Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРЕДСТВА И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРЕДСТВА И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2562
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / органы внутренних дел / противодействие коррупции / МВД России / законность / corruption / internal affairs authorities / anti-corruption / the Ministry of Internal Affairs of Russia / legality

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Илья Сергеевич, Короткова Ольга Анатольевна

В статье анализируется природа и сущность коррупции, как социального явления, имеющего ярко выраженные системные черты. Авторами рассмотрены различные определения коррупции, в том числе в органах внутренних дел. Подчеркивается специфика коррупционных проявлений в органах внутренних дел, связанная с основными задачами профессиональной деятельности. Показано, что коррупция в органах внутренних дел многообразна, каждый ее вид имеет свои особые характеристики. Подчеркивается, что выработка наиболее эффективных средств противодействия коррупции, ее профилактики возможна только при грамотном изучении проблем коррупции в органах внутренних дел, выявлении причин ее существования и организации поиска научно обоснованных решений по противодействию этому виду преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES: CONCEPT, TYPES, MEANS AND MEASURES OF COUNTERACTION

In the article analyzed the nature and essence of corruption as a social phenomenon with pronounced systemic qualities. The authors analyze various definitions of corruption, including in the internal affairs authorities. It highlights the specifics of corruption manifestations in the internal affairs authorities related to the main tasks of professional activity. It is shown, that corruption in the internal affairs authorities is diverse, each of its types has its own special characteristics. It is emphasized that the development of the most effective means of combating corruption and its prevention is possible only with a competent study of the problems of corruption in the internal affairs authorities, identifying the reasons for its existence and searching for scientifically based solutions to combat it.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СРЕДСТВА И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

4. Лакеев А.А. Виды субъектов уголовного права. Рязань .2003 С.11,17

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

6. https://13.fsin.gov.ru/

References and Sources

1. https://regnum.ru/news/society/2914351 .html

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020)

3. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 N 115-FZ "O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii"

4. Lakeev A.A. Vidy sub"ektov ugolovnogo prava. Ryazan' .2003 S.11,17

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ // SZ RF. 17.06.1996. № 25. st. 2954.

6. https://13.fsin.gov.ru/

ПИКИН ИВАН ВИКТОРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России, полковник внутренней службы. PIKIN, IVAN V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology of the Faculty of Law of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Colonel of the Internal Service ([email protected]).

УДК 343.352 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-109-114

соколов и.с., короткова о.а.

коррупция в органах внутренних дел: понятие, виды, средства и

меры противодействия

Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, противодействие коррупции, МВД России, законность.

В статье анализируется природа и сущность коррупции, как социального явления, имеющего ярко выраженные системные черты. Авторами рассмотрены различные определения коррупции, в том числе в органах внутренних дел. Подчеркивается специфика коррупционных проявлений в органах внутренних дел, связанная с основными задачами профессиональной деятельности. Показано, что коррупция в органах внутренних дел многообразна, каждый ее вид имеет свои особые характеристики. Подчеркивается, что выработка наиболее эффективных средств противодействия коррупции, ее профилактики возможна только при грамотном изучении проблем коррупции в органах внутренних дел, выявлении причин ее существования и организации поиска научно обоснованных решений по противодействию этому виду преступности.

SOKOLOV, I.S., KOROTKOVA, O.A.

CORRUPTION IN THE INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES: CONCEPT, TYPES, MEANS AND MEASURES OF COUNTERACTION

Key words: corruption, internal affairs authorities, anti-corruption, the Ministry of Internal Affairs of Russia, legality.

In the article analyzed the nature and essence of corruption as a social phenomenon with pronounced systemic qualities. The authors analyze various definitions of corruption, including in the internal affairs authorities. It highlights the specifics of corruption manifestations in the internal affairs authorities related to the main tasks of professional activity. It is shown, that corruption in the internal affairs authorities is diverse, each of its types has its own special characteristics. It is emphasized that the development of the most effective means of combating corruption and its prevention is possible only with a competent study of the problems of corruption in the internal affairs authorities, identifying the reasons for its existence and searching for scientifically based solutions to combat it.

В современной России вопросы противодействия коррупции весьма актуальны, волнуют российское общество, вызывают обеспокоенность государства. Несмотря на то, что противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, общественное мнение нашей страны не удовлетворено уровнем и эффективностью противодействия коррупции. И связано это, в основном, с тем, что часть коррупционеров являются представителями власти. Недаром в одном из своих выступлений глава государства, акцентируя внимание на борьбе с коррупцией, призвал «обеспечивая интересы граждан государства» быть «кристально чистыми» [1].

Изучение коррупции, как явления, породило широкие дискуссии относительно понятия и признаков коррупции. По мнению многих авторов, до сих пор не существует какого-либо общепризнанного, «классического» определения «коррупции», которое давало бы четкую, полную и непротиворечивую оценку данного явления [2, с.7].

Понятие «коррупция» происходит от латинского термина corruption - подкуп. Подкуп должностных лиц был известен всем государствам в любые периоды их развития. Не обошло данное явление и наше государство. С формированием на Руси государственного аппарата появилась и коррупция [3, с.77].

Термин «коррупция» толкуется по-разному: соблазнение, развращение взятками [4, с.7], моральное разложение должностных лиц, политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении [5]. Современные правоведы определяют коррупцию, как «использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот» [6, с. 111] или как «социальное явление, заключающееся в разложении власти» [7, с. 4]. Некоторые авторы называют коррупцию особым, специфическим социальным конфликтом, существующим на рубеже экономики и права [8].

Таким образом, многие исследователи анализируют коррупцию как социальное явление, выступающее главной социально-экономической проблемой современного общества. Усиливающиеся в современном мире экономические кризисы и противоречия являются все большей предпосылкой коррупционных проявлений, в связи с чем борьба с коррупцией становится одной из актуальных проблем любого государства.

Стоит согласиться с Т.Я. Хабриевой, что коррупция поражает весь публичный аппарат управления и выражается в разложении всей системы власти [9]. Опыт исторического развития российского государства свидетельствует, что государственные служащие с момента своего появления всегда были склонны к коррупционным поступкам, неправомерно присваивая общественные блага [10, с. 49]. Безусловно, обладание особыми полномочиями так или иначе может побудить лицо к использованию их в своих личных целях. По мнению К.М. Лобзова, Ю.М. Смирновой, наибольшую опасность представляет факт сращивания государственных служащих с преступными сообществами, а также внедрение криминальных элементов во властные структуры различных уровней, включая правоохранительные органы [11].

Одним из ярких коррупционных проявлений в нашей стране является коррупция в органах внутренних дел, так как практически каждый день любой гражданин сталкивается с сотрудником ОВД. Не секрет, что в настоящее время распространены различные формы злоупотреблений полномочиями сотрудниками органов внутренних дел. Например, не привлечение виновного к административной ответственности, в случае выявления нарушений, предупреждение о планируемых проверках, постановка на учет угнанных автомобилей, игнорирование сотрудниками ГИБДД дорожных правонарушений и др.

Необходимо отметить, что коррупционные проявления в органах внутренних дел имеют свою специфику, которая связана с основными задачами деятельности полиции и других подразделений. Особенностью коррупции в системе органов внутренних дел является то, что, независимо от занимаемой должности, любой сотрудник органов внутренних дел, будучи представителем власти, законодательно наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. От имени государства совершая юридически-значимые действия, принимая правовые решения в отношении неопределенного круга лиц, сотрудник, порой ведомый корыстным мотивом или иной личной заинтересованностью, может сознательно допустить нарушения установленного государством порядка, что повышает общественную опасность его коррупционных действий.

Кроме того, высокому уровню латентности коррупционных преступлений в системе ОВД является наличие у сотрудников органов внутренних дел опыта работы в правоохранительных органах, знаний криминалистики, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, многочисленные связи в правоохранительных кругах, что позволяет коррупционерам оставаться в тени. Нередко непосредственное руководство, не желая портить статистику, намеренно не реагирует на уголовные проступки, совершаемые подчиненными, тем самым способствуя высокой скрытности коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. Не предавая огласке данные факты, таких сотрудников зачастую увольняют по собственному желанию. Кроме того, лица, в отношении которых совершены коррупционные действия, не сообщают о подобных фактах, опасаясь ответственности или боясь дальнейших преследований со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Акцентируя особое внимание на специфике органов внутренних дел, современные правоведы предпринимают попытки определиться с понятием коррупции в органах внутренних дел. Под коррупцией в органах внутренних дел А.А. Макарова понимает подкуп (получение,

обещание, предложение, дача, вымогательство взятки), любое другое противоправное использование сотрудниками ОВД своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного характера) для себя лично, либо незаконное предоставление преимуществ другим лицам, вне зависимости от совершения деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества и государства [12, с. 22].

Анализ судебной практики, информации сети Интернет, средств массовой информации позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающимися видами коррупционных преступлений в системе органов внутренних дел являются следующие:

- получение незаконного вознаграждения от лиц, совершивших правонарушение или преступление;

- получение руководителем незаконного вознаграждения от своих подчиненных, в основном за покровительство по службе;

- покровительство со стороны сотрудников органов внутренних дел лицам, занимающимся организованной преступной деятельностью, иногда участие сотрудников ОВД в составе организованной преступной группы.

Коррупция в органах внутренних дел многообразна, каждый ее вид имеет свои характерные черты, способы совершения, последствия, закономерности. Высокая латентность правонарушений коррупционной направленности не позволяет определить их точное количество. Тем более, что коррупция в органах внутренних дел проявляется неодинаково в разных районах России, что определяется экономической развитостью региона, численностью штата и др.

Говоря о коррупции в органах внутренних дел, важно подчеркнуть, что она имеет латентный и одновременно договорной характер. Как правило, коррупционные действия не обжалуются, виновные стороны имеют взаимную выгоду от правонарушения.

Искоренение коррупции в органах внутренних дел - один из важных факторов укрепления доверия населения к сотрудникам ОВД. Каждый сотрудник органов внутренних дел обязан соблюдать правила антикоррупционного поведения, тем самым повышая эффективность противодействия коррупции.

Важную роль в противодействии коррупции играет воспитание антикоррупционной культуры сотрудников органов внутренних дел и повышение авторитета органов внутренних дел в обществе. Формирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел, предупреждение коррупции являются задачами, относящимися к сфере национальной безопасности нашей страны. Неукоснительное соблюдение правил антикоррупционного поведения каждым сотрудником органов внутренних дел является вкладом в укрепление доверия населения правоохранительным органам.

Несомненно, в борьбе с коррупцией должна использоваться вся система мер: правовых, политических, социально-экономических, нравственно-этических. Эффективными методами противодействия коррупции являются профилактика, воспитание и наказание. Современными правоведами весь комплекс мер по противодействию антикоррупционных преступлений обозначается различными терминами, основными из которых являются «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», составляющие единое профилактическое воздействие.

Именно «формирование системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников» определяется целью реализации кадровой политики в системе МВД, обозначенная в Концепции кадровой политики МВД России на период до 2020 года.

Понятие «профилактика» (греч. ргорИу1ак11ко8) определяется как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [13]. Профилактические мероприятия, ориентированные на формирование у сотрудников органов внутренних дел правомерного поведения и мотивации на недопустимость нарушения дисциплины, законности, создание для них условий прохождения службы, правовой, социальной защищенности, представляются первостепенными.

Целью недопущения коррупционных проявлений среди сотрудников органов внутренних дел в настоящее время предусмотрен целый комплекс профилактических мероприятий:

- сотрудники органов внутренних дел обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществах и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об

имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [14];

- сотрудники органов внутренних дел должны соблюдать обязанность по недопущению или урегулированию конфликта интересов, представляющий собой ситуацию, при которой личные интересы сотрудника могут оказать влияние на его служебную деятельность;

- сотрудники органов внутренних дел обязаны уведомить непосредственного руководителя, органы прокуратуры или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

В соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сокрытие сотрудником органов внутренних дел фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения является грубым нарушением служебной дисциплины [15]. Представляется необходимым дополнение законодательства нормой об ответственности сотрудника органов внутренних дел за несообщение о ставшем ему известном факте коррупции, а также предусмотреть материальное вознаграждение сотрудника органов внутренних дел за предоставление подобной информации. Стоит подчеркнуть, что законодательное закрепление данной нормы оказало бы положительное профилактическое влияние на состояние коррупции среди личного состава органов внутренних дел.

На формирование антикоррупционного поведения у сотрудников органов внутренних дел важное значение имеет воспитательная работа, планомерно проводимая с личным составом в течении всего периода службы. Воспитательная составляющая представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников органов внутренних дел комплекса профессиональных и нравственных качеств, направленных на профилактику коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел. С этой целью представляется полезным проводить занятия по морально-психологической подготовке в форме лекций, семинаров, привлекая к их проведению не только юристов-практиков, но и ученых-теоретиков, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений.

Воспитательным компонентом также является личный пример руководителя, который своим авторитетом должен создавать атмосферу нетерпимости к любому коррупционному проявлению своих коллег и подчиненных. Одной из главных задач каждого руководителя должно быть создание системы ценностей, не допускающей коррупционных проявлений. Среда, культивирующая добропорядочную службу, является лучшей мотивацией для здоровой службы в органах внутренних дел, без искажения атрибутивными ценностями. Представляется необходимым создание для сотрудников условий, позволяющих считать службу в органах внутренних дел достаточно престижной, привлекательной и выгодной в социальном и материальном отношении. Воспитание неприятия коррупции у сотрудников внутренних дел имеет ключевое значение в борьбе с ней, поэтому необходимо на постоянной основе проводить агитационные мероприятия, направленные на формирование у сотрудников органов внутренних дел моральной установке на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина.

Коррупция - это общественно-опасное явление, разрушающее правовые основы общества и государства. Проявления коррупции имеют различную степень общественной опасности. В зависимости от степени общественной опасности наступает определенный вид ответственности: виновные лица могут быть привлечены к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности [16].

Административные коррупционные правонарушения заключаются в действиях сотрудника органов внутренних дел, содержащих признаки коррупционного поведения, но не относящихся к преступным. За совершение подобных правонарушений КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Нарушение сотрудниками органов внутренних дел системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, представляет собой дисциплинарные коррупционные проступки, влекущие за собой дисциплинарные наказания, наиболее строгим из которых является увольнение со службы с формулировкой «в связи с утратой доверия».

С учетом изложенного, представляется возможным сделать вывод о том, что коррупция в органах внутренних дел носит социальный характер и может рассматриваться с экономической, политической и правовой точки зрения. Коррупционные проявления в органах внутренних дел имеют свою специфику, связанную с основными задачами профессиональной деятельности. Коррупция в органах внутренних дел многообразна, каждый ее вид имеет свои особые характеристики. Выработка наиболее эффективных средств противодействия коррупции, а также ее профилактики возможна только при грамотном изучении проблем коррупции в органах внутренних дел, выявлении причин ее существования и поиска научно обоснованных решений по ее противодействию.

Литература и источники

1. Путин В.В. Традиционная прямая линия // https://www.kommersant.ru/doc/2178607

2. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах // Вестник Калужского университета. 2018. №3. С.7-12.

3. Короткова О.А. Анализ генезиса законодательства об ответственности за взяточничество в Российской империи // Проблемы права. 2019. № 5 (74). С.77-80.

4. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1935-1940.

5. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова. М., 1990.

6. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЮрИнфоР, 2008.

7. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та Акад. Генер. Прокуратуры РФ, 1998.

8. Кушниренко С.П., Пристансков В.Д. Коррупция и ее преступные проявления. СПб., 2004.

9. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / под ред. Т.Я. Хабриева. М., 2012.

10. Короткова О.А., Соколов И.С. Коррупция как неотъемлемое явление государственного управления: исторический аспект // Закон и право. 2019. №7. С. 46-49.

11. Лобзов К.М., Смирнова Ю.М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник Поволжского института управления. 2016. №1. С. 9-14.

12. Макарова А.А. Коррупция в системе органов внутренних дел. М., 2009.

13. Новый словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. М., 2000.

14. Приказ МВД РФ от 16.12.2016 №848 «О перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // СПС Консультант плюс (дата обращения 5.10.2020)

15. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-Ф3 (действующая редакция) // СПС Консультант плюс (дата обращения 5.10.2020)

16. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (действующая редакция) // СПС Консультант плюс (дата обращения 5.10.2020)

References and Sources

1. Putin V.V. Tradicionnaya pryamaya liniya // https://www.kommersant.ru/doc/2178607

2. Petrushina O.M., Borzenkova A.V. Korrupciya i bor'ba s nej v tamozhennyh organah // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. 2018. №3. S.7-12.

3. Korotkova O.A. Analiz genezisa zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za vzyatochnichestvo v Rossijskoj imperii // Problemy prava. 2019. № 5 (74). S.77-80.

4. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. D.N. Ushakova: v 4 t. M., 1935-1940.

5. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. S.I. Ozhegova. M., 1990.

6. Maksimov S.V. Korrupciya. Zakon. Otvetstvennost'. M.: YUrInfoR, 2008.

7. Volzhenkin B.V. Korrupciya. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. yurid. in-ta Akad. Gener. Prokuratury RF, 1998.

8. Kushnirenko S.P., Pristanskov V.D. Korrupciya i ee prestupnye proyavleniya. SPb., 2004.

9. Korrupciya: priroda, proyavleniya, protivodejstvie. Monografiya / pod red. T.YA. Habrieva. M., 2012.

10. Korotkova O.A., Sokolov I.S. Korrupciya kak neot"emlemoe yavlenie gosudarstvennogo upravleniya: istoricheskij aspekt // Zakon i pravo. 2019. №7. S. 46-49.

11. Lobzov K.M., Smirnova Yu.M. Korrupciya kak ugroza nacional'nym interesam // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2016. №1. S. 9-14.

12. Makarova A.A. Korrupciya v sisteme organov vnutrennih del. M., 2009.

13. Novyj slovar' russkogo yazyka / pod red. T.F. Efremovoj. M., 2000.

14. Prikaz MVD RF ot 16.12.2016 №848 «O perechne dolzhnostej federal'noj gosudarstvennoj sluzhby v Ministerstve vnutrennih del Rossijskoj Federacii i dolzhnostej v organizaciyah, sozdavaemyh dlya vypolneniya zadach, postavlennyh pered Ministerstvom vnutrennih del Rossijskoj Federacii, pri zameshchenii kotoryh sotrudniki organov vnutrennih del Rossij skoj Federacii, federal'nye gosudarstvennye grazhdanskie sluzhashchie i rabotniki, a takzhe grazhdane pri naznachenii na dolzhnosti v organizaciyah, sozdavaemyh dlya vypolneniya zadach, postavlennyh pered Ministerstvom vnutrennih del Rossijskoj Federacii, obyazany predstavlyat' svedeniya o svoih dohodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera, a takzhe svedeniya o dohodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera svoih suprugi (supruga) i nesovershennoletnih detej» // SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 5.10.2020)

15. Federal'nyj zakon «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 30.11.2011 № 342-FZ (dejstvuyushchaya redakciya) // SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 5.10.2020)

16. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii korrupcii» ot 25.12.2008 № 273-FZ (dejstvuyushchaya redakciya) // SPS Konsul'tant plyus (data obrashcheniya 5.10.2020)

СОКОЛОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат педагогических наук, сотрудник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Калужской области ([email protected]).

КОРОТКОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Института истории и права Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. SOKOLOV, ILYA S. - Ph.D. in Pedagogy, Employee of the Department of Economic Security and Anti-Corruption, the Russian MIA Administration for the Kaluga Region ([email protected]).

KOROTKOVA, OLGA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Institute of History and Law, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky ([email protected]).

УДК 343.8 DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-114-118

желудков м.а., коробов с.а., киреева а.ю.

цифровые информационно-коммуникационные инструменты сети интернет и общественный контроль: проблемы корреляции при

предупреждении преступности

Ключевые слова: информационно-коммуникационные инструменты сети Интернет, талон-уведомление, предупреждение преступности, расследование преступлений, общественный контроль.

Актуальность статьи заключается в том, что в ней предложен авторский взгляд на пути дальнейшего развития теории современного общественного контроля с использованием цифровых информационно-коммуникационных инструментов сети Интернет при расследовании преступлений, судебном разбирательстве и профилактике должностной преступности. Правовая среда не является исключением для информатизации процессов, происходящих в обществе, так как при этом могут быть созданы эффективные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Обоснована необходимость создания в России особой системы цифровых электронных информационно-коммуникационных инструментов общественного контроля над деятельностью органов предварительного расследования и суда, позволяющей личности, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются подобной деятельностью, а также общественных организаций, получать онлайн доступ к информации, отраженной в решениях и действиях должностных лиц данных органов.

ZHELUDKOV, M.A., KOROBOV, C.A., KIREEVA, A.Y.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DIGITAL INFORMATION-COMMUNICATION TOOLS OF THE INTERNET AND PUBLIC CONTROL: PROBLEMS OF CORRELATION IN CRIME PREVENTION

Key words: information-communication tools of the Internet, ticket-notification, crime prevention, investigation of crimes, public control.

The relevance of the article is that it offers a social solution for further development of the theory of modern public control using digital information-communication tools of the Internet in the investigation of crimes, judicial proceedings and prevention of official crime. The legal environment is no exception for the Informatization of processes taking place in society, since effective mechanisms can be created to ensure and protect human and civil rights and freedoms. The necessity of creating in Russia a special system of digital electronic information and communication tools of public control over the activities of the preliminary investigation bodies and the court, allowing individuals whose rights, freedoms and legitimate interests are affected by such activities, as well as public organizations, to receive online access to information reflected in decisions and actions of officials of these authorities.

В современных условиях, в рамках работы по предупреждению преступности, следует обеспечивать единство нормативных требований и правовых форм защиты прав и свобод граждан [2, с. 81]. По замыслу законодателя, подобное гармоничное единство является подготовительной стадией достижения цели создания сильного правового государства. Однако не все проблемы в данной сфере решены. Степень подготовленности нашей правовой системы к полноценной защите прав и законных интересов личности при расследовании уголовных дел и профилактике преступности все еще не удовлетворяет объективным требованиям. В качестве иллюстрации приведем типичную ситуацию взаимоотношений правоохранительных органов и личности при обращении последней с заявлением о преступлении. На данном этапе возбуждения уголовного дела нас интересуют не аспекты человеческого поведения, а правовые возможности общественного контроля над данным процессом. Было бы логично предположить, что в любой ситуации сотрудники органов расследования стремятся сделать этот процесс открытым и по возможности справедливым. В противном случае эта система будет работать над количественными показателями без интеграции ее с общественными запросами.

Однако, как показывает статистика, в январе - декабре 2019 г. в России зарегистрировано 2 024 337 преступлений (+1,6 %). При этом органами внутренних дел выявлено 93,3 % от их общего числа, органами ФССП России - 2,6 % и т.д. [10]. Очевидно, что в этой статистике воспроизведены именно количественные показатели работы органов расследования. Основной проблемой здесь является отсутствие сравнения данных по соотношению возбужденных уголовных дел и отказных материалов. Между тем, к примеру, в январе - декабре 2014 г. только полицией рассмотрено 29,28 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, тогда как зарегистрировано за тот же период всего 2166,4 тыс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.