ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
УДК 343.16; 343.326 DOI: 10.22394/2074-7306-2018-1-4-110-116
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, Московский государственный областной университет (105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, д. 10 А). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние правового регулирования противодействия экстремизму; проблемы организации противодействия и меры борьбы с ним. Проведенное исследование показало, что преступность экстремистской направленности в современных условиях носит стабильный характер, который сохранится в ближайшие годы.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие, взаимодействие, распространение, факторы, причины экстремистских проявлений, меры борьбы.
Состояние противодействия экстремизму на территории Российской Федерации свидетельствует о тенденции ежегодного увеличения совершения данных общественно опасных деяний.
В последние годы отмечается активная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций, множатся группировки, основанные на идеологии национальной и религиозной нетерпимости, деструктивные секты, молодежные неформальные объединения радикальной направленности.
О противодействии экстремизму речь идет в Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17), «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч. 2 ст. 29) [1].
В ряде Указов Президента Российской Федерации (от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» [2], от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3], от 6 сентября 2008 г. № 1336 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4]) определено, что
Гринько Сергей
Дмитриевич
экстремизм в обществе в настоящее время стал уже угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Так, начиная с 2004 г. отмечается устойчивая тенденция роста числа преступлений экстремистской направленности. В 2004 г. в России было совершено 84 акта экстремизма, в 2005 г. таких преступлений зарегистрировано 114, 2006 г. - 218, 2007 г. - 248, 2008 г. - 253, 2009 г. - 391, 2010 г. - 481, 2011 г.- 387, 2012 г. - 514, а в 2017 - 1 402 [5, с. 303].
Больше всего фактов экстремизма зафиксировано в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.
В числе посягательств на основы конституционного строя и безопасность государства в 2017 году преступления экстремистской направленности составили: 985 фактов возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); 310 фактов публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); 65 фактов организации деятельности экстремистских организаций (ст. 282.2 УК РФ) [5, с. 303].
Наиболее распространенным преступлением, отнесенным законодательством к категории экстремистского, является «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст. 282 УК РФ) [6] (74 %).
Из истории возникновения и распространения экстремистских идей в России известно, что, как правило, они находят своих последователей и получают широкое распространение в периоды проведения социально-экономических и политических реформ.
В настоящее время практически полный спектр экстремистских угроз проявился почти в каждом субъекте Российской Федерации и степень их опасности и влияния на ситуацию тесно взаимосвязана с экономическими и этносоциальными особенностями регионов.
В то же время в данном контексте следует выделить и общие причины распространения экстремистских настроений. Питательной средой для возбуждения нетерпимости на национальной почве могут, прежде всего, служить факторы, характеризующие социально-экономическое положение в том или ином обществе на определенном этапе (коррупция и клановость, отрицательно влияющие на эффективность управления финансовыми, материальными ресурсами, на кадровые вопросы; безнаказанность за совершенные деяния, высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, резкая имущественная дифференциация). В этих условиях экстремисты пытаются увеличить количество своих сторонников.
Не менее значительно влияние на распространение экстремистских настроений в стране - миграция из стран СНГ, а также выходцев из Северо-Кавказского региона. Отмечаются попытки со стороны представителей этнических диаспор привнесения в сложившуюся социально-экономическую жизнь в городах с традиционно русским населением своего национального менталитета, вызывающего неприятие у коренных жителей.
Наиболее активно миграционные процессы протекают в крупных городах, прежде всего в силу своей экономической привлекательности. В них обостряется
криминогенная обстановка, по причине совершения множества преступлений, как со стороны иностранных граждан, так и в отношении их.
Еще одним влиятельным фактором на криминогенную обстановку в некоторых регионах страны является распространение идей нетрадиционного ислама. При этом необходимо отметить, что мусульманские организации в России действуют в условиях максимального благоприятствования со стороны государства, что позволяет им активно участвовать в общественной и политической деятельности страны.
Например, на территории России зарегистрировано более 22,8 тыс. религиозных организаций, в том числе 12,6 тыс. относятся к Русской православной церкви, а 3,8 тыс. являются мусульманскими.
Наряду с законопослушной деятельностью большинства мусульманских организаций, несколько десятков из них активно пропагандируют крайне радикальную исламскую идеологию.
Идеологи политического и религиозного экстремизма широко используют новые медиатехнологии для пропаганды и распространения своих идей, в частности, возможности Интернета, где имеется множество сайтов антироссийской направленности. Эти сайты вызывают повышенный интерес у мусульманского населения. Интернет привлекателен для террористических и экстремистских организаций легкостью доступа, почти отсутствующей цензурой, наличием широкой аудитории пользователей, анонимностью связи, быстрым и дешевым распространением своей информации, в том числе для организации противозаконных акций.
Сейчас в Интернете насчитывается более 7 тыс. сайтов террористической и экстремистской направленности, из которых 500 относятся к российскому сегменту всемирной сети, а в 1998 г. их было всего лишь 10.
Сегодня серьезную опасность представляют и лица, обучавшиеся в арабских странах, где радикальные течения ислама получили наибольшее распространение. Наряду с обучением основам нетрадиционного ислама нередко осуществляется и диверсионно-террористическая подготовка (по экспертным оценкам, на данный момент обучение прошли уже около 1,2 тыс. человек).
По имеющейся информации, повсеместно наблюдается тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенным, подготовленным в зарубежных учебных центрах. При этом известны случаи, когда в отношении традиционных священнослужителей совершались особо тяжкие преступления, в том числе убийства (в Республике Дагестан - 3, в Республике Ингушетия и Ставропольском крае - по 1).
Первоначально «платформой» для создания исламских экстремистских сообществ на территории Российской Федерации являлись незаконные вооруженные формирования. Эмиссары международных экстремистских групп, проводят идеологическую обработку членов организованных преступных формирований, вовлекая их в радикальные течения ислама [7, с. 35 - 36].
Популяризируют экстремистские идеи в обществе и средства массовой информации. Неоднократно преступления, совершенные на бытовой почве, освещались как экстремистские. Наряду с реальным отражением событий в прессе регулярно появляются публикации, затрагивающие проблемы социальных, межэтнических и
межрелигиозных отношений. В публичных комментариях допускаются неэтичные, некорректные, а иногда открыто враждебные высказывания.
Особую озабоченность вызывает активизация усилий радикалов по привлечению к участию в несанкционированных акциях студентов высших и средних учебных заведений.
При попустительстве некоторых руководителей образовательных учреждений в них организована широкомасштабная вербовочная работа. В некоторых вузах созданы этнические землячества и ячейки радикальных организаций, члены которых зачастую придерживаются экстремистских взглядов и провоцируют межнациональные конфликты.
Кроме того, в целях дестабилизации обстановки отчетливо прослеживается тенденция использования различными деструктивными силами в массовых про-тестных акциях, в том числе на финансовой основе, молодежных право- и леворадикальных организаций, скинхедов, фанатов футбольных клубов, антиглобалистских организаций.
Сейчас осуществляется переход экстремистских группировок к насильственным действиям, а сами они трансформируются в террористические организации. Данная тенденция характерна и для других стран. Если ранее подобная трансформация наблюдалась только в Северо-Кавказском регионе, то в последний период в совершении терактов изобличены экстремистские группировки Поволжья и столичного региона Российской Федерации.
Серьезный ущерб престижу государства наносит преступная деятельность, связанная с насильственными действиями в отношении иностранных граждан, совершенными на национальной, расовой и религиозной почве. Наибольший общественный резонанс вызвали убийства иностранных студентов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Воронеже.
Следует также отметить, что рост проявлений экстремизма в течение последних лет обусловлен не только разрастанием экстремистских идей в обществе.
Увеличение числа выявленных преступлений экстремистской направленности связано и с совершенствованием оперативно-розыскной деятельности, а также уголовно-процессуальной и судебной практики. Кроме того, дополнение ряда статей УК РФ квалифицирующим признаком экстремистской деятельности также повлияло на рост регистрации данного вида преступности.
Национально-религиозная нетерпимость особенно проявляется в среде молодежи, что является тревожным симптомом для общества переходного периода. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что именно молодежь наиболее восприимчива к идеям радикализма и экстремизма.
Следует признать, что экстремистские структуры адаптировались к методам работы, применяемым правоохранительными органами и спецслужбами. Заметно повысился уровень конспирации экстремистских организаций. К тому же они пытаются использовать для силового противодействия полиции физически подготовленных и участвовавших в боевых действиях граждан.
Экстремистами активно осваиваются с учетом международного опыта новые формы проведения протестных акций. Совершенствуются формы противодействия
органам внутренних дел на основе так называемых акций прямого действия и «флеш-моба».
В целях повышения эффективности противодействия экстремистским проявлениям органы внутренних дел в тесном взаимодействии с коллегами из других силовых структур должны решать следующие задачи:
- постоянно анализировать имеющуюся оперативную информацию в целях уста-
новления мест нахождения культовых религиозных учреждений и учебных заведений, молодежных лагерей, в которых пропагандируются радикальные формы вероисповеданий. При выявлении признаков распространения экстремистских идей принимать исчерпывающие меры по прекращению их деятельности;
- планировать и осуществлять оперативно-профилактические мероприятия в среде национальных диаспор, направленные на недопущение их использования в межнациональных и религиозных конфликтах, предупреждение возникновения конфликтных ситуаций из-за различий в национальных обычаях и жизненных укладах;
- во взаимодействии с территориальными подразделениями ФСБ России допол-
нительно проверять задействованных на объектах особой важности и жизнеобеспечения трудовых мигрантов по специальным учетам органов внутренних дел в целях выявления лиц, находящихся в федеральном и межгосударственном розыске, участников незаконных вооруженных формирований, активистов экстремистских и террористических организаций;
- при наличии информации проводить проверку издательств и типографий в це-
лях выявления фактов изготовления экстремистских материалов и принимать меры по пресечению такой деятельности;
- взаимодействовать с ректоратами, преподавательскими коллективами и сту-
денческими объединениями образовательных учреждений по противодействию распространению в них экстремистской идеологии;
- постоянно обеспечивать контроль высших и средних образовательных учре-
ждений страны в целях получения информации о негативных процессах, происходящих в студенческой среде, идеологах и руководителях радикальных организаций, вовлекающих молодежь в преступную деятельность экстремистской направленности;
- во взаимодействии с территориальными органами ФСБ России постоянно вы-
являть лиц, прошедших теологическое обучение в зарубежных исламских образовательных учреждениях, подконтрольных международным экстремистским организациям.
В условиях продолжающегося реформирования российского общества одной из приоритетных задач государства является построение гражданского общества и его институтов. Они важны тем, что конструктивно обеспечивают, во-первых, взаимопроникновение и взаимообогащение культур, во-вторых, активное общение на личностном уровне, в-третьих, поддерживают исторически сложившиеся традиции совместной жизни и развития отдельных народов, входящих в состав российского государства. Главным условием согласия и мира в полиэтническом обществе являет-
ся равенство всех наций, народов и этнографических групп, проживающих на территории Российской Федерации, перед законом, гарантирующим им равные и реальные возможности развития их культуры.
Решение этой задачи зависит от многих факторов - умения общества и государства поддерживать мир в социальном пространстве, контролировать социальные процессы, не допускать развития опасных экстремистских тенденций, не ущемляя при этом конституционных прав граждан страны. Поэтому общество, стремящееся к стабильности и гражданскому миру, должно следить за собственным развитием и ограждать себя от всякого рода опасностей.
Выработать комплекс действенных мер борьбы с экстремизмом возможно только на основе анализа состава населения страны, культурологической, религиозной и иных составляющих [8, с. 34].
Наличие экстремистских проявлений в современной жизни обуславливает дальнейшее совершенствование соответствующей правовой базы.
Эффективная государственная политика защиты личности и общества от экстремизма должна основываться на его концептуальном осмыслении, знании разновидностей и перспектив развития. В связи с этим необходимо познать специфику социального экстремизма, глубину его воздействия на общество, спрогнозировать направления влияния, а также формы проявления на различных уровнях. Решение этих проблем обеспечит эффективное социальное управление и выбор оптимальных средств противодействия.
Предупреждение и пресечение экстремистских проявлений предполагает системный сбор и анализ первичной информации для своевременного реагирования на осложнения оперативной обстановки, объективной оценки деятельности правоохранительных органов в целом, служб, подразделений и сотрудников.
В ходе выполнения мероприятий общего и индивидуального характера по выявлению экстремистских организаций, предупреждению и пресечению их противоправной деятельности сотрудникам правоохранительных органов необходимо учитывать положения международных правовых актов по правам человека, свободе совести, религий и убеждений, а также иных нормативных правовых актов, относящихся к указанной проблеме.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газета. 1993. 25 дек.
2. О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 // Рос. газета. 1995. 23 мар.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Рос. газета. 2015. 31 дек.
4. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1336 // Рос. газета. 2008. 6 сент.
5. Единый отчет о преступности по России за 2004-2017 гг. ГИАЦ МВД России // Криминальные реалии, реагирование на них и закон / под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2018.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Козлов Б. А. Факторы, влияющие на распространение экстремистских настроений и преступлений экстремистской направленности в России. М., 2015.
8. Бокарев С. Н. Экстремизм в современной России: направления и формы противодействия. М., 2014.
Grinko Sergey Dmitrievich, PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of criminal process and criminalistics, Moscow Region State University (10 A, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation). E-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL-LEGAL BASICS OF PREVENTION OF EXTREMISM
Abstract
The article considers modern condition of legal regulation of prevention of extremism, problems of organization of prevention and measures for struggle against it. The executed research has shown that criminality of extremist orientation under modern conditions is stable, and it will be preserved in the coming years.
Keywords: extremism, counteraction, interaction, distribution, factors, causes of extremist manifestations, measures of struggle.
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii // Ros. gazeta. 1993. 25 dek.
2. O merah po obespecheniyu soglasovannyh dejstvij organov gosudarstvennoj vlasti v bor'be s proyavleniyami fashizma i inyh form politicheskogo ekstremizma v Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 23 marta 1995 g. № 310 // Ros. gazeta. 1995. 23 mar.
3. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // Ros. gazeta. 2015. 31 dek.
4. O nekotoryh voprosah Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 6 sentyabrya 2008 g. № 1336 // Ros. gazeta. 2008. 6 sent.
5. Edinyj otchet o prestupnosti po Rossii za 2004 - 2017 gg. GIAC MVD Rossii // Krim-inal'nye realii, reagirovanie na nih i zakon / pod red. A.I. Dolgovoj. M.: Rossijskaya kriminologicheskaya associaciya, 2018.
6. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 25. St. 2954.
7. Kozlov B.A. Faktory, vliyayushchie na rasprostranenie ekstremistskih nastroenij i prestuplenij ekstremistskoj napravlennosti v Rossii. M., 2015.
8. Bokarev S. N. Ekstremizm v sovremennoj Rossii: napravleniya i formy protivo-dejstviya. M., 2014.