Научная статья на тему 'Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в уголовном кодексе Российской Федерации и уголовном законодательстве зарубежных государств'

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в уголовном кодексе Российской Федерации и уголовном законодательстве зарубежных государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5087
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЯТЬ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ / THE CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION / THE DEPRIVATION OF THE RIGHT TO OCCUPY CERTAIN POSITIONS OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES / DEPRIVATION OF THE RIGHT MEANS OF TRANSPORT / ADDITIONAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцова Наталья Владимировна, Калачян Кристина Юрьевна

В статье рассматривается наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью как эффективное наказание за должностные преступления. Проводится анализ судебной практики назначения указанного вида наказания, сопоставление с аналогичным наказанием в зарубежном уголовном праве, предложение по совершенствованию законодательства, регулирующего назначение анализируемого вида наказания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванцова Наталья Владимировна, Калачян Кристина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disqualification to hold specified positions or engage in certain activities in the Russian Criminal Code and criminal laws of foreign countries

The article deals with the penalty of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities as an effective punishment for malfeasance. An analysis of judicial practice of appointing this form of punishment, a comparison with the same punishment in a foreign criminal law, a proposal to improve the legislation regulating the appointment of the sample sentences

Текст научной работы на тему «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в уголовном кодексе Российской Федерации и уголовном законодательстве зарубежных государств»

5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)

5.1. ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

Иванцова Наталья Владимировна, д.ю.н., профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации. Е-mail: ivantzova.natalia@yandex.ru Калачян Кристина Юрьевна, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации. Е-mail: k.kristina.u@rambler.ru.

Аннотация: В статье рассматривается наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью как эффективное наказание за должностные преступления. Проводится анализ судебной практики назначения указанного вида наказания, сопоставление с аналогичным наказанием в зарубежном уголовном праве, предложение по совершенствованию законодательства, регулирующего назначение анализируемого вида наказания.

Ключевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение права управлять транспортным средством, дополнительное наказание.

DISQUALIFICATION TO HOLD SPECIFIED POSITIONS OR ENGAGE IN CERTAIN ACTIVITIES IN THE RUSSIAN CRIMINAL CODE AND CRIMINAL LAWS OF FOREIGN COUNTRIES

Ivantzova Natalia Vladimirovna, doctor of law, professor of criminal law chair. Place of employment: Cheboksary Cooperative Institute of Russian University of Cooperation. E-mail: ivantzova.natalia@yandex.ru.

Kalachyan Kristina Jurievna, postgraduate student. place of study: Cheboksary Cooperative Institute of Russian University of Cooperation. E-mail: k.kristina.u@rambler.ru.

Annotation: The article deals with the penalty of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities as an effective punishment for malfeasance. An analysis of judicial practice of appointing this form of punishment, a comparison with the same punishment in a foreign criminal law, a proposal to improve the legislation regulating the appointment of the sample sentences.

Keywords: The Criminal code of Russian Federation, the deprivation of the right to occupy certain positions

or engage in certain activities, deprivation of the right means of transport, additional punishment.

Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, являются наиболее часто обсуждаемыми, что связано с вопросами их эффективной реализации. Безусловно, нецелесообразное назначение для лиц без определенных занятий наказания в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности, и даже штрафа. В то же время преступники, обладающие социальным статусом на основании занимаемой ими должности или выполняемой работы, наиболее восприимчивы к любым его ухудшениям. Для работника-преступника лишение его права трудиться на прежнем месте является самым строгим наказанием за совершенное им деяние. Представляется что, в настоящее время значительное число виновных лиц адекватно воспринимают наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, однако для усиления его превентивного воздействия необходимо внести ряд изменений в действующее уголовное законодательство.

Согласно ч. 1 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью1.

Сущность правовых последствий рассматриваемого вида наказания заключается в запрете занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью и, по сути, является дисквалификацией преступника2. Применение этого наказания не позволяет виновному злоупотреблять предоставленными ему служебными возможностями и является одной из эффективных мер по предупреждению повторного совершения служебного преступления осужденным. Негативные последствия состоят в изменении социального статуса, понижении уровня материального обеспечения, утрате льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью, прерывании специального трудового стажа. Причем во многих случаях и после отбывания наказания у лиц, совершивших служебные преступления, отсутствует возможность трудоустроиться на аналогичную должность или в структуру, из которой лицо было уволено по приговору суда. Пункт «г» ч. 2 ст.34 УИК РФ предусматривает обязанность администрации организации, в которой работает осужденный, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься3. Ко-

1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.

- № 25. - Ст. 2954.

2 Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» в оптимизации применения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Военно-юридический журнал. - 2008. - № 3 [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.

3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997.

- № 2. - Ст. 198.

нечно же, наличие записи в трудовой книжке осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью само по себе после погашения судимости никакого правового значения иметь не будет, однако с моральной, этической точки зрения превратится в своего рода клеймо для бывшего осужденного. В связи с этим А.Л. Дзигарь, например, предлагает исключить из УИК РФ вышеуказанную обязанность организации, как противоречащую ч. 6 ст. 86 УК РФ4, что, на наш взгляд, представляется нецелесообразным, ведь указанный вид наказания назначается за совершенное осужденным преступление, по своему характеру связанное с занимаемой им должностью или занятием им определенной деятельностью, и такая запись в трудовой книжке, пусть и юридически, после погашения судимости, не имеющая значения, будет иметь немаловажную роль для будущих руководителей такого осужденного.

В науке уголовного права ведутся споры относительно сущности указанного наказания. Следует согласиться с мнением С.В. Бородина, П.Г. Пономарева, Ф.Р. Сундурова и ряда других авторов, которые считают, что рассматриваемое наказание включает в себя два самостоятельных вида наказания: 1) запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрет заниматься профессиональной или иной деятельностью5. По мнению Е.С. Крыловой, в пользу этого свидетельствует хотя бы то, что применительно к несовершеннолетним в пункте «б» ч. 1 ст. 88 УК РФ предусматривается только один из этих видов наказаний - лишение права заниматься определенной деятельностью6.

Несмотря на то, что данный вид наказания известен еще со времен Русской Правды как лишение права, что, по сути, означало гражданскую смерть, и был включен во все советские уголовные кодексы, в настоящее время не пользуется популярностью в судебной практике и назначается достаточно редко. Особенно редко данный вид наказания назначается в качестве основного наказания. Вероятно, это связано с тем, что с одной стороны, в судебной практике нет полной ясности относительно понимания правовых оснований и условий применения этого наказания, а с другой - с недооценкой карательно-предупредительного значения данного вида наказания. По тяжести оно помещено в системе видов наказания на втором месте после штрафа. Реально же оно более тяжкое, чем расположенные за ним обязательные и исправительные работы, и даже арест. В условиях безработицы потерять работу для осужденного является более тяжким наказанием, чем, например, выполнять в свободное от работы время обязательные работы или отбыть наказание в виде ареста. В определенных случаях, при правильной оценке строгости рассматриваемого наказания оно могло бы стать альтернативой и лишению свободы.

К лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью как основного наказания в 2010 году в Российской Феде-

4 Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспектива: дис. ... канд. юрид. наук - Краснодар. - 2001. - С.34.

5 Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф.Р. Сунду-рова, И.А. Тарханова. - М.: - 2009. С. - 485-486.

6 Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: дис. ... канд. юрид. наук - Казань. - 2002. - С. 16-17.

рации приговорены 274 человека (аналогичный период прошлого года (далее по тексту - АППГ_ - 263 человека), в том числе: за присвоение - 158 (АППГ - 139 человек); за злоупотребление должностными полномочиями - 51 человек (АППГ - 47 человек); за превышение должностных полномочий - 47 человек (АППГ - 40 человек); за неисполнение решения суда или иного судебного акта - 5 человек; за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и невыплату заработной платы по 3 человека (АППГ - 2 и 8 человек) . Однако это составляет лишь незначительную часть всех осужденных за указанные преступления.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания используется несколько чаще. Так, в 2010 году данному наказанию подверглись 8250 человек. В большей степени это наказание касалось нарушителей правил дорожного движения - 5870 человек, на втором месте расположились взяточники - 902 человека, далее следуют должностные лица, превысившие полномочия - 737 человек, мошенники - 141 человек, лица, совершившие коммерческий подкуп - 80 человек, присвоившие или растратившие вверенное им имущество - 57 человек, злоупотребившие должностными полномочиями - 51 человек и т.д. Имеются единичные случаи назначения указанного наказания по ст.ст. 105, 116, 131, 132, 188 УК РФ8.

Аналоги рассматриваемого вида отечественного наказания широко применяются и в законодательстве зарубежных стран. Так, в УК Польши лишение права занимать публичные должности и лишение права заниматься той или иной деятельностью рассматриваются в качестве самостоятельных уголовно-правовых мер9. УК ФРГ вообще не предусматривает аналогичного вида наказания, упоминая лишь о запрете на управление транспортным средством, и то - в качест-

10 о

ве дополнительного наказания . В качестве дополнительных последствий УК ФРГ предусматривает: лишение права занимать публичные должности и пользоваться правами, полученными в результате публичных выборов, лишение права публично избирать или голосовать. Французский УК именует данное наказание как лишение права занимать публичную должность, пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами, предусматривая при этом, в качестве самостоятельных наказаний также временное лишение водительских прав, в том числе лишение права вождения вне профессиональной деятельности; запрещение вождения некоторых транспортных средств; аннулирование водительских прав с запрещением не более чем на пять лет добиваться новых прав; конфискация либо запрещение использования одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих осужденному11; УК Турции - запрет на публичную службу, в качестве наказания за проступки предусмотрено наказание

7 Ийр:/Лммл/.сііер.ги/ІП(іех.рИр?і(і=5&і1ет=495; http://www.cdep.ru/ Іпііех.рИр?І(і=5&іїет=318 (дата обращения 21.07.2011).

8 Там же.

9 Уголовный кодекс Республики Польша [Электронный ресурс] -Ьійр://Іал^и.ги/погт/погт.азр?погтЮ=1246817&зиЬЮ=10011056, 10011057#text (дата обращения - 23.07.2011).

10 Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия. -СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - С. 142.

11 Уголовный кодекс Франции. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2002. - С. 85.

в виде лишения права заниматься определенной деятельностью12; УК Кореи - приостановление или лишение квалификации13; УК Аргентины - поражение в правах, которое бывает абсолютным и специальным14. Абсолютное поражение в правах включает в себя смещение с государственного поста или отстранение от должности, которую занимал осужденный, лишение избирательных прав, запрещение занимать государственные должности на государственной службе, поступать на государственную службу или выполнять государственные функции, приостановление любых выплат осужденному, связанных с его выходом на пенсию или в отставку, и их перевод на его родственников, имеющих право на пенсию; специальное -смещение с поста, отстранение от должности, лишение права заниматься определенной профессиональной деятельностью, лишение прав, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, поражение в политических правах в течение всего срока наказания.

Рассматриваемый вид наказания предусмотрен также во всех странах СНГ и Прибалтики. Так, в УК Латвии в качестве дополнительного наказания предусмотрено ограничение прав, которое заключается в лишении права на определенный вид или все виды предпринимательской деятельности, на определенный вид занятий, на занятие определенной должности или получение разрешений или прав, предусмотренных специальным законом15. УК Армении и УК Таджикистана предусматривают различные сроки такого наказания в зависимости от категории преступления. Так, за умышленные преступления срок наказания составляет от двух до семи лет и от одного года до семи лет соответственно, за неосторожные - от одного года до пяти лет16. УК Казахстана также ставит срок наказания в зависимость от вида преступления. Так, за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершенных педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности по их воспитанию, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок от десяти до двадцати лет; за совершение коррупционных преступлений - на срок от трех до десяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от одного года до семи лет в качестве дополнительного вида наказания17. Уголовное законодательство Азербайджана, Киргизии, Эстонии предусматривает дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством за до-

12 Уголовный кодекс Турецкой Республики. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - С. 41.

13 Уголовный кодекс Республики Корея. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2004. - С. 59-60.

14 Уголовный кодекс Аргентины. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - С. 36-37.

15 Уголовный кодекс Латвийской Республики [Электронный ресурс] - Ьійр://Іал^и.ги/погт/погт.азр?погтЮ= 1243424&зиЬЮ= 100106935, 100106942#text (дата обращения 23.07.2011).

16 Уголовный кодекс Республики Армения. - СПб.: Юридический

центр Пресс. - 2004. - С. 104-105.; Уголовный кодекс Республики

Таджикистан [Электронный ресурс] - Ьійр://Іал^и.ги/погт/погт.

азр?погтЮ=1242456&зиЬЮ=100100844, 100100856#text (дата

обращения 23.07.2010).

7 Уголовный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] -Ьійр://Іал^и.ги/погт/погт.азр?погтЮ= 1243100&зиЬЮ

=100105558,100105574#text (дата обращения 23.07.2010).

рожно-транспортные преступления со смертельным исходом18.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов наказаний, ограничивающих право на труд. В ст. 37 Конституции РФ предусмотрено право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профес-сию19. Осужденный к этому наказанию не лишается права на труд, он лишь ограничивается в нем. Он может выполнять любую оплачиваемую работу, кроме той, которая ему запрещена приговором суда. Лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься такой деятельностью, прежде всего, профессионально. Однако следует подчеркнуть, что данный запрет распространяется в полном объеме и на деятельность вне рамок профессии, например, на управление личным транспортом в случаях лишения права управления транспортными средствами. Наказание в виде лишения права управлять транспортным средством фактически закреплено в качестве самостоятельного наказания в санкции ст. 264 УК РФ, однако в перечне наказаний, предусмотренном ст. 44 УК РФ, такого наказания нет. С точки зрения соотношения Общей и Особенной частей УК РФ представляется, что недопустимо в Особенной части указывать такой вид наказания, который не предусмотрен в Общей части УК. Из смысла постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»20 видно, что лишение права управлять транспортным средством рассматривается как «разновидность» дополнительного вида наказания - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Понятно, что под лишением права управлять транспортным средством не подразумевается лишение права занимать определенные должности, однако нельзя говорить и о том, что это «разновидность» лишения права заниматься определенной деятельностью, так как лишение права управлять транспортным средством не применяется исключительно к лицам, являющимися профессиональными водителями, а управление транспортным средством в личных целях нельзя рассматривать как профессиональную деятельность, так как по смыслу законодателя под таковой понимается трудовая деятельность в соответствии с полученным лицом профессиональным образованием, т.е. это такой вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка либо которая включает в себя виды работ, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия (принимать решения), характер которых устанавливается нормативными правовыми актами21. Под «иной деятельностью» понимается деятельность, которая требует специальной подготовки, навыков, знаний в конкретной сфере и при этом является нормативно урегулированной. Допустим, управ-

18 Уголовный кодекс Эстонской Республики. - СПб.: Юридический Центр Пресс. - 2001. - С. 218.; Уголовный кодекс Кыргызской Республики. - СПб.: Юридический Центр Пресс. - 2002. - С. 279.; Уголовный кодекс Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] - Ьійр://Іал^и.ги/погт/погт.азр?погтЮ=1242908& зиЬЮ=100104131,100104132#text (дата обращения 23.07.2010).

19 // Российская газета. - 1993. 25 дек. - № 237.

20 // Российская газета. - 2007. - 24 янв. - № 13.

21 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: 2010. - С. 674-675.

ление личным автотранспортом можно отнести к «иной деятельности», но ведь в санкции ст. 264 УК РФ конкретно указано «лишение права управлять транспортным средством», т.е. Общую часть УК РФ надо дополнить дополнительным видом наказания, или же в санкции ст. 264 УК РФ указать «лишение права заниматься определенной деятельностью». А как же быть с лицами, которые управляют автотранспортом без наличия соответствующего права (разрешения)? Из смысла закона не ясно, может ли суд лишить права на управление транспортным средством лицо, которое при совершении преступления не обладало правом на его управление. Субъектом транспортного преступления законодатель признает любое лицо, управляющее источником повышенной опасности, независимо от правомерности его вступления в транспортные отношения, так как пределы ответственности за него не зависят от наличия у виновного водительского удосто-верения22. Представляется, что и запрет на реализацию права управлять транспортным средством не должен зависеть от юридического обладания лицом таким правом на момент совершения преступления, ведь данное наказание имеет целью предупредить дальнейшее совершение аналогичных преступлений.

Анализ зарубежного законодательства и отечественной практики применения рассматриваемого вида наказания показал, что чаще всего оно применяется за должностные преступления, совершаемые лицами, обладающими большим объемом правомочий властного, организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, исключительно с использованием служебного положения. Поэтому лишение лица предоставленных по службе возможностей имеет важное превентивное значение. Надо отметить, что в ряде статей Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства указывается совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения, однако в санкциях за них не указывается это наказание. Законодатель тем самым относит его назначение на усмотрение суда. Представляется, однако, что следовало бы закрепить рассматриваемое наказание в качестве основного или дополнительного в санкциях таких статей, как ст.ст. 205.1, 209, 210 и ряда других статей Особенной части УК РФ. Кроме того, с целью повышения результативности данного наказания следовало бы, аналогично УК Армении и УК Таджикистана, предусмотреть возможность дифференциации срока наказания в зависимости от категории совершенного преступления. Представляется целесообразным, аналогично УК ФРГ и УК Франции, дополнить отечественную систему уголовных наказаний самостоятельным видом наказания - лишение права управлять транспортным средством, причем такое наказание следует распространять на лицо, управляющее транспортным средством, независимо от наличия у него прав на его управление, т.е. как запрет на реализацию этого правомочия вообще. Кроме того, видится целесообразным также установление в российском уголовном праве безальтернативного дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством за преступле-

22 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Российская газета. -2008. - 26 дек. № 265.

ния в сфере дорожного движения, повлекшие смерть человека23.

После трагического крушения теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище встал вопрос о корректировке действующего законодательства в отношении тех, кто нарушает правила эксплуатации транспорта, ставя под угрозу жизни людей. Высказываются предложения об усилении наказания за преступления, предусмотренные ст.ст. 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), 266 (недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями) и 270 (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие) УК РФ. Предлагается вдвое увеличить сроки наказания по этим статьям, привязать ответственность к числу погибших - аналогично принципу применения наказания при дорожно-транспортных происшествиях24. Одновременно с увеличением срока наказания в виде лишения свободы за указанные преступления, представляется необходимым увеличить и действующие сроки дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за указанные преступления, а также, аналогично уголовному законодательству Молдовы25, ввести данное наказание в качестве дополнительного в случаях, когда в результате указанных преступлений имеются человеческие жертвы.

В целом, расширение сферы применения рассматриваемого вида наказания способно, на наш взгляд, существенно уменьшить уровень служебной, в том числе должностной преступности, поскольку чиновники дорожат своим статусом и теми материальными и социальными возможностями, которые им предоставляются в связи с занимаемой должностью.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. -1993. - 25 дек. - № 237.

Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. -Ст. 2954.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. -№ 2. - Ст. 198.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 янв. 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» // Российская газета. - 2007. - 24 янв. - № 13.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 дек. 2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Российская газета. - 2008. - 26 дек. - № 265.

23 Иванцова Н.В. О совершенствовании законодательных норм

об автотранспортных преступлениях // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 3. - С. 155.

24 Гибель «Булгарии» может привести к ужесточению законодательства [Электронный ресурс] - Ь|йр://ег.ги/пелз/2011/7/13/зти giЬel-Ьulgarii-mozhet-priveзti-k-uzheзtocheniyu-zakonodatelзtva/ (дата обращения 17.07.2011)

25 Уголовный кодекс Республики Молдова. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - С. 314-315.

Уголовный кодекс Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] - http:IIlaw.edu.ru/norm/norm.asp?

normID=1242908&subID=100104131, 100104132#text.

Уголовный кодекс Аргентины. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - 240 с.

Уголовный кодекс Кыргызской Республики. - СПб.: Юридический Центр Пресс. - 2002. - 352 с.

Уголовный кодекс Латвийской Республики [Электронный ресурс] - http:IIlaw.edu.ru/norm/norm.asp?

normID=1243424&subID=10010б935,10010б942#text.

Уголовный кодекс Республики Армения. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2004. - 450 с.

Уголовный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс] -http:I/law.edu.ru/normInorm.asp?normID

=1243100&subID=100105558,1001055T4#text.

Уголовный кодекс Республики Корея. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2004. - 240 с.

Уголовный кодекс Республики Молдова. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - 408 с.

Уголовный кодекс Республики Польша [Электронный ресурс] - http:I/law.edu.ru/normInorm.asp?normID=

124б81 T &subID=10011005б, 10011005T#text.

Уголовный кодекс Республики Таджикистан [Электронный ресурс] - http:IIlaw.edu.ru/norm/norm.asp?

normID=1 242456&subID=1001 00844,100100856#text.

Уголовный кодекс Турецкой Республики. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003. - 3T4 с.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия.

- СПб.: Юридический центр Пресс. - 2003.

Уголовный кодекс Франции. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2002.

Уголовный кодекс Эстонской Республики. - СПб.: Юридический центр Пресс. - 2001. - 318 с.

Дворецкий М.Ю. Эффективная реализация постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.200T № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» в оптимизации применения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

I М.Ю. Дворецкий II Военно-юридический журнал. - 2008. -№ 3 [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.

Дзигарь А.Л. Уголовные наказания: эволюция и перспектива: дис. ... канд. юрид. наук - Краснодар. - 2001. - 198 с.

Иванцова Н.В. О совершенствовании законодательных норм об автотранспортных преступлениях I Н.В. Иванцова

II Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 3.

- С. 152 - 155.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации I под общ. ред. В.М. Лебедева. - М.: 2010. - 919с.

Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: дис. . канд. юрид. наук - Казань. -2002. - 203 с.

Уголовное право России. Общая часть I под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. - М.: Статут. - 2009. - T51 с.

Literature list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Constitution of Russian Federation: adopted by popular vote 12 dec. 1993 II Rossiyskaya gazeta. - 1993. - 25 dec. -№ 23T.

The Criminal code of Russian Federation: federal law of 13 june 1996 № 63-FZ II Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoi Federacii. - 1996. - № 25. - Art. 2954.

The Criminal executive code of Russian Federation: federal law of 8 jan. 199T № 1-FZ II Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoi Federacii. - 199T. - № 2. - Art. 198.

Resolution of the Plenum of Supreme Court of the Russian Federation of 11 jan. 200T № 2 «On the practice of

appointment by Russian courts of criminal punishment» // Rossiyskaya gazeta. - 1993. - 24 jan. - № 13.

Resolution of the Plenum of Supreme Court of the Russian Federation of 9 dec. 2008 № 25 «On judicial practice on cases involving crimes related to violations of traffic rules and operation of vehicles, as well as their misappropriation without theft» / / Rossiyskaya gazeta. - 2008. - 26 dec. - № 265.

The Criminal code of Azerbaijan Republic -

http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1242908&

subID=100104131,100104132#text.

The Criminal code of Argentina. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2003. - 240 p.

The Criminal code of Kyrgyz Republic. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2002. - 352 p.

The Criminal code of the Republic of Latvia. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2001. - 313 p.

The Criminal code of the Republic of Armenia. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2004. - 450 p.

The Criminal code of the Republic of Kazakhstan -http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1243100&

subID=100105558,100105574#text.

The Criminal code of the Republic of Korea. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2004. - 240 p.

The Criminal code of the Republic of Moldova. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2003. - 408 p.

The Criminal code of the Republic of Poland -http://law.ed u.ru/no rm/ norm.asp?normID=1246817&

subID=100110056,100110057#text.

The Criminal code of the Republic of Tajikistan -http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1242456&

subID=100100844,100100856#text.

The Criminal code of the Republic of Turkey. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2003. - 374 p.

The Criminal code of the Federal Republic of Germany. -SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2003. - 524 p.

The Criminal code of France. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2002. - 650 p.

The Criminal code of the Republic of Estonia. - SPb.: Yuridicheski Center Press. - 2001. - 318 p.

Dvoretsky M.Y. The effective implementation of decisions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation from 11.01.2007 № 2 «On the practice of appointment by the courts of the Russian Federation Criminal Punishment» in optimizing the use of deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities / M.Y. Dvoretsky // Voenno-yuridicheskiy journal. - 2008. - № 3.

Dzigar A.L. Criminal punishments: evolution and

perspective: dis. ... cand. juridical science - Krasnodar. -20vanzdvS£N.V. On legal development of law regulating traffic crimes / N.V. Ivanzova / / Probeli v rossiyskom

zakonodatelstve. - 2010. - № 3. - P. 152 - 155.

Commentary to the Criminal Code of the Russian Federation / V.M. Lebedev. - M.: 2010. - 919 p.

Krylova E.S. Deprivation of the right to occupy certain positions or engage in certain activities as a form of criminal punishment under the laws of Russia and foreign countries: dis. ... cand. juridical science - Kazan. - 2002. - 203 p.

Criminal law in Russia. General part / F.R. Sundurov, I.A. Tarkhanov. - M.: Statute. - 2009. - 751 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.