Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / AXIOLOGY / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / VALUE APPROACH / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / AXIOLOGICAL PEDAGOGICAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов Яков Владимирович, Салимгареев Максим Владимирович

В статье говорится о значимости ценностного подхода к осуществлению образовательно-воспитательного процесса в высшей школе. Ставится проблема развития аксиологического потенциала студента с точки зрения его личностного и профессионального роста. Авторы обосновывают актуальность и перспективность аксиологической педагогической парадигмы в условиях динамично трансформирующейся системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL CONSTANTS IN THE SYSTEM OF MODERN HIGHER EDUCATION

The article deals with the importance of value approach in the implementation of educational process in higher education. The problem of development of axiological potential of the student from the point of view of his personal and professional growth is put. The authors substantiate the relevance and prospects of the axiological pedagogical paradigm in the dynamically transforming education system

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

CÁ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК - 37 СОЛДАТОВ Яков Владимирович,

ББК - 74.04 доцент кафедры теории и истории государства и права,

кандидат исторических наук, доцент УВО «Университетуправления «ТИСБИ»», Россия, г. Казань,

e-mail: yacovsoldatov@yandex.ru САЛИМГАРЕЕВ Максим Владимирович, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «КНИТУ», Россия, г. Казань

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье говорится о значимости ценностного подхода к осуществлению образовательно-воспитательного процесса в высшей школе. Ставится проблема развития аксиологического потенциала студента с точки зрения его личностного и профессионального роста. Авторы обосновывают актуальность и перспективность аксиологической педагогической парадигмы в условиях динамично трансформирующейся системы образования.

Ключевые слова: аксиология, ценностный подход, высшее образование, аксиологическая педагогическая парадигма.

SOLDATOV Yakov Vladimirovich,

associate Professor of theory and history of state and law,

candidate of historical Sciences, associate Professor UVO «University of management «TISBI»»,

Russia, Kazan SALIMGAREEVMaksim Vladimirovich, associate Professor of the chair of Humanities, candidate of history, associate Professor FGBOU VO «KNITU»,

Russia, Kazan

AXIOLOGICAL CONSTANTS IN THE SYSTEM OF MODERN HIGHER EDUCATION

Annotation. The article deals with the importance of value approach in the implementation of educational process in higher education. The problem of development of axiological potential of the student from the point of view of his personal and professional growth is put. The authors substantiate the relevance and prospects of the axiological pedagogical paradigm in the dynamically transforming education system.

Key words: axiology, value approach, higher education, axiological pedagogical paradigm.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

Актуальность исследования аксиологических компонентов высшего образования обусловлена современной социокультурной ситуацией. Скачок в постиндустриальное, информационное социальное измерение, расширяющее не только интеллектуальные, но и межцивилизационные горизонты, привел к «ценностному кризису», от успешного преодоления которого зависит судьба культуры в целом [2, с. 3].

Не случайно в современном научном дискурсе большое внимание уделяется проблемным аспектам функционирования системы ценностей, их структурированности, гегемонии внутри системы высшего образования. Трансформирующееся образовательное пространство определяет понимание объективной необходимости создания новой образовательной аксиологической парадигмы.

Следует обратиться к сущностному содержанию понятия «ценность». Широко применяемое в философии, психологии, социологии и педагогике, оно используется для обозначения качеств объектов и явлений, теорий и идей, выступающих неким образцом и идеалом правильного, необходимого в контексте тех или иных социальных приоритетов эволюции культуры. На данный момент научное сообщество выработало такую дефиницию данного понятия, в которой выделяются особенности, свойственные всем формам социального сознания [1, с. 47]. Среди них необходимо отметить нормативность, актуальность, утилитарность и целесообразность. Генезис ценности обусловлен феноменальными явлениями этого мира, его основными свойствами, а также способами удовлетворения важнейших потребностей социума [2, с. 67]. В то же время ценность может манифестироваться в качестве оценочного суждения, выступать сферой проявления определённых субъект-объектных отношений. Именно в этом контексте мы можем обнаружить её социально-онтологическую сущность.

Уже не одно десятилетие отечественные исследователи активно используют ценностный подход. Сегодня без него довольно сложно представить осмысление

многих вопросов, связанных с социальными изменениями, проблемами взаимодействия гносеологических и аксиологических кодов сознания, рассмотрением пространства феноменологических измерений ценностных структур личности в контексте формирующейся современной образовательной среды.

На всех этапах эволюции социума образовательная система подвержена трансформации под воздействием разнообразных общественных потребностей. Вполне естественно, что социокультурные изменения оказывают влияние на появление новых ориентиров в высшем образовании. Взаимная связь таких компонентов образовательной среды, как традиции, ценности, нормы отечественной высшей школы и тех новаций, которые возникли после подписания Болонской конвенции, определяет вектор развития российских вузов. В связи с этим большое значение приобретают ценностные ориентации субъектов образовательного процесса. Идея субъек-тности активно используется в педагогических концепциях, становится полипара-дигмальной и отражает развитие личности к вершинам совершенства.

Можно предположить, что ценности имеют два условных яруса. К первому относятся ценности, которые в перспективе могут стать ориентиром для системы высшего образования. Ко второму — так называемые предметные и субъектные ценности, выступающие ключевыми элементами его развития. В этом контексте высшее образование проявляет себя как фундаментальная научно-практическая база формирования у новых поколений актуальных представлений об истинных и мнимых ценностях, выражающих базовые социальные нормы.

Ценностный подход представляет собой методологическую основу исследования проблем современного высшего образования и позволяет сформировать структуру основных ценностей, определяющих направленность профессионального роста студента и его конструктивные взаимоотношения с социумом. Вместе с тем при формулировании основ аксиологической парадигмы необходимо опираться на прин-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018

цип историзма [3, с. 335-337], который демонстрирует лучшие качества, академизм и преемственность педагогического образования в России. Процесс образования, благодаря своей ценностно-ориентирую-щей направленности, погружает студентов как субъектов социального действия в среду мировоззренческого осмысления различных аспектов феноменального мира. При определении перспектив развития отечественного высшего образования необходимо обозначить систему фундаментальных ценностей в ее взаимосвязи с возникающими инновациями.

На сегодняшний день можно обозначить ряд важнейших ценностей российской высшей школы. К первой группе относятся так называемые корпоративные ценности академической среды: институциональный суверенитет, интеллектуальный рост, интеллектуальная ответственность, солидарность, поддержка инноваций, профессионализм, синтез процесса образования и научной деятельности, мобильность, академическая критичность, ориентация на приобщение новых участников к культурной среде (научным школам). В состав второй группы входят индивидуальные ценности: самоактуализация, самореализация, органичная целостность образования (непрерывность), конкурентоспособность, активная адаптация к новой интеллектуальной среде, гармония интеллектуальной и духовной жизни, здоровый образ жизни. Третья группа включает в себя гражданские ценности: свобода, справедливость, солидарность, гражданская ответственность, миролюбие. В четвертую группу входят организационные ценности: коллегиальность, интеллектуальная свобода, статусная упорядоченность, стандартизация образования и мониторинга его качества, доступность образования, тех-нологизация процесса образования, международное партнерство.

Важным представляется обращение к категории аксиологизации как к системообразующей константе современного образования, реализующей новейшие методологические тенденции. Под аксиологизаци-ей следует понимать, во-первых, структурный элемент высшего образования, ко-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018

торый в теоретическом и практическом контексте участвует в формировании гуманистических ценностей. Во-вторых, это метод, используемый для развития креативных ценностных качеств личности студента, необходимых для совершенствования творческих способностей, ряда компетенций, а также для дальнейшего профессионального роста. В-третьих, это процесс, интегрирующей обозначенные выше факторы развития деятельности всех участников образовательного процесса. Для вузов этот процесс означает раскрытие потенциала качества, для студента - формирование ценностно обоснованного отношения к познанию и освоению профессиональных умений и навыков. В-четвертых, это система мероприятий, направленных на инновацию всех компонентов образования, приводящих к оптимизации ценностно-смысловых векторов воспитания и обучения. В-пятых, это определенная целостность педагогических факторов, ведущих к развитию сущностных сил студента, активизации его социальных потребностей. В-шестых, естественная составляющая культурологии образования, поскольку с ее помощью культурные ценности транслируются в социум.

От уровня развития аксиологического потенциала студента как субъекта и одновременно объекта образовательного процесса в значительной мере зависит успех его профессиональной деятельности. Данный процесс предполагает позитивные изменения в его отношении к себе, к своему здоровью, как безусловной ценности, а также к учебному процессу в контексте проектирования образа своей будущей работы. Описанная ситуация может приобрести контуры реальности лишь в условиях, когда осваиваемые ценности пронизывают духовную и интеллектуальную сущность личности студента.

Необходимо отметить, что прогрессивные изменения ценностного потенциала студентов возможны при соблюдении определенных условий. В первую очередь в процессе обучения в высшем учебном заведении должны быть активно задействованы аксиологические аспекты образования. В образовательном ландшафте вуза

необходимо создать условия для ценностного самоопределения каждого студента как будущего профессионала. Следует обеспечить реализацию ценностной функции профессиональной практики, приобщение обучающихся к важнейшим знаниям и технологиям современности через синтез их интеллектуальных, коммуникативных и креативных навыков.

Модель профессионального поведения преподавателя вуза в раскрытии ценностного потенциала студента эффективна только в условиях активированности общекультурных и специальных знаний, умений и навыков студентов, включенных в структуру ценностного отношения к образовательной среде. Сформированность данных компетенций позволяет студентам оценить уровень своей адаптированности к имеющимся условиям обучения, академической зрелости и, следовательно, определить контуры своего профессионального будущего.

Ценностная парадигма современной педагогической науки основывается на принципиально новом понимании образовательного процесса как движения самой личности к ценностям культуры и науки, обусловленным диалектическим развитием потребностей. В данной парадигме вузовского образования ключевую позицию занимает вопрос ценностной самоидентификации студента.

Аксиологическая самоидентификация как педагогическая категория и явление представляет собой процесс приобретения личностью смыслополагания и ресурсов индивидуального бытия в образовательном пространстве и времени. Он связан с формированием у субъекта целостного представления о своем социальном предназначении. Основой самоидентификации личности выступает ее ориентация в сфере ценностей, что имеет существенное значение для осмысления и постановки не только жизненных целей, но и средств их достижения. Данный процесс самоопределения подразумевает качественную трансформацию личности на фундаменте диалектического движения от количества потребностей к повышению их качества. Ключевым фактором движения в этом про-

цессе может выступать мотивация достижения намеченных целей. Необходимо учитывать, что наличие лишь одной системы ценностей без соответствующей подсистемы побуждений не является достаточным для активной деятельности, самовоспитания, самоактуализации. Ценности активизируются и превращаются в движущую силу мотива деятельности лишь в условиях целеполагания, когда возможен действительный поиск эффективных средств их реализации и своевременной внутренней модерации, то есть контролирования, оценивания и корректирования своих действий. Субъективно ценность представляет собой особую установку личности, а объективно она отражает направленность ее поведения.

Аксиологическая самоидентификация личности происходит в трех пространствах: 1) познавательном, в рамках которого актуализируется выбор и приобретение знаний, аксиологических стандартов культуры на базе фундаментальных образовательных идей и ценностей; 2) эмотив-ном, представляющим собой эмоциональную, интенциональную среду самоактуализации, порождающей переоценку приобретенных ценностей, проективное отношение к действительности, выстраивание индивидуального отношения к внутреннему образу «Я», а также личному месту и роли в социальном бытие; 3) операционном, являющимся сферой обнаружения и принятия личностью базовых онтологических ориентиров, идеалов, моделей, определяющих смыслы будущего.

Ключевыми элементами циклического движения в аксиологическом пространстве являются: поиск—анализ—извлечение— отображение. Этапы этого движения соотносятся с пространствами самоидентификации личности в темпоральной перспективе. Критериями аксиологической самоидентификации личности в сфере образования являются познавательный, эмотив-ный и операционный.

В образовательной среде вуза создается определенная сопряженность институционального, индивидуального и пространственно-темпорального континуумов. Идея пространственно-темпорального

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018

континуума вузовского образования дает возможность характеризовать вуз не только с институциональной точки зрения, но и увидеть определенную динамику его пространственного и темпорального движения, обнаружить разнообразие его взаимодействия с обществом. Сущностные аспекты этого континуума характеризуются корпоративной культурой высшего учебного заведения, его ценностями и традициями, педагогической парадигмой, форматами и способами коммуникации между участниками образовательного процесса.

Аксиологическая самоидентификации личности в пространстве вуза возникает не только в результате освоения содержания гуманитарных образовательных программ, но и в момент приобщения к определенным образовательным технологиям, активизирующих студентов на перманентную, рефлективную обращенность к выбранным ценностям. Использование определенного алгоритма эффективного целепо-лагания способствует органичному, естественному переключению внимания личности из сферы учебной активности в повседневную жизнь, что исключает эффект психологического «выгорания». Немаловажными характеристиками вузовского образования, способствующими аксиологической самоидентификации всех участников образовательного процесса, представляются отсутствие замкнутости, системность, солидарность, миролюбивость, конструктивность, аксиологичность, фундаментальность всей образовательной системы.

Выработка аксиологической парадигмы современной системы высшего образования предполагает, на наш взгляд, более четкое обозначение солидарной культуры высшего учебного заведения, раскрытие интеграционных механизмов взаимодействия традиционных научно-исследовательских, образовательных, педагогических и инновационных векторов развития, обнаружение эффективных форм их синтеза. Как справедливо отмечается в научной литературе, образовательные процессы должны получать свою эффективную реализацию в системе социокультурных и духовно-нравственных отношений посред-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018

ством синергии научной, исследовательской, методологической и методической, организационно-управленческой, кадровой, воспитательной, обучающей и других видов педагогико-профессиональной деятельности [4, с. 272]. В структуре солидарной культуры высшего учебного заведения можно выделить системообразующий структурный компонент - аксиологические ориентации, благодаря которым осуществляется выбор корпоративных целей, базирующихся на приверженности единым нравственным, профессиональным принципам, признанной миссии учебного заведения.

Таким образом, современная динамично меняющаяся система высшего образования обусловливает новые методологические рубежи педагогики. Классическое видение законов развития интеллектуального и институционального пространства системы образования, актуализации творческого потенциала личности студента на сегодняшний день насыщается не только новыми научными концепциями (ракурсами, подходами, теориями), но и технологиями (моделями, образовательными программами) и требует дальнейших разработок на уровне теории и практики. В современных условиях важнейшим ориентиром для всей высшей школы представляется аксиологическая педагогическая парадигма, являющаяся перспективным научным направлением, основанная на исторических традициях российского высшего образования школы, открывающая перед исследователями и практиками новые горизонты развития отечественной системы вузовского образования.

Список литературы:

[1] Выжлецов Г.П. Философия ценностей и аксиология: проблемы соотношения // Философия культуры. Т. IV. 1996.

[2] Гершундский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002.

[3] Солдатов Я.В. Научный и образовательный потенциал принципа историзма // В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы ежегодной научно-практической конференции с международным уча-

стием, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ». 2016.

[4] Степаненко Р.Ф. Проблемы правовой образовательной политики в истории универ-ситетологии // В сборнике: Парадигмы университетской истории и перспективы универ-ситетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова): Сборник статей / Редколлегия: О.Н. Широков, Т.Н. Иванова, Н.Н. Агеева, М.Н. Краснова. 2017.

Spisok literatury:

[1] Vy'zhlecov G.P. Filosofiya cennostej i aksiologiya: problemy' sootnosheniya // Filosofiya kul'tury'. T. IV. 1996.

[2] Gershundskij B.S. Tolerantnost' v sisteme cennostno-celevy'x prioritetov obrazovaniya // Pedagogika. 2002.

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; ^редактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

[3] Soldatov Ya.V. Nauchny'j i obrazova-tel'ny'j potencial principa istorizma // V sbornike: Nauka i obrazovanie: problemy' i perspektivy': Materialy' ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem, posvyashhennoj 25-letiyu Universiteta upravleniya «TISBI». 2016.

[4] Stepanenko R.F. Problemy' pravovoj obrazovatel'noj politiki v istorii universitetologii // V sbornike: Paradigmy' universitetskoj istorii i perspektivy' universitetologii (k 50-letiyu Chuvashskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I.N. Ul'yanova): Sbornik statej / Redkollegiya: O.N. Shirokov, T.N. Ivanova, N.N. Ageeva, M.N. Krasnova. 2017.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.