, так и человечество в ходе развития обладает все иными и иными силами, и, так сказать, лишь спящий в отношении развития миров не замечает того, что в своем существе человечество в XX столетии есть нечто иное, чем оно было в XV столетии или даже во времена Мистерии Голгофы, или ещё раньше.. То, что не хотят видеть того, что люди думают, что о человеке или человечестве можно говорить слишком абстрактно, и не нужно знать того, что это человечество подлежит определенному развитию, -относится к величайшим недостаткам, заблуждениям и путанице нашего времени» [4, с. 148].

Сложно не согласиться с данным утверждением, поскольку, как и его автор, считаем необходимым при организации образовательного процесса в любом типе образовательных организациях учитывать современное состояние и поступательное развитие общества, с представителями которого и работает педагог Слова, сказанные Р. Штайнером в начале прошлого века, не потеряли своей актуальности и в наши дни, поскольку учителю, желающему быть успешным в своей деятельности, просто необходимо в работе с обучающимися учитывать состояние общества, его потребности, его постоянное развитие, чтобы не только обучать подрастающее поколение, предлагая новые знания, но и формировать из своих подопечных личностей, способных успешно влиться в общество и приносить ему пользу. Однако при этом не следует забывать о свободе личности, о чем неоднократно в своих трудах заявлял Р. Штайнер, полагая, что «соображение свободы человека является чрезвычайно значительным со стороны учителя, чтобы давать больше, чем совет и ориентир. Всё, что может быть передано в какой-либо манере в этой области, должно быть понято с такой оговоркой» [1, с. 177].

Не менее интересным и ценным является утверждение Р. Штайнера о том, что обучающийся должен обладать способностью к внутреннему саморазвитию. При этом «такое внутреннее обучение спокойно прогрессирует без недолжной поспешности в совершенной внутренней уравновешенности и без предъявления каких-либо «сверх-специальных» правил или указаний» [2, с. 205].

Полагаем, что данная рекомендация должна найти свое место в практической деятельности преподавателей на всех этапах обучения, так как самосовершенствование ученика в процессе освоения учебных программ выступает важным фактором для личностного роста обучающегося. Считаем уместным заметить, что данный процесс саморазвития обучающегося присущ как для урочной, так и внеаудиторной деятельности. При этом, на наш взгляд, следует особо подчеркнуть опосредованно направляющую роль учителя в этом процессе в качестве педагога-предметника, педагога - классного руководителя или педагога-куратора (для постшкольного образования).

Думаем, что необходимо акцентировать внимание на соблюдении здоро-вьесберегающего подхода при организации воспитательно-образовательного процесса, поскольку Р. Штайнер в своих трудах и практической деятельности придавал этому аспекту большое значение. Он утверждал, что организация воспитания и обучения должны иметь направление на сохранение и развитие здоровья учеников. При этом учителям вальдорфской школы было предписано иметь хотя бы начальные знания о здоровье детей школьного возраста, тогда как «грубые случаи заболеваний, естественно, предоставляются попечению врача, но в процессе воспитания постоянно имеют дело с изживанием таких склонностей к здоровью или заболеванию» [5, с. 130].

Идеи, рассматриваемые в данной рекомендации, на наш взгляд, должны найти место в практической деятельности педагога. Кроме того, несомненно, что подходы к организации учебного процесса, опробованные в вальдорфских школах, подходят отечественным образовательным организациям среднего и высшего образования и могут положительно влиять на отношение педагогов к организации учебного процесса с сохранением и развитием здоровья учащихся.

В заключение полагаем возможным обобщить полученные результаты. Нами были изучены материалы лекций и выступлений Р. Штайнера перед общественностью и изложены основные выводы для возможного применения перспективных педагогических идей в практической деятельности педагогов; выявлены и представлены философско-педагогические воззрения Рудольфа Штайнера

на организацию воспитательно-образовательного процесса в различного рода образовательных организациях; предложена к рассмотрению специфика валь-дорфской педагогики в части взаимодействия педагога и обучающегося в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию личности обучающегося, и представлены пути их реализации в практической деятельности.

Библиографический список

Исходя из вышеизложенного, считаем возможным определить степень решения задач, необходимых для достижения цели исследования как высокую, поскольку теоретическая и практическая составляющие были выражены в предложенных формах возможного применения материалов при организации и осуществлении воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях среднего и высшего образования.

1. Steiner R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik. Menschenkunde und Erziehungskunst. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1986; I.Teil.

2. Steiner R. Gesamtausgabe. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997; Bd. 55.

3. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1994.

4. Steiner R. Themen aus dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1994.

5. Штайнер Р Здоровое развитие (телесно-физическая свобода свободного проявления душевно-духовного). Калуга: Духовное познание, 1995. References

1. Steiner R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik. Menschenkunde und Erziehungskunst. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1986; 1.Teil.

2. Steiner R. Gesamtausgabe. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997; Bd. 55.

3. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1994.

4. Steiner R. Themen aus dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1994.

5. Shtajner R. Zdorovoe razvitie (telesno-fizicheskaya svoboda svobodnogo proyavleniya dushevno-duhovnogo). Kaluga: Duhovnoe poznanie, 1995.

Статья поступила в редакцию 29.09.23

УДК 378.02

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n. a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

DEVELOPING TEAMWORK SKILLS IN BILINGUAL STUDENTS. The article reveals a problem of developing teamwork skills among bilingual students. Team interaction skills are fundamental factors for the success of a future teacher's professional activity, which need to be given special attention during the five years of study at a university. The teamwork skills acquired during student training should be passed on to future students. These skills include the ability to collaborate and distribute roles to achieve a common goal, the ability to listen to your colleagues and at the same time express your opinion, build strategies, show initiative and creativity. The existing characteristics of a bilingual personality and cultural differences among students make communication between team members difficult. The results of the diagnostics of changes in the personality traits of bilingual students in different courses, as well as the degree of motivation and readiness to work in a team, confirm the need to create an approximate program of activities for the development of teamwork skills. The selected methods and techniques (game exercises in English and Chinese classes, interactive didactic games, quizzes, business and role-playing games, brainstorming) can effectively contribute to the development of teamwork skills of bilingual students who speak Yakut and Russian languages.

Key words: teamwork, language university, bilinguals who speak Yakut and Russian, future teachers, English, Chinese, program of events

М.И. Попова, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ У СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ

В настоящей статье раскрывается проблема развития навыков командной работы у студентов-билингвов. Навыки командного взаимодействия являются основополагающими факторами успеха в профессиональной деятельности будущего учителя, которым необходимо уделять особое внимание на протяжении пяти лет обучения в вузе. Навыки командной работы, полученные в период обучения студентов, должны быть переданы и своим будущим ученикам. К таким навыкам относятся умения сотрудничества и распределения ролей для достижения общей цели, слушать своих коллег и одновременно высказывать свое мнение, выстраивать стратегии, проявлять инициативность и креативность. Существующие особенности билингвальной личности и культурные различия обучающихся затрудняют коммуникацию между участниками команды. Результаты проведенной диагностики изменений качеств личности студентов-билингвов на разных курсах, а также степень мотивации и готовности к работе в команде подтверждают необходимость создания примерной программы мероприятий для развития навыков командной работы. Выбранные методы и приемы (игровые упражнения на занятиях английского и китайского языков, интерактивные дидактические игры, викторины, деловые и ролевые игры, мозговой штурм) могут эффективно способствовать развитию навыков командной работы студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками.

Ключевые слова: командная работа, языковой вуз, билингвы, владеющие якутским и русским языками, будущие учителя, английский язык, китайский язык, программа мероприятий

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) предполагает активное развитие навыков командной работы у студентов языковых вузов. Будущим учителям необходимо уметь работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Командная работа подразумевает под собой умения продуктивно взаимодействовать и сотрудничать в коллективе, определять роли, учитывать интересы других участников команды и соблюдать правила, нести личную ответственность за общий результат, а также вырабатывать стратегии для достижения цели, принимать решения, разрешать конфликтные ситуации и создавать дружелюбную, комфортную для всех рабочую атмосферу [1].

Вопросом развития командной компетенции у студентов занимались такие отечественные исследователи, как Т.А. Ашурова, А.М. Карякин, А.Д. Малышева, Ю.М. Жуков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.Г Ширин и др. Однако развитию навыков командной работы у студентов-билингвов не уделяется должного внимания в педагогической практике. Этот факт обусловливает актуальность настоящего исследования, поскольку необходимость развития данных навыков у студентов связана не только с достижением личностного и профессионального успеха, но и с развитием командной компетенции их будущих школьников.

Целью нашего исследования является анализ развития навыков командной работы у студентов-билингвов на протяжении пяти лет обучения, а также разработка программы мероприятий для развития навыков командной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: исследовать понятия командной работы и командного взаимодействия; проанализировать психолого-педагогические условия развития навыков командной работы; проанализировать изменения в развитии навыков командной работы студентов бакалавров; выбрать методы и приемы эффективного развития навыков командной работы у студентов-билингвов; разработать программу мероприятий для развития навыков командной работы студентов.

Научная новизна настоящего исследования заключается в выявлении эффективных методов и приемов, используемых для программы мероприятий по развитию навыков командной работы у студентов-билингвов на основе проведенного анализа изменений в развитии исследуемых навыков.

Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости развития навыков командной работы у студентов-билингвов, владеющих якутским и русским языками, обучающихся по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (английский и китайский языки)».

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа мероприятий с различными методами и приемами для развития навыков командной работы у студентов-билингвов может быть использована на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами и магистрантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.