Научная статья на тему 'Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов вузов с использованием электронных образовательных ресурсов'

Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов вузов с использованием электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д., Латыпов И.Ю.

Статья посвящена изучению организационных и психолого-педагогических аспектов внедрения компьютерных средств обучения в практику преподавания физической культуры. Сделан вывод о необходимости коррекции педагогической техники в связи с применением компьютерных средств обучения. Результаты исследования разработать программу инновационного внедрения, направленную на технологические преобразования урока физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмичева Д.Г., Кузьмичев В.Д., Латыпов И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to studying of organizational, psychology and pedagogical aspects of introduction of computer tutorials in practice of teaching to the physical culture. The authors indicated the need in correction of the pedagogical methods in connection with application of the computer tutorials. The results of research allowed development the program of innovative introduction directed on the technological transformations of the lesson of physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов вузов с использованием электронных образовательных ресурсов»

УДК 372.8 79.6+373.167.1:796

Д. Г. Кузьмичева, В. Д. Кузьмичев, И. Ю. Латыпов ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Ключевые слова: студенты, физическая культура, электронное учебно-методическое пособие.

Статья посвящена изучению организационных и психолого-педагогических аспектов внедрения компьютерных средств обучения в практику преподавания физической культуры. Сделан вывод о необходимости коррекции педагогической техники в связи с применением компьютерных средств обучения. Результаты исследования разработать программу инновационного внедрения, направленную на технологические преобразования урока физической культуры.

Keywords: students, physical culture, electronic educational and methodical textbook.

Article is devoted to studying of organizational, psychology and pedagogical aspects of introduction of computer tutorials in practice of teaching to the physical culture. The authors indicated the need in correction of the pedagogical methods in connection with application of the computer tutorials. The results of research allowed development the program of innovative introduction directed on the technological transformations of the lesson ofphysical culture.

Проблема повышения уровня физической подготовленности студентов остается одной из актуальных проблем образования, приобретая новые аспекты рассмотрения [1].

Отличительным признаком современной системы образования является глубокое проникновение информационно-коммуникационных технологий в различные виды учеб-ной деятельности, что можно отнести в том числе к учебному предмету «Физическая культура».

Цель работы: выявить организационные и психолого-педагогические аспекты формирования физкультурно-оздоровительной компетентности студентов вузов путем внедрения электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) в практику преподавания физической культуры.

Согласно ФГОС 3 в процессе изучения дисциплины Б4 «Физическая культура» студентам необходимо овладеть следующими общекультурными компетенциями:

- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).

В связи с этим, первостепенной задачей является рассмотреть понятие общекультурной компетентности и ее взаимосвязи с физкультурно-оздоровительной компетентностью.

Так, Н.С. Розов общекультурную компетентность рассматривает как совокупность трех аспектов: смыслового (включающего адекватность осмысления ситуации в культурном контексте, то есть в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки); проблемно-практического (обеспечивающего адекватность распознавания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке); коммуникативного (фокусирующего внимание на адекватном общении в ситуациях культурного контекста и по поводу таких ситуаций с

учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия) [2].

По мнению А.В. Хуторского общекультурная компетентность определяется как круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать опытом деятельности. Это, по мнению автора - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится и опыт освоения обучающимися научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания его [3].

По нашему мнению содержание общекультурной компетентности, формируемой в процессе подготовки бакалавров по направлению 43.03.04 «Педагогическое образование» (профиль «Технологическое образование»), отражает особенности современных проблем существования общества:

- формирование ответственности за свое здоровье, свей семьи, за здоровье своих учеников -это одна из главных задач современного образования;

- демографическая безопасность и семейное воспитание;

- национальная безопасность;

- информационная безопасность;

- военная безопасность;

- политическая безопасность;

- гуманитарная безопасность [4].

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов в области образования позволяет нам уточнить понятие «общекультурная компетентность будущего педагога в области технологического образования» как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в

педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая приэтом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность обучающегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения.

В этой связи целесообразность внедрения ЭУМП по виду спорта может трактоваться со следующих позиций:

- формирование имиджа школы как учреждения образования с инновационным статусом развития;

- актуализация современных педагогических технологий в образовательном процессе;

- стимулирование инновационной активности педагогов;

- повышение эффективности преподавания физической культуры как учебного предмета;

- распространение процессов информатизации образования на отрасль физической культуры и спорта;

- повышение роли физической культуры среди школьников с позиций выполнения социального заказа (решение оздоровительных и воспитательных задач).

Всего было подготовлено семь ЭУМП, предназначенных для преподавания баскетбола, волейбола, футбола, легкой атлетики, аэробики, атлетической гимнастики, спортивно-оздоровительного туризма [5].

Количество студентов, участвовавших в констатирующем эксперименте, составило 173 человека.

Достижение учащимся определенного уровня осознанности определялось количеством правильно выполненных заданий.

Результаты констатирующего эксперимента и беседа с преподавателями подчеркивают факт плохого усвоения знаний школьных курсов «Биология с основами экологии», «Валеология». Как правило, около 90% студентов имеют поверхностные представления о механизмах энергоообеспечения-мышечной деятельности, направленности действия физического упражнения на физиологические системы организма и установлении логических взаимосвязей между данными представлениями.

Использование современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) реализовано с помощью интерактивных учебных модулей. Интерактивные учебные модули используют в качестве активных элементов, отвечающие за создание интерактивности, в процессе усвоения нового материала. Это позволяет, сформировав связи между ранее усвоенным и новым учебным материалом, встроить

новые понятия и определения в систему физкультурно-оздоровительных знаний.Можно говорить о преемственности обязательных курсов учебных дисциплин «Физическая культура», «Основы медицинских знаний», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экология», «Биология» и самостоятельных занятий, а также усиление междисциплинарных связей названных дисциплин в контексте формирования инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности [6];

С развитием информационных технологий обучение становится более доступным и эффективным. Таким образом, наше исследование призвано с одной стороны, построить методику повышения уровня осознанности математических знаний учащихся, с другой - эта методика даст один из вариантов использования современных информационных технологий в образовании [7].

Дальнейшее решение проблемы использования ЭОР при изучении основных разделов курсов «Физическая культура» и «Здоровый образ жизни» может проходить в следующих направлениях: исследование основных форм и способов учебной деятельности при использовании ЭОР; организация проектной деятельности; реализация межпредметных связей; организация внеучебной деятельности; организация групповых взаимодействий учащихся.

Литература

1. Павлова А.С. Фитнес-технологии как чредство адаптации студентов направления «Биотехнология» на начальных этапах обучения в вузе / А.С. Павлова, А.Д. Лифа-нов, Н.В. Быкова и др. // Вестник Казанского технологического университета. 2012. - т.15. - №8. - С. 213-216.

2. Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе) / Н.С. Розов. - М.: Новая школа, 1993. - 186с.

3. Хуторской, А.В. Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". Режим доступа - http://www.eidos.ru/ (дата обращения 20.04.2014).

4. Шершнев, И. Л. Основы общественной безопасности / И. Л. Шершнев.// Безопасность Евразии, 2000, №1.

5. е-Спорт: электронные средства обучения для физической культуры и спорта [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-sportedu.grsu.by (дата обращения 20.09.2013).

6. Наговицын Р.С. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов / Р.С. Наговицын, А. Д. И.В. Ипатов и др. // Вестник Казанского технологического университета. 2012. - т.15. - №20. - С. 227-228.

7. Образовательные программы. Виртуальный наставник [Электронный ресурс] / Компания «Букасофт» - Режим доступа: http://www.bukasoft.ru (дата обращения 22.06.2013

© Д. Г. Кузьмичева - доц. каф. физического воспитания и спорта КНИТУ, miss.dilya9@yandex.ru; В. Д. Кузьмичев - ст. преп. той же кафедры; И. Ю. Латыпов - асс. той же кафедры.

D. G. Kuz'micheva - the senior lecturer of department "Physical culture and sport" KNRTU, miss.dilya9@yandex.ru; V. D. Kuz'michev - the senior teacher of the same department; I. Yu. Latypov - the teacher of the same department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.