примере Республики Татарстан) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 68-72.
24. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.
25. Старикова Л. Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы [Электронный ресурс] : дис. ... к-та социол. наук. Пермь, 2009. 207 с. URL:
http://www.dsHb.net/soc-struktura/proforientacija-i-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-srednej. html (дата обращения: 24.03.2015).
26. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. 2011. № 1. С. 269-273.
27. Ковалева Л. П. Тренинг как средство профориентации студентов // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3 (42). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ trening-kak-sredstvo-profonentatsii-studentov (дата обращения: 23.03.2015).
THE ROLE OF PROFESSIONAL ORIENTATION AT THE STAGE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF
SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
© 2015
I. Y. Zhdankina, assistant professor of the chair «Foreign languages»
Nizhniy-Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Abstract: This article describes the importance of professional orientation (career-guidance) as one of factors of professional self-determination of personality. Nowadays the problem of professional orientation is one of the priorities in activities of educational organizations. In modern society the problem of professional self-determination is especially important at the stage of professional education. Graduate students of educational institutions of secondary professional education need to be correctly orientated for future profession: to continue training in the chosen specialty or to change training profile. Professional orientation among graduates of secondary professional education is given special attention in GBOU VO «Nizhniy Novgorod State Engineering-economic University». To conduct systematic purposeful professional orientation work with students and for professional self-determination of students the regional training seminar is held to Vasilsursk on the basis of the Center of Youth Initiatives. Graduates from economic and information specialties are invited for participation. Within a regional training seminar the basic principles of competence-based training are realized: an interactive study with a large number of methodological techniques, master classes and giving everyone the opportunity to express their opinion and to be heard. Training seminar value in professional orientation work consists of giving the chance to students not only to acquire special knowledge and abilities, but also to develop professional interests and abilities, to learn practical activities. Training seminar is the professional orientation training aimed at the solution of professional tasks. The quantity of entering students within entrance examination is the result of holding a regional training seminar.
Keywords: survey, graduate, competence-based training, educational organization, profession, professional education, professional orientation, self-determination, training seminar, socialization.
УДК 372
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2015
А.С. Земсков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания А.И. Иванчин, студент Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация. Глобальная информатизация и компьютеризация современного общества оказала значительное влияние не только на роль современного образования учащейся молодежи, но технологи, с помощью которых оно осуществляется. Многие специалисты отмечают, что компьютерные технологии как важнейшая составляющая информационных технологий формируют новый стиль педагогической деятельности, который является более комфортным, эргономичным и мобилизует творческие возможности педагога. Разработка и внедрение компьютерных технологий в области физической культуры и спорта представляется сегодня перспективным направлением научной деятельности, несмотря на ряд организационных, технических и методических трудностей. В статье приведены данные о причинах недостаточного использования инновационных технологий в педагогическом процессе по физическому воспитанию. Проанализированы возможности и особенности использования современных компьютерных технологий в процессе деятельности педагога по физической культуре в современной школе. Рассмотрены перспективные направления использования информационно-коммуникационных технологий в физическом воспитании школьников. Представлены сведения об авторской разработке - программе для ЭВМ «Физкульт-Профи». Раскрыты основные функции программы, задачи, которые она позволяет решать педагогу при организации учебного процесса на уроках физической культуры в школе. Определены перспективы применения программы «Физкульт-Профи» в физическом воспитании школьников.
Ключевые слова: образование; информатизация физического воспитания; компьютерные технологии; инновационная деятельность.
Активное внедрение в жизнь современного общества информационных технологий и новых технических средств оказывает влияние на все сферы деятельности человека, изменяя при этом условия и роль образования учащейся молодежи. Важными становятся не только разработка новой концепции образования подрастающего поколения, планирование образовательных результатов, но и поиск технологий, с помощью которых будет эффективно осуществляться образовательный процесс.
Среди многообразия инновационных технологий, специалисты особо выделяют компьютерные техноло-
гии, применениекоторых в учебном процессе в современных школах и вузах, позволяет сформировать новый стиль педагогической деятельности, который не только является более комфортным и эргономичным, но и в значительной мере мобилизует творческие возможности и интеллектуальный потенциал педагога[1].
Однако процесс внедрения компьютерных технологий в сложившуюся образовательную среду сегодня не достаточно эффективен. Среди ключевых проблем внедрения новых технологий специалисты указывают на недостаточное материально-техническое обеспечение дея-
тельности учащихся и педагогов (специализированные компьютерные классы, целевое предметное оборудование), отсутствие необходимого программного обеспечения и низкий уровень квалификации педагогических ра-ботниковв области информационно-коммуникационных технологий. Преодоление данных проблем значительно расширит круг задач, эффективно решаемых с помощью компьютерных технологий, в деятельности педагога.
Важно отметить следующее - компьютерные технологии, применяемые в образовательном учреждении, должны отвечать основным целям и условиям педагогического процесса и активно влиять на него. Потребность в компьютерных технологиях возникает в том случае, когда используемые педагогические методы, способы, приемы не обеспечивают достижения поставленной педагогической цели за минимально возможное время.
Учитывая возможности, реализуемые компьютерными технологиями, перспективным и интересным сегодня остается вопрос их внедрение в сферу физического воспитания и спорта. При этом актуальным становится не столько вопрос технического оснащения учебного или тренировочного процесса, сколько разработка и внедрение программного обеспечения того или иного вида деятельности педагога.
Анализ информационных источников по проблеме применения новых информационных технологий в процессе обучения физической культуре, позволил установить, что многие программные продукты, разработанные в различных вузах страны, представляют собой технологии, использующие компьютерное обучение для решения отдельных дидактических задач [2; 3; 4]. Необходимо также отметить, что технические новшества в спортивной деятельности стали применять намного раньше, чем в учебном процессе по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, а в некоторых видах спорта процесс подготовки спортсменов сегодня тесно связан с компьютерными технологиями, которые позволяют:
- моделировать и анализировать технику упражнений с учётом индивидуальных антропометрических данных спортсмена,
- вести мониторинг уровня физической подготовленности отдельного спортсмена и команды в целом,
- осуществлять прогнозирование спортивных результатов и на основании этого планирование тренировочного процесса [5; 6].
Например, в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры обучение и контроль параметров техники гребли осуществляются с помощью компьютерной программы, которая также может использоваться и в системе отбора спортсменов [7]. Специализированные программы применяются для автоматизированного расчета различных показателей при проведении тестирования в спортивной практике [8; 9]. Кроме того, компьютерные технологии широко применяются в процессе судейства спортивных соревнованийразного уровня, и позволяют вводить, обрабатывать и сохранять результаты выступлений спортсменов, благодаря чему автоматизируется работа секретариата. Кроме того, программы позволяют осуществлять обмен информацией с различными спортивными организациямина соревнованиях [10; 11].
Ещё одним актуальным направлением применения компьютерных технологий сегодня становится фитнес индустрия. В этой сфере они имеют иное предназначение - ведение базы клиентов, создание индивидуальных тренировочных программ и выполнениеряда диагностических процедур имеющих отношение преимущественно к оценке показателей здоровья занимающихся, типа телосложения и компонентного состава тела [2; 3; 11].
На фоне представленных данных можно увидеть, что в сфере физического воспитания, реализуемого в системе образовательных учреждений, применение компью-
терных технологий находится на стадии становления. При этом существующие программные продукты, как правило, охватывают отдельные педагогические функции [12; 13]. Такой подход ограничивает возможности компьютерного и информационного «сопровождения» деятельности современного учителя физической культуры.
Кроме того, обзор существующих программных продуктов в сфере физической культуры показал, что они в большей мере ориентированы на процесс физического воспитания студентов, чем учащихся школ [14; 15]. К таким примерам можно отнести информационно-методическую систему, разработанную в университете им. Н.Э. Баумана, функционирующую в интерактивном ре-жиме[11; 17].
В последние годы были созданы и используются в учебном процессе компьютерные программы по дисциплине «Физическая культура» в Санкт-Петербургском государственном техническом университете и в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. академика С.П. Королева[15; 16;18].Как правило, подобные программы эффективно решают задачи контроля, оценки и сбора информации по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья студентов и т.д.
Отдельным видом реализации компьютерных технологий в сфере физического воспитания представляются различные дистанционные курсы. Главная задача дистанционных курсов - создание учебно-методического комплекса, способствующего изучению теоретического раздела учебной программы, в содержание которого входят теоретические и методические материалы, иллюстрации, видеосюжеты и т.п. [19].
Несмотря на высокую значимость внедрения компьютерных технологий в сферу физического воспитания, многообразие программных продуктов, разрабатываемых в различных НИИ, лабораториях и на кафедрах вузов для области физкультурного образования, этот процесс остается незавершенным.
Результаты анализа проблемы показали, что программные продукты, разрабатываемые для учителей физической культуры в школе, должны выполнять ряд специфических функций, таких как: создавать картотеки группы учащихся; осуществлять оперативный контроль посещаемости и успеваемости учащихся, реализовывать обмен учебной информацией и др. При этом программа должна отвечать следующим требованиям: наглядность, эргономичность, информативность, надежность, интеграция.
Принимая во внимание основные требования к компьютерным технологиям и специфичность задач, решаемых в процессе физического воспитания в современных школах, нами, на базе программ Delphi 7 Professional, SQL ServerExpressEdition 2000, MicrosoftOffice XP был разработан и зарегистрирован программный продукт «Физкульт-Профи»[20].
Данная программа ориентирована на реализацию наиболее востребованных функций в деятельности учителя физической культуры в школе и призвана, в конечном счете, улучшить качество педагогического процесса.
Интерфейс программного продукта «Физкульт-Профи» представляет собой главное окно с пунктами меню расположенными в верхней части. В главном меню располагаются все основные разделы программы, которые сгруппированы тематически. Каждый пункт главного меню содержит подменю.
4 'Окдсульт■ Про$и" (Поиошли* учителя фижчмкой культуры}
Пп>11ро*»ч прщкс Журил Кон[ролы«1* норыты Статистка Спораочшсошя р*6вга М«чч (Ъфоеи*** Ор«*с Слон
$ а & ® 9 а ~ ) ь аг
Рисунок 1 - Фрагмент интерфейса главного меню «Физкульт-Профи»
В содержании программы представлены возможности создания и редактирования учебных планов (раздел «Планирование...» - подменю «План-график» и «Тематическое планирование»), инструменты создания и редактирования сведений об учебном процессе - расписания уроков (подменю «Расписание уроков»), экзаменов (подменю «Экзамены»), сведения об участниках образовательного процесса (подменю «Учителя»).
Важным элементом программы является раздел «Журнал», в котором учитель имеет возможность отражать информацию об учащихся («Ученики»), списке класса («Классы») и сведения об успеваемости отдельных учащихся и класса в целом («Успеваемость», «Контрольные испытания»). Эти данные можно хранить, редактировать и отражать в табличном и графическом виде.
Рисунок 2 - Фрагмент «Главного меню»: подменю «Планирование.», «Учебный процесс.», «Журнал»
Рисунок 3 - Фрагмент «Главного меню»: подменю «Журнал»
9
Для повышения эффективности процесса мониторинга показателей физической подготовленности учащихся разных возрастных групп в нашей программе создан раздел «Контрольные нормативы», в котором приведены сведения справочного характера, отражающие виды контрольных испытаний, сведения о нормах и их соответствии бальной шкале.
Данный раздел позволяет педагогу вносить и редактировать информацию о контрольных испытаниях, изменять оценочную шкалу и самостоятельно устанавливать уровень требований с учётом подготовленности учащихся. Характеристика контрольных нормативов включает также следующие параметры - пол учащихся и год обучения («ступень»).
Для обработки и вывода данных по контрольным нормативам, выполняемых учащимися, их различное сравнение (по классам, ступеням, параллелям, учебным периодам, полу учащихся) в программу включен раздел «Статистика». Этот блок программы позволяет представлять данные в графическом виде и в виде таблицы. Результаты обработки данных можно вывести на печать в формате Word и Excel. Основной математической операцией в этом блоке является расчёт среднего арифметического, что может быть применено для класса, параллели классов, отдельной категории учащихся, объединённых по тем или иным признакам (пол, возраст, вид спорта).
Принимая во внимание особенности деятельности учителя физической культуры в школе, необходимость проведения не только учебных занятий, но и ведение секций по видам спорта, а так же организацию и проведение внеклассных мероприятий нами был разработан блок «Спортивно-массовая работа». Данный блок включает два подраздела - «Секции» и «Календарь мероприятий». Подраздел «Секции» позволяет учителю отражать информацию о секционных занятиях и их видах.
Подраздел «Календарь мероприятий» позволяет учителю вносить информацию о предстоящих мероприятиях, их видах, сроках и месте проведения, участниках и уровне мероприятия. Данную информацию можно редактировать и выводить на печать.
Для хранения и работы с информационными источниками в программе содержится раздел «Библиотека», включающий в себя подразделы - «Книги», «Статьи», «Полезные ссылки». В данном блоке может быть сохранён любой информационный источник, который может располагаться на компьютере учителя (пользователя), локальной сети (школы), либо в сети Интернет. Для работы с источниками информации в программе
предусмотрены соответствующие команды, например «Открыть Интернет-страницу» или «Открыть файл на ПК». Список информационных источников, содержащихся в данном блоке можно вывести на экран в формате Word и вывести на печать.
Ключевым элементом программы является блок «Информация», в котором содержится ряд подразделов, имеющих важное значение для работы программы. В меню этого блока представлены: «Единицы измерения нормативов», «Участники образовательного процесса», «Учебные предметы», «Список упражнений», «Время уроков», «Виды спорта», «Учебный год», «Учебные периоды», «Предметное планирование».
Подраздел «Единицы измерения нормативов» позволяет учителю добавлять и редактировать сведения о единицах измерения результатов контрольных испытаний.
В подразделе «Участники образовательного процесса» возможно создание базы данных об учениках, учителях, сотрудниках образовательного учреждения. При этом в базе могут быть отражены сведения о личных данных (ФИО, возраст, пол), статусе в образовательном процессе, а так же контактные данные. Важным является элемент подраздела, включающий сведения об отношении ученика к той или иной медицинской группе. Это позволяет педагогу оперативно осуществлять работу с учениками, выстраивать учебный процесс с учётом медицинских показаний и рекомендаций врача. В целом, данные содержащиеся в этом разделе представляют основной объект деятельности учителя и призваны решать ряд задач образовательного процесса.
Подраздел «Учебные предметы» представляют собой информационный ресурс, на основании которого проводится анализ учебных предметов, занятий, секций и осуществляется работа программы:
- составление расписания;
- годовой учебный план;
- тематическое планирование.
В подразделе «Список упражнений» может быть составлен перечень упражнений, включающий их название, описание техники, графическое изображение, единицы измерения результатов. Данная справочная информация может применяться в процессе педагогического контроля, при составлении конспектов занятий, планировании учебного процесса.
Информацию о начале и окончании занятий отражает подраздел «Время уроков». Этот подраздел выполняет особую функцию в программе - благодаря ему автоматически составляется расписание занятий.
Подраздел «Виды спорта» включает в себя сведения
Список нормативов
Для внесения, изменения и деления пользователя из описке воспользуйтесь панелью "Изменение списка пользователей". Для поиска конкретного пользователя панелью "Поиск из списка".
Изменение списка нормативов
+ Добавть... Удалить Открыть .
Печать списка
Список нормативов
Название контрольного упражнения Пол ед.изм. 10 бал. 3 бал. 8 бал. 7 бал. 6 бал. 5 бая. 4 бал. 3 бал. | 2 бал. 1 бал.
Бег 30 м Муж секунда 6.0 6.2 6.4 8.5 6.7 6.3 7.0 7.2 7.5 7.6
Бег 30 м Жен секунда 6.1 6.3 6.4 8.6 6.7 6.8 6.3 7.4 7.7 7.6
Бег на 6 мт-тт Муж метр то 1080 1020 1000 350 300 860 800 720 710
Бег на 6 мт-_[т Жен метр 1110 1000 370 320 630 350 800 760 680 650
Бег на 800 метров Муж минута 4.00 4.20 4.40 4.50 5.00 5.10 5.30 6.00 6.30 6.31
Бег на 800 метров Жен минута 2.30 2.50 3.00 3.10 3.20 3.30 3.40 3.50 4.10 4.11
Вис на согнуты* рукау Муж секунда 23 18 15 12 10 6 7 5 3 2
Наклон вперед из положения :н.i- Муж сантиметр 10 7 5 4 2 1 -1 -3 -6 -7
Наклон вперед из положения :н.i- Жен сантиметр 6 5 4 3 2 1 0 ■1 ■2 ■3
Поднимание туловища за 30 с Жен раз 22 20 18 17 16 15 14 13 11 10
Прыжок вдлину с места Муж сантиметр 142 136 130 127 122 120 115 110 104 103
Прыжок вдлину с места Жен сантиметр 130 125 120 117 114 110 105 100 35 34
Челночнв|й бег 4кЗ Муж секунда 11.4 11.8 12.8 12.3 12.5 12.8 130 13.3 13.3 14.0
Q Челночный бег 4и9 Жен секунда 11.8 12.2 12.5 12.8 13.1 13.3 136 14.0 14.6 14.7
Выборка данных
Упражнение
Поиск из списка
Параметр поиска
[Название норматива
Текст поиска
и о
0 Ф Выбрать...
С Мужской Г Женский
~ Ступень _
^ Сброс всея полей | !'j) Показать |
^vJl Закрыть
Рисунок 4 - Фрагмент подменю «Контрольные нормативы», раздел «Список нормативов»
Рисунок 5 - Фрагмент «Главного меню»: подменю «Спортивно-массовая работа», «Информация», «Библиотека»
о названии видов спорта, по которым проводятся соревнования, участниками которых могут являться учащиеся данного образовательного учреждения.
Информация об учебных годах с привязкой к содержанию уроков, планированию, а так же сведениям о классах содержится в подразделе «Учебный год». Этот блок программыпозволяет осуществлять мониторинг данных учащихся за разные периоды обучения, вести сравнительный анализ и прогнозирование результатов.
Для реализации возможности образовательных учреждений отражения принятой структуры учебного процесса - четверти, триместры, полугодия в данную программу включен подраздел «Учебные периоды».
Информация об учебных предметах, реализуемых тех или иных классах в определённом учебном периоде, сохраняется и корректируется вподразделе «Предметное планирование». Это позволяет повысить эффективность планирования учебной работы на уроках физической культуры.
Дополнительные возможности программы, например, такие как перевод ученика в другой класс, перевод класса на ступень выше, представлены в блоке «Сервис».
В блоке «Справка» представлены стандартные разделы - «Помощь» и «О программе». Раздел «О программе» включает описание сведений о разработчиках и версии программы. Раздел «Помощь» содержит справочный материал о работе в программе.
Таким образом, разработанный нами программный продукт «Физкульт-Профи» содержит комплекс функций и операций, позволяющих эффективно:
- осуществлять планирование учебного материала;
- вести учет данных учащихся, с оценкой состояния их здоровья и физической подготовленности;
- выполнять статистическую обработку результатов образовательного процесса;
- оценивать динамику физической подготовленности учащихся, исходя из текущих данных, вносимых в картотеку, как минимум, один раз в четверть;
- осуществлять оперативный контроль посещаемости и успеваемости учащихся как индивидуально, так и класса в целом;
- выполнять информационную поддержку образовательного процесса,
- осуществлять взаимодействие участников образовательного процесса в локальной сети, реализовывать обмен учебной и научно-практической информацией.
Следует отметить, что программа «Физкульт-Профи»
легко интегрируется с современными операционными системами, обладает удобным логичным интерфейсом, содержит ряд стандартных функции для работы с данными.
Реализация данного программного продукта, на наш взгляд, позволит решить ряд актуальных задач в деятельности образовательных учреждений в сфере физического воспитания.
Рассматривая проблему разработки и внедрения компьютерных программ и технологий в современный образовательный процесс, можно утверждать не только необходимость и целесообразность такого внедрения, но и важность поиска новых информационных идей, обеспечивающих совместимость технологий, с точки зрения управляющих воздействий, с реальным педагогическим процессом, их активное влияние на методику управления и организацию педагогического процесса, педагогический контроль и учебный процесс в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе: Монография. - СПб.: СПбГТУ, 1997. - 135с.
2. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре//Теор. ипракт. физ. культ. 1990, № 7, С. 46-50.
3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: Учеб.пос. РИЦ «Школа», Казань. 1999.
4. Сонькин В.Д. и др. Компьютерное программирование оздоровительных физических упражнений // Теор. и практ. физ. культ. 1988, № 6. - С. 5-6
5. Шестаков М.П. и др. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 8, С. 43-45
6. Тимошенков В.В. и др. Основные направления применения вычислительной техники в физической культуре и спорте //Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1, С. 40-41.
7. Кпешнев В.В. Биомеханические закономерности академической гребли//Техника и биомеханика академической гребли/Материалы сборника статей. СПб.: НИИФК, 1996. - С. 17-50.
8. Якобашвили В.А. и др. Комплекс технических средств для управления тренировочным процессом // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 9-10. С. 35-37.
9. Сучилин Н.Г., Аркаев Л.Я., Савельев В.С. Педагогико-биомеханический анализ техники спор-
тивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 4. - С. 12-20.
10. Применение компьютера в судействе соревнований /А.В. Макаров, А.А. Михонин, Т.Н. Михонина и др. //Теор. и практ. физ. культ., 1989, №11. - С. 54-55.
11. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теор.ипр. физ.культ., 2001. - №4. - С.60-63.
12. Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроке физической культуры//Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 5. - С. 38-40.
13. Виноградов П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи//Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7. - С. 24-26, 39-40.
14. Цыба И.А., Зайцева Г.А., Элланский М.М. Изучение взаимосвязи различных морфофункциональных показателей и физической подготовленности студентов //Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VII междунар. науч.-метод. конф. Ч. 3. -М.: Изд-во МГУ, 2002. - С. 160-163.
15. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Использование современных информационных
технологий в теоретической и методико-практиче-ской подготовке студентов по физическому воспитанию // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий : Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 2. СПб., 2000. - С. 23-24.
16. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8 - С. 55-59.
17. Жбанков О.В. Информационно-методическая система - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания / Матер.междунар. конф. 2000.
18. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе //Теория и практика физ. культуры. 2001, № 5. - С. 56-61.
19. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Компьютерный дистанционный курс по дисциплине «Физическая культура» /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
20. Физкульт-Профи: Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015613010 Рос. Федерация/ Иванчин А.И., Земсков А.С.; заявитель и патентообладатель Поволжская государственная социально-гуманитарная академия - № 2014664205, за-явл. 30.12.2014; дата регистр. 27.02.2015.
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF COMPUTER PROGRAMS IN THE ACTIVITY OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE - PROBLEMS AND PROSPECTS
© 2015
A.S. Zemskov, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair theoretical foundations of
physical education A.I. Ivanchin, student
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Abstract: Global informatization and computerization of modern society has had a significant impact not only on the role of modern education students, but the technology through which it is exercised. Many experts say that computer technology as an important component of information technology will form a new style of teaching, which is more comfortable, ergo-nomic and mobilizes the creative potential of the teacher. Development and implementation of computer technologies in the field of physical culture and sports is today a promising direction of scientific activity, despite a series of organizational, technical and methodological difficulties.
The article presents data on the reasons for the insufficient use of innovative technologies in pedagogical process in physical education. Analyzed the capabilities and features of use of modern computer technologies in the process of activity of teacher of physical culture in modern school. Promising directions of using information and communication technologies in physical education of schoolchildren.
Presents information on the author's development of the computer program "Fizkult-Profi". The basic functions of the program, the challenges it helps to solve the teacher in the educational process at physical training lessons at school. The prospects of application of the program "Fizkult-Profi" in physical education of schoolchildren. Keywords: education; informatization of physical education; computer technology; innovation.
УДК 371.113+37:005
О СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДАХ К КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
© 2015
Н.Н. Коваль, методист
Донецкий областной институт последипломного педагогического образования, Донецк (Украина)
Аннотация: В статье рассмотрены понятия, связанные с управленческой деятельностью: «управление», «функции управления», «деятельность», «управленческая деятельность». Сформулирован уточненный термин «функция управления». Представлены различные подходы к классификации управленческих функций с акцентом на особенностях исследуемых моделей. Наличие различных подходов к построению модели функций управления дает основание говорить не только о взаимосвязи подходов, но и об их взаимопроникновении, а так же о необходимости дальнейшего совершенствования старых моделей. А деление управленческого цикла на отдельные функции весьма условно, относительно.
Ключевые слова: управление, функции управления, деятельность, управленческая деятельность, классификация управленческих функций, управленческий цикл.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Потребности общества на современном этапе его развития провоцируют непрерывное усложнение содержания решаемых задач школой, а также усложняется и объект педагогического воздействия - ученик. Соответственно, повышаются требования к качеству педагогическо-
го процесса, внутришкольному управлению. Главной фигурой в быстро меняющихся условиях на пути оптимизации и модернизации школы является руководитель учебного заведения. «Главная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит руководителю школы, занимающему ключевую позицию в системе внутришкольных управленческих отношений.