Научная статья на тему 'Организационно-управленческая компетенция будущего военного специалиста в области телекоммуникаций'

Организационно-управленческая компетенция будущего военного специалиста в области телекоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MILITARY SPECIALIST / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPONENTS OF ORGANIZATIONAL-MANAGEMENT COMPETENCE / ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козачок А.И., Пантелеев Р.Г.

Статья посвящена рассмотрению организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Раскрыты ее сущность и компонентный состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козачок А.И., Пантелеев Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS

In the article the organizational and administrative competence of the future military specialist is considered. Its essence and components are revealed.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая компетенция будущего военного специалиста в области телекоммуникаций»

УДК 378 КОЗАЧОК А.И.

кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России

E-mail: kaiakadem@rambler.ru ПАНТЕЛЕЕВ Р.Г.

Академия ФСО России E-mail: zzicalyste@yandex.ru

UDK378 KOZACHOKA.I.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal

Guard Service Academy E-mail: kaiakadem@rambler.ru PANTELEEV R.G. Federal Guard Service Academy E-mail: zzicalyste@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

THE ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST

IN THE FIELD OF TELECOMMUNICATIONS

Статья посвящена рассмотрению организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Раскрыты ее сущность и компонентный состав.

Ключевые слова: военный специалист, организационно-управленческая компетенция, компоненты организационно-управленческой компетенции.

In the article the organizational and administrative competence of the future military specialist is considered. Its essence and components are revealed.

Keywords: military specialist, organizational-managerial competence, components of organizational-management competence.

Развитие теории и практики вооруженной борьбы, активное развитие концепции сетецентрических войн, перемещение эпицентра вооруженного противоборства с традиционных театров военных действий в информационную сферу оказывают существенное влияние на процесс строительства и развития Вооруженных Сил. В этих условиях решающим фактором становится применение в военном деле высоких технологий, оперативность принимаемых в системе управления решений и доведение их до подчиненных подразделений и частей. Важнейшей составной частью системы военного и государственного управления, её материально-технической основой является система связи управления, поэтому одной из приоритетных задач военного строительства является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров в области телекоммуникаций, способных профессионально противостоять современным вызовам в области обеспечения национальной безопасности государства.

В условиях ведения современных боевых действий, увеличения интенсивности информационного обмена в системах военного и государственного управления, необходимости повышения безопасности передаваемой в них информации объективно повышаются требования к уровню профессиональной подготовки военных специалистов в области телекоммуникаций.

Эффективное выполнение задач стоящих в настоящее время в области обеспечения национальной безопасности государства основывается не только на

глубоких знаниях выпускником военного вуза общенаучных и специальных дисциплин, но и владении современными технологиями менеджмента. При этом для военного специалиста невозможно разделение труда на управленческие и инженерные виды деятельности. Командная, управленческая, организаторская деятельность неотделима от его инженерно-технических обязанностей.

В настоящее время подготовка военных специалистов к профессиональной деятельности осуществляется в соответствии с социальным заказом государства на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. При этом квалификационные требования к выпускнику военного вуза определяют виды профессиональной деятельности. Их освоение и, следовательно, обладание соответствующими компетенциями, является обязательным результатом обучения в вузе. Для военных специалистов в области телекоммуникаций такими видами деятельности являются эксплуатационная, организационно-управленческая и производственно-технологическая.

Исследованиям организационно-управленческой (организационной, управленческой) компетенции посвящено достаточно большое количество работ. Так в работах А.В. Вертаева, Т.В. Даниловой, Е.П. Киреевой рассматривается вопросы формирования организационно-управленческой компетенции (ОУК) у курсантов вузов МЧС России и МВД России. О.В. Благова, О.И. Сторожева, Ю.С. Ценч исследуют

© Козачок А.И., Пантелеев Р.Г © Kozachok A.I., Panteleev R.G.

процесс развития ОУК у руководителей и педагогов учебных заведений. Работы Е.М. Зарубиной, Е.В. Куликовой, Т. А. Петровой, О.В. Поповой, Е.Н. Сепиашвили направлены на исследование формирования ОУК у студентов технических и педагогических вузов. Однако все эти работы носят специфичный характер и не касаются проблемы формирования ОУК у будущих военных специалистов в области телекоммуникаций.

Считаем необходимым в рамках данной статьи рассмотреть различные трактовки понятия «организационно-управленческая компетенция», для того, чтобы сформулировать определение, на которое мы будем опираться в процессе дальнейшей работы:

- организаторская компетенция - способность мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий [8];

- организационно-управленческие компетенции представляют собой характеристику личности, выражающиеся в способности осуществлять целеполагание; организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть её результат, осуществлять анализ; мотивировать и стимулировать деятельность; разрабатывать и применять разнообразные управленческие решения; извлекать и анализировать информацию из разных источников; к адаптации в новых ситуациях; к самоорганизации и рефлексии [2];

- управленческая компетенция - это комплекс индивидуальных (личностно-профессиональных) характеристик сотрудника организации, выполняющего управленческие функции [6].

Как следует из представленных определений, некоторые ученые склонны рассматривать управленческую и организационную компетенции обособленно друг от друга, чего на наш взгляд делать не следует. По нашему мнению «организация» и «управление» являются рядо-положенными областями деятельности, взаимообуслав-ливающими друг друга. Организация не осуществляется без управления, как и управление без организации.

Вышеизложенное позволяет нам определить ОУК как интегративную характеристику будущего военного специалиста в области телекоммуникаций, включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, определя-

ющую его способность и мотивационную готовность осуществлять организационно-управленческую деятельность в мирное и военное время, а также в условиях кризисных ситуаций.

В процессе исследования нами были рассмотрены взгляды ряда ученых на структуру и компонентный состав ОУК. Анализ трудов А.Г. Гаджиева, Г.С.-Х. Дудаева, Л.И. Кундозеровой, А.Г. Чирикова, Н.У Ярычева и др. показал, что большинство исследователей выделяют в структуре ОУК будущего специалиста следующие составляющие:

- отношение к объекту приложения компетенции (ценностные ориентации и мотивы);

- теоретическая и практическая готовность субъекта организационно-управленческой деятельности к ее осуществлению;

- необходимые для осуществления деятельности управленческие качества личности будущего специалиста;

- обладание минимально необходимым опытом проявления компетенции в различных стандартных и нестандартных ситуациях.

Таким образом, опираясь на исследования отечественных ученых мы выделяем следующий компонентный состав ОУК, наиболее отвечающий специфике профессиональной деятельности будущего военного специалиста в области телекоммуникаций (рис. 1).

Когнитивный компонент представляет собой знание содержания компетенции [3]. Он основан на представлениях о будущей профессиональной (организационно-управленческой) деятельности, о себе, предположениях о своих способностях и позволяет успешно реализовать на практике полученные в ходе обучения знания. Когнитивный компонент в структуре компетенции отвечает за восприятие, обработку, анализ и запоминание информации.

Процесс усвоение знаний является основой учебно-познавательной деятельности обучающихся. При этом знания по предметам обучения как таковые не являются конечной целью. Необходимо вооружить будущего военного специалиста способами получения и обработки информации, ее анализа, умением делать выводы и аргументированно отстаивать свою позицию, синтезировать новые знания.

Рис. 1. Структура организационно-управленческой компетенции.

Цели когнитивной области одним из первых описал Б. Блум. Им было выделено шесть категорий учебных целей в следующем иерархическом построении: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Все эти категории находятся в тесной взаимосвязи, взаимопроникают и переплетаются друг с другом в ходе познавательной деятельности. Таким образом, каждый уровень зависит от степени усвоения нижестоящего уровня иерархии. Например, для применения знания необходимо иметь определенную информацию и обладать ее пониманием. Следовательно, обучающийся должен постепенно продвигаться к верхнему уровню - уровню оценки.

А.М. Новиков выделяет четыре уровня освоения знаний. Последний, четвертый уровень предполагает «возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний» [10, с. 125], которые являются фундаментом деятельностно-го компонента ОУК специалиста.

Деятельностный компонент, на наш взгляд, отражает операциональную сферу профессиональной деятельности и включает в себя совокупность профессионально важных для будущего военного специалиста в области телекоммуникаций организационных и управленческих навыков и умений, полученных в процессе обучения и подчеркивает роль деятельностного опыта, умения реализовывать в ходе профессиональной деятельности предметные знания, полученные в процессе обучения в военном вузе. Следует отметить, что ОУК, как и любая другая компетенция, может проявляться только в соответствующей деятельности, т. е. деятель-ностный компонент является необходимым элементом компетенции.

Организационно-управленческие навыки и умения представляют собой действия и «техники» военного специалиста, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда [3]. Возникновение и совершенствование навыков является результатом отбора и закрепления успешно проведенных профессиональных операций. Основным методом формирования навыков является упражнение, представляющее из себя многократное повторение действий, которые необходимо освоить.

Умение же в отличие от навыка представляет собой осознанное действие и выражается в подготовленности к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Основу умений составляют приобретенная в процессе обучения система знаний и навыков. Как отмечает А.К. Маркова «выполнение труда опирается на профессиональные умения и навыки, то есть профессиональные действия, доведенные до определенного уровня автоматизма» [5, с. 85]. Показателем сформированности умений является их применение для решения новых, внезапно возникающих задач.

Таким образом, будущий военный специалист в области телекоммуникации должен умело и творчески осуществлять организационно-управленческую деятельность в подчиненном подразделении, выбирая наиболее эффективные способы и средства достижения требуемого результата.

Личностно-профессиональный компонент включает в себя психологические профессионально важные качества (ПВК) специалиста, которые оказывают влияние на эффективность деятельности и успешность её освоения. ПВК будущего военного специалиста совершенствуются в процессе его военно-профессиональной деятельности, однако их фундамент закладывается в ходе профессионального образования, в рамках которого происходит обучение и воспитание будущего офицера.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что ПВК рассматривается как сложное и многогранное понятие, определяемое различными исследователями с помощью таких дефиниций как «значимые профессиональные качества», «профессионально значимые качества», «профессионально ценные качества», «профессионально важные признаки» и включающее в себя различные качества от физиологических до профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

В рамках настоящей работы был проведен анализ взглядов различных исследователей на компонентный состав ПВК будущего военного специалиста. Так Б. Д. Цуканов выделяет в структуре ПВК военного специалиста в области телекоммуникаций пять основных блоков: когнитивно-операциональные, управленческие, коммуникативные, мотивационно-ценностные, нравственные и эмоционально-волевые [9]. Рассматривая ПВК военного специалиста внутренних войск МВД России В.О. Работинский объединяет их в следующие четыре группы: морально-боевые, организаторские, военно-педагогические и профессиональная компетентность, которая включает в себя в том числе знания, навыки и умения [7].

Таким образом, большинство исследователей в качестве одного из компонентов выделяет в составе ПВК знания, навыки и умения (ЗУН), полученные в ходе профессионального обучения в вузе. Однако, на наш взгляд, такой подход к определению компонентного состава ПВК в связи с переходом на образовательные стандарты третьего и последующих поколений, в которых компетенции, включающие в себя в качестве отдельного компонента ЗУН, являются результатом обучения, в настоящее время не представляется актуальным. Кроме того мы полностью поддерживаем мнение большинства ученых, отмечающих, что в структуру ПВК, необходимых для осуществления любого вида военно-профессиональной деятельности специалиста, входят не только качества, связанные с конкретным видом деятельности, но и личностные качества, общие для любого из этих видов.

Анализ научных исследований, проведенных в

данной области такими ученым как М.Г. Дмитриева, М.М. Кашапов. А.О. Кошелева, А.С. Павлов, В.Н Ромашин, А.В. Субботин и др. позволил нам выделить следующие ПВК военного специалиста, необходимые для осуществления организационно-управленческой деятельности. К ним, на наш взгляд, относятся эмоциональную устойчивость, способность к рефлексии, коммуникабельность, решительность, лидерство, нестандартное мышление, целеустремленность, способность принимать решение в нестандартных ситуациях, а также в условиях наличия неполной (недостоверной) информации, способность действовать в условиях больших физических и психических нагрузок и др.

Таким образом, ПВК органично входят в структуру компетенции, развиваются в ходе обучения и являются одним из важнейших показателей профессиональной пригодности и эффективности деятельности военного специалиста в области телекоммуникаций.

Кроме того следует отметить, что некоторые исследователи выделяют в структуре ПВК мотивацион-ную составляющую. Мы полностью поддерживаем их взгляды, касающиеся ее наличия в структуре личности будущего военного специалиста, однако считаем необходимым выделить мотивационный компонент в качестве отдельно элемента в структуре компетенции в связи с его важностью и особой значимостью для профессиональной деятельности офицера. По нашему мнению военно-профессиональная мотивация будущего военного специалиста в области телекоммуникаций является специфическим личностным образованием, которое оказывает существенное влияние в том числе и на формирование ПВК личности будущего офицера, выступает в качестве детерминантов поведения.

Мотивационный компонент, на наш взгляд, является неотъемлемой частью компетенции, поскольку любая деятельность военного специалиста, в том числе и организационно-управленческая, предполагает потребность в ее осуществлении, которая трансформируется в мотив. Проблема формирования профессиональной мотивации будущих военных специалистов является одной из важнейших в практике работы педагогических коллективов вузов.

Как отмечает Н.М. Байков социально-психологический характер мотивации, ее формирование и развитие наиболее полно отражается в профессиональной деятельности, т. к. профессиональная мотивация руководителя подразделения связи оказывает влияние на ее эффективность. Рассмотрение мотивации поведения личности в аспекте социально-психологических взаимосвязей позволяет лучше понять социальную сторону процесса мотивации. Профессиональная мотивация офицера как один из основных параметров психологического потенциала личности позволяет прогнозировать

успешность организационно-управленческой деятельности в системе «человек-человек» [1].

Как утверждает А.Н. Леонтьев деятельность - это процесс, «побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность» [4]. Таким образом только актуализированная в деятельности потребность может трансформироваться в мотив, т. е. мотив становится действующим, в случае его проявления в организационно-управленческой деятельности будущего военного специалиста. При этом заинтересованность в профессиональной деятельности имеет большую побудительную силу для формирования мотивации.

Следует отметить, что мотивация развивается в процессе профессиональной подготовки обучающегося в военном вузе, где предметом его деятельности является овладение соответствующими компетенциями (общекультурными, профессиональными и т. д.). Таким образом потребность будущего военного специалиста на данном этапе заключается в том, чтобы овладеть этими компетенциями.

При этом можно выделить следующие три уровня мотивации при формировании профессиональной компетенции выпускника: начальный, основной и высший. На начальном уровне мотивации потребность в формировании компетенции определяется внешними социальными или личностны мотивами, которые обуславливают внешнее отношение к учебно-познавательной деятельности. Основной уровень мотивации достигается тогда, когда потребность специалиста «находит» себя в педагогическом предмете, которым являются объективно необходимые для воинского труда знания, умения, навыки, профессиональные позиции. Такая «опредме-ченная потребность» становится внутренним мотивом формирования профессиональной компетентности курсанта. Высший (внутренний) уровень мотивации отражает потребность выпускника ввуза в продуктивной реализации творческого потенциала, ориентированного на воинский труд. Ее основой выступают высокие притязания курсанта на самореализацию в учебно-познавательной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. На данном уровне мотивации заметную роль играет мотивация достижения [3].

Таким образом эффективное формирование ОУК невозможно без развития всех её структурных компонентов. По нашему мнению ОУК должна быть сформирована как целостное профессиональное качество будущего военного специалиста. Рассмотренные выше структура и содержание ОУК позволят выявить главные показатели, влияющие на достижение необходимого уровня освоения данной компетенции, а также обеспечить укрепление ее взаимосвязи с другими составляющими воинского труда.

Библиографический список

1. Байков Н.М., Талынёв В.Е. Ценности и профессиональная мотивация руководителей органов государственной военной службы: социологический анализ. Вестник ТОГУ , № 3(10), 2008 год.

2. Благова О.В. Развитие организационно-управленческой компетентности педагога http:// edusafe.conf.udsu.ru/ files/1299427668.doc

3. Козачок А.И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе : монография / А.И. Козачок. Орёл : Академия ФСО России, 2010. 136 с.

4. Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. Москва, 1995.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. Москва : Знание, 1996.308 с.

6. Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина О.С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: монография / Пестерева Н.М., Цветлюк Л.С., Надеина. Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. 139 с.

7. Работинский В.О. Личностные качества военного специалиста, необходимые для выполнения служебно-боевых задач. http://elibrary.ru/item.asp?id=23297729

8. ЦенчЮ.С. Развитие организаторской компетенции преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина. 2008. № 6. С 85-87.

9. Цуканов Б.Д. Формирование профессионально важных качеств специалиста при изучении физики в военном вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Елец. 2005. 23 с.

10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2010. 456 с.

References

1. Baikov N.M, Talynyev V.E Values and professional motivation of heads of state military service: sociological analysis. Bulletin of PNU, №. 3 (10), 2008.

2. Blagova O.V. Development of the organizational and administrative competence of the teacher http: // edusafe.conf.udsu.ru/ files/1299427668.doc

3. Kozachok A.I. Formation of professional competence of the subjects of the educational process in a military high school: monograph / A.I. Kozachok. Orel: Academy of the FSS of Russia, 2010. 136 p.

4. Leontiev A.N. Some psychological questions of the consciousness of the teaching // Anthology of pedagogical and psychology / Comp. A.I. Krasilo, A.P. Novgorodtsev. Moscow, 1995.

5. MarkovaA.K. The psychology of professionalism / A.K. Markova. Moscow: Knowledge, 1996.308 p.

6. Pestereva N.M., Tsvetlyuk L.S., Nadeina O.S. Formation of professional competencies of civil servants: monograph / Pestereva N.M., Tsvetlyuk L.S., Nadeina O.S. Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University, 2014. 139 p.

7. Rabotinsky V.O. The personal qualities of a military specialist, necessary for performing combat missions. http://elibrary.ru/item. asp?id=23297729

8. Tsench Yu.S. Development of the organizational competence of teachers in institutions of secondary education / / Bulletin of the Moscow State Agroengineering University. V.P. Goryachkina. 2008. № 6. Pp 85-87.

9. Tsukanov B.D. Formation of professionally important qualities of a specialist in the study of physics in a military high school: Candidate thesis in pedagogical aspects 2005. 23 p.

10. Professional pedagogy: A textbook for students studying in pedagogical specialtie. S.Ya. Batysheva, A.M. Novikov. Third edition, revised. М .: Publishing House of EGVES, 2010. 456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.