УДК: 34т С-17 О.Б. САМАДОВ, З.А. САМАДОВА
ББК: 67.99 (2)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию деятельности всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Как закреплено в п.1 ст. 69 Конституции Республики Таджикистан, «основные направления внутренней и внешней политики государства определяются Президентом» [1].
Одной из важных проблем экономики страны на сегодняшнем этапе развития является миграционная политика и создание новых рабочих мест. По этому поводу в своём послании парламенту страны от 2013 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил: «Процесс создания новых рабочих мест также отстает от ускоренного и естественного роста населения и трудовых резервов, сейчас внутренний трудовой рынок не имеет полной возможности обеспечить работоискателей рабочими местами...
Поэтому создание качественно новых рабочих мест и обеспечение достойной заработной платы сегодня превратилось в одну из актуальных проблем.
Подчеркиваю, что этот вопрос находится под постоянным контролем главы государства» [2].
Бесспорно, что за последние 20 лет, с образованием законодательного органа Таджикистана, им принят ряд нормативно-правовых актов. Все нормы принятых законов в стране направлены, прежде всего, на прозрачное государственное регулирование всех социально-экономических и политико-правовых явлений, в частности на повышение благосостояния населения, особенно его малоимущей части, на решение макроэкономических проблем, таких как сокращение безработицы и создание новых рабочих мест и, тем самым, урегулирование миграционной ситуации в Таджикистане.
Нынешняя практика развития социально-экономических и правовых отношений в стране свидетельствует о том, что государственное регулирование экономической деятельности должно целенаправленно проводиться по многим направлениям. При этом необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы хозяйствующих субъектов и публичные интересы общества, в том числе государственных органов власти. Эти интересы должны быть уравновешены и не вступать в конфликт друг с другом. Государство в целях реализации публичных интересов общества воздействует на
субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм.
Следует отметить, что на сегодняшнем этапе развития экономики страны одним из важных аспектов государственного регулирования является миграционная политика как определяющий фактор формирования и развития рынка труда, как вектор сохранения национальных интересов и нации в целом. Не секрет, что сегодня в Республике Таджикистан проблема трудовой миграции является острой. Это связано прежде всего со слабым уровнем экономического развития, отсутствием рабочих мест, низкой заработной платой, а также коррумпированностью государственной системы регулирования экономики на всех уровнях. Социально-экономические трудности в стране вынудили более полутора миллионов представителей населения страны искать источник дохода за пределами страны, в частности в России, Казахстане, Беларусии, Украине и т.д. Самую большую долю в географической структуре миграции населения страны занимает Россия.
В Таджикистане нет ни одной семьи, которой бы не коснулась проблема трудовой миграции, особенно в сельской местности. Кормильцы семьи - это, в основном, мужья и сыновья, которые на свой страх и риск, зачастую не имея никакого представления о той стране, куда направляются, не владея языком, не зная своих прав и обязанностей, покидают свой очаг. Это, конечно, порождает множество проблем, связанных с ущемлением прав рабочей силы из Таджикистана.
Проведенные социологические опросы населения страны подтверждают такое явление. Много семей выехало на заработки в города России, Казахстана, США и др. По результатам опроса можно прийти к выводу, что они уезжают «не от хорошей жизни». И, как правило, тех странах, куда выезжают на заработки, есть свои законы, свои национальные и экономические интересы, свое государственное регулирование, которые зачастую неведомы трудовым мигрантам.
Как отмечается в юридической литературе, государственное регулирование экономики осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные, экономические [4, с. 27].
Такого рода «пересмотр» государственного регулирования в Республике Таджикистан, как и в ряде других стран, наряду с другими общественными явлениями способствовал появлению и резкому росту процесса трудовой миграции.
В связи с этим, с учетом национальных приоритетов и с целью достижения стратегических целей было бы уместно обеспечить решение вопросов устойчивого макроэкономического развития, усовершенствования системы государственного управления, развития реальных отраслей экономики, реконструкции и диверсификации производства, а также укрепления экспортных возможностей страны, улучшения инвестиционного климата и поддержки предпринимательства, социальной защиты населения, развития трудового рынка и усиления людских ресурсов.
Одним из способов, предотвращающих отток ресурсов рабочей силы за границу, является развитие производственного предпринимательства в стране, поощрение развития приоритетных отраслей экономики. Именно развитие предпринимательской деятельности, создание прозрачного правового климата для осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности во всех сферах народного хозяйства должно быть самым основополагающим направлением государственного регулирования. Для этого в стране предусмотрены и созданы все предпосылки. Законы, нормативно-правовые акты, принятые Правительством, должны содержать, и содержат, нормы, направленные на защиту интересов граждан, защищать экономические интересы хозяйствующих субъектов. Как известно, предпринимательство, в том числе индивидуальное предпринимательство, является одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Для того, чтобы максимально пополнить государственный бюджет, необходимо создать в стране совершенные условия для его пополнения.
Экономическое состояние страны показывает, что, хотя в стране принят ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют осуществление предпринимательской деятельности, в целом для совершенного, прозрачного осуществления хозяйственной деятельности необходимо принятие дополнительных конкретно осуществляемых мер, инструментов и механизмов реализации законов и государственного регулирования. Государственные органы, должностные лица государственных органов должны всесторонне содействовать в принятии и реализации мер по защите конституционных прав граждан на осуществление предпринимательской деятельности. В результате государственный бюджет, другие фонды социальной защиты приобретут другой облик.
Совершенно справедливо отмечается, что государственное регулирование экономической деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований [5, с.84].
Рассматривая государственное регулирование миграционных процессов, следует особо отметить, что в Республике Таджикистан принят и действует закон Республики Таджикистан №882 от 11 декабря 1999 г. «О миграции» [3]. Закон регулирует отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создание необходимых условий жизни на новом месте для лиц и семей, возвращающихся на свою историческую Родину.
Согласно закону, миграция основывается на следующих принципах:
- обеспечение прав человека на свободный выбор места проживания, свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу выезда, свободу передвижения;
- недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения;
- участие соответствующих государственных органов в упорядочении процессов миграции;
- личном участии мигрантов в обустройстве на новом месте проживания при адресной государственной поддержке инициативы и самодеятельности каждого, в первую очередь - переселенцев из зон экологических и стихийных бедствий;
- запрещение высылки или принудительного возвращения мигрантов в страны, откуда они прибыли;
- сотрудничество с другими странами (статья 2 закона).
В рамках политики трудоустройства мигрантов за рубежом в силу статьи 8 настоящего закона определены следующие направления:
1. Государство содействует направлению трудящихся мигрантов, граждан Республики Таджикистан, в организованном порядке с их согласия только в те страны, где их права защищены.
2. Гарантией защиты прав трудящихся мигрантов за рубежом для государства служат следующие обстоятельства:
- наличие в государстве трудоустройства трудового и социального законодательства, защищающего права трудящихся мигрантов;
- участие государства трудоустройства в международных конвенциях, декларациях и резолюциях, касающихся защиты прав трудящихся мигрантов;
- наличие двусторонних или многосторонних договоров государства трудоустройства с Республикой Таджикистан о защите прав трудящихся мигрантов за рубежом;
- принятие государством трудоустройства позитивных практических мер по защите прав трудящихся мигрантов.
Хотя государство гарантирует конституционные права таджикистанских мигрантов, но на практике выявляется немало фактов их прямого ущемления. Ущемлений прав и интересов граждан Таджикистана, таджиков немало, а численность наших граждан в Российской Федерации и других странах превышает миллион. При этом не все случаи оглашаются СМИ, многие из них остаются неведомыми и на родине родители ждут своих сыновей с надеждой на их благополучное возвращение.
Конечно, в этом направлении требуется проделать очень многое. Чтобы повысить уровень престижа таджикистанцев на должном уровне, необходимо всестороннее проявление усилий государства, государственных органов в лице их должностных лиц, политиков, дипломатов. Также необходимо принятие дополнительных международных соглашений, возможно, даже и созыв международных конференций по защите прав и интересов граждан Таджикистана, по всем другим вопросам, проблемам, возникающим между гражданами государств, в особенности стран бывшего СССР, в регулировании миграционной и трудовой политики, защите прав граждан. Как закреплено в п. 2 ст. 5 Конституции Республики Таджикистан, «права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством».
Миграция, как и всякое другое явление, имеет свои экономические последствия, как положительные, так и отрицательные.
К положительным последствиям миграции можно отнести:
- увеличение притока денежных средств в страну;
- отражение денежного притока в пополнении бюджета государства;
- улучшение благосостояния частного сектора и т.д.
К отрицательным последствиям миграционного процесса следует отнести:
- отток трудовых ресурсов, в частности квалифицированных, за рубеж;
- влияние оттока трудовых ресурсов на пополнение рабочих мест внутри страны;
- нарушение гендерной политики, а именно: изменение структуры демографии в стране из-за массовой миграции и т.д.
Миграция порождает и другие политико-правовые последствия: уклонение молодёжи от исполнения воинского долга перед страной, незащищённость самих мигрантов за рубежом, их жизни, здоровья и безопасности, ущемление национальных ценностей и культуры и т.п.
Так как миграция, рабочая сила и в целом развитие экономики тесно связаны с правовой системой, в виду вышеизложенных положений с целью улучшения положения миграционной политики в стране и, более того, в целях защиты более миллиона граждан Таджикистана предлагается принятие следующих мер:
- совершенствование действующих нормативно-правовых актов в сфере труда и занятости населения;
- стимулирование трудоспособного населения страны путем поддержки инфраструктур предпринимательской деятельности;
- гарантии социального обеспечения населения;
- привлечение к ответственности за нарушения миграционного законодательства физических и юридических лиц, а также служащих государственных органов власти, что не предусмотрено законом Республики Таджикистан «О миграции»;
- с целью способствования свободному владению государственным языком страны пребывания мигрантов, а также освоения правовых основ ввести образовательные мероприятия по соответствующим направлениям и т.п.
Для улучшения миграционной политики, и в целом для развития, прогресса и благоустройства страны, необходима устойчивая политическая и общественная стабильность. С принятием прогрессивных законов, правовых актов в стране должна изменяться в лучшую сторону экономическая ситуация. От каждого из нас, независимо от должности, места работы, профессии, партийной принадлежности, как от патриота своей Родины требуется, чтобы национальное единство, спокойствие и политическая стабильность общества ставились выше собственных, частных, групповых и партийных интересов.
Таким образом, согласно п. 2 ст. 1 Конституции, Республика Таджикистан, являясь социальным государством, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.
Список использованной литературы:
1. Конституция Республики Таджикистан: офиц. текст. - Душанбе: Конуният, 2012. -32 с.
2. Рахмон, Э. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан, от 26.04.2013. // www. president.tj
3. Закон Республики Таджикистан «О миграции» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1999 год, №12, ст. 320; 2002 год, №4, часть 1, ст. 248; 2005 год, №12, ст. 657; 2008 год, №12, часть 2, ст.1004; 2010 год, №1, ст.15.
4. Российское предпринимательское право: учебник / Под ред. проф. И.Е. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2009. - 1130 с.
5. Тотьев, К. Ю. Предпринимательское право. Публично - правовой статус предпринимателя /К.Ю. Тотьев. -М., 2003. - 320 с.
Reference of Literature:
1. Constitution of Tajikistan Republic: official text. -Dushanbe: Konuniyat, 2012. -32с.
2. Rakhmon E. The Message of the Tajikistan Republic President E. Rakhmon to the Majlisi Oli of Tajikistan Republic 26.04.2013г. //www. president.tj
3. Tajikistan Republic law "On Migration " /Akhbori Majlisi Oli of Tajikistan Republic, 1999, #12. article 320 2002, #4, part 1, article 248; 2005, #12, article 657; 2008; #12, part 2, article 1004; 2010, #1, article 15.
4. Russian Entrepreneurship Law:manual/ under the editorship of Professor Ye. Yershov and G.D. Otnyukov. -M.: Prospect, 2009. -1130pp.
5. Totyev K.Yu. Entrepreneuship Law. Puplic Law ¡Status of Entrepreneur. -M., 2003. -320pp.
Государственное регулирование миграционной политики: правовые аспекты и экономические последствия
Ключевые слова: государственное регулирование, хозяйственная деятельность, ветви власти, инфраструктура поддержки, предпринимательская деятельность, профессионализм, культурные ценности, коррупция.
В представляемой статье рассматриваются некоторые правовые вопросы государственного регулирования миграционной политики как в Республике Таджикистан, так и за её пределами.
На сегодняшнем этапе развития экономики страны одним из важных аспектов государственного регулирования является миграционная политика как определяющий фактор формирования и развития рынка труда, как вектор сохранения национальных интересов и нации в целом.
В настоящей статье подчеркнуто, что государственное регулирование экономики осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.
Рассматривая государственное регулирование миграционных процессов, отмечено, что в Республике Таджикистан принят и действует закон Республики Таджикистан №882 от 11 декабря 1999 г. «О миграции». В соответствии с настоящим законом регламентированы отношения в области миграции населения, определены правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов.
State Regulation of Migrational Policy: Legal Aspects and Economic Aftermath
Key words: state regulation, economic activity, branches of power, supporting infrastructure, enterprising activity, professionalism, cultural values, corruption
The article dwells on legal issues concerned with state regulation of migrational policy both in Tajikistan Republic and foreign countries.
At today's stage of economy development migrational policy is one of important aspects of state regulation being a determining factor of labour market dealing with preservation of national interests and nation upon the whole.
The author stresses that state regulation of economy is carried out in any state. Its different forms and methods are defined with political conditions, economic and social standards, historical traditions, national peculiarities and other factors.
The Law of Tajikistan Republic "On Migration" is adopted in 1999.. In accordance with the present law the relations in the sphere of migration are regulated; legal, economic, social grounds being established.
Сведения об авторах:
Самадов Бахтиёр Одилджанович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой коммерции и права Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: [email protected]
Самадова Заррина Акрамджоновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и права Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: [email protected]
Information about the authors
Samadov Bakhtiyor Odildjanovich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand), e-mail: samadov. bb@hotmail. com
Samadova Zarrina Akramdjohnovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand), e-mail: [email protected]