УДК 796.01:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ВЫБОРЕ ВИДА СПОРТА ДЛЯ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Кандидат педагогических наук, доцент А.А.Ионов, Камский государственный институт физической культуры,
г. Набережные Челны
PSYCHOLOGICAL CRITERIA WHILE CHOOSING ANY KIND OF
SPORTS FOR REGULAR TRAININGS
A.A.Ionov, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture,
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: способности и склонности, функции и задатки, типологические особенности, социальные факторы, характер и свойства темперамента
Аннотация. Кроме мотивов ведущими психологическими критериями ориентации и отбора при выборе вида спорта для регулярных занятий являются способности. Проблема способностей является крайне дискуссионной. Следует отметить, что в современной психологии не существует единой теории и типологии способностей. Как показывает анализ литературных источников, только удачное сочетание темперамента, мотивов и характера способствует развитию способностей, эффективной их реализации.
Keywords: abilities and propensities, functions and deposits, typological features, social factors, character andproperties of temperament
Summary: Except leading motives of psychological criteria orientation and selection the kind of sports for regular trainings there are abilities. The problem of abilities is the extremely debatable. It is
necessary to note, that in modern psychology there is no common theory and typology of abilities. Up to the analysis of references, only a successful combination of temperament, motives and character promotes development of abilities, effective realization.
Как показывает анализ литературных источников, посвященных данной проблеме, кроме мотивов ведущими психологическими критериями ориентации и отбора при выборе вида спорта являются и способности.
Проблема способностей является крайне дискуссионной. Следует отметить, что в современной психологии до сих пор не существует единой теории и типологии способностей. Имеющиеся многочисленные определения способностей, сводящиеся к общей формуле: способности - это нечто, определяющее успешность деятельности, - дают возможность понимать под ними что угодно: направленность личности, знания, свойства темперамента и нервной системы и т. д. Вследствие этого понятие способности утрачивает специфичность и некоторые ученые либо отождествляют его с понятием качества, либо вообще отказываются от его использования.
Тот факт, что в понятие способностей вкладывается столь различный смысл, не может считаться случайностью или объясняться субъективным подходом. Он свидетельствует об объективной сложности структуры способностей.
Как показал анализ научно-исследовательской литературы, посвященной проблеме способностей, основные положения сводятся к следующему:
1) под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого;
2) под способностями разумеются не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности;
3) знания, умения и навыки, т. е. опыт человека, приобретаемый в процессе жизни, не входят в структуру способностей;
4) ядро способностей составляют задатки, т. е. врожденные особенности человека.
Однако даже при таких ограничениях нет полной и ясности данной проблемы.
Итак, способность - это функция "обвитая" различными для каждого индивида задатками, которые и придают своеобразную окраску проявлениям функции. Если убрать стержень-функцию, то останутся задатки, которым не через что будет проявить себя, т. е. способность исчезнет. То же произойдет, если убрать задатки: все люди станут одинаково способными, и это понятие потеряет смысл.
Такое понимание способностей устраняет многие противоречия в толковании этого понятия, например, что способности без деятельности не мо-гут ни проявиться, ни сформироваться. Функция проявляется не только в деятельности, но и в жизнедеятельности как более широком понятии. Поскольку функция и задатки, определяющие особенности ее проявления, врожденные, то человек от рождения по мере созревания функциональных структур становится носителем способностей, и их можно определять не только в процессе деятельности, но и в любой ситуации, в которой актуализируется функция. Наконец, поскольку врожденные функции и общие свойства нервной системы имеются и у высших животных, можно ставить вопрос о том, что способности имеются и у животных: известна зоркость орла, обоняние собаки, прыгучесть и быстрота леопарда и т. д.
Конечно, следует иметь в виду, что при определенных условиях, например при целенаправленной многолетней тренировке, задатки изменяются. Однако эти сдвиги незначительны и не могут компенсировать врожденные различия между разными индивидами.
Таким образом, все вышесказанное приводит к основному вопросу диагностики способностей - что входит в задатки и какими способами их можно выявить и измерить.
Б. М. Теплов относил к ним типологические особенности проявления свойств нервной системы - силы, подвижности и баланса нервных процессов. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев понимают под задатками физиологические и психологические особенности, обусловленные, в частности, индивидуальными особенностями строения мозга. К. К. Платонов включает в задатки и элементарные психические свойства. Как видно, все авторы рассматривают индивидуальные особенности функционирования только мозга. Этот традиционный для психологии подход не может объяснить проявления всех способностей, особенно двигательных. Ведь известно, что выносливость в аэробной работе обусловлена максимальным потреблением кислорода (МПК). Уровень МПК в основном задан от рождения (сдвиг его при систематической тренировке на выносливость на 20— 30% не может покрыть дефицит, имеющийся изначально между разными спортсменами). Следовательно, способность человека к длительной работе динамического характера обусловлена не только особенностями функционирования мозга, но и вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системами, биохимическими процессами. Поэтому под задатками целесообразно понимать любые врожденные функциональные особенности человека (биохимические, вегетативные, двигательные, сенсорные, интеллектуальные), проявляющиеся на различных, по сложности, уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей.
Наиболее изученными из всех задатков являются типологические особенности проявления
свойств нервной системы. Типологические особенности генетически обусловлены, они очень мало и с большим трудом изменяются под влиянием условий жизни и деятельности. Для этого необходимо несколько лет тренировки в каком-либо направлении: на развитие быстроты, на выносливость, на устойчивость к монотонной работе (правда, типологические особенности весьма изменчивы в периоды гормональной перестройки организма детей и подростков).
Сегодня для выявления и измерения степени выраженности типологических особенностей разработано много аппаратурных методик. Однако использование типологических особенностей для прогнозирования возможностей человека, и в частности - выраженности той или иной способности, требует учета ряда положений:
- нет "плохих" и "хороших" типологических особенностей. Каждая из них может выступать как в положительной, так и в отрицательной роли, в зависимости от того, какую деятельность и в каких условиях выполняет чело-век. Например, сильная нервная система способствует психической устойчивости человека в напряженной ситуации, но не обеспечивает устойчивости при монотонной малоинтенсивной работе. Инертность нервных процессов является одним из факторов, влияющих на прочность запоминания информации, но препятствует быстрой переключаемости человека с одной ситуации на другую. Поэтому типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к внешней среде, сколько различные формы этого приспособления.
Это значит, что высоких социальных достижений могут достичь люди с любыми типологическими особенностями. Однако это не значит, что в любом виде деятельности и в любых условиях человек добьется идеального приспособления к внешней среде и высоких достижений, независимо от того, какие типологические особенности у него имеются. С определенными типологическими особенностями можно добиться высоких результатов только в определенных видах деятельности, соответствующих имеющимся у человека способностям. "Хороших" типологических особенностей на все случаи жизни нет. Поэтому успехов в спринте чаще добиваются спортсмены с типологическим комплексом "реактивности": слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов и с преобладанием "внешнего" возбуждения, а на длинных дистанциях успеха чаще добиваются лица с устойчивым к монотонной работе типологическим комплексом: слабой нервной системой, инертностью нервных процессов, преобладанием "внешнего" торможения и "внутреннего" возбуждения.
- способности определяются несколькими типологическими особенностями. Это видно уже из приведенных выше примеров с комплексами "реактивности" и устойчивости к монотонной работе.
Каждая из типологических особенностей - это своеобразные кирпичики, от сочетания которых получается целый фасад здания, присущее ему определенное лицо. Чем больше у человека имеется типологических особенностей, входящих в тот или иной типологический комплекс, тем в большей степени у него выражена данная способность. Отсюда, чем шире спектр изучаемых типологических особенностей (задатков), тем более надежным будет прогноз об имеющихся у человека способностях.
- одна и та же типологическая особенность может входить в структуру различных способностей. Например, слабая нервная система входит в типологические комплексы "реактивности", устойчивости к монотонной работе, артистичности; у лиц со слабой нервной системой меньше тремор, больше переключаемость внимания и т. д. Это еще раз показывает, что способности не сводимы к задаткам, в частности - к типологическим особенностям проявления свойств нервной системы.
- типологические особенности могут быть лишь дополнительным критерием прогноза достижения успеха в будущем. В определенные виды спорта в большинстве своем подбираются лица с определенными типологическими особенностями - вследствие их влияния на способности к этому виду деятельности и, как будет показано в дальнейшем, на склонность к нему. Однако это лишь тенденция, которая вовсе не означает, что людям с "нетипичной" для данной деятельности типологией дорога к успеху заказана. Типологические особенности выступают лишь как фактор, облегчающий или затрудняющий овладение тем или иным видом деятельности, но не определяющий уровень достижений (по крайней мере, в единственном числе).
Из вышеизложенного следует, что по типологическим особенностям нельзя предсказать, вырастет из данного школьника чемпион мира или нет. Поскольку успех и уровень достижений определяются, прежде всего, социальными факторами: знаниями тренера, спортивной базой, инвентарем и другими.
Как показывает анализ литературных данных, связь способностей со склонностями обсуждалась еще с 1918 года, когда А. Ф. Лазурский поставил этот вопрос в монографии "Наука о характерах". Склонности, отражающие потребность и стремление человека к деятельности определенного типа, характера, непременно должны учитываться при ориентации и отборе.
Из исследований спортивных психологов следует, что довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Например, если у человека имеется склонность к работе "взрывного" типа, то у него имеются и хорошо выраженные
показатели быстроты; если у него имеется тяга к работе в спокойном темпе, то у него имеется устойчивость к монотонии, и т. д. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности, и способности имеют общий компонент - типологические особенности проявления свойств нервной системы.
Так, типологический комплекс, включающий в себя слабую нервную систему, подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения или уравновешенность по "внешнему" балансу, с одной стороны, выступает в виде задатков скоростных способностей, а с другой стороны, создает потребность в деятельности кратковременной, взрывного характера. Поэтому среди лиц, занимающихся скоростными видами спорта (спринтом, боксом, на-стольным теннисом, фехтованием), преобладают лица с этим типологическим комплексом.
Однако необходимо обратить внимание на отсутствие непосредственной связи между способностями и склонностями: эти связи опосредованы деятельностью. Тем не менее, это не противоречит положению Н. С. Лейтеса, что способности и склонности как бы поддерживают и усиливают друг друга. В самом деле, способности, обеспечивая эффективность выбранной по склонности деятельности, подкрепляют мотив выбора, способствуют перерастанию склонности, как не очень осознанного стремления выполнять определенный тип работы, в стойкий интерес, увлеченность. Последняя повышает активность спортсмена в избранном виде деятельности, что способствует лучшему развитию способностей и качеств, ускоряет формирование навыков и приобретение знаний. Это снова повышает эффективность деятельности, приводит к большим достижениям. Получается замкнутая функциональная система с прямыми и обратными (положительными) связями.
Изложенные отношения между способностями и склонностями подтверждают точку зрения Е. Ф. Рыбалко и Н. Г. Озолина, что проявление склонностей к той или иной деятельности может служить важнейшим показателем наличия у человека определенных способностей к этой деятельности.
Однако в реальной же жизни могут наблюдаться и несоответствия между способностями и склонностями, в основном двух видов:
1) при наличии склонности недостаточно выражены способности к предпочитаемой деятельности;
2) при наличии способностей к какой-либо деятельности недостаточно выражена к ней склонность.
Первый вариант особенно часто проявляется, когда речь идет о двигательных способностях. Дело в том, что они зависят не только от процессов центральной нервной системы и типологических особенностей (задатков), но и от морфологических особенностей строения мышц и двигательных единиц, от выраженности вегетативных и биохимических процессов. В связи с этим типологические особенности могут не обеспечить проявление у данного человека способности в такой яркой форме, как морфологические, вегетативные и биохимические особенности.
Расхождение способностей и склонностей может быть обусловлено и неадекватностью представлений человека о виде деятельности. Например, девочки с подвижностью нервных процессов часто выбирают художественную гимнастику только на основании ее внешних признаков: близостью к хореографии, музыкальностью, пластичностью, эмоциональностью. Эмоциональная сторона художественной гимнастики скрывает от них "внутреннюю" характеристику этого вида спорта - постоянное выполнение одних и тех же элементов, тщательную их шлифовку. А это связано не с подвижностью нервных процессов, а с инертностью, и не случайно у членов сборной страны по этому виду спорта и по спортивной гимнастике отмечается одинаковая инертность нервных процессов.
То же можно сказать и в отношении выбора других видов спорта: бадминтона, плавания. Наличие среди студентов, изъявивших желание заниматься этими видами спорта, лиц с преобладанием торможения по внутреннему балансу, т. е. с малой двигательной активностью, можно объяснить тем, что об этих видах спорта они судят как о пляжных развлечениях, не понимая, что серьезные занятия бадминтоном и плаванием требуют от человека колоссальной работоспособности, затрат физических и психических сил.
Несовпадение склонностей и способностей может быть и из-за неправильного воспитания обучающихся, из-за переоценки их возможностей, захваливания, что приводит к возникновению у них тщеславия, самоуверенности, самоуспокоенности, снижению активности на занятиях, в результате чего способности не развиваются в должной мере.
Наконец, причиной расхождения могут быть социальные мотивы выбора того или иного вида деятельности. Так, К. К. Платонов объясняет наблюдавшиеся им случаи расхождения тем, что один считал овладение летным делом своим долгом, другой - видел в этом путь для проведения научных исследований и т. п. Могут влиять на выбор вида спорта мода, семейные традиции, желание не отстать от товарища.
В связи с этим важно при ориентации и отборе учитывать мотивы при-хода подростка в тот или иной вид спорта, так как одни из них способствуют закреплению школьника в данной спортивной секции, а другие - нет. Например, в исследовании Ю. Ф. Курамшина было выявлено, что если школьник приглашен в секцию тренером или пришел по совету других, то отсев из секции значителен.
Большой отсев бывает и при мотиве, характеризующем стремление к славе ("Хочу быть мастером спорта", "чемпионом мира"). Наименьшим был отсев при мотивах: "Хочу быть похожим на конкретного спортсмена-чемпиона", "Данный вид спорта нравится". Особенно часто виды спортивных занятий выбираются при мотиве "нравится", причем конкретно объяснить, почему нравится тот или иной вид спорта, в большинстве случаев люди не могут.
Выбор вида спорта может осуществляться не только в связи с положительным побуждением ("Хочу заниматься тем-то..."), но и в связи с отрицательным побуждением ("Я не хочу заниматься этим видом, потому что боюсь прыгать в воду"). Это тоже приводит к расхождению способностей и склонностей: физически школьник подходит для занятий прыжками в воду, а психологически нет.
Второй вариант расхождения способностей и склонностей, когда при наличии способностей не выражены склонности, может быть обусловлен легкостью заданий, приводящих к гарантированному успеху и к потере интереса к деятельности, а также строгими мерами и слишком большой регламентацией поведения, что вызывает протест обучающегося и приводит к отрицательному отношению к самой деятельности. В связи с этим важно постоянно заботиться о поддержании у занимающихся целеустремленности.
Свойства темперамента также относятся к психическим свойствам, которыми один человек в своем поведении отличается от других. В. С. Мерлин относит к ним: тревожность, эмоциональную возбудимость, импульсивность, лабильность и ригидность. Тревожность - это свойство, определяемое степенью беспокойства, озабоченности, эмоциональной напряженности человека в ответственной и особенно угрожающей ситуации. Эмоциональная возбудимость - это легкость возникновения эмоциональных реакций на внешние и внутренние воздействия. Импульсивность характеризует быстроту реагирования, принятия и исполнения решения.
Свойства темперамента связаны со свойствами нервной системы. Например, тревожность выше у лиц со слабой нервной системой, ригидность больше у лиц с инертностью нервных процессов. Однако свойства темперамента не сводимы только к свойствам нервной системы.
Последние отражают физиологические особенности протекания нервных процессов, а свойства темперамента - психологические особенности человека, и по иерархии занимают промежуточное место между свойствами характера (высшими), и свойствами нервной системы (низшими).
спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Об этом же свидетельствуют и другие данные. Например, обследование нескольких сот спортсменов, представителей различных видов спорта, показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятия таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них.
Для занимающихся художественной гимнастикой высокая тревожность может играть положительную роль, так как позволяет более точно воспроизводить и медленный, и быстрый темп. По ее же данным, эмоциональная возбудимость определяет точность восприятия и воспроизведения длительности звуков, малая импульсивность способствует восприятию и воспроизведению музыкальных акцентов.
Очевидно, и личностные особенности оказывают влияние неэффективность деятельности и выбор того или иного вида спорта. Например, в работе Ф. Б. Березина и Р. В. Рожанец, показано, что игровые виды спорта выбирают лица с высокой активностью, оптимизмом, жизнерадостностью, избытком энергии и сознанием собственных возможностей; художественную гимнастику, акробатику, конный спорт предпочитают лица с жаждой признания, склонностью к некоторой театральности в поведении, с богатым воображением, с живостью и выразительностью эмоциональных реакций.
Однако, как показал проведенный литературный анализ, исчерпывающих данных на этот счет пока нет.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно кратко сформулировать некоторые основные выводы.
При ориентации и отборе важно учитывать, что в одних видах спорта, которые предъявляют специфические и высокие требования к нейродинамике человека, равно как и во всех видах "большого" спорта, свойства темперамента являются способностями к спортивной деятельности, поскольку они являются необходимым условием успеха; в других видах спорта, равно как в массовом
спорте вообще, свойства темперамента не являются способностями к спортивной деятельности, поскольку здесь не предъявляется ни специфических, ни высоких требований к нейродинамике человека, и поэтому свойства темперамента не предопределяют успешности деятельности.
Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации.
Литература
1. Бабушкин, Г. Д. Общая спортивная психология / Г.Д.Бабушкин, В.М.Мельников. - Омск: СибГАФК, 2000.
- 192 с.
2. Волкова, И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П.Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
3. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б.А.Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
- 134 с.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
5. Попов, А. Л. Спортивная психология / А.Л.Попов. - М.: Флита, 2000. - 152 с.
6. Савельников, О. Д.. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности /
0. Д.Савельников // Теория и практика физической культуры. -2002. - №4. - С. 16-20.
7. Сальников, В. А. Спортивная деятельность и способности / В.А.Сальников // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10. - С. 24-26.
Glossary:
1. Babushkin G.D., Melnikov V.M. General sports psychology / Babushkin G.D., Melnikov V.M. - Omsk: SibGAFK, 2000. - 192 p.
2. Volkova, I. P. Sports psychology in native specialists works / Volkova I. P. - SPb.: Piter, 2002. - 384 p.
3. Vyatkin, B.A. Role of temperament in sports activity / Vyatkin B.A.. - М.: Physical culture and sports, 1978. - 134 p.
4. Gogunov , E.N. Psychology of physical training and sports / Gogunov E.N, Martyanov B.I.. - М.: Academy, 2000. -288 p.
5. Popov, A.L. Sport psychology / Popov A.L. - М.: Flita, 2000. - 152 p.
6. Savelnikov, О. D. Talent, endowments and abilities in structure sports activity / Savelnikov О. D. // Theory and practice of physical training. - 2002. - №4. - P. 16-20.
7. Salnikov, V.A. Sport activity and ability / Salnikov V.A. // Theory and practice of physical training. - 2001. - № 10 -P. 24-26.