Научная статья на тему 'Правовое регулирование продовольственной безопасности в Донецкой Народной Республике'

Правовое регулирование продовольственной безопасности в Донецкой Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / международный опыт / целевые программы / защита экономических интересов / food security / international practice / having a special purpose programs / protection of economic interests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н В. Постернак

Дан анализ проекта Закона Донецкой Народной Республики «О продовольственной безопасности» (далее – законопроект), разработанного на основе международного опыта правового регулирования вопросов обеспечения продовольственной безопасности. Предложены пути совершенствования данного законопроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regulation of food security in the Donetsk People’s Republic

The article provides the analysis of the draft Law of the Donetsk People’s Republic On Food Security (further referred to as Law), drafted on the basis of international practice of the food security legal regulation. The ways to improve the given draft law are suggested.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование продовольственной безопасности в Донецкой Народной Республике»

УДК 346.12:338.439.02

Н.В. ПОСТЕРНАК, младший научный сотрудник, е- mail: [email protected]

ГУ «Институт Экономических Исследований», г. Донецк, ДНР

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Дан анализ проекта Закона Донецкой Народной Республики «О продовольственной безопасности» (далее - законопроект), разработанного на основе международного опыта правового регулирования вопросов обеспечения продовольственной безопасности. Предложены пути совершенствования данного законопроекта.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, международный опыт, целевые программы, защита экономических интересов.

Posternak N.V. The legal regulation of food security in the Donetsk People's Republic.

The article provides the analysis of the draft Law of the Donetsk People's Republic On Food Security (further referred to as Law), drafted on the basis of international practice of the food security legal regulation. The ways to improve the given draft law are suggested.

Keywords: food security, international practice, having a special purpose programs, protection of economic interests.

Продовольственная безопасность составляет часть национальной экономической безопасности государства и является одной из гарантий в обеспечении права на достойный уровень жизни, за-

крепленный в Конституции Донецкой Народной Республики. Продовольственная безопасность является важнейшим условием сохранения независимости республики, экономической стабильности и социальной устойчивости.

Вопросы продовольственной безопасности актуальны для каждой страны и являются предметом изучения и поиска решения имеющихся проблем в этой сфере как в научных кругах, так и органах власти.

Различные аспекты теории продовольственного обеспечения нашли отражение в трудах: В. Агеева, З. Биктими-ровой, Е. Блиновой, Р. Гумерова, И. Ушачева [1-5] и др.

Проблема правового регулирования отношений в сфере продовольственной безопасности отражена в трудах ученых-юристов: Г.Е. Быстрова и М.И. Козыря, В.З. Янчука, В.П. Жушмана, А.А. Погребного, Т.В. Курман, М.В. Гребенюка, А.Ю. Тригуба.

В странах, входящих в Содружество Независимых Государств, правоотношения в сфере продовольственной безопасности регулируются различными нормативно-правовыми актами. Так, в Российской Федерации - это Доктрина продовольственной безопасности от 30.01.2010 г., утвержденная Указом Президента РФ [6]. Разработаны и приняты

© Н.В. Постернак, 2016

соответствующие законы в таких мегаполисах России, как Москва [7], Санкт-Петербург [8] и в ряде субъектов РФ (Рязанской области, Приморском крае и др.) [9-10]. В Республике Беларусь действует Концепция национальной продовольственной безопасности от 10 марта 2004 г., одобренная постановлением Совета Министров [11]. Обеспечение продовольственной безопасности как элемента национальной безопасности закреплено в Законе Республики Казахстан от 6 января 2012 г. «О национальной безопасности Республики Казахстан» [12]. Украина в вопросах обеспечения продовольственной безопасности руководствуется решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств «О Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ» от 19.11.2010 г. [13], а также Постановлением Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы продовольственной безопасности» от 05.07.2007 г. № 1379 (в редакции от 12.10.2011 г. № 1041), которым утверждена Методика определения основных индикаторов продовольственной безопасности [14]. Кроме того, в Украине Верховной Радой 4 июня 2011 г. был принят за основу и в целом Закон Украины «О продовольственной безопасности», однако он не был подписан Президентом и не стал действующим законом [15].

В условиях ведения военных действий вооруженными силами Украины на территории Донбасса, а также экономической блокады, решение вопроса обеспечения продовольствием населения Республики стало жизненной необходимостью.

В ежегодном послании Народному Совету ДНР 16 декабря 2016 г. Глава Республики дал оценку состоянию дел в агропромышленном комплексе и опреде-

лил очередные задачи в обеспечении продовольственной безопасности: «Сегодня в Донецкой Народной Республике активно развивается сельское хозяйство. Мы открываем новые животноводческие фермы, восстанавливаем птицефермы. Уже начал работать проект республиканских теплиц, развиваем садоводство. В перспективе, развивая сельское хозяйство, мы не только обеспечим стопроцентную продовольственную безопасность нашей страны, но и за счет экспорта нашей продукции увеличим поступления в республиканский бюджет. В связи с этим важной задачей ближайшего времени я считаю разработать механизмы стимулирования местных производителей сельхозпродукции. Если в прошедшие два года основной для нас была задача заполнить полки магазинов продуктами и удержать цены на приемлемом уровне, то в ближайшей перспективе на этих полках должно увеличиваться количество товаров, сделанных именно в ДНР. Это задача как для органов исполнительной власти, так и для законодательного собрания» [16].

Исходя из данного послания, фундаментальной основой решения продовольственной проблемы в Республике должна стать соответствующая нормативная правовая база, включающая стратегию, национальную программу продовольственной безопасности, а также законы «О продовольственной безопасности», «О безопасности и качестве пищевых продуктов питания», «О развитии агропромышленного комплекса» и др.

Для обеспечения единства подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения продовольственной безопасности Комитетом Народного Совета по промышленности и торговле разработан проект Закона ДНР «О продовольственной безопасности».

Анализ данного законопроекта указывает на имеющиеся в нем недостатки, которые следует устранить.

Целью данной статьи является разработка предложений по совершенствованию проекта Закона ДНР «О продовольственной безопасности».

В рассматриваемом законопроекте понятие «продовольственная безопасность» определено как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Донецкой Народной Республики, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Донецкой Народной Республики о техническом регулировании, в объемах, не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни. Аналогичное понятие «продовольственной безопасности» содержится в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, только в ней качество пищевых продуктов должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В настоящее время в Донецкой Народной Республике отсутствует законодательство о техническом регулировании, а вот в России с декабря 2002 г. действует Закон «О техническом регулировании» [17]. Поэтому правильнее было бы в законопроекте сослаться на требования законодательства о безопасности и качестве пищевых продуктов, которое содержится в Законе ДНР «О безопасности и качестве пищевых продуктов» [18].

В ст. 5 законопроекта определен ряд полномочий Совета Министров ДНР по продовольственной безопасности, в том числе утверждение плана мероприятий по ее обеспечению. Было бы рацио-

нальнее, если бы планы мероприятий разрабатывались другими республиканскими органами исполнительной власти, а Совет Министров оставил бы за собой разработку и реализацию государственных целевых программ в этой сфере. В связи с этим в законопроекте следовало бы предусмотреть отдельную статью о целевых программах следующего содержания:

«Статья_. Целевые программы,

направленные на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности

1. Целевые программы, направленные на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности, разрабатываются уполномоченным органом совместно с иными органами исполнительной власти и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Целевые программы, направленные на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности, предусматривают мероприятия в соответствии с предметом регулирования настоящего Закона, в том числе:

1) развитие оптовой торговли продовольствием;

2) интеграцию организаций оптового продовольственного комплекса с производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

3) развитие розничной торговли продовольствием;

4) развитие пищевой и перерабатывающей промышленности.

Совет Министров Донецкой Народной Республики оказывает за счет средств республиканского бюджета в рамках целевых и инвестиционных программ финансовую поддержку развитию интеграции организаций оптового продовольственного комплекса с производите-

лями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

4. Субъекты хозяйствования, претендующие на получение финансовой поддержки из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных (интеграционных) проектов развития ресурсно-сырьевой базы для производства и поставок в Донецкую Народную Республику сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, должны предусматривать в инвестиционных (интеграционных) проектах увеличение поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Донецкую Народную Республику».

Отсутствует в законопроекте статья об основных принципах обеспечения продовольственной безопасности. Такими принципами могли бы стать:

обеспечение равной конкурентной среды путем доступа на продовольственный рынок организаций всех форм собственности;

недопущение снижения достигнутого уровня обеспечения продовольственной безопасности;

взаимодействие и сотрудничество государства и бизнеса;

предоставление финансовой поддержки из бюджета республики организациям оптового продовольственного комплекса, отечественным производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конкурентной основе;

программно-целевой метод формирования продовольственных ресурсов;

принятие управленческих решений на основе мониторинга формирования и поддержания продовольственных ресурсов;

содействие повышению роли саморегулируемых, отраслевых и иных некоммерческих организаций в вопросах

обеспечения продовольственной безопасности;

открытость информации о состоянии продовольственного рынка.

В связи с тем, что одним из условий обеспечения продовольственной безопасности республики является наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов, предлагается предусмотреть в законопроекте соответствующую главу.

Учитывая, что материальные и финансовые ресурсы должны направляться на реализацию приоритетных задач продовольственной безопасности, в том числе и на развитие оптовых продовольственных рынков, отсутствие которых приведет к разрушению системы продвижения продовольственных товаров до потребителей, а также на создание материально-технической базы оптового продовольственного комплекса, было бы целесообразно в данную главу включить следующие статьи:

Статья_. Материально-техническая база оптового продовольственного комплекса

1. Материально-техническая база оптового продовольственного комплекса включает в себя совокупность зданий, строений и сооружений (в том числе производственных и складских помещений) с инженерной инфраструктурой, принадлежащих организациям оптового продовольственного комплекса и предназначенных для переработки, хранения и оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.

2. Совет Министров Донецкой Народной Республики в рамках государственных целевых и инвестиционных программ осуществляет меры, направленные на развитие материально-технической базы оптового продовольственного комплекса путем:

1) утверждения генеральной схемы размещения торговых объектов, в том числе объектов оптовой торговли продовольствием;

2) создания современных объектов оптовой торговли (распределительных центров, оптовых продовольственных рынков и комплексов, магазинов-складов) на территориях имущественных комплексов организаций оптового продовольственного комплекса;

3) участия в строительстве новых объектов оптовой торговли;

4) участия в формировании эффективной системы товародвижения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от производителей до потребителей;

5) участия в развитии транспортно-складской инфраструктуры оптовой торговли продовольствием;

6) осуществления иных мер в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья_. Финансирование расходов на обеспечение продовольственной безопасности

1. Финансирование расходов на обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных, не запрещенных законодательством источников в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

2. Совет Министров Донецкой Народной Республики в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о размещении государственных заказов определяет порядок использования средств бюджета республики на продовольственное обеспечение и финансовую поддержку организаций оптового продовольственного комплекса, а

также на реализацию иных направлений продовольственной безопасности в соответствии с предметом регулирования настоящего Закона.

3 . Уполномоченный орган обязан предусматривать и использовать в установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики объеме финансовые средства, находящиеся на его лицевом счете, для организации оперативного поступления в республику сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целях предотвращения дестабилизации ситуации на продовольственном рынке.

Статья_. Защита экономических интересов Донецкой Народной Республики в оптовом продовольственном комплексе

Уполномоченный орган и другие органы исполнительной власти вправе в рамках своих полномочий принимать меры, направленные на защиту экономических (в том числе имущественных) интересов Донецкой Народной Республики в оптовом продовольственном комплексе, посредством:

1) оказания в рамках государственных целевых программ финансовой поддержки организациям оптового продовольственного комплекса для стабилизации финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

2) предоставления в установленном порядке льгот по ставкам арендной платы за землю при определении размера арендной платы за земельные участки и иные объекты недвижимости, предоставляемые в пользование организациям оптового продовольственного комплекса, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

3) оказания методического и организационного содействия организациям оптового продовольственного комплекса в проведении эффективной политики по защите экономических (в том числе имущественных) интересов Донецкой Народной Республики;

4) принятия иных мер, необходимых для сохранения целостности и специализации организаций оптового продовольственного комплекса, в том числе посредством взаимодействия с правоохранительными органами и другими органами исполнительной власти.

По общепринятым нормам законопроект должен также содержать статьи об ответственности за нарушение данного Закона и порядок вступления его в силу.

Предложения, изложенные в данной статье, позволят усовершенствовать законопроект «О продовольственной безопасности», а сам предложенный закон должен войти в качестве обязательной составной части в систему законов, регламентирующих функционирование агропромышленного комплекса республики, являющегося основой обеспечения продовольственной безопасности. Эта система должна включать следующие законы:

Закон «О государственном материальном резерве», который определит общие принципы формирования, размещения, хранения, использования и обновления запасов государственного продовольственного резерва;

Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства», в котором будут предусмотрены меры по регулированию и

стимулированию производства продуктов питания, а также регулированию рынка продовольствия в Донецкой

Народной Республике. Данные законы еще предстоит разработать.

Список использованной литературы

1. Агаев В.А. Управленческий механизм обеспечения продовольственной безопасности / В.А. Агеев. - М., 1999. -С.177-186.

2. Бектимирова З. Качество жизни: продовольственная безопасность / З. Бектимирова // Экономист. - 2004. -№ 2. - С. 78-84.

3. Блинова Е. Показатели продовольственной безопасности России / Е. Блинова // Politekonom. - 1999. -№ 1. - С. 161-168.

4. Гумеров Р. Продовольственная безопасность страны: к развитию правовых основ и экономических механизмов обеспечения / Р. Гумеров // Российский экономический журнал. - 2006. -№ 11-12. - С. 41-56.

5. Ушачев И.Г. О концепции продовольственной безопасности России / И.Г. Ушачев // Достижения науки и техники АПК. - 2008. - № 7. - С. 24-30.

6. Доктрина продовольственной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120 // Информационно-правовой портал Гарант. РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant.ru/hotlaw/ federal/ 228793/.

7. О продовольственной безопасности города Москвы: Закон города Москвы от 12.07.2006 г. № 39 // Законодательство г. Москвы: сборник основных действующих законов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-moskva.ru / o-prodovolstvennoj-bezopasnos ti-n-39/.

8. Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-

Петербурге: Закон города Санкт-Петербурга от 25.12.2015 г. № 841-168 // Гарант: информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/22934689/.

9. О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия на территории Рязанской области: Закон Рязанской области от 14.10.2005 г. № 109-03 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody = &nd = 114015909&rdk=&backlink=1.

10. О продовольственной безопасности Приморского края: Закон Приморского края от 15.11.2001г. № 163-КЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zspk.gov.ru/laws/zakony/30297/.

11. О Концепции национальной продовольственной безопасности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2004 г. № 252 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.l evonevsky .org/bazaby11/ repub lic34/text337.htm.

12. О национальной безопасности Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 06.01.2012 г. № 527-IV [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //online.zakon.kz/Document/?doc_id= 31106860.

13. О Концепции повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ: решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 19.11.2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow

_DocumID_180730_DocumIsPrint_Page_

1.html.

14. Методика определения основных индикаторов продовольственной безопасности: Постановление Кабинета Министров Украины от 05.07.2007 г. № 1379 (в ред. от 12.10.2011 г. № 1041) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn= 20340.

15. О продовольственной безопасности (проект Закона Украины): Постановление Верховной Рады Украины от 14.06.2011 г. № 8370-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon2. rada.gov.ua/ laws/show/3498-vi.

16. Ежегодное послание Главы Республики Александра Захарченко Народному Совету ДНР от 16.12.2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // dnr-online.ru/ezhegodnoe-poslanie-glavy - respubliki - aleksandra -zaxarchenko-narodnomu-sovetu-dnr.

17. О техническом регулировании: Закон Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pravo.gov.ru / proxy/ips?docbody = &nd = 102079587.

18. О безопасности и качестве пищевых продуктов: Закон Донецкой Народной Республики от 08.04.2016 г. № 120-IHC [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // dnrsovet.su/ zakonodatelnaya - deyatelnost / prinyatye/ zakony / zakon - donetskoj - narodnoj -respubliki - o - bezopasnosti - i - kachestve-pishhevyh - produktov/).

Статья поступила в редакцию 20.11.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.