УДК 378 КОЗАЧОК А.И.
кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО
России, сотрудник
E-mail: [email protected]
ПАНТЕЛЕЕВА О.Н.
кандидат педагогических наук, Академия ФСО России, сотрудник
E-mail: [email protected] ПАНТЕЛЕЕВ Р.Г.
Академия ФСО России, сотрудник E-mail: [email protected]
UDC378 KOZACHOK A.I.
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal Guard
Service Academy E-mail: [email protected] PANTELEEVA O.N.
Candidate of Pedagogics Federal Guard Service Academy E-mail: [email protected] PANTELEEVR.G. Federal Guard Service Academy E-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
THE CHARACTERISTIC STRUCTURE OF THE COMPONENTS OF THE TECHNOLOGY OF FORMING THE ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE MILITARY SPECIALISTS
В статье рассматриваются компоненты, входящие в состав технологии формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Особое внимание уделяется воспитательным мероприятиям, включенным в состав технологии в качестве самостоятельного компонента, что в значительной степени повышает эффективность ее применения. Подробно описаны особенности информационного и процессуального компонентов технологии. Раскрыты блоки, входящие в состав каждого из компонентов, приведены примеры их реализации в образовательном процессе военного вуза. Описаны методы, позволяющие достичь гарантированного уровня сформированности компетенции, среди которых важное место занимает применение в образовательном процессе интеллект-карт.
Ключевые слова: технология обучения, компоненты технологии, организационно-управленческая компетенция, комплекс информационной поддержки, интеллект-карты, технологическая карта.
The article discusses the components that are part of the technology of forming the organizational and managerial competence of future military specialists. The main attention is paid to upbringing activities included in the technology as an independent component of it, which greatly increases the efficiency of its usage. The features of the informational and procedural components of the technology are described in details. The blocks that make up each of the components are disclosed, and examples of their implementation in the educational process of a military education are given. Methods that allow achieving a guaranteed level of competence formation are described, among them an important place is occupied by the use of intellect cards in the educational process.
Keywords: training technology, technology components, organizational and managerial competence, informational support complex, intellect cards, technological card.
В настоящее время технологизация образования рассматривается как стратегическое направление его развития и является не только средством реализации дидактических целей, но и механизмом, запускающим «... саморазвитие (самосовершенствование, самообразование), обеспечивающим готовность личности к реализации собственной индивидуальности, к участию в инновационных процессах, приводящих к изменению общества» [1]. Именно технология обучения рассматривается в современной военной педагогике как наиболее эффективный инструмент для достижения конечной цели -подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых оперативно реагировать на современные вызовы и угрозы в области обеспечения национальной безопасности государства. Таким образом, научно обо-
снованная и реализованная в вузе технология обучения является основным фактором, позволяющим достичь требуемого уровня сформированное™ организационно-управленческой компетенции (ОУК), рассматриваемую нами как интегративную характеристику будущего военного специалиста (БВС) и включающую в себя совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, определяющую его способность и мотивационную готовность осуществлять организационно-управленческую деятельность в мирное и военное время, а также в условиях кризисных ситуаций. При этом компонентный состав ОУК, наиболее отвечающий специфике профессиональной деятельности БВС включает в себя когнитивный, мотивационный, деятель-ностный и личностно-профессиональный компоненты [2].
© Козачок А.И., Пантелеева О.Н., Пантелеев Р.Г. © Kozachok A.I., Panteleeva O.N., Panteleev R.G.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Анализ научной литературы показал, что как в отношении классификации и содержания понятия «технологии обучения», так и соответственно её структурных компонентов в ученом сообществе нет единства. Нами было выявлено несколько десятков определений данного понятия, при этом, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает его суть П.И. Образцов. По мнению ученого под технологией обучения следует понимать последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности [3, с. 106].
Что же касаемо структурных компонентов технологии, то мы полностью поддерживаем точку зрения М.Я. Виленского, который рассматривает ее в качестве дидактической системы, включающей в себя дидактические цели и задачи, содержание обучения, методы обучения, формы обучения, средства обучения, обучающегося, преподавателя, а также результат их совместной деятельности [4, с. 78].
Кроме того, при разработке технологии обучения мы опирались на подход, разработанный и обоснованный П. И. Образцовым предполагающий повышение уровня подготовки специалистов «... за счет совершенствования технологий обучения, применяемых сегодня в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс информационных и телекоммуникационных средств...» [3, с. 89].
С учетом вышеизложенного, считаем возможным рассматривать разработанную нами технологию формирования ОУК БВС как взаимоувязанную совокупность двух ее составляющих - процессуальной и информационной. Опираясь на вышесказанное, на примере одной из учебных дисциплин входящих в основную профессиональную образовательную программу по подготовке специалистов в области телекоммуникаций и изучаемой БВС на завершающем этапе подготовки, обоснуем и опишем компонентный состав разработанной технологии.
Информационная составляющая технологии представляет собой своего рода информационное хранилище, структурированное в соответствии с разработанной технологии обучения и направленное на ее реализацию посредством предоставления обучающимся необходимой учебной информации. Процессуальная составляющая нашла свое отражение в технологической карте изучения учебной дисциплины, направленной на формирование рассматриваемой компетенции.
Информационная составляющая технологии обучения реализована посредством разработанного нами педагогического программного продукта «Комплекс информационной поддержки (КИП) формирования ОУК БВС», структура которого представлена на рисунке.
Рис. Структура КИП формирования ОУК БВС.
Комплекс имеет практически традиционный для подобных программных продуктов состав, которые как правило включают в себя рабочую программу учебной дисциплины, компьютерный или компьютеризированный учебник, типовой комплект средств информационной поддержки и систему контроля и оценки знаний обучающихся [5, с. 29] . Поэтому в рамках данной статьи считаем возможным рассмотреть его особенности с точки зрения реализации разработанной технологии формирования ОУК.
Теоретический блок КИП, являясь ядром дидактической системы, выполняет не только традиционные для теоретической составляющей курса дидактические функции (обучающую, информационную, систематизирующую, развивающую), но и выступает одним из инструментов стимулирования самостоятельной работы обучающихся, реализуя таким образом функцию самообразования. Поэтому при разработке теоретического блока КИП мы попытались выявить новые, более эффективные формы и способы представления учебного материала, направленные в первую очередь на активизацию самостоятельной работы обучающихся и обеспечивающие поливариантность траектории обучения.
Одним из таких способов, бесспорно, является применение метода картирования мышления, благодаря которому нам удалось значительно повысить эффективность работы обучающихся в часы самостоятельной подготовки. Картирование мышления по сути своей является способом визуализации и представления потоков информации в виде, требующем минимального времени и психофизических ресурсов для поиска, анализа и понимания.
Вещественным отображением метода в рамках разработанной технологии являются предложенные Т. Бьюзеном интеллект-карты, для составления которых мы использовали возможности программного обеспечения MindJet Mind Manager, позволяющего представлять на устройствах вывода информации созданные препода-
вателем или обучающимися информационные последовательности связанные друг с другом ассоциативными и логическими связями. Это дает возможность обучающимся «одним взглядом» охватить картину инфографи-ческих элементов в целом и преобразовать уже готовую структуру содержания учебной информации под собственные способности к усвоению учебного материала. Таким образом, в отличие от традиционно применяемого для визуализации учебного материала программного обеспечения Microsoft PowerPoint, MindJet Mind Manager позволяет реализовать основной принцип когнитивной визуализации - охватить единым взглядом все компоненты рассматриваемого явления или процесса.
Основой для разработки интеллект-карты обучающимися является в первую очередь теоретический блок КИП, работа с которым в часы самоподготовки позволяет в достаточной степени компактно отобразить структуру и краткое содержание новой для обучающихся информации, систематизированной с учетом его личных предпочтений и способности к структурированию учебного материала. Данные карты являются результатом осмысления обучающимся учебной информации и позволяют преподавателю сформировать мнение о когнитивных способностях обучающегося, и при необходимости оказать методическую помощь отстающим.
Кроме того использование в учебном процессе интеллект-карт направлено на укрепление субъект-субъектных отношений на основе обратной связи между преподавателем и обучающимися, позволяя преподавателю решать задачи по оценке уровня мотивированности каждого обучающегося к изучению учебного материала, эффективности его работы в часы самостоятельной подготовки, интенсивности и результативности его работы.
Таким образом, применение метода картирования мышления в процессе обучения окажет значительную поддержку в реализации субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающихся, стимулирует у будущих военных специалистов процесс многоаспектного осмысления явлений, что является основой для организации междисциплинарного обучения, позволяющего обучающимся рассматривать проблемы с разных точек зрения и понять, что для их решения необходимы знания из разных учебных дисциплин или даже научных областей.
Справочный блок КИП включает в себя терминологический словарь-справочник по изучаемой дисциплине и различные руководящие документы федерального и ведомственного уровней. Осмыслению обучающимися межпредметных связей и, соответственно, их укреплению способствует размещение в блоке некоторых технических характеристик эксплуатируемой сотрудниками силовых ведомств вооружения и военной техники, которые были изучены или продолжают изучаться обучающимися в соответствии с учебной программой. Кроме того особенностью справочного блока является его дидактическая связь со всеми блоками КИП посредством реализованной в программном продукте функ-
ции «Поиск», с помощью которой пользователь выбрав интересующий его термин имеет возможность перехода в справочный блок и ознакомления с одним из руководящих документов в данной отрасли, в котором этот термин раскрывается. Таким образом, справочный блок наряду с теоретическим блоком направлен в первую очередь на развитие когнитивного компонента ОУК БВС.
В практическом блоке КИП представлены материалы учебных тем, в рамках которых программой предусмотрено проведение групповых упражнений и практических занятий. Представление учебного материала в блоке реализовано посредством графического редактора PowerPoint и имеет в своем составе примерные варианты решения конкретной практической задачи, рассматриваемой в данной теме.
Блок направлен в основном на формирование дея-тельностной составляющей ОУК БВС, т. е. позволяет овладеть обучающимся способами и методами решения организационно-управленческих задач, осуществляя при этом закрепляющую и обучающую дидактические функции.
Считаем принципиально важным обратить внимание на тот факт, что при разработке КИП мы ориентировались не только на формирование и развитие когнитивного (знаниевого) и деятельностного (процессуального) компонентов ОУК БВС, но и на совершенствование личностно-профессионального и мотивационного компонентов компетенции за счет включения в состав практического блока видеоряда, иллюстрирующего деятельность личного состава практических подразделений в различных условиях обстановки.
Одной из существенных задач, решаемых посредством КИП при формировании ОУК БВС является самоконтроль усвоения обучающимися материала учебной дисциплины. Эта задача решается посредством представленных в контрольном блоке КИП тестовых заданий, реализуя тем самым контрольно-оценочную функцию.
Кроме того отличительной особенностью КИП является наличие в нем блока научной работы курсантов и слушателей (НРСК), в котором представлена перспективная тематика научных работ, проводимых в рамках изучения учебной дисциплины, а также наиболее интересные реферативные, исследовательские работы и научные статьи по тематике изучаемой дисциплины. Данный блок КИП направлен на углубление и расширение теоретических знаний и получение практических навыков в проведении научных исследований для решения актуальных задач в области изучаемой учебной дисциплины, участвуя, таким образом, в формировании когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов ОУК.
Таким образом, все элементы КИП дидактически связаны между собой и структурными компонентами технологии и направлены на широкое применение в образовательном процессе различных форм и методов
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
обучения.
Напомним, что КИП призван реализовать в основном информационную составляющую технологии формирования рассматриваемой компетенции и не позволит в полной мере реализовать деятельностный аспект формирования ОУК БВС, который может быть обеспечен только посредством «субъект-субъектных» отношений участников учебного процесса. Поэтому далее рассмотрим процессуальный компонент, позволяющий организовать управление познавательной деятельностью обучающихся при формировании ОУК.
Материальной формой представления проектируемой технологии формирования ОУК БВС является технологическая карта (ТК), содержащая набор соответствующих операций, реализация которых приведет к гарантированному достижению запланированного результата и обязательных для выполнения всеми участниками образовательного процесса.
ТК представляется безусловным элементом дидактического процесса, направленного на формирование организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста при изучении соответствующей учебной дисциплины и должна содержать в своем составе всю полноту информации о разработанной технологии обучения, позволяя достаточно точно уяснить не только последовательность овладения обучающимися содержания учебной дисциплины, но и также специфику взаимодействия участников учебного процесса на всех этапах обучения, что создаст условия для организации образовательного процесса в точном соответствии с ней.
Состав ТК и порядок ее разработки достаточно подробно описан в многочисленных научных исследованиях и статьях, поэтому считаем необходимым раскрыть лишь некоторые ее особенности в контексте нашего исследования.
В связи с тем, что рассматриваемая в процессе настоящего исследования учебная дисциплина изучается будущими специалистами на заключительном этапе обучения в военном вузе и, соответственно, непосредственно связанна с будущей профессиональной деятельностью выпускника отбор содержание учебного материала, нашедшего свое отражение в ТК и КИП осуществлялся с привлечением специалистов практических подразделений заказчика. Одним из основных ориентиров при этом послужил перечень компетенций, который необходим в практической деятельности специалистам подразделений связи и опосредованно закреплен как в должностных обязанностях, так и в других ведомственных руководящих документах соответствующей направленности. Факторами, ограничивающим объем учебного материала при этом служит бюджет учебного времени и состояние материально-технической базы вуза. Кроме того, считаем необходимым отметить, что при отборе объема материала каждого учебного занятия в рамках рассматриваемой дисциплины мы опирались на исследования В.М. Косухина, в соответствии с которыми представляется необходимым деление учебного материала по видам занятий, учитывая, что на лекции
целесообразно вводить не более 7-8 новых понятий, а на практическом и семинарском занятии - не более пяти [6].
Особое внимание при разработке ТК следует по нашему мнению уделить схеме междисциплинарных связей в каждом из модулей дисциплины. Без сомнения особенное значение учет межпредметных связей приобретает на завершающем этапе обучения в вузе при изучении спецпредметов, в процессе освоения которых от будущих военных специалистов потребуется использование межпредметных знаний, способность на их основе оценивать и прогнозировать развитие обстановки, принимать взвешенные решения. Таким образом, описанные выше и применяемые нами в процессе изучения специальной дисциплины интеллект-карты в полной мере позволяют учитывать межпредметные связи, актуализировать и отражать их в дереве интеллект-карт как в ходе аудиторных занятий, так и при проведении самостоятельной подготовки обучающихся.
Следует отметить, что в настоящее время в высшей военной школе при изучении дисциплин специального цикла сложилась своя классическая система методов, опирающаяся на совокупность ассоциативно-рефлекторной и проблемно-деятельностной концепций обучения. В данном случае речь идет о сочетании лекционного метода с методом практической работы, первый из которых предполагает теоретическое изложение учебного материала, второй - основательную его проработку и практическое закрепление [7].
Однако с учетом деятельностной модели подготовки специалистов следует особо отметить необходимость значительного увеличения количества занятий, проводимых методом практической работы (практические занятия, групповые упражнения, выполнение расчетно-графических работ и домашних контрольных заданий, полевые практические занятия, комплексные полевые учения), что вызвано акцентом на формирование деятельностной составляющей ОУК. Это стало возможным благодаря применению в разрабатываемой нами технологии КИП, что позволило сместить зна-ниевую часть учебной нагрузки на самостоятельную работу, а использование метода картирования мышления - значительно повысить ее эффективность. Кроме того одними из специфических, присущих только военному вузу форм практических занятий, которые мы посчитали необходимым отразить в технологической карте, являются полевые практические занятия, тактико-специальные и комплексные полевые учения, в процессе которых обучающиеся получают опыт квазипрофессиональной деятельности. В ходе таких занятий моделируется сложная, быстро меняющаяся обстановка, присущая современным боевым действиям. Данные виды занятий способствуют получению практических организационно-управленческих умений и навыков, формируя таким образом деятельностную составляющую ОУК.
Особо хотим подчеркнуть, что отличительной особенностью разработанной в процессе настоящего иссле-
дования технологии формирования ОУК БВС является обязательное включение в ее состав мероприятий воспитательной направленности, проводимых как правило во внеаудиторные часы. Воспитание военнослужащих играет определяющую роль в обеспечении их самоотверженного и компетентного выполнения священного долга перед Родиной. Воспитательный аспект должен по нашему мнению являться составной частью ТК. Он может быть представлен набором различных форм и методов проведения мероприятий воспитательного характера, направленных на развитие и формирование мотивационного и личностно-профессионального компонентов исследуемой ОУК БВС.
В качестве примера считаем необходимым упомянуть некоторые наиболее эффективные на наш взгляд (учитывая опыт преподавательской деятельности авторов и рекомендации преподавателей вуза) для рассматриваемой дисциплины формы проведения воспитательной работы, которые нашли свое отражение в ТК.
Первой из них является совместный просмотр и обсуждение обучающих фильмов, демонстрирующих реальную деятельность специалистов в изучаемой области. Хочется отметить, что данные фильмы способствуют значительному повышению мотивации к изучению дисциплины, т. к. в них отражается реальная деятельность, основанная на материалах, изучаемых в рамках дисциплины. Знакомясь с этими фильмами курсанты убеждаются в важности получаемых ими знаний и необходимости усвоения их на высоком уровне для успешного выполнения задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Такая форма воспи-
тательной работы демонстрирует реальную взаимосвязь теоретического и практического обучения с выполнением задач по предназначению.
Следующей не менее эффективной формой проведения воспитательной работы, представленной в ТК, является встреча с действующими сотрудниками подразделений связи. Подобные встречи направленны на углубление и расширение знаний по некоторым темам дисциплины через призму применения их в реальной профессиональной деятельности. Обучающиеся имеют возможность задать интересующие их вопросы, подтвердить или опровергнуть сформировавшиеся у них представления о том или ином аспекте изучаемой темы, а главное получить необходимые для них знания от представителей практических подразделений. Кроме того в процессе таких встреч курсанты знакомятся с реальными профессиональными ситуациями (зачастую нештатными) и примерами действий сотрудников в данных ситуациях, осуществить которые им во многом помогают знания, полученные при изучении соответствующих тем изучаемой дисциплины.
Таким образом, применение в образовательном процессе военного вуза представленной в рамках настоящей статьи технология формирования ОУК БВС с опорой на метод картирования мышления и учетом возможностей воспитательных мероприятий, направленных на формирование мотивационной и личностно-деятельностной составляющей организационно-управленческой компетенции позволит по нашему мнению обеспечить гарантированное достижение поставленных дидактических целей.
Библиографический список
1. Ходжаева М.Д., Ахмадбекова М.Г., Рашидова Д.Д. Инновационные технологии в образовании это возможность проявления творческих способностей и готовность к реализации собственной индивидуальности личности / М.Д. Ходжаева, М.Г. Ахмадбекова, Д.Д. Рашидова // Вестник технологического университета Таджикистана. 2013 № 1(20) С. 150 - 151
2. Козачок А.И. Пантелеев Р.Г. Организационно-управленческая компетенция будущего военного специалиста в области телекоммуникаций / А.И. Козачок, Р.Г. Пантелеев // Ученые записки Орловского государственного университета. Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2017. Выпуск 4 (77). С. 229-233.
3. Основы профессиональной дидактики : учебное пособие / П. И. Образцов. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. 288 с.
4. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010 . 270 с.
5. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования. Монография. / Под ред. П.И. Образцова. -Орел: ОГУ 2011. 338.
6. Косухин В.М. Модель оценки объема содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности / В.М. Косухин // Сборник научных трудов ВИПС. 1998 № 8. С. 114 - 121.
7. Козачок А.И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. Орел, 2004. 236 с.
References
1. Khojaev MD, Akhmadbekova MG, Rashidova D.D. Innovative technologies in education is the possibility of manifestation of creative abilities and readiness to implement their own individuality of the individual / MD. Khodzhaeva, M.G. Ahmadbekova, D.D. Rashidova // Bulletin of the Technological University of Tajikistan. 2013 № 1 (20) Pp. 150 - 151
2. KozachokA.I. Panteleev R.G. Organizational and managerial competence of the future military specialist in the field of telecommunications / А.1. Kozachok, R.G. Panteleev // Scientific notes of the Orel State University. Orel: FSBEI of HE «OGU named after I.S. Turgenev, 2017. Issue 4 (77). Pp. 229-233.
3. Fundamentals of professional didactics: a study guide / P. I. Obraztsov. M.: University textbook: INFRA-M, 2015. 288 p.
4. Vilensky M.Y., Obraztsov P.I, Uman A.I. The technology of professional-oriented teaching in higher education: study guide / ed. V.A. Slastenin. - 2nd ed., retrained. - Orel: GOU HEO "OSU", 2010. 270 p.
5. Technology of training in the professional education system. Monography. / Ed. P.I. Obraztsova. Orel: OGU, 2011. 338.
6. Kosuhin V.M. Model for assessing the volume of the content of the discipline, taking into account its complexity / V.M. Kosukhin // Collection of scientific papers of MIGC. 1998 № 8. Pp. 114 - 121.
7. Kozachok A.I, Professional-oriented technology of education as a means of forming competence in future military specialists at a university: Diss. ... Cand. ped. sciences. Orel, 2004. 236 p.