ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181036 2018, № 6 (июнь) УДК 378.147
Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий
Успаленко Вадим Борисович1
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия
Плотникова Евгения Григорьевна2
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия
Аннотация. Современные требования к профессиональной подготовке специалистов определяются теми преобразованиями, которые происходят в последние годы не только в нашей стране, но и в мире. Государство не может считать себя защищенным, если обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка не соответствуют нынешним вызовам и угрозам, в связи с чем подготовка специалистов для войск национальной гвардии России является одной из важных задач современной России. Основополагающим фактором в успешном применении войск национальной гвардии России является эффективное управление войсками, а в современных условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий - автоматизированное управление войсками. Подготовка специалистов в области применения информационных технологий для войск национальной гвардии России предполагает организационные и содержательные изменения военного образования, чтобы повысить эффективность подготовки военных специалистов. Целью данного исследования является теоретическое обоснование содержания и структуры организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий. В ходе исследования применялся метод теоретического анализа педагогической литературы, формализация положений в области организации и управления подразделением и организацией, также использовался метод моделирования при построении структуры организационно-управленческой деятельности. В статье описаны функции, этапы, знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт деятельности и компетенции общие и применительно к организационно-управленческой деятельности военного специалиста. Показана роль требований нормативных правовых актов, таких как Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» и квалификационные требования, в формировании компетенций. Сформирована структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий с описанием взаимосвязей между её элементами. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста позволит построить модель её формирования и в дальнейшем выработать практические рекомендации по эффективному обучению курсантов - будущих офицеров.
Ключевые слова: организационно-управленческая деятельность, знания, умения, навыки, ценностные установки, опыт, компетенции.
Поступила в редакцию Received 07.04.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.04.2018
Принята к публикации Accepted for publication 27.04.2018 Опубликована Published 29.06.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Успаленко Вадим Борисович, заместитель начальника кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Пермь, Россия
2 Плотникова Евгения Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Пермь, Россия
Введение
Конец XX и начало XXI в. характеризуются углублением процессов информатизации общества, бурным развитием информационных технологий, возрастающим количеством информации во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время для принятия адекватных управленческих решений необходим анализ все большего объема информации, обработка которого в «ручном» режиме требует значительных затрат человеческих ресурсов и времени. Таким образом, необходимость подготовки специалистов в области применения информационных технологий стала очевидной. Военная область не является исключением, поскольку повышение эффективности действий войск напрямую зависит от скорости и правильности принятия управленческого решения.
В 2009 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 впервые в России открыта новая специальность высшего профессионального образования «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения». В настоящее время действует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС), определяющий виды профессиональной деятельности и профессиональные задачи подготовки для этой специальности. В соответствии с ФГОС одним из основных видов деятельности специалистов в области применения информационных технологий является организационно-управленческая деятельность (далее - ОУД).
Наличие противоречий между современными требованиями к ОУД специалистов информационных технологий и качеством их подготовки требует системного анализа содержания и структуры ОУД для формирования эффективной модели обучения специалистов.
Таким образом, целью данного исследования является анализ педагогической литературы, теоретическое обоснование содержания и структуры организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Как отмечает в своем исследовании А. Ю. Шабайкин, ОУД означает деятельность по организации и управлению, осуществляемую в группах людей, входящих в социальные общности различных величин и качеств, и предполагающую организацию их жизнедеятельности, руководство и управление ими. Он рассматривает ОУД как деятельность, упорядочивающую структуры и процессы [1]. По мнению Г. П. Щедровицкого, организационную работу можно включать в управленческую деятельность, рассматривать организацию как средство решения управленческих задач [2].
Военные педагоги определяют ОУД как особый вид профессиональной деятельности будущего военного специалиста, состоящий в создании эффективной структуры управления и руководства организационно-техническими системами военного назначения и воинскими подразделениями в ходе подготовки и выполнения задач по предназначению. В структуре ОУД «организация» и «управление» - рядоположенные области деятельности, взаимно обусловливающие друг друга: «организация» является самостоятельным по отношению к управлению родом деятельности, не столько сопутствующим, сколько предшествующим ему, нацеленным на создание эффективной системы управления или внесение изменений в уже действующую систему [3]. Особое внимание исследо-
вателей уделяется формированию и совершенствованию культуры управления [4, 5], психолого-педагогической подготовке будущих офицеров к управленческой деятельности [6], формированию компетенций и готовности к осуществлению ОУД [7, 8].
На основании анализа работ в области ОУД, а также при рассмотрении ФГОС по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» для специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» и квалификационных требований можно сделать вывод о наличии общих (универсальных) и специфических элементов в структуре ОУД.
Структура ОУД состоит из определенного набора функций, этапов, знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, требующих системного изучения, детального анализа и учета в процессе обучения в образовательной организации.
ОУД представляет собой реализацию административных операций или функций:
- целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи;
- прогнозирование - учет грядущего и выработка программы действий;
- организация - строительство материальной и социальной составляющей частей структурного подразделения;
- распорядительство - отдача указаний подчиненному персоналу (личному составу) с целью эффективной работы подразделения;
- координация - связывание, объединение, гармонизация всех действий;
- контроль - обеспечение деятельности подразделения согласно установленным правилам и отданным распоряжениям [9].
Каждый офицер в процессе выработки и принятия организационно-управленческого решения неизбежно проходит основные этапы, последовательная реализация которых позволяет успешно справиться с поставленной перед ним задачей.
Такими этапами ОУД являются:
- изучение и уяснение полученной задачи;
- расчет времени;
- информирование заместителей (подчиненных руководителей) о полученной задаче и мероприятиях, которые необходимо провести немедленно;
- оценка обстановки с заслушиванием предложений заместителей (подчиненных руководителей) и выработка замысла выполнения полученной задачи;
- доклад и утверждение замысла у старшего начальника, объявление его заместителям (подчиненным руководителям) (в части, их касающейся), отдача указаний по дальнейшей работе по принятию решения;
- доведение предварительных распоряжений до подчиненных подразделений (при необходимости);
- рассмотрение и утверждение замыслов подчиненных руководителей (при получении задачи в форме предварительного распоряжения);
- рассмотрение и утверждение замыслов заместителей по применению подчиненных подразделений и всестороннему обеспечению выполнения полученной задачи;
- завершение принятия решения (определение задач (подразделениям), основных вопросов взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления);
- доклад и утверждение решения у старшего начальника;
- объявление решения заместителям;
- проведение рекогносцировки (при необходимости);
- постановка задач подчиненным подразделениям;
- рассмотрение и утверждение решений заместителей по применению подчиненных подразделений и всестороннему обеспечению выполнения поставленных задач;
- рассмотрение и утверждение решений подчиненных командиров подразделений;
- планирование выполнения полученной задачи;
- рассмотрение и утверждение планирующих документов;
- организация взаимодействия, отдача указаний по всестороннему обеспечению и управлению;
- практическая работа по подготовке подчиненных руководителей и подразделений к выполнению поставленных задач (контроль исполнения и оказание помощи);
- доклад старшему начальнику о готовности к выполнению полученной задачи.
Готовность к ОУД предполагает наличие необходимых знаний, умений, навыков. Уточним сущность понятий «знания», «умения» и «навыки» применительно к ОУД офицера автоматизации.
Знания, умения и навыки в ОУД должны обеспечивать реализацию выпускниками образовательных организаций административных функций и являются фундаментом ОУД руководителя.
Американские исследователи Р. Блейк и Д. Мутон делят ОУД эффективного руководителя на две составляющие - это обеспечение производственных процессов и забота о персонале [10]. Применительно к деятельности специалистов в области автоматизации управления войсками первая составляющая включает в себя принятие и реализацию решений по применению информационных технологий. Вторая имеет целью сплотить личный состав подразделения, вовлечь их в процесс реализации решений, направленных на достижение целей, стоящих перед подразделением. Благодаря этому значительно повышается удовлетворенность подчиненных своей работой, а также достигается высокая эффективность деятельности подразделения и всей организации в целом.
В настоящее время знание приобрело междисциплинарный, многомерный характер и получило статус основного ресурса. Рассмотрение знания как экономического ресурса, стратегического приоритета, конкурентного преимущества и общественной ценности предопределило неизбежность изменений в образовательном процессе образовательной организации, направленных на осознание всеми субъектами образовательного процесса роли знания как ценности, обеспечивающей готовность выпускников, в том числе к ОУД [11].
Знания, полученные в образовательной организации, должны быть комплексными и соответствовать принципам:
- энциклопедического реального образования (знания, полученные из учебников, и знания, подкрепленные практическими действиями);
- развития способностей человека (воспитательная роль образования - развитие духовных способностей, которые способствуют эффективному обучению) [12].
Знания в ОУД - сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий в целях осуществления административных функций в рамках реализации процесса автоматизированного управления войсками.
Знания в ОУД специалиста автоматизации - это знания об управлении организацией, знания об управлении своим подразделением, знания об автоматизации управления организацией в частности и войсками в целом. Знания об автоматизации управления включают в себя как организационно-управленческую сторону деятельности, так и техническую. Без знания особенностей применения информационных
технологий, принципов проектирования и функционирования информационных систем невозможно эффективно управлять подразделением, которое обеспечивает автоматизированное управление войсками.
Умения в ОУД - подготовленность к практическим действиям по управлению подразделением автоматизации, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Навыки в ОУД - действия, доведенные до автоматизма.
Проанализировав работы авторов, посвященные понятиям «знания», «умения» и «навыки», необходимым для осуществления ОУД (К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин [13], Б. Г. Литвак [14], А. Г. Поршнев [15], З. П. Румянцева [16], К. П. Леонтьев, Е. И. Федак [17] и др.), в том числе зарубежных авторов (М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [18], М. Армстронг [19] и др.), а также требования общевоинских уставов [20], ФГОС, квалификационные требования и другие нормативные правовые акты, мы выделили основные знания, умения и навыки, необходимые будущему специалисту в области применения информационных технологий:
- знания - об управлении и управленческих функциях; об организационно-управленческих решениях и распределении полномочий; об управлении военнослужащими и подразделениями; об организации планирования; об основах проектирования и организации эксплуатации автоматизированных систем специального назначения, информационных технологий и систем; об управлении проектами;
- умения - выполнять анализ и оценку исходных данных; разрабатывать и ре-ализовывать управленческие решения; выполнять управленческие функции; управлять подчиненными и собой; эксплуатировать информационные технологии и системы; формировать и развивать эффективно работающие коллективы;
- навыки - анализировать и оценивать состояние дел в подразделении; разрабатывать и реализовывать эффективные управленческие решения; управлять военнослужащими и подразделениями; управлять собой; применять автоматизированные системы специального назначения, информационные технологии и системы.
Ценностные установки у будущих офицеров формируются в процессе воспитания, начиная с детства. Освоение таких духовных ценностей, как добро, красота, честь совесть и т. д., осуществляется в контексте воспитания, в том числе в образовательной организации. С помощью мира ценностей человек управляет самим собой, что позволяет ему быть эффективным управленцем [21].
Под ценностными установками в данном исследовании мы понимаем: чувство ответственности за принимаемые решения и действия, уверенность в себе, честность, воспитанность, стремление к самосовершенствованию, инициативность, исполнительность, самоконтроль.
Правильно сформированные ценностные установки положительно сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава подразделения, позволяют повысить авторитет руководителя, что, в свою очередь, отразится на эффективности работы подразделения и успешном выполнении задачи.
Приобретение опыта в ОУД является неотъемлемой частью процесса обучения. Опыт ОУД формируется в ходе обучения в образовательной организации, прохождения практик и стажировок.
Совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, таких как ценностные установки, знания, умения, навыки и практический опыт, а также способность их применения в ОУД специалистами в области применения информационных техно-
логий представляет собой набор профессиональных компетенций специалиста, таких как способность организовывать работу и управлять коллективом исполнителей, принимать управленческие решения и контролировать их выполнение, осуществлять воспитательную и обучающую деятельность; способность разрабатывать и реа-лизовывать планы работы коллективов, проекты нормативных и методических материалов, а также организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности, в том числе положений и инструкций; способность организовывать эксплуатацию автоматизированных систем специального назначения; способность находить рациональные организационно-технические решения по эффективному применению автоматизированных систем специального назначения в сфере профессиональной деятельности; способность разрабатывать предложения по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны; обеспечивать техническую защиту информации; способность организовывать охрану окружающей среды в рамках профессиональной деятельности [22].
Кроме того, ОУД военных специалистов в области применения информационных технологий подразумевает владение военно-профессиональными компетенциями, такими как способность к реализации управленческой деятельности на основе действующих нормативных правовых актов; способность к планированию деятельности, оформлению служебной документации и ведению отчетности по своему профессионально-должностному предназначению; способность к организации автоматизации управления в соединении и воинской части, разработке планирующих, распорядительных, отчетных документов по связи и автоматизированному управлению войсками, оценке состояния автоматизации управления войсками; способность к организации программно-математического, информационного и технического обеспечения информационных систем; способность организовывать внедрение автоматизированных систем, информационных систем и сервисов, осуществлять установку, администрирование, обновление и эксплуатацию общесистемного, прикладного и специального программного обеспечения, применяемого в войсках [23].
Критериями готовности к осуществлению ОУД являются: мотивационно-лич-ностная направленность (наличие положительной мотивации и интереса); когнитивная направленность (объём необходимых теоретических знаний и способностей); де-ятельностная направленность (сформированность практических умений и навыков, позволяющих адекватно ситуации применять способы воздействия, устанавливать контакт с людьми) [24].
Методологическая база исследования
Все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. д.) характер. Даже когда речь идет о знаниевой концепции обучения, невозможно изучать образовательный процесс, не исследуя и не развивая внимание, память, мышление, эмоции, способности к различным видам деятельности учащихся. Речь всегда идет о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных особенностей. В. И. Загвязинский определяет методы и методики психолого-педагогического исследования, которые используются для формирования структуры ОУД специалиста информационных технологий [25].
Б. Г. Литвак, используя системный анализ процесса управления, утверждает, что осуществлять управление необходимо не только отдельной системой организации, но и всей организацией в целом, учитывая сложные внутренние и внешние взаимосвязи объектов и подсистем [26].
М. Армстронг использует системный подход при описании основ управления человеческими ресурсами [27].
По мнению В. С. Анфилатова, системный анализ - это методология решения проблем, основанная на структуризации систем и количественном сравнении альтернатив. Другими словами, системным анализом называется логически связанная совокупность теоретических и эмпирических положений из области математики, естественных наук и опыта разработки сложных систем, обеспечивающая повышение обоснованности решения конкретной проблемы. В системном анализе используются как математический аппарат общей теории систем, так и другие качественные и количественные методы из области математической логики, теории принятия решений, теории эффективности, теории информации, структурной лингвистики, теории нечетких множеств, методов искусственного интеллекта, методов моделирования [28].
И. Н. Ансофф использует системный подход для осуществления планомерного выбора принципов функционирования организации, который содержит анализ отдельных направлений деятельности, выбора стратегических позиций в каждом из них [29].
Е. И. Кудрявцева рассматривает управленческую компетентность как систему взаимосвязанных элементов, позволяющих эффективно руководить подразделением (организацией) [30].
Если говорить об основах педагогики, «Великая дидактика» Я. А. Каменского является энциклопедией методики. В этой книге основные дидактические положения построены на принципах природосообразности и сенсуализма, которые актуальны и в настоящее время [31].
Т. В. Данилова представляет педагогическую технологию формирования организационно-управленческой компетентности, состоящую из трех этапов. Первый этап - решение задач по повышению уровня знаний: определение объема, структуры, содержания ОУД; разработка мероприятий по контролю над деятельностью подчиненных; оценка текущего состояния подразделения и др. Второй этап - решение задач по совершенствованию навыков: выбор оптимальных средств, необходимых для подготовки личного состава подразделений; принятие управленческих решений; реализация функций управления в практической деятельности; реализация принципов управления. Третий этап - решение задач совершенствования навыков: принятие комплекса долгосрочных решений; оценка ситуации; определение наиболее верных направлений ОУД; выбор наиболее целесообразных форм, видов и методов организации деятельности подразделений [32].
Н. А. Ран выделяет направления в процессе формирования организационно-управленческой компетентности, которые реализуются посредством педагогических технологий. По мнению Н. А. Ран, теоретико-методическое направление основано на изучении материала на занятиях. Ценностно-ориентирующее направление реализуется за счёт организации и проведения практик, самостоятельной работы, дипломного проектирования. Профессионально-личностная подготовка осуществляется за счёт воспитательной работы с обучаемыми во внеучебной деятельности [33].
Предметом психологического изучения ОУД, по мнению А. В. Карпова, выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют
трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения.
А. В. Карпов выделяет три основных измерения управленческой деятельности: собственно деятельностное, которое связано с организацией и управлением какой-либо системой; кадровое — «личностное», связанное с управлением людьми, с организацией межличностных взаимодействий; производственно-технологическое, связанное непосредственно с организацией технологического процесса, с его оперативным управлением [34].
А. В. Субботин рассматривает ОУД офицера как составляющую часть профессиональной деятельности, направленную на координацию мероприятий, выполняемых подразделением, и управление подчиненным личным составом. При этом в психологии труда выделяет два основных подхода к рассмотрению профессиональной успешности: внутренняя оценка личностью собственных результатов профессиональной деятельности; внешняя оценка результатов деятельности по различным параметрам, таким как надежность, эффективность, гибкость, темп работы. Успешность в целом определяется уровнем профессиональной адаптации к ОУД [35].
А. Ю. Шабайкин отмечает, что ОУД, как и любая другая социальная деятельность, имеет определенные структуры. С теоретической и методологической точек зрения различает структуры содержания и структуры процесса этой деятельности, а также структуры форм и методов осуществления органами управления своих функций, обслуживающий ОУД инструментарий, постоянное совершенствование которого базируется на развитии структуры управленческих методов. Также рассматриваются структуры видов ОУД, такие как познавательная, проективная, стимулирующая и воспитательная деятельность [36].
Итак, в исследовании структуры ОУД мы основывались на комплексе научно-теоретических положений и взглядов, а именно:
- системно-структурном подходе к изучению психологических и педагогических явлений и процессов (В. И. Загвязинский, Р. М. Атаханов) [37];
- системном анализе в управлении (Б. Г. Литвак, М. Армстронг, В. С. Анфилатов, И. Н. Ансофф, Е. И. Кудрявцева и др.) [38-42];
- основах педагогики и педагогических технологиях формирования готовности к ОУД (Я. А. Коменский, Т. В. Данилова, Н. А. Ран и др.) [43-45];
- психологических, социально-философских закономерностях деятельности руководителя (А. В. Карпов, А. В. Субботин, А. Ю. Шабайкин и др.) [46-48].
В ходе исследования применялся также метод теоретического анализа литературы, диссертационных исследований, формализация положений в области организации и управления подразделением и организацией. При построении структуры организационно-управленческой деятельности использовался метод моделирования.
Результаты исследования
Мы считаем, что организационный и управленческий виды деятельности представляют собой равноправные, но связанные между собой области. Организацию и управление нельзя рассматривать отдельно друг от друга ни теоретически, ни практически. Организация не может быть реализована без грамотного и профессионального управления, а управление не может существовать без организации.
Управление - сложная, комплексная и системная деятельность, которая объединяет вокруг себя другие деятельности, подчиняет их своей логике, комплексно и системно их организует. Управление подразделениями (личным составом) организуется и осуществляется в соответствии с решением командира. Результатом реализации принятого командиром решения является выполненная служебно-боевая задача.
Организация выполнения полученной задачи начинается с получения задачи и включает: принятие решения; проведение рекогносцировки (при необходимости); постановку задач подчиненным; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.
Обобщая выполненный анализ проблемы исследования, будем понимать ОУД как целенаправленную деятельность руководителей по формированию поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) с целью достижения поставленных целей. Ключевой составляющей в ОУД является процесс принятия решения и обеспечение его реализации.
Структура ОУД специалиста в области применения информационных технологий представлена на рисунке.
Согласно полученным научно-теоретическим данным, изображенная на рисунке структура ОУД представляет собой систему взаимосвязанных элементов. ОУД осуществляется посредством реализации функций (целеполагания, прогнозирования, организации, распорядительства, координации, контроля). Функции реализуются в определенном порядке и образуют этапы. Каждому этапу может соответствовать одна или несколько функций. В целом реализация ОУД, и в частности выполнение функций специалистами в области применения информационных технологий, обеспечивается наличием у них определенных качеств. Этими качествами являются ценностные установки, знания, умения, навыки и практический опыт, которые можно объединить одним понятием - компетенции. В свою очередь, компетенции, необходимые военному специалисту, описанные выше, определены в ФГОС и квалификационных требованиях.
Заключение
Итак, в соответствии с вышеизложенным нами разработана структура ОУД специалиста в области применения информационных технологий. Структура включает в себя общую структуру компетенций, общие функции ОУД, соответствующие функциям этапы ОУД, требующиеся для выполнения этапов ценностные установки, знания, умения, навыки и практический опыт, а также компетенции, которые необходимо сформировать в соответствии с ФГОС и квалификационными требованиями в образовательной организации.
Высокие требования к качеству подготовки специалистов в области применения информационных технологий диктуют использование эффективных подходов к процессу обучения. Данная структура позволит создать модель формирования организационно-управленческой деятельности у будущих офицеров.
ОРГАНИЗАЦИОННО УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Общая структура компетенции
ценностные установки
практический опыт
Компетенции
военного специалиста в ОУД в области применения информационных технологий в соответствии с ФГОС и квалификационными требованиями
ФУНКЦИИ
ЭТАПЫ
О
ТЕ
Ценностные установки: чувство ответственности за принимаемые решения и действия: уверенность в себе: честность: воспитанности стремление к самосовершенствованию; инициативность^ исполнительность, самоконтроль
Знания:
об управлении и управленческих функциях; об организационно-управленческих решениях и распределении полномочий; об управлении военнослужащими и подразделениями: об организации
планирования: об организации эксплуатации автоматизированных систем специального назначения; об управлении проектами
Умения:
выполнять управленческие функции; анализировать и оценивать условия: разрабатывать эффективные управленческие решения; реализовывать принятые управленческие решения; управлять военнослужащими и подразделениями: управлять собой: решать управленческие задачи; применять! ехнологии управления; формировать и развивать эффективно работающие коллективы
Навыки:
выполнять управленческие функции; анализировать и оценивать условия: разрабатывать управленческие решения; реализовывать принятые управленческие решения; управлять военнослужащими и подразделениями; управлять собой; применять технологии управления
Практический опыт: Опыт ОУД. полученный в ходе обучения в образовательной организации. прохождении практик и стажировок
Структура ОУД специалиста в области применения информационных технологий
Ссылки на источники
1. Шабайкин А. Ю. Социально-философский анализ организационно-управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2014. - 179 с.
2. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии организации, руководства и управления: хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. - М.: Дело, 2004. - 208 с.
3. Образцов П. И., Козачок А. И., Пантелеев Р. Г. Состав и структура организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 77-82.
4. Фененко Ю. В. Стиль управленческой деятельности военного руководителя. - М.: ВИУ, 2001. - 69 с.
5. Котельников В. А., Родных И. В. Управленческая культура в системе военно-социального управления // Среднерусский вестник общественных наук. - 2013. - № 2. - С. 56-59.
6. Бондаренко Е. А. Содержание и организация психолого-педагогической подготовки будущих офицеров тыла к управленческой деятельности: монография. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 146 с.
7. Гончарова П. Ю. Содержание управленческой компетентности курсантов военных институтов внутренних войск МВД России // Педагогический журнал. - 2013. - Вып. 1-2. - С. 124-132.
8. Шанин С. В., Коровин Р. В., Дридигер Д. Н. Формирование управленческих компетенций в процессе профессиональной подготовки военного специалиста // Вестник высшей школы. - 2016. - № 3. - С. 104-107.
9. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. - 351 с.
10. Блэйк Р. Р., Мутон Д. С. Научные методы управления / [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейш. шк., 2013. - 274 с.
11. Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2008. - 48 с.
12. Коменский Я. А. Великая дидактика. Т. 1. - М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. - 320 с.
13. Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: учеб. - 7-е изд. - М.: Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 496 с.
14. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: учеб. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. - 392 с.
15. Управление организацией: учеб. / А. Г. Поршнев, Г. Л. Азоев, В. П. Баранчеев; под ред. А. Г. Поршнева и др. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 736 с.
16. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
17. Леонтьев К. П., Федак Е. И. Развитие процесса формирования умений и навыков управленческой деятельности у курсантов военных вузов // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1. - С. 179-184.
18. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд. / пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Виль-ямс», 2012. - 672 с.
19. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учеб. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 831 с.
20. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495: в ред. указа Президента РФ от 27 декабря 2017 г. № 637 // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 47 (1 ч.). - Ст. 5749.
21. Шемякинский В. М. Роль ценностей в профессиональном мировоззрении курсанта // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 65-69.
22. Успаленко В. Б. Суть управления в формировании организационно-управленческих компетенций курсантов // Современная система военного образования и перспективные направления развития войск национальной гвардии Российской Федерации: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. В. Ф. Купавского. - Пермь: Изд-во Пермского военного института войск национальной гвардии, 2017. - С. 284-289.
23. Там же.
24. Беринская И. В. Формирование готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности в образовательных организациях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 2. - С. 111-115.
25. Загвязинский В. И., Атаханов Р. М. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 208 с.
26. Литвак Б. Г. Указ. соч.
27. Армстронг М. Указ. соч.
28. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин; под ред. А. А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.
29. Ансофф И. Н. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 303 с.
30. Кудрявцева Е. И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: монография / Сев.-Зап. ин-т упр. - фил. РАНХиГС. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. - 340 с.
31. Коменский Я. А. Указ. соч.
32. Данилова Т. В. Педагогическая технология формирования организационно-управленческой компетентности у курсантов вузов МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2014. - 151 с.
33. Ран Н. А. Формирование организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза: дис. .канд. пед. наук. - Оренбург, 2015. - 213 с.
34. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
35. Субботин А. В. Влияние личностных качеств выпускников ракетного училища на успешность организационно-управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 192 с.
36. Шабайкин А. Ю. Указ. соч.
37. Загвязинский В. И., Атаханов Р. М. Указ. соч.
38. Литвак Б. Г. Указ. соч.
39. Армстронг М. Указ. соч.
40. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / B. C. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин; под ред. А. А. Емельянова.
41. Ансофф И. Н. Указ. соч.
42. Кудрявцева Е. И. Указ. соч.
43. Коменский Я. А. Указ. соч.
44. Данилова Т. В. Указ. соч.
45. Ран Н. А. Указ. соч.
46. Шабайкин А. Ю. Указ. соч.
47. Карпов А. В. Указ. соч.
48. Субботин А. В. Указ. соч.
Vadim B. Uspalenko,
Deputy Head of Computing Software and Automated Systems Chair, Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia [email protected] Evgenia G. Plotnikova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Humanities and Social Sciences Chair, Perm Military Institute of National
Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia
Structure of the organizational and administrative activity of a military specialist in the field of information technologies application
Abstract. Modern requirements for the professional training of specialists are determined by the changes that have taken place in recent years, not only in our country, but also in the world. The state cannot consider itself protected if the provision of public security and the protection of public order systems do not meet present-day challenges and threats, so training specialists for the National Guard troops of Russia is one of the important tasks of modern Russia. The fundamental factor in the successful use of the Russian National Guard troops is effective command and control of troops, and in the modern conditions of information and telecommunication technologies development - automated command and control of troops. The training of specialists in the field of information technology use for the troops of the Russian National Guard presupposes organizational and substantial changes of military education in order to improve the efficiency of military specialists training. The purpose of this study is theoretical substantiation of the content and structure of the organizational and administrative activity of a military specialist in the field of information technology application. In the course of the research, the method of theoretical analysis of pedagogical literature was used, formalization of the regulations in the field of organization and management of a subdivision and organization, and the modeling method was used to design the structure of organizational and administrative activity. The article describes the functions, stages, knowledge, skills, values, activity experience and competences in general and applied to the organizational and administrative activities of a military specialist. The role of the requirements of normative legal acts such as the Federal State Educational Standard on the specialty 09.05.01 "Application and operation of special-purpose automated systems" is shown, as well as qualification requirements in the formation of competences. The structure of organizational and administrative activity of a military specialist in the field of information technologies application with the description of interrelations between its elements is formed. The structure of the organizational and administrative activities of a military specialist will allow to construct a model for its formation and to develop practical recommendations for the effective training of cadets - future officers. Key words: organizational and administrative activity, knowledge, skills, value settings, experience, competences.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Успаленко В. Б., Плотникова Е. Г. Структура организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - С. 411-422. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181036.htm.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Успаленко В. Б., Плотникова Е. Г., 2018
9772304120180