методология и технология профессионального образования
УДК 377.131.14
Б01: 10.18384/2949-4974-2024-1-125-136
формирование у студентов-первокурсников компетенции «готовность к командной работе»
Богданова М. М, Кузеванова О. М, Шевелев С. Ю.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Алтайский филиал 656038 г. Барнаул, пр. Ленина, д. 54, Российская Федерация
Аннотация
Актуальность исследования вызвана необходимостью подбора методик обучения для формирования умений и навыков командной работы у будущих специалистов. В статье анализируются навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, и предлагается технология поэтапного формирования навыков и умений командной работе.
Цель - выделение и обоснование навыков и умений, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, представление технологии поэтапного формирования навыков и умений командной работе в рамках конкретной дисциплины. Методы исследования. Теоретический анализ и синтез научной литературы, обобщение, анализ опыта преподавателей, анкетирование студентов.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Проанализированы важные навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде, дана их характеристика. Апробирована методика поэтапного формирования навыков и умений командной работе при изучении дисциплины «Тренинг командообразо-вания и групповой работы».
Результаты исследования. Использование методов диагностики: тестирование по методике диагностики навыков командной работы В. Стефансона «^-сортировка», тест Белбина «Типы ролей в команде», анкетирование (авторская анкета «Отношение студентов к поэтапному формированию навыков и умений командной работы»), - анализ результатов успеваемости по дисциплине показали, что методика поэтапного формирования навыков и умений командной работы выявляет положительную динамику удовлетворённости студентов работой в своих командах (87%). У большей части студентов (от 79,8% до 83,8% в разных командах) сформировались важные навыки и умения командной работы.
Выводы. Проведён анализ важных навыков и умений, необходимых для командной работы. Представлен опыт использования технологии поэтапного формирования навыков и умений командной работы. В процессе исследования было доказано, что технология поэтапного формирования навыков и умений оказывает положительный эффект на развитие умений и навыков командной работы у студентов первого курса обучения.
© СС БУ Богданова М . М. , Кузеванова О . М Шевелев С . Ю 2024.
Ключевые слова: команда, компетенция, командная работа, навыки и умения командной работы, технология формирования, студенты-первокурсники
formation of the competence «readiness for teamwork» in first-year students
M. Bogdanova, O. Kuzevanova, S. Hevelev
Financial University under the Government of the Russian Federation, Altai branch, Lenin Ave, 54, Barnaul, 656038, Russian Federation
Abstract
Relevance. The relevance of the study is caused by the need to select teaching methods to develop teamwork abilities and skills in future specialists. The article analyzes the skills and abilities that need to be developed in students to prepare them to work in team and proposes a technology for the gradual formation of teamwork skills and abilities.
Aim. To identify and justify the skills and abilities that need to be developed in students to prepare them to work in a team, presenting the technology for the gradual formation of teamwork skills and abilities within a specific discipline.
Methodology. Theoretic analysis and systematization of bibliographic sources on this topic and the authors' own teaching experience, surveying the students.
Scientific novelty/theoretical/or practical significance. The important skills and abilities that need to be developed in students to prepare them to work in team are analyzed and their characteristics are given. The methodology of step-by-step formation of teamwork skills and abilities was tested when studying the discipline "Training of team building and group work".
Results. The work used the following diagnostic methods: testing according to the method of diagnosing W. Stephenson's teamwork skills "Q-sorting", Belbin's test "Types of roles in a team", questionnaires (authors' questionnaire "Students' attitude to the phased formation of teamwork skills and abilities"). The academic performance result analysis revealed that the use of a methodology for the gradual development of teamwork skills and abilities showed a positive trend in student satisfaction with work in their teams (87%). The majority of students (from 79.8% to 83.8% in different teams) have developed important teamwork skills and abilities.
Conclusion. An analysis of the important skills and abilities required for teamwork was carried out. The experience of using technology for the gradual formation of teamwork skills and abilities is presented. During the study, it was proven that the technology of gradual formation of skills has a positive effect on the development of teamwork skills in first-year students. Keywords: team, competence, teamwork, teamwork skills and abilities, technology for developing, first-year students
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир быстротечен . Прогресс стремительно рвётся вперёд, развиваются и усложняются технологические процессы. Перед людьми из года в год ставятся задачи, которые всё труднее разрешить в одиночку. Для их решения требуются особые разносторонние знания и умения . Мы сталкиваемся с тем, что для выполнения задания надо обладать са-
мыми разнообразными качествами личности, знаниями и умениями
Как правило, даже самый разносторонний, самый подготовленный специалист не может выполнить все необходимые функции самостоятельно .
Поэтому работодатель стремится принимать на работу специалистов, умеющих работать в команде. Способность работать в команде становится наиболее
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2024 / № 1
востребованным качеством современного выпускника. Учитывая данные запросы, среднее профессиональное и высшее образование в образовательные стандарты вводит компетенции, направленные на их удовлетворение .
Так, среди универсальных компетенций в стандартах высшего образования есть социально-личностная компетенция «Готовность к индивидуальной и командной работе» . В статье мы рассмотрим, что представляет, на наш взгляд, подготовка к командной работе и представим определённый опыт формирования навыков и умений командной работы в современном вузе при изучении конкретной дисциплины, используя технологию поэтапной подготовки к командной работе
Проблема формирования навыков командной работы рассмотрена в трудах иностранных учёных, таких как Р. М . Бел-бина, М . Уолтон [20] и П . Шолтерс [19]. В работах Д . Катценбаха и Д . Смита [6] вводится понятие команды и предлагаются варианты создания рабочих команд . У Ю . Аппело под командой понимается группа индивидов, которые взаимосвязаны прямым или опосредованным образом, что приводит к синергетическому эффекту [1]. В исследованиях Ф . Мор-гесона анализируются такие качества личности, необходимые для командной работы, как открытость, сознательность, доброжелательность, невротизм, экстраверсия [19].
Среди российских учёных, занимающихся рассмотрением понятий «команда», «командная работа» выделим В . В. Авдеева [13], Т. Ю . Базарова, Е. Ю . Безрукову, Т. П . Галкину [4], Ю . М. Жукова, А. В . Журавлева1, А. М. Карякина, В . Г. Кричев-ского Р. Л. Дубовскую, Е. М. Маркова, С . В. Петрова [11] и др .
Так, С А Баландина отмечает, что «команда выступает в качестве особой
1 Технологии командообразования: учебное пособие для студентов вузов / Ю . М . Жуков, А . В . Журавлев, Е . Н . Павлова. Москва: Аспект Пресс, 2008. 320 с .
формы организации, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия» [2]
Командообразование - это процесс формирования группы единомышленников и последующей координации её деятельности, осуществляемый лидером для достижения поставленных целей [15].
М . Н . Рыскулова считает, что для умения работать в команде необходимо наличие «таких личностных качеств, как инициативность, креативность, коммуникабельность, эмпатия, терпимость к различным точкам зрения, ответственность за результаты совместной работы» [12].
А. В . Ивлев дал определение понятию «студенческая команда», определил этапы развития студенческой команды, разработал и апробировал методику эффективного развития студенческой команды [5]
А. Д . Малышева, рассматривая командную работу студентов, акцентирует, что компетенция «работа в команде» «представляет собой сложное и многоаспектное явление, включающее в себя не только знания, умения и навыки, но и ценностные ориентации человека и его личностные характеристики» [9]
А . Б . Кулакова, обобщая позиции исследователей, в качестве признаков команды рассматривает наличие единомышленников, творчески думающих личностей, способных вместе создавать идеи, выполнять проекты, сообщать о проблемах и последующих шагах, преодолевать проблемы и в целом результативно сотрудничать с другими для достижения общих целей [7].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования:
Целью исследования является выделение и обоснование навыков и умений, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в
команде, представление технологии поэтапного формирования умений и навыков командной работе в рамках конкретной дисциплины
Согласно поставленной цели в ходе работы решались такие задачи, как: анализ понятий «команда», необходимых навыков и умений для командной работы; представление технологии поэтапного формирования этих навыков и умений на примере конкретной дисциплины
Методология и методы исследования
Исследования опираются на методологию системного, аксиологического, деятельностного, практико-ориентиро-ванного, компетентностного подходов в профессиональном образовании. В ходе исследования применялись методы исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы, обобщение, анализ опыта преподавателей, анкетирование студентов
Организация исследования и ход работы
На первом этапе исследования был проведён анализ понятия «команда», который позволил выделить некоторые важные навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к командной работе, некоторые из них представлены в таблице 1.
Анализируя труды учёных и практиков, посвящённые формированию команды, мы остановились на том, что для командной работы у студентов должны быть сформированы определённые навыки и умения, которые дадут им возможность успешно работать на современном производстве
Рассмотрим основные из них:
1. Коммуникабельная компетентность
Умение взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи и эффективно сотрудничать Построение правильных отношений способствует повышению
Таблица 1 / Table 1
Обзор понятия «команда» / Overview of the concept of "team"
Е. Яхонтова Команда - это особый вид рабочей группы, которая отличается более высоким уровнем взаимной зависимости и ответственности, высоким уровнем доверия друг к другу, тесной и свободной коммуникацией, наличием общей цели и общих ценностей [1].
Т. П . Галкина Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации . [4].
Ю . М . Жуков, А . В . Журавлев, Е. Н . Павлова Командой называется группа людей, взаимодополняющих и вза-имозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей . Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия процедурами взаимодействия [16].
Е. А . Максимова Команда - высший уровень развития группы, совместная деятельность которой построена с опорой на индивидуальные особенности, достижения каждого и с ориентацией на общий успех . [9].
Источник: составлено авторами .
общей культуры команды, умение прогнозировать межличностные отношения делает их более прочными Умение эффективно общаться - основа успеха работы в коллективе
2 Умение выполнять работу вместе
В команде каждый должен взаимо-дополнять другого, осуществлять готовность к совместному принятию решения через процесс обсуждения . Данное умение способствует развитию сотрудничества, которое направлено на готовность поступаться частью своей свободы и своего замысла ради общего дела, трудиться вместе для достижения общей цели Для продуктивной работы важно, чтобы члены команды могли полагаться друг на друга Умение подчиняться решению большинства, что способствует адекватному восприятию мира, учит логическому и критическому мышлению
3 Позиционирование
Умение анализировать свои способности и возможности, определять свою роль в коллективной работе, нести ответственность за её выполнение, вносить свой индивидуальный вклад в общую работу
4 Умение справляться с конфликтными ситуациями
Избежать конфликтов, работая в коллективе практически невозможно Разногласия могут произойти в любом коллективе И умение справляться с конфликтными ситуациями является важнейшим навыком для любого человека Необходимо научиться держать собственные эмоции под контролем и находить решения, которые устраивают всех членов команды
5 Умение проявлять эмпатию, слушать, уважать, понимать других. Эффективное взаимодействие невозможно без умения слушать и слышать другого человека Во время общения необходимо быть сосредоточенным на том, что говорит другой человек, а также задавать различные уточняющие вопросы, чтобы убедиться в правильности понимания
информации Такой навык помогает избегать недоразумений и укрепляет доверие между членами команды Способность сохранять положительный настрой, преодолевать негативные эмоции позволит не пускать негатив в жизнь команды
6 Тайм-менеджмент
Обладание хорошими навыками управления временем помогает человеку и команде планировать время и экономить ресурсы, повышает чувства ответственности. Чем эффективнее каждый отдельный участник команды использует рабочее время, тем быстрее команда приходит к цели и закрывает задачи в срок
Создание эффективной команды прежде всего предполагает умелое распределение определённых социальных ролей, а также наличие признаков, необходимых для достижения общих целей группы
К ним мы отнесём:
- наличие чётко сформулированных и понятных общих целей;
- наличие необходимых специальных знаний и умений;
- наличие способностей, навыков, умений работать сообща;
- наличие мотивации совместной деятельности;
- развитое чувство общности;
- взаимозаменяемость членов команды
Кроме того, формирование команды
является следствием синергетического эффекта, формирующего, с одной стороны, партнёрские отношения в рамках конкретной группы, с другой - помогающего анализировать и принимать решения в нестандартных ситуациях членами этой группы [13].
На втором этапе исследования мы представили некоторый опыт формирования навыков и умений командной работы при изучении конкретной дисциплины
В современном вузе формирование компетенций командного взаимодействия осуществляется с первого курса Обучение командной работе возможна при
Vrny
включении в образовательный процесс технологии интерактивного обучения, которые направлены на моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых игр), совместное принятие решений Для реализации поставленных целей используем командные и групповые методы обучения [16] Вот некоторые из них: упражнения на снятие психологических барьеров в общении, сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие дела, коммуникативные игры, проектная деятельность, тренинги и др
В учебные планы ФГОБУ ВО Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с 2021 г. в бакалавриате на первом курсе введена дисциплина «Тренинг командообразования и групповой работы», целью которой является формирование способностей к командной работе Курс практико-ори-ентированный Участие в проектно-ори-ентированном обучении предполагает наличие сплочённой команды Поэтому
курс предусматривает выполнение различный упражнений, заданий, направленных на формирование навыков и умений командной работы Итогом совместной деятельности студентов является выполнение каждой командой проектной работы с использованием элементов геймификации (командная работа, бонусы, конкурс, релаксация) [8].
Ориентируясь на умения и навыки, которые необходимо сформировать, мы остановились на технологии поэтапного формирования навыков и умений
Весь процесс обучения мы разделили на этапы Каждый этап предполагает различные виды учебной деятельности, направленные на формирование навыков и умений командного взаимодействия Были подобраны интерактивные формы занятий Предлагаемая нами технология представлена в таблице 2
В процессе организации занятий таким образом формирование навыков и умений командной работы происходит
Таблица 2 / Table 2
Технология поэтапного формирования умений и навыков командной работы / Technology for the gradual formation of teamwork skills and abilities
Этапы Цель Тип занятия Учебная деятельность студентов Роль преподавателя
Вводный - познакомиться с понятием «команда», «командная деятельность»; - выяснить особенности командной работы - сформулировать принципы командной работы обзорная проблемная лекция участие в проблемной беседе лектор
Отборочный (диагностический) - определить роли (функции), которые участники способны выполнять в команде тестирование используется «Тест Белбина» Типы ролей в команде . Выявление лидеров . Формирование команд на основе полученных результатов (необходимое присутствие всех командных ролей) Диагностики навыков командной работы В. Стефан-сона «^-сортировка» консультант
Этапы Цель Тип занятия Учебная деятельность студентов Роль преподавателя
Адаптационный - сформировать умения: взаимодействовать с другими людьми, налаживать связи и эффективно сотрудничать людьми; - развивать умение эффективного общения коммуникативные упражнения на знакомство и адаптацию членов команды выполнение упражнений Используются такие упражнения как «Смысл имени», «Молекулы», «Печатная машинка (анограмма)», «Проективный рисунок» и др тренер
Развитие команды развить: - умение анализировать свои способности и возможности; - умение справляться с конфликтными ситуациями; - умение слушать и слышать другого человека; - умение подчиняться решению большинства тренинг ко-мандообра-зования участие в тренинге Варианты упражнений, сю-жетно-ролевых игр: «Необитаемый остров», «Купил мужик лошадь», «Скала», «Что сказал царь», «Вавилонская башня», «Харизма-тичная личность», «Искусство критики», «Война и мир», «Космос», «Вместе мы сила», «Таверна» и др . тренер
Подготовка к совместной деятельности научить: - договариваться, - подчиняться решению большинства - принять совместное решение групповая фасилита-ция работа в команде 1. Выбор и обоснование темы социального проекта В чем привлекательность данной темы для группы Показ её значимости и необходимости. Защита выбранного варианта темы 2 . Упражнение «7 факторов» Каждая группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся наиболее важными для работы команде фасилитатор
Работа над социальным проектом формирование навыков работы в команде при достижении конкретной цели разработка проекта 1. Распределение функций между членами команды 2 . Подбор литературы 3. Теоретическое изучение вопроса 4. Разработка исследовательской части (разработка анкет, подбор аудитории, проведение исследования). 5 . Подготовка анализа диагностики 6. Разработка рекомендаций (мероприятий, предложений и . т. п . ). 7. Подготовка пояснительной записки проектной работы 8 . Подготовка презентации консультант
Vi3y
Окончание таблицы 2
Этапы Цель Тип занятия Учебная деятельность студентов Роль преподавателя
Защита проектной работы развитие чувства общности, коллективной ответственности публичное выступление презентация каждой команды своего социального проекта и его защита эксперт
Рефлексия осмысление собственных действий и работы команды в целом анкетирование Высказывание своей позиции по предлагаемым вопросам анализирование
Источник: составлено авторами .
поэтапно В процессе обучения студенты овладевают диагностическими умениями по изучению командных ролей и межличностных отношений в группе, отрабатывают приёмы командной работы через практико-ориентированные задания, актуализируют опыт командной работы через выполнение проектной работы социального характера
Результаты исследований
В ходе проведённого исследования нами проанализированы понятия «команда», обозначены и обоснованы необходимые навыков и умений для командной работы Среди них: умение выполнять работу вместе, умение позиционировать, уметь устанавливать контакты и эффективно общаться, умение справляться с конфликтными ситуациями, проявлять эмпатию, слушать, уважать, понимать других, обладание хорошими навыками управления временем
Использование технологии поэтапного формирования навыков и умений в течение двух лет при преподавании дисциплины «Тренинг командообразования и групповой работы» позволило нам сделать ряд определенных выводов, связанных с формированием навыков и умений командной работы:
1 Студенты стали более решительными, раскрепощёнными, готовыми к сотрудничеству
2 Работа над общей темой и правильное распределение обязанностей (в боль-
шинстве групп) помогла реализоваться ни только активным, но и застенчивым и малообщительным студентам
3. У большей части студентов (от 79,8 % до 83,8% в разных командах) после совместной работы сформировались (обозначились) такие навыки работы в команде, как контактность, умение слышать других, принимать их точку зрения объективно, соглашаться с мнением большинства, сочувствовать и помогать, правильно управлять временем, быть надежным
4 . Проведение итогового занятия в форме конкурса проектных работ позволило развить у студентов такие качества как: сплоченность, стремление к победе, творческая активность, соперничество
5. Данные итогового анкетирования показали, что 87% студентов удовлетворены работой в своих командах. 68% отметили, что благодаря участию в тре-нинговых занятиях смогли стать смелее, раскрепощённее, общительнее В анкетах студенты отметили, что совместная работа над социальным проектом показала, что для командной работы важны: правильное распределение обязанностей, взаимовыручка, взаимозаменяемость, общая ответственность, азарт, стремление выполнить работу в срок и качественно Кроме того, большая часть респондентов отметили, что хотели бы и в дальнейшем выполнять различные задания, проекты, используя основы командной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования были выделены и обоснованы наиболее важные навыки и умения, которые необходимо сформировать у студентов для подготовки их к работе в команде Среди них: коммуникабельная компетентность; умение сотрудничать; умение анализировать свои способности и возможности, определять свою роль в коллективной работе; умение справляться с конфликтными ситуациями; умение слушать, проявлять эмпатию; обладать хорошими навыками управления временем Исследования показали, что технология поэтапного формирования навыков и умений командной работы является эффективной для обучения студентов и формирования у них необходимых качеств для совместной деятельности; развития стратегии сотрудничества для достижения поставленных целей; эффективного взаимодействия с другими членами команды, участия в обмене информацией, знаниями, опытом Результаты проведённого анкетирования подтверждают необходимость формиро-
вания навыков и умений командной работы на первом курсе
Современное обучение в вузе практи-ко-ориентированное Для успешной реализации данной технологии требуется наличие сплочённой команды, где студент решает намеченные цели, определяет круг своих задач, выбирает оптимальные способы решения поставленных вопросов, исходя из имеющихся ресурсов, осуществляет социальную двухстороннюю коммуникацию в команде [14]. Поэтому формирование навыков и умений командной работы у студентов на первом курсе способствует повышению их мотивации к совместной деятельности, развитию партнёрских отношений и умению работать в команде
Разработанная нами технология поэтапного формирования навыков и умений командной способствует формированию компетенции «Готовность к командной работе», которая позволит эффективно работать в команде в будущей профессиональной деятельности
Дата поступления в редакцию 12.10.2023
ЛИТЕРАТУРА
1. Аппело Ю . Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами / пер . с англ. Москва: Аль-пина Паблишер, 2018. 534 с .
2 . Баландина С. А. Особенности организации командной работы // Актуальные исследования.
2023. № 23 (153). Ч . II . С 78-81.
3 . Галич М . Н . Социально-культурные технологии формирования сплочённости студенческого
коллектива: монография . Москва: Российский университет дружбы народов, 2022. 128 с . 4. Галкина Т. П . Социология управления: от группы к команде . Москва: Финансы и статистика, 2004 224 с
5 . Ивлев А. В . Развитие студенческой команды в образовательном процессе вуза: дис . ... канд .
пед. наук. Магнитогорск, 2006. 191 с.
6 . Катценбах Д. Р. , Смит Д. К. Командный подход. Создание высокоэффективной организации /
пер . И. Евстигнеевой; под ред. П . Суховой . Москва: Альпина Паблишер, 2013. 376 с .
7 . Кулакова А . Б . Условия успеха командной работы в современной организации // Социальное
пространство: [сайт]. 2020. Т. 6. № 2 . URL: http://socialarea-journal. ru/article/28571 (дата обращения: 09.02.2023).
8 . Липатова С Д . , Хохолева Е. А . Геймификация как педагогическая технология активизации
учебной мотивации студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом . 2020 № 1 (37) С 44-51
9 . Максимова Е. А . Организация групповой учебной деятельности в условиях профессиональ-
ной подготовки: автореф . дис . ... канд . пед. наук. Саратов, 2005. 23 с .
10 . Малышева А . Д. Педагогические условия формирования концепции «работа в команде» сту-
дентов технических профилей вуза // Гуманитарные и социальные науки . 2018 . № 3 . С. 203-210. DOI: 10.18522/2070-1405-2018-68-3-203-210.
^зз;
11. Петров С. В . Психологический подход к формированию команды: особенности и проблемы // Вестник университета . 2019 . № 4. С. 181-186 . Э01: 10.26425/1816-4277-2019-4-181-186.
12 . Рыскулова М . Н . Теоретико-методологические основы метода формирования умений студен-
тов технических вузов работать в команде: монография Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2020. 131 с .
13 . Ситнова И . В . , Панина Е. А . Тренинг командообразования как основа самоорганизации сту-
денческой группы // Вестник Донецкого педагогического института . 2018 . № 1. С. 44-50. 14. Смыслова Л . В. Тимбилдинг в студенческой среде // Молодой учёный. 2020. № 19 (309) . С. 163-164. 15 . Степанова Э . В . , Рожкова А . В . , Далисова Н . А . Технология тимбилдинга для развития современных организаций // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 16-18 апреля 2019 г. Красноярск: Издательство Красноярского государственного аграрного университета, 2019
16 . Тожебоева Г. Р. , Бекирова Э. Р. , Айбаева З . Развитие навыков сотрудничества у студентов на ос-
нове интерактивного обучения // Academic research in educational sciences . 2021. № 2 . С 486-491. DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491.
17 . Яхонтова Е. С. Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в сов-
ременных условиях // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10 . № 2 . С 425-438. DOI: 10.18334/ lim .10 . 2 .117616 .
18 . Morgeson F. P. , Reider M. H . , Campion M. A . Selecting individuals in team settings: The importance
of social skills, personality characteristics, and teamwork knowledge // Personnel psychology. 2005. № 58 (3). P 583-611. DOI: 10 .1111/j .1744-6570.2005.655.x
19 . Scholters P R. The Team Handbook. How to use Teams to Improve Quality. New York: Oriel inc . , 1988.
315 p
20 . Walton M . The Deming Management Method. New York: Perigee Books, 1986. 288 p.
1. Appelo Yu. Agile Management: Leadership and Team Management (Rus . ed. : Agile-menedzhment: Lid-erstvo i upravlenie komandami. Moscow, Alpina Pablisher Publ. , 2018. 534 p . ).
2 . Balandina S . A . [Features of the organization of team work]. In: Aktual'nye issledovaniya [Current re-
search], 2023, no. 23 (153), pt. 2, pp. 78-81.
3 . Galich M . N. Social'no-kul'turnye tekhnologii formirovaniya splochyonnosti studencheskogo kollektiva:
monografiya [Socio-cultural technologies for forming the cohesion of the student body: monograph]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ. , 2022. 128 p. 4. Galkina T. P Sociologiya upravleniya: ot gruppy k komande [Sociology of management: from group to
team]. Moscow, Finansy i statistika Publ. , 2004. 224 p. 5 . Ivlev A . V. Razvitie studencheskoj komandy v obrazovatel'nom processe vuza: dis. ... kand. ped. nauk [Development of the student team in the educational process of the university: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Magnitogorsk, 2006. 191 p. 6. Katzenbah D. R. , Smit D. K. Team approach. Creating a High Performance Organization (Rus. ed. : Evstigneeva I . transl. Komandnyj podhod. Sozdanie vysokoeffektivnoj organizacii. Moscow, Al'pina Pablisher Publ. , 2013. 376 p. ).
7 . Kulakova A . B. [Conditions for the successful teamwork in the modern organization]. In: Social'noe
prostranstvo [Social area], 2020, vol. 6, no. 2 . Available at: http://socialarea-journal. ru/article/28571 (accessed: 09 02 2023)
8 . Lipatova S . D. , Khokholeva E. A . [Gamification as a pedagogical technology of activization of educa-
tional motivation of students of the university]. In: Professional'noe obrazovanie vRossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2020, no. 1 (37), pp. 44-51.
9 . Maksimova E . A . Organizaciya gruppovoj uchebnoj deyatel'nosti v usloviyah professional'noj podgotovki:
avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Organization of group educational activities in the conditions of professional training: abstract of Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Saratov, 2005. 23 p .
10 . Malysheva A . D. [Pedagogical conditions of the competence "teamwork skills" development of techni-
cal universities students]. In: Gumanitarnye i social'nye nauki [The Humanities and Social Sciences], 2018, no. 3, pp. 203-210. DOI: 10.18522/2070-1405-2018-68-3- 203-210.
С 297-301.
REFERENCES
ISSN 2949-4990
Moscow pedagogical journal
j 2024 / № 1
11. Petrov S . V. [Psychological approach to team building: features and problems]. In: Vestnik universiteta [Bulletin of the University], 2019, no. 4, pp. 181-186. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-4-181-186.
12 . Ryskulova M. N . Teoretiko-metodologicheskie osnovy metoda formirovaniya umenij studentov tekh-
nicheskih vuzov rabotat' v komande: monografiya [Theoretical and methodological foundations of the method of developing the skills of students of technical universities to work in a team: monograph]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering Publ. , 2020. 131 p.
13 . Sitnova I . V. , Panina E. A . [Team building training as the basis for self-organization of a student group].
In: VestnikDoneckogopedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Donetsk Pedagogical Institute], 2018, no 1, pp 44-50
14. Smyslova L. V. [Team building in a student environment]. In: Molodoj uchyonyj [Young scientist], 2020, no. 19 (309), pp. 163-164.
15 . Stepanova E. V. , Rozhkova A . V. , Dalisova N . A . [Team building technology for the development
of modern organizations]. In: Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, 16-18 aprelya 2019 g. [Science and education: experience, problems, development prospects: materials of the international scientific and practical conference, Krasnoyarsk, 16-18 April 2019]. Krasnoyarsk, Publishing house of Krasnoyarsk State Agrarian University, 2019, pp 297-301
16 . Tozheboeva G . R . , Bekirova E. R . , Ajbaeva Z. [Development of cooperation skills in students on the
basis of interactive learning]. In: Academic research in educational sciences, 2021, no. 2, pp. 486-491. DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491.
17 . Yakhontova E. S . [Multidisciplinary teams as a factor of company sustainability in modern condi-
tions]. In: Liderstvo i menedzhment [Leadership and management], 2023. vol. 10, no . 2, pp . 425-438. DOI: 10,18334/lim .10 . 2 .117616 .
18 . Morgeson F. P , Reider M . H . , Campion M. A . Selecting individuals in team settings: The importance
of social skills, personality characteristics, and teamwork knowledge . In: Personnel psychology, 2005, no. 58 (3), pp. 583-611. DOI: 10 ,1111/j.1744-6570.2005. 655.x
19 . Scholters P R . The Team Handbook. How to use Teams to Improve Quality. New York, Oriel inc . , 1988.
315 p
20 . Walton M. The Deming Management Method. New York, Perigee Books, 1986. 288 p .
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Богданова Марина Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой учёта и информационных технологий в бизнесе, Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: MMBogdanova@fa . ru_
Кузеванова Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных наук и межкультурных коммуникаций Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: OMKuzevanova@fa. ru
Шевелев Сергей Юрьевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общегуманитарных наук и межкультурных коммуникаций Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: SYUSHevelev@fa . ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Marina M. Bogdanova - Cand. Sci. (Economic Sciences), Assoc . Prof. , Head of the Department "Accounting and Information Technologies in Business" of Altai Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education "Financial University under the Government of the Russian Federation"; e-mail: MMBogdanova@fa . ru
ISSN 2949-4990
Olga M. Kuzevanova - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof, of the Department of "General Humanitarian Sciences and Intercultural Communications" of Altai Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education "Financial University under the Government of the Russian Federation";
e-mail: OMKuzevanova@fa.ru
Sergey Yu. Shevelev - Cand. Sci. (Economic Sciences), Assoc. Prof. , Head of the Department "General Humanitarian Sciences and Intercultural Communications" of Altai Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education "Financial University under the Government of the Russian Federation"; e-mail: SYUSHevelev@fa. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Богданова М . М. , Кузеванова О . М . , Шепелев С. Ю . Формирование у студентов-первокурсников компетенции «готовность к командной работе» // Московский педагогический журнал. 2024. № 1. С 125-136.
DOI: 10.18384/2949-4974-2024-1-125-136
FOR CITATION
Bogdanova M . M. , Kuzevanova O. M . , Shepelev S . Yu. Formation of the competence "Readiness for teamwork" in first-year students. In: Moscow Pedagogical Journal, 2024, no . 1, pp . 125-136. DOI: 10.18384/2949-4974-2024-1-125-136