УДК 796:001.92
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ
Старший преподаватель Е.Б. Кузьмин Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны CHILDREN AND TEENAGERS INTEREST FORMATION TO SPORTS
E.B. Kuzmin, senior teacher Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, мотивация, спортивные интересы, дети, подростки
Аннотация: Среди многообразия конкретных видов деятельности занятия спортом являются одним из наиболее действенных способов удовлетворения потребностей человека, как высших - в повышении социального статуса и самореализации, так и низших - от потребностей в двигательной активности до потребности в общении, в принадлежности к группе. В этом и состоит психологический секрет высокой эмоциональной привлекательности спортивных упражнений для абсолютного большинства детей и подростков.
Keywords: physical training, physical training, motivation, sport interests, children, teenagers Summary: Among variety of concrete kinds of playing sports activity is one of the most effective way of the person needs satisfaction, as high - in social status increasing and self realization, but the lowest - of needs from motor activity up to communication in an accessory to group need. This is the psychological secret of high emotional sports exercises attractiveness majority of
children and teenagers.
Среди многообразия конкретных видов деятельности занятия спортом являются одним из наиболее действенных способов удовлетворения потребностей человека, как высших - в повышении социального статуса и самореализации, так и низших - от потребностей в двигательной активности до потребности в общении, в принадлежности к группе. В этом и состоит психологический секрет высокой эмоциональной привлекательности спортивных упражнений для абсолютного большинства детей и подростков.
По-разному приходят в спорт. Одних когда-то привели в школьную секцию или в спортивную школу родители, выбрав вид спорта с учетом своего опыта и интересов или из соображений престижности и моды. Хорошо, если повезло, если выбор родителей совпал со склонностями ребенка. Ведь склонности человека к определенному виду спорта, по утверждению психологов, в значительной мере обусловлены природой человека, прежде всего, свойствами нервной системы и темперамента. К примеру, спортивную гимнастику чаще выбирают дети с инертностью нервных процессов, поскольку на первом месте в этом виде спорта стоит сложность комбинаций и чистота их исполнения, что вырабатывается обычно путем кропотливого и порой однообразного труда на тренировочных занятиях. Спортивные же игры предпочитают дети с высокой подвижностью нервных процессов, так как им нравится смена ситуаций, разнообразие решаемых в ходе игры задач. А виды спорта, связанные с выполнением длительной и однообразной по содержанию работы, нравятся лицам с малой силой нервной системы, инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения.
Практика спортивного отбора и ориентации показывает, что среди детей, начавших заниматься спортом по выбору родителей, чаще встречаются случаи ухода, чем среди тех, кто приходит к тренеру сам. Не находя на занятиях того, что отвечало бы их склонностям, они некоторое время занимаются из чувства долга перед родителями, а потом бросают совсем. Более точны в своем выборе дети, нашедшие свой вид спорта самостоятельно. Испытав на себе «вкус» самых разнообразных видов спорта, они выбирают то, что им нравится, что им по душе. Чемпионка мира в беге на коньках Инга Артамонова, впервые встав на коньки, испытала ни с чем не сравнимое восхищение. Попробовав свои возможности в вольной борьбе, Александр Медведь вспоминает, что «ощущение возникло такое, будто все это время дожидался своего часа и подспудно, интуитивно готовился к нему».
Процессуальные мотивы, побуждая и направляя человека к занятиям определенным видом спорта, сохраняют свою действенность на протяжении всей спортивной жизни человека. Знаменитая норвежская лыжница Анкет Бё с удовольствием воспринимает од-
нообразную изнурительную работу на лыжне. В одном из своих интервью она говорит: «Я не устаю от лыж. Они для меня всегда радость!» Если избранный вид спорта привлекателен, то у подростков с первых занятий проявляется стремление к высоким результатам. Наиболее заметно это при выполнении игровых и соревновательных упражнений, представляющих собой яркие модели «ситуации достижения», а зримые маленькие победы в присутствии зрителей, партнеров, соперников порождает высокую активность занимающихся. Бурная радость при удачно выполненном ударе по воротам, победном финише в эстафете, метком броске мяча в подвижной игре говорят о высокой значимости успеха как средства удовлетворения потребности личности в высокой самооценке, в росте самоуважения.
Решение задач, выдвигаемых ситуациями достижения, может быть привлекательным для спортсменов и само по себе, без публичной оценки. Можно наблюдать, с каким интересом дети выполняют броски в баскетболе, удары по воротам в футболе, прыжки в легкой атлетике, соревнуясь с самими собой. В основе этой активности лежит потребность в реализации своих сил и возможностей, в раскрытии самого себя. Следует отметить, что этим мотивам присущ на первых порах ситуативный характер: побуждая человека к совершению определенных действий в конкретной ситуации достижения, они еще не определяют поведение и деятельность человека в целом.
В большинстве случаев спортивные интересы на начальной стадии включения детей в систематические занятия основываются на их эмоциональной привлекательности. Дети, как правило, затрудняются обосновать свой выбор. На вопрос тренера «Почему ты избрал именно этот вид спорта?» они чаще всего отвечают одним словом: «Нравится». При этом они не всегда могут выделить то, что им по душе. Это свидетельствует о недостаточной осознанности ими своих потребностей. Они лишь интуитивно чувствуют, что избранный вид спорта по содержанию, физическим и эмоциональным нагрузкам отвечает их склонностям, доставляет удовлетворение.
Детские тренеры отмечают часто наблюдаемое в практике совпадение склонностей и задатков к спортивной деятельности. Ребенку, как правило, нравится то, к чему он имеет задатки. Психологи объясняют это совпадение существованием общих корней: природной основой и склонностей и задатков являются одни и те же свойства темперамента. И чем больше в спортивной одаренности удельного веса психологических способностей (по сравнению с физическими задатками), тем ярче выражена склонность. Понимая это, опытные тренеры в неопределенном ответе новичка «нравится» видят признаки будущих способностей.
Другой особенностью спортивных интересов детей является их преимущественно
непосредственный характер: детей больше привлекает сам процесс участия в спортивной деятельности, нежели определенные результаты. С этим обстоятельством связана неустойчивость спортивных интересов. Стоит несколько раз включить в содержание тренировки выполнение скучных, неинтересных упражнений, как у детей появляются признаки скуки и снижение желания выполнять задание тренера, наблюдаются снижение качества выполнения, отвлечение внимания, нарушения дисциплины, пропуски занятий и т. п. Поэтому развитие интереса должно идти через придание его содержанию более опосредованного характера. формирование у детей такого потребностного отношения к спорту, при котором наряду с самим процессом
участия в спортивной деятельности их будут привлекать и ее возможные результаты.
Недостаточное осознание мотивационной значимости результатов в спорте отражается на слабом развитии у детей волевых усилий при выполнении отдельных спортивных упражнений. С удовольствием выполняя те задания тренера, которые им по душе, они не в состоянии настроить себя на непривлекательную работу. Наблюдается то, что известный грузинский педагог Ш. А. Амонашвили называл «трагедией воспитания», когда дети живут настоящим, педагоги - их будущим. В силу возрастных особенностей дети психологически не совсем готовы самостоятельно пойти на жертву в настоящем ради своего будущего. Поэтому основным мотивом, побуждающим их на первых порах выполнять то, что им неинтересно, является чувство долга перед тренером, своими родителями и товарищами, а не перед своим будущим, они стараются сохранить симпатии и уважение со стороны окружающих, но не ради достижения отдаленной во времени цели. Требования деятельности, объективируемые в словах «надо», «должен», пока еще исходят от тренера, а не от самого себя. Волевым качествам, прежде всего целеустремленности, предстоит пройти большой путь развития.
Исключение составляют случаи, когда в спорт приходят «гадкие утята»: дети со слабым здоровьем, физически неразвитые, неуклюжие. Возненавидев свою немощь, они готовы работать вопреки боли и усталости, готовы отказаться от маленьких радостей ради достижения цели - быть такими, как все, а затем и лучше всех, чтобы не они завидовали и тайно восхищались, а чтобы завидовали им и восхищались ими. Обида и ярость побуждает их к каторжной работе на тренировках, к преодолению самого себя, формируя волю и характер. В сравнении с теми, кто пришел в спорт, движимый склонностью и одаренностью, они отличаются целеустремленностью, доходящей до одержимости, и сильным спортивным характером.
Вот как описывает свой приход в спорт капитан сборной СССР по волейболу, олимпийский чемпион и чемпион мира Юрий Чесноков: «Единственное, чего у меня было
вдоволь, так это роста. Вдруг за одно лето вытянулся, как побег бамбука, - до 180 сантиметров! А вес остался почти тем же - 53 килограмма. В 14 лет я стал похож на хворостинку. Меня положили на обследование... с диагнозом: субгигантизм, наконец, сделали заключение: в лечении не нуждается. Я был обречен быть здоровым и немощным одновременно! В довершение всего произошло самое страшное. На урок танцев в женскую школу я пришел в новенькой шелковой полурукавке, в коротких штанишках и гольфах. Худющий, руки и ноги даже без намека на мышцы, остро торчащие и готовые прорвать кожу суставы локтей и коленей, согнутая спина... Мое появление было встречено смехом, последовали реплики одна обиднее другой. Ребята в школе звали меня Паганелем и Штативом. И здесь, в присутствии девчонок, они продолжали изощряться в сравнениях. Два-три неудачных танцевальных па довершили дело. Я не выдержал. Прибежал домой, упал на диван и горько заплакал от обиды и сознания своего бессилия,
неспособности наказать обидчиков... Со всей юной страстью я стал заниматься с резиной. Вскоре в моей 12-метровой комнате все выступы, дверные ручки, трубы батарей центрального отопления были использованы как точки зацепа, места крепления резины. Я тянул свою резину по утрам и в школе, спрятавшись от ребят на чердачной лестнице, тянул во время подготовки школьных заданий, делая перерывы между занятиями. Месяца через четыре я начал заниматься с легкими гантелями, потом - со средними. Нагрузки увеличились. Я строил свое тело, строил трудно, медленно. Я и не думал тогда о том, что попутно закаляю свою волю, характер, без которых даже самые могучие мышцы не обеспечат победы над противником... Я увидел первые результаты и теперь хотел добиться полного совершенства. И одной из движущих пружин стало появившееся желание достичь каких-либо успехов в волейболе. В 1955 году в возрасте 22 лет я был признан лучшим игроком чемпионата страны по волейболу».
Психологи выделяют три условия, необходимых для формирования устойчивых интересов, в том числе и спортивных, а именно: теоретические знания по избранной сфере деятельности; опыт практической деятельности в этой сфере; чувство удовлетворенности от содержания деятельности и его результатов.
Теоретические сведения и практический опыт позволяют раскрыть перед детьми все богатства спорта. Отличное здоровье и гармоничное физическое развитие, техническое совершенство спортивных действий и красота человеческого тела, атмосфера общения, насыщенного духом благородного товарищества и честного бескомпромиссного соперничества, сладкий вкус трудной победы и острая горечь поражений, ощущение мышечной радости после изнурительных тренировок, чувство постоянного роста своих возможностей, материальное благополучие, известность, слава, возможность увидеть
весь мир - вот те «блага», которые дарит спорт преданному ему человеку.
В мире спорта одних привлекает возможность самоутверждения, других -возможность достижения успеха, третьих — высокий эмоциональный накал спортивной жизни. Об известной советской гимнастке Светлане Гроздовой писали: «Света не думала о победах, воспринимая гимнастику скорее как искусство. Ей важен был зритель, его реакция, его аплодисменты и потом уже оценки судей. Спорт для нее был не столько тяжелой работой, сколько радостной возможностью самовыражения». Для олимпийской чемпионки в конном спорте Елены Петушковой «сладкой отравой» явилась первая победа. «Получив третий разряд, я испытала счастье и гордость. И произошел перелом. Прежде все, что я делала, сидя в седле, было выполнением посильных заданий. Но, видимо, количество перешло в качество - в меня вошел спорт. Крохотный в общем-то успех породил ни с чем не сравнимое ощущение полета души», -признавалась она в интервью журналистам.
А вот что пишет себе выдающийся гимнаст Михаил Воронин: «Гимнасты мне не очень нравились - там не было игры, азарта. Но мускулатура у них была великолепная, и я думал, что эти ребята очень сильные. Мне было лет тринадцать, когда я сделал первую попытку записаться в секцию гимнастики. Тренер посмотрел на меня, на мою тщедушную фигуру, на тонкую длинную шею и отказал. И вот где-то в тот период, мне кажется, я увидел Б. Шахлина... Это было удивительное, восхитительное зрелище. Бронза мускулов и невесомость, атлетизм и плавность движений, застывшие каменные позы и стремительность вращений в различных плоскостях. Нет, не подумайте, что я сразу заболел гимнастикой. Я просто вообразил себя таким же сильным». Чувство удовлетворения, получаемое начинающими спортсменами при знакомстве с различными сторонами спортивной жизни, придает им сильную мотивационную значимость. Раскрываемые и приобретаемые в результате спортивной деятельности «блага» органически включаются в систему ценностных ориентации и установок, побуждающих и направляющих активность школьников. Подчас их влияние становится настолько сильным, что ради овладения ими в будущем дети становятся готовыми пожертвовать многим. Что же должен делать тренер для того, чтобы пробудить и развить интерес детей к занятиям спортом?
Прежде всего, следует помогать каждому в поиске вида спорта, соответствующего" по своему содержанию его склонностям и способностям. Для этого необходимо хорошо представлять требования, предъявляемые теми или иными спортивными упражнениями, владеть приемами психодиагностики, иметь простейшую аппаратуру и условия для проведения тестовых испытаний. Далеко не каждый тренер в состоянии самостоятельно разрешить эту проблему. Перспективным направлением является создание на базе внешкольных спортивных учреждений специализированной службы спортивной ориентации, где
любой ребенок по желанию мог бы получить объективные данные о себе, о своих психологических и психофизиологических особенностях.
На что необходимо обратить внимание при изучении личности ребенка? Нам представляется, что более существенным является соответствие содержания деятельности склонностям ребенка, чем его задаткам. Не столь важно, будет или не будет он чемпионом, более значимо, чтобы он получал удовлетворение от самого процесса выполнения спортивных упражнений, особенно на первых порах.
Интересы детей, в том числе и спортивные, носят диффузный характер. Ребенку нравится не только футбол, но и все спортивные игры, не только бокс, но и все виды единоборств, не только бег, но и лыжные гонки, бег на коньках, плавание и т. д. Только на стадии специализации наступает дифференциация спортивных интересов и ребенок начинает отдавать предпочтение конкретному виду спорта. Принимая во внимание возрастные особенности детей, специфику развития интересов, следовало бы ориентировать их на занятия видами спорта, психологически родственными между собой. Одним из вариантов могло бы быть выделение трех групп в зависимости от особенностей психической активности, проявляемой при выполнении спортивных упражнений, а именно:
• спортивные игры (психическая активность направлена на оптимизацию своих действий с учетом действий соперников и партнеров);
• единоборства (психическая активность направлена на оптимизацию своих действий с учетом действий соперника);
• легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, велосипедный спорт (психическая активность носит монофронтальный характер и направлена только на оптимизацию своих действий).
Направление специализации можно было бы определить на последующих этапах спортивной тренировки, но теперь уже с учетом морфофункционального уровня организма: особенностей конституции, физиологических систем и показателей двигательной функции.
Решив проблему спортивной ориентации ребенка, тренеру следует всемерно поддерживать желание подростка заниматься избранным видом спорта, чтобы оно переросло впоследствии в устойчивый интерес. Психологически необходимым условием для этого, как уже было отмечено, является удовлетворенность юного спортсмена содержанием деятельности и собственными результатами. Чтобы дети воспринимали каждое упражнение и каждую тренировку как радостное событие, тренеру нужно обладать педагогическим чутьем, быть профессионалом.
Хоккеисты, тренировавшиеся у знаменитого тренера А. В. Тарасова, вспоминали,
что даже после изнурительных тренировок, они, вопреки чувству усталости, с нетерпением ждали следующего занятия, потому что знали: оно вновь будет насыщено разнообразными, сложными, интересными упражнениями. Тренировки они воспринимали как игру, которая никогда не приедалась.
Как добиться этого? Прежде всего, через повышение эмоционального фона учебно-тренировочных занятий. Применение соревновательного и игрового метода на них, как правило, вызывает у детей сильные положительные эмоции, поскольку предоставляет им изобилие ситуаций достижения, в которых они могут проявить себя в сравнении с товарищами. Эмоциональное воздействие можно существенно усилить, если в ситуацию достижения вносится коллективное начало. При этом эмоции, вызванные соперничеством, будут многократно усилены переживаниями членов своей команды. На усиление эмоционального фона влияют новизна и разнообразие тренировочных средств. Чем богаче арсенал упражнений, предлагаемых тренером, тем выше интерес к их освоению. Не менее эффективным в этом отношении является смена мест проведения занятий. Психологически грамотный тренер будет использовать каждую представившуюся возможность выйти из спортивного зала на стадион, со стадиона - на природу, с природы - в манеж и т. п.
Настроение детей зависит и от условий тренировок, от наличия спортивного инвентаря, имеющейся спортивной одежды и обуви. Окрашенный в светлые тона, хорошо освещенный, чистый спортивный зал, качественный инвентарь, удобная и красивая спортивная форма существенно влияют на предпочтение детьми того или иного вида спорта (особенно на этапе начальной подготовки). По возможности тренировки следует сопровождать музыкой.
Разрешение трудной задачи всегда вызывает более сильные переживания, чем преодоление легких. Поэтому правы те, кто ставит перед своими учениками сложные и трудные, но посильные задания. Многое значат особенности личности и поведения тренера. Если он создает вокруг себя атмосферу непринужденного общения, обладает чувством юмора и не подавляет инициативу, а помогает каждому раскрыть самого себя, способен к сопереживанию, то дети будут рады работать под его руководством. Существенно влияют на характер эмоциональных переживаний дегей и особенности взаимоотношений в коллективе. Благоприятный психологический климат в команде, отличающийся ведущей ролью деловых отношений, насыщенной эмоциональной жизнью, захватывающей каждого ее члена, взаимопомощью, товариществом, сотрудничеством и здоровым соперничеством, создает оптимальные условия для удовлетворения детьми своих потребностей в общении.
Следующая задача заключается в воспитании целеустремленности, го есть в пробуждении у детей интереса к достижению определенных результатов. Это осуществляется
через направленное формирование у детей системы перспективных линий развития, включающей в себя ближайшие, промежуточные и отдаленные цели в спорте.
Выдвигая перед детьми задачи, необходимо помнить, что они должны носить для них личностный смысл. Мальчику, желающему стать сильным, нужно не только предложить комплекс упражнений атлетической гимнастики, но и убедить в действенности этих средств. Ребенок, страдающий от излишней полноты, без колебаний начнет заниматься кроссовым бегом, если он поверит, что тем самым можно избавиться от лишних килограммов. Дети, ощущающие сильную потребность в социальном одобрении, с удовольствием включаются в занятия спортом, если убедятся, что одержанные победы, выполнение спортивного разряда, развитие физических качеств существенно скажутся на росте их социального статуса. Такие дети в случае успеха должны обязательно получить от окружающих заслуженную ими «порцию» общественного одобрения, желательно в публичной обстановке. Не нужно бояться афишировать их успехи. В конечном счете, похвала для них и есть та плата, ради которой они прошли через изнурительные тренировочные нагрузки.
Чувство удовлетворения от достигнутых результатов нуждается в постоянном подкреплении: необходима обязательная постановка перед детьми ближайших, оперативных целей - на одно занятие, на серию занятий. При этом критерии оценки должны быть достаточно конкретными. Это помогает определить, насколько занимающиеся приблизились к цели. Дети, как правило, побуждаются и направляются преимущественно оперативными целями. Тем не менее, с учетом их возрастных особенностей нужно выдвигать и промежуточные задачи - на несколько месяцев, на год, на этап подготовки. И к формированию целей стратегического характера следует приступить в подростковом возрасте.
Наряду с приданием целям личностной значимости следует заботиться о ее доступности, ибо реальность достижения целей создает перспективу личности, а перспектива («завтрашняя радость») сильно побуждает. В этом случае можно надеяться на то, что цель будет достигнута.
Поощрение, независимо от того, в какой форме оно выступает в виде похвалы или приза, - помогает детям ориентироваться на пути к значимой для них цели. Но не следует забывать о другом ориентире — наказании. При этом, если поощрение психологически выступает как способ удовлетворения потребности, то наказание является формой лишения возможности удовлетворения. Определяя способ и меру наказания, следует задуматься о том, чего хотел добиться ребенок с помощью занятий спортом. Если успеха, то самым действенным для него будет нейтральная реакция со стороны окружающих. Для юного спортсмена уже одно отсутствие похвалы будет серьезным наказанием. Если он искал
симпатии и участия от других членов команды, то нет для него более сильного наказания, чем равнодушие окружающих людей.
Таким образом, положительное отношение детей к спорту, основываясь вначале на непосредственном интересе к выполнению спортивных упражнений, постепенно усиливается благодаря воспитанию волевых качеств и, прежде всего, целеустремленности. Задача тренера состоит в управлении этими процессами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амалин, М.Е. Тактика волейбола / М.Е.Амалин. - М.: Физкультура и спорт,1962. - 184 с.
2. Волков, Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4-8 классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.К.Волков. - М.,1976. -21 с.
3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д.Горбунов. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.
4. Сарсанбаева, Б.И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности / Б.И.Сарсанбаева // Вопросы психологии. - 1981. - № 4 - С. 124-126.
5. Суворов, Г.Б. Особенности психических состояний спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки (на примере деятельности легкоатлетов группы выносливости): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Б.Суворов. - Л.: ЛГУ, 1989. - 15 с.
6. Ханин, Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю.Л.Ханин //Спорт в современном обществе / под ред. В.М.Выдрина. - М.: ФиС, 1980. - С. 124-184.
7. Шаболтас, А.В. Мотивы занятий споротом высших достижений в юношеском возрасте: дис. ... канд. псих. наук / А.В.Шаболтас. - Санкт-Петербург, 1998. - 170 с.
8. Шумилин, А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук / А.П.Шумилин. - Красноярск, 2003. - 144 с.
9. Щербаков, Е.П. Психология воли и волевой регуляции в спортивной деятельности: автореф. д-ра псих. наук / Е.П.Щербаков. - СПб., 1993. - 36 с.
10. Kohl K. Uber Bedeutunds gehalte des Sportspiels // In: "Sportpsyhologie". - Hoffman - Verlag, Schorndorf, 1972. - S. 125-136.
Glossary:
1. Amalin M.E. Tactics of volleyball. - М.: Physical culture and sports, 1962. - 184 p.
2. Volkov N.K. Psychological and physical development research of 4-8 grades: Autoreferat. dis ... Ph.D. -М.,1976. -21 p.
3. Gorbunov G.D. Psycho pedagogic of sport. - М.: Physical culture and sport, 1986. - 208 p.
4. Sarsanbaeva B.I. Psychological features of teenagers attitude to sports motor // Psychological questions - 1981.-№ 4. - P. 124-126.
5. Suvorov G.B. The features of psychological state of high quality sportsmen during different steps of training (for ex: athletes activity): Autoreferat. dis ... Ph.D. - L.: LSU, 1989. - 15 p.
6. Khanin U.L. Problems of sports motivation // Sports in modern society / Under addition of V.M. Vydrin. - M.: Physical culture and sport, 1980. - P. 124-184.
7. Shaboltas A.V. Motivations of youth high rewards: Dis ... Ph.D. - St.-Petersburg, 1998. - 170 p.
8. Shumilin A.P. Forming the motivation of results in competition activity of judo sportsmen: Dis ... Ph.D.. -Krasnoiarsk, 2003. - 144 p.
9. Sherbakov E.P. Psychology of volition and regulation in sports activity: Autoreferat. ... Doc. Pr. - SPb., 1993. -36 p.
10. Kohl K. Uber Bedeutunds gehalte des Sportspiels // In: "Sportpsyhologie". - Hoffman - Verlag, Schorndorf, 1972. - S. 125-136.