Научная статья на тему 'Проблемы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов по защите информации'

Проблемы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов по защите информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ / COMPETENCE APPROACH / INFORMATION SECURITY SPECIALIST / METHODOLOGICAL COMPLEX / GRADUATE COMPETENCE MODEL / TRAINING QUALITY EVALUATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козачок А. И.

В статье обоснованы и проанализированы проблемы, затрудняющие реализацию компетентностного под- хода в системе образования в целом и в системе подготовки специалистов по защите информации. Намечены пути их решения. Выделены противоречия в образовательной практике подготовки специалистов по защите информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козачок А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE COMPETENCE APPROACH DURING THE INFORMATION SECURITY SPECIALIST TRAINING

The challenges to the implementation of competence approach both to the education system and information security specialist training system are described and analyzed in the article. The ways of solving them are outlined. The contradictions in the educational practice of training specialists in information security are singled out.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов по защите информации»

УДК 355.0357 А.И. КОЗАЧОК

сотрудник Академии ФСО России E-mail: [email protected]

UDC 355.0357 A.I. KOZACHOK

officer of the Academy of the Russian Federal Security

Service

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

THE PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE COMPETENCE APPROACH DURING THE INFORMATION SECURITY SPECIALIST TRAINING

В статье обоснованы и проанализированы проблемы, затрудняющие реализацию компетентностного подхода в системе образования в целом и в системе подготовки специалистов по защите информации. Намечены пути их решения. Выделены противоречия в образовательной практике подготовки специалистов по защите информации.

Ключевые слова: компетентностный подход, специалист по защите информации, компетенция, учебно-методический комплекс, компетентностная модель выпускника, критерии оценка качества подготовки.

The challenges to the implementation of competence approach both to the education system and information security specialist training system are described and analyzed in the article. The ways of solving them are outlined. The contradictions in the educational practice of training specialists in information security are singled out.

Keywords: competence approach, information security specialist, methodological complex, graduate competence model, training quality evaluation criteria.

В последние годы в мире, наряду с позитивными процессами, связанными с глобальной информатизацией и созданием условий для построения информационного общества, растет количество преступлений и правонарушений в сфере высоких информационных технологий. В связи с этим в условиях модернизации высшего профессионального образования актуальной задачей становится идентификация проблем в системе подготовки специалистов (бакалавров, магистров) по защите информации и путей их эффективного решения.

В качестве инновационного средства разрешения кризисной ситуации многими специалистами признан компетентностный подход, который уже приобрел социально значимый статус государственной политики в области образования. Приоритет формирования основных компетенций в процессе профессиональной подготовки специалистов по защите информации еще более утвердила ориентация системы российского образования на выполнение задач, закрепленных в «Федеральной программе развития образования», «Национальной доктрине образования до 2025 года», а также документах Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области информационной безопасности.

Компетентностный подход в определении целей и содержания высшего профессионального образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была

© А.И. Козачок © A.I. Kozachok

ведущей в работах таких отечественных педагогов, как В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. Н. Скаткин, Г. П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Полученные многими авторами данные, результаты и выводы способствуют решению исследовательских и внедренческих задач. В то же время остается две группы нерешенных проблем, затрудняющих реализацию компетентностного подхода: в системе образования в целом и в системе подготовки узкопрофильных специалистов. На наш взгляд, первая группа достаточно полно исследована и в контексте настоящей работы включает следующие нижеперечисленные проблемы [1].

1. Не существует общепринятого определения базовых понятий «компетентность» и «компетенция».

2. Отсутствует научно обоснованное представление о единой структуре компетентности будущего специалиста по защите информации.

3. Несмотря на значительные усилия УМО по образованию в области информационной безопасности остается открытым вопрос о хотя бы рамочной, но продуктивной педагогической модели, содержащей систему дидактических условий и инновационных педагогических технологий, адекватных, вкупе с традиционными, задаче формирования элементов структуры компетентности специалиста по защите информации.

4. Отсутствие содержательных критериев и механизма объективной оценки уровня сформированное™ профессиональной компетентности специалистов по защите информации на разных этапах обучения.

С учетом важности решения обозначенных проблем наибольший интерес представляет приведенный ниже анализ второй группы проблем, раскрывающих специфику подготовки специалистов по защите информации.

Уровень адекватного понимания сути компетентностного подхода профессорско-

преподавательским составом вуза Ключевыми понятиями компетентностного подхода в образовании являются «компетентность»/ «компетенция». Анализ литературы показывает, что это сложные, многокомпонентные, междисциплинарные понятия, не имеющие в научной литературе однозначного определения. У разных авторов они отличаются по объему, составу, семантической и логической структурам. С учетом преемственности отечественной системы высшего профессионального образования компетенции отличаются от знаний тем, что существуют в виде деятельности, а не только информации о ней; от умений тем, что компетенции могут применяться в решении не только типовых, но и нестандартных задач, т. е. обладают свойством переноса; от навыков - тем, что они осознанны и неавтоматизированы, что также позволяет человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации [5]. Главной здесь является положительная мотивация к проявлению компетентности, вытекающая из ценностно-смысловых представлений индивида и его отношения к содержанию, условиям и результату деятельности. Всякая успешность требует не только компетенций, но и наличия высокого уровня рефлексии психологических знаний, т. е. не только высокой доли сознательного, но и умений мобилизовать весь свой ресурс.

Разработка методического обеспечения формирования структуры профессиональной компетентности специалиста по защите информации

Обосновано, что одним из необходимых и достаточных организационно-педагогических условий реализации модели методической системы формирования профессиональной компетентности специалистов в условиях информатизации образования может выступить такой набор учебно-методических комплексов (УМК), который отражает взаимообусловленность между профессиональными компетенциями специалистов, с одной стороны, и учебными дисциплинами, посредством которых будут формироваться эти компетенции, - с другой [4]. В этой связи, понятие «учебно-методический комплекс» рассматривается многими авторами как дидактическое средство управления подготовкой специалистов

и формирования их профессиональной компетентности - т. е. как набор дидактических составляющих образовательного процесса, включающий в себя определенную совокупность учебно-методических документов, технологических средств и организационных форм обучения. Наиболее перспективным с точки зрения дидактики представляется рассмотрение в качестве УМК дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО) - подсистемы, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию обучения [2].

Разработка педагогической модели формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации

В отечественной педагогике в качестве одного из перспективных путей повышения эффективности образовательного процесса рассматривается моделирование профессиональной деятельности специалиста [2]. Оптимальное решение задачи по переносу модели деятельности специалиста на содержание обучения по специальности в этом случае находится на путях переноса целей деятельности на адекватное содержание целей обучения. Таким образом, цели обучения должны находиться во взаимно однозначном соответствии с целями деятельности специалиста. Исходная цепочка «цели деятельности ^ цели образования» позволяет связывать потребности деятельности специалиста с потребностями его подготовки, отражая две составляющие процесса обучения по специальности: внешнюю, которая отражает цели деятельности специалиста по защите информации, и внутреннюю, отражающую цели подготовки специалиста к деятельности.

Данный путь решения проблемы формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации позволяет адекватно отразить в целях и содержании образования требования, предъявляемые обществом в целом и структурами обеспечения информационной безопасности, в частности, к своим специалистам. Для успешной профессиональной деятельности необходимо формировать у специалиста по защите информации не только профессиональные компетенции, но и особые, обеспечивающие общую направленность профессиональной деятельности смежных профессий - метапрофес-сиональные. Таким образом, в модель целостной профессиональной компетентности специалиста по защите информации входят социальная, метапрофес-сиональная и профессиональная компетенции.

Профессиональные компетенции направлены на успешную деятельность в обеспечении информационной безопасности, обеспечивая качество и надежность профессиональной деятельности в рамках родственных профессий (информатика, теле-

коммуникации, информационные системы и т. д.). Метапрофессиональные компетенции обеспечивают общую направленность профессиональной деятельности и связаны с личностными качествами специалиста по защите информации, а социальные компетенции связаны с его деятельностью в обществе.

При разработке модели формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации абсолютное большинство исследователей рассматривают целеполагание, содержание образования, особенности реализации образовательного процесса, а также оценку результатов подготовки специалиста по защите информации в качестве предпосылок для формирования основных компонентов модели. Это связано, прежде всего, с выполнением требования адекватности разрабатываемой модели, а также с необходимостью обеспечить верификацию ее основных положений применительно к системе подготовки соответствующих специалистов.

Особое место при разработке модели уделяется условиям формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации. Выявлению педагогических, психолого-педагогических, дидактических и методических условий формирования профессионально важных качеств и компетенций студента как будущего специалиста, закономерностей его профессионального и личностного развития посвящены исследования многих авторов (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, О.Г. Ларионова, Т.А. Матвеева, Н.Н. Нечаев, Дж. Равен, В.В. Сериков, Л. Спенсер, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шад-риков и многие другие).

В этих исследованиях получен массив данных, показывающий важность следующих педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего специалиста: ориентация содержания обучения на модель деятельности современного специалиста; проблемный характер содержания обучения; развитие не только познавательных, но и профессиональных мотивов; диалогическое общение, взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студентов; использование инновационных педагогических технологий; создание релевантной информационной среды с использованием возможностей компьютера; мониторинг параметров личностного, нравственного и профессионального развития студентов и т. п.

Таким образом, при конструировании модели формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации главная задача состоит в том, чтобы, используя в единстве и целостности разнообразные методы, обеспечить гибкость системы, сделать ее способной быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям. Компоненты модели должны раскрывать внутреннюю организацию процесса формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации и обеспечивать взаимодействие между элементами данного процесса.

Разработка критериев успешности достижения поставленных целей в

реализации компетентностного подхода.

Главная проблема современного профессионального образования - недостаточное соответствие качества подготовки выпускников новым социально-экономическим условиям, при этом качество подготовки выпускников сегодня должно определяться отношением фактического уровня сформирован-ности новых профессионально-образовательных конструктов к запланированному уровню в виде ком-петентностной модели выпускника.

Ниже приведены выделенные на основе анализа поля проблем диагностирования и изучения научных разработок по квалиметрии качества подготовки специалистов по защите информации приоритетные проблемы на различных этапах образовательного процесса и некоторые пути их решения [3].

Организация системы оценивания удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников. Сегодня оценка удовлетворенности работодателей является обязательной процедурой в соответствии с требованиями Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA); данные требования являются одним из базовых документов при создании типовой модели системы качества образовательного учреждения. Требуется доработка имеющихся подходов к оценке удовлетворенности работодателей с дифференцированной квалиметрической оценкой качества профессиональной подготовки по определенным согласованным критериям.

Следующая проблема, сдерживающая процесс управления качеством подготовки выпускников, -отсутствие квалиметрически выверенной компе-тентностной модели выпускника. Разработанные проекты стандартов по направлениям высшего профессионального образования приводят довольно длинный перечень необходимых специалисту по защите информации компетенций, которые должны стать основой модели, но модель специалиста - это цель, а цель должна быть измеримой. Для создания эффективно применяемой на практике модели выпускника, необходимо оптимизировать количество компетенций, применив их «свертывание», т. е. группирование, а также формирование комплексных междисциплинарных профессиональных компетенций и метапрофессиональных качеств, для оценки которых необходимы специальные шкалы.

Еще одна проблема выявляется на завершающем этапе подготовки специалиста по защите информации - это существующая методика проведения государственного междисциплинарного экзамена. По логике экзамен должен стать средством диагностики готовности выпускника к профессиональной деятельности, но, к сожалению, он не в полной мере выполняет эту функцию. Возможно, например, проведение экзамена в два-три этапа и включение в его программу, наряду с теоретическими вопросами,

комплексных практико-ориентированных задании.

Еще одна проблема - в большинстве вузов отсутствует система квалиметрической оценки качества выпускной квалификационной работы и её защиты, так как принятая система определения баллов успешности не является критериально-ориентированой и оказывается недостаточной. В этом направлении можно отметить положительный опыт ряда вузов [1-3], но на наш взгляд, при обоснованном общем подходе такие модели оценки несколько перегружены показателями, что снижает их применимость.

Таким образом, перечень проблем реализации компетентностного подхода, приведенный в статье, не является исчерпывающим, а пути их решения носят концептуальный характер. Вместе с тем, анализ вышеизложенного позволяет говорить о том, что в педагогической науке и образовательной практике подготовки специалистов по защите информации существуют противоречия между необходимостью:

- адекватного понимания сути компетентностно-го подхода профессорско-преподавательским составом вуза и отсутствием общепринятого определения базовых понятий;

- реализации компетентностного подхода во всей системе непрерывного профессионального образования и отсутствием научно обоснованной структуры компетентности специалиста по защите информации;

- организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности выпускника в контексте его будущей профессиональной деятельности, и неразработанностью методики содержательного анализа структуры профессиональной компетентности специалиста по защите информации;

- уметь решать поставленные перед современным специалистом по защите информации профессиональные задачи в условиях распределенной, в том числе межпрофессиональной, коллективной деятельности и фактическим отсутствием в системе его профессиональной подготовки средств и методов, необходимых для формирования и развития соответствующих компетенций;

- масштабного внедрения компетентностного подхода в практику высшей школы и отсутствием адекватной педагогической модели формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации;

- объективной оценки уровня сформирован-ности профессиональной компетентности специалиста по защите информации и недостаточной разработанностью содержательных критериев, оценочных показателей и механизмов такой оценки на разных этапах профессиональной подготовки.

Разрешение этих противоречий связано с ответами на два основных вопроса: каковы концептуальные основы определения структуры компетентности специалиста по защите информации; в чем сущность педагогической модели, обеспечивающей формирование его профессиональной компетентности.

Научно-практические потребности и противоречия формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации актуализируют исследование теоретических основ, выявление ведущих тенденций и базовых принципов его реализации, определение психолого-педагогических условий повышения его эффективности в образовательной среде вуза, то есть позволяют говорить о необходимости разработки концепции формирования профессиональной компетентности специалиста по защите информации и научных основ ее реализации на практике.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011. 288 с.

2. КозачокА. И. Формирование профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса в военном вузе : монография. Орел : Академия ФСО России, 2009. 136 с.

3. Кузина Л.Л., Шушерин В.В. Проблемы квалиметрической оценки качества специальной профессиональной подготовки выпускников вуза [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://

4. Лазарева Л. Ю., Ларин С. Н. Модель методической системы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях информатизации образования [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://

5. Надвоцкая В.В. К вопросу о соотношении компетентностного и квалификационного подходов. [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://

References

1. Verbitsky A.A., Ilyazova M.D Invariants of professionalism: the problem of forming: monograph / A.A. Verbitsky, M.D. Ilyazova. - Moscow: Logos, 2011. - 288 p.

2. Kozachok A.I. Formation of the professional competence of the educational process in the military college: monograph / A.I. Kozachok. Orel: Academy FSS of Russia, 2009. -136 p.

3. KuzinaL.L., Shusherin V.V. The problems of the qualimetrical quality assessment of graduates' specialized training [electronic resource]. - Access mode. - URL: http://

4. Lazarev L. Yu., Larin S.N. The model of the methodical system of forming the professional competence of future professionals in the information education [electronic resource]. - Access mode. - URL: http://

5. Nadvotskaya V.V On the question of the relationship between competence and qualification approach. [electronic resource]. - Access mode. - URL: http://

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.