Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ТРЕНЕР-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ТРЕНЕР-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА СПОРТА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОСТИ / САМООЦЕНКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Александр Дмитриевич, Данилова Алла Михайловна, Савельева Ольга Викторовна

В данной статье исследуется влияние на улучшение показателей одного из компонентов успешности спортивной подготовки ребенка путем взаимодействия между ним его родителями и его тренером. Исходя из определения понятия «успешность спортивной подготовки» авторами были выделены и предложены шесть компонентов данной успешности: физиологический, когнитивный, нравственный, технико-тактический, психологический и оценочно результативный. Данные компоненты в общем виде характеризуют основные направления в формировании успешности спортивной подготовки детей в учебно-тренировочном процессе. В статье выдвигается предположение, что понятие «успешность спортивной подготовки» является интегративным, включающим взаимосвязанные и коррелирующие компоненты. С точки зрения авторов, оценочнорезультативный компонент является одним из наиболее необходимых для достижения успешности. Улучшить показатели данного компонента авторы предлагают через систему взаимодействия тренер-ребенок-родитель, которая заключается в разработке и применении образовательной программы взаимодействия тренера спортивной школы и родителей занимающихся детей «Успех твоего ребенка». В статье также представлена диагностика оценочно-результативного компонента, заключающаяся в проведении тестирования подростков, путем применения опросника Столина В.В. и Пантелеева И.Р. Тестирование проводилось в ходе экспериментальной работы в два этапа: на констатирующем этапе (до внедрения образовательной программы) и контрольном этапе (после внедрения образовательной программы). Исходя из результатов экспериментальной работы, автором были сделаны выводы о необходимости более глубокого внедрения в практику взаимодействия между родителями их детьми и тренером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Александр Дмитриевич, Данилова Алла Михайловна, Савельева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION IN THE COACH-CHILD-PARENTS SYSTEM AS A MEANS OF IMPROVING THE INDICATORS OF THE EVALUATIVE-PERFORMANCE COMPONENT OF THE CHILD'S SPORTS TRAINING SUCCESS

This article examines the influence on the improvement of indicators of one of the components of the success of a child's sports training through the interaction between him and his parents and his coach. Based on the definition of the concept of “sports training success”, the authors identified and proposed six components of this success: the physiological, cognitive, moral, technical and tactical, psychological and evaluative effective. In general, these components characterize the main directions in the formation of the success of children's sports training in the educational process. The article suggests that the concept of "sports training success" is integrative, including interrelated and correlated components. From the point of view of the authors, the evaluative-performance component is one of the most necessary to achieve success. The authors propose to improve the indicators of this component through the coach-child-parent interaction system, which consists in the development and application of the educational program of interaction between the coach of the sports school and the parents of the children involved in “Success of your child”. The article also presents the diagnosis of the evaluative-effective component, which consists in testing adolescents by using the questionnaire of V.V. Stolin and I.R. Panteleev. Testing was carried out in the course of experimental work in two stages: at the ascertaining stage (before the introduction of the educational program) and the control stage (after the introduction of the educational program). Based on the results of the experimental work, the author made conclusions about the need for deeper introduction into the practice of interaction between parents and their children and the coach.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ТРЕНЕР-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА»

6. Многие виды программного материала (командные, сложнокоординационные виды спорта и т.д.) нельзя реализовать на практике в контексте он-лайн обучения.

7. Недоработки в законодательных документах, не все элементы учебного процесса освещены и обозначены пути их решения.

8. Существенная ограниченность работы с группами спортивного совершенствования, проведения соревнований и выполнения требований контрольного раздела рабочей программы.

9. Соблазн несамостоятельной работы.

Все полученные нами данные социологического исследования, приобретенный опыт ограничительного периода позволяют совершенствовать образовательный процесс по физическому воспитанию и расширять педагогические компетенции согласно современным требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева Н.А. Дистанционное обучение в университете по предмету «Физическая культура» / Н.А. Воробьева // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ 17-18 июня 2010 года. Т. 5. Педагогика и методика. -Москва-Луганск : Мади (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 2010. - С. 99-102.

2. Кузьменкова Т.Л. Динамика оценки студентами транспортного вуза дистанционных форм обучения / Т.Л. Кузьменкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2020. -№ 2 (180). - С. 191-195.

3. Кузьменкова Т.Л. Опыт применения онлайн-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе / Т.Л. Кузьменкова, А.В. Демочкин // Мир науки, культуры, образования - 2020. - № 2 (81). - С. 17-19.

REFERENCES

1. Vorobyeva, N.A. (2010), "Distance learning at the University on the subject of "Physical culture", Scientific proceedings of the International scientific and practical conference of MADI scientists (GTU), RGAU-MSHA, LNAU June 17-18, 2010. Vol. 5. Pedagogy and methodology, Madi (GTU), RGAU-MSHA, LNAU, Moscow-Lugansk, pp. 99-102.

2. Kuzmenkova, T.L. (2020), "Dynamics of assessment by students of the transport university of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 191-195.

3. Kuzmenkova, T.L. and Demochkin, A.V. (2020), "The experience of using online technologies in teaching humanities at a technical university", The world of science, culture, education, No. 2 (81), pp. 17-19.

Контактная информация: nick_t_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

УДК 796.015.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ТРЕНЕР-РЕБЕНОК-РОДИТЕЛИ КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНОГО КОМПОНЕНТА УСПЕШНОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА

Александр Дмитриевич Воронин, преподаватель, Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет; Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В данной статье исследуется влияние на улучшение показателей одного из компонентов успешности спортивной подготовки ребенка путем взаимодействия между ним его родителями и его тренером. Исходя из определения понятия «успешность спортивной подготовки» авторами бы-

ли выделены и предложены шесть компонентов данной успешности: физиологический, когнитивный, нравственный, технико-тактический, психологический и оценочно результативный. Данные компоненты в общем виде характеризуют основные направления в формировании успешности спортивной подготовки детей в учебно-тренировочном процессе. В статье выдвигается предположение, что понятие «успешность спортивной подготовки» является интегративным, включающим взаимосвязанные и коррелирующие компоненты. С точки зрения авторов, оценочно-результативный компонент является одним из наиболее необходимых для достижения успешности. Улучшить показатели данного компонента авторы предлагают через систему взаимодействия тренер-ребенок-родитель, которая заключается в разработке и применении образовательной программы взаимодействия тренера спортивной школы и родителей занимающихся детей «Успех твоего ребенка». В статье также представлена диагностика оценочно-результативного компонента, заключающаяся в проведении тестирования подростков, путем применения опросника Столина В.В. и Пантелеева И.Р. Тестирование проводилось в ходе экспериментальной работы в два этапа: на констатирующем этапе (до внедрения образовательной программы) и контрольном этапе (после внедрения образовательной программы). Исходя из результатов экспериментальной работы, автором были сделаны выводы о необходимости более глубокого внедрения в практику взаимодействия между родителями их детьми и тренером.

Ключевые слова: успешность; педагогика спорта; подростковый возраст; компоненты успешности; самооценка; повышение квалификации; образовательные программы; саморазвитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p76-83

INTERACTION IN THE COACH-CHILD-PARENTS SYSTEM AS A MEANS OF IMPROVING THE INDICATORS OF THE EVALUATIVE-PERFORMANCE COMPONENT OF THE CHILD'S SPORTS TRAINING SUCCESS Alexander Dmitrievich Voronin, the teacher, Alla Mikhailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State Technical University; Olga Viktorovna Savelyeva, the senior teacher, Samara State University of Economics

Abstract

This article examines the influence on the improvement of indicators of one of the components of the success of a child's sports training through the interaction between him and his parents and his coach. Based on the definition of the concept of "sports training success", the authors identified and proposed six components of this success: the physiological, cognitive, moral, technical and tactical, psychological and evaluative effective. In general, these components characterize the main directions in the formation of the success of children's sports training in the educational process. The article suggests that the concept of "sports training success" is integrative, including interrelated and correlated components. From the point of view of the authors, the evaluative-performance component is one of the most necessary to achieve success. The authors propose to improve the indicators of this component through the coach-child-parent interaction system, which consists in the development and application of the educational program of interaction between the coach of the sports school and the parents of the children involved in "Success of your child". The article also presents the diagnosis of the evaluative-effective component, which consists in testing adolescents by using the questionnaire of V.V. Stolin and I.R. Panteleev. Testing was carried out in the course of experimental work in two stages: at the ascertaining stage (before the introduction of the educational program) and the control stage (after the introduction of the educational program). Based on the results of the experimental work, the author made conclusions about the need for deeper introduction into the practice of interaction between parents and their children and the coach.

Keywords: success, pedagogy of sports, adolescence, success components, self-esteem, professional development, educational programs, self-development.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные школы олимпийского резерва, как и любые другие учреждения дополнительного образования, обладают огромными возможностями для формирования успешности детей любого возраста, для осуществления своих способностей в различных областях деятельности. Нами было выдвинуто предположение что «в системе дополни-

тельного образования спортивные школы олимпийского резерва выступают в роли воспитательных учреждений, где дети могут проявить свои способности, свой характер, осознать чувство собственного достоинства» [1, с. 395]. Говоря другими словами, спортивная деятельность - это одно из важнейших средств формирования успешной личности ребенка. Вдобавок к вышесказанному, необходимо отметить, что спорт всегда выступал залогом успешной социализации. При правильном построении процесса спортивной подготовки, он может стать весьма эффективным средством формирования успешности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под успешностью спортивной подготовки ребенка в учебно-тренировочном процессе понимается: «успешно сформированное и непрерывно совершенствующееся спортивное мастерство учащегося в процессе спортивной подготовки, подкрепленное позитивно-адекватной самооценкой, сопровождаемое достаточным уровнем мотивации и положительным эмоциональным состоянием, а также адекватным социальным окружением ребенка, что в совокупности предполагает достижение обучаемым положительного спортивного результата» [2, с. 14].

Определив основные компоненты успешности спортивной подготовки можно сказать, что они в общем виде характеризуют основные направления в формировании успешности спортивной подготовки детей, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую [3]. Исходя из содержания определенной составляющей, тренер формирует конкретные задачи, направленные на совершенствование спортивного мастерства ребенка и достижения успешности.

Также необходимо помнить об одном из основных факторов, влияющем на ощущение успешности в детском и подростковом спорте, о воздействии на ребенка его семьи. С точки зрения ряда современных педагогов у подростка «формирование личности зависит, прежде всего, от социальной среды, от влияния взрослых, окружающих ребенка...» [4, с. 236].

Очевидно, что участие родителей оказывает влияние не только на спортивную результативность детей, но и на их ощущение собственной успешности. Огромную значимость имеют родительские ожидания касательно их детей [5]. Однако родители не всегда хотят быть вовлечены в спортивную деятельность своего ребенка.

Основными задачами тренера в работе с родителями являются повышение сплоченности родительского коллектива и рост заинтересованности родителей в спортивной жизни ребенка. На сегодняшний день эти задачи упрощаются в виду развития информационных технологий и мультимедийного сопровождения. Так, например, организовать взаимодействие родителей и тренеров возможно с помощью различных социальных сетей. При ясном понимании родителями требований и системы подготовки в спортивной секции, им будет легче влиять на ребенка в плане его спортивной деятельности.

Однако следует сказать, что взаимодействие с семьей с целью поддержки в ребенке стремления к достижению успешности будет иметь смысл только тогда, когда сама семья доверяет тренеру и положительно относится к его работе, а также ко всему спорту в целом. С целью формирования успешности всех занимающихся детей, с учетом большой роли семьи в данном процессе авторами была проведена работа с родителями. В разработанной программе ставились следующие задачи:

- совершенствование педагогической культуры родителей;

- формирование условий для эффективного взаимодействия тренера и семьи;

- разработка универсального, единого подхода к оценке и формированию мотивации подростков в семье и спортивной секции.

Вышеперечисленные задачи решались в рамках разработанной программы «Успех твоего ребенка» (таблица 1), которая была принята в спортивной школе олимпийского резерва, на базе которой проводился формирующий эксперимент.

Реализация этой программы осуществлялась в три этапа: теоретический, практический, итоговый. В теоретическом этапе присутствовали родительские собрания, тренинги для родителей, проведение индивидуальных бесед с родителями каждого ребенка. К практическому модулю были отнесены: совместные занятия детей и родителей, посещение родителями открытых уроков, совместный просмотр обучающих видеороликов, внеурочные совместные мероприятия с детьми. Основной проблемой являлось замотиви-ровать родителей к активной спортивной деятельности, в виду того, что большинство из них по мере взросления детей не особо заботила их спортивная деятельность. Кроме того, значительная часть родителей не проявляли большого интереса к занятиям спортом в принципе.

Первый модуль программы - «Теоретические сведения о роли родителей при формировании успешности ребенка в процессе спортивной подготовки» - состоял из трех занятий, которые проводились не только совместно всем родительским коллективом, но и индивидуально с каждым родителем занимающегося в спортивной секции ребенка. На первом занятии, проводившемся в форме родительского собрания, родителям была подробно описана суть организации учебно-тренировочного процесса; программа применяемая тренером, ее отличия от традиционного процесса спортивной подготовки; применяемые в процессе спортивной подготовки педагогические средства, направленные на формирование успешности детей, их специфику. Всем родителям, пришедшим на это занятие, приводились конкретные примеры того, как будет организован процесс спортивной подготовки в спортивной школе. Также был затронут вопрос о том, на что необходимо обратить внимание родителям дома, чтобы мотивировать ребенка на достижение успеха и для формирования у него познавательного интереса к спорту каждый день.

Второе занятие для каждого родителя и его ребенка проводилось индивидуально. В ходе индивидуальных бесед с родителями и их детьми обсуждалась роль семьи в формировании успешности спортивной подготовки ребенка. Здесь уделялось особое внимание стилю взаимоотношений в конкретной семье, подчеркивалась специфика подросткового возраста, трудности, появляющиеся из-за определенного недопонимания между родителями и их детьми. Кроме того, с родителями обсуждалась тема необходимости доброжелательной и дружелюбной воспитывающей среды для их занимающихся спортом детей, в которой будут должным образом относиться к соответствующим успехам и неудачам.

Третье занятие с родителями было в формате тренинга. На нем обсуждалась весьма значимая тема - «Помощь ребенку в достижении успехов в спорте». На данном занятии родители, чьи дети достигли определенных результатов в спортивной деятельности, делились с остальными опытом того, как они помогали и поддерживали своих детей на пути к достижению успешности. Также родителям подростков раздали брошюры и буклеты с различными советами, как от родителей выдающихся спортсменов, так и от тренера.

Второй модуль программы, практический - «Совместные тренировки родителей и их детей в учебно-тренировочном процессе» - реализовывался на тренировочных занятиях подростков, с активным участием их родителей. Последние не только присутствовали, но и занимались сами на большинстве занятий по физической подготовке подростков, активно вовлекались в соревновательную и внетренировочную деятельность. Тренировки, на которых развивались технические и тактические навыки, проводились в виде открытых уроков, что пробудило большой родительский интерес. Совместными стараниями тренера и родителей организовывались выезды на учебно-тренировочные сборы в спортивные лагеря, туристические походы, различные событийные мероприятия. На соревнования, которые проводились в других городах, дети ездили не только в сопровождении тренера, но и еще нескольких родителей. Если соревнования проводились в нашем регионе, родители предлагали свою помощь в организации и проведении данных соревнова-

ний. В первую очередь, это повышает уровень ответственности ребенка, который, как правило, хочет доказать родителям, что он отлично подготовлен к этому мероприятию. Во-вторых, подростку очень важно ощущать, что он не одинок, что его жизнью и проблемами всегда интересуются родители и готовы в любую минуту поддержать его. Кроме того, родители сами могут стать непосредственными участниками спортивной подготовки своего ребенка. После соревнований проводились совместные просмотры видео выступлений детей и разбор технических и тактических ошибок с высказыванием мнения родителя и ребенка по этому поводу. Совместные переживания тренера, родителей и их детей, и последующее за этим достижение положительного результата способствует формированию успешности школьника. Во время совместной спортивной подготовки ребенка и его родителей, у первого формируется позитивный эмоциональный настрой, улучшаются взаимоотношения в семье, спортивном коллективе, классе, во дворе, что также очень сильно влияет на успешность детей. В итоговом этапе проводился анализ результатов программы, диагностика семейных отношений, анкетирование родителей, определение дальнейших перспектив взаимодействия родителей и тренера.

Таблица 1 - Содержание программы взаимодействия спортивной школы и родителей занимающихся детей «Успех твоего ребенка»_

Теоретический этап

Набор родителей в группу для проведения образовательно-спортивной программы. Диагностика семейных отношений, анализ воспитательной работы тренеров, анализ существующей системы взаимодействия спортивной школы с родителями. Организация занятий с родителями, совместной деятельности, работы со спортивной школой. Теоретический этап состоит из трех занятий._

Форма занятия и его содержание

1

Родительское собрание. Организация традиционного процесса спортивной подготовки. Его отличия от применяемого автором процесса. Общая информация о педагогических средствах, применяемых в процессе спортивной подготовки.

Индивидуальные беседы с родителями и их детьми. Стиль взаимоотношений в семье. Особенности подросткового возраста. Методы и средства родительского воспитания для формирования мотивации к занятиям спортом, с целью достижения успешности._

3

Тренинг. Роль семьи и влияние семейного воспитания на формирование успешности ребенка в спортивной деятельности.

Практический этап

Практический этап длился на протяжении всего оставшегося учебно-тренировочного процесса после теоретических занятий. На данном этапе вырабатывалась совместная деятельность между тренером, детьми и их роди-

№ Направление совместной деятельности

1 Совместные тренировки по физической подготовке родителей и их детей под руководством тренера

2 Открытые тренировки для родителей

3 Взаимодействие в социальных сетях

4 Учебно-тренировочный сбор с приглашением родителей

5 Туристический поход спортивным коллективом

6 Совместные поездки на соревнования

7 Совместная организация и проведение соревнований

8 Просмотр видео с выступлениями детей и совместный разбор ошибок

Итоговый этап

Анализ результатов программы, диагностика семейных отношений, анкетирование родителей, определение дальнейших перспектив взаимодействия родителей и тренеров спортивной школы, анализ влияния семьи на формирование успешности детей._

2

Помимо взаимоотношений в системе тренер-ребенок-родители не менее важная роль в оценочно-результативном компоненте отводится таким показателям как самоконтроль, рефлексия, самооценка и т.д.

Для выявления показателей оценочно-результативного компонента, нами был применен к участникам эксперимента тест опросник самоотношения разработанный В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым [6]. Данный тест позволяет определить три уровня самоотношения, разделяющиеся по степени обобщенности: 1. глобальное самоотношение;

2. самоотношение, дифференцированное по аутосимпатии, ожиданиям отношения к себе, самоинтересу и самоуважению;

3. уровень конкретных действия (или готовностей к этим действиям) по отношению к своему «Я».

Результаты определялись по следующим шкалам, включенным в данный тест-опросник:

1. Шкала 8 (интегральная).

2. Шкала I - самоуважение.

3. Шкала II - аутосимпатия.

4. Шкала III - ожидаемое отношение от других.

5. Шкала IV - самоинтерес.

Кроме вышеперечисленных пяти шкал в тесте присутствуют еще семь шкал определяющих выраженность установки на какие-либо внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

1. Самоуверенность.

2. Отношение других.

3. Самопринятие.

4. Самопоследовательность.

5. Самообвинение.

6. Самоинтерес.

7. Самопонимание.

В нашей работе, при определении показателей оценочно-результативного компонента, как во время констатирующего эксперимента (до внедрения программы по работе с родителями), так и во время формирующего (после внедрения программы) нами были проанализированы не только количественные показатели по каждой шкале (какой процент школьников относится к каждой категории), но также был определен средний показатель по каждой шкале среди детей контрольной и экспериментальной групп. По итогам проведенной экспериментальной работы был определен ряд изменений в оценочно-результативном компоненте успешности. Суть этих изменений заключается в динамике самооценки состоящей из 12 шкал. По результатам экспериментальной работы по оценочно-результативному компоненту были получены следующие результаты:

- глобальное отношение к самому себе - в экспериментальной группе выросло количество школьников с обладанием яркой выраженностью данного признака «+14%» и уменьшением числа тех детей, у которых такой признак проявляется недостаточно часто или не проявляется вообще; в контрольной группе происходит спад количества школьников с яркой выраженностью данного показателя «-5%» в сторону средней выраженности;

- самоуважение - школьники экспериментальной группы по данному признаку показали рост своих результатов к проявлению яркой выраженности «+18%», а школьников с ярким проявлением самоуважения из контрольной группы наоборот уменьшилось «-6%»;

- аутосимпатия - по данному показателю в обеих группах виден рост числа школьников с яркой выраженностью, но в контрольной группе этот результат меньше «+2%», чем в экспериментальной «+6%». Кроме того в экспериментальной группе рост произошел рост числа школьников, у которых данные признак не проявлялся вообще к числу тех, где данный признак выражен в достаточном уровне «+9%», в контрольной группе этот показатель наоборот снизился «-3%»;

- ожидаемое отношение других - в данном показателе и в контрольной и экспериментальной группах произошел рост числа школьников от низкого значения (признак не выражен) к более высоким (признак выражен, признак ярко выражен) в общем на «+5%» и «+15%» соответственно;

- самоинтерес - школьники из экспериментальной группы стали больше интересоваться самими собой как следствие у них повысился уровень самотношения к себе. В общей сложности по данной шкале в экспериментальной группе произошел рост от отметки «признак не выражен» к более высоким результатам на 8%. В контрольной группе картина выглядит совсем иначе - число заинтересованных самих собой школьников существенно снизилось с высоких отметок «признак ярок выражен» и «признак выражен» к низкой на 14%.

- самоуверенность - 22% школьников в экспериментальной группе улучшили свои результаты по данному показателю с низких отметок к более высоким («+14%» -признак выражен, «+8%» - признак ярко выражен). У школьников контрольной группы существенных изменений выявлено не было;

- отношение других - в данном показателе и в обеих группах произошел рост числа школьников от низкого значения (признак не выражен) к более высоким (признак выражен, признак ярко выражен), но результаты «+12%» экспериментальной группы превосходят результаты контрольной «+2%» на 10%;

- самопринятие - из данного показателя становится виден как рост результатов школьников в экспериментальной группе («+7%» - признак выражен, «+1%» - признак ярко выражен), так и снижение числа школьников контрольной группы, обладавших высоким уровнем самопринятия к худшим значениям «-8%»;

- самопоследовательность - в экспериментальной группе количество школьников улучшивших свои результаты по данному показателю возросло на 9%, в то время как в контрольной группе их сверстники наоборот продемонстрировали снижение с уровня «признак ярко выражен» к уровню «признак выражен» на 4% и прирост школьников к этому же уровню с уровня «признак не выражен на 3%;

- самообвинение - количество школьников экспериментальной группы, у которых данный признак стал проявляться в меньшей степени, увеличилось на 8%, а в контрольной группе 4% школьников стали осуждать и обвинять себя еще более часто;

- самоинтерес - количество школьников, ставших проявлять больше интереса к самому себе, в экспериментальной группе увеличилось на 9%, а в контрольной уменьшилось на 10%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самопонимание - количество школьников экспериментальной группы улучшивших свои результаты по данному показателю возросло на 12%, а в контрольной группе школьники продемонстрировали снижение с уровня «признак ярко выражен» к уровню «признак выражен» на 3% и прирост школьников к этому же уровню с уровня «признак не выражен на 2%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам программы дети, чьи родители вообще не участвовали в спортивной жизни или делали это редко, после активизации родителей улучшили свои показатели в оценочно-результативном компоненте. В данном случае очень большую роль играют родительские устремления и ожидания в отношении своих детей. Также можно отметить тот факт, что участие родителей в данной программе повлияло на ощущение собственной успешности подростков.

Исходя из представленной информации, нужно сказать о необходимости глубже внедрять практику взаимодействия между родителями их детьми и тренером.

ЛИТЕРАТУРА

1. Voronin, A.D. Application Of Digitalization In Children's Sports Training / A.D. Voronin, A.M. Danilova, L.A. Ivanova // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development. - 2021. - P. 394-401.

2. Воронин A.Д. Содержание понятия «успешность школьника в процессе спортивной подготовки» // Вестник Самарского государственного технического университета: Серия «Психоло-

го-педагогические науки». - 2019. - № 2 (42). - С. 6-17.

3. Воронин, А. Д. Модель формирования успешности школьников подросткового возраста в процессе спортивной подготовки в системе дополнительного образования / А. Д. Воронин // Самарский научный вестник. - 2019. - № 4 (29). - С. 232-241.

4. Бусыгина А.Л. Трудности социальной адаптации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в разных социокультурных условиях / А.Л. Бусыгина, И.В. Архипова, Т.А. Фирсова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 3 (16). - С. 235-239.

5. Ширяев Е.А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения : дис. ... канд. пед. наук / Ширяев Евгений Андреевич. - Самара, 2018. - 180 с.

6. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие - 2-е изд., переруб. и доп. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института, 2005. - 216 с.

REFERENCES

1. Voronin, A.D., A.M. Danilova, LA. Ivanova (2021), "Application of digitalization in children's sports training", European proceedings of social and behavioral sciences: Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development, pp. 394-401.

2. Voronin, A.D. (2019), "The content of the concept "student success in the process of sports training", Bulletin of Samara State Technical University: Series "Psychological and Pedagogical Sciences", Vol. 2, No. 42, pp. 6-17.

3. Voronin, A.D. (2019), "Model of the formation of the success of adolescent schoolchildren in the process of sports training in the system of additional education", Samara Scientific Bulletin, Vol. 4, No. 29, pp. 232-241.

4. Busygina, A.L., Arkhipova, I.V., Firsova, T.A. (2016), "Difficulties of social adaptation of preschool children brought up in different socio-cultural conditions ", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 3, No. 16, pp. 235-239.

5. Shiryaev, E.A. (2018), Pedagogical means of shaping the success of schoolchildren in the learning process, dissertation, Samara.

6. Glukhanyuk N.S. (2005), Psychodiagnostics workshop, 2nd ed., Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.

Контактная информация: sasha-voronin-1994@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2021

УДК 796.422.14

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У

ЛЕГКОАТЛЕТОВ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ В ВОЗРАСТЕ 17-18 ЛЕТ

Александр Андреевич Востриков, преподаватель, Тамара Сергеевна Кланюк, старший преподаватель, Анна Сергеевна Ильина, преподаватель, Алексей Юрьевич Ермаков,

преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

Не удивительно, что в последние годы во всем мире, и особенно в России ведется активная пропаганда длительного бега, как лучшего оздоровительного и профилактического средства. Благодаря длительному бегу развивается выносливость, повышается способность противостоять утомлению и быстро восстанавливаться после самых различных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. А это очень важно для сохранения здоровья, так как известно, что длительное состояние в утомлении неблагоприятно сказывается на сопротивляемости организма таким вредно действующим факторам, как токсические вещества. Выносливость - это то качество, которое как главный фактор, позволяет успешно выступать на соревнованиях спортсменам, специализирующихся на средних дистанциях. Этот вопрос всегда важен и актуален. В ходе достижения поставленной цели - выявить уровень развития выносливости у легкоатлетов 17-18 лет и изучить структуру взаимосвязи различных сторон выносливости, позволила понять необходимость использования различных тестов для определения более точной оценки этого качество. Проведен сравни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.