Научная статья на тему 'Занятия в спортивных секциях как фактор, влияющий на успешную самореализацию подростка'

Занятия в спортивных секциях как фактор, влияющий на успешную самореализацию подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8152
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / ПОДРОСТОК / ТРЕНЕР-ПЕДАГОГ / ЗАНЯТИЯ / SOCIAL DEVELOPMENT SITUATION / PERSONALITY / SELF-REALIZATION / SELF-IMPROVEMENT / ACTIVITY / ACTIVENESS / SPORTS SECTIONS / TEENAGER / TRAINER-TEACHER / CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугин Дмитрий Михайлович

Реализация потенциала личности является одной из актуальных потребностей человека. Самореализация является и процессом, и результатом осознанного выбора личностью средств самоосуществления, позволяющих ему реализовать природный потенциал в деятельности. В подростковом возрасте самореализация имеет свою специфику. Потребность занять значимое место в социуме для этого этапа развития становится ярко выраженной, поэтому школьники, чьи представления о нравственных нормах находятся в стадии формирования, могут приобрести привычку асоциального поведения. Во избежание этого целесообразно педагогическое сопровождение самореализации, в ходе которого учащимся будут продемонстрированы примеры социально одобряемых видов деятельности. Один из таких видов деятельности двигательная активность, осуществляемая в рамках спортивных секций. Как тип первичного объединения физкультурно-спортивной направленности, функционирующего на базе образовательной организации, спортивная секция дает возможность для самореализации детям, подросткам, юношеству. Самореализация в условиях секции представляет собой самоосуществление личности через выполнение нормативов, достижение обозначенных тренером-педагогом результатов путем самосовершенствования личности в рамках одного или нескольких видов спорта. Движущей силой, стимулирующей к деятельности, является волевая активность занимающегося, проявляющаяся в целеустремленности, самостоятельности, инициативности. Занятия подростка в секции, воспитанники которой отличаются разновозрастным составом, способствуют формированию лидерских качеств, ответственности, единения с членами команды на основе крепких дружеских связей. Параллельно с основной задачей развитие силовых качеств, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости тренер-педагог решает и другие, связанные с совершенствованием личностных качеств юных спортсменов, направленных на командообразование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калугин Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport Classes as а Factor Influencing Teen’s Successful Personal Fulfillment

Personal potential fulfillment is one of the most important needs of an individual. It is both a process and a result of conscious choice of means that help him/her fulfill his natural potential in activity. In teen years personal fulfillment is specific. The need to take an important place in the society at this stage of development is very strong, that’s why school students with undeveloped views on moral norms can acquire a habit of antisocial behavior. In order to avoid this, it’s reasonable to implement pedagogical support of personal fulfillment when students are demonstrated examples of socially approved activities. Physical activity within sport classes is one of them. Going in for sports facilitates development of physical qualities, improvement of communicative skills and development of social belonging feeling. Personal fulfillment within a sport class is a self-realization of a person through hitting qualifying standards, achieving goals set by a coach through self-improvement of a person within one or few kinds of sports. Determined and forceful activity of a student is the motivation that results in commitment, self-sufficiency and proactivity. Attending a sport class with mates of different age facilitates development of leadership qualities, responsibility, closefriendship ties with team members. A coach is focused on both the main task developing strength, flexibility, agility and dexterity, and other team-building tasks concerning improvement of personal qualities of young sportsmen.

Текст научной работы на тему «Занятия в спортивных секциях как фактор, влияющий на успешную самореализацию подростка»

слово!

предоставляется|

1УДК 37.037 ББК 74.200.55

ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕШНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКА

Д. М. Калугин

Аннотация. Реализация потенциала личности является одной из актуальных потребностей человека. Самореализация является и процессом, и результатом осознанного выбора личностью средств самоосуществления, позволяющих ему реализовать природный потенциал в деятельности. В подростковом возрасте самореализация имеет свою специфику. Потребность занять значимое место в социуме для этого этапа развития становится ярко выраженной, поэтому школьники, чьи представления о нравственных нормах находятся в стадии формирования, могут приобрести привычку асоциального поведения.

Во избежание этого целесообразно педагогическое сопровождение самореализации, в ходе которого учащимся будут продемонстрированы примеры социально одобряемых видов деятельности. Один из таких видов деятельности - двигательная активность, осуществляемая в рамках спортивных секций. Как тип первичного объединения физкультурно-спортив-ной направленности, функционирующего на базе образовательной организации, спортивная секция дает возможность для самореализации детям, подросткам, юношеству.

Самореализация в условиях секции представляет собой самоосуществление личности через выполнение нормативов, достижение обозначенных тренером-педагогом результатов путем самосовершенствования личности в рамках одного или нескольких видов спорта. Движущей силой, стимулирующей к деятельности, является волевая активность занимающегося, проявляющаяся в целеустремленности, самостоятельности, инициативности.

Занятия подростка в секции, воспитанники которой отличаются разновозрастным составом, способствуют формированию лидерских качеств, ответственности, единения с членами команды на основе крепких дружеских связей. Параллельно с основной задачей - развитие силовых качеств, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости - тренер-педагог решает и другие, связанные с совершенствованием личностных качеств юных спортсменов, направленных на командообразование.

Ключевые слова: социальная ситуация развития, личность, самореализация, самосовершенствование, активность, деятельность, спортивные секции, подросток, тренер-педагог, занятия.

SPORT CLASSES AS A FACTOR INFLUENCING TEEN'S SUCCESSFUL PERSONAL FULFILLMENT

D. M. Kalugin

Abstract. Personal potential fulfillment is one of the most important needs of an individual. It is both a process and a result of conscious choice of means that help him/her fulfill his natural potential in activity. In teen years personal fulfillment is specific. The need to take an important place in the society at this stage of development is very strong, that's why school students with undeveloped views on moral norms can acquire a habit of antisocial behavior.

In order to avoid this, it's reasonable to implement pedagogical support of personal fulfillment when students are demonstrated examples of socially approved activities. Physical activity within sport classes is one of them. Going in for sports facilitates development of physical qualities, improvement of communicative skills and development of social belonging feeling.

Personal fulfillment within a sport class is a self-realization of a person through hitting qualifying standards, achieving goals set by a coach through self-improvement of a person within one or few kinds of sports. Determined and forceful activity of a student is the motivation that results in commitment, self-sufficiency and proactivity.

Attending a sport class with mates of different age facilitates development of leadership qualities, responsibility, close- friendship ties with team members. A coach is focused on both the main task - developing strength, flexibility, agility and dexterity, and other team-building tasks concerning improvement of personal qualities of young sportsmen.

Keywords: social development situation, personality, self-realization, self-improvement, activity, ac-tiveness, sports sections, teenager, trainer-teacher, classes.

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена социально-экономическим развитием России: для обеспечения устойчивости и положительной динамики во всех отраслях нужны специалисты, обладающие гибким мышлением, способные принимать неординарные решения, отличающиеся целеустремленностью, умеющие работать в команде, готовые к постоянному саморазвитию. Эта идея определена Правительством нашей страны в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в которой обозначены цели и задачи образовательной политики на период до 2025 г. В качестве целевых ориентиров, согласно тексту документа, образовательные организации должны обеспечить разностороннее развитие подрастающего поколения, творческих способностей, возможности для самореализации.

В материалах различных исследований доказано, что осуществлять целенаправленную работу необходимо, начиная с раннего и дошкольного возраста, продолжать - на этапе получения ребенком общего образования. В психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт воспитания личности, направленный на ее самореализацию, на что указывают труды К. А. Абульхановой-Славской, С. П. Баранова, В. Э. Бушмановой, М. А. Галагузовой, С. С. Гиль, В. А. Караковского, М. В. Крулехт, А. И. Раева, В. Д. Семенова, С. И. Филимоновой, А. В. Хуторского, Н. А. Чистяковой, Д. Б. Эльконина и др. В работах названных и других авторов отмечается, что наибольшую сложность для педагогов представляет воспитание детей среднего школьного возраста. Этот период приходится

на 12-15 лет. Переходный этап от детства к юности также называют временем противоречий и душевных бурь.

И в физическом, и в интеллектуальном, и в психическом развитии личность уже оторвалась от предыдущей стадии, но пока не перешла на новую. Данное противоречие порождает кризис, поэтому обозначенный период становится трудным и для подростка, и для окружающих. Социальная ситуация развития в это время заключается в стремлении выстроить новую систему взаимоотношений с взрослыми, поэтому основная потребность - «в признании миром своей самостоятельности» [1, с. 173]. Желание самоутвердиться, найти свое место в социуме становится все настойчивей, равно как и необходимость «осознать, какие особенности поведения помогают или, напротив, мешают быть на высоте» [2, с. 250].

Способность к рефлексии, осознание личностных качеств позволяют подростку ощутить собственную субъектность, а на этой основе -стать автором деятельности. Как подчеркивает М. В. Гамезо, авторство - это прохождение пути от замысла и его осуществления до получения собственного продукта [1, с. 174]. Говоря иначе, демонстрация самостоятельности на всех его этапах. И хотя активность в этом возрасте высока, все же «подростки переоценивают свои силы и меру самостоятельности» [3, с. 44]. Движимые внутренними побудительными мотивами в самоутверждении, они пытаются привлечь к себе внимание любыми способами, поэтому «нередко выбирают асоциальное поведение» [4, с. 113].

А поскольку «этот выбор зависит от окружения и воспитания подростка» [4, с. 113], ста-

новится очевидным, что рядом с ним должны быть значимые взрослые, способные продемонстрировать, что успешная самореализация должна осуществляться в рамках социально одобряемых видов деятельности. Самореализация, будучи одной из высших потребностей личности, представляет собой самоосуществление, в ходе которого человек может увидеть, как через деятельность проявляются его природные способности и дарования, отследить рост собственных возможностей, повысить качество полученного результата путем самосовершенствования [5].

Основой самореализации являются способности, знания и умения личности, ее физические и моральные качества, направленность. Движущей силой процесса становится противоречие между потенциалом (наличными возможностями) и конечными представлениями о результате, то есть тем, насколько человек «может реализовать их в своей деятельности» [6, с. 95]. Среди видов самореализации выделяют социальную, личностную, деятельностную. Первый реализуется через социально полезную деятельность: это гуманитарная миссия (например, волонтерская работа), общественно-хозяйственная (например, экологические акции, санитарная очистка территорий), общественно-политическая (например, санкционированные митинги и шествия).

Второй вид самореализации связан с конкретным человеком: развитие личностного потенциала осуществляется путем самоуглубления, самосовершенствования, самопознания. Вместе взятые, они способствуют поступательному движению в выбранной области, что проявляется через повышение любознательности, инициативности, ответственности, креативности, общительности и проч. Третий вид самореализации связан с воплощением потенциала в деятельности: учебе, художественном творчестве, спорте и др.

Самореализация в спорте - это осуществление «своего потенциала в процессе достижения спортивных результатов на основе совершенствования и выражения себя в значимом деле» [7, с. 9]. Данное определение сформулировано в диссертационном исследовании В. Э. Бушмановой, которая проанализировала комплекс условий, необходимых для самореализа-

ции подростков в спортивной деятельности. В этом же источнике поясняется: если представить воображаемую линию, то процесс самореализации в спорте будет выглядеть как путь от негативной стадии (неумение) до позитивной (сформированность навыка). Единство структуры процесса самореализации достигается за счет позитивной динамики на всех стадиях.

Фактором, способствующим положительным изменениям на каждой стадии, является волевая активность личности. Она представлена такими качествами, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, настойчивость в преодолении препятствий, способность адекватно оценивать собственные достижения. Именно волевая активность дает возможность личности утвердить себя в социуме, реализовать природные способности и дарования, преобразовать среду в соответствии потребностями.

Характер спортивных предпочтений обусловлен не только потребностями в самоутверждении в глазах сверстников и значимых взрослых, но также «для окружающего общества спортивные достижения подростка являются показателем его успеха и достойны уважения» [4, с. 118]. Не менее важно понимание ребенком значимости физического самосовершенствования, так как, имея реальные представления о выбранной деятельности, он будет осознавать, что должен поддерживать имеющиеся навыки на высоком уровне. Для этого важно обладать достаточно высоким уровнем сознательности, отличаться чувством повышенной ответственности, стремиться «достигнуть наиболее эффективного результата» [6, с. 94].

Достаточно ожидаемо, что перечень вышеназванных качеств характерен для человека со сформированным мировоззрением, обладающего определенным жизненным опытом, высоко мотивированного. Личность подростка находится еще в стадии формирования, поэтому для него важны полезные и развивающие внешние стимулы. На наш взгляд, одним из факторов успешной самореализация ребенка является вовлечение его в спортивные секции. По своему назначению спортивная секция, будучи типом первичной организации физкуль-турно-спортивной направленности, позволяет

проводить систематическую работу в условиях образовательной организации.

В зависимости от возможностей, которыми располагает школа, спортивные секции могут быть организованы как для учащихся одного возраста, так и для учащихся разных возрастов, которых, несмотря на разницу, объединяет одно - интерес к спорту. Тренировки проходят два-три раза в неделю по завершении учебных занятий. Распределение физических нагрузок зависит от уровня освоения навыков, а также от уровня сформированности мотивации достижения. Но это отнюдь не означает, что юный спортсмен, занимающийся в секции, так и не добьется высоких результатов: при регулярности тренировок он вполне может конкурировать со сверстниками на соревнованиях муниципального или районного уровня.

Об этом, к примеру, можно прочитать в исследовании «Эффективность занятий подростков в школьной спортивной секции», выполненном Д. В. Фроловым. По его наблюдению, систематические тренировки способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников, выносливости, стрессоустой-чивости, гармоничному развитию личности в целом. Учитывая интересы занимающихся, тренер-педагог, работающий в спортивной секции, может уделить больше внимания развитию какого-то одного физического качества - силы, гибкости, ловкости, быстроты. А при условии подбора гомогенного состава группы можно получить «хороший тренировочный эффект» [8, с. 44]. Вместе с тем, принимая во внимание принцип гармоничного и соразмерного влияния физических упражнений на организм, нужно отметить, что, если мы пойдем только от интереса подростков, могут быть выпущены из воспитательного процесса важные физические качества, педагогически запущенные или не отраженные в двигательном опыте подростка.

Важно также обратить внимание на то, что на каждой тренировке, помимо развития физических качеств, параллельно решаются и другие воспитательные задачи, а именно: совершенствование нравственных качеств, выработка коммуникативных навыков, формирование потребности в единении с членами команды (командообразование). Выполняя упражнения и участвуя в эстафетах и играх, подростки взаи-

модействуют со сверстниками и взрослыми; благодаря разным социальным ситуациям они учатся подбирать конструктивные решения по выходу из конфликтов. Подобное взаимодействие позволяет формировать у школьников представления о правилах и нормах, принятых в социуме, знание которых делает процесс самореализации более успешным.

Поскольку процесс самореализации неотъемлемым образом связан с совместной деятельностью, то можно вести речь об определенной зависимости успешности ее протекания от моделирования тренером-педагогом тех социальных ситуаций, участником которых потенциально может стать подросток. В таком случае педагог, планирующий работу секции, не должен ограничиваться развитием исключительно физических качеств воспитанников: с учетом того, что процесс самореализации предполагает наличие навыка рефлексии (как осознания сильных и слабых сторон личности), в структуре занятий необходимо предусмотреть возможность для элементов тренинга. Проводимый в игровой форме, он позволит подросткам не только «заглянуть» в себя, но и оценить собственное поведение глазами других.

Данная мысль отражена в исследовании Г. Г. Уляевой, проанализировавшей психологические условия обеспечения самореализации личности в спортивно-игровой деятельности. Как отмечается в тексте работы, неформальное общение, безусловное принятие личностных особенностей товарищей «создает благоприятные условия для групповых занятий в игровой команде» [9, с. 85]. Благодаря этому тренер может «опосредованно управлять процессом самореализации» своих воспитанников [9, с. 85]. Зная сильные и слабые стороны личности подопечных, педагог своевременно окажет им помощь и поддержку.

Так как процесс самореализации - это постоянная работа над собой, то и от юного спортсмена требуется значительная доля инициативы и активности, направленных на своевременную коррекцию негативных проявлений характера, препятствующих самосовершенствованию. Следовательно, самореализация подростка в спортивной деятельности представляется нам как процесс осознанного и управляемого развития - с его стороны и со

стороны педагога-тренера. В первом случае субъектом управления становится ребенок. Так как тренер-педагог оказывает влияние на развитие тех или иных качеств воспитанника - физических, психических, интеллектуальных, - то оно (развитие) становится объектом управления.

Интересный опыт работы с гетерогенным составом группы (разновозрастным) представлен в исследовании С. В. Ларина, который проанализировал факторы преодоления предпосылок девиантного поведения подростков средствами физкультурных занятий в спортивных секциях. Автор высказывает мнение, согласно которому занятия с юными спортсменами должны в обязательном порядке предусматривать комплекс воспитательных мероприятий. Сюда отнесено посещение концертов, акций, участие в соревнованиях, проведение родительских собраний. Все это, считает С. В. Ларин, создает благоприятные условия для развития подростков.

Но наибольшая эффективность, уверен исследователь, дают занятия в разновозрастной группе. Во-первых, наблюдая за старшими членами команды, младшие могут увидеть, каких спортивных результатов они добьются через некоторое время, если будут систематически тренироваться. Во-вторых, старшие подростки, осознавая, что являются объектами пристального внимания, имеют возможность самоутвердиться в роли лидеров команды. В-третьих, все воспитанники приобретают навыки совместной деятельности с людьми разного возраста, что значительно обогащает их социальные связи. В-четвертых, тесное взаимодействие разновозрастного состава способствует формированию некоего семейного пространства с похожей иерархией, а значит, способствует формированию коллективного сознания.

В целом, обобщает С. В. Ларин, занятия в секции, разворачивающиеся «на фоне общения, являются важным фактором формирования нравственных качеств», так как подростки «учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других» [10, с. 56]. Благодаря этому повышается уровень общей культуры личности, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка соблюдения социальных норм.

Итак, подводя итоги сказанному, отметим, что многочисленные примеры исследований свидетельствуют: занятия подростков в спортивных секциях оказывают положительное влияние на личностную самореализацию. Самореализация в спорте позволяет раскрыть природный потенциал в деятельности на основе физического самосовершенствования. Занятия в секциях также способствуют раскрытию духовного потенциала личности, без которого процесс самореализации может приобрести асоциальный характер.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2003.

- 512 с.

2. Краснова В. И. Самореализация одаренного подростка как педагогическая проблема // Сиб. пед. журн. - 2012. - № 3. - С. 248-251.

3. Короткова Е. А. Теория и методика физической культуры: учеб.-метод. пособие. - Тюмень: ТГУ, 2014. - 120 с.

4. Маслов Д. В. Особенности самореализации подростков, занимающихся неолимпийскими видами спорта // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2016.

- № 2 (34). - С. 112-120.

5. Генварева Ю. А. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы // Вестн. Томского гос. ун-та. - 2009. - № 323.

- С. 312-315.

6. Суков Ю. С. Самореализация спортивных предпочтений в вузе: механизмы и условия поддержки // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. унта. - 2016. - № 5. - С. 94-98.

7. Бушманова В. Э. Процесс самореализации подростка в игровой спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 24 с.

8. Фролов Д. В. Эффективность занятий подростков в школьной спортивной секции // Ярослав. пед. вестн. - 2009. - № 2. - С. 4346.

9. Уляева Г. Г. Психологическое обеспечение самореализации личности в спортивно-игровой деятельности // Актуальные проблемы организации подготовки и участия спортсменов спортивных сборных команд

России в Играх XXXI Олимпиады 2016 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия): сб. науч.-практ. конф. - М.: ФНЦ ВНИИФК, 2013. -С. 80-85.

10. Ларин С. В. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор преодоления типологических предпосылок девиантного поведения несовершеннолетних (на примере организации работы секции по настольному теннису) // Вестн. спорт. науки. - 2010. - № 6. - С. 55-58.

REFERENCES

1. Gamezo M. V., Petrova E. A., Orlova L. M. Voz-rastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobie. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2003.512 p.

2. Krasnova V. I. Samorealizatsiya odarennogo podrostka kak pedagogicheskaya problema. Sib. ped. zhurn. 2012, No 3, pp. 248-251.

3. Korotkova E. A. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury: ucheb.-metod. posobie. Tyumen: TGU, 2014. 120 p.

4. Maslov D. V. Osobennosti samorealizatsii po-drostkov, zanimayushchikhsya neolimpiyskimi vidami sporta. Gumanitariy: aktualnye proble-my nauki i obrazovaniya. 2016, No. 2 (34), pp. 112-120.

5. Genvareva Yu. A. Samorealizatsiya podrostka v sisteme vzaimodeystviya semyi i shkoly. Vestn. Tomskogogos. un-ta. 2009, No. 323, pp. 312-315.

6. Sukov Yu. S. Samorealizatsiya sportivnykh predpochteniy v vuze: mekhanizmy i usloviya podderzhki. Vestn. Yuzh.-Ros. gos. tekhn. un-ta. 2016, No. 5, pp. 94-98.

7. Bushmanova V. E. Protsess samorealizatsii podrostka v igrovoy sportivnoy deyatelnosti. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2012. 24 p.

8. Frolov D. V. Effektivnost zanyatiy podrostkov v shkolnoy sportivnoy sektsii. Yaroslav. ped. vestn. 2009, No. 2, pp. 43-46.

9. Ulyaeva G. G. Psikhologicheskoe obespechenie samorealizatsii lichnosti v sportivno-igrovoy deyatelnosti. In: Aktualnye problemy organizat-sii podgotovki i uchastiya sportsmenov sportivnykh sbornykh komand Rossii v Igrakh XXXI Olimpiady 2016 g. v Rio de Janeiro (Brazil). Proceedings of Scientific-Practical Conference. Moscow: FNTs VNIIFK, 2013. Pp. 80-85.

10. Larin S. V. Fizkulturno-sportivnaya deyatelnost kak faktor preodoleniya tipologicheskikh pred-posylok deviantnogo povedeniya nesovershen-noletnikh (na primere organizatsii raboty sektsii po nastolnomu tennisu). Vestn. sport. nauki. 2010, No. 6, pp. 55-58.

Калугин Дмитрий Михайлович, аспирант кафедры педагогики Башкирского государственного университета, г. Уфа

e-mail: Kalugin-dima@bk.ru

Kalugin Dmitriy M., post-graduate student, Bashkir State University, Ufa e-mail: Kalugin-dima@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.