УДК 343.241
DOI: 10.51522/2307-0382-2021-234-11-16-24
СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ ПИЧУГИН
доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, полковник внутренней службы, [email protected]
Владимир
SERGEY A. PICHUGIN
Assistant Professor of the Department
of Criminal Law and Criminology
of the Faculty of Law of the VLI of the FPS
of Russia, Candidate of Law, Colonel
of the Internal Service, [email protected]
Vladimir
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: вопросы нормативной регламентации и правоприменительной практики
Deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities: regulatory issues and law enforcement practice
Аннотация. Статья посвящена различным аспектам регламентации и исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Предметом статьи являются нормы действующего отечественного законодательства, данные официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и ФСИН России, а также правоприменительная практика по рассматриваемой тематике. Целью статьи является анализ нормативного регулирования и практики применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Методологическая основа исследования представлена совокупностью общенаучных и частнонаучных методов. В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, формально-юридический, статистический. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство в части совершенствования профилактической работы с лицами, осужденными к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Сделаны выводы о сущности, особенностях правовой регламентации и правоприменительной практики рассматриваемого вида наказания в современных условиях, о необходимости повышения эффективности профилактической деятельности в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством.
Для цитирования
Пичугин С. А. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: вопросы нормативной регламентации и правоприменительной практики // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 11. С. 16-24. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2021-234-11-16-24.
12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (юридические науки) Criminal Law and Criminology; penal law (legal sciences)
Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, наказание, уголовно-исполнительные инспекции, Уголовный кодекс Российской Федерации, осужденный, лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.
Abstract. The article is devoted to various aspects of the regulation and execution of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities. The subject of the article is the norms of the current domestic legislation, data from official statistics of the Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as law enforcement practice on the topic under consideration. The purpose of the article is to analyze the normative regulation and practice of applying punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities. The methodological basis of the research is represented by a set of general and specific scientific methods. The work used methods such as analysis, synthesis, formal legal, statistical. As a result of the study, proposals were formulated to amend the current legislation in terms of improving preventive work with persons sentenced to punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities. Conclusions are made about the essence, features of legal regulation and law enforcement practice of the considered type of punishment in modern conditions, about the need to increase the effectiveness of preventive activities in relation to persons sentenced to punishment in the form of deprivation of the right to engage in activities related to driving a vehicle.
Key words: deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities, punishment, penal inspectorates, the Criminal Code of the Russian Federation, convict, deprivation of the right to engage in activities related to driving.
Согласно данным статистики, в последние годы численность осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые находятся на учете уголовно-исполнительных инспекций (далее также - инспекции), значительно выросла [1]. Так, в 2020 году было осуждено 67 749 человек [2], в том же году на учете инспекций состояло 132 824 лица, осужденных к данному виду наказания [3]. С учетом этих обстоятельств применение указанной меры представляется актуальным.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности устанавливается в слу-
чае, если преступление было совершено с использованием служебного или должностного положения либо при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности (например, спортивный тренер, совершивший преступление в отношении несовершеннолетних, занимавшихся в спортивной секции, не может далее работать с детьми; преподаватель вуза, получивший взятки от студентов за проставление зачета по дисциплине, не может заниматься преподавательской деятельностью; работник, совершивший растрату, не может заниматься деятельностью по обслуживанию материальных ценностей).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, согласно действующему законодательству, имеет двойственную (смешанную) природу, то есть может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Из 13 видов наказаний, предусмотренных статьей 44 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [4], такую же природу имеют штраф и ограничение свободы.
Анализируя данные официальной статистики, отметим, что суды значительно чаще назначают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания. Так, в 2020 году в качестве основного рассматриваемое наказание было назначено всего 257 осужденным [5].
По своей карательной сущности (с учетом расположения в статье 44 УК РФ) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью строже, чем штраф, но мягче остальных видов наказаний.
Действующее законодательство в статье 47 УК РФ фактически определяет два вида запретов - запрет занимать определенные должности и запрет заниматься определенной деятельностью, которые образуют содержание рассматриваемого наказания.
Первый из указанных запретов относится к должностям государственной службы и службы в органах местного самоуправления. При этом судебная практика отмечает, что в статье 47 УК РФ запрет занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях не предусмотрен [6]. Следовательно, содержание запрета в приговоре должно в полном объеме соответствовать части 1 статьи 47 УК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», «лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении зани-
мать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления». В приговоре должен быть указан «определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий)» [7].
Обратим внимание, что в УК РФ не используется термин «муниципальная служба», хотя в действующем законодательстве такой термин применяется (например, в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [8]). Полагаем, что законодателю следует учесть указанное обстоятельство и внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 47 УК РФ, заменив слова «в органах местного самоуправления» словами «муниципальной службе».
По нашему мнению, назначение в ряде случаев в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности некоторых видов федеральной государственной службы представляется избыточным, так как оно частично дублирует аналогичный запрет, предусмотренный соответствующими федеральными законами о различных видах государственной службы. Так, факт осуждения за совершение любого преступления (при условии вступления приговора суда в законную силу) в отношении, например, сотрудника органа внутренних дел либо уголовно-исполнительной системы уже является препятствием для его нахождения на службе. Вместе с тем суд может не назначить наказание, установленное статьей 47 УК РФ, если оно предусмотрено санкцией статьи в качестве обязательного, только при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 64 УК РФ.
Полагаем, что для исключения такого дублирования необходимо внести соответствующую оговорку в часть 1 статьи 47
УК РФ, указав, что в ней речь идет о случаях, специально не предусмотренных федеральным законодательством.
В отношении запрета заниматься определенной деятельностью отметим, что он связан с конкретным видом профессиональной или иной деятельности (преподавательская, врачебная, научная, адвокатская, управление транспортным средством, администрирование сайта и так далее), определенным на основании приговора суда.
Таким образом, любой из запретов должен быть сформулирован в приговоре суда с указанием определенных конкретными признаками должностей или конкретных видов деятельности, в отношении которых установлен такой запрет.
Разновидность рассматриваемого вида наказания - лишение права заниматься определенной деятельностью (пункт «б» части 1 статьи 88 УК РФ), применяемое в отношении несовершеннолетних. При этом практика редко сталкивается с назначением данного наказания лицам, не достигшим 18-летия, так как возможность заниматься определенной деятельностью во многих случаях связана с достижением возраста совершеннолетия (в качестве примера исключения можно привести занятие промысловой охотой в районах проживания коренных народов Крайнего Севера, где указанная деятельность разрешена с 14 лет). Так, в 2020 году рассматриваемое наказание было назначено двум несовершеннолетним в качестве основного и 150 -в качестве дополнительного [5].
Смешанная природа наказания, регламентированного статьей 47 УК РФ, влияет и на его применение, а именно на особенности назначения и исчисления начала его сроков, сочетание с другими видами наказаний. Так, продолжительность запрета зависит от того, было ли назначено рассматриваемое наказание как основное или как дополнительное. Если срок основного наказания не может превышать пяти лет, то при
назначении наказания как дополнительного законом установлены два варианта. Согласно общему правилу, срок такого наказания не может превышать трех лет, но в ряде предусмотренных Особенной частью УК РФ случаев оно может быть назначено судом на гораздо более длительный срок -до 20 лет (например, часть 5 статьи 132, часть 5 статьи 135 и другие статьи УК РФ).
Рассматриваемое наказание на практике может быть назначено в сочетании с любыми другими видами наказаний, в том числе в качестве дополнительного наказания, когда исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок назначены условно. Обратим внимание, что в ряде установленных законом случаев (части 2-4, 6-8 статьи 204, части 2-4 статьи 2041, статьи 290, 291, 2911 ук рф) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в дополнение к штрафу как основному наказанию. В этих случаях, согласно статье 44 УК РФ, дополнительное наказание является более строгим, чем основное, то есть штраф. Такое решение законодателя можно объяснить интересами борьбы с коррупцией: угроза крупного денежного взыскания может оказать серьезное предупредительное воздействие.
Наказание, определенное статьей 47 УК РФ, назначенное как дополнительное при пожизненном лишении свободы, в большинстве случаев представляется избыточным: фактически действие запрета будет распространяться на всю продолжительность основного наказания, то есть на весь оставшийся срок жизни осужденного, который при вынесении приговора точно определить нельзя. Кроме того, срок указанного дополнительного наказания будет исчисляться только после условно-досрочного освобождения осужденного.
Регламентированное статьей 47 УК РФ наказание не может быть назначено в каче-
стве основного и дополнительного за одно и то же преступление. Однако при назначении наказания по совокупности преступлений или приговоров за разные преступления или по разным приговорам может быть назначено лишение «права занимать несколько определенных должностей и заниматься несколькими видами определенной деятельности, если запреты касаются разных должностей или сфер деятельности. При этом сроки таких наказаний сложению не подлежат» (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58).
Также особенностью рассматриваемого наказания является возможность его назначения как дополнительного и при отсутствии в санкции статьи Особенной части УК РФ (часть 3 статьи 47 УК РФ). Верховный Суд Российской Федерации указывает на наличие такой возможности и в том случае, когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией статьи в качестве одного из альтернативных основных видов наказания, но был назначен другой вид основного наказания (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58).
Частью 4 статьи 47 УК РФ определен особый порядок начала исчисления рассматриваемого наказания, если оно применяется в качестве дополнительного к принудительным работам, лишению свободы, аресту и содержанию в дисциплинарной воинской части. В указанных случаях действие запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на весь срок исполнения основного наказания, но исчисление срока дополнительного наказания начинается после освобождения от отбывания основного наказания. Например, лицо, совершившее преступление, осуждено к восьми годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью,
связанной с управлением транспортными средствами, на три года. Запрет заниматься указанной деятельностью распространяется на весь срок основного наказания, но срок дополнительного наказания следует исчислять только после отбытия осужденным лишения свободы. Фактически срок запрета, определенного статьей 47 УК РФ, автоматически увеличивается на весь срок основного наказания, в приведенном примере - на восемь лет лишения свободы (на практике может быть и больше, в зависимости от срока лишения свободы).
Кроме того, фактическое действие запрета может превышать максимальный срок дополнительного наказания, установленный статьей 47 УК РФ. Это следует отметить во всех случаях назначения лишения свободы на срок свыше 17 лет с применением рассматриваемого дополнительного наказания. Более того, максимальный срок фактического действия запрета при лишении свободы на определенный срок за одно преступление может составлять 40 лет (20 лет распространения действия запрета на срок основного наказания и 20 лет дополнительного наказания), например части 4 и 5 статьи 131, части 4 и 5 статьи 132, части 5 и 6 статьи 134 УК РФ. При назначении наказания по совокупности преступлений или по совокупности приговоров продолжительность фактического запрета может быть еще больше (соответственно, может достигать 50 и 55 лет).
С учетом этого в пункте 28 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 [9] срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, а при назначении этого наказания в качестве дополнительного к лишению свободы - со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.
Также необходимо отметить, что УК РФ не регламентирует каких-либо действий инспекции при нарушении осужденным установленного приговором суда запрета и занятии запрещенным видом деятельности (например, отмену, замену данного наказания в случае нарушения условий его отбывания). В части 1 статьи 315 УК РФ установлена ответственность за злостное неисполнение вступившего в законную силу приговора суда, но законодательно не определено, что в этом случае следует понимать под злостным неисполнением. Как отмечает А. С. Колосов, действующим уголовным законодательством вообще не предусмотрено никакой ответственности и за уклонение от данного наказания [10]. Мерой воздействия на осужденного в данном случае является предусмотренный частью 1 статьи 36 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) [11] незачет в срок наказания периода времени, в течение которого осужденный занимал запрещенную должность или занимался запрещенной деятельностью, на основании постановления инспекции, но для этого требуется документальное подтверждение указанных фактов. Полагаем, что отмеченные обстоятельства негативно сказываются на профилактике правонарушений среди указанных осужденных.
Следует также обратить внимание на значительную долю повторных преступлений, совершенных лицами, осужденными к наказанию, регламентированному статьей 47 УК РФ, после их постановки на учет.
Одной из причин этого являются изменения уголовного законодательства. Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» [12] в УК РФ была включена статья 2641, которая устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения
лицом, подвергнутым административному наказанию. Санкция указанной статьи предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания. К сожалению, следует констатировать, что практика применения нормы статьи 2641 УК РФ получила массовый характер: в 2019 году за совершение указанного деяния в Российской Федерации были осуждены 59 543 человека, в 2020-м - 57 731, в том числе 53 601 человек на основании приговора суда был лишен права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами [13].
В свою очередь, это повлекло и увеличение числа состоящих на учете инспекций осужденных, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: если в 2015 году зарегистрированы 31 122 таких осужденных, то уже в конце 2016 года их было 96 939 (рост в 3,1 раза). Увеличение числа лиц, осужденных к наказанию, регламентированному статьей 47 УК РФ, продолжалось до конца 2018 года (145 703 человека), в 2019 и 2020 годах отмечено снижение этого показателя (138 574 и 132 824 осужденных соответственно) [3].
Значительную часть повторных преступлений, совершенных состоящими на учете инспекций осужденными, составляют деяния, запрещенные статьей 2641 УК РФ. Среди них, в свою очередь, преобладают деяния, совершенные ранее лицами, судимыми за аналогичное преступление, то есть имеет место высокий уровень специального криминологического рецидива тождественных преступлений.
При этом среди осужденных, снятых с учета в связи с осуждением за совершение повторного преступления в 2019 году, число лишенных права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью составило 6 790 человек (35 %), то есть более трети. Следовательно,
осужденные к наказанию, определенному статьей 47 УК РФ, представляют серьезную опасность в связи с высокой вероятностью совершения ими повторных преступлений, причем преимущественно это деяния, определенные статьей 2641 УК РФ.
Повторная преступность указанной категории осужденных вызвана рядом причин, среди которых следует назвать комплекс обстоятельств социального и личностного характера. Детерминантами совершения таких преступлений являются прежде всего негативные социально-экономические явления и процессы, ухудшение социально-демографических характеристик осужденных, нуждающихся в лечении алкоголизма и наркомании, а также серьезная деформация их нравственно-психологических установок.
Вместе с тем регламентация в УИК РФ порядка исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью затрагивает проведение воспитательной работы с осужденными в самом общем виде.
Так, в части 3 статьи 33 УИК РФ говорится, что на инспекции возложена организация воспитательной работы с осужденными к рассматриваемому наказанию, но ничего не сказано о мерах по предупреждению совершения указанной категорией осужденных новых преступлений. Это положение противоречит части 1 статьи 1 УИК РФ, согласно которой предупреждение совершения новых преступлений является одной из целей уголовно-исполнительного законодательства.
Полагаем, что отмеченный пробел в законодательном регулировании части 3 статьи 33 УИК РФ требует устранения, а указанные в данной норме меры нуждаются в дополнении в целях эффективной профилактики совершения повторных преступлений осужденными. Такой вывод следует сделать, принимая во внимание значительное число лиц, осужденных к лишению пра-
ва заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, а также количество совершенных ими повторных преступлений (прежде всего речь идет о деяниях, которые запрещены статьей 2641 УК РФ).
Таким образом, положения действующего законодательства требуют совершенствования в части правовой регламентации исполнения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Обоснованием данного предложения является необходимость проведения комплекса соответствующих профилактических мер в отношении осужденных к указанному наказанию. Учитывая изложенное, предлагаем дополнить часть 3 статьи 33 УИК РФ словами «и принимает меры по предупреждению совершения ими новых преступлений».
При этом главой IV Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (пункты 27-41) определены профилактические меры по проверке исполнения приговора суда организацией, в которой работал осужденный, а также по мониторингу его возможного трудоустройства. Так, сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев проверяют с посещением места работы осужденного исполнение приговора суда администрацией организации и осужденным, при необходимости проверяют трудовой договор и должностную инструкцию (пункт 37).
В отношении осужденных к лишению права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, подразделения территориальных органов МВД России, обеспечивающие безопасность дорожного движения, согласно статье 35 УИК РФ, не позднее трех дней после получения информации уголовно-исполнительной инспекции принимают меры по внесению в специализированные учеты Госавтоинспекции сведений о лишении осужденного права управления транспорт-
ным средством, по изъятию водительского удостоверения и направлению сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Вместе с тем осужденные, которым назначено такое наказание, как лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, как уже было отмечено, представляют значительный криминогенный потенциал. В связи с изложенным полагаем, что для повышения эффективности деятельности по предупреждению совершения преступлений осужденными требуется проведение комплекса дополнительных профилактических мероприятий в отношении указанной категории лиц, состоящих на учете, в том числе воспитательного характера (профилактические беседы, лекции, демонстрация видеофильмов, встречи с сотрудниками Госавтоинспекции, раздача памяток с выдержками из законодательства, ознакомление с конкретными примерами осуждения за совершение деяния, наказуемого согласно статье 2641 УК РФ, и так далее).
В качестве выводов отметим, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет смешанную природу, то есть может быть как основным, так и дополнительным наказанием, вследствие чего его назначение возможно в различных сочетаниях с другими наказаниями. Практика применения наказания, определенного статьей 47 УК РФ, характеризуется преобладанием осужденных к этому наказанию, которым оно назначено в качестве дополнительного. При этом большинство составляют лица, осужденные к лишению права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, в том числе за совершение преступления, предусмотренного статьей 2641 УК РФ, в отношении которых необходимо проведение комплекса профилактических мероприятий. Также необходимо совершенствование правовой регламентации как самого наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так и его исполнения.
1. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности : пост. Правительства Рос. Федерации от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008-2020 годы // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=2074 (дата обращения: 29.06.2021).
3. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // ФСИН России : [сайт]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (дата обращения: 29.06.2021).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 11.06.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2020 года (форма № 1). Раздел 3. Виды наказания и состав осужденных, иные меры уголовно-правового характера // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 (дата обращения: 24.05.2021).
6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020) : утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации 10.06.2020 // Бюллетень ВС РФ. 2020. № 10.
7. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : пост. Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 22.12.2015 № 58 (ред. от 18.12.2018) // Российская газета. 2015. 29 декабря (№ 295).
8. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества : приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 (ред. от 22.08.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Колосов А. С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. : НИИ ФСИН России, 2005. С. 9.
11. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения : федер. закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2020 года (форма № 10.1). Раздел 1. Результаты рассмотрения уголовных дел с учетом сложения наказаний // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 24.05.2021).
1. On the approval of the Regulations on Penal Inspectorates and the standard of their staffing : Resolution of the Government of the Russian Federation dated 16.06.1997 No. 729 (as amended on 23.04.2012). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
2. The main statistical indicators of the state of convictions in Russia for 2008-2020 // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation : [site]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2074 [Accessed 29th June 2021].
3. Characteristics of persons registered with penal inspectorates // Federal Penitentiary Service of Russia : [site]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ [Accessed 29th June 2021].
4. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 11.06.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
5. Report on the work of courts of general jurisdiction on the consideration of criminal cases at first instance courts for 12 months of 2020 (form No. 1). Section 3. Types of punishment and composition of convicts, other measures of a criminal-legal nature // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation : [site]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671 [Accessed 25th May 2021].
6. Survey of judicial practices of the Supreme Court of the Russian Federation No.1 (2020) : approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on 10.06.2020 // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2020. No 10.
7. On the practice of appointing criminal punishment by the courts of the Russian Federation : Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 22.12.2015 No. 58 (as amended on 18.12.2018) // Rossiyskaya Gazeta. 2015. 29 (No. 295).
8. On the municipal service in the Russian Federation : Federal Law of 02.03.2007 No 25-FZ (as amended on 26.05.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
9. On approval of the Instructions on the organization of the execution of sentences and measures of criminal law nature without isolation from society : Order of the Ministry of Justice of Russia dated 20.05.2009 No. 142 (as amended on 22.08.2014). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
10. Kolosov, A. S. (2005) Responsibility for evading the serving of sentences unrelated to the isolation of the convicted person from society: abstract of the thesis ... of Candidate of Law. Moscow : Research Institute of the FPS of Russia, p. 9.
11. The Criminal and Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 11.06.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
12. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the issue of increasing responsibility for committing offenses in the field of road safety : Federal Law of 31.12.2014 No. 528-FZ. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
13. Report on the number of persons prosecuted and types of criminal punishment for 12 months of 2020 (form No. 10.1). Section 1. Results of consideration of criminal cases with account of the addition of punishments // Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation : [site]. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=5669 [Accessed 24th May 2021].