Научная статья на тему 'Организационные и психолого-педагогические аспекты внедрения компьютерных средств обучения в методику преподавания физической культуры'

Организационные и психолого-педагогические аспекты внедрения компьютерных средств обучения в методику преподавания физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВИДА СПОРТА / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмов Виталий Владимирович, Костюченко Валерий Филиппович, Чистяков Владимир Анатольевич, Врублевский Евгений Павлович

Статья посвящена изучению организационных и психолого-педагогических аспектов внедрения компьютерных средств обучения в практику преподавания физической культуры. Рассмотрено содержание управленческих, организационно-методических и технико-технологических мероприятий по включению электронных учебно-методических пособий в методику обучения школьников основам видов спорта. Сформулированы показатели целесообразности инновационного внедрения с позиций администрации и педагогического коллектива. Показано, что первичным является оптимизация основных процессов учебной деятельности: подготовка к уроку, дидактическое взаимодействие, контроль эффективности. В контексте педагогической целесообразности продемонстрированы преимущества обучения двигательным действиям с помощью компьютерного программы учебного назначения. Перечислены требования к умениям учителя физической культуры в области информационных технологий. Указано на необходимость коррекции педагогической техники в связи с применением компьютерных средств обучения. Результаты исследования позволили разработать программу инновационного внедрения, направленную на технологические преобразования урока физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмов Виталий Владимирович, Костюченко Валерий Филиппович, Чистяков Владимир Анатольевич, Врублевский Евгений Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and psychology and pedagogical aspects of introduction of computer tutorials in the methodology of teaching to physical culture

Article is devoted to studying of organizational, psychology, and pedagogical aspects of introduction of computer tutorials in practice of teaching to the physical culture. The content of administrative, organizational, methodical, technical, and technological actions for inclusion of electronic educational and methodical grants in the methodology of training of school students to bases of sports is considered. Indicators of expediency of innovative introduction from positions of administration and pedagogical collective are formulated. It is shown that optimization of the main processes of educational activity is primary: preparation for a lesson, didactic interaction, efficiency control. In a context of the pedagogical expediency, advantages of training are shown to motive actions by means of the computer programs of educational type. Requirements to abilities of the teacher of physical culture in the field of the information technologies are listed. The authors indicated the need in correction of the pedagogical methods in connection with application of the computer tutorials. The results of research allowed developing the program of innovative introduction directed on the technological transformations of the lesson of physical culture.

Текст научной работы на тему «Организационные и психолого-педагогические аспекты внедрения компьютерных средств обучения в методику преподавания физической культуры»

УДК 372.879.6+373.167.1:796

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Виталий Владимирович Храмов, кандидат педагогических наук, доцент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь; Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Республика Беларусь

Аннотация

Статья посвящена изучению организационных и психолого-педагогических аспектов внедрения компьютерных средств обучения в практику преподавания физической культуры. Рассмотрено содержание управленческих, организационно-методических и технико-технологических мероприятий по включению электронных учебно-методических пособий в методику обучения школьников основам видов спорта. Сформулированы показатели целесообразности инновационного внедрения с позиций администрации и педагогического коллектива. Показано, что первичным является оптимизация основных процессов учебной деятельности: подготовка к уроку, дидактическое взаимодействие, контроль эффективности. В контексте педагогической целесообразности продемонстрированы преимущества обучения двигательным действиям с помощью компьютерного программы учебного назначения. Перечислены требования к умениям учителя физической культуры в области информационных технологий. Указано на необходимость коррекции педагогической техники в связи с применением компьютерных средств обучения. Результаты исследования позволили разработать программу инновационного внедрения, направленную на технологические преобразования урока физической культуры.

Ключевые слова: электронное учебно-методическое пособие, урок физической культуры, методика преподавания вида спорта, внедрение инноваций.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p208-211

ORGANIZATIONAL AND PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF INTRODUCTION OF COMPUTER TUTORIALS IN THE METHODOLOGY OF TEACHING TO PHYSICAL CULTURE

Vitaly Vladimirovich Hramov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Grodno State University named after Janka Kupala, Grodno, Republic of Belarus; Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Evgeny Pavlovich Vrublevsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Gomel State University of F. Skorina, Gomel, Republic of Belarus

Annotation

Article is devoted to studying of organizational, psychology, and pedagogical aspects of introduction of computer tutorials in practice of teaching to the physical culture. The content of administrative, organizational, methodical, technical, and technological actions for inclusion of electronic educational and methodical grants in the methodology of training of school students to bases of sports is considered. Indicators of expediency of innovative introduction from positions of administration and pedagogical collective are formulated. It is shown that optimization of the main processes of educational activity is primary: preparation for a lesson, didactic interaction, efficiency control. In a context of the pedagogical expediency, advantages of training are shown to motive actions by means of the computer programs of educational type. Requirements to abilities of the teacher of physical culture in the field of the information technolo-

gies are listed. The authors indicated the need in correction of the pedagogical methods in connection with application of the computer tutorials. The results of research allowed developing the program of innovative introduction directed on the technological transformations of the lesson of physical culture.

Keywords: electronic educational and methodical textbook, lesson of physical culture, technique of sports training, introduction of innovations.

ВВЕДЕНИЕ

Отличительным признаком современной системы образования является глубокое проникновение информационно-коммуникационных технологий в различные виды учебной деятельности. К сожалению, это не относится к учебному предмету «Физическая культура». Например, в интернет-каталоге учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего среднего образования федерального центра информационнообразовательных ресурсов Министерства образования и науки Российской Федерации [2] содержится более 16 000 записей по всем предметам, кроме физической культуры.

Крупнейший российский разработчик программного обеспечения компания «1С» предлагает систему образовательных компьютерных программ «1С: Школа» из 60 наименований [6]. Дидактические продукты охватывают все основные предметы средней школы, за исключением физической культуры. Не решают проблему и другие разработчики электронных образовательных ресурсов - компании «Физикон» [4], «Букасофт» [7], «Кирилл и Мефодий» [3]. Данная ситуация стала основанием для разработки серии электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) по основам видов спорта.

Всего было подготовлено семь ЭУМП, предназначенных для преподавания баскетбола, волейбола, футбола, легкой атлетики, аэробики, атлетической гимнастики, спортивно-оздоровительного туризма [1]. ЭУМП позиционируются как специализированная информационная система для сопровождения процесса обучения двигательным действиям. Педагогическое содержание и функциональные возможности программной оболочки ЭУМП рассчитаны на эксплуатацию в условиях практического занятия.

Цель работы: выявить организационные и психолого-педагогические аспекты внедрения ЭУМП в практику преподавания физической культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под внедрением будем понимать комплекс мероприятий управленческого, организационно-методического и технико-технологического содержания, направленный на включение ЭУМП в методику обучения школьников основам видов спорта. Субъектами мероприятий выступают педагогические и управленческие кадры, а объектами - процессы, обеспечивающие функционирование педагогической системы предмета «Физическая культура». Внедрение является важной составляющей «жизненного цикла» нововведения, поскольку оно может начаться, но не развиться под влиянием самых разных обстоятельств, которые, как правило, невозможно или очень сложно предусмотреть на стадии проектировании [5].

Эффективность управленческого контура внедрения зависит от степени участия руководителей учреждения образования в создании условий для применения ЭУМП на уроках физической культуры. От администрации учреждения образования зависит материально-техническое обеспечение, подбор педагогических кадров, системность реализации механизма повышения квалификации, поддержание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, формирование позитивного отношения к инновационным преобразованиям. Принятие управленческих решений, в свою очередь, является следствием понимания руководителем необходимости и значимости нововведения. В этой связи целесообразность внедрения ЭУМП по виду спорта может трактоваться со следующих позиций:

- формирование имиджа школы как учреждения образования с инновационным статусом развития;

- актуализация современных педагогических технологий в образовательном процессе;

- стимулирование инновационной активности педагогов;

- повышение эффективности преподавания физической культуры как учебного предмета;

- распространение процессов информатизации образования на отрасль физической культуры и спорта;

- повышение роли физической культуры среди школьников с позиций выполнения социального заказа (решение оздоровительных и воспитательных задач).

Насколько ни была высока в представлении руководителей образования инновационная привлекательность проекта, реальное воплощение нововведения зависит только от специалистов физической культуры. Для того чтобы ЭУМП стало неотъемлемой частью организации и методики обучения физической культуре, необходимо:

- обосновать внедрение ЭУМП с позиций педагогической целесообразности;

- представить доказательства доступности пользовательских умений, необходимых в связи с управлением программной оболочкой ЭУМП;

- разработать информативную и доступную техническую документацию (руководство пользователя ЭУМП);

- подготовить методические рекомендации по применению ЭУМП в учебной работе;

- создать условия для развития на базе предлагаемой педагогической технологии авторских методик обучения и воспитания.

ЭУМП как элемент методики обучения основам вида спорта требует овладения особым видом педагогической техники, обусловленной закономерностями предъявления учащимся информации при помощи компьютера. Система организационно-методических мероприятий, по подготовке к применению ЭУМП:

- обучение пользовательским умениям при работе с ЭУМП (изучение функций программной оболочки, освоение действий по управлению содержанием ЭУМП);

- освоение методики применения мультимедийной наглядности на практическом занятии;

- создание предметных методик обучения технике соответствующих видов спорта с применением ЭУМП;

- ознакомление учительской общественности с возможностями технологии информатизации урока физической культуры на основе применения ЭУМП по видам спорта;

- налаживание системы совершенствования методического обеспечения физической культуры на базе учебного контента, размещенного в ЭУМП.

Технико-технологическое обеспечение внедрения связано с применением компьютерной техники и соответствующего прикладного программного обеспечения. Для проведения учебного занятия с использованием ЭУМП спортивный зал необходимо оснастить компьютерной проекционной техникой.

Методические особенности применения ЭУМП на практических занятиях продиктованы порядком применения электронных средств наглядности и теми перспективными возможностями, которые появляются при их использовании. Данный аспект является предметом продолжающихся исследований в серии педагогических экспериментов, реализуемых на базе общеобразовательных школ Республики Беларусь.

ВЫВОД

Эффективность компьютеризации обучения зависит от способности участников образовательного процесса использовать преимущества, предоставляемые средствами

информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ЭУМП в практику преподавания физической культуры нуждается в информационном и научно-методическом сопровождении.

Данные, представленные в настоящем исследовании, использованы в содержании обучающих курсов для учителей физической культуры, информационно-методических семинаров для администрации школ, которые определены в качестве площадок экспериментальной апробации ЭУМП.

ЛИТЕРАТУРА

1. е-Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения 20.09.2012).

2. Каталог электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: Министерство образования и науки Российской федерации. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru (дата обращения 22.06.2013).

3. КМ-Школа: комплексный проект информатизации образовательных учреждений [Электронный ресурс] / ООО «Кирилл и Мефодий» - Режим доступа: http://www.km-school.ru (дата обращения 22.06.2013).

4. Комплекты электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Компания «Физикон» - Режим доступа: http://physicon.ru/products/courses/catalog/358/361/. Дата доступа: 22.06.2013.

5. Кучко, Е.Е. «Жизненный цикл» инновационного процесса: этапы и особенности реализации / Е.Е. Кучко // Философия и социальные науки: научный журнал. - 2009. - № 3. - С. 73-77.

6. Образовательные программы [Электронный ресурс] / Фирма «1С». - Режим доступа: http://obr.1c.ru (дата обращения 22.06.2013).

7. Образовательные программы. Виртуальный наставник [Электронный ресурс] / Компания «Букасофт» - Режим доступа: http://www.bukasoft.ru (дата обращения 22.06.2013).

REFERENCES

1. E-sports: electronic tutorials for physical culture and sport, available at: www.e-sportedu.grsu.by.

2. Catalog of electronic educational resources. Federal center of information and educational resources, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, available at: http://fcior.edu.ru.

3. KM School: the complex project of informatization of educational institutions, available at: http://www.km-school.ru (date of the address 22.06.2013).

4. Sets of electronic educational resources, Fizikon Company, available at: http://physicon.ru/products/courses/catalog/358/361/.

5. Kuchko, E.E. (2009), “"life cycle" of innovative process: stages and features of realization”, Philosophy and social sciences: scientific journal, No. 3, pp. 73-77.

6. Educational programs, 1C Firm, available at: http://obr.1c.ru.

7. Educational programs. The virtual mentor, the Bukasoft Company, available at: http://www.bukasoft.ru.

Контактная информация: khramov@grsu.by

Статья поступила в редакцию 22.06.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.