Научная статья на тему 'Факторы, детерминирующие отношение учащихся старших классов к урокам физической культуры'

Факторы, детерминирующие отношение учащихся старших классов к урокам физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / УРОКИ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЕ ОЖИДАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войнар Юзеф, Костюченко Валерий Филиппович, Чистяков Владимир Анатольевич

В данной статье представлены результаты этапного исследования проблемы повышения эффективности занятий, направленных на формирование физической культуры в среде учащейся молодежи. Эти исследования в разных странах мы начали еще на рубеже XX и XXI вв. Концептуальная позиция авторов заключается в том, что, коэффициент полезного действия специалистов в области физической культуры в деле широкой экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения во многом определяется степенью сформированности мотивации потребителей, предлагаемых нами «услуг». По результатам данного исследования мы представляем факторы, детерминирующие позитивное отношение учащейся молодежи к урокам физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войнар Юзеф, Костюченко Валерий Филиппович, Чистяков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors determining the relation of senior classes students to the lessons of physical culture

Results of landmark research of the problem of efficiency increase of the occupations directed at formation of physical culture in the environment of studying youth have been presented in this article. We began these researches in the different countries at the turn of the XX and XXI centuries. The conceptual position of authors is in that that the efficiency of experts in the field of physical culture in the field of broad expansion of physical training into an everyday life of the population is defined in many respects by the degree of formation of motivation of the consumers of "services" offered by us. We represent the factors determining the positive relation of studying youth to lessons of physical culture by the results of this research.

Текст научной работы на тему «Факторы, детерминирующие отношение учащихся старших классов к урокам физической культуры»

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 124-127.

11. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troop of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.

12. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Chistyakov, V.A., Bakulev, M.S. and Kim John Kil (2011), “Socially-pedagogical aspects of the educational training process for Russian taekwondo fighters”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No.5, pp. 1822.

13. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 153-156.

14. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

15. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

16. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (2006), “Combat sports and applied exercises as a means of military professional training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 100-105.

17. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2013.

УДК 796.011

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юзеф Войнар, доктор педагогических наук, профессор,

Политехника Опольская (Польша),

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В данной статье представлены результаты этапного исследования проблемы повышения эффективности занятий, направленных на формирование физической культуры в среде учащейся молодежи. Эти исследования в разных странах мы начали еще на рубеже XX и XXI вв. Концептуальная позиция авторов заключается в том, что, коэффициент полезного действия специалистов в области физической культуры в деле широкой экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения во многом определяется степенью сформированности мотивации потребителей, предлагаемых нами «услуг».

По результатам данного исследования мы представляем факторы, детерминирующие позитивное отношение учащейся молодежи к урокам физической культуры.

Ключевые слова: физкультурное образование, ментальность, предпочтения учащихся, уроки не удовлетворяющие ожидания учащихся.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p21-26 FACTORS DETERMINING THE RELATION OF SENIOR CLASSES STUDENTS TO THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

Yuzef Woynar, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Polyequipment Opole (Poland),

Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Vladimir Anatolyevich Chistyakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Results of landmark research of the problem of efficiency increase of the occupations directed at formation of physical culture in the environment of studying youth have been presented in this article. We began these researches in the different countries at the turn of the XX and XXI centuries. The conceptual position of authors is in that that the efficiency of experts in the field of physical culture in the field of broad expansion of physical training into an everyday life of the population is defined in many respects by the degree of formation of motivation of the consumers of "services" offered by us. We represent the factors determining the positive relation of studying youth to lessons of physical culture by the results of this research.

Keywords: sports education, mentality, preferences of pupils, lessons not satisfying expectations of pupils.

Целью исследования явилось выявление отношения учеников старших классов к дисциплине «Физическая культура».

В работе были поставлены следующие вопросы для исследований:

1. Каково отношение учеников к физическому воспитанию, и на каком месте находится предмет, в иерархии школьной программы?

2. Что ожидают ученики от предмета и лично от учителя физической культуры?

3. Что является причиной нежелания учащихся посещать предмет?

4. Может ли качество спортивного инвентаря и спортивных сооружений существенно повлиять на мотивацию к занятиям и уровень активности на занятиях?

Ответственность государства за подготовку молодого поколения к самостоятельной взрослой жизни ставит образование, как важнейшую стратегическую задачу, для своих граждан. Образование это продукт культуры и каждое последующее поколение, не должно начинать все с нуля, а может извлечь выгоду из знаний предшественников [1, 3, 7]. К всесторонней подготовке молодого поколения к участию жизни общества, важную роль играет физическое воспитание, основной задачей которого является подготовка молодых людей, брать на себя ответственность за здоровье, фитнес, красоту и создание своего тела в течение жизни [1]. Ранее проведенные исследования показали, что существует множество факторов, влияющих на ментальность учащихся относительно физической культуры [2, 4, 5, 6]. Наиболее важным является качество уроков и регулярное участие в школьной жизни, с самого раннего возраста. Физкультурное образование охватывает две области: а) физическое воспитание, которое относится к оздоровлению организма, изучению моторики; б) передачу знаний, технологических навыков и ментальности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено в Школах Профессионального Воспитания имени Станислава Сташица, в г. Ополе (Польша). В исследовании приняли участие группы из 100 учеников 50 юношей и 50 девочек, а так же 10 учителей физкультуры. Для получения первичных данных был использован метод анкетирования с последующей математической обработкой и логической интерпретацией. Учащимся предложили заполнить анкету, состоящую из 20 вопросов. Анкета для преподавателей включала в себя 10 вопросов.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании полученных результатов правомерно сделать вывод, что молодежь понимает важность физических упражнений и в иерархии учебных дисциплин школьной программы, физическая культура, воспринимается учениками, как нечто само собой разумеющееся. Обращает на себя внимание тот факт, что 91% юношей, выразили позитивное мнение к урокам физической культуры и признавая конкретный предмет важным. Девушки выразили различные мнения, для некоторых физические нагрузки менее важны (51%).

В то же время, респонденты сообщали, что участие на уроках должно быть добровольным и надо привлекать людей, заинтересованных в тренировках. Ученики считают, что никто не должен заниматься физическими упражнениями по принуждению (Ответили «Да» 67% мальчиков и 66% девочек).

При рассмотрении мотивов участия в занятиях, очевидно, что у учеников сильно развито чувство долга. 30% опрошенных отметили, что они участвуют в деятельности, потому что это школьный долг. Утешением является то, что существует группа учащихся (27%), для которых уроки физической культуры - это удовольствие и ученики испытывают "радость от движения". Для 19% фитнес-тренировки, являются наиболее важным мотивом. Другие мотивированы тем, что хотят овладеть искусством командной игры, достижением высоких рейтингов в аттестате и здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Мотивы субъектов, участвующих в уроках физкультуры________________

Мотивы участвующих % опрошенных

Чувство долга 30

Удовольствие от движения 27

Высокая эффективность 19

Овладение приемами командных игр 9

Высокая школьная оценка 8

Медико-санитарные аспекты 7

Всего: 100,0

Оценивая, домашние задания, количество удовлетворённых учеников составило 24% от всех опрошенных. Нейтральных 70%, и лишь 6% учеников не испытывают чувства удовлетворения от занятий физическими упражнениями.

Относительно уроков неудовлетворяющих ожиданиям учащихся, респонденты отмечают, что упражнения на занятиях слишком изнурительны, многие из которых не являются необходимыми и практически бесполезны. Анализ в области физической активности показал, что молодые люди предпочитают командные виды спорта, у юношей наиболее популярным является футбол, а у девушек - волейбол (табл. 2).

Таблица 2

Привлекательные области физической активности__________________

Юноши Девушки

Футбол Волейбол

Гандбол Баскетбол

Настольный теннис Танцы

Лёгкая атлетика Гимнастика

В ходе исследования респондентам предлагалось выразить мнение о личности учителя, как пропагандиста физической культуры. Ученики представили требуемые характеристики учителя и ожидания в отношении проведения уроков (табл. 3).

Таблица 3

Иерархия желательных качеств учителя физической культуры_______________

Юноши Девушки

Чувство юмора Понимание

Понимание Справедливость в оценке

Физическая выносливость Терпение

Справедливость в оценке Помощь слабым ученикам

Хорошие манеры Хороший контакт с учащимися

Хороший контакт с учащимися Соответстве ожиданиям учащихся

Соответствие ожиданиям учащихся Чувство юмора

Опыт Скромность

Пунктуальность Активное участие на занятиях

Хорошая подготовка к занятиям Опыт

Итак, юноши, в первую очередь, обратили внимание на атмосферу уроков. Они больше всего ценят чувство юмора учителя. Девушки, наиболее важной особенностью учителя, признали понимание. Молодые люди хотят, что бы учитель был справедливым в оценках, был в хорошей спортивной и физической форме, был терпеливым. Важную роль играет пол преподавателя, 60% юношей ожидают в классе мужчину, 88% девушек выразили предпочтение учительнице. Ученики хотят видеть на уроках молодого учителя. Пожилые преподаватели, даже с большим опытом менее желательны для учеников

Среди прочих условий, детерминирующую роль играет место занятий, оборудование спортивного зала. Хорошие условия для занятий вызывает желание учащихся заниматься физическими упражнениями. Опираясь на полученные результаты, следует сделать вывод, что оснащенность и оборудование спортивного зала является важным условием повышения эффективности физического воспитания. Для 70% девушек и 87% юношей оборудование, оказалась стимулирующим фактором для более активного участия на уроках.

По оценкам педагогов были выявлены факторы, снижающие эффективность занятий по физическому воспитанию.

Среди основных факторов подобного рода выделили следующие:

- большое количество учащихся на занятиях (имеет место совместное обучение групп, классов);

- низкие личностно-мотивированные потребности молодежи в движении;

- большое количество освобождений от уроков, по болезням и др. причинам;

- непривлекательные спортивное оборудование и условия для занятий;

- низкий уровень физической подготовленности, узкий арсенал моторных умений и навыков и координационных способностей учащихся.

Исследования показали, что у учащихся старших классов очевидно положительное отношение к физическому воспитанию, они признают этот предмет важным в школьной программе, но у них есть и неудовлетворенность по отдельным аспектам образовательного процесса. Они ожидают улучшения качества уроков, разнообразия форм занятий и средств, используемых на занятиях. Они отдают предпочтение и желают видеть на занятиях молодых учителей. Спортивные сооружения и благоприятные условия мобилизуют молодежь к активному участию на уроках.

Нежелание учеников посещать уроки, в значительной степени связано с однообразием упражнений и физически тяжёлых упражнений. Данную ситуацию следует интерпретировать как пренебрежение педагогами принципами «индивидуального подхода» и «доступности». Такие занятия учащиеся оценивают их как ненужные и бесполезные.

Личностные характеристики учителя и его привлекательность, существенно влияют на мотивацию учеников к активному участию на занятиях. Все изменения, проводимые в системе физического воспитания, должны проводиться с учетом мнения воспитуе-

мых и должны быть направлены на повышение привлекательности занятий, чтобы предмет удовлетворял естественную потребность развивающегося подростка в движении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Учащаяся молодежь обоего пола имеет положительное отношение к физическому воспитанию, и признают физкультуру важным школьным предметом.

2. Учащиеся ожидают более интересных уроков, в различных областях физической активности и что, важно - молодых учителей.

3. Нежелание учеников посещать уроки, в значительной степени связано с однообразием физических упражнений и перегрузками как физического, так и психического свойства.

4. Хорошо оснащённые спортивные залы и благоприятные условия, мотивируют молодых людей к активным занятиям на уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давиденко, Д.Н. О содержании дополнительного урока физкультуры в средней школе как самостоятельной учебной дисциплины / Д.Н. Давиденко, М.В. Поляничко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23).

- С. 41-44.

2. Динамика показателей физической подготовленности и характера их взаимосвязи с антропометрическими параметрами в возрастном аспекте / Д. Плавня, Ю. Войнар, М. Бобровски, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2010. - № 1 (59). - С. 81-85.

3. Костюченко, В.Ф. Знаем, но не делаем (к проблеме реализации оздоровительного потенциала физической культуры) / В.Ф. Костюченко, В.С. Степанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2005. - № 18. - C. 30-40.

4. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -

2011. - № 6 (76). - С. 159-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кушнец, Ц. Реформа занятий по физической культуре в восприятии педагогов / Ц. Кушнец, Т. Врубель, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 102-109.

6. Кушнец, Ц. Предпочтения учащихся относительно целей физического воспитания / Ц. Кушнец, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 3 (97). - С. 109-115.

7. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.

REFERENCES

1. Davidenko, D.N., Polyanichko,M.V. and Chistyakov, V.A. (2007), “The content of the additional lessons physical education in high school as an independent academic discipline”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 41-44.

2. Plevnja, D., Vojna,r J., Bobrovski, M. and Kostjuchenko V.F. (2010), “Dynamics of indicators of physical readiness and character of their interrelation with anthopometrical para-metres under the age aspect”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59, No. 1, pp. 81-85.

3. Kostyuchenko,V.F. and Stepanov, V.S. (2005), “We know, but we do not do (to a problem of realization of improving potential of physical culture)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 30-40.

4. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), “The motivation

level in training of young athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

5. Kusnierz, С., Wrobel, T. and Kostyuchenko, V.F. (201З), „Reform of physical training in the perception of teachers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. З, pp. 102-109.

6. Kusnierz, C. and Chistyakov, V.A. (201З), „Preferences of students on the purpose of physical education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. З, pp. 109-115.

7. Mutko, V.L., Parshikova, N.V. and Chistyakov, V.A. (2006), “The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-5З.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2013.

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ МАШИНИСТОВ

ЛОКОМОТИВА

Александр Николаевич Гайдуков, преподаватель,

Амурский институт железнодорожного транспорта филиала Дальневосточного университета путей сообщения в городе Свободном (АмИЖТ-филиал ДВГУПС),

Владимир Вячеславович Федоров, доктор педагогических наук, профессор,

Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

Хабаровск

Аннотация

В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность и безопасность профессиональной деятельности. В своей научной работе мы уточнили понятие «интеграция профессиональных компетенций» при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в рамках обязательной дисциплины «физическая культура». Выявили и обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности с позиции обеспечения безопасности управления локомотивом и жизнедеятельности специалистов среднего звена, реализуемые путем интеграции профессиональных (сенсомоторных и личностных) компетенций в физкультурном воспитании и образовании студентов железнодорожного техникума.

Ключевые слова: интеграция профессиональных компетенций машинистов, инновационная технология, непрерывное физкультурное образование, прикладная физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p26-30

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF INTEGRATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE LOCOMOTIVE ENGINEERS

Alexander Nikolayevich Gaidukov, the teacher,

Amur Institute of Railway Transport, the branch of the Far Eastern Railway Transport University in Svobodniy,

Vladimir Vyacheslavovich Fyodorov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article analyzes the current status of implementation of the competence approach to the educational practice of the specialized secondary education, on the example of the physical education of future

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.