Научная статья на тему 'Организационно-правовые препятствия повышению эффективности регулирования хозяйственной деятельности'

Организационно-правовые препятствия повышению эффективности регулирования хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашурков О.А.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА канд. юрид. наук О.А. АШУРКОВА на Международной практической конференции «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти» в контексте социально-экономического развития территорий» (г. Донецк, 6-7 июня 2017 г.) 6-7 июня 2017 г. на базе ГОУ ВПО Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» проходила Международная научно-практическая конференция «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий». В работе конференции принимали участие учёные Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Российской Федерации, Республики Беларусь и других зарубежных стран, руководители бизнес-структур, руководители органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций. Целью конференции являлся поиск путей повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти по направлениям: право, образование, экономика, финансы, социальная политика. В работе одного из основных тематических направлений конференции: «Социально-правовое регулирование общественных отношений: актуальные проблемы и требования современности» принимали участие и научные сотрудники ГУ «Институт экономических исследований». В текущем номере журнала редакция хочет ознакомить своих читателей с тезисами доклада, сделанного на секционном заседании представителем нашего Института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые препятствия повышению эффективности регулирования хозяйственной деятельности»

Рецензии, отзывы, комментарии, методики исследований

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА канд. юрид. наук О.А. АШУРКОВА

на Международной практической конференции «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти» в контексте социально-экономического развития территорий» (г. Донецк, 6-7 июня 2017 г.)

6-7 июня 2017 г. на базе ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» проходила Международная научно-практическая конференция «Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий». В работе конференции принимали участие учёные Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Российской Федерации, Республики Беларусь и других зарубежных стран, руководители бизнес-структур, руководители органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций. Целью конфе-

ренции являлся поиск путей повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти по направлениям: право, образование, экономика, финансы, социальная политика. В работе одного из основных тематических направлений конференции: «Социально-правовое регулирование общественных отношений: актуальные проблемы и требования современности» принимали участие и научные сотрудники ГУ «Институт экономических исследований». В текущем номере журнала редакция хочет ознакомить своих читателей с тезисами доклада, сделанного на секционном заседании представителем нашего Института.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание системы правового обеспечения социально-экономического развития в Донецкой Народной Республике (далее - ДНР) требует комплексного подхода к формированию законодательства, которое может и должно служить юридическим обеспечением государственной экономической политики. Органы государственной власти, осуществляя свою управленческую деятельность в этой сфере, обязаны действовать только тем способом и в пределах той компетенции, которые определены законодательством. И эффективность этой дея-

тельности во многом зависит от качества законодательных актов, определяющих пределы подобной компетенции. В настоящее время в Республике существует ряд организационно-правовых проблем, которые возникли перед нами в процессе становления законодательства, тем более с учётом того факта, что принято решение об отмене Хозяйственного кодекса (далее - ХК) [1], нормы которого определяют основные черты экономической системы.

Так, по открытым источникам можно видеть, что до сих пор отсутствует

единый подход к определению границ правового поля Республики, а также даты фиксации состояния действующего законодательства. Согласно Постановлению Совмина ДНР от 2 июня 2014 г. «О применении Законов на территории ДНР в переходный период» (№ 9-1) до принятия Законов Республики на её территории применяются Законы Украины и других государств в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции Республики [2]. Не добавило ясности в этот вопрос и Постановление Совмина от 10 января 2015 г. (№ 1-1) [3], согласно которому п. 2 Постановления от 2 июня 2014 г. изложен в редакции ч. 2 ст. 86 Конституции: законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей [4]. Поскольку далее в Постановлении Совмина идет речь об Уголовно-процессуальном кодексе Украины, то можно предполагать, что в документе все-таки имеются в виду законы Украины, а не законы «других государств».

Относительно даты фиксации состояния законодательства, которое действует в ДНР, следует отметить, что Конституция и Постановления Совмина ориентируются на дату вступления в силу Конституции, согласно нормам которой -это дата является датой её официального опубликования, но которая отсутствует в открытых официальных источниках. Опосредованным путём можно предполагать, что это 16 мая 2014 г., то есть после неё в зафиксированное законодательство можно вносить необходимые изменения.

Однако существуют и интерпретации на эту тему. Так, Приказом Председателя Верховного Суда ДНР от 9 января 2015 г. утвержден Временный порядок осуществления арбитражного судопроизводства [5], в котором указано, что ар-

битражные дела рассматриваются в соответствии с правилами, установленными Хозяйственно-процессуальным кодексом Украины, в редакции, действовавшей на день принятия 7 апреля 2014 г. Декларации о суверенитете ДНР, что являлось тоже достаточно логичным на момент издания приказа.

Кроме того, подобным Приказом Председателя Верховного Суда от 27 мая 2015 г. утвержден Временный порядок рассмотрения дел о банкротстве [6], где речь идёт о том, что до принятия закона, регулирующего такой порядок, действуют нормы Закона Украины о банкротстве [7] по состоянию на 14 мая 2014 г. (даты принятия Конституции).

За рамки рассматриваемых проблем сознательно выносится вопрос юридического наличия/отсутствия военного положения, поскольку в условиях военного положения должен действовать особый правовой режим. Постановление о военном положении [8] де-юре действует, а нормы Закона ДНР «Об особых правовых режимах» [9] не соблюдаются.

В такой ситуации как минимум необходимо официальное разъяснение Народного Совета или Минюста Республики и о границах правового поля, и о датах, и о соотношении с текущим законодательством.

Отдельный и особый вопрос -объем законодательства, и хозяйственного в частности, которое составляет до 2/3 всех нормативно-правовых актов Украины. Так, из приблизительно 32000 нормативно-правовых актов (различной юридической силы), составлявших правовую систему Украины на 2014 г., около 20000 можно идентифицировать как акты хозяйственного законодательства (здесь опять же различной юридической силы) [10, с. 25]. Это огромный пласт нормативного материала, который ещё достаточное время будет составлять основу законодательства

Ашурков О.А.

Республики, если учесть, что за прошедшее время принято чуть больше 180 законов ДНР, из которых семь десятков - о внесении изменений в ранее принятые законы (на конец 2016 г. - 700 постановлений Совета Министров ДНР, более 4800 приказов министерств). В связи с принятием новых законов никто не вносит никаких изменений в те самые 32000 нормативно-правовых актов, оставляя эту работу на практикующих юристов, которые сами должны решать, какие нормы действуют, какие не действуют, а какие не «противоречат» Конституции Республики и т.п.

В этом плане можно поставить ещё ряд вопросов, на которые необходимы ответы. Так, могут ли нормы, например, Приказов министерств противоречить действующим на территории ДНР законам Украины? Или нормы принимаемых законов противоречить нормам пока ещё действующих кодексов и т.д.?

Также необходимо прояснить, как следует понимать требования Закона «О нормативно-правовых актах» [11], изложенные в его статье 22 «Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта»: по решению Народного Совета Донецкой Народной Республики проекты законов могут быть в установленном порядке вынесены на общественное обсуждение.

При подготовке проектов нормативных правовых актов правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по данным проектам с привлечением заинтересованных органов, организаций и граждан. Предложения и замечания по итогам публичных слушаний учитываются при доработке проектов нормативных правовых актов. Словосочетания «может быть» и «могут проводиться», а могут и не проводиться, в полной мере использованы при обсуждении проекта Гражданского кодекса -

комитеты обсуждают его будущее содержание с представителями заинтересованных министерств и Генеральной прокуратуры, но не как не «с привлечением заинтересованных организаций и граждан».

Таким образом, в целях повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития Республики можно было бы ещё раз предложить провести полную инвентаризацию законодательства и синхронизацию норм основных законодательных актов в сфере экономико-правового обеспечения хозяйственной деятельности, в итоге - подготовить перспективный план законотворческой деятельности.

Наиболее рациональным и эффективным для Республики в настоящее время была бы фиксация соответствующей редакции Хозяйственного кодекса, поскольку Гражданский кодекс в данном случае не заменяет и не в состоянии заменить нормы об экономической системе ни по своему содержанию, ни по предмету регулирования. Реализовать подобное можно принятием ХК как закона ДНР и на этой базе обеспечить модернизацию хозяйственного законодательства, в том числе внося соответствующие необходимые изменения в сам Кодекс. Концепция такой модернизации в своё время была создана в г. Донецке.

В контексте обсуждаемой проблемы можно говорить о том, что и в Российской Федерации на возможности её разрешения смотрят приблизительно также. 17 мая т.г. на 7 Петербургском международном юридическом форуме Глава Правительства РФ Д.А. Медведев определил, что «... нужно продолжить работу по сквозной систематизации норм и правил, которые регулируют экономическую деятельность . таким образом мы сможем повысить качество правового

регулирования. Главное - такого рода систематизация позволит уйти от тотального, изматывающего контроля. А значит будет легче ... и экономике в целом» [12].

Список использованной литературы

1. Хозяйственный кодекс Украины: Закон Украины от 16.01.03 г. № 436-IV // ВВР Украины. - 2003. - № 18, № 19-20, № 21-22. - Ст. 144.

2. О применении Законов на территории ДНР в переходный период: Постановление Совета Министров ДНР от

02.06.2014 г. № 9-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // dnr-online.ru/postanovleniya/.

3. О внесении изменений в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики «О применении законов на территории ДНР в переходной период от 02.06.2014 г. № 9-1»: Постановление Совета Министров ДНР от

10.01.2015 г. № 1-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dnr-online.ru/postanovleniya/.

4. Конституция Донецкой Народной Республики (с изменениями на 11.09.2015 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // dnrsovet.su / zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/.

5. Временный порядок осуществления арбитражного судопроизводства Приложение 1: Приказ Председателя Верховного Суда ДНР от 09.01.2015 г. № 3од [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // doc.minsvyazdnr.ru / docs/ 2371.

6. Об утверждении Временного порядка рассмотрения арбитражными судами Донецкой Народной Республики дел о банкротстве: Приказ Председателя

Верховного Суда ДНР от 27.05.2015 г. № 49од [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://supcourt-dnr.su/prikaz/ob-utverzhdenii - vremennogo - poryadka-rassmotreniya - arbitrazhnym - sudami-doneckoy-narodnoy

7. Про вщновлення платоспромож-носп боржника або визнання його бан-крутом: Закон Украины от 14.05.1992 р. № 2343-XII // ВВР Украины. - 1992 р. -№ 31. - Ст. 440.

8. О введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения: Постановление Совета Министров ДНР от 25 мая 2014 г. № 6-5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mid.donr.su/DOC/20140525.htm.

9. Об особых правовых режимах: Закон ДНР от 24.03.2015 г. № 23-IHC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // dnrsovet.su / zakon-dnr-ob-osobyh-pravovyh-rezhimah/.

10. Илларионов А.Ю. Политико-правовые аспекты модернизации хозяйственного законодательства. Часть первая / А.Ю. Илларионов; НАН Украины, Ин-т экономико-правовых исследований. - Чернигов: Десна Полиграф, 2017. - 160 с.

11. О нормативно-правовых актах: Закон Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 г. № 72-IHC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // dnrsovet.su/zakonodatelnaya - deyatelnost / prinyatye / zakony / zakon - donetskoj-narodnoj - respubliki - o - normativnyh-pravovyh-aktah/.

12. Д. Медведев принял участие в пленарном заседании форума на тему «Право в глобальном контексте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //government.ru/news/27692/#dam.

Ведущий научный сотрудник ГУ «Институт экономических исследований» канд. юрид. наук, доцент О.А. Ашурков

Научное издание

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ГУ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

VESTNIK OF INSTITUTE OF ECONOMIC RESEARCH

№ 2(6) - 2017

Оригинал-макет подготовлен редакционно-издательской группой ГУ «Институт экономических исследований»

Научные редакторы

Литературный редактор Компьютерная верстка

В.Н. Инякин, О.А. Ашурков

В.П. Журавский

Н.А. Алексейчук, Л.Н. Павлова

Ответственный за издание В.П. Журавский

Электронная версия журнала размещена на сайте http: //www.vestnik.econri.org

Подп. в печать .2017 г. Формат 60х84/8

Усл. печ. листов Заказ №

Тираж 100 экз.

Адрес редакции: 83048, г. Донецк, ул. Университетская, 77

Тел. 050 174 96 64, 095 466 00 88, 066 220 61 00 E-mail: energo-eco@rambler.ru E-mail: ashurkov.oa@gmail.com

Отпечатано ФЛП Кириенко С.Г. Свидетельство о государственной регистрации физического лица-предпринимателя № 15460 серия АА02 от 21.01.2016 г. 83014, г. Донецк, пр. Дзержинского, 55/105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.