Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ТРЕБОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / REQUIREMENTS OF KNOWLEDGE ECONOMY / УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ / MANAGEMENT OF UNIVERSITIES / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / TARGET PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Вера Алексеевна

Как представляется, основная методологическая проблема управления учреждением высшего профессионального образования сегодня - неадекватность существующих теоретических основ и методов управления учреждением высшего профессионального образования переходным условиям российского общества, на наш взгляд, является актуальной и представляет собой проблему поиска нового качества методологии и методов управления развития учреждением высшего профессионального образования на принципах делового предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошникова Вера Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS FOR MANAGEMENT OF EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIAN FEDERATION

It seems that the main methodological problem of the management of the institution of higher education today-the inadequacy of the existing theoretical foundations and methods of management of the institution of higher education to the transitional conditions of Russian society, in our opinion, is relevant and represents the problem of finding a new quality of methodology and methods of management of the development of higher education institution on the principles of business enterprise

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МИРОШНИКОВА Вера Алексеевна,

руководитель Юридической службы ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

e-mail: jurist@fa.ru

12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМАМИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Как представляется, основная методологическая проблема управления учреждением высшего профессионального образования сегодня - неадекватность существующих теоретических основ и методов управления учреждением высшего профессионального образования переходным условиям российского общества, на наш взгляд, является актуальной и представляет собой проблему поиска нового качества методологии и методов управления развития учреждением высшего профессионального образования на принципах делового предприятия.

Ключевые слова: учреждения высшего профессионального образования, требования экономики знаний, управление университетами, целевые программы.

MIROSHNIKOVA Vera Alekseevna,

head of Legal Department at «Financial University under the Government of the Russian Federation»

e-mail: jurist@fa.ru

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS FOR MANAGEMENT OF EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIAN FEDERATION

Annotation. It seems that the main methodological problem of the management of the institution of higher education today-the inadequacy of the existing theoretical foundations and methods of management of the institution of higher education to the transitional conditions of Russian society, in our opinion, is relevant and represents the problem of finding a new quality of methodology and methods of management of the development of higher education institution on the principles of business enterprise.

Key words: institutions of higher professional education, requirements of knowledge economy, management of universities, target programs.

а о недавнего времени, а именно до подписания Россией в 2003 г. Бо-лонской декларации, стратегии их учреждений высшего профессионального образования в условиях кризиса бюджетного финансирования были связаны в основном с «выживанием» посредством адаптации к системному финансовому шоку, но не с повышением своего потенциала по ключевым для этой сферы

критериям. Механизмы управления экономикой учреждения высшего профессионального образования сводились, как правило, к наращиванию платных форм обучения (нередко в ущерб их качеству), определенной децентрализации системы управления в ряде учреждений высшего профессионального образования. Даже в тех случаях, когда отдельные факультеты университета получали немыслимую ра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

нее финансово-хозяйственную самостоятельность, общеуниверситетская структура оставалась в значительной мере традиционной, что объяснялось как огромными трудностями перестройки всей управленческой системы, особенно крупных учреждений высшего профессионального образования, так и эффектами организационной инерции, давления укоренившихся организационных принципов и норм. Иными словами, в большинстве случаев «структура определяла стратегию» [3].

Современный этап отличается тенденцией к становлению моделей управления российскими университетами, типичных для стратегий и структур их аналогов в странах с развитой рыночной экономикой, причем с учетом ее особенностей в условиях информационной эпохи. Это предполагает наличие специально разработанных стратегий развития и соответствующих им организационных структур. Однако задача профессионализации управления российскими университетами усложняется тем, что помимо ее общего решения им необходимо (в контексте вопроса о конкурентоспособности страны в XXI в.) быстро осваивать также концепции и умения университетского менеджмента, специфические для современного мирового рынка образовательных услуг.

Не случайно поэтому все наиболее преуспевшие в адаптации к рынку университеты характеризовались особенностью наличия во главе их сильных лидеров, способных на нестандартные организационные решения. Закономерно, что в современном мировом образовательном пространстве ведущие позиции занимают страны, трактующие высшее образование как отрасль рыночной экономики, а университеты — как участников международной конкуренции в отрасли [4]. На этом фоне в российской высшей школе серьезно обострилось противоречие между задачей обеспечения кадрового соответствия страны требованиям экономики знаний и управленческим наследием траектории развития отечественных университетов. При этом смена статуса высшего образования с «части социальной сферы» на «отрасль рыночной экономики» быстро пере-

стает быть центральным сюжетом дискуссий. На первый план выходит проблема управления университетами как самостоятельными игроками на рынке профильных услуг, что делает крайне актуальными теоретические и практические вопросы стратегий, структур, принципов и методов управления как выражения адаптационных умений этих учреждений высшего профессионального образования [3].

Необходимо констатировать, что существует нехватка разработок, имеющих конкретное прикладное значение. Управление негосударственными учреждениями высшего профессионального образования только начинает осваиваться экономической наукой, многие исследования в данной области являются пионерными, и лишь немногие работы содержат практические рекомендации, какие именно механизмы управления учреждением высшего профессионального образования следует использовать в качестве эффективного инструмента реализации стратегического развития. Таким образом, существует настоятельная необходимость в историческом аккумулировании накопленного опыта, адаптации его к системе высшей школы и построения конкурентоспособных механизмов реализации стратегического развития современного учреждения высшего профессионального образования в условиях недостаточного финансирования, перманентной реорганизации и общеструктурного реформирования.

Как представляется, основная методологическая проблема управления учреждением высшего профессионального образования сегодня — неадекватность существующих теоретических основ и методов управления учреждением высшего профессионального образования переходным условиям российского общества, на наш взгляд, является актуальной и представляет собой проблему поиска нового качества методологии и методов управления развития учреждением высшего профессионального образования на принципах делового предприятия. Установление основных факторов и обоснование базовых принципов управления негосударственными учреждениями высшего профессио-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

нального образования позволяет раскрыть действительный общественный потенциал развития и определить способы дальнейшего повышения их социально-экономической эффективности [6, с. 2]. В целом же устойчивое развитие негосударственных учреждений высшего профессионального образования предполагает установление новой интеграционной парадигмы управления ими.

Основными задачами при этом является определение совокупности принципов, методов и механизмов, на которых должен базироваться процесс управления развитием учреждения высшего профессионального образования, ведь именно в отсутствии учета методологических основ берут свое начало проблемы качества управления развитием учреждения высшего профессионального образования. Нельзя сказать, что тема недостаточно изучена, скорее, наоборот, сегодня повсеместно признается, что традиционная система управления развитием учреждений высшего профессионального образования в России находится в состоянии кризиса. Признается также, хотя, возможно, и не столь единодушно, что в поиске новых моделей их развития существенную помощь могла бы оказать синергетика. Однако до сих пор принципы и методы управления развитием учреждения высшего профессионального образования не сформулированы и не систематизированы, и в этом смысле настоящее исследование представляет собой попытку комплексного освещения основных проблем развития учреждений высшего профессионального образования и управления им в их динамике и совокупности.

Развитие учреждения высшего профессионального образования - это чрезвычайно объемное понятие, охватывающее все индуцируемые и естественные системные положительные изменения в хозяйственной, управленческой и финансовой сферах. Сюда входит и модернизация образовательного и научно-исследовательского процесса, и развитие кадрового потенциала, укрепление материально-технической базы университета, и совершенствование системы управления учрежде-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

нием высшего профессионального образования, управление маркетингом и реклама, брендинг и обеспечение соответствия мировым стандартам.

Очевидно, что для управления развитием множества подсистем и процессов учреждению высшего профессионального образования приходится реализовывать обширный комплекс задач, и, как показывает опыт, стратегические преобразования затрагивают все сферы деятельности университета и интересы всех категорий сотрудников, студентов, а также потребителей. Эффективность такой многоаспектной деятельности не может быть обеспечена без тщательного системного проектирования, важно реализовывать весь комплекс задач взаимосвязанно. Таким связующим звеном применительно к стратегиям развития являются программы.

Программно-целевой метод является важнейшим инструментом управления учреждением высшего профессионального образования. Он осуществляется через разработку и реализацию целевых программ с концентрацией ресурсов и усилий на решении ключевых задач, на преодолении узких мест в деятельности учреждения высшего профессионального образования. Деятельность учреждения высшего профессионального образования можно рассматривать в определенном смысле как единую целевую программу. Она определяет стратегические задачи как небольшую группу плановых показателей. Эти показатели служат ориентирами для текущих действий руководителей учреждения высшего профессионального образования и его подразделений. С переходом на экономические методы управления ликвидируется мелочная опека деканов и заведующих кафедр со стороны администрации учреждения высшего профессионального образования, видоизменяется контроль. Подразделения получают самостоятельность в организации своей деятельности, ориентируясь на лимиты, нормативы, финансовые правила.

Программа развития учреждения высшего профессионального образования представляет собой документ, содержащий объединенные глобальной целью ком-

плексы целевых установок, соответствующих им индикаторов достижения целей, а также необходимую и достаточную для их реализации, обеспеченную ресурсами систему проектов и мероприятий.

В комплексных программах по направлениям деятельности учреждения высшего профессионального образования формируются целевые установки, индикаторы их достижения, а также необходимая и достаточная совокупность проектов (которая ежегодно уточняется), обеспечивающих развитие соответствующего направления как целостной социально-экономической и (или) социально-культурной системы, производящей заданные конечные продукты.

Создание программ развития таким образом - это главная предпосылка направленного развития вообще (если не принимать во внимание присущее самоорганизованным системам хаотичное развитие под влиянием окружающей среды и внутренних факторов).

При этом стратегия управлением учреждения высшего профессионального образования не должна быть жестким планом, а, наоборот, должна приобретать необходимую гибкость для того, чтобы организация оставалась успешной при различных вариантах развития будущего [8]. Этого можно добиться при помощи сценарного подхода к управлению развитием учреждения высшего профессионального образования.

Основным смыслом сценарного планирования является конструирование, создание различных «историй», различных и одинаково правдоподобных вариантов развития будущего, которые хорошо структурированы и логичны [8].

Разработка сценариев используется как альтернатива линейному планированию, которое часто показывало неэффективность и неточность при построении стратегических планов и прогнозов, особенно в период экономической нестабильности [5].

При сценарном подходе возможность построения модели и проигрыш вариантов ее развития является наиболее эффективным в условиях неопределенности многих значимых для конкретного учреждения высшего профессионального образования

факторов, например, таких, как слабая динамика роста общего объема научных исследований, запутанность и непрозрачность управленческих процедур, отсутствие механизмов своевременного принятия управленческих решений, медленный характер и неэффективность выполнения ряда управленческих функций, бюрократизация системы управления и т.п. [9, с. 10]

Сценарные подходы уже сегодня успешно внедряются и реализуются в ряде учреждений высшего профессионального образования страны. Так, в качестве примера можно привести альтернативные варианты реализации программы развития учреждений высшего профессионального образования, созданные в Томском политехническом университете.

Комплексная программа томского учреждения высшего профессионального образования позволяет определить систему целей и стратегии развития учреждения высшего профессионального образования, установить потребность в необходимых финансовых, материальных, энергетических, временных и информационных ресурсах для реализации различных вариантов развития, а также используемые при этом социально-экономические, психолого-педагогические, организационно-правовые и другие механизмы [1].

При этом предложены варианты развития университета, возможность реализации которых зависит от складывающихся социально-экономических условий, объема и структуры имеющихся ресурсов.

При формировании программы рекомендуется рассматривать следующие варианты направлений развития учреждения высшего профессионального образования: процветание, развитие, органический рост, рост, опора на собственные силы и выживание, а в качестве нормативного варианта реализации программы рассматривается вариант «развитие». Концепция, система целей и индикаторов их достижения, необходимые ресурсы и проекты фиксируются в комплексных программах развития по направлениям деятельности и целевых программах.

Ниже приведена качественная характеристика вариантов направлений разви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

тия учреждения высшего профессионального образования:

1. Процветание. Это такой вариант, когда объем и структура ресурсов достаточны не только для полной реализации программ развития по направлениям деятельности и целевых программ развития, но и для постановки и выполнения дополнительных перспективных проектов, например, в области международного сотрудничества, информатизации, фунда-ментализации и гуманитаризации образования и т.д. Учреждение высшего профессионального образования получает при этом возможность занять лидирующее положение в отечественной и мировой системе образования.

2. Развитие (нормативный вариант). Полностью реализуются комплексные программы по направлениям деятельности учреждения высшего профессионального образования (КПНД) и целевые программы развития учреждения высшего профессионального образования (ЦПР), достигаются целевые установки нормативной комплексной программы развития (КПР), реализуются запланированные проекты в полном объеме.

3. Органический рост. Реализуются только программы по направлениям деятельности учреждения высшего профессионального образования (ПНД). Обеспечивается соразмерное, но ограниченное совершенствование основных видов деятельности учреждения высшего профессионального образования, сдерживается развитие инфраструктуры учреждения высшего профессионального образования, запланированные проекты реализуются частично, затруднена реализация целевых программ.

4. Рост. Частично реализуются целевые установки ПНД (например, обеспечивается приоритетное развитие только фундаментального образования и фундаментальных исследований). Накапливаются проблемные ситуации в функционировании учреждения высшего профессионального образования. Отсутствуют условия для органического роста.

5. Опора. КПР не может быть реализована даже частично. Необходима разработ-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

ка программы обеспечения функционирования наиболее существенных направлений деятельности учреждения высшего профессионального образования.

6. Выживание. Необходима разработка кризисной программы, ориентированной на обеспечение выживания учреждения высшего профессионального образования, сохранение научно-педагогического потенциала, материально-технической базы при сокращении масштабов деятельности [1].

Вариативность программы обеспечивается при выполнении следующих требований:

— избыточность — КПР должна содержать перспективные направления и мероприятия, которые в случае перехода к варианту «процветание» могут быть развернуты в систему дополнительных проектов программ;

— модульность программы — КПР должна содержать части (модули), которые могут быть без существенной потери качества опущены при переходе к вариантам «органический рост» и «рост»;

— автономность целевых программ вытекает из требования модульности при переходе от варианта «развитие» к варианту «органический рост»; с другой стороны, это требование означает, что программы по направлениям деятельности должны включать наиболее важные (приоритетные) задачи целевых программ.

КПНД должны быть построены по принципу приоритетности, т.е. должны быть выделены наиболее важные целевые установки и мероприятия, которые сохраняются при переходе к варианту «рост» [1].

Как видно, в Томском университете создана довольно-таки детальная дифференцированная сценарная схема, обеспечивающая возможность гибкой идентификации характера процесса развития учреждения высшего профессионального образования в самом общем случае довольно распространенной, троичной сценарной схемы, включающей в себя позитивный, негативный и усредненный варианты. Детализация на большее количество вариантов имеет определенный смысл только в случае достаточного развития в учрежде-

нии высшего профессионального образования механизмов управления, накопления богатого опыта реализации сценарного подхода. Такого опыта вследствие очень небольшого количества времени, прошедшего с момента начала преобразований в сфере высшего образования недостаточно даже у тех учреждений высшего профессионального образования, которые одними из первых начали применять в своей деятельности стратегические подходы в управлении развитием, поэтому такая подробная детализация выглядит, скорее, как попытка выдать желаемое за действительное, как формальная реализация без привязки к реалиям.

Рассматривая программу развития Уральского государственного университета им. А.М. Горького (УрГУ) до 2012 г., отметим, что сценариев лишь три, однако они более детализированы по штагам. Так^ке можно отметить сугубо прикладной характер предложенных сценариев, что, как представляется, свидетельствует не о формальном, но о взвешенном и практико-ориентированном, основанном на глубоком анализе тенденций развития учреждения высшего профессионального образования подходе к их созданию [7].

Как указывается в программе, предложенные шаги должны обеспечить устойчивое развитие Уральского государственного университета в условиях реформы российского образования и науки, интеграции российских учреждений высшего профессионального образования в европейское и мировое научно-образовательное пространство и выход на соответствие основным критериям исследовательского университета современного типа [7].

Так, в программе инерционного сценария отмечается, что его предпосылками являются наметившиеся тенденции к стагнации развития университета, особенно в области научных исследований (слабая динамика роста общего объема НИР, сокращение численности аспирантов, отсутствие в последние годы патентов и др.). В области образовательной деятельности — неготовность университета к демографической «яме» и отсутствие сколько-нибудь заметных усилий по разработке новых об-

разовательных программ и их продвижению на рынке программ дополнительного образования. В социальной сфере - продолжающееся отставание роста заработной платы от оплаты труда в конкурентных секторах экономики. В управлении -усиливающаяся бюрократизация, запутанность и непрозрачность управленческих процедур, отсутствие механизмов своевременного принятия управленческих решений, неэффективность выполнения ряда управленческих функций (закупки, продвижение услуг и реклама, управление имуществом). Отсутствие радикальных мер по преодолению наметившихся негативных тенденций приведет к окончательному позиционированию университета как учреждения высшего профессионального образования массовой высшей школы и потере большинства имеющихся конкурентных преимуществ [7].

Предпосылками интеграционного сценария являются:

— программа Правительства РФ по оптимизации сети образовательных учреждений;

— общие тенденции интеграции учреждений высшего профессионального образования (мировой и российский опыт);

— запущенные интеграционные процессы (проект «БЕУ» и др.).

Интеграция университетов сопряжена с большими рисками, ключевыми из которых являются:

— риск потери наработанного имиджа, брендов объединяющихся учреждений высшего профессионального образования в составе новой структуры;

— риск того, что лучшие существующие практики, образовательные технологии, научные и педагогические школы объединяющихся университетов не станут таким же достоянием нового учреждения высшего профессионального образования;

— риск непонимания и непринятия идеи объединения со стороны коллективов объединяющихся университетов;

— риск конфликта сложившихся в объединяющихся университетах подходов к управлению, существующих традиций и других элементов корпоративной культуры;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

— риск неуправляемости новой масштабной интеграционной структуры;

— риск отсутствия экономического эффекта результатов проекта в связи с неэффективным использованием средств и ресурсов;

— риск «рыхлости» инфраструктуры в связи с географической разбросанностью объединяющихся субъектов [7].

Отсутствие детальной проработки всех аспектов интеграции (включая риски) своим следствием может иметь «недружественное» поглощение и, в конце концов, «растворение» университета в новом учреждении высшего профессионального образования.

Третьим сценарием развития учреждения высшего профессионального образования может быть создание исследовательского университета современного типа.

Предпосылки данного сценария:

— мощный образовательный и научный потенциал университета;

— процесс выделения в российской высшей школе кластера «исследовательских университетов» преимущественно из числа победителей в конкурсе инновационных образовательных программ;

— наличие ресурса — средств инновационной образовательной программы университета [7].

Целевыми ориентирами данного сценария являются:

1. Образование и наука:

а) общий контингент студентов, слушателей и учащихся университета — около 20 тыс. чел. с опережающим ростом численности магистров, аспирантов, докторантов, слушателей программ ДПО;

б) развитая многоуровневая система подготовки, допускающая вариативные образовательные траектории, повышающая доступность образования;

в) развитые механизмы академической мобильности;

г) соответствие критериям исследовательского университета.

2. Социальная сфера:

а) развитая инфраструктура, в том числе конкурентоспособные социально-быто-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

вые условия для студентов, преподавателей и сотрудников университета;

б) конкурентоспособный уровень оплаты труда (ориентация на секторы высоких технологий).

3. Управление:

а) модернизированная система управления университетом, эффективно и профессионально решающая задачи развития;

б) инвестиционная привлекательность, обеспечивающая динамику роста консолидированного бюджета университета не менее 25% — 30% в год, консолидированный бюджет в ближайшие годы предположительно будет составлять 1,5 млрд. руб. [7]

Как видно из анализа сценарного подхода двух различных учреждений высшего профессионального образования, такой подход позволяет с определенным уровнем достоверности выявить возможные тенденции развития событий, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать карту состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий или неблагоприятного развития событий, однако сами по себе сценарии не панацея. Необходима глубокая и серьезная, основанная на теоретических достижениях и подробном анализе тенденций развития учреждения высшего профессионального образования разработка как самих сценариев, так и определение неизбыточного, но достаточного их количества.

Несмотря на отдельные указанные недостатки в попытках реализации сценарного подхода, сам факт разработки сценариев развития представляет собой положительное явление, свидетельствующее о том, что учреждения высшего профессионального образования начали постепенно осознавать, что для сохранения и развития научного, образовательного и культурного потенциала учреждения высшего профессионального образования, укрепления его позиций в конкурентной среде рынка научных и образовательных услуг в новых условиях необходимо осуществление последовательной политики. Тем не менее в настоящее время в подавляющем большинстве отечественных учреждений выс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шего профессионального образования в основном реализуются различные варианты линейно-функциональных схем управления, не претерпевших в последние годы существенных изменений. Линейно-функциональные структуры не позволяют учреждению высшего профессионального образования адекватно и оперативно реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к современным экономическим реалиям [2].

Функции управления высшим учебным заведением и их распределение по уровням власти управления сложились, в том числе, исторически, в рамках решения практических задач; о развитии, естественно, никто до начала глобальных перемен в общественной и социально-политических сферах в 90-е годы не думал. Однако сегодня, когда требуется коренная модернизация инфраструктуры высших учебных заведений — обновление материальных фондов, создание условий для повышения производительности труда и инновационный подход к решению задач образовательного процесса, по сути, речь идет о необходимости нового типа бизнес-модели как системы рутинизированных управленческих решений относительно внутренних и внешних бизнес-процессов для российских университетов, претендующих на долгосрочную сопоставимость с лучшими университетами мира.

Список литературы:

[1] Агранович Б.Л., Похолков Ю.П., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Стратегический менеджмент в техническом университете // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2.

[2] Белый Е.М., Романова И.Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным учреждением высшего профессионального образования // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3.

[3] Катькало В.С. Стратегии, структуры и новые задачи адаптации российских университетов. Доклад на VI Международной научной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов» 5 — 7 апреля 2005 года. Сессия № 5.4 «Институциональные инновации и адаптационные стратегии экономи-

ческих агентов на глобальном рынке научных и образовательных услуг» // Сайт Государственного Университета Высшей школы экономики, http://www.hse.ru/ic6/report39.doc.

[4] Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. СПб, 2007. - 41 с.

[5] Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2.

[6] Партылов В.С. Факторы и принципы управления негосударственным учреждением высшего профессионального образования: Дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2006.

[7] Программа развития Уральского государственного университета им. А.М. Горького на 2007-2012 гг. кандидата на должность ректора Клюева Алексея Константиновича. 2007 г. // Институт Управления и предпринимательства, http://www.imb.usu.ru/docs/ programma.htm.

[8] Сценарный подход (сценарное планирование) // Инвестиционно-консультационная компания Центр «Конкордия Инвест», http:// www.c-concordia.org/ru/services/1/52/.

[9] Шапиро Л.Д. Методическое пособие по составлению бизнес-планов с использованием программного продукта «Project Expert». Томск, 2001.

Spisok literatury':

[1] Agranovich B.L., Poxolkov Yu.P., Chudinov V.N., Chuchalin A.I. Strategicheskij menedzhment v texnicheskom universitete // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2002. № 2.

[2] Bely'j E.M., Romanova I.B. Ispol'zovanie koncepcii strategicheskogo menedzhmenta v upravlenii gosudarstvenny'm uchrezhdeniem vy'sshego professional'nogo obrazovaniya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2003. № 3.

[3] Kat'kalo V.S. Strategii, struktury' i novy'e zadachi adaptacii rossijskix universitetov. Doklad na VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Modernizaciya e'konomiki i vy'rashhivanie institutov» 5-7 aprelya 2005 goda. Sessiya № 5.4 «Institucional'ny'e innovacii i adaptacionny'e strategii e'konomicheskix agentov na global'nom ry'nke nauchny'x i obrazovatel'ny'x uslug» // Sajt Gosudarst-vennogo Universiteta Vy'sshej shkoly' e'konomiki, http://www.hse.ru/ic6/report39.doc.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

[4] Kat'kalo V.S. E'volyuciya teorii strategi-cheskogo upravleniya: Avtoref. dis. ... dokt. e'kon. nauk. SPb, 2007. - 41 s.

[5] Laeva T.V. Scenarny'j analiz kak osnova strategicheskogo planirovaniya v organizacii // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2006. № 2.

[6] Party'lov V.S. Faktory' i principy' upravleniya negosudarstvenny'm uchrezhdeniem vy'sshego professional'nogo obrazovaniya: Dis. ... kand. e'kon. nauk. Krasnodar, 2006.

[7] Programma razvitiya Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta im. A.M. Gor'kogo na

2007-2012 gg. kandidata na dolzhnost' rektora Klyueva Alekseya Konstantinovicha. 2007 g. // Institut Upravleniya i predprinimatel'stva, http:/ /www.imb.usu.ru/docs/programma.htm.

[8] Scenarny'j podxod (scenarnoe planiro-vanie) // Investicionno-konsul'tacionnaya kompaniya Centr «Konkordiya Invest», http:// www.c-concordia.org/ru/services/1/52/.

[9] Shapiro L.D. Metodicheskoe posobie po sostavleniyu biznes-planov s ispol'zovaniem programmnogo produkta «Project Expert». Tomsk, 2001.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.