5. 1.2. (12.00.14) ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ 5.1.2. ИЛМ^ОИ ОММАВЙ-^УЦУЦЙ (ДАВЛАТЙ-^УЦУЦЙ) 5.1.2. PUBLIC-LEGAL (STATAL-LEGAL) SCIENCES
УДК: 342
DOI: 10.24412/2411-1945-2023-2-15-23
Иброхимов Солиджон Иброхимович, д-р юрид. наук, профессор, заведующий отделом государственного права Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана (Душанбе, Таджикистан);
Санавваров Голибджон Бакоевич, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и трудового права ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)
Иброхимов Солицон Иброхимович, д.и.ц., профессор, мудири шуъбаи цукуущ давлатии Институти фалсафа, сиёсатшиноси ва цукуущ ба номи А. Бацоваддинови Академияи миллии илмцои Цумцурии Тоцикистон (Душанбе, Тоцикистон); СанавваровГолибцон Бакревич., н.и.ц., дотсент, мудири кафедраи цукуущ граждани ва мецнатии ДДХБСТ (Хуцанд, Тоцикистон)
Ibrohimov Solijon Ibrohimovich, doctor of law, full professor, head of the state law department of Philosophy, Politology and Law Institute named after A.Bahovaddinov under the National Academy Sciences of Tajikistan (Dushanbe, Tajikistan); Sanavvarov Golibjon Bakoevich, candidate of law, associate professor, head of the local and labour law department of TSULBP (Khujand, Tajikistan) e-mail: [email protected]
Проанализированы научно-теоретические основы осуществления государственного управления миграционными процессами в Республике Таджикистан. Отмечено, что государственное управление миграционными процессами - это практический способ и организационный механизм воздействия государства и уполномоченных государственных органов на миграционные правоотношения, цель которого заключается в их упорядочении. Ведь от соразмерного осуществления государственного управления зависит и гармоничность реализации государственной миграционной политики. На основании различных теоретических подходов изучены понятийные основы государственного управления миграционными отношениями, выявлена система органов государственного управления в сфере миграции и предложены основные пути совершенствования государственного управления миграционными отношениями в Республике Таджикистан.
Ключевые слова: Республика Таджикистан, реформирование, политика, государственное управление, миграция, миграционные процессы, правовое регулирование, миграционные правоотношения
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
МУАММОХрИ ТАШКИЛЙ-ХУУЦУЩИ АМАЛИСОЗИИ ИДОРАКУНИИ ДАВЛАТИИ РАВАНДХОИ МУХО ЦИРА Т ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН
ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF STA TE MANA GEMENT OF MIGRATION PROCESSES IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Асосуои илмй-назариявии амалигардонии идоракунии давлатии равандуои мууоцират дар Цумуурии Тоцикистон тащил шудааст. Зикр гардидааст, ки идоракунии давлатии равандуои мууоцират -тарзи амалй ва механизми ташкилии таъсиррасонии давлат ва мацомоти ваколатдори давлатй ба муносибатуои ууцуции мууоциратй мебошад, ки мацсади он батартибдарории онуо аст. Зеро аз амалигардонии мутаносиби идоракунии давлатй эътидоли амалигардонии сиёсати давлатии мууоцират низ вобаста аст. Дар асоси равияуои гуногуни назариявй асосуои мафуумии идоракунии давлатии муносибатуои соуаи мууочират таулил карда шуда, низоми мацомоти давлатй дар соуаи мухоцират муайян ва роууои муосири такмили идоракунии давлатии муносибатуои мууоцират дар Цумуурии Тоцикистон пешнщод карда шудаанд.
Калидвожа^о: Цумуурии Тоцикистон, ислоуот, сиёсат, идоракунии давлатй, мууоцират, раванди мууоцират, танзими ууцуцй, муносибатуои мууоциратй
The article analyzes the scientific and theoretical foundations of implementation of state management of migration processes in the Republic of Tajikistan. It is noted that the state management of migration processes is a practical way and an organizational mechanism for the influence of the state and authorized state bodies on migration legal relations, the purpose of which is to streamline them. After all, the harmonious implementation of state migration policy also depends on the proportionate implementation of public administration. On the basis of various theoretical approaches, the conceptual foundations of state management of migration relations have been studied, the system of state bodies in the field of migration has been identified, and the main ways to improve the state management of migration relations in the Republic of Tajikistan have been proposed.
Keywords: Tajikistan Republic, reformation, politics, state management, migration, migration processes, legal regulation, migration relation
Современное состояние миграционных отношений в Республике Таджикистан диктует необходимость проведения проработанной миграционной политики, которая отвечала бы стратегическим целям развития страны. Следовательно, одним из важных условий ускорения социально-экономического развития государства выступает реформирование системы государственного управления, и в частности деятельности государственных органов, которые реализуют миграционную политику [7, с.104].
Резюмируя сказанное, отметим, что концептуальное разграничение функций и задач системы органов исполнительной власти, их принципиальное взаимодействие и координация деятельности зависят от институционального обеспечения государственной политики [11, с.130]. Ибо отсутствие взаимосвязи между субъектами государственного управления «приводит к выработке неоптимальных управленческих решений и неэффективности процесса управления» [14, с. 25].
Заслуживает внимания научный подход М.М. Илезова, что государственные органы, которые участвуют в непосредственной реализации права граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, «образуют определенную систему, в рамках которой осуществляется специализация их деятельности с учетом поставленных перед ними конкретных целей и задач» [10, с. 68].
На этом основании полагаем, что совершенствование системы государственного управления в сфере миграции - это необходимый механизм реализации государственной миграционной политики любого государства.
Современная система государственного управления в сфере миграционных отношений -это, по сути, очень сложный механизм, направленный в первую очередь на упорядочение деятельности всех существующих субъектов указанных отношений. Именно эта часть
общественных отношений требует особого подхода к управлению и упорядочению, ибо, как правильно пишет Т.Я. Хабриева: "Общество представляет собой сложнейший механизм, совокупность разнообразных отношений, которые без упорядочивания вряд ли способны эффективно развиваться. Такую функцию призвано выполнять социальное управление как целенаправленное воздействие на общественные процессы с целью придания им стабильности и сохранения качественных параметров" [20, с.7].
Управление, на взгляд отечественного исследователя Б.Х. Раззокова, - по сути «воздействие на сознание» в сторону «влияния на поведение, деятельность объекта» [15, с.36].
В сложных динамических системах процесс управления «необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, для приведения системы в соответствие с объективными закономерностями данной системы» [8, с.15-16].
Следовательно, резюмируя изложенное, отметим, что организованность всей общественной системы способствует осуществлению целей и задачи государственной власти, которая всегда господствует в общественных отношениях.
Система субъектов государственного управления в сфере миграции находится в иерархических отношениях и реализует свои функции как самостоятельно, так и во взаимодействии, следовательно, они делятся на центральные исполнительные органы и местные. Поэтому законодательное закрепление системы органов исполнительной власти в сфере миграции и наделение отдельными полномочиями в указанной сфере в «открытом» виде может способствовать регулированию миграционных процессов и оптимизации осуществления миграционной политики государства [19, с.132].
В Республике Таджикистан на основании ст. 5. закона «О системе органов государственного управления Республики Таджикистан», в систему центральных исполнительных органов государственной власти входят: Исполнительный аппарат Президента, министерства и государственные комитеты, органы при Президенте РТ, органы при правительстве и консультативно--совещательные органы при Президенте РТ и правительстве.
Такая законодательная систематизация центральных исполнительных органов государственной власти позволяет сделать вывод, что компетентные органы страны именуются по функциональному признаку в зависимости от сферы, в которой они наделены компетенцией.
Полагаем, что нормы указанного закона заслуживают положительную оценку в связи с тем, что в них содержатся положения, которые разграничивают систему уполномоченных органов, однако в нашем случае проблематика закона заключается в том, что в нём чётко не названы полномочия указанных органов в сфере миграции.
По законодательству РТ, центральные исполнительные органы государственной власти в порядке, установленном законодательством страны, образуются и упраздняются Президентом или Правительством страны.
Схема управления и предельная численность работников центральных исполнительных органов государственной власти определяются на основании законодательства РТ и утверждаются Президентом или Правительством РТ.
В Республике Таджикистан Президент страны «выступает гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана» [9, с. 94].
Анализ Конституции РТ показывает, что в ней прямо не указаны компетенции
Президента Республики Таджикистан в сфере миграции. Считаем, что полномочия Президента РТ в сфере государственного управления миграцией вытекают из его общих и основных задач. Так, определяя основные направления внутренней и внешней политики республики, он определяет и её миграционную политику. Назначая руководителей центрального органа государства, уполномоченного в сфере миграции, он осуществляет руководство и фактическое управление миграционными делами. Президент участвует в законотворческом процессе, реализуя свое право законодательной инициативы, а также представляя проект законоположения парламенту в качестве председателя Правительства.
Иными словами, устанавливая компетенцию того или иного органа исполнительной власти в сфере «миграции, государство уполномочивает его на совершение определенных действий, вводя, таким образом, его деятельность в определенные рамки» [17, с. 91].
Аналогичная практика содержится также в нормах конституций ряда зарубежных стран: Российской Федерации, Республики Казахстан, Белоруссии и др.
В этой связи в контексте актуальности развития миграционных правоотношений для современного Таджикистана, считаем целесообразным включить в нормы Конституции Республики Таджикистан конкретизирующую норму о компетенциях главы государства в сфере миграции.
В обеспечении механизма правового регулирования государственного управления миграционными отношениями особое место занимает высший законодательный и представительный орган РТ (парламент) - Маджлиси Оли, на тадж. языке: Мачлиси Олии Чум^урии Точикистон.
Согласно ст. 49 Конституции РТ, к основным компетенциям Маджлиси Оли относятся разработка, принятие, изменение и отмена нормативных правовых актов, толкование норм Конституции РТ и системы законодательства страны, а также определение основных направлений внутренней и внешней политики государства и др.
Для реализации указанных задач в структуре Маджлиси Оли РТ действуют различные комитеты: по экономике, бюджету, финансам и налогам, Комитет по аграрным вопросам и занятости населения, Комитет по науке и образованию, Комитет по культуре и молодежной политике и др.
Разработка и принятие законодательства по миграции рабочей силы и размещению трудовых ресурсов в сфере миграции отнесены к полномочиям Комитета по аграрным вопросам и занятости населения [6].
Между тем анализ деятельности указанного комитета показывает, что в большей степени его полномочия дублируются с функциями других комитетов Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
В этой связи, учитывая, что на современном этапе развития Таджикистана разработка новых миграционных законодательных актов в контексте международных соглашений, их реализация и контроль исполнения являются важнейшими механизмами соответствующего правового обеспечения миграционных процессов, мы предлагаем учредить обособленный Комитет по вопросам миграции в структуре Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли РТ.
В системе органов конкретной компетенции в сфере миграционных отношений Республики Таджикистан особое место занимает Министерство труда, миграции и занятости населения.
Указанное министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РТ, конституционными и иными законами, решениями Маджлиси Милли и Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли РТ, указами Президента, постановлениями Правительства и признанными Республикой Таджикистан международно-правовыми актами.
Министерство осуществляет деятельность во взаимодействии с центральными исполнительными органами государственной власти, местными исполнительными органами государственной власти, международными и общественными организациями и другими организациями.
Положение о названном органе утверждено постановлением Правительства РТ от 3 марта 2014 года, № 146, на основании которого осуществляет разработку и реализацию единой государственной политики и нормативное правовое регулирование труда, миграции и занятости населения [3].
В структуру Министерства труда, миграции и занятости населения РТ входит миграционная служба как исполнительный орган государственной власти, деятельность которой непосредственно направлена на регламентацию миграционной сферы страны [4].
Правовая основа деятельности данной службы также берет свои истоки в нормах Концепции государственной миграционной политики РТ и в утвержденной Национальной стратегии трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубежом на период 2011-2015 гг. [2].
В число ее основных целей входят: обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие мигрантов, которые находятся за территорией РТ.
По сути, деятельность Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения РТ многогранна, и в реализации государственной миграционной политики современного Таджикистана она играет ведущую роль, однако в ее деятельности существует немало проблем.
На основании Положения о миграционной службе, в число ее основных задач входят следующие: совместно с соответствующими государственными органами проводить ярмарки вакансий для оказания помощи трудовым мигрантам - гражданам Республики Таджикистан в поисках работы за рубежом. Однако на практике полностью реализовать эту задачу пока не удаётся.
Также в современных условиях развития информационных технологий есть необходимость усовершенствовать работу официального интернет - сайта миграционной службы, так как от цифровизации деятельности вышеназванного органа зависит и динамичное осуществление его управленческих задач в сфере миграции.
В обеспечении регламентации миграционных отношений особое место занимает и Министерство внутренних дел Таджикистана (далее МВД).
В соответствии с Положением о МВД РТ, указанный орган является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц [5].
Национальное законодательство устанавливает «широкий спектр социальных услуг, предоставляемых милицией, помимо охраны общественного порядка, также в её полномочия включены: правовое, психологическое и педагогическое вмешательство, разрешение семейных и бытовых конфликтов, обеспечение безопасности транспортного движения, удаление нарушителей порядка из общественных мест», которые могут относиться и к миграционным правоотношениям [5].
Однако в деятельности МВД РТ отсутствуют полномочия в сфере регламентации миграционных отношений.
Так, нормы Положения о Министерстве внутренних дел Республики Таджикистан устанавливают всего две функции МВД РТ в сфере миграции - это, в пределах своих полномочий, обеспечение мер по регулированию трудовой миграции (п. 3. ч. 4
Положения) и осуществление анализа и прогнозирования состояния правопорядка в миграционных процессах (п. 8. ч.1 Положения).
В законе РТ «О милиции» также предусмотрена всего одна статья (ст.3. п.10), устанавливающая право органов милиции на «осуществление иммиграционного контроля в рамках своих полномочий и регулирование вопросов пребывания беженцев и лиц, ищущих убежище» [1].
Полагаем, что такое распределение полномочий МВД в сфере миграции является недостаточно эффективным.
В зарубежных странах МВД считается главным органом по обеспечению защиты прав и законных интересов всех граждан, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и мигрантов.
Так, в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года, № 156, Федеральная миграционная служба (ФМС) России была упразднена и ее функции были переданы Министерству внутренних дел России [18].
Российские исследователи считают, что самостоятельной причиной такой реформы выступает исключение «дублирования контрольных полномочий различных ведомств в отношении оценки законности режима пребывания (проживания) иностранного гражданина и лица без гражданства на российской территории» [16, с.75].
В Республике Беларусь в 2004 году был образован Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел, главной задачей «которого является разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о внешней трудовой миграции. Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь: участвует в реализации единой государственной политики; осуществляет взаимодействие с международными организациями; принимает совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь участие в разбирательстве случаев нарушения прав трудящихся-эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь» [12, с. 200].
В Италии вопросами миграции занимается Министерство внутренних дел этой страны, которое отвечает за выдачу разрешений на въезд и проживание, разрешений на работу, рассмотрение заявлений на получение гражданства и принятие решений о депортации. Все административные и процессуальные вопросы возложены на Департамент миграции Италии. Этот орган находится под контролем МВД Италии [13, с.38-40].
Таким образом, зарубежная практика показывает, что основные направления деятельности современных государств в борьбе с преступностью в сфере миграции осуществляют именно органы внутренних дел в тесном взаимодействии с иными уполномоченными государственными органами.
Поэтому представляется целесообразным в ходе корректировки структуры государственного управления и проводимой административной реформы в Республике Таджикистан в сфере миграции, передать компетенции Миграционной службы при Министерстве труда, миграции и занятости населения в ведение МВД РТ.
В обеспечении реализации миграционной политики РТ немаловажное место занимают и другие органы исполнительной власти: Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки РТ, Министерство транспорта и т.д., правовой статус которых будет рассмотрен нами в других исследованиях.
Таким образом, подводя итог по рассматриваемому нами вопросу, предлагаем авторский вариант законодательного определения системы органов государственного управления в сфере миграции как совокупности уполномоченных государственных
органов, обладающих полномочиями правоприменительного, правоохранительного, распорядительного и юрисдикционного характера, деятельность которых направлена на реализацию миграционной политики и функциональную реализацию целей и задач по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграционных отношений.
Полагаем, что в контексте многогранности и актуальности развития миграционных правоотношений для современного Таджикистана, целесообразно включить в нормы Конституции Республики Таджикистан конкретизирующую норму о полномочиях Президента РТ в сфере миграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РТ «О милиции» от 17 мая 2004 г., № 41 //ЦБПИ ADLIA. v.7.0.
2. Национальная стратегия трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период 2011-2015 годов. Утверждена постановлением Правительства РТ от 4 октября 2011 года, №460 // ЦБПИ ADLIA. v. 7.0.
3. Положение Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан. Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2014 года, № 146. // ЦБПИ ADLIA. v.7.0.
4. Положение Миграционной службы Министерства труда, миграции и занятости населения. Утверждено постановлением Правительства РТ от 4 июня 2014 года под номером 390//ЦбПИADLIA. v.7.0.
5. Положение Министерства внутренних дел Республики Таджикистан. Утверждено постановлением Правительства Республики Таджикистан от 28 декабря 2006 г., №592. В редакции постановления Правительства РТ от 30.05.2008, №283, 29.04.2009, №274, от 30.12.2011 Г.673, от 30.12.2015, №819 // ЦБПИ ADLIA. v.7.0.
6. Регламент Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. В редакции постановления Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли РТ от 05.11.2002, №724, от 03.11.2004, №1216, от 01.06.2005, №67, от 6.12.2006, №414 // ЦБПИ ADLIA. v.7.0.
7. Азаров Н.П. Административно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ: дис . ... канд. юрид. наук /12.00.14 /Н.П. Азаров. - Москва, 2010. - 168 с.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Д.Н. Бахрах. - Москва: Эксмо, 2008. - 816 с.
9. Гафуров А.Д. Эволюция государственного управления в странах постсоветского пространства. Республика Таджикистан / Гафуров А.Д. // Государственная служба. - 2022. - №1 (135). - С. 93-118.
10. Илезов М.Б. Административно-правовое регулирование миграционных отношений: дисс. ... канд. юрид. наук /12.00.14. - Ростов-на Дону, 2009. - 183 с.
11. Мукомель В. И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты / Ин-т социологии РАН/ В. И. Мукомель. - Москва: Ди-поль-Т, 2005. - 351 с.
12. Прудников А.С. Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционных процессов в Республике Беларусь / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. Серия юридических наук. 2016. - № 1. - С. 199-203.
13. Прудникова Т.А. Организационно-правовые основы деятельности уполномоченных органов в сфере миграции по регулированию миграционных процессов в Итальянской Республике / Т.А. Прудникова // Государственная служба и кадры. Серия юридических наук. 2015. - № 3. - С. 38-40.
14. Россинский Б.В. Исполнительная власть и государственное управление / Б.В. Россинский //Lex Russica. - 2018. - №7 (140). - С. 24-36.
15. Раззоков Б.Х. Проблемы теории и практики исполнительной власти Республики Таджикистан: дис. ... д-ра юрид. наук /12.0014 / Б.Х. Раззоков. - Москва, 2014. - 458 с.
16. Рыжих В.А. МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики / В.А. Рыжих // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путина. -2018. - № 3. - С. 74-79.
17. Трифонова К. В. Система органов исполнительной власти в сфере миграции: актуальные проблемы и пути решения / К. В. Трифонова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. -Юридические науки. - 2021. - №4. - С. 89-97.
18. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года, № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» / Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.kremli№.ru/acts/ba№k/40681. (дата обращения: 30.01.2023).
19. Хорева О.Б. Подходы к понятию миграции населения // Основы миграционной политики: уч.-метод. пос./ Под общ. ред. И.Н. Барцица, В.К. Егорова, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. - Москва, 2010. - 266 с.
20. Юридическая техника /Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. - Москва, 2009. - 271 с.
REFERENCES:
1. Law of Tajikistan Republic "About Militia" from May 17, 2004, № 41 // CBLIADLIA. v.7.0.
2. National Strategy of Labour Migration of Citizens of Tajukistan Abroad for the period of 2011-2015 years. Confirmed by the regulation of the Government of Tajikistan Republic from October 4, 2011, №460 // CBLI ADLIA. v.7.0.
3. The Regulation of Ministry of Labour, Migration and Business of the Population of Tajikistan Republic. Confirmed by the Regulation of the Government of Tajikistan Republic from March 3, 2014, № 146. // CBLI ADLIA. v.7.0.
4. The Regulation of Migration Service of the Ministry of Labour, Migration and Business of Population. Confirmed by the Regulation of the Government of Tajikistan Republic from June 4, 2014 under the number 390 // CBLI ADLIA. v.7.0.
5. The Regulation of the Ministry of Internal Affairs of Tajikistan Republic. Confirmed by the Regulation of the Government of Tajikistan Republic from December 28, 2006, №592. In Revision of the Regulation of the Government of Tajikistan Republic from 30.05.2008, №283, 29.04.2009, №274, from 30.12.2011 №.673, from 30.12.2015, №819 // CBLI ADLIA. v.7.0.
6. Standing orders of Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli of Tajikistan Republic. In Revision of the Regulation of Majlisi Namoyandagon Majlisi Oli of Tajikistan Republic from 05.11.2002, №724, from 03.11.2004, №1216, from 01.06.2005, №67, from 6.12.2006, №414 // CBLI ADLIA. v.7.0.
7. Azarov N.P. Administrative -legal Regulations of Labour Migration in Russia Federation: dissertation of the candidate of law /12.00.14 / N.P. Azarov. - Moscow, 2010. - 168 pp.
8. Bakhrakh D.N. Administrative Law of Russia / D.N. Bakhrakh. - Moscow: Eksmo, 2008. - 816 pp.
9. Gafurov A.D. Evolution of State Management in the Countries of Post-Soviet Space. Tajikistan Republic / Gafurov A.D. // Government Service. - 2022. - №1 (135). - PP. 93-118.
10. Ilezov M.B. Administrative-legal Regulations of Migration Relation: dissertation of the candidate of law /12.00.14. -Rostov-n-Done. - 183pp.
11. Mukomel V.I. Migration Policy of Russia: Post-Soviet Contexts / Sociology Institute of RAS / V. I. Mukomel. - Moscow: Di-pol-t, 2005. - 351 pp.
12. Prudnikov A.S. Organizational-Legal Basis of the Activity of Authorized Organs in the Field of Migration to Regulate the Migration Processes of Belarus Republic / A.S. Prudnikov // Bulletin of Economy Security. Series of law. 2016. - № 1. - PP. 199-203.
13. Prudnikova T.A. Organizational-Legal Basis of the Activity of Authorized Organs in the Field ofMigration to Regulate the Migration Processes of Italy Republic / T.A. Prudnikova // Government Service and Frames.Series of law. 2015. - № 3. - PP. 38-40.
14. Rossinsky B.V. Executive Authority and State Management / B.V. Rossinsky // Lex Russica. -2018. - №7 (140). - PP. 24-36.
15. Razzokov B.Kh. The Problems of Theory and Practice of Executive Authority of Tajikistan Republic: dissertation of doctor of law /12.0014 / B.Kh. Razzokov. - Moscow, 2014. - 458pp.
16. Ryjikh V.A. MHA of Russia in the Mechanism of the Realization of State Migration Policy / V.A. Ryjikh // Bulletin of Belgorod Law Institute of MHA of Russia named after I.D.Putin. -2018. - № 3. - PP. 74-79.
17. Trifonova K. V. The System of Organs of Execurive Authority in the Field of Migration: Topical Problems and Ways of its Solution / K. V. Trifonova // Bulletin of Scientists of Krym Federal University named after V.I. Vernadsky. - Juridical Sciences. - 2021. - №4. - PP. 89-97.
18. 18. Decree of the President of Russia Federation from April 5, 2016, № 156 «On the improvement of state administration in the field of control over the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and in the field of migration » / Electronic resource: Access mode: http://www.kremliXs.ru/acts/baMk/40681. (date of appeal: 30.01.2023).
19. Khoreva O.B. Approach to the concept of Migration of the Population // Basis of Migration Policy: manual/ Under the Common Editorship I.N.Bortsits, V.K.Egorov, K.O.Romodanovsky, M.L.Turkin. - Moscow, 2010. - 266pp.
20. Legal Technique / under the editorship of T. Ya. Khabrieva, N.A. Vlasenko. - Moscow, 2009. - 271 pp.