Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные организации среднего и высшего образования / организация воспитательно-образовательного процесса / зарубежный опыт обучения / образовательная деятельность / Рудольф Штайнер / educational organizations of secondary and higher education / organization of educational process / foreign experience of education / educational activity / Rudolf Steiner

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.М. Морковин, О.В. Морковина

Статья дает представление об основных положениях педагогической концепции известного австрийского педагога, ученого, антропософа Рудольфа Штайнера, деятельность которого приходится на конец XIX – начало XX веков. Раскрываются основные педагогические идеи Р. Штайнера, изложенные им в многочисленных научных статьях и выступлениях перед общественностью, а также возможности их применения при организации воспитательно-образовательного процесса в отечественных образовательных организациях среднего и высшего образования. Авторами дается представление о возможности использования отдельных положений педагогической концепции Р. Штайнера для всестороннего развития личности обучающегося. В статье изложены отдельные философско-педагогические понятия, позволяющие более точно выстраивать образовательную деятельность с опорой на педагогическую концепцию Рудольфа Штайнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENT’S PERSONALITY BASED ON THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF RUDOLF STEINER

The article gives an idea of the main positions of the pedagogical concept of Rudolf Steiner, a famous Austrian educator, scientist, antroposophist, who actively worked in this sphere at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. The main pedagogical ideas of R. Steiner, expressed by him in numerous scientific articles and speeches to the public, as well as the ways of their application in the organization of the educational process in national secondary and higher educational institutions, are revealed. The authors give an idea of the ways to use certain positions of R. Steiner’s pedagogical concept for the comprehensive development of the student’s personality. The article presents some philosophical and pedagogical concepts that allow more accurately building educational activities based on the pedagogical concept of Rudolf Steiner.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА»

УДК 371

Morkovin A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Barnaul Law Institute of the Internal Affairs of Russian Federation (Barnaul, Russia),

E-mail: marko.a@rambler.ru

Morkovina O.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Altai Institute of Economy (Barnaul, Russia), E-mail: olga.mo@rambler.ru

DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY BASED ON THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF RUDOLF STEINER. The article gives an idea of the main positions of the pedagogical concept of Rudolf Steiner, a famous Austrian educator, scientist, antroposophist, who actively worked in this sphere at the end of the 19th and beginning of the 20th centuries. The main pedagogical ideas of R. Steiner, expressed by him in numerous scientific articles and speeches to the public, as well as the ways of their application in the organization of the educational process in national secondary and higher educational institutions, are revealed. The authors give an idea of the ways to use certain positions of R. Steiner's pedagogical concept for the comprehensive development of the student's personality. The article presents some philosophical and pedagogical concepts that allow more accurately building educational activities based on the pedagogical concept of Rudolf Steiner.

Key words: educational organizations of secondary and higher education, organization of educational process, foreign experience of education, educational activity, Rudolf Steiner.

А.М. Морковин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,

Е-mail: marko.a@rambler.ru

О.В. Морковина, канд. ист. наук, доц., Алтайский институт экономики, г. Барнаул, Е-mail: olga.mo@rambler.ru

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОПОРОЙ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ РУДОЛЬФА ШТАЙНЕРА

Статья дает представление об основных положениях педагогической концепции известного австрийского педагога, ученого, антропософа Рудольфа Штайнера, деятельность которого приходится на конец XIX - начало XX веков. Раскрываются основные педагогические идеи Р. Штайнера, изложенные им в многочисленных научных статьях и выступлениях перед общественностью, а также возможности их применения при организации воспитательно-образовательного процесса в отечественных образовательных организациях среднего и высшего образования. Авторами дается представление о возможности использования отдельных положений педагогической концепции Р. Штайнера для всестороннего развития личности обучающегося. В статье изложены отдельные философско-педагогические понятия, позволяющие более точно выстраивать образовательную деятельность с опорой на педагогическую концепцию Рудольфа Штайнера.

Ключевые слова: образовательные организации среднего и высшего образования, организация воспитательно-образовательного процесса, зарубежный опыт обучения, образовательная деятельность, Рудольф Штайнер.

Актуальность исследования заключается в том, что педагогическая концепция, разработанная известным австрийским философом, антропософом Рудольфом Штайнером и нашедшая своё практическое применение в вальдорф-ских школах в начале двадцатого столетия, не теряет своей актуальности и в настоящее время. Основные положения и направления данной концепции позволяют осуществлять гармоничное развитие личности обучающегося в рамках воспитательно-образовательного процесса как на начальной ступени обучения, так и на последующих этапах становления личности. В настоящее время хотя и существуют определенные продвижения в области изучения опыта практического применения педагогики Р. Штайнера в отечественной системе образования, тем не менее образовательная среда на современном этапе свидетельствует о необходимости более внимательного изучения теоретических основ и практических рекомендаций, изложенных ученым в своих трудах, с целью последующего применения в педагогической деятельности.

Считаем возможным рассмотреть обозначенную проблематику в качестве цели исследования посредством изучения и последующего предложения к практическому применению педагогических идей, изложенных Р. Штайнером в научных трудах и циклах лекций, в системе отечественного среднего и высшего образования. Исходя из этого, появляется возможность определения задач для достижения цели исследования, которые заключаются в следующем: изучить материалы лекций и выступлений перед общественностью Р. Штайне-ра с целью выявления перспективных педагогических идей, способных внести перспективные изменения в организацию воспитательно-образовательного процесса; обозначить возможности практического применения выявленного педагогического опыта по организации воспитательно-образовательного процесса с опорой на педагогические идеи Р. Штайнера в системе отечественного образования.

Анализ источников по обозначенной проблематике позволяет выделить научную новизну исследования, выражающуюся в недостаточном освещении в отечественной научной литературе вопросов, связанных с исследованием педагогических воззрений Р. Штайнера, а также возможности их практического применения в педагогической деятельности на различных ступенях обучения.

Анализ первоисточников, представляющих труды Рудольфа Штайнера, таких как «Курс лекций по внутреннему развитию человека» (Берлин, декабрь 1904 года), «Размышление о жизнемудрости» (Берлин, декабрь 1907 года), позволяет посмотреть на педагогическую теорию и практику в первую очередь с философской точки зрения, как на «внутреннее развитие человека, которое должно продвигаться, если он желает достичь собственных заключений, касающихся утверждений, провозглашаемых общественным взглядом на мир» [1, с. 164].

Р. Штайнер полагал, что «необходимо всегда помнить, что существует большая разница между достижениями понимания концепций, представленных духовным исследователем как истин, приобретенных через его познание и опыт,

и между внутренним развитием человеческой души и духа, которое позволяет достичь такого познания им самим» [1, с. 166].

Данное утверждение четко показывает нам, что человеческий организм должен развиваться разнопланово и в то же самое время в гармонии с самим собой в первую очередь и, конечно, с обществом. Всё это, на наш взгляд, возможно осуществить, начиная с дошкольных образовательных организаций, с последующим обучением в системы школьного и постшкольного образования. Здесь, по нашему мнению, должен обязательно прослеживаться принцип преемственности в организации воспитательно-образовательного процесса на разных ступенях образования, поскольку это будет способствовать поступательному развитию личности обучающегося.

Углубленное изучение педагогических и философских воззрений Р. Штайнера, изложенных им в конце XIX - начале XX столетий в многочисленных трудах, позволяет педагогической науке акцентировать внимание на «умение отличать между элементарным уровнем развития, ведущим к пониманию утверждений опытного учителя, который позволяет следовать за ними, как они есть, мыслью и чувством и подтверждать их как истину в определенных границах, и между продвинутым уровнем, на котором достигается личный опыт в отношении себя» [1, с. 176].

Нельзя не согласиться с выдающимся ученым по данному утверждению и считаем уместным добавить, что грамотно организованная деятельность педагога должна выдвигаться в этом процессе на передний план, так как именно учитель, на наш взгляд, играет наиболее важную роль в развитии обучающегося как личности, именно от его деятельности зависит качество формирования и развития будущих членов общества. Рудольф Штайнер в своих трудах уделяет большое внимание деятельности педагога, связанной с воспитательными аспектами и их тесному переплетению с образовательной деятельностью.

Важное место в работах Р. Штайнера занимает также проблематика, связанная с саморазвитием обучающегося как личности, способной услышать и правильно воспринять совет или подсказку со стороны педагога по различного рода вопросам, но при этом право выбора последовать этому совету или нет полностью предоставляется самому обучающемуся. Он неоднократно в своих трудах заявлял, что «соображение свободы человека является чрезвычайно значительным со стороны учителя, чтобы давать больше, чем совет и ориентир. Всё, что может быть передано в какой-либо манере в этой области, должно быть понято с такой оговоркой» [1, с. 177].

На наш взгляд, данное утверждение необходимо соблюдать при организации педагогической деятельности на всех этапах обучения.

Не менее интересным и заслуживающим особого внимания является мнение Р. Штайнера о необходимости формирования у обучающегося способности к внутреннему духовному саморазвитию, но не в ущерб времени, отводимому на обыденные обязанности. При этом он замечает, что «такое внутреннее обучение

спокойно прогрессирует без недолжной поспешности в совершенной внутренней уравновешенности и без предъявления каких-либо «сверхспециальных» правил или указаний» [2, с. 205].

Данная рекомендация, по нашему мнению, должна найти свое место в отечественной педагогической практике, поскольку внутреннее самосовершенствование обучающегося, причем на всех ступенях обучения, является важным фактором разностороннего развития личности гражданина нашей страны. Смеем заметить, что этот процесс вполне осуществим как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности, потому что образовательный процесс тесно взаимосвязан с воспитательным, и оба преследуют одну общую развивающую цель. Здесь, на наш взгляд, деятельность педагога (педагога-предметника, педагога - классного руководителя) играет наиболее важную роль в правильной организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего разностороннему развитию обучающегося.

Заслуживает внимания философская трактовка индивидуальности человека, данная Р Штайнером в курсе лекций в Берлине в 1904 году, где он отмечает, что «человеческая индивидуальность и индивидуальность космических существ величественна, неэфемерно величественна. Ничего нельзя достигнуть в этой области, не задействовав терпение, постоянство и приверженность космическим силам. ... Они являются не только моральными силами, но и силами познания» [1, с. 136].

Такое понимание индивидуальности человека, в том числе и самопознания как личности, позволит воспитать в обучающемся светлое, чистое мировосприятие, миропонимание, понимание и уважение окружающих его людей. Одновременно с этим у обучающегося появляется возможность воспринимать великие идеи, вечные истины и ценности альтернативным способом, что является немаловажным в сегодняшнем быстроменяющемся мире. Р. Штайнер описывает эти изменения как «восприятие мира вокруг ребенка в новых красках, никогда не виданных прежде. Мир излучается в новом свете. Новые звуки и слова становятся слышны» [3, с. 178].

Освещая в своих трудах вопросы воспитания, Р. Штайнер заостряет внимание на таком аспекте, как суждение о людях. Он указывает на то, что «каждому необходимо приобрести вполне определенную манеру суждения о собратьях. Трудно достичь некритического отношения, но понимание должно занять место критицизма. Мы должны выслушать других прежде всего, и такое выслушивание является чрезвычайно эффективным средством для развития духовного видения.. Тот, кто достигает высшего уровня в этом направлении, обязан этим тому, что выучил удерживаться от критики и осуждения кого-либо или чего-либо» [4, с. 158].

Заслуживают внимания рассуждения Р. Штайнера о развитии у обучающихся умения слушать собеседника, вычленять главную мысль его высказываний и способность доносить свои идеи таким образом, чтобы в итоге быть услышанным и правильно понятым. Так, например, он предлагает сначала понять личность преступника, а не осуждать его сразу за совершенное противоправное деяние. Научить человека с раннего возраста понимать суть любой проблемы либо самого простого вопроса - большая задача, стоящая перед педагогом. Говоря о формировании у обучающегося умения излагать своё мнение о ком-либо или о чём-либо, отметим, что педагогу следует помнить о том, что именно его деятельность способствует развитию мыслящей, рассуждающей личности, а не просто умеющей только воспринимать чьи-либо суждения. На наш взгляд, это довольно важное умение, которым должен владеть каждый, которое нужно развивать у подрастающего поколения.

Отдельные труды Р. Штайнера содержат трактования некоторых понятий, стиль изложения и содержание которых могут вызвать затруднения у людей, не имеющих должного педагогического или философского образования. Так, например, рассуждая о формировании у обучающихся необходимых для последующей жизни и деятельности качеств, он указывает, что «существуют три добродетели, в частности, которые должны быть развиты, которые почти преобразуют человека в личность. Только они должны трактоваться с необходимой интенсивностью и силой. Таковы есть само-уверенность в паре с человечностью, само-контроль в

Библиографический список

паре с мягкостью и присутствие ума в паре с приверженностью. Они являются великими рычагами духовного развития» [2, с. 144].

При этом ученый утверждал, что три первых упомянутых добродетели приведут к ужасным порокам, если не будут дополнены тремя другими добродетелями: человечностью, мягкостью и приверженностью. Считаем вполне уместным практикующим педагогам иметь подобные знания и применять в педагогической деятельности при осуществлении воспитания обучающихся.

Как уже говорилось ранее, Рудольф Штайнер в своих трудах уделял особое внимание внутреннему саморазвитию человека, «духовно-душевному развитию», как он обозначал. Так, в одной из своих лекций он делает акцент на том, что, развивая внутри себя такие качества, как уравновешенность, чувство внутреннего покоя и мира, «человек вскармливает свою душу правильным питанием» [1, с. 160].

Данное утверждение можно адресовать не только обучающимся как формирующимся личностям, но и вполне уже взрослым людям, в том числе и педагогическим работникам, так как высказанные здесь мысли позволяют по-иному посмотреть на организацию своей профессиональной деятельности и на жизнь в целом.

Нельзя не акцентировать внимание на ещё одном немаловажном аспекте, которому Р. Штайнер в своей деятельности и трудах придавал большое значение ещё в начале XX столетия, а именно - организация образовательного процесса, направленного на сохранение и развитие здоровья обучающихся. Здесь же необходимо заметить, что учителям вальдорфской школы предписывалось иметь хотя бы первичные знания о здоровье детей школьного возраста, в то время как «грубые случаи заболеваний, естественно, предоставляются попечению врача, но в процессе воспитания постоянно имеют дело с изживанием таких склонностей к здоровью или заболеванию. Они должны быть всегда насущными, всегда доступными сознанию воспитателя, преподавателя» [5, с. 130].

Здесь следует заметить, что высказанные Р. Штайнером в конце прошлого столетия идеи о необходимости сохранения и развития здоровья школьников являются актуальными и крайне востребованными в наши дни. Более того, предложенные и прошедшие апробацию в фальдорфских школах «здоровьесберегаю-щие» подходы к организации педагогического процесса возможны к применению в образовательных организациях среднего и высшего образования.

Практическое применение предложенных материалов, по нашему мнению, будет способствовать обновлению подходов к организации воспитательно-образовательного процесса на всех этапах обучения; повышению интереса к обучению со стороны учащихся, особенно начальной школы; к изменению в отношении педагогических работников к организации учебного процесса с сохранением и развитием здоровья обучающихся.

В заключение считаем уместным обратить внимание педагогической общественности на проблемные вопросы в сфере организации воспитательно-образовательного процесса на всех ступенях образования, требующих своего решения. Для этого полагаем возможным обратиться к зарубежному опыту функционирования альтернативных педагогических концепций, а также проанализировать результаты достижений в деятельности отечественных образовательных организаций, осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с элементами вальдорфской педагогики, с целью заимствования и последующего применения наиболее успешных подходов в системе отечественного образования.

Исходя из изложенного, считаем возможным определить степень решения задач для достижения цели исследования как высокую, поскольку теоретическая и практическая составляющие нашли своё выражение в предложенных формах возможного применения материалов при организации и осуществлении образовательного процесса в образовательных организациях среднего и высшего образования. Перспектива дальнейших исследований, на наш взгляд, несомненна, поскольку предложенные теоретические материалы, формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса позволяют совершенствовать теоретико-методологическую базу преподавания и педагогическую деятельность отечественных образовательных организаций.

1. Steiner R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik. Menschenkunde und Erziehungskunst. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1986.

2. Steiner R. Gesamtausgabe. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997; Bd. 55.

3. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1994.

4. Steiner R. Themen aus dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1994.

5. Штайнер Р Здоровое развитие (телесно-физическая свобода свободного проявления душевно-духовного). Калуга: Духовное познание, 1995. References

1. Steiner R. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pädagogik. Menschenkunde und Erziehungskunst. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1986.

2. Steiner R. Gesamtausgabe. Dornach: Rudolf Steiner Verlag, 1997; Bd. 55.

3. Steiner R. Elemente der Erziehungskunst. Menschenkundliche Grundlagen der Waldorfpädagogik. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1994.

4. Steiner R. Themen aus dem Gesamtwerk. Stuttgart, 1994.

5. Shtajner R. Zdorovoe razvitie (telesno-fizicheskaya svoboda svobodnogo proyavleniya dushevno-duhovnogo). Kaluga: Duhovnoe poznanie, 1995.

Статья поступила в редакцию 30.09.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.