DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_113
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF THE RIGHT TO HOLD CERTAIN POSITIONS
OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES
БАБКИНА Елена Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права
Академия ФСИН России.
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: [email protected];
НИКИТИН Дмитрий Алексеевич,
кандидат юридических наук, доцент,
начальник факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургский университет ФСИН России.
199602, Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34.
E-mail: [email protected];
BABKINA Elena Viktorovna,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Penal Enforcement Law Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: [email protected];
NIKITIN Dmitry Alekseevich,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Faculty of Vocational Training and Additional Vocational Education Saint Petersburg University of the Ministry of Finance of Russia. 199602, Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье проанализированы особенности исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. Выявлены некоторые организационно-правовые проблемные вопросы исполнения данного наказания. Обращено внимание на порядок исчисления сроков наказания в виде лишение права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве дополнительного. Рассмотрены проблемы взаимодействия по исполнению данного вида уголовного наказания.
Abstract. The article analyzes the features of the execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, both as the main and as an additional type of punishment. Some organizational and legal problematic issues of execution of this punishment have been identified. Attention is drawn to the procedure for calculating the terms of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, appointed as an additional one. The problems of interaction in the execution of this type of criminal punishment are considered.
Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; уголовно-исполнительные инспекции; уголовное наказание; исполнение уголовного наказания.
Keywords: deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities; criminal enforcement inspections; criminal punishment; execution of criminal punishment.
Для цитирования: Бабкина Е.В., Никитин Д.А. Организационно-правовые вопросы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 113-117. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_113.
For citation: Babkina E.V., Nikitin D.A. Organizational and legal issues of execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 113-117. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_ 113.
Статья поступила в редакцию: 01.07.2023
Уголовное законодательство Российской Федерации является отражением основных тенденций уголовно-правовой политики [1, С. 188] в направлении германизации и повышения эффективности практики назначения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, с учетом международных стандартов.
В данной статье речь пойдет об уголовном наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, являющимся важным инструментом в системе мер государственного принуждения.
Обзор статистических данных Судебного департамента при ВС РФ за 2022 год показывает, что анализируемый вид наказания применялся в качестве основного наказания в отношении 111 осужденных, 69 028 раз в качестве дополнительного вида наказания [2]. Указанные статистические данные свидетельствуют о том, что рассматриваемый вид наказания применяется в основном в качестве дополнительного, а объем его применения достаточно велик, что обуславливает необходимость дальнейшего исследования порядка его исполнения.
Реализация вынесшего судом приговора является завершающим этапом уголовного процесса. Процесс приведения в исполнение приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состоит в освобождении
осужденного от занимаемой должности или от выполнения им определенных видов деятельности в течение периода, установленного приговором суда.
В настоящий момент правовое регулирование исполнения данного вида наказания предусмотрено ст. ст. 33-38 УИК РФ, а также утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г.№142 «Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».
Стоит согласиться с мнением В.Н. Орлова, который считает, что «одним из элементов состава исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является субъект исполнения наказания». Субъекты реализации данного вида наказания, на сегодняшний день, определены точно и обозначены в ч. 2 ст. 16 УИК РФ, а именно: уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства (работы) осужденного, исправительное учреждение или дисциплинарная воинская часть.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 33 УИК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний (исправительный центр, дисциплинарная воинская часть, исправительное учреждение), соответственно после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.
Органы, в обязанность которых входит исполнение требований приговора суда о назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, следует относить администрацию организации, в которой работает осужденный, и иные органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. Безусловно, для вышеуказанных субъектов реализация правоограничений, возлагаемых судом, является не основной, а дополнительной, но обязательной функцией.
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, согласно ч.3 ст. 33 УИК РФ, включает в себя учет осужденных; контроль за соблюдением запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверку исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным; организацию проведения воспитательной работы и проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.
При вступлении в законную силу приговора суда независимо от назначенного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного или дополнительного, суд направляет в уголовно-исполнительную инспекцию постановление приговора и две его копии [3, С. 255].
После получения копии приговора из суда или учреждения, в котором лицо отбывало основное наказание, инспекция должна занести надлежащие данные в журнале учета, сформировать личное дело, а также сторожевую и контрольно-сроковую карточки, и уведомить суд, вынесший приговор, о принятии приговора к исполнению [4, С. 53]. Наряду с этим, инспекция уведомляет суд, о начале и месте отбывания осужденными наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. День регистрации копии приговора суда считается днем постановки осужденного на учет инспекции.
В случаях назначения осужденному наказания в качестве дополнительного, уголовно-исполнительная инспекция оформляет в обязательном порядке два личных дела - одно по основному, другое по дополнительному виду наказания.
Для проведения первоначальной беседы с осужденным о порядке и условиях отбывания наказания, в ходе которой ему разъясняются его обязанности и последствия невыполнения требований приговора, инспекция уведомляет его о необходимой дате прибытия [5, С. 94]. Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.), но не позднее десяти дней с момента постановки на учет. С документами, удостоверяющими личность, осужденному необходимо прибыть в инспекцию. В ходе беседы инспектор проверяет личные данные осужденного, выясняет информацию о близких родственниках или других лицах, которые могут оказать на него воздействие, а также обсуждают иные вопросы, непосредственно влияющие на исполнение данного наказания. Несовершеннолетнего осужденного вызывают с родителями или иными законными представителями. По итогам беседы, к личному делу осужденного приобщается подписка, вместе со справкой о проведенной беседе.
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью необходимо рассматривать в контексте двух различных групп правоограничений, являющихся частями одного исследуемого вида наказания.
В практической деятельности часто возникают случаи, когда осужденные, имеющие основную работу, получают наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься деятельностью, связанной с их должностью. Закон устанавливает категоричный и поэтапный процесс исполнения такого наказания. В течение десяти рабочих дней инспекция должна определить место работы осужденного и отправить копию судебного приговора и уведомление о назначенном наказании в организацию.
Если осужденный, на момент поступления копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции, занимает запрещенную по месту работы должность, работодатель, не позднее трех дней, обязан отстранить его от занимаемой должности и расторгнуть с ним
трудовой договор, после чего направить в инспекцию извещение об исполнении требований приговора. Помимо этого, в случаях, если осужденный меняет место работы или увольняется с должности до вступления приговора суда в законную силу, администрация обязана предупредить инспекцию о выполнении требований приговора.
Если должность, занимаемая осужденным в организации ему не запрещена, увольнять его нет необходимости, но администрация организации обязана уведомить уголовно-исполнительную инспекцию о том, какую должность занимает осужденный. Помимо этого, на протяжении всего времени отбывания наказания, администрация обязана сообщать обо всех перемещениях осужденного по должности в трехдневный срок и по требованию инспекции предоставлять надлежащим образом оформленные документы, связанные с отбыванием наказания. Отметим, что согласно ст. 72 ТК РФ и при условиях непротиворечащих требованиям приговора суда, осужденный вправе перемещаться на любую, в том числе вышестоящую должность, с обязательным указанием соответствующей записи в трудовой книжке.
Уголовно-исполнительная инспекция обязана проверить факты освобождения осужденного от занимаемой должности, получив сообщение от работодателя, в течение десяти дней с выездом на его место работы [6, С. 97]. О результатах проверки по месту работы осужденного составляется справка и делается отметка в журнале учета. После чего инспекцией проверяется требование приговора суда не реже одного раза в шесть месяцев обязательно, с посещением места работы, а при необходимости инспектора вправе осуществить проверку трудового договора и должностной инструкции.
Если по истечении тридцати дней с даты уведомления организацией не направлено в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение об освобождении осужденного от должности, то инспекция осуществляет проверку выполнения решения суда с посещением места работы в целях выяснения данных причин, по результатам которой принимаются соответствующие меры и составляется справка.
В случае увольнения из организации осужденного, который не отбыл наказание в полном объеме, администрация обязана внести запись в его трудовую книжку о том, на каком основании, на какой срок и какие должности лишен права занимать осужденный или какого рода деятельность ему запрещена, после незамедлительно сообщает об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Сообщение о внесении записи в трудовую книжку осужденного после отметки в журнале приобщается к личному делу.
Важным моментом является корректная формулировка оснований расторжения с осужденным трудового договора и его запись в трудовой книжке. Основанием расторжения трудовых правоотношений, в данной ситуации, прямо указано законодателем, а не связано с волей сторон- осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу(п. 4 ч.1 ст. 83 ТК РФ).
Правовая формулировка такого увольнения не только отражает законность расторжения трудового договора, но и является в дальнейшем препятствием для занятия лицом запрещенных ему должностей. Таким образом, можно сказать, что точная формулировка причин расторжения трудового договора способствует достижению целей наказания и предотвращает совершение идентичных преступлений.
Отметим, что в случае досрочного освобождения или по отбытии наказания осужденный вправе сделать запрос об исключении пометки о назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в его трудовой книжке. В данной ситуации лицу, по необходимости, выдается копия, исключающая данный факт, но сама запись об увольнении оп данным или другим основаниям остается без изменений.
Требование о необходимости расторжения трудового договора, если его заключение было связано с нарушением приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, выступает гарантом выполнения требований приговора и законодательно закреплено в ч.1 ст. 84 ТК РФ. Данное положение не позволяет осужденному выполнять работу или какие-либо профессиональные функции в связи с занимаемой им должностью или профессиональной деятельностью.
Следовательно, после его постановки на учет и беседы с ним задачей уголовно-исполнительных инспекций является лишь контроль за его трудоустройством. А по причине отсутствия технических средств и иных возможностей, контролирующих исполнение данного наказания, функции осуществляются только силами инспекторов. Возможно, что на данном этапе проблематично определиться с применением тех или иных технических средств, которые бы в полном объеме позволили осуществить надзор за осужденными. Справедливо, на наш взгляд мнение М.В. Кокшова, о «допустимости применения тех средств, которые используются в целях контроля за условно осужденными и осужденными к ограничению свободы, т.е. позволяющих осуществлять мониторинг передвижения лица» [7, С. 120].
Помимо всего, мы полагаем, целесообразность и эффективность создания общероссийской электронной базы данных на осужденных, которым назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с ограниченным доступом к содержащейся в ней информации. Также, в рамках контроля и надзора за нарушениями требований приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, считаем необходимым разработку программы по взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с иными службами, с помощью которых появится возможность доступа к сведениям о движениях денежных средств в отношении лиц, осужденных к рассматриваемому наказанию.
Важным моментом является и то, что закон фактически предусматривает возможность запрета на реализацию любой профессиональной и иной деятельности, что создает множество трудностей на практике. Осуществление контроля за отдельными запретами вызывает массу проблем. В научной литературе правильно подчеркивается необходимость рассмотрения этих запретов логически и индивидуально. А именно, «запрет необходимо налагать лишь на те разновидности профессиональной деятельности, осуществление которых может контролироваться, и к таким видам деятельности, которые осуществляются субъектом определенным образом, на основании специального разрешения, сертификата,
лицензии и т.п.»
В соответствии со ст. 35 УИК РФ требование приговора суда о лишении осужденного права заниматься определенной деятельностью обязательно для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Надзор за состоянием безопасности дорожного движения возложен на ГИБДДМВД РФ, в компетенции которых выдача свидетельства на право управления транспортным средством. Решением суда о лишении осужденного права управления транспортным средством, сотрудников ГИБДД обязывают не позднее тех дней с момента получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции, аннулировать разрешение и конфисковать документ, дающий определенные права на занятие определенной деятельностью (водительское удостоверение), и предупредить об этом инспекцию, осуществляющую контроль за исполнением приговора.
Следует отметить, что ГИБДД должен контролировать соблюдение осужденными таких запретов, но как показывает практика, этот контроль сводится лишь к отправке в инспекцию уведомления об изъятии у сужденного водительского удостоверения и по необходимости привлечение к административной ответственности в порядке гл. 12 КоАП РФ.
Проблемы исчисления сроков различных видов уголовных наказаний всегда вызывало массу теоретических и практических вопросов и споров ученых уголовно-правового блока. Это не обошло стороной и рассматриваемое нами наказание.
Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются с момента вступления приговора суда в законную силу.
Если осужденному, освобожденному из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения, назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания, срок данного лишения начинается со дня освобождения и продолжается весь срок отбывания основного вида наказания. Осужденные, в данном случае, обязаны соблюдать требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на протяжении всего срока отбывания основного наказания.
При определении срока данного вида уголовного наказания, назначенного в качестве дополнительного, у сотрудников практических органов возникают некоторые вопросы. Поскольку при его назначении в качестве дополнительного, срок его явно будет выше, чем установленный судом срок.
Логично встает вопрос о правомерности увеличения срока данного наказания на продолжительность срока отбывания основного вида наказания. Исходя из этого, предусмотренные законодательством сроки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при данных обстоятельствах реализуются с нарушениями. Например, отбывая уголовное наказание в виде лишения свободы в колонии-поселения за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 264 УК РФ, осужденный, лишенный права на управление транспортным средством, в разрез с требованиями приговора суда, может быть трудоустроен администрацией колонии водителем, тем самым грубо нарушая закон.
Проанализировав порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и возникшие вопросы в практической деятельности можно выделить ряд недостатков:
1. Проблемные моменты в контроле за соблюдением установленных запретов и ограничений сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в виду отсутствия необходимых технических средств электронного мониторинга за осужденными, в результате чего усложняется работа инспекторов уголовно-исполнительных инспекций.
2. Отсутствие электронных баз данных для проверки информации на осужденных, которым назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Необходимо разработать программу по взаимодействию уголовно-исполнительных инспекций с другими службами, чтобы иметь доступ к сведениям о движениях денежных средств в отношении лиц, осужденных к рассматриваемому наказанию. Это позволит эффективнее контролировать финансовые операции осужденных и предотвращать незаконные действия.
4. Нерешенным остается вопрос процесса четкой организации сотрудничества уголовно-исполнительных инспекций с ГИБДД и иными органами, осуществляющими контроль за соблюдением запретов и ограничений со стороны рассматриваемой категории лиц.
5. На законодательном уровне необходимо четко урегулировать вопросы сроков наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью назначенного в качестве дополнительного.
Указанные проблемы выявляются в результате практической деятельности уголовно-исполнительных инспекций, в связи с чем для своевременной корректировки действующей нормативно-правовой базы, необходимо тесное взаимодействие институтов правотворчества и правоприменения.
Библиография:
1. Селиверстов В.И. Уголовная и уголовно-исполнительная политика в сфере исполнения лишения свободы: новации 2015 года // Lexrussica (Русский закон). 2016. № 9 (118). С. 188-204.
2. Орлов В.Н. Субъект исполнения отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью / В.Н. Орлов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2018. - № 2 (15). - С. 122.
3. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний, иных мер уголовно-правового характера и мер пресечения: учебное пособие / Антонян Е.А., Бабкина Е.В., Бякина С.И., Грушин Ф.В., и др. - Москва :ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2023. - 255 с.
4. Чурляева И. В. Наказания, альтернативные лишению свободы, применяемые в отношении несовершеннолетних лиц / И. В. Чурляева, А. Н. Выборова // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2021. - Т. 8. - № 2. - С. 53.
5. Нестеренко А. Е. Теоретические основы наказания в российском уголовном праве / А. Е. Нестеренко // Наука и практика в XXI веке : межвузовский сборник научных трудов, Астрахань, 15 ноября 2020 года. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2020. - С. 94.
6. Мусалева А.В., Игонина А.О. Проблемы реализации наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью / А.В. Мусалева, А.О. Игонина // Вестник Самарского юридического института. - 2022. - № 2 (48). - С. 97.
7. Кокшова М. В. Проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2. С. 120.
References:
1. Seliverstov V.I. Criminal and penal enforcement policy in the sphere of execution of deprivation of liberty: innovations of 2015 // Lexrussica (Russian Law). 2016. No. 9 (118). pp. 188-204.
2. Orlov V.N. The subject of execution of serving a sentence in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities / V.N. Orlov // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. - 2018. - № 2 (15). - P. 122.
3. Activity of penal enforcement inspections for the execution of punishments, other measures of a criminal-legal nature and preventive measures: textbook /Antonyan E.A., Babkina E.V., Byakina S.I., Grushin F.V., etc. - Moscow :LLC "INFRA-M Scientific and Publishing Center", 2023. - 255 p.
4. Churlyaeva I. V. Punishments alternative to imprisonment applied to minors / I. V. Churlyaeva, A. N. Vyborova // Bulletin of the Faculty of Law of the Southern Federal University. - 2021. - Vol. 8. - No. 2. - p. 53.
5. Nesterenko A. E. Theoretical foundations of punishment in Russian criminal law / A. E. Nesterenko // Science and practice in the XXI century: interuniversity collection of scientific papers, Astrakhan, November 15, 2020. - Astrakhan: Publishing House "Astrakhan University", 2020. - p. 94.
6. Musaleva A.V., Igonina A.O. Problems of implementing punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities / A.V. Musaleva, A.O. Igonina // Bulletin of the Samara Law Institute. - 2022. - № 2 (48). - P. 97.
7. Kokshova M. V. Problems of execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice. 2014. No. 7-2. p. 120.