УДК 372.879.6+373.167.1:796
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
Виталий Владимирович Храмов, кандидат педагогических наук, доцент, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь; Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Евгений Павлович Врублевский, доктор педагогических наук, профессор, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Республика Беларусь
Аннотация
Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре должны быть направлены на повышение эффективности обучения школьников виду спорта. В статье представлены организационные и методические особенности проведения урока физической культуры с использованием электронного учебно-методического пособия. Данное средство обучения используется для сообщения цели обучения, формирования специальных знаний, описания техники физических упражнений (общеподготовительных и специальных), осуществления педагогического контроля, обеспечения управляемой самостоятельной работы. Организационные и методические факторы представлены в качестве составной части педагогической технологии. Установлено, что применение компьютерного средства обучения оптимизирует дидактическое взаимодействие педагога и учащегося по пути к достижению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Ключевые слова: электронное учебно-методическое пособие, урок физической культуры, методика преподавания вида спорта, дидактическое взаимодействие.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p177-182
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FEATURES OF HOLDING THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE WITH APPLICATION OF THE ELECTRONIC STUDY
GUIDE
Vitaly Vladimirovich Hramov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Grodno State University named after Janka Kupala, Grodno, Republic of Belarus; Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Anatolyevich Chistyakov, doctor ofpedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Evgeny Pavlovich Vrublevsky, doctor of pedagogical sciences, professor, The Gomel State University of F. Skorina, Gomel, Republic of
Belarus
Annotation
Computer technologies in the physical culture educational process have to be directed at increase of learning efficiency of school students in sports. Organizational and methodical features of holding the lesson of physical culture are presented in article with application of the electronic study guide. This tutorial is used for the message of the purpose of training, formation of the special knowledge, description of the physical exercises technique (preparatory and special), implementation of the pedagogical control, ensuring the operated independent work. Organizational and methodical factors have been presented as a component of the pedagogical technology. It has been established that application of the computer tutorial optimizes the didactic interaction of the teacher and the pupil on the way to achievement of the educational, training and health-improving tasks.
Keywords: electronic study guide, lesson of physical culture, methodology of teaching to the sport, didactic interaction.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация компьютеризации урока физической культуры напрямую связана с понятием дистанционных образовательных технологий, взаимодействием педагога и школьника [12-14], введением дополнительного урока физической культуры [11], формированием необходимого уровня мотивации, как школьника, так и педагога [8-10].
Компьютеризация урока физической культуры в первую очередь должна быть направлена на повышение эффективности освоения школьниками вида спорта как темы учебной программы дисциплины «Физическая культура».
Вид спорта в узком понимании - это исторически сложившаяся разновидность соревновательной деятельности, обладающая конкретным предметом состязания, составом разрешенных двигательных действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), четко сформулированными критериями определения победителя (правила соревнований) [4, с. 35]. Техника вида спорта характеризуется с позиции целесообразности и эффективности.
Согласно определению В.Н. Платонова [6 ,с. 301], это целесообразно реализуемая совокупность приемов и действий, позволяющая эффективно решать двигательные задачи, обусловленные конкретными условиями ведения спортивного состязания. Освоением техники вида спорта (технической подготовкой) называется процесс, направленный на доведение техники соревновательного упражнения до совершенства [3, с. 357]. Обучение виду спорта на уроках физической культуры обеспечивает комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Выпускник школы, овладев видом спорта, получает в свое распоряжение действенное средство профилактики гипокинезии, оздоровления, отдыха и развлечения.
Специфика образовательного процесса, направленного на освоение школьниками вида спорта, реализована в содержании и функциях компьютерных средств обучения, предназначенных для применения на уроках физической культуры. Всего было разработано семь электронных учебно-методических пособий (ЭУМП): баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, аэробика, атлетическая гимнастика, спортивнооздоровительный туризм [1]. ЭУМП применяется для поддержки процесса обучения технике двигательных действий. В условиях практического занятия при помощи компьютерной проекционной техники учащимся демонстрируется видеоматериал, который используется в качестве объекта изучения, подражания (двигательного освоения) и сравнения.
Цель исследования: выявить организационные и методические особенности проведения урока физической культуры с использованием электронного учебнометодического пособия по виду спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭУМП по своему содержанию и функциям является инструментальным средством обеспечения учебной деятельности педагога. В структуре деятельности выделим планирование учебной работы и операции в рамках ее реализации.
В ходе проектировочной деятельности, осуществляемой на различных этапах планирования, важно обеспечить эффективное управление учебно-методической информацией. Визуальный характер исходных данных, размещенных в ЭУМП, в сочетании со специальными средствами управления облегчают развертывание аналитическо-оценочного компонента планирования. Учителю на дисплее компьютера предоставляется результат обучения (ответ на вопрос «к чему следует стремиться»), средства и формы организации, которые необходимы для гарантированного получения заданной результативности учебной работы. Наличие данной информации, предъявляемой в максимально доступной для восприятия форме, предоставляет возможность педагогу лучше проработать технологические детали реализации методики обучения в конкретных условиях уро-
ка, учесть особенности учащихся, материально техническое обеспечение, расписание и другие сопутствующие обстоятельства.
Основной структурной единицей учебно-воспитательного процесса при освоении физической культуры как учебной дисциплины является урок. Общие требования к уроку физической культуры формулируются на основе общедидактических и частнодидактических принципов. Содержание обучения должно отвечать основополагающим педагогическим принципам: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории и практики [7, с. 445].
Источники специфических принципов физического воспитания заключаются в особенностях реализации дидактических процессов в физическом воспитании. Применительно к уроку физической культуры следует выделить сочетание образовательной и оздоровительной направленности занятий; планомерность реализации целей в контексте доступности, индивидуализации и адаптивной сбалансированности физической нагрузки; взаимообусловленность и соподчиненность педагогических задач урока и нравственного воспитания учащихся; информативность данных, характеризующих состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность учащихся, их интересы, мотивы и потребности в сфере физической культуры; разнообразие приемов организации обучения и воспитания[2, с. 170-172].
Содержание урока физической культуры, по характеристике В.М. Минбулатова [5, с.225], образуют:
- виды учебной деятельности (их также можно назвать «рабочими операциями»);
- результирующие показатели этой деятельности;
- способы применения нагрузочных средств.
Физические упражнения в содержании урока находятся в подчиненном отношении к деятельности субъектов образовательного процесса - учителя и учащегося. Педагог планирует, организует и направляет школьника в его учебной деятельности, которая и реализуется при преимущественном использовании физических упражнений. Учащийся - сознательно и активно стремится приблизиться к достижению поставленной цели.
Технология проведения урока физической культуры, основанная на применении ЭУМП, предполагает включение специализированного информационно-
технологического обеспечения в выполнение учебной деятельности. Схема, иллюстрирующая взаимосвязь видов учебной деятельности и содержания ЭУМП, представлена на рисунке.
В нумерованном списке перечислены основные рабочие операции урока физической культуры, а в диаграмме связи показана ассоциация между видом учебного материала и формой его представления.
Прогнозируемое повышение эффективности образовательного процесса ожидается благодаря развертыванию следующих процессов:
- учебная информация передается учащимся в максимально доступной для восприятия форме, за счет сочетания показа с объяснением, что обеспечивает предотвращение искажения образа цели обучения при овладении двигательными действиями;
- педагог фиксирует внимание обучаемых на существенных элементах действия или операциях при помощи наглядности факта и наглядности закономерностей, что обеспечивает четкое понимание назначения каждой изучаемой операции в смысловой структуре изучаемого двигательного действия;
- педагог представляет обучаемым сначала объект изучения в целом, без выделения деталей, затем крупные фрагменты действия (основные позы,
- управляющие движения, фазы, циклы), причем алгоритм выдачи учебной информации формирует обучающий;
- обучаемый, в ходе рационально организованной учебной деятельности, полу-
чает возможность быстрее прочувствовать движение, что обеспечивает соединение образа мышечного ощущения со знаниями, которые получены в ходе объяснения обучающим;
1. Сообщение, характеристика цели обучения.
2. Формирование знаний о технике (тактике) вида спорта.
3. Сообщение учащимся содержания физических упражнений, необходимых для освоения техники вида спорта.
4. Выполнение общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.
5. Контроль эффективности процесса обучения.
б. Организация управляемой самостоятельной работы учащихся.
Рисунок. Взаимосвязь видов учебной деятельности и содержания ЭУМП
- обучаемый в ходе выполнения учебных заданий выполняет сознательный поиск решений выполнения двигательной задачи на основании анализа визуальных объектов, которые подобраны обучающим по соответствующим уровням сложности;
- визуализация учебной информации позволяет сократить время на объяснение
двигательной задачи, что обеспечивает повышение моторной плотности урока;
- педагог выполняет контрольно-оценочный аспект процесса обучения на основе сопоставления движения, которое выполняет обучаемый с видеозаписью эталонного исполнения техники двигательного действия, что стандартизирует процедуру оценивания и позволяет учащемуся лучше понять содержание допускаемых технических ошибок;
- учащийся получает задания для самостоятельного выполнения упражнений, причем набор упражнений формирует педагог, управляя, таким образом, деятельностью обучаемого по выработке двигательных умений и навыков.
ВЫВОД
Функции ЭУМП на уроке физической культуры значительно шире обеспечения принципа наглядности. Применение ЭУМП оптимизирует дидактическое взаимодействие педагога и учащегося в ведущих видах деятельности, которые критичны по отношению к результативности обучения.
Исследование качества образовательного процесса по виду спорта, реализуемого при помощи ЭУМП, проводилось в ходе педагогического эксперимента. На начальном этапе исследования отрабатывались организационные и технические условия внедрения. Создан подход, обеспечивающий успешность включения ЭУМП по виду спорта в существующий учебно-воспитательный процесс. В качестве объекта внедрения использовано ЭУМП по баскетболу.
Полученные результаты использовались для обеспечения исследовательской деятельности на следующем этапе педагогического эксперимента. В ходе его реализации апробировались ЭУМП по волейболу, футболу, легкой атлетике, аэробике, атлетической гимнастике и спортивно-оздоровительному туризму, а также был продолжен сбор сведений, характеризующих эффективность применения ЭУМП по баскетболу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е-Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by. - Дата обращения 20.09.2012.
2. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
3. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физическая культура" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" / под ред. Ю.Ф. Курамшина. -[4-е изд., стер.]. - М. : Советский спорт, 2010. - 464 с. : ил.
4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 384 с.
5. Минбулатов, В.М. Дидактическая система предмета «Физическая культура» (теоретико-методологическое исследование) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Минбулатов В.М. -Махачкала, 1998. - 394 с.
6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
7. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -576 с.
8. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 6 (76). - С. 159-164.
9. Кушнец, Ц. Реформа занятий по физической культуре в восприятии педагогов / Ц. Кушнец, Т. Врубель, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 3 (97). - С. 102-109.
10. Кушнец, Ц. Предпочтения учащихся относительно целей физического воспитания /
Ц. Кушнец, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 109-115.
11. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
12. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 83-86.
13. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.
14. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2004. - 45 с.
REFERENCES
1. E-sports: electronic tutorials for physical culture and sport, available at: www.e-sportedu.grsu.by.
2. Zheleznyak, Yu.D. and Minbulatov, V.M. (2004), Theory and technique of training in the subject "Physical culture", publishing center "Akademiya", Moscow
3. Kuramshin, Y.F. (2010), Theory and Methodology of Physical Education, publishing house “FiS”, Moscow, Russian Federation.
4. Matveev, L.P. (2005), General theory of sports and its applied aspects, publishing house “Lan”, St. Petersburg.
5. Minbulatov, B.M. (1998), Didactic system of the subject "Physical culture", dissertation, Makhachkala.
6. Platonov, V.N. (2004), System of training of athletes in the Olympic sports. General theory and its practical appendices, Olympic literature, Kiev.
7. Podlasy, I.P. (1999), Pedagogics. New course: the textbook for the student, publishing center “VLADOS”, Moscow.
8. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), “The motivation level in training of young athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
9. Kushnierz, С., Wrobel, T. and Kostyuchenko, V.F. (2013), „Reform of physical training in the perception of teachers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 102-109.
10. Kushnierz, C. and Chistyakov, V.A. (2013), “Preferences of students on the purpose of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 109-115.
11. Mutko, V.L., Parshikova, N.V. and Chistyakov, V.A. (2006), “The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
12. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.
13. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.
14. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning (on the example of higher education institution of physical culture), dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2014.