Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (СЕКЦИЙ)'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (СЕКЦИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНЕР / РОДИТЕЛИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЦЕНИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Бурханова Ирина Юрьевна, Волкова Ирина Вячеславовна

Целью исследования явилось определение методологических основ, организационных и технологических аспектов разработки программы взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) в целях создания образовательно-воспитательной среды. В статье представлены методология и технология проектирования программы деятельности «Родительского клуба болельщиков» как инновационной среды для формирования взаимоотношений всех участников образовательно-воспитательного процесса, реализуемого в спортивной школе (секции). Научная новизна исследования заключается в разработке организационно-технологического обеспечения взаимодействия тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций). В результате исследования разработана организационная схема и программа применения игровых технологий и сценических практик для повышения эффективности взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Бурханова Ирина Юрьевна, Волкова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF INTERACTION BETWEEN SPORTS COACHES AND PARENTS OF PUPILS OF SPORTS SCHOOLS (SECTIONS)

The purpose of the study was to determine the methodological foundations, organizational and technological aspects of the development of a program of interaction between a sports coach and parents of pupils of sports schools (sections) in order to create an educational environment. The article presents the methodology and technology of designing the activity program of the "Parent Club of Fans" as an innovative environment for the formation of relationships between all participants of the educational process implemented in a sports school (section). The scientific novelty of the research lies in the development of organizational and technological support for the interaction of the coach and parents of pupils of sports schools (sections). As a result of the research, an organizational scheme and a program for the use of game technologies and stage practices have been developed to increase the effectiveness of interaction between a sports coach and parents of pupils of sports schools (sections).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (СЕКЦИЙ)»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кузнецова Светлана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бурханова Ирина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Волкова Ирина Вячеславовна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ (СЕКЦИЙ)

Аннотация. Целью исследования явилось определение методологических основ, организационных и технологических аспектов разработки программы взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) в целях создания образовательно-воспитательной среды. В статье представлены методология и технология проектирования программы деятельности «Родительского клуба болельщиков» как инновационной среды для формирования взаимоотношений всех участников образовательно-воспитательного процесса, реализуемого в спортивной школе (секции). Научная новизна исследования заключается в разработке организационно-технологического обеспечения взаимодействия тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций). В результате исследования разработана организационная схема и программа применения игровых технологий и сценических практик для повышения эффективности взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций).

Ключевые слова: тренер, родители, взаимодействие, воспитание, игровые технологии, сценические практики, театральная педагогика.

Annotation. The purpose of the study was to determine the methodological foundations, organizational and technological aspects of the development of a program of interaction between a sports coach and parents of pupils of sports schools (sections) in order to create an educational environment. The article presents the methodology and technology of designing the activity program of the "Parent Club of Fans" as an innovative environment for the formation of relationships between all participants of the educational process implemented in a sports school (section). The scientific novelty of the research lies in the development of organizational and technological support for the interaction of the coach and parents of pupils of sports schools (sections). As a result of the research, an organizational scheme and a program for the use of game technologies and stage practices have been developed to increase the effectiveness of interaction between a sports coach and parents of pupils of sports schools (sections).

Key words: coach, parents, interaction, education, game technologies, stage practices, theater pedagogy.

Введение. В современном российском образовании актуализация взаимодействия педагогов и родителей обучающихся в целях решения образовательных и воспитательных задач диктуется изменением не только общей социокультурной ситуации, но и трансформацией потребностей и запросов общества в отношении нравственно-ценностных ориентаций. Преобразования последних десятилетий, произошедшие в образовании, повлекли за собой снижение эффективности традиционных технологий и методов воспитательной деятельности как при реализации основных образовательных программ, так и в системе дополнительного образования.

В настоящее время педагогический потенциал занятий в спортивных секциях используется недостаточно, а проблемы организации и реализации воспитательного процесса в спортивных секциях носят системный характер. Авторами были проанализированы программы спортивной подготовки по видам спорта (плавание, баскетбол, волейбол, художественная гимнастика, футбол) спортивных школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской обрасти, размещенных в открытом доступе на сайтах спортивных школ. Проведенный анализ программ показал отсутствие в них задач воспитательного характера.

Анализ существующей воспитательной работы тренеров также показал отсутствие ее системности и крайне узкий охват технологий воспитательного воздействия. Понимая необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, тренеры тем не менее сводят его к минимуму, ограничиваясь традиционными родительскими собраниями и индивидуальными беседами при необходимости. При этом огромный воспитательный потенциал тренерско-родительского взаимодействия остается невостребованным и неиспользуемым.

Организации продуктивного взаимодействия тренеров и родителей воспитанников спортивных школ и секций в целях создания образовательно-воспитательного пространства мешают ряд барьеров как со стороны тренера, так и со стороны родителей. Тренеры, как правило, игнорируют системную воспитательную деятельность, ограничиваясь только «разбором полетов», то есть решают возникшие проблемы воспитательного характера по мере их возникновения, точечно и с использованием стандартной технологии беседы. Со стороны родителей зачастую проявляется нежелание идти на контакт в вопросах воспитания, недоверие тренеру и методам его работы, несоответствие отношения тренера к ребенку отношению к ребенку самих родителей (недостаточно мягко, или наоборот, слишком строго).

Таким образом, актуальность разработки программы взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) обусловлена необходимостью определения способа разрешения противоречия между наличием потребности в организации продуктивного взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) и отсутствием разработанного организационно-технологического обеспечения этого процесса.

В работе были поставлены следующие задачи:

- представить основные принципы и подходы к организации процесса взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций);

- охарактеризовать организационную схему формирования взаимоотношений спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) на площадке «Родительского клуба болельщиков»;

- разработать программу организации взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) в целях создания образовательно-воспитательной среды на базе «Родительского клуба болельщиков».

Воспитательную деятельность принято рассматривать как систему, функционирующую на трех уровнях: система воспитания, воспитательная система и система воспитательной работы (Колесникова, Борытко, Поляков, Селиванова, 2007). В процессе системной воспитательной работы с юными спортсменами принимают участие не только тренеры и родители, но и специалисты-практики других спортивных и педагогических направлений, психологи, медицинские и научные работники. Все они являются субъектами сложной системы взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса в спортивных школах и секциях предполагает взаимоотношения его участников, которые основаны на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность процесса обучения, воспитания и развития юного спортсмена. И, как отмечают многие авторы, организация целенаправленной работы тренера и родителей требует современного организационно-технологического обеспечения образовательно-воспитательного процесса для создания образовательно-воспитательной среды) [1, 6, 8].

Изложение основного материала статьи. Организация взаимодействия между родителями, тренером и занимающимися в спортивных школах и секциях обладает собственной уникальной спецификой выбора методов и методик организации совместной деятельности, что связано со спецификой вида спорта, а также включает родителей в формирование принципиально новой системы ценностей и приобщения их к спортивной культуре.

Продуктивная работа «Родительского клуба болельщиков», как современной площадки для взаимодействия тренера и родителей, с самого начала требует применения инновационных педагогических технологий. Такими мы видим проектную технологию, а также игровые технологии и сценические практики.

На рисунке 1 представлена организационная схема формирования взаимоотношений спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных секций на площадке «Родительского клуба болельщиков», разработанная на основе технологии проектирования и актуализируемые на каждом этапе позиции участников взаимодействия (тренеров и родителей воспитанников спортивных школ).

1 этап - подготовительный

определение миссии, цели, задач, методов и ресурсов позиция автора и технолога

XI

2 этап - реализационный

формирование равнопартнерских взаимоотношений позиция деятеля, воспитателя

_3 этап - рефлексивно-оценочный_

совместное оценивание результатов деятельности | позиция эксперта, апналитика"

4 этап - популяризационный

расширение границ рефлексии учебно-воспитательного процесса пропагандистская позиция

Рисунок 1. Организационная схема формирования взаимоотношений спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ секций на площадке «Родительского клуба болельщиков»

Основой технологического обеспечения взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса (тренерского состава, родителей воспитанников, самих воспитанников, педагогов-организаторов, психологов) становятся игровые технологии и сценические практики. Более глубокое рассмотрение вышепредставленных технологий, позволяет выявить их метапредметный характер и, соответственно, развернуть вектор их использования в соответствии с задачами, которые ставятся перед «Родительским клубом болельщиков».

Задачами «Родительского клуба болельщиков» являются:

- создание единого образовательно-воспитательного пространства семьи и спортивной школы (секции), направленного на воспитание культуры здоровья ребенка, включающего в себя осознанную деятельность по совершенствованию его физического, психического и социального здоровья, по формированию бережного отношения к своему здоровья и здоровью других людей;

- проектирование воспитательной траектории для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, особенностей состояния здоровья;

- своевременный анализ личностных проблем ребенка в условиях семьи и спортивной секции и интеграция усилий по профилактике и преодолению возникающих проблем;

- включение ребенка и членов его семьи во внетренировочную образовательно-воспитательную деятельность;

- преемственность в содержании и технологиях воспитательной деятельности между семьей и спортивной школой в вопросах формирования культуры здоровья.

Применение игр в деятельности «Родительского клуба болельщиков» позволит взаимодействию тренера и родителей происходить, как и положено в играх, в атмосфере взаимопомощи и раскрепощенности.

Игровые технологии призваны формировать у тренера и родителей воспитанников спортивных секций творческое, проблемно-деятельностное мышление и позиционно-критическое отношение к проблемам во взаимодействии и собственному развитию в результате их преодоления [2]. Здесь позиция участников взаимодействия понимается как способ видения имеющейся проблемной ситуации, определяющий «топологию пути к смыслу» [8], а не жестко сформулированные правила или требования. Постижение данной топологии становится «точкой отсчета» для проектирования содержания игр на площадке «Родительского клуба болельщиков» в целях достижения воспитательных результатов и смыслостроительства личности.

Игротехнологии активно применяется в настоящее время в образовательных целях в условиях многоуровневого образования. Разработаны такие типы игровых технологий, как дидактические [11], когнитивно-двигательные игры [3], деловые игры [4], организационно-обучающие игры [12], организационно-деятельностные игры [14].

Разработанная в рамках исследования программа применения игровых технологий и сценических практик в деятельности «Родительского клуба болельщиков» позволит изучить не только объективные закономерности развития

ребенка, занимающегося в спортивной секции, но также изучить и реализовать его индивидуальность в иных сферах деятельности через игровую деятельность.

Таблица 1

Программа применения игровых технологий и сценических практик в деятельности «Родительского клуба

болельщиков»

Номер этапа Вид культуры, актуализируемый в рамках взаимодействия Технологическое обеспечение

Игровые технологии Сценические практики

1 Формирование проектной культуры мышления. «Родительский клуб болельщиков» как организационно-деятельностная игра. Методика К.С. Станиславского «Разведка умом».

2 Формирование коммуникативной культуры и культуры взаимоотношений. Когнитивно-двигательные игры, сюжетно-ролевые игры, развивающие игровые тренинги. Тренинг на публичное одиночество и рождения слова.

3 Формирование оценочной и рефлексивной культуры. Игровые дискусии, рефлексивные игры, оценочные игровые тренинги. Тренинг взаимодействия с партнером. Репетиционный процесс.

4 Формирование культуры публичности, расширение границ рефлексии. Игры-представления, деловые игры, организационно-обучающие игры. Продакшн-кампания «Образ моего клуба».

Игротехнологии способствуют формированию ширококонтекстного мышления участников игр на основании гуманистических ценностей. Сценические практики, как целенаправленный системный комплекс технологий и методов, направлены на психофизическую подготовку тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) к реализации эффективной образовательно-воспитательной деятельности в условиях публичности [10].

Спортивная деятельность в условиях работы секций или учреждений дополнительного образования обладает всеми характеристиками сценичности и публичности:

- в ходе соревновательной деятельности нет возможности переиграть или выполнить действие еще раз, как в ходе тренировочного процесса (репетиции);

- высокая вероятность импровизации и применения творческого (нестандартного) подхода к решению возникающих проблемных ситуаций;

- результаты деятельности всегда обсуждаемы и оцениваемы;

- деятельность реализуется в присутствии зрителей (тренера, других спортсменов).

В связи с усилением роли средств массовой информации и социальных сетей в воспитании подрастающего поколения важно не только содержание спортивной деятельности, но и то, как она выглядит в глазах сверстников, какие ценности современного мира она отражает. При этом важно отметить, что в современном молодежном сообществе доминирует теория «образа», актуального в данный момент времени (находящегося в тренде). Следовательно, для воспитанников будет иметь значение создание новой образности в образовательно-воспитательной спортивной деятельности в ее представлении на публичных ресурсах как тренером, так и родителям [8, 9, 15].

Результаты применения игротехнологий и сценических практик при организации и реализации взаимодействия детей, их родителей и тренера на площадке «Родительского клуба болельщиков», возможно оценить, используя следующие обобщенные критерии:

- обновление содержания, форм и средств организации образовательно-воспитательного процесса в рамках работы спортивной школы (тренировочный процесс и внетренировочные формы);

- формирование инновационного поведения субъектов образовательно-воспитательного процесса;

- повышение степени удовлетворенности качеством образовательно-воспитательного процесса у его участников;

- повышение уровня внешней оценки качества воспитательной деятельности.

Выводы. Таким образом, детальное рассмотрение игротехнологий и сценических практик позволяет увидеть все разнообразие возможностей их применения в дополнительном физкультурно-спортивном образовании и воспитании детей.

Разработанное в рамках исследования организационно-технологическое обеспечение формирования взаимоотношений спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) на площадке «Родительского клуба болельщиков» основано на принципах системного, герменевтического, средового и деятельностного подходов.

Схема организации деятельности представляет ряд последовательных этапов (подготовительного, реализационного, рефлексивно-оценочного и популяризационного) в результате прохождения которых у тренера и родителей формируется полипозиционность мышления, способствующая в итоге взаимопониманию и повышению эффективности взаимодействия.

Технологическое обеспечение взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций) на базе «Родительского клуба болельщиков» представлено в виде программы, где для каждого проектного этапа подобраны игровые технологии и сценические практики. Потенциал игротехнологий и сценических практик в организации взаимодействия между тренером и родителями ограничен лишь творческой активностью его субъектов и на каждом этапе принесет зримые результаты, как в формировании мировоззренческих, воспитательных и действенных компонентов общей культуры субъектов, так и в отношении создания образовательно-воспитательной среды.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с апробацией организационно-технологического обеспечения взаимодействия спортивного тренера и родителей воспитанников спортивных школ (секций).

Литература:

1. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / сост., подгот. текста, библиограф. Э.М. Мирского, В.Н. Садовского, Г.А. Смирнова. - М.: Эдиториал, УРСС, 1997.

2. Бурханова, И.Ю. Научные подходы к конструированию и реализации педагогических игротехнологий / И.Ю. Бурханова // Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород. - 2021.

3. Быстрицкая, Е.В. Методология применения когнитивно-двигательных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Быстрицкая, И.Ю. Бурханова, С.Д. Неверкович. - Нижний Новгород: Радонеж. - 2022.

4. Вербицкий, А.А. Деловая игра в компетентностном формате / А.А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3-2.

5. Гасанов, Н.В. Взаимодействие тренера и родителей в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников / Н.В. Гасанов // Наука и школа. - 2013. - № 3.

6. Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4: Герменевтика и теория литературы / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. - Научное издание. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

7. Дмитриев, С.В. Формирование сознания и самосознания студентов на основе предметно-смыслового содержания образовательных технологий / С.В. Дмитриев, Е.В. Быстрицкая. - Нижний Новгород, 2012.

8. Дьячков, А.А. Проблема познания субъектности и психологическое знание / А.А. Дьячков, А.П. Гордеева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3.

9. Катушенко, О.А. Контент-анализ транслируемых педагогом профессиональных ценностей в электронной-среде / О.А. Катушенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 6 (169). - С. 19-23

10. Кузнецова, С.В. Развитие сущностных взаимоотношений субъектов образовательного процесса в контексте театрального мастерства педагога / С.В. Кузнецова, Е.В. Быстрицкая // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3 (36).

11. Кузнецова, С.В. Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики / С.В. Кузнецова, Е.В. Быстрицкая // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - № 1.

12. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3.

13. Манжелей, И.В. Физкультурно-оздоровительная среда образовательного учреждения / И.В. Манжелей // Образование и наука. - 2005. - № 2 (32).

14. Неверкович, С.Д. Методика проведения и структура организационно-обучающих игр / С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 3.

15. Щедровицкий, Г.П. Технология игрового обучения, игровые технологии / Г.П. Щедровицкий, С.А. Шмаков, Б.П. Никитин, Ю.П. Азаров, Г.К. Селевко // Школьные технологии. - 2009. - № 1.

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical Sciences, Assistant professor, associate professor Kuzmina Aleksandra Petrovna Samara State Transport University (Samara); candidate of philological Sciences, Assistant professor, associate professor Kuregyan Amalia Levikovna Samara State Technical University (Samara); candidate of philological Sciences, Assistant professor, associate professor Pertsevaya Ekaterina Aleksandrovna Samara State Economic University (Samara)

THE PROBLEMS OF EFFECTIVE SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY IMPLEMENTATION OF A SECONDARY

SCHOOL TEACHER

Annotation. Methodological base relevance of socio-pedagogical activity of a secondary school teacher is presented in the aticle. The structural components and main features of socio-pedagogical activity of a secondary school teacher are also analyzed. The article outlines the theory of socio-pedagogical activity in the organic unity discourse of object and subject. A brief analysis of this theory, obtained through the review and study of socio-pedagogical, philosophical and psychological aspects of activities disclosed in the article, is given. Types of activities in the context of socio-pedagogical system are defined. The authors identifiy the structural components of teacher's activity in secondary schools and present its definition obtained by methodological substantiation of this topic and the study of the highlighted structural components. The conclusion reveals the main objectives and integrative result of such activity and shows its structure.

Key words: methodological framework, professional activity, knowledge of the world, personal education, socio-pedagogical activity of the teacher.

Аннотация. В статье рассматривается теория социально-педагогической деятельности в дискурсе органического единства объективного и субъективного. Приводится краткий анализ основных идей данной теории, полученный с помощью обзора и изучения социально-педагогического, философского и психологического аспектов деятельности, раскрытых в статье. Определяются виды деятельности в контексте социально-педагогической системы. Авторы выделяют структурные компоненты деятельности учителя в общеобразовательной школе и представляют ее определение, полученное путем методологического обоснования данной темы и изучения выделенных структурных компонентов. В заключении обозначаются главные цели и интегративный результат такой деятельности, раскрывается ее структура.

Ключевые слова: методологическое обоснование, профессиональная деятельность, познание мира, воспитание личности, социально-педагогическая деятельность учителя.

Introduction. Modernization in the sphere of education, which is associated with the formation of a new generation, imposes special requirements on pedagogical activity and teachers are mostly involved in the process of formation of the younger generation. Methodological aspects are the most significant for the study of any problem. It has a direct impact on the personality formation, its development and self-development. So, it is necessary to consistently identify and observe the methodological basis of its functioning. Studying the problem of effective implementation of socio-pedagogical activity of a teacher, it is relevant to highlight its methodological basis in a multivalued sense.

A significant contribution to the study of methodological problems of pedagogy was made by domestic scientists V. Kraevsky, G. Shchedrovitsky, Y. Babansky [1, 2, 5] who justified different approaches to interconnection of pedagogy with other sciences, its right to its own conceptual apparatus, the leading role of science in teaching and educational practice, etc.

The aim of the article is to prove the essential characteristics of socio-pedagogical activity in the methodological aspect.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Main part. According to G. Shchedrovitsky, science should perform its functions in relation to methodology and practice within the methodology. The system of scientific fundamentals of modern methodology includes five basic disciplines: 1) general ontology of system-structural analysis; 2) theory of activity; 3) theory of thinking; 4) theory of science; 5) semiotics. Together, they set the system of means necessary for designing any science, pedagogy in particular [5]. It is no coincidence that the activity theory was paid special attention to by the scientists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.