12.00.14 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ПРОЦЕСС
12.00.14 ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PROCESS
УДК 341 ББК 67.910.2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Санавваров Голибджон Бакоевич,
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО канд. юрид. наук, доцент,
РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ завкафедрой гражданского и
ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ трудового права ТГУПБП
ТАДЖИКИСТАН (В ПЕРИОД2000-2010 гг.) (Таджикистан, Худжанд)
ТАШАККУЛВА ИШИШОФИ Санавваров Fолибцон Бацоевич.,
ТАНЗИМИМЕЪЕРИ-ХУЦУЩИ н.и.у., дотсент., мудири
РАВАНДХОИМУХОЦИРАТДАР кафедраи ууцуци гражданй ва
ЦУМХУРИИ ТО ЦИКИСТОН (ДАР меунатии ДДХрСТ
ДАВРАХОИ 2000-2010) (Тоцикистон, Хуцанд)
FORMATION AND DEVELOPMENT Sanavvarov Golibjon Bakoyevich, candidate
OFNORMATIVE-LEGAL REGULATION of juridical sciences, Associate Professor,
OF MIGRATIONAL PROCESSES chief of the department of civil labour
IN TAJIKISTANREPUBLIC (THE law under TSU LBP (Tajikistan, Khujand)
PERIOD OF2000 -2010) E-MAIL:[email protected]
Ключевые слова: Республика Таджикистан, период 2000 - 2010 гг., миграция, миграционные процессы, регулирование миграционных правоотношений, миграционное законодательство
Проведённые в Республике Таджикистан в период 1990-2000 годов административные реформы в области миграционных процессов в некоторой части способствовали гармонизации актуальнейших проблем миграционной сферы страны, однако полностью решить данную проблему до сих пор не удаётся. В этой связи, задачей данной работы является рассмотрение вопросов становления и развития нормативно-правового регулирования миграционных отношений в РТ в период 2000 - 2010 гг. Проанализировано содержание системы отечественного миграционного законодательства, рассмотрены отдельные вопросы становления и развития нормативно-правового регулирования миграционных процессов и предложены пути их совершенствования. Предлагается создать оптимальный вариант национального миграционного законодательства, которое бы чётко установило реализацию миграционной политики РТ, которая должна исходить из позиций национального законодательства.
Вожа^ои калиди: Цумуурии Тоцикистон, давраи солуои 2000-2010, мууоцират, равандуои мууоцират, танзими муносибатуои мууоциратй, цонунгузории мууоциратй
Ислоуоти маъмурие, ки дар Цумуурии Тоцикистон дар давраи солуои 1990-2000 дар соуаи танзими ууцуции равандуои мууоцират гузаронида шудаанд, уарчанд то андозае ба щмощнгсозии мушкилоти соуаи мууоцират мусоидат намуда бошанд уам, аммо ин мушкилот то уол пурра уалли худро наёфтааст. Вобаста ба ин, вазифаи тадцицоти
мазкур - баррасии масъалауои барцарорёбй ва ташаккул танзими ууцуции муносибатуои мууоцират дар Цум^урии Тоцикистон дар давраи солуои 2000-2010 мебошад. Таркиби низоми цонунгузории ватанй дар соуаи мууоцират тащил карда шуда, баъзе масъалауои барцарорёбй ва ташаккули танзими ууцуции равандуои мууоцират баррасй ва роууои такмили онуо пешнщод карда шудаанд. Ба вуцуд овардани варианти мусоиди цонунгузории миллии мууоциратй пешнщод карда мешавад, ки он бояд амалигардонии сиёсати муцоциратии Цум^урии Тоцикистонро аз мавцеи цонунгузории миллй дацицан муцаррар намояд.
Key-words: Tajikistan Republic, the period of 2000 - 2010, migration, migrational processes,
regulation of migrational legal relations, migrational legislation
The administrative reforms in the field of migrational processes conducted in Tajikistan Republic in the period of 1990-2000 to some extent promoted harmonization of the most actual problems of the country's migrational sphere, however, one hasn't managed to solve this problem completely up to now. In this regard, the goal of the given work is a consideration of the issues of formation and development of normative-legal regulation concerned with migrational relations in Tajikistan Republic in the period of 2000 - 2010. The author has analyzed the contents of the system of home migration legislation, he canvasses separate items offormation and development of normative-legal regulation of migrational processes and moves the ways of their improvement. He suggests that an optimal version of national migrational legislation should be created; the latter being supposed to proceed from the positions of national legislation.
В любой современной стране вопрос правовой регламентации миграции является проблематичным и требует немалых усилий для его решения. Ведь миграция населения -это реальность современного мира, и практически ни одна страна не осталась в стороне от миграции. Процесс миграции усиливается и диверсифицируется по типам и формам, и миграционное сотрудничество между странами явно приобретает качественно новый характер. Текущие процессы основаны на растущем понимании того, что миграция, особенно её экономически определенные типы и формы, может быть важным источником развития для отправляющих и принимающих стран.
Как правильно отмечает Т.Я. Хабриева: «В условиях глобализации претерпевают изменения не только общие характеристики международных миграционных процессов, но и определяющие их условия. Более того, обостряется вопрос, является ли только глобализация тем фактором, который стимулирует внешнюю миграцию, или внешняя миграция подвержена, причем в неменьшей степени, влиянию социальной, культурной, экономической политики государств» [14, с.11], ибо лучшее понимание закономерностей современной миграции - это шаг к способствованию эффективному развитию как мира в целом, так и отдельных государств [11].
Схожая позиция и у Д.В. Слободчиковой и Г.Н. Строевой, согласно которой, по сути: «Миграция населения - это социально-экономический процесс, играющий важную роль в развитии практически всех государств на протяжении многих веков. Оценивая важность миграционных процессов, можно сказать, что миграция создала человечество и способствовала многообразию народов, проживающих на разных территориях земного шара (примером тому служит Великое переселение народов), которое мы можем наблюдать и в настоящее время» [12, с. 900-907].
Распад сверхдержавы, которая называлась Советским Союзом, с одной стороны коренным образом повлиял на государственное строительство в Республике Таджикистан, а
с другой стороны породил существенные проблемы правового, политического, экономического и социального характера, среди которых особое место занимает миграция. Принятие Декларации о государственной независимости, первой Конституции независимой Республики Таджикистан заложило правовую основу для создания демократического, правового, светского и единого государства и дальнейшей консолидации нового Таджикистана и его становления. Однако наряду с такими историческими достижениями, одной из существенных проблем, которая стоит перед современным Таджикским государством, является миграционный процесс и его правовое регулирование.
Рассмотрение вопросов становления и развития нормативно-правового регулирования миграционных процессов в период 1990-2000 гг., которые были проанализированы нами в предыдущих работах, показывает, что дальнейшее совершенствование миграционных процессов зависит не только от слаженности в деятельности уполномоченных государственных органов, но и от правильной нормативно-правовой постановки методов их регулирования. На этом основании начало третьего тысячелетия следует считать в Таджикистане этапом возникновения миграционных процессов и проблематики незаконной иммиграции.
Говоря о понятии «незаконная миграция», следует отметить, что в современной юридической науке не существует единого подхода к ее определению. Рассматривая понятие о незаконной миграции, Т. Юдина пишет, что незаконная миграция связана с въездом, пребыванием или работой иностранного гражданина, что проявляется, во-первых, в нарушении установленного законом миграционного порядка, т.е. не формализованы необходимые документы и разрешения, и, во-вторых, в использовании поддельных или недействительных документов для пребывания [16, с. 212].
По мнению В.А. Лянного, незаконная миграция - это незаконный въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию определенного государства, в том числе незаконное их пребывание (проживание) на его территории независимо от целей и продолжительности, которое ведет к нарушению иммиграционного законодательства [9, с. 64].
На взгляд отечественного исследователя Ф.И. Ширинджонова, незаконная миграция -это противоправные действия, направленные на организацию незаконного въезда иностранных граждан или лиц без гражданства в государство, организация их пребывания на территории государства, организация незаконного транзита таких лиц через территорию государства, или организация трудоустройства таких лиц путем предоставления поддельных документов, жилья или иных помещений, или предоставление других услуг [15, с.130].
В нормах Закона Республики Таджикистан «О миграции» отсутствует термин «незаконная миграция». В нем установлено понятие о нелегальном мигранте - это иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее на территорию Республики Таджикистан самостоятельно, без соответствующего разрешения уполномоченного органа, или получившее его обманным путем, а также въехавшее на территорию Республики Таджикистан на основании соответствующего разрешения, но не покинувшее ее по истечении срока пребывания [1]. Следовательно, такая концепция, по сути, позволяет определить понятие о незаконной миграции и отличить её от законной.
Незаконная миграция затрагивает различные аспекты жизни общества и государства и ведет к росту различных преступлений, в том числе проявлений экстремизма и терроризма. Следует отметить, что ежегодно в нашу страну с различными целями въезжает большое количество иностранных граждан и лица без гражданства. Например,
только в 2020 г. в Республику Таджикистан въехало 410 085 иностранных граждан и лиц без гражданства [10].
В 2020 году органами внутренних дел к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства были привлечены 307 лиц (в 2019 году -489), из них по статье 470 КоАП - 276 лиц (в 2019 году - 309); по статье 499 КоАП - 31 лицо (в 2019 году - 180) [10].
В связи с этим с первых дней государственной независимости в РТ активно совершенствуется национальное законодательство в целях борьбы с незаконной миграции.
Ещё 2001 году вопрос о незаконной миграции поставил Правительство страны перед необходимостью принятия неотложных мер по борьбе с нею. В этой связи Президент Республики Таджикистан 2 апреля 2001 года принял Указ «Об усилении борьбы с незаконной миграцией в Республике Таджикистан», № 544 [4], согласно которому на пунктах пропуска через государственную границу Республики Таджикистан был введен иммиграционный контроль. Его осуществление было возложено на Комитет по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан. Следовательно, перед Комитетом по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан, Министерством безопасности Республики Таджикистан, Министерством внутренних дел Республики Таджикистан, Министерством иностранных дел Республики Таджикистан, Государственным комитетом Республики Таджикистан по статистике и Государственной миграционной службой при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан была поставлена задача по обеспечению своевременного предоставления информации о въезде в Республику Таджикистан и выезде из Республики Таджикистан иностранных граждан и лиц без гражданства.
Правительством Республики Таджикистан было поручено представить в Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Таджикистан и принять необходимые меры по разработке и реализации механизма взаимодействия при осуществлении иммиграционного контроля соответствующими министерствами и ведомствами.
На межгосударственном уровне, в целях реализации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, руководствуясь Законом Республики Таджикистан "О международных договорах Республики Таджикистан", Правительство Республики Таджикистан 17 апреля 2001 года приняло постановление за № 188 "О мерах по реализации решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств», 25 января 2000 года - Положение об общей базе данных о незаконных мигрантах и лицах, въезд которым в государства-участники Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией закрыт в соответствии с их действующим национальным законодательством, и порядке обмена информацией о незаконной миграции.
Дальнейшее развитие государственной политики Республики Таджикистан в сфере внешней миграции предопределило важность обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, выезжающих из страны. Однако не удавалось полностью проконтролировать поток мигрантов, выезжающих за территорию РТ. В целях реализации конституционного права граждан на труд, социальную защиту их интересов, которые предполагают обеспечение занятости экономически активного населения республики за ее пределами путем организации
и регулирования процессов трудовой миграции, постановлением Правительства Республики Таджикистан от 9 июня 2001 г., № 242, была утверждена Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу [5].
По сути, основная задача данной концепции заключалась в заинтересованности Правительства РТ в трудовой миграции за границу, которая была вызвана необходимостью смягчения социальной напряженности, обусловленной незанятостью экономически активного населения и ввиду отсутствия легальных источников для увеличения доходов и реальных экономических условий для повышения жизненного уровня населения путем трудоустройства в пределах республики. Тем не менее, как сложное явление трудовая миграция требует пристального внимания, изучения и регулирования во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической, социальной и политической жизни республики. В этой связи перед Таджикским государством была поставлена серьёзная задача - активно влиять на процессы трудовой миграции за границу, реализовывать научно обоснованную политику в этой области.
Государственная политика Республики Таджикистан в области трудовой миграции за границу предполагала обоснование ее основных целей, текущих и перспективных задач с учетом традиций, обычаев, национальных и исторических особенностей населения Таджикистана.
Стратегическая задача данной концепции заключалась в реализации государственной политики Республики Таджикистан в области трудовой миграции за границу, в предотвращении роста нелегальной и нерегулируемой миграции на основе формирования правовых основ и экономических механизмов миграционных процессов, создания системы трудовой миграции совместно с принимающими странами, включения местных органов самоуправления и общественности в борьбу против нелегальной миграции через средства массовой информации. Тем не менее, основные направления документа базировались на полном использовании всех каналов валютных поступлений от экспорта рабочей силы: налогов с прибыли фирм-посредников; непосредственных денежных переводов трудящихся-мигрантов на Родину для поддержки семей и родственников; личного инвестирования трудящихся-мигрантов (привоз на Родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка недвижимости, приобретение ценных бумаг); капиталов от стран, принимающих рабочую силу из Таджикистана, идущих на воспроизводство трудовых ресурсов и в социальную сферу [5]. Однако на самом деле отсутствовал единый регламентированный механизм обеспечения защиты прав и законных интересов мигрантов, которые находились за границей.
Так, для изучения состава временной рабочей силы из Таджикистана Министерством труда и социальной защиты населения в период июня-октября 2001г. и января-февраля 2002 г. дважды проводилось обследование трудовых мигрантов, выезжающих за границу. Согласно проведенному в сентябре 2001 г. опросу, на сезонные работы из республики выехали 206 718 человек, в том числе из Согдийской области - 55 115 человек, из Хатлонской области - 69 411, из ГБАО - 7 005, из г. Душанбе - 7 374 и из РРП - 67 913 человек. Из общего количества трудовых мигрантов мужчины составили 91,2%, женщины - 8,8%, молодежь в возрасте 15-29 лет составила 52%, лица старше 29 лет - 48%. Следовательно, руководствуясь принципами дружественных отношений и сотрудничества, выражая стремление развивать эффективные формы двустороннего взаимодействия в сфере миграции населения, желая содействовать оперативному решению вопросов взаимовыгодного сотрудничества, основываясь на положениях Договора о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 года и Договора о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 16 апреля 1999 года, ориентированного на XXI век, Правительство РТ приняло постановление от 4 июля 2001 года, №333 «Об одобрении проекта Соглашения между Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации и Министерством труда и социальной зашиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области миграции населения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией».
По сути, указанный документ обязал стороны соглашения содействовать сотрудничеству в сфере миграции населения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и нормативными правовыми актами, действующими в их государствах, по следующим направлениям: организация научных исследований и прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов (лиц, ищущих убежища, беженцев, вынужденных переселенцев); разработка миграционных программ и обустройство мигрантов; трудовая миграция; иммиграционный контроль и предотвращение незаконной (неконтролируемой, нелегальной) миграции; сотрудничество на международном уровне (в том числе региональное сотрудничество) [3]. Одобрение данного соглашения Правительством РТ считалось немаловажным шагом в регулировании миграционных процессов между двумя государствами.
30 декабря 2001 года было принято Постановление Правительства Республики Таджикистан "О регулировании вопросов внешней трудовой миграции" за № 595 и Положение "О порядке осуществления трудовой деятельности граждан Республики Таджикистан за границей и привлечения иностранной рабочей силы на территорию Республики Таджикистан в 2002 г.». В городах Российской Федерации - Москве, Новосибирске, Волгограде - аккредитованы три представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан. Целью создания представительств Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан в городах России являлось выполнение соглашения между Министерством труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан и Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (в связи с упразднением данного министерства его правопреемником стало Министерство внутренних дел России) о сотрудничестве в области миграции населения, подписанного 11 июля 2001 года, а также для расширения и укрепления всестороннего сотрудничества Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан с министерствами и ведомствами Российской федерации в области миграции, занятости и социальной защиты населения. Однако не удалось более детально урегулировать отдельные аспекты совместной деятельности и так не было предпринято существенных продвижений и разработки предложений по взаимодействию сторон, пока постановлением Правительства Республики Таджикистан № 480 от 3 декабря 2002 года не была утверждена Программа внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан на 2003-2005 годы [6].
Данная программа базировалась на таких принципах, как уважение и обеспечение основополагающих стандартов в области прав человека, предусмотренных Конституцией Республики Таджикистан и другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан, а также международно-правовыми актами, признанными Республикой
Таджикистан; содействие обеспечению прав и возможностей трудовых мигрантов на доступ к правовой, социальной и медицинской защите в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и государства трудоустройства; установление конструктивной увязки права на свободу перемещения и социальную защиту и соблюдение принципа занятости при реализации процесса трудовой миграции с учетом международных обязательств Республики Таджикистан [6].
Для выполнения международных обязательств Маджлиси Оли РТ своим постановлением от 2 октября 2006 года за №358 ратифицировал Конвенцию № 143 Международной организации труда о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения.
В целях своевременной реализации международных обязательств и распределения полномочий между органами государственного управления в сфере миграции, постановлением Правительства РТ от 3 марта 2007 года за №102 было принято «Положение о Государственном агентстве социальной защиты, занятости населения и миграции». Агентство находилось в схеме управления Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан [7].
Задача данного органа в первую очередь заключалась в реализации мероприятий по осуществлению государственной политики в области социальной защиты и занятости населения, а вопросы миграции, по сути, оставлялись второстепенными. Так, анализ норм данного акта показывает, что из шестидесяти пунктов, посвящённых вопросам социальной зашиты и занятости населения, вопросам регламентации миграционных процессов были уделены всего десять пунктов.
Более того, из десяти пунктов, посвящённых сфере миграции, четыре пункта устанавливали порядок внутренней миграции на территории РТ, хотя вопросы внутренней миграции населения в это время были почти решены. К примеру, 1 октября 2008 г. постановлением Правительства Республики Таджикистан за № 467 было утверждено «Положение о порядке внутренней миграции в Республике Таджикистан» (в редакции постановления Правительства РТ от 07.08.2014, №532). Таким образом, несмотря на очень обширный перечень его полномочий, данный орган уделял мало внимания вопросам миграции, что привело к усилению внешних миграционных процессов в стране.
Правительство РТ также уделяло внимание вопросам организации и регулирования процессов трудовой миграции иностранных граждан в Республику Таджикистан. Так, в период 2009-2010 гг. были приняты два указа Президента РТ: «Об установлении квоты иммиграции и привлечения иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан на 2009 год» от 24 января 2009 года за № 615 и «Об установлении квоты иммиграции и привлечения иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан на 2010 год». Однако внешняя миграция способствовала совершению преступных деяний. Она становилась очагом торговли людьми.
Торговля людьми - это сложный процесс, в котором жертва проходит через ряд различных стадий, таких как вербовка, перевозка, укрывательство, купля-продажа, передача или получение человека путем применения силы, обмана и т.д. и который представляет собой нарушение прав человека, создающее для людей угрозу виктимизации на каждой из этих стадий. Увеличивается и нелегальное перемещение людей в зарубежные страны в целях их использования в сексуальном бизнесе. По последним статистическим данным ООН, сегодня в мире существует около 258 миллионов мигрантов и к 2019-му году их численность возросла на 49 процентов, превысив показатель роста мирового
населения, который составил 23 процента. В результате такого потока их количество увеличилось с 2,8 до 3,4 процента от величины мирового населения [13]. К сожалению, такой огромный поток перемещающегося населения и становится основной средой для совершения различных транснациональных преступных деяний, среди которых ключевое место занимает торговля людьми. Данные Международной организации по миграции (МОМ) показывают, что количество случаев торговли людьми за последние 11 лет в Республике Таджикистан увеличилось почти в два раза и жертвами данного преступления стали почти 700 граждан страны [13]. Основную массу этих граждан (около 347 человек) составляют девушки и женщины различных возрастов.
По данным Верховного Суда Республики Таджикистан, только за шесть месяцев 2018 года было возбуждено два уголовных дела по этой же статье в отношении граждан страны. В городе Худжанде Согдийской области за период 2018 года в отношении шести граждан города были возбуждены уголовные дела по ст. 1301 УК РТ, в отношении трех граждан -по ст. 132 УК РТ, а за десять месяцев 2019 года по ст. 1301 (торговля людьми) были возбуждены уголовные дела в отношении шести граждан [8].
В связи с этим появилась необходимость не только во вмешательстве государства для предупреждения и предотвращения данного преступного деяния, но и в принятии в этой сфере межгосударственных нормативно-правовых актов и соглашений. В этой связи Правительство Республики Таджикистан своим постановлением от 3 мая 2010 года за № 221 утвердило решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о придании учреждению образования "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь" статуса базовой организации государств-участников СНГ по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми [2].
В целях дальнейшего обеспечения реализации государственной политики страны в сфере миграции существенным шагом Правительства РТ было принятие постановления об утверждении Национальной стратегии трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за рубеж на период 2011-2015 годов, на задачах которой мы остановимся в других исследованиях.
Таким образом, несмотря на проведённые Правительством РТ в период 2000 - 2010 гг. административные реформы в сфере правовой регламентации миграционных процессов, считать миграционное законодательство Республики Таджикистан вполне усовершенствованным пока рано.
Необходимо отметить, что отечественное миграционное законодательство пока не в состоянии полностью обеспечить осуществление эффективной регламентации миграционной (иммиграционной) политики Республики Таджикистан. Следовательно, есть необходимость их систематизации в целях концептуального обеспечения регулирования в стране миграционных процессов.
Концептуальное обеспечение регулирования миграционных процессов должно исходить, во-первых, из чёткой и безупречной систематизации миграционного законодательства, и, во-вторых, совершаться путём гармонизации деятельности не только органов правотворчества, но и всех существующих миграционных органов страны.
Предлагается создать оптимальный вариант национального миграционного законодательства, которое бы чётко установило реализацию миграционной политики РТ, потому что она должна исходить из позиций национального законодательства, ибо разработка и принятие более современных нормативно-правовых актов, которые отвечают современным реалиям миграционных процессов, - это основной путь к успеху отечественного законодателя.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 года «О миграции» [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL: http://mmk.tj.
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2010 года, № 221, «Об утверждении решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о придании учреждению образования "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь" статуса базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми» //ЦБПИ «ADLIA». v.7.0.
3. Постановление Правительства РТ от 4 июля 2001 года, №333, «Об одобрении проекта Соглашения между Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации и Министерством труда и социальной зашиты населения Республики Таджикистан о сотрудничестве в области миграции населения между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией» // ЦБПИ «ADLIA». v.7.0.
4. Указ Президента Республики Таджикистан от 2 апреля 2001 года, № 544, «Об усилении борьбы с незаконной миграции в Республике Таджикистан» // ЦБПИ «ADLIA». v.7.0.
5. Концепция трудовой миграции граждан Республики Таджикистан за границу. Утверждена Правительством Республики Таджикистан от 9 июня 2001 г. за № 242 // ЦБПИ «ADLIA». v.7.0.
6. Программа внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан на 20032005 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 декабря 2002 года за № 480 // ЦБПИ «ADLIA». v.7.0.
7. Положение о Государственном агентстве социальной защиты, занятости населения и миграции. Утверждено постановлением Правительства РТ от 3 марта 2007 года за № 102. Утратило силу в редакции постановления Правительства от 4 июня 2014 года, № 391 // ЦБПИ «ADLIA». v.7.0.
8. Официальный сайт Верховного Суда Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://sud.tj/ (Дата обращения: 03.06.2020).
9. Лянной В.А. К вопросу об определении понятия «нелегальная миграция» // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 2. - С. 64-65.
10. Миграционная ситуация в Республике Таджикистан за 2020 год [Электронный ресурс] Режим доступа: https://e-cis. info/cooperation/3782/ (Дата обращения: 29.03.2021).
11. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир» / Гл. ред. В.А. Ионцев. — М.: МАКС-Пресс, 2002. — Вып. 10. — 416 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.demostudy.ru. (Дата обращения 01.02.2021).
12. Слободчикова Д.В. Строева Г.Н. Миграция населения: теоретические аспекты // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7. № 4. - С. 900 - 907.
13. Статистика миграции: откуда и куда переселяются люди [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: https://theworldonly.org/statistika-migratsii/ (Дата обращения: 02.12.2020).
14. Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография / Т.Я. Хабриева. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2019. - 400 с.
15. Ширинцонов, Ф.И. Оид ба муайян намудани мафууми «мууоцирати гайрицонунй» [Матн] /Ф.И. Ширинцонов // Мацалаи академии ууцуц (мацалаи илми). - Душанбе, 2020. - № 1 (33). - С. 130-134.
16. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учеб. пособие. - М.: Издательство РГСУ. Академический Проект, 2007. - 472 с.
Reference Literature:
1. Tajikistan Republic Law from December 11, 1999 "On Migration " [Electronic resource] // Regime of availability: URL http://mmk. tj.
2. Tajikistan Republic Government Enactment from May 3, 2010, N221, "On Validation of the Resolution Adopted by the Heads of the Governments-CIS Members Concerned with Giving a Status of a Base Organization of Central Byelorussian Governmental Institute "Adlia". On Preparation, Elevation of Qualification, Retraining of Cadres in the Sphere of Migration and Counteraction to Trade with People to the Educational Institution "The Academy under the Ministry of Home Affairs of Belarus Republic" of Governments-Participants Included into the Common Wealth of Independent States // CBYI "Adlia ". V.7.0
3. TR Government Enactment from July 4, 2001, N333 "On Approval of the Project of the Agreement between the Ministry of Federation and the Ministry of Labour and Social Protection of Tajikistan Republic Population on Cooperation in the Field of Population Migration between Tajikistan Republic and Russian Federation" // CBYI "Adlia". V.7.o
4. The Fiat of Tajikistan Republic President from April 2, 2001, N544 "On Strengthening the Combat with Illegal Migration in Tajikistan Republic" // CBYI "Adlia". V.7.0
5. Conception of Labour Migration in Reference to Tajikistan Republic Citizens. Validated by Tajikistan Republic Government from June 9, 2001, N242 // CBYI "Adlia". V.7.0
6. The Programme of Outward Labour Migration of Tajikistan Republic Citizens for 20032005. Validated by the Enactment of Tajikistan Republic Government from Decembet 3, 2002 N480 // CBYI "Adlia " v.7.0
7. Provision on State Agency of Social Protection, Population's Employment and Migration. Validated by TR Government Enactment from March 3, 2007, N102. Lost its Force in the Recension of the Government Enactment from June 4, 2014, N39 // CBJI "Adlia" . v.7.0
8. Official Site of Tajikistan Republic Supreme Court [Electronic resource]. Regime of availability: (Date of request: 03.06.2020)
9. Lyannoy V. A. To the Issue of the Definition of "Illegal Migration" Concept // Gaps in Russian Legislation. 2011, N2. - pp. 64-65
10. Migrational Situations in Tajikistan Republic for the Year of 2020 [Electronic resource]. Regime of availability (Date of request: 29.03.2021)
11. Scientific Series "International Migration of Population: Russia and Modern World // Editor-in-chief: V. A. lontsev. -M.: MACS-Press, 2002. - Issue 10, -416 pp [Electronic resource]: Regime of availability: www. (Date of request: 01.02.2021)
12. Slobadchikova D. V., Stroyeva G. N. Migration of Population: Theoretical Aspects // Scientific Notes of TOGU. - 2016, Volume 7, N4. - pp. 900-907
13. Statistics of Migration: where from and in what Direction People Migrate [Electronic Resource]: Regime of availability: URL: (Date of request: 02.12.2021)
14. Habriyeva T. Ya. Migrational Law: Comparative-Legal Investigation: monograph // T. Ya. Habriyeva. - M.: The Institute of Legislation and Comparative Law Knowledge under the Government of Russian Federation. 2019. - 400 pp.
15. Shirinjohnov F.I. In Relation to the National Pattern of the Phraseme "Illegitimate Migrant" [text] // I.F. Shirinjohnov // The Journal of the Law Academy (scientific edition). -Dushanbe, 2020, #1 (33). - pp. 130 - 134.
16. Yudina T.N. Migration: Glossary of Major Terms: manual. - M. : RSSU. Academic Project. 2007. - 472pp.