Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГОССЛУЖАЩИМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ, СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА'

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГОССЛУЖАЩИМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ, СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / коррупция / сведения о доходах / проверка / профилактика / public service / corruption / income information / verification / prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карлов Илья Викторович, Семенов Сергей Александрович

В статье рассматриваются организационные и правовые проблемы, возникающие у работников кадровых подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений при проведении проверки сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также ведомственный опыт их решения и возможные пути повышения эффективности данной деятельности в государственных органах и подведомственных им организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карлов Илья Викторович, Семенов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal problems of verification of information on income, expenses, property and property obligations submitted by civil servants and other persons

The article discusses organizational and legal problems that arise among employees of personnel departments for the prevention of corruption and other offenses during the verification of information on income, expenses, property and property obligations, as well as departmental experience in solving them and possible ways to improve the effectiveness of this activity in state bodies and organizations subordinate to them.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГОССЛУЖАЩИМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ, СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_84 УДК 342.98

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГОССЛУЖАЩИМИ И ИНЫМИ ЛИЦАМИ, СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА Organizational and legal problems of verification of information on income, expenses, property and property obligations submitted by civil servants and other persons

КАРЛОВ Илья Викторович,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры управления и административно-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России. 600020, Россия, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. E-mail: kurlak09@rambler.ru;

СЕМЕНОВ Сергей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публично-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России. 600020, Россия, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. E-mail: kurlak09@rambler.ru;

Karlov Ilya Viktorovich,

deputy head of the Department of management administrative and legal disciplines of the faculty of law of Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, candidate of law. 600020, Russia, Vladimir, B. Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: kurlak09@rambler.ru;

Semenov S. A.,

Associate Professor of the Department of public law disciplines'

of Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor. 600020, Russia, Vladimir, B. Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: kurlak09@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются организационные и правовые проблемы, возникающие у работников кадровых подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений при проведении проверки сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также ведомственный опыт их решения и возможные пути повышения эффективности данной деятельности в государственных органах и подведомственных им организациях.

Abstract: The article discusses organizational and legal problems that arise among employees of personnel departments for the prevention of corruption and other offenses during the verification of information on income, expenses, property and property obligations, as well as departmental experience in solving them and possible ways to improve the effectiveness of this activity in state bodies and organizations subordinate to them.

Ключевые слова: государственная служба, коррупция, сведения о доходах, проверка, профилактика.

Keywords: public service, corruption, income information, verification, prevention.

Для цитирования: Карлов И.В., Семенов С.А. Организационные и правовые проблемы проведения проверки представляемых госслужащими и иными лицами, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера// Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 84-87. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_84.

For citation: Karlov I.V., Semenov S.A. Organizational and legal problems of verification of information on income, expenses, property and property obligations submitted by civil servants and other persons // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 84-87. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_84.

Статья поступила в редакцию: 04.08.2023

Предоставление государственными служащими и иными категориями лиц, предусмотренных нормативными правовыми актами, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также их проверка представляет собой достаточно сложную и трудоемкую процедуру, что создает ряд проблем организационного и правового характера.

Среди основных вопросов, прежде всего, необходимо отметить отсутствие у проверяющих лиц возможности оперативного доступа к информации. Анализ правоприменительной практики показал, что запрос сведений и получение информации от государственных органов, являющихся носителями информации, зачастую занимает длительное время, что препятствует оперативному реагированию на нарушения антикоррупционного законодательства и привлечению виновных лиц к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Значимой является и проблема передачи персональных данных при подтверждении наличия того или иного имущества служащего. С одной стороны сведения о доходах должны относиться к сведениям ограниченного распространения и не находиться в открытом доступе, поскольку могут быть использованы для совершения противоправных действий в отношении личного состава. Такой подход поддерживают и сами сотрудники. Так, в ходе проведенного среди сотрудников УИС анкетирования 69,4 % респондентов высказали мнение, что сведения об имуществе должны предоставляться только для изучения уполномоченным органами (например, подразделениями собственной безопасности, кадровыми аппаратами) в целях выявления коррупционных действий и не должна выходить за пределы ведомства [1].

С другой стороны, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации со стороны контролирующих подразделений, а здесь сохраняются значительные трудности. Исходя из анализа статистических данных, можно утверждать, что информация, являющаяся

основанием для проверки в отношении сотрудников, из правоохранительных и налоговых органов, политических партий, общероссийских общественных объединений, общественных палат и средств массовой информации практически не поступает. В основном ее предоставляют органы прокуратуры, сотрудники собственной безопасности, инспекции по личному составу. При этом возникают сложности при получении сведений из налоговых органов, органов Росреестра, коммерческих банков, других организаций, так как действующим законодательством не установлена обязанность данных органов и организаций предоставлять соответствующую информацию.

Поэтому следует согласиться и с теми авторами, которые предлагают расширить перечень полномочных органов для получения информации при проверке сведений о доходах, а также ввести меры юридической ответственности для работников (должностных лиц) представляющих неполную или недостоверную информацию при проведении проверок в рамках исполнения законодательства о противодействии коррупции [2]. В связи с этим, следует наладить более эффективное межведомственное взаимодействие органов государственной власти с использованием информационно-коммуникационных систем в части получения сведений из государственных реестров и баз. Здесь необходимо изучать и использовать положительный опыт. Так, например, в Забайкальском крае в региональных органах государственной власти и ряде органов местного самоуправления были установлены и поддерживаются в актуальном состоянии программные комплексы «Запросные системы ЕГРИП и ЕГРЮЛ» [3].

Перспективным направлением может стать и использование договорных механизмов. В этом отношении интересен опыт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которым было заключено соглашение с ФНС России об обмене информации при реализации положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [4].

Также возможен межведомственный обмен информацией на договорной основе посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С использованием СМЭВ возможно взаимодействие с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах, ФНС России, Росреестром, Роскомнадзором, ФССП России. Следует отметить, что в настоящее время активно проводится совершенствование как технических, так и правовых механизмов работы СМЭВ, но опыт ее применения показал, что она является высокоэффективным техническим инструментом, обеспечивающих оперативность, полноту и безопасность получения необходимых сведений [5].

Необходимо отметить, что в настоящее время в должной степени не регламентирован и порядок предоставление справок о доходах в правоохранительные органы. В целях решения указанной проблемы в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы Правительству Российской Федерации к 20.05.2024 необходимо подготовить предложения о порядке представления копий справок о доходах при проведении доследственных проверок и расследования уголовных дел [6].

В предыдущие годы значительно усложняло процедуру заполнения и анализа справок отсутствие единой формы документов, предоставляемым госслужащим кредитными организациями, что приводил к различным расхождением: отражению сумм на начало или на конец рабочего дня, расхождения данных с по остаткам на картах с остатками на счетах, расхождение сумм остатков на счетах в распечатке движения средств по счету с данными сводной информации в отчетах, отсутствие в выписках всей необходимой для справок информации и др. Все это не редко требовало повторного обращения в банк за представлением сведений. Аналогичная ситуация отмечалась и в некоторых госорганах, предоставляющих информацию по наличию движимого и недвижимого имущества [6].

Решению данной проблемы отчасти может способствовать издание по предложению Минтруда России соответствующего указания Банка России». Примечательно, что данным нормативный акт установил не только форму, но и определил единый порядок предоставления госслужащим сведений о доходах [8]. В то же время, по нашему мнению, в полной мере данное решение окажет влияние уже в следующих отчетных периодах, когда в финансовых организациях наработается практика применения. Также необходимо учитывать и получающую все большее распространения деятельность микрофинансовых организаций, сложнее поддающихся контролю. В 2022 г. в России объем микрозаймов увеличился почти на треть, охватим 17,3 млн человек (каждого пятого работника) [9]. По-прежнему остается недостаточно проработанным вопрос о взаимодействии с зарубежными организациями относительно счетов российских государственных служащих, а также имуществе за границей. Данная проблема приобретает особую сложность в современных условиях широкого распространения офшоризации доходов, а также введением санкций и созданием искусственных препятствий для взаимодействия с Россией в финансово-хозяйственной сфере.

Расширению возможностей оперативного реагирования проверяющих могло бы способствовать и предоставление руководителям кадровых служб полномочий по направлению запросов по операциям, счетам и вкладам физических лиц в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, на что справедливо обращают внимание исследователи [10]. Это могло бы способствовать снижению бюрократического элемента в указанной процедуре, поскольку позволило бы затребовать необходимую информацию без привлечения руководства государственного органа или организации или правоохранительных органов.

Достаточно значимой проблемой является недостаточная правовая и финансовая грамотность сотрудника, что приводит к неумышленному искажению или не указанию отдельных сведений. Зачастую это происходит в связи с отсутствием должной разъяснительной работы по заполнению соответствующих справок. Кадровым службам рекомендуется на регулярной основе проводить дополнительные разъяснительные мероприятия, которыми могут быть обучающие семинары (в том числе в формате видео-конференц-связи для удаленных органов и учреждений), подготовка обзоров о наиболее типичных недочетах и ошибках при заполнении сотрудниками сведений о доходах в предыдущие декларационные кампании, памяток (образцов, схем действий) по организации заполнения и опубликования сведений о доходах [2]. Обязательна и персональная консультационная помощь.

Необходимо обратить внимание и на недостаточную квалификацию самих лиц, проводящих проверку сведений о доходах. Как прави-

ло, лица входящие в кадровые подразделения не являются специалистами в финансово-хозяйственной сфере, а, органы прокуратуры, налоговой службы, органы внутренних дел и др. зачастую осуществляют проверку предоставленных сведений с целью извлечения части информации в рамках своих полномочий. Поэтому не редко данные, не противоречащие по формальному признаку требованиям к заполнению формы справок и не вызывающие противоречия со сверяемой информацией, фактически могут нести за собой коррупционные риски, выявление которых возможно только при более глубоком анализе [11].

Повысить качество проверок справок могло бы регулярное обучение сотрудников, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, которое необходимо осуществлять с опорой на практические знания экспертов [12]. В правоохранительных органах указанное обучение может проходить в рамках занятий по общественно-государственной подготовке или общественно-политического и государственно-правового информирования с соответствующими учебными группами.

В целях повышения уровня квалификации и расширения полномочий рядом исследователей высказывается предложение о создании единого органа по проверке сведений о доходах. Но поскольку процесс создания специализированного органа потребует привлечения дополнительных ресурсов и долгого процесса становления предлагается наделить указанными полномочиями уже существующие подразделения ФНС России [11]. На наш взгляд, это может быть перспективным направлением, но при условии установления качественного взаимодействия (в целях учета ведомственной специфики прохождения службы), а также существенного расширения штата проверяющих (иначе возникнут сложности совмещения указанной деятельности с основными обязанностями).

Законодательно установлено, что основанием для осуществления проверки сведений о доходах является достаточная информация, предоставленная в письменном виде в установленном порядке. При этом критерии определения достаточности информации в законе не раскрыты, поэтому определяются по усмотрению правоприменителя, что позволяет говорить о наличии одного из коррупциогенных факторов, предусмотренных подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов - широты дискреционных полномочий [13].

В целях снижения коррупционных рисков и проблем правоприменения Минтруда России был разработан соответствующий обзор, согласно которому критериями признания информации достаточной для инициирования процедуры проверки является наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам представленных служащим сведений. По оценке Минтруда России признаками, свидетельствующими о необходимости проведения проверки, могут служить: не совпадение (расхождение) представленной служащим информации, в том числе в бумажном виде и (или) в ходе беседы; сомнение в подлинности представленных сведений; путаность и оговорки, допускаемые служащим при проведении с ним беседы. В то же время, указанные признаки в полной степени коррупционные риски усмотрения не устраняют, поскольку сохраняется оценочный характер действий. К тому же сам Минтруд России отмечает, что любая информация (кроме анонимной) о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам либо наличии сомнений в объективности такой информации уже может быть признана достаточной [14].

Следует учитывать, что оценочный характер информации о проверки не распространяется на случаи поступления в организацию актов прокурорского реагирования (представления прокурора). Критерий достаточности информации в случае представления прокурора не применяется, так как сотрудники обязаны соблюдать порядок исполнения таких требований.

Среди перспективных и наиболее технологичных направлений снижения коррупционных рисков важное место занимают информационные системы. Примером может служить государственная информационная система в области противодействия коррупции «Посейдон», которая создана для информационно-аналитического обеспечения антикоррупционной деятельности федеральных государственных органов и иных организаций.

Система «Посейдон» включает в себя: программно-аппаратный комплекс центрального сегмента системы «Посейдон» (предназначен для включения, сбора, учета, хранения и анализа информации); программно-аппаратный комплекс многоцелевого назначения «Посейдон-Р» (предназначен для обеспечения работы пользователей с программно-аппаратным комплексом центрального сегмента системы); специальное программное обеспечение «Справки БК» (предназначено для автоматизации процесса заполнения и перевода в машиночитаемый формат сведений о доходах.

Основными задачами системы «Посейдон» являются: автоматизация включения, сбора, учета, хранения, анализа и предоставления информации; информационно-аналитическое обеспечение деятельности внутренних и внешних пользователей по проведению анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции; формирование на основании запросов внутренних и внешних пользователей статистических и информационно-аналитических материалов по вопросам противодействия коррупции; информационное взаимодействие с другими информационными системами, содержащими информацию, которая может быть использована в целях противодействия коррупции [15].

Возможно применение специального программного обеспечения для анализа доходов и на ведомственном уровне. Например, по заказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации разработана АИС «Учет сведений о доходах госслужащего». В программу внесены жесткие классификаторы, разработанные на основе действующего законодательства в области имущества и финансов, маски ввода данных и механизмы проверок, позволяющие избежать ошибок при заполнении данных. Внедрены механизмы генерации отчетных форм по образцам Минобрнауки России и Минфина России с составлением реестра, подлежащий опубликованию на портале Минобрнауки России [16].

Отдельного внимания заслуживает и правовое регулирование объектов имущества, подлежащих декларированию. В настоящее время целый ряд таких объектов не подлежит государственному контролю. Неоднократно выявлялись случаи изъятия у коррупционеров крупных сумм денежных средств, драгоценных металлов, антиквариата, дорогих ювелирных украшений. Так, в ходе обысков у бывшего начальника управления

таможенных расследований и дознания ФТС России А. Кизлыка было обнаружено и изъято ценностей на 1, 5 млн долл. (в том числе, наличными 600 тыс. евро, 600 тыс. долл., часы элитных швейцарских марок и слитки золота) [17]. Поэтому следует согласиться с исследователями, предлагающими организовать декларирование любого имущества, превышающего определенную стоимость (например, официальный доход лица за определенный период) [18].

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на существенное совершенствование механизма правового регулирования проведения проверок сведений о доходах, наработку значительного ведомственного опыта правоприменения в данной сфере, продолжают сохраняться проблемы организационно-правового характера в виде сложностей межведомственного взаимодействия, получения и обмена информацией, финансовой грамотности сотрудников, обеспечения кадровых подразделений, полноты объектов декларирования, что снижает эффективность антикоррупционного контроля.

Библиография:

1. Яковлев Е.А. Проблемы предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ФСИН России и их родственников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 2 (26). С. 49-51.

2. Ишунин А.Г. Проведение проверок полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных государственными гражданскими служащими Курской области // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - № 3. - С. 24-32.

3. Сводный отчет о состоянии коррупции и мерах по реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае за 2016 г. URL: http://противкоррупции.забайкальскийкрай.рф/news/2017/03/16/47709.html (дата обращения 31.07.2023).

4. Генеральный директор Судебного департамента А.В. Гусев дал интервью компании «Гарант». URL: http://cdep.ru/index.php?id=59&item=4377 (дата обращения 31.07.2023).

5. Филимонова С.А. Организация электронного межведомственного взаимодействия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с федеральными государственными органами в рамках проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и контроля за расходами // Экономическое правосудие в Уральском округе. - 2020. - № 2 (54). - С. 3-6.

6. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 23.08.2021. - № 34, ст. 6170.

7. Дорогова Ю.А., Лоткова Е.Г. Декларирование доходов государственных служащих как инструмент противодействия коррупции // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 4. - С. 210-211.

8. Указание Банка России от 27.05.2021 № 5798-У «О порядке предоставления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о единой форме предоставления сведений и порядке ее заполнения» // Вестник Банка России. - от 14.07.2021. - № 45.

9. Дотянуть до зарплаты: объем выдачи микрозаймов россиянам увеличился почти на треть. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/02/20/dotyanut-do-zarpiaty-obem-vydachi-mikrozaymov-rossiyanam-uveiichiisya-pochti-na-tret.htmi (дата обращения 28.07.2023).

10. Черепанова Е.В. О некоторых вопросах правового регулирования представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Журнал российского права. - 2018. - № 3 (255). - С. 146-153.

11. Матвеев Е.В., Семенов В.Д., Рассохин А.В. Некоторые аспекты выявления коррупционных рисков при проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих // Юридическая наука. - 2020. - № 4. - С. 48-53.

12. Мумренков А. О. Контроль за расходами: процедура в деталях // Вестник Университета Правительства Москвы. - 2020. - № 1 (47). - С. 30-34.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 08.03.2010. - № 10, ст. 1084.

14. Обзор проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Минтрудом России 30.03.2018). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71830890/ (дата обращения 31.07.2023)

15. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. - 02.05.2022. - № 18, ст. 3053.

16. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015615364 Российская Федерация. АИС «Учет сведений о доходах госслужащего», v 1.0.1 / С. С. Дубов, А. Ю. Ивлев, И. Р. Столяров ; заявитель федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК). - EDN VGVUUG.

17. У генерала таможни нашли золотые слитки и люксовые часы. URL: https://www.kp.ru/daiiy/27072/4142164/ (дата обращения 31.07.2023).

18. Конов А.В., Яковлев А.А. Антикоррупционное декларирование в России: существующие проблемы и возможные подходы к реформированию // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 1. - C. 5-23.

References:

1. YAkoviev E.A. Probiemy predostavieniya i proverki svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera sotrudnikov FSIN Rossii i ih rodstvennikov // Vestnik instituta: prestupienie, nakazanie, ispravienie. 2014. № 2 (26). S. 49-51.

2. Ishunin A.G. Provedenie proverok poinoty i dostovernosti svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera, pre-dostaviennyh gosudarstvennymi grazhdanskimi siuzhashchimi Kurskoj obiasti // Gosudarstvo i obshchestvo: vchera, segodnya, zavtra. - 2018. - № 3. - S. 24-32.

3. Svodnyj otchet o sostoyanii korrupcii i merah po reaiizacii antikorrupcionnoj poiitiki v Zabajkai'skom krae za 2016 g. URL: http://protivkorrupcii.zabajkai'skijkraj.rf/news/2017/03/16/47709.htmi (data obrashcheniya 31.07.2023).

4. General'nyj direktor Sudebnogo departamenta A.V. Gusev dal interv'yu kompanii «Garant». URl: http://cdep.ru/index.php?id=59&item=4377 (data obrashcheniya 31.07.2023).

5. Fiiimonova S.A. Organizaciya eiektronnogo mezhvedomstvennogo vzaimodejstviya Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii s feder-ai'nymi gosudarstvennymi organami v ramkah provedeniya proverok dostovernosti i poinoty svedenij o dohodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera i kontroiya za raskhodami // Ekonomicheskoe pravosudie v Urai'skom okruge. - 2020. - № 2 (54). - S. 3-6.

6. O Nacionai'nom piane protivodejstviya korrupcii na 2021 -2024 gody: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16.08.2021 № 478 // Sobr. zakonodatei'stva Rossijskoj Federacii. - 23.08.2021. - № 34, st. 6170.

7. Dorogova YU.A., Lotkova E.G. Dekiarirovanie dohodov gosudarstvennyh siuzhashchih kak instrument protivodejstviya korrupcii // Uspekhi sovremennogo estestvoz-naniya. - 2012. - № 4. - S. 210-211.

8. Ukazanie Banka Rossii ot 27.05.2021 № 5798-U «O poryadke predostavieniya kreditnymi organizaciyami i nekreditnymi finansovymi organizaciyami grazhdanam svedenij o naiichii schetov i inoj informacii, neobhodimoj diya predstavieniya grazhdanami svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera, o edinoj forme predostavieniya svedenij i poryadke ee zapolneniya» // Vestnik Banka Rossii. - ot 14.07.2021. - № 45.

9. Dotyanut' do zarpiaty: ob"em vydachi mikrozajmov rossiyanam uveiichiisya pochti na tret'. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/02/20/dotyanut-do-zarpiaty-obem-vydachi-mikrozaymov-rossiyanam-uveiichiisya-pochti-na-tret.htmi (data obrashcheniya 28.07.2023).

10. CHerepanova E.V. O nekotoryh voprosah pravovogo reguiirovaniya predstavieniya svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera // ZHurnai rossijskogo prava. - 2018. - № 3 (255). - S. 146-153.

11. Matveev E.V., Semenov V.D., Rassohin A.V. Nekotorye aspekty vyyavieniya korrupcionnyh riskov pri proverke svedenij o dohodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera grazhdanskih siuzhashchih // YUridicheskaya nauka. - 2020. - № 4. - S. 48-53.

12. Mumrenkov A. O. Kontroi' za raskhodami: procedura v detaiyah // Vestnik Universiteta Pravitei'stva Moskvy. - 2020. - № 1(47). - S. 30-34.

13. Postanovlenie Pravitei'stva Rossijskoj Federacii ot 26.02.2010 № 96 «Ob antikorrupcionnoj ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // Sobr. zakonodatei'stva Ros. Federacii. - 08.03.2010. - № 10, st. 1084.

14. Obzor probiemnyh voprosov, voznikayushchih pri predstavienii, anaiize i proverke dostovernosti svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatei'stvah imushchestvennogo haraktera (utv. Mintrudom Rossii 30.03.2018). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71830890/ (data obrashcheniya 31.07.2023)

15. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25.04.2022 № 232 «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme v obiasti protivodejstviya korrupcii «Posejdon» i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Prezidenta Rossijskoj Federacii» // Sobr. zakonodatei'stva Rossijskoj Federacii. - 02.05.2022. - № 18, st. 3053.

16. Svidetei'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy diya EVM № 2015615364 Rossijskaya Federaciya. AIS «Uchyot svedenij o dohodah gossiuzhashchego», v 1.0.1 / S. S. Dubov, A. YU. Iviev, I. R. Stoiyarov ; zayavitei' federai'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatei'noe uchrezhdenie vysshego professionai'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyj universitet geodezii i kartografii» (MIIGAiK). - EDN VGVUUG.

17. U generaia tamozhni nashii zoiotye siitki i iyuksovye chasy. URL: https://www.kp.ru/daiiy/27072/4142164/ (data obrashcheniya 31.07.2023).

18. Konov A.V., YAkoviev A.A. Antikorrupcionnoe dekiarirovanie v Rossii: sushchestvuyushchie probiemy i vozmozhnye podhody k reformirovaniyu // Voprosy gosudar-stvennogo i municipai'nogo upravieniya. - 2014. - № 1. - S. 5-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.