Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости совершенствования государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации'

К вопросу о необходимости совершенствования государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
773
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынов А. В., Зарубицкая Т. К.

Рассматриваются актуальные вопросы построения эффективной системы государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Анализируются основные виды и формы государственного контроля в сфере противодействия коррупции. Определяются субъекты, осуществляющие государственный контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Предлагаются меры по совершенствованию государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартынов А. В., Зарубицкая Т. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE NEED TO IMPROVE PUBLIC CONTROL OVER THE COMPLIANCE WITH ANTI-CORRUPTION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers some topical issues of building an effective system of state control over the compliance with the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The main types and forms of state control in the field of combating corruption are analyzed. The authors identify the subjects that exercise state control over the compliance with anti-corruption legislation and propose some measures to improve state control over the compliance with the anti-corruption legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости совершенствования государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации»

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2019, № 1, с. 143-156

143

УДК 342.914

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2019 г. А.В. Мартынов, Т.К. Зарубицкая

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

[email protected]

Пиступила в реСакцию 20.12.2018

Рассматриваются актуальные вопросы построения эффективной системы государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Анализируются основные виды и формы государственного контроля в сфере противодействия коррупции. Определяются субъекты, осуществляющие государственный контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Предлагаются меры по совершенствованию государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

Ключевые слива: коррупция, противодействие коррупции, государственный контроль, меры противодействия коррупции.

В настоящее время в России сформировалась обширная нормативно-правовая база для противодействия коррупции, которую смело можно назвать антикоррупционным правом или антикоррупционным законодательством. Действующие в нашей стране нормативные правовые акты, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности и меры противодействия коррупции соответствуют самым высоким международным стандартам.

Как отмечается исследователями, «принятое с 2008 года специальное федеральное нормативно-правовое регулирование существенно усилило правовую основу для противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. В частности, при принятии Федерального закона № 273-Ф3 такое усиление достигнуто посредством: закрепления в одном федеральном законе подходов к противодействию коррупции; систематизации в нем действующих правовых норм о противодействии коррупции; модификации антикоррупционного правового регулирования в сторону повышения его эффективности» [1, с. 34].

Вместе с тем остается серьезной проблемой исполнение и реализация антикоррупционного законодательства. Во многих случаях антикоррупционные требования не исполняются или игнорируются ввиду отсутствия надлежащего контроля.

Следует напомнить, что в соответствии с пунктом 10 ст. 7 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [2] к основным направлениям деятельности государственных органов по по-

вышению эффективности противодействия коррупции относится совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции.

Важнейшим способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении является государственный контроль. Государственный контроль обеспечивает соблюдение подконтрольными лицами законодательных норм и правил, способствует повышению эффективности деятельности и препятствует совершению правонарушений.

Учеными давно отмечено, что государственный контроль является важнейшим способом обеспечения законности в государственном управлении, а разнообразные формы контрольной деятельности пронизывают фактически всю управленческую деятельность государства [3, с. 205-210]. Сущность государственного контроля заключается в наблюдении уполномоченных на то органов государства и их должностных лиц за выполнением установленных правил в сфере государственного управления и получении об этом необходимой информации. В ряде случаев с такой целью создается специальный аппарат [4, с. 14].

Важность государственного контроля для противодействия коррупции не осталась без внимания многих известных ученых.

Так, академик Т.Я. Хабриева относит к единым принципам борьбы с коррупцией в государственном и негосударственном секторах принцип контроля за деятельностью должностных или руководящих лиц. Он поддерживается

использованием таких средств, как отчетность и подотчетность, выборность и ротация руководящих кадров, применение санкций в отношении виновных лиц [5, с. 24].

Профессор С.В. Степашин отмечает, что «успех борьбы с коррупцией зависит от гармоничного развития двух систем контроля: внешней и внутренней. Внутренняя система антикоррупционной профилактики органов власти должна дополняться эффективным внешним контролем со стороны парламента, Счетной палаты РФ и институтов гражданского общества. Внешний и внутренний контроль - это система «двух ключей», «двойного контроля качества» антикоррупционной работы» [6, с. 41].

В.Н. Зайковский и И.А. Лепехин относят к числу форм, методов и способов противодействия коррупции контроль за соблюдением муниципальными служащими порядка прохождения службы, включая соблюдение ограничений и запретов, предусмотренных законодательством [7, с. 40-44].

И.В. Плюгина подчеркивает, что «без осуществления эффективного внешнего контроля и надзора решить проблемы распространения коррупции в сфере образования практически невозможно. В связи с этим представляется обоснованным усиление, повышение эффективности контроля со стороны органов государственной власти» [8, с. 131].

Вместе с тем в настоящее время отсутствуют как проработанные научные исследования, посвященные понятию, содержанию и системе государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства, так и полноценные нормативные правовые акты, регулирующие данный способ противодействия коррупции.

Обращает на себя внимание Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» [9]. Данным федеральным законом предусматривается внесение в отдельные федеральные законы изменений, целью которых является повышение контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

В частности, указанным федеральным законом были внесены изменения в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [10], Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [11], Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [12], Федеральный закон от 28 марта 1998 г.

№ 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» [13], Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [14], Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15], Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [16], Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [17], Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [18], Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [19], Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [2], Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [20], Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [21], Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [22], Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [23], целью которых является повышение контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Необходимо отметить, что сферы осуществления государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства достаточно обширны. Так, можно выделить следующие виды государственного контроля:

1) контроль за представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ);

2) контроль за соблюдением запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [24] (ст. 6-7 Федерального закона от 7 мая 2013 г.№ 79-ФЗ);

3) контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам [22]. Данный вид

контроля включает в себя: во-первых, истребование сведений от государственного служащего, в том числе о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, совершенной им, его супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду; об источниках получения средств, за счет которых совершена вышеуказанная сделка. Во-вторых, проверку достоверности и полноты сведений, о доходах и расходах. В-третьих, определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу;

4) контроль за недопущением возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих публичные функции, и правомерностью разрешения возникших конфликтов в соответствии с действующим антикоррупционным законодательством [25, а 4-14] (общий контроль);

5) контроль со стороны вышестоящих должностных лиц за соблюдением лицами, замещающими государственные должности в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в том числе за привлечением таких лиц к ответственности (внутриведомственный контроль);

6) контроль реализации требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными и региональными государственными органами (над-ведомственный контроль);

7) контроль за принятием и приведением локальных актов в соответствие с антикоррупционным законодательством [26, а 5-11];

8) контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или

муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

9) контроль за организацией приема сообщений граждан о коррупционных нарушениях и принятием мер по их сообщениям.

Необходимо отметить, что наряду с государственным контролем за соблюдением законодательства о противодействии коррупции не меньшее значение имеет осуществляемый параллельно прокурорский надзор.

Действительно, как отмечается учеными, «в антикоррупционный функционал прокуратуры входят надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства, контроль за соблюдением требований к поведению и действиям публичного служащего, касающегося вопроса конфликта интересов; соблюдение представления точных сведений о доходах и расходах служащих и членов их семей; надзор за ротацией кадров в органах публичной службы, а также контроль выполнения публичными служащими административных запретов и ограничений; полномочия по реализации способов административного принуждения, а также по реализации антикоррупционной экспертизы нормативных актов» [27, а 36-40].

Учеными высказываются также кардинальные предложения о необходимости выделения в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» специальной главы «Надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции», а также закрепления положения о том, что именно прокуратура должна осуществлять взаимодействие и координацию деятельности правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия коррупции [28, а 35-38].

С точки зрения П.А. Кабанова, «в числе множества инструментов контроля и надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в современной российской науке упоминается и о специальном направлении - антикоррупционном аудите, который иногда именуют термином «проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции». Однако крупных научных исследований, посвященных описанию и объяснению данного инструмента государственного и общественного контроля в сфере противодействия коррупции, не имеется» [29, а 744-753].

Более того, следует отметить, что при наличии большого числа видов государственного контроля и надзора в сфере противодействия коррупции обнаруживается явная проблема отсутствия единой системы государственного контроля в этой сфере.

Так, например, учеными отмечается, что «актуальное значение приобретает установление на федеральном уровне единых стандартов проведения органом субъекта РФ, отвечающим за профилактику коррупционных (и иных) правонарушений, мониторинга деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» [30, с. 149-157]. Иными словами, существует потребность в правовом установлении единой системы применения мер, направленных на противодействие коррупции.

Субъекты, осуществляющие государственный контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства, также разнообразны. Можно выделить несколько категорий субъектов такого государственного контроля.

1. Важнейшим субъектом государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства является Администрация Президента РФ.

Во-первых, в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] по решению Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента РФ уполномоченное подразделение Администрации Президента РФ может осуществлять в установленном порядке проверки:

1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение любых должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения, а также иных сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими любые государственные должности;

3) соблюдения лицами, замещающими должности, которые предусматривают запреты открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, а также депутатами представительных органов муниципальных районов

и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатами, замещающими должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, их супругами и несовершеннолетними детьми установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения лицами, замещающими указанные должности, своих обязанностей в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.

Проверки указанных должностных лиц могут осуществляться независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.

В данном случае речь идет о сплошном государственном контроле за соблюдением антикоррупционного законодательства.

Во-вторых, Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [31] устанавливается контроль сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; осуществляется Управлением Президента РФ по вопросам противодействия коррупции в отношении:

а) граждан, претендующих на замещение должности заместителя Председателя Центрального банка РФ;

б) заместителей Председателя Центрального банка РФ;

в) граждан, претендующих на замещение должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, и лиц, замещающих указанную должность;

г) граждан, претендующих на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ, и лиц, замещающих указанные должности;

д) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лиц, замещающих указанные должности.

В данном случае можно говорить о надве-домственном (межведомственном) государственном контроле за соблюдением антикоррупционного законодательства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 3 декабря 2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [32] в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции. К числу задач данного Управления, в том числе, относится осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных конституционных законов, федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ), указов, распоряжений, поручений и указаний Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.

За указанным Управлением Администрации Президента РФ закреплены следующие контрольные функции, среди прочих, в сфере противодействия коррупции:

1) участие в подготовке предложений Президенту РФ по кандидатурам на государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или по представлению Президента РФ, в части, касающейся соблюдения кандидатами запретов и ограничений, выполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

2) осуществление мониторинга хода реализации в органах государственной власти, их государственных органах, органах местного самоуправления и организациях мероприятий по противодействию коррупции;

3) принятие мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) обеспечение соблюдения работниками Администрации Президента РФ ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] и другими федеральными законами;

5) осуществление в установленном порядке приема, анализа и хранения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) осуществление в установленном порядке проверки (в срок, не превышающий 90 дней со дня принятия решения о ее проведении):

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, осуществ-

ление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения, либо гражданами, претендующими на замещение этих должностей;

б) соблюдения государственными служащими и лицами, замещающими должности, предусмотренные пунктом 1 части 1 ст. 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения ими обязанностей в соответствии с законодательством о противодействии коррупции;

в) соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ, установленных для них законодательством Российской Федерации ограничений в случае заключения ими трудового договора после увольнения с федеральной государственной гражданской службы.

Таким образом, Управление Администрации Президента РФ по вопросам противодействия коррупции осуществляет три вида государственного контроля: общий сплошной контроль, над-ведомственный (межведомственный) контроль и ведомственный контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства.

2. Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» [31] предусматривается осуществление антикоррупционного контроля подразделением Аппарата Правительства РФ.

Таким подразделением является Департамент государственной службы и кадров Правительства РФ, образованный в структуре Аппарата Правительства РФ Распоряжением Правительства РФ от 28 января 2011 г. № 88-р [33].

Контроль сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Департаментом государственной службы и кадров Правительства РФ в отношении:

а) граждан, претендующих на замещение должностей в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лиц, замещающих указанные должности;

б) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового

договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, и лиц, замещающих указанные должности.

Также Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 устанавливается, что заместитель Председателя Правительства РФ - Руководитель Аппарата Правительства РФ либо специально уполномоченное им должностное лицо Аппарата Правительства РФ в пределах своей компетенции принимает решение об осуществлении проверки (на основании соответствующего Положения) сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденных Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065, в отношении граждан и лиц, названных в подпункте «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 (пункт 10 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309).

Таким образом, речь может идти о надве-домственном (межведомственном) государственным контроле за соблюдением антикоррупционного законодательства, осуществляемом Аппаратом Правительства РФ.

3. Важно отметить, что Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 утвержден исчерпывающий перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. К таким должностным лицам отнесены: 1) руководитель Администрации Президента Российской Федерации; 2) заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации; 3) руководители федеральных государственных органов; 4) председатель Центрального банка Российской Федерации; 5) высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации; 6) руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) должностные лица Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства Российской Федерации, специально уполномоченные

руководителями; 8) специально уполномоченные заместители должностных лиц федеральных государственных органов; 9) начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; 10) руководители Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов; 11) председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ; 12) председатели квалификационных коллегий судей субъектов РФ; 13) председатели, заместители председателей избирательных комиссий;

14) руководители территориальных органов федеральных государственных органов, специально уполномоченные должностными лицами;

15) прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур; 16) руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации; 17) председатели федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 19 Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о представлении в соответствии с частью шестой статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и частью 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о содержании правоустанавливающих документов, обобщенных сведений о правах отдельных лиц на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимости, а также запросы о представлении выписок, содержащих сведения о переходе прав на объекты недвижимости, направляют должностные лица, включенные в вышеуказанный перечень.

Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 также утверждено Положение о порядке

направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. Данное положение определяет порядок направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [34] при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» [35] Росфинмониторинг участвует в противодействии коррупции путем предоставления уполномоченным должностным лицам имеющейся информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иной информации, полученной в установленном порядке (пункты 4.1, 17.5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу).

4. Важным субъектом государственного контроля является Счетная палата Российской Федерации. Она осуществляет внешний государственный финансовый контроль, который «выражается в непосредственной работе как по выявлению правонарушений коррупционной направленности, так и по проведению мер предупреждения коррупции в финансово-бюджетной сфере» [36, с. 2-5].

В сфере противодействия коррупции Счетная палата Российской Федерации осуществляет следующие мероприятия:

1) развитие и осуществление финансового контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства (проведение проверок, ревизий, в том числе на основе учета мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении Счетной палаты);

2) мониторинг коррупционных правонарушений (проступков) и отдельных их видов в финансово-бюджетной сфере;

3) антикоррупционная экспертиза правовых актов в финансово-бюджетной сфере;

4) создание механизма взаимодействия между правоохранительными органами и Счетной палатой по вопросам противодействия коррупции в финансово-бюджетной сфере.

5. Отдельным видом субъекта государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства являются подразделения федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за

работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений). Такими подразделениями, как правило, являются кадровые службы органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, на которые возложена функция обеспечения соблюдения государственными (муниципальными) служащими и иными лицами антикоррупционных ограничений, запретов и требований [37, с. 981-992].

Указом Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» [38] утверждено Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типовым положением определяется правовое положение, основные задачи и функции подразделения федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

При этом действие Типового положения не распространяется на подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, образуемые в федеральных государственных органах, указанных в разделе II перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 [39].

Основными задачами подразделения по профилактике коррупционных правонарушений являются:

а) формирование у федеральных государственных гражданских служащих нетерпимости к коррупционному поведению;

б) профилактика коррупционных правонарушений в федеральном государственном органе;

в) разработка и принятие мер, направленных на обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

г) осуществление контроля:

за соблюдением федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, а также за реализацией в них мер по профилактике коррупционных правонарушений.

Подразделение по профилактике коррупционных правонарушений осуществляет следующие основные контрольные функции, в том числе:

- осуществление проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иных сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных федеральными государственными гражданскими служащими в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

г) соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений при заключении ими после увольнения с федеральной государственной гражданской службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

- анализ сведений:

а) о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы;

б) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных федеральными государственными гражданскими служащими в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) о соблюдении федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

г) о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений при заключении ими после увольнения с федеральной государственной гражданской службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В целях реализации своих функций подразделение по профилактике коррупционных правонарушений:

а) обеспечивает соответствие проводимых мероприятий целям противодействия коррупции и установленным законодательством Российской Федерации требованиям;

б) подготавливает для направления в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, территориальные органы федеральных государственных органов, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на предприятия, в организации и общественные объединения запросы об имеющихся у них сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, о соблюдении ими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также об иных сведениях в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с правоохранительными органами, а также (по поручению руководителя федерального государственного органа) с территориальными органами федерального государственного органа и с подведомственными ему федеральными службами и федеральными агентствами, с организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными и другими организациями;

г) проводит с гражданами и должностными лицами с их согласия беседы, получает от них пояснения по представленным в установленном порядке сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и по иным материалам;

д) получает в пределах своей компетенции информацию от физических и юридических лиц (с их согласия);

е) представляет в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образованные в федеральном государственном органе и его территориальных органах, информацию и материалы, необходимые для работы этих комиссий;

ж) проводит иные мероприятия, направленные на противодействие коррупции.

Как правило, такими подразделениями в федеральных органах исполнительной власти являются департаменты (управления, отделы) государственной службы и кадров.

Так, например, Приказом Министерства просвещения РФ от 30 августа 2018 г. № 17 утверждено Положение о Департаменте государственной службы и кадров Министерства просвещения РФ [40], в соответствии с которым данное подразделение наделяется широкими контрольными полномочиями в области профилактики коррупционных и иных правонарушений, в частности:

1) обеспечивает соблюдение гражданскими служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

2) принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе;

3) проводит служебные проверки, в том числе осуществляет проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими служащими Министерства и гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы;

б) соблюдения гражданами, замещавшими должности гражданской службы, ограничений при заключении ими после ухода с гражданской службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;

в) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иных сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством, и работниками, замещающими такие должности;

г) соблюдения работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

4) анализирует сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, и гражданскими служащими, сведения о соблюдении гражданскими служащими требований к служебному

поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, а также сведения о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с гражданской службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичными функциями наделены и другие подобные подразделения (департамент, управление государственной службы и кадров) в федеральных органах исполнительной власти.

Между тем учеными отмечается, что опыт субъектов Российской Федерации показывает, что наиболее эффективным является возложение обязанности по противодействию коррупции именно на специализированные органы, которые не задействованы в выполнении иных функций, кроме противодействия коррупции [41, с. 41-42].

Следует согласиться с учеными, которые поднимают очень важные проблемы, связанные с осуществлением контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства.

Так, В.Д. Перевалов и С.Д. Хазанов совершенно верно отмечают такие проблемы, связанные с возложением обязанности по осуществлению контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства на кадровые подразделения государственных и муниципальных органов, а именно:

1) возложение обязанностей по контролю за соблюдением требований антикоррупционного законодательства на кадровые подразделения государственных и муниципальных органов рассматривается должностными лицами как «дополнительное обременение», не подкрепленное кадровой и финансовой составляющей;

2) кадровые службы государственных и муниципальных органов не обладают функционально-организационными возможностями обеспечить профилактику коррупционных правонарушений руководителями государственных органов и их заместителями, руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их заместителями;

3) сотрудники структурных подразделений по профилактике коррупционных правонарушений кадровых служб государственных и муниципальных органов не обладают должным уровнем знаний и опыта исполнения государственных функций и полномочий с высоким риском коррупционных проявлений, не владеют необходимой информацией, позволяющей выявлять коррупционные риски и факторы коррупционных проявлений, не способны оказы-

вать воздействие на порядок исполнения функциональных обязанностей и соблюдение при их исполнении антикоррупционных запретов и ограничений [42, с. 22-31].

В подтверждение последнего случая можно привести сложившуюся коллизионную ситуация в сфере образования. Так, Приказом Министерства науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России) от 26 июля 2018 г. № 13н [43] утвержден перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования РФ, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. К ним отнесены руководитель, первый заместитель руководителя, заместитель руководителя, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, руководитель филиала, заместитель руководителя филиала, руководитель представительства, заместитель руководителя представительства.

При этом Приказом Минобрнауки России от 26 июля 2018 г. № 12н утвержден Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования РФ, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [44]; установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей, для которых работодателем будет являться Министр науки и высшего образования РФ (далее - Министр), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также работники, замещающие должности, для которых работодателем является Министр, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о расходах представляют в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента государственной службы и кадров Минобрнауки России (пункт 4 Приказа).

Согласно этому же Приказу, граждане, претендующие на замещение должностей, работодателем для которых будет являться руководитель подведомственной организации, сведения

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также работники, замещающие должности, работодателем для которых является руководитель подведомственной организации, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о расходах представляют в структурное подразделение подведомственной организации, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, или должностному лицу подведомственной организации, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 5).

Однако согласно Указу Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 ни руководитель подведомственной Минобрнауки России организации, ни иное должностное лицо этой организации не включены в перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. Таким образом, проверка представляемых сведений непосредственно ими осуществлена быть не может.

Подводя итог нашему исследованию, хотелось бы сделать несколько выводов, направленных на совершенствование государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства в Российской Федерации.

1. Необходимо установить общие принципы и систему государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства путем принятия соответствующего федерального закона, которым необходимо регламентировать виды государственного контроля, его формы, субъектов государственного контроля, административные контрольные процедуры и критерии оценки эффективности контрольных мероприятий.

2. Необходимо рассмотреть вопрос о создании в федеральных органах исполнительной власти специализированных подразделений по противодействию коррупции в установленных сферах деятельности. Имеющиеся у различных подразделений (таких как департаменты, управления, отделы государственной службы и кадров, контрольно-ревизионные службы и др.) полномочия по осуществлению отдельных видов государственного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства вряд ли можно назвать эффективным способом борьбы с коррупцией.

3. Важнейшим условием эффективности государственного контроля в сфере противо-

действия коррупции является информационная открытость и доступность информации о деятельности государственных и муниципальных органов, и их должностных лиц, а также о соблюдении данными лицами антикоррупционного законодательства РФ.

4. Следует активно внедрять механизмы автоматизации контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства. Это позволит как повысить уровень открытости и беспристрастности деятельности по выявлению коррупционных правонарушений, так и позволит более эффективно взаимодействовать правоохранительным органам и государственным органам, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Список литературы

1. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Правовые основы противодействия коррупции: Учебное пособие / Отв. ред. Н.А. Власенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ООО «Полиграф-Плюс», 2013. 310 с.

2. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

3. Мартынов А.В. Контрольная власть в России: понятие, формы и юридическое значение // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 3. С. 205-210.

4. Зарубицкая Т.К., Скляров И.А. Правовое положение органов, обеспечивающих законность в государственном управлении. Н. Новгород: Нижегородская высшая школа МВД РФ, 1993. 112 с.

5. Хабриева Т.Я. Правовые механизмы имплемен-тации международных антикоррупционных конвенций в национальное законодательство // В кн.: Правовые проблемы противодействия коррупции (материалы Международной научной конференции. Москва, 2 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Л.В. Андриченко, О. О. Журавлева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИД «Юриспруденция», 2012. 280 с.

6. Степашин С.В. Государственный финансовый контроль в противодействии коррупции // В кн. : Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: Материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых--юристов (Москва, 3031 мая 2012 г.) / Отв. ред. Л.В. Андриченко, А.М. Цирин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическая фирма «Контракт», 2012. 656 с.

7. Зайковский В.Н., Лепехин И.А. К вопросу реализации антикоррупционных мер на муниципальном уровне // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 10. С. 40-44.

8. Плюгина И.В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 123-133.

9. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. 1). Ст. 5100.

10. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

11. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

13. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 475.

14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Со брание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

16. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

17. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 50. Ст. 5245.

18. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

19. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

20. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 15.

21. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

22. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6953.

23. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141 -ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законо-

дательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3089.

24. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.

25. Ноздрачев А.Ф., Автономов А.С. Меры профилактики и контроля конфликтов интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных государств // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 4-14.

26. Астанин В.В. Проблемы мониторинга правоприменения в целях реализации антикоррупционной политики // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 5-11.

27. Коновалов В.А. Пути совершенствования антикоррупционной деятельности в системе публичной службы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 6. С. 36-40.

28. Костенников М.В., Куракин А.В., Калита И.А. Прокуратура и противодействие коррупции // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 35-38.

29. Кабанов П.А. Антикоррупционный аудит как инструмент противодействия коррупции: понятие, содержание, вопросы правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 744-753.

30. Матулис С.Н. Правовые основы деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 149-157.

31. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1670.

32. Указ Президента РФ от 3 декабря 2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49 (часть 7). Ст. 6399.

33. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2011 г. № 88-р «Об образовании в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации Департамента государственной службы и кадров» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 5. Ст. 791.

34. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418.

35. Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 25. Ст. 3314.

36. Кузнеченкова В.Е. Роль Счетной палаты Российской Федерации в противодействии коррупции в финансово-бюджетной сфере // Финансовое право. 2012. № 6. С 2-5.

37. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике

коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти: понятие, содержание, виды // Административное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 981-992.

38. Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (ч. 2). Ст. 4477.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2542.

40. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 августа 2018 г. № 17 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства просвещения Российской Федерации». Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

41. Андриченко Л.В., Беляева О.А., Васильев В.И. и др. Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации: научно-практическое пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой; ред. коллегия: Л.В. Андриченко, Е.И. Спектор, А.М. Цирин. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ООО «Полиграф-Плюс», 2013. 236 c.

42. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 22-31.

43. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2018 г. № 13н «Об утверждении Перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2018 г. № 51908). Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «Ко нсультантПлюс».

44. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2018 г. № 12н «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей, и работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2018 г. № 51907). Документ опубликован не был. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

ON THE ISSUE OF THE NEED TO IMPROVE PUBLIC CONTROL OVER THE COMPLIANCE WITH ANTI-CORRUPTION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

A. V. Martynov, T.K. Zarubitskaya

The article considers some topical issues of building an effective system of state control over the compliance with the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The main types and forms of state control in the field of combating corruption are analyzed. The authors identify the subjects that exercise state control over the compliance with anticorruption legislation and propose some measures to improve state control over the compliance with the anti-corruption legislation of the Russian Federation.

Keywords: corruption, combating corruption, state control, anti-corruption measures.

References

1. Vlasenko N.A., Gracheva S.A., Rafalyuk E.E. Pravovye osnovy protivodejstviya korrupcii: Uchebnoe posobie / Otv. red. N.A. Vlasenko. M.: Institut za-konodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii; OOO «Poligraf-Plyus», 2013. 310 s.

2. Federal'nyj zakon RF ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie za-konodatel'stva RF. 2008. № 52 (ch. 1). St. 6228.

3. Martynov A.V. Kontrol'naya vlast' v Rossii: po-nyatie, formy i yuridicheskoe znachenie // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2009. № 3. S. 205-210.

4. Zarubickaya T.K., Sklyarov I.A. Pravovoe po-lozhenie organov, obespechivayushchih zakonnost' v gosudarstvennom upravlenii. N. Novgorod: Ni-zhegorodskaya vysshaya shkola MVD RF, 1993. 112 s.

5. Habrieva T.Ya. Pravovye mekhanizmy imple-mentacii mezhdunarodnyh antikorrupcionnyh konvencij v nacional'noe zakonodatel'stvo // V kn.: Pravovye problemy protivodejstviya korrupcii (materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2 noyabrya 2011 g.) / Otv. red. L.V. Andrichenko, O.O. Zhuravleva. M.: Institut za-konodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii; ID «Yurisprudenciya», 2012. 280 s.

6. Stepashin S.V. Gosudarstvennyj finansovyj kontrol' v protivodejstvii korrupcii // V kn.: Pravovye innovacii v sfere protivodejstviya korrupcii: Materialy Pervogo Evrazijskogo antikorrupcionnogo foruma i VII Mezhdunarodnoj shkoly-praktikuma molodyh uchenyh-yuristov (Moskva, 30-31 maya 2012 g.) / Otv. red. L.V. Andrichenko, A.M. Cirin. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF; Yuridicheskaya firma «Kontrakt», 2012. 656 s.

7. Zajkovskij V.N., Lepekhin I.A. K voprosu realiza-cii antikorrupcionnyh mer na municipal'nom urovne // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2017. № 10. S. 40-44.

8. Plyugina I.V. Pravovye mekhanizmy predu-prezhdeniya korrupcii v sfere obrazovaniya // Zhurnal rossijskogo prava. 2016. № 12. S. 123-133.

9. Federal'nyj zakon ot 3 avgusta 2018 g. № 307-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah sovershenstvovaniya kontrolya za soblyudeniem zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 32 (ch. 1). St. 5100.

10. Federal'nyj zakon ot 2 dekabrya 1990 g. № 395-1 «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 6. St. 492.

11. Federal'nyj zakon ot 17 yanvarya 1992 g. № 2202-1 «O prokurature Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 47. St. 4472.

12. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 1997 g. № 114-FZ «O sluzhbe v tamozhennyh organah Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. № 30. St. 3586.

13. Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ «O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. № 13. St. 475.

14. Federal'nyj zakon ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ «O statuse voennosluzhashchih» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. № 22. St. 2331.

15. Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. № 40. St. 3822.

16. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. № 31. St. 3215.

17. Federal'nyj zakon ot 5 dekabrya 2005 g. № 154-FZ «O gosudarstvennoj sluzhbe rossijskogo kazachest-va» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2005. № 50. St. 5245.

18. Federal'nyj zakon ot 2 marta 2007 g. № 25-FZ «O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii» // So-branie zakonodatel'stva RF. 2007. № 10. St. 1152.

19. Federal'nyj zakon ot 2 oktyabrya 2007 g. № 229-FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007. № 41. St. 4849.

20. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2010 g. № 403-FZ «O Sledstvennom komitete Rossijskoj Feder-acii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 1. St. 15.

21. Federal'nyj zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 49 (ch. 1). St. 7020.

22. Federal'nyj zakon ot 3 dekabrya 2012 g. № 230-FZ «O kontrole za sootvetstviem raskhodov lic, za-meshchayushchih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lic ih dohodam» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 50 (ch. 4). St. 6953.

23. Federal'nyj zakon ot 23 maya 2016 g. № 141-FZ «O sluzhbe v federal'noj protivopozharnoj sluzhbe Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby i vnesenii

izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016. № 22. St. 3089.

24. Federal'nyj zakon ot 7 maya 2013 g. № 79-FZ «O zaprete otdel'nym kategoriyam lic otkryvat' i imet' scheta (vklady), hranit' nalichnye denezhnye sredstva i cennosti v inostrannyh bankah, raspolozhennyh za predelami ter-ritorii Rossijskoj Federacii, vladet' i (ili) pol'zovat'sya inostrannymi finansovymi instrumentami» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 19. St. 2306.

25. Nozdrachev A.F., Avtonomov A.S. Mery profil-aktiki i kontrolya konfliktov interesov po zakonodatel'stvu Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh gosudarstv // Adminis-trativnoe pravo i process. 2017. № 5. S. 4-14.

26. Astanin V.V. Problemy monitoringa pra-voprimeneniya v celyah realizacii antikorrupcionnoj politiki // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 6. S. 5-11.

27. Konovalov V.A. Puti sovershenstvovaniya an-tikorrupcionnoj deyatel'nosti v sisteme publichnoj slu-zhby Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2014. № 6. S. 36-40.

28. Kostennikov M.V., Kurakin A.V., Kalita I.A. Prokuratura i protivodejstvie korrupcii // Rossijskaya yusticiya. 2013. № 8. S. 35-38.

29. Kabanov P.A. Antikorrupcionnyj audit kak instrument protivodejstviya korrupcii: ponyatie, soderzhanie, voprosy pravovogo regulirovaniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2015.№ 7. S. 744-753.

30. Matulis S.N. Pravovye osnovy deyatel'nosti komissii po koordinacii raboty po protivodejstviyu korrupcii v sub"ekte Rossijskoj Federacii // Zhurnal ros-sijskogo prava. 2018. № 7. S.149-157.

31. Ukaz Prezidenta RF ot 2 aprelya 2013 g. № 309 «O merah po realizacii otdel'nyh polozhenij Federal'nogo zakona «O protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 14. St. 1670.

32. Ukaz Prezidenta RF ot 3 dekabrya 2013 g. № 878 «Ob Upravlenii Prezidenta Rossijskoj Federacii po voprosam protivodejstviya korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 49 (chast' 7). St. 6399.

33. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28 yanvarya 2011 g. № 88-r «Ob obrazovanii v strukture Apparata Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Departamenta gosudar-stvennoj sluzhby i kadrov» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 5. St. 791.

34. Federal'nyj zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu ter-rorizma» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. № 33 (ch. 1). St. 3418.

35. Ukaz Prezidenta RF ot 13 iyunya 2012 g. № 808 «Voprosy Federal'noj sluzhby po finansovomu monitor-ingu» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 25. St. 3314.

36. Kuznechenkova V.E. Rol' Schetnoj palaty Ros-sijskoj Federacii v protivodejstvii korrupcii v finansovo-byudzhetnoj sfere // Finansovoe pravo. 2012. № 6. S. 2-5.

37. Kabanov P.A. Antikorrupcionnye funkcii po-drazdelenij kadrovyh sluzhb po profilaktike korrup-cionnyh i inyh pravonarushenij organov publichnoj vlas-ti: ponyatie, soderzhanie, vidy // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2014. № 9. S. 981-992.

38. Ukaz Prezidenta RF ot 15 iyulya 2015 g. № 364 «O merah po sovershenstvovaniyu organizacii deyatel'nosti v oblasti protivodejstviya korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. № 29 (ch. 2). St. 4477.

39. Ukaz Prezidenta RF ot 18 maya 2009 g. № 557 «Ob utverzhdenii perechnya dolzhnostej federal'noj gosudarstvennoj sluzhby, pri zameshchenii kotoryh fed-eral'nye gosudarstvennye sluzhashchie obyazany pred-stavlyat' svedeniya o svoih dohodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera, a takzhe svedeniya o dohodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera svoih suprugi (supruga) i nesovershennoletnih detej» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 21. St. 2542.

40. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 30 avgusta 2018 g. № 17 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Departamente gosudarstvennoj sluzhby i kadrov Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii». Dokument opublikovan ne byl. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

41. Andrichenko L.V., Belyaeva O.A., Vasil'ev V.I. i dr. Protivodejstvie korrupcii v sub"ektah Rossijskoj Feder-acii: nauchno-prakticheskoe posobie / Pod red. T.Ya. Ha-brievoj; red. kollegiya: L.V. Andrichenko, E.I. Spektor, A.M. Cirin. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF; OOO «Poligraf-Plyus», 2013. 236 s.

42. Perevalov V.D., Hazanov S.D. O metodolo-gicheskih osnovah ocenki ehffektivnosti mer protivodejstviya korrupcii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2016. № 2. S. 22-31.

43. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.07.2018 g. № 13n «Ob utverzhdenii Perechnya dolzhnostej v organ-izaciyah, sozdannyh dlya vypolneniya zadach, post-avlennyh pered Ministerstvom nauki i vysshego obra-zovaniya Rossijskoj Federacii, pri naznachenii na ko-torye grazhdane i pri zameshchenii kotoryh rabotniki obyazany predstavlyat' svedeniya o svoih dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imush-chestvennogo haraktera, a takzhe svedeniya o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imush-chestvennogo haraktera svoih suprugi (supruga) i nesovershennoletnih detej» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.08.2018 gg. № 51908). Dokument opublikovan ne byl. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

44. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.07.2018 g. № 12n «Ob utverzhdenii Poryadka predstavleniya gra-zhdanami, pretenduyushchimi na zameshchenie dolzhnostej, i rabotnikami, zameshchayushchimi dolzhnosti v organizaciyah, sozdannyh dlya vypol-neniya zadach, postavlennyh pered Ministerstvom nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, svedenij o svoih dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera, a takzhe svedenij o dohodah, raskhodah, ob imushchestve i obyazatel'stvah imushchestvennogo haraktera svoih su-prugi (supruga) i nesovershennoletnih detej» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.08.2018 g. № 51907). Dokument opublikovan ne byl. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.