УДК 343.241 ББК 67.408
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10055
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА
ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Мовлад Хасиевич ГЕЛЬДИБАЕВ, профессор кафедры уголовного права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор E-mail: geldibaev@mail.ru
Алла Владимировна КАФИАТУЛИНА, соискатель кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия, доцент Ивановского филиала РАНХиГС E-mail: Kafiatulina.alla@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. Статья посвящена вопросам правового регулирования порядка и условий отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в Республике Казахстан по новому Уголовно-исполнительному кодексу. Казахстанский законодатель в новом Уголовном кодексе пересмотрел позицию относительно правовой природы наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, указав, что в настоящее время оно может назначаться исключительно в качестве дополнительного вида наказания.
Анализируются новеллы, характеризующие уголовно-исполнительный аспект исполнения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Одной из ключевых новаций, введенных в правовую регламентацию исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, является способ его исполнения.
Ключевые слова: уголовное наказание, дополнительное наказание, исполнение наказания, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, пробация, Республика Казахстан.
Annotation. The article is devoted to the issues of legal regulation of the order and conditions of serving a sentence in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities in the Republic of Kazakhstan under the new Penal code. The Kazakh legislator in the new Criminal code has revised the position on the legal nature of the penalty of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, pointing out that at present it can be imposed only as an additional form of punishment.
The article analyzes the novelties characterizing the criminal-executive aspect of the execution of criminal punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities. One of the key innovations introduced in the legal regulation of the execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities is the method of its execution.
Keywords: criminal punishment, additional punishment, execution of punishment, deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, probation, Republic of Kazakhstan.
VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности (Гавана, 1990 г.) уделил специальное внимание поиску альтернатив изоляции заключенных от общества. Вопрос этот не потерял актуальность до настоящего времени и многие
страны активно внедряют в свою правовую систему альтернативные виды наказаний.
В этом плане уникален опыт Республики Казахстан, которая считалась «страной лагерей». Так, по сведениям Международного цент-
№ 2/2019
ра тюремных исследований (ICOS), до недавних пор Республика Казахстан находилась на третьем месте в списке стран по количеству заключенных, в 2018 г. ввиду проводимой в стране политики она опустилась на 73-е место.
Обусловлен такой качественный скачек в том числе вступлением Республики Казахстан в новую фазу своего развития, связанную с принятием и вступлением в действие новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.
Казахстанский законодатель в Уголовном кодексе 2014 г. (далее — УК РК)1 изменил существовавшую ранее систему наказаний, взяв курс на гуманизацию. Обращает на себя внимание то, что за время существования независимого государства объявлялось восемь амнистий, пересмотрена процедура условно-досрочного освобождения и другие институты.
Как отмечает Ш.Ш. Шаяхметов, произошло смещение приоритетов от карательной к правозащитной практике, в процессе которой было немало проблем. Они обусловливались чрезмерной жесткостью уголовного закона, суровой карательной практикой судов, в решениях которых арест был основной мерой пресечения, низкой применяемостью институтов примирения и условно-досрочного освобождения, а также замены на более мягкий вид наказания2.
Законодатель в новом УК РК пересмотрел позицию относительно правовой природы наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, указав, что в настоящее время оно может назначаться исключительно в качестве дополнительного вида наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РК лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, финансовых организациях либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 50 УК РК).
Одной из ключевых новаций, введенных в правовую регламентацию исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, является способ его исполнения.
Так, с 2015 г. уголовно-исполнительные инспекции переименованы в службу пробации. В функции данной службы входит исполнение альтернативных лишению свободы мер, таких, как: лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, кроме пожизненного срока данного наказания; привлечение к общественным работам; исправительные работы; ограничение свободы; контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей; мужчин, в одиночку воспитывающих малолетних детей; кому отбывание наказания отсрочено, а также изъятие государственных наград3.
Кроме того, в соответствии со ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее по — УИК РК)4 исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью осуществляется:
■ службой пробации,
■ учреждением при исполнении наказания в виде лишения свободы,
■ администрацией организации по месту работы осужденного,
■ органами, правомочными в соответствии с законодательством Республики Казахстан отозвать разрешение на занятие определенной деятельностью.
Приговор суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является обязательным для администраций государственных учреждений и органов местного самоуправления.
Исполнение приговора суда о пожизненном лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью контролируется уполномоченными государственными органами — службой пробации.
Приговор суда о пожизненном запрете занимать педагогические должности и должности, связанные с работой с несовершеннолетними, исполняется организациями независимо от форм собственности в порядке, утвержденном уполномоченным органом в сфере образования.
Приговор суда о пожизненном запрете занимать определенные должности исполняется администрациями государственных учреждений и организаций, указанных в Уголовном кодексе Республики Казахстан (ч. 2 ст. 72 УИК РК). К ним относятся: государственные организации, органы местного самоуправления, Национальный Банк Республики Казахстан и его ведомства, государственные организации и организации, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании,
№ 2/2019
национальные институты развития, акционером которых является государство, их дочерние организации, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридические лица, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям (ч. 2 ст. 50 УК РК).
Основная роль при исполнении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью отведена службе пробации, которая:
1) ведет учет осужденных,
2) контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
3) проверяет исполнение приговора суда администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными отозвать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенным осужденному;
4) в отношении осужденных, скрывшихся с целью уклонения от отбывания наказания, осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и вносит в суд представление об объявлении в розыск.
Скрывающимся от отбывания наказания признается осужденный, место нахождения которого не установлено более 15 дней со дня неявки для регистрации в службу пробации.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором отбывает основной вид наказания осужденный к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не вправе привлекать его к работам, выполнение которых ему запрещено.
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью к аресту или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется со дня отбытия ареста, лишения свободы и постановки на учет службы пробации (ч. 1 ст. 73 УИК РК).
В этом случае администрация учреждения, в котором осужденный отбывает основной вид наказания, за месяц до освобождения от основного вида наказания направляет в службу про-бации по избранному месту жительства осуж-
денного копию приговора суда для дальнейшего исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Служба пробации после получения копии приговора суда для дальнейшего исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью направляет извещение в соответствующее учреждение, а также в суд, вынесший приговор.
В случаях назначения этого вида наказания к другим основным видам наказания, не связанным с изоляцией от общества, а также отсрочки отбывания наказания или условного осуждения его срок исчисляется со дня вступления приговора в законную силу.
На осужденного, отбывающего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, возложены следующие обязанности:
■ сообщать в службу пробации о месте работы и жительства и их изменении, об увольнении;
■ являться по вызову в службу пробации.
В случае неявки без уважительных причин
осужденный может быть подвергнут приводу. Уважительными причинами неявки осужденного в службу пробации в назначенный срок признаются несвоевременное получение вызова, а также болезнь и другие документально подтвержденные обстоятельства, которые лишают его возможности своевременно прибыть по вызову. При этом следует отметить, что законодателем унифицированы случаи, которые могут послужить основанием привода.
Определенные вопросы возникают в сфере регламентации ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Законодатель указал, что осужденный к названному виду наказания, уклоняющийся от исполнения наказания, несет ответственность, установленную законом. Между тем ни в Уголовном кодексе РК, ни в Уголовно-исполнительном кодексе РК специальных норм, предусматривающих ответственность осужденного за уклонение от отбывания назначенного наказания, не содержится.
На администрацию организации в соответствии со ст. 75 УИК РК также возложен ряд обязанностей. Например, организации независимо от форм собственности проверяют канди-
№ 2/2019
датов на определенную должность на предмет наличия у них пожизненного запрета занимать педагогические должности и должности, связанные с работой с несовершеннолетними, а также на государственной службе и в органах местного самоуправления. Кроме того, администрация организации по месту работы осужденного обязана:
1) не позднее трех рабочих дней после получения копии приговора суда, вступившего в законную силу, либо извещения службы проба-ции освободить осужденного от должности или того вида деятельности, права на занятие или осуществление которых он лишен, направить в службу пробации сообщение о выполнении приговора суда;
2) представлять по требованию службы про-бации документы, связанные с исполнением наказания;
3) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в течение трех рабочих дней сообщить в службу пробации.
При неисполнении вступившего в законную силу приговора более шести месяцев, а равно воспрепятствовании его исполнению должностные лица организации несут ответственность, предусмотренную ст. 420 УК РК.
Органы, полномочные отозвать разрешение на занятие определенной деятельностью, обязаны не позднее трех рабочих дней после получения копии вступившего в законную силу приговора суда, извещения службы пробации обязаны отозвать разрешение на занятие видом деятельности, который запрещен осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанным видом деятельности, и направить сообщение об этом в службу пробации. Указанные должностные лица также несут ответственность, предусмотренную ст. 420 УК РК.
Отбывание наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.
В правовой регламентации порядка исполнения и отбывания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обращает на себя внимание постоянное указание на дополнительный
вид этого наказания, хотя только в таком качестве оно может назначаться по новому уголовному законодательству. Полагаем, данное указание является излишним.
В статье 24 УИК РК, посвященной учреждениям и органам, исполняющим тот или иной вид наказания, приведена регламентация порядка исполнения срочного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в отдельной части — пожизненного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такой подход законодателя позволяет сделать вывод, что это два самостоятельных вида наказания.
1 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 226^ ЗРК // СПС «Параграф»
2 Шаяхметов Ш.Ш. 10 мер по снижению «тюремного населения» — пенитенциарная реформа в Казахстане // Междунар. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом. Рязань, 2018. С. 9—17.
3 Кожмухамедова Г.Б., Завацкая Е.В. Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы, по законодательству Республики Казахстан // Междунар. пенитенциарный журнал. 2015. № 2. С. 67—72.
4 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 г. № 234^ // СПС «Параграф»
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 226^ ЗРК // СПС «Параграф»
2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 г. № 234^ // СПС «Параграф»
3. Кожмухамедова Г.Б., Завацкая Е.В. Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы, по законодательству Республики Казахстан // Междунар. пенитенциарный журнал. 2015. № 2. С. 67—72.
4. Шаяхметов Ш.Ш. 10 мер по снижению «тюремного населения» — пенитенциарная реформа в Казахстане // Междунар. науч.-практ. конф. «Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом. Рязань, 2018. С. 9—17.
№ 2/2019