РАЗДЕЛ 2. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 165.5:37
DOI: 10.24411/2308-7226-2020-10008
Шелякин Андрей Вячеславович
аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: 554284@mail.ru
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Andrei V. Sheliakin
graduate student of the department of teaching foreign languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: 554284@mail.ru
AXIOLOGICAL BASES OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY
ON THE EXAMPLE OF THE WESTERN EDUCATION SYSTEM
Аннотация. Рассматривается проблема аксиологического подхода как методологической основы педагогического исследования, а также аксиологического содержания научно-исследовательской деятельности учащихся в школах западной системы образования. Приводится анализ применения аксиологической науки на примере системы образования в западных странах. Исследуется влияние аксиологических основ на образовательный процесс и учащихся. Рассматривается инновационно-исследовательская среда западного образовательного пространства школ, а также педагогическое сопровождение процесса образования в научно-исследовательской деятельности, то есть взаимодействие педагога и школьника, создание педагогических условий формирования аксиологического потенциала личности школьника. Статья подтверждает необходимость как ценностного подхода в исследованиях, так и ценностного отношения к самой науке.
Ключевые слова: аксиология, западная система образования, научно -исследовательская деятельность, образование.
© Шелякин А.В., 2020
Abstract. This article deals with the problem of axiological approach as a methodological basis for pedagogical research, as well as the axiological content of research activities of students in schools of the Western education system. The article analyzes the application of axiological science on the example of the education system in Western countries. The influence of axiological foundations on the educational process and on students is considered. The article examines the innovative research environment of the Western educational space of schools. The article also discusses the pedagogical support of the educational process in research activities, that is, the interaction of the teacher and the student, the creation of pedagogical conditions for the formation of the axiological potential of the student's personality. This article confirms the need for a value-based approach to research and a value-based attitude to science itself.
Key words: axiology, western education system, research activities, education.
Социально-экономическое модернизирование любой страны зависит от личностного и образовательного потенциала подрастающего поколения. А образовательная система должна быть нацелена на создание условий, в которых учебный процесс должен быть основан на образовательной аксиологии. Современные экономика, наука, культура, социально-духовная сфера жизни требуют, чтобы люди были наделены качествами творчески особенно одаренной личности. Для такой личности должны быть характерны следующие качества: нестандартное мышление, умение генерировать оригинальные идеи [1].
В связи с развитием гуманистической парадигмы образования, которая рассматривает человека высшей ценностью и целью общественного развития, особое место в ряду методологических подходов педагогического исследования занимает аксиологический подход.
Методики исследования по данной тематике были общепринятыми. Основными методами исследования являлись:
• сравнительный анализ систем образования в России и западных странах,
• изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме применения аксиологии в исследованиях школьников,
• анализ использования аксиологического подхода в педагогике разных
стран,
• проведение педагогического исследования.
В нашей стране аксиология вплоть до начала 60-х гг. XX в. была под запретом и поэтому никак не могла оказывать влияние на философию и другие области научного знания. С конца XVIII в. немецкими философами был сформирован аксиологический подход как научно-исследовательский взгляд на социокультурные проблемы человечества. Непосредственной разработкой аксиологического подхода в разные периоды занимались С.З. Гончаров, И.И. Докучаев, А.Г. Здравомыслов, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, М. Рокич, В.П. Тугаринов, М. Шелер, М.С. Яницкий [1; 8].
Новое времени вынуждает ученых философов и педагогов предпринимать разнообразные активные попытки систематизации тех ценностей, которые могут быть присвоены в настоящее время образованием и стать определяющими для его дальнейшего развития.
В начале XXI в. произошло углубление понятий аксиологической проблематики благодаря познавательным и методологическим формам восприятия (теория, метод, истина, факт, принципы познания и др.), получившим особый ценностный статус. На этом основании выделены две группы ценностей: а) социокультурные (мировоззренческие), б) внутринаучные (познавательно-методологические).
Подобная классификация является косвенной, поскольку научная истина -безусловная внутринаучная ценность. И та же истина входит или не входит в систему социокультурных ценностей. В то же время обе группы ценностей находятся в глубокой взаимосвязи. Так, содержание настоящего знания должно быть нейтральным (достоверность истины определяется ее независимостью от предпочтений кого-либо). Сами научные истины - это ценность как для науки, так и для общества в целом.
Интерес привлечения аксиологического подхода к научно-исследовательской деятельности школьного образования во всем мире связан с кризисом и изменениями в социокультурном пространстве общества. Аксиологический подход, будучи аппаратом философии, часто применяется в решении проблем психологии, педагогики, экономики и культурологии, а также других мировоззренческих отраслей. Применение данного подхода в педагогике образования привело к формированию педагогической аксиологии, которой занимались Н.А. Асташова, А.М. Булынин, В.А. Сластенин и др. Данная дисциплина исследует ценности образования для учащихся как основания человеческого бытия, направленные на мотивацию жизни, деятельности и поступков [6].
Аксиологический подход выполняет гностическую, ориентировочную, информационную, оценочную, прогностическую, технологическую, интегративную и другие функции, что для западной образовательной системы не вполне актуально.
Изучение ценностей с точки зрения аксиологического подхода подразумевает изучение явлений и предметов с точки зрения их значимости для воспитания и развития личности. Ценность в педагогике имеет важное значение и определяет не только содержание учебно-воспитательного процесса, но и характеристику результата педагогической деятельности [2].
Данный подход в образовательной системе имеет особое ценностное отношение к науке и ее деятельности, научным открытиям, как в прошлом, так и в будущем. Без научных открытий мы не сможем дальше развиваться во всех областях науки. В образовательном процессе ценность научно-исследовательской деятельности носит характер необходимости: когда имеют место какие-либо отрицательные издержки, тогда мы начинаем ценить и ученых, и их работу.
Аксиологический подход в научно-исследовательской деятельности предполагает рассмотрение его ценностного контекста, в связи с чем О.В. Коновалова выделяет следующие этапы анализа:
• определение ценностного потенциала изучаемого явления;
• структурирование общих ценностей, зеркального отражения данного явления;
• определение способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса [3; 4].
За границей совсем иная система образовательного процесса. Главная цель ее - воспитать в ребенке свободу самовыражения. Именно поэтому образовательный процесс часто ведется там в игровой форме [2].
Свобода в зарубежной системе образования очень привлекает, но, как ни странно, во многом из-за нее бывает непросто учиться за границей детям из России.
Первые трудности наступают на стадии поступления (на Западе поступление бывает и в начальные школы). Дело в том, что в любом учебном заведении нужно пройти определенное собеседование с педагогом. Обычно на этих собеседованиях соискателю или учащемуся задают общие вопросы и вопросы по предмету, который он намерен изучать более конкретно. Иногда такие вопросы не имеют ответа, и нужны они лишь для того, чтобы педагог понял, насколько гибко умеет мыслить учащийся или поступающий.
Но в России учащиеся привыкли все знать и давать верные ответы, невозможность найти решение может ввести ученика в ступор. Победить это можно, лишь изменив отношение к происходящему, научившись воспринимать обучение как игру, в которой возможно принять несколько решений одновременно или поочередно.
Кроме того, за границей нет строгого списка предметов, которые обязательны для всех по определенной программе высшего образования. Студенты выбирают себе модули по желанию и работают с ними. С одной стороны, это - возможность заниматься тем, что тебе конкретно интересно. Но, с другой стороны, при отсутствии постоянного контроля и абсолютной свободе это может вызвать негативный результат на экзаменах [10].
Свобода в системе образования зарубежных вузов хороша только в том случае, если работать так, будто над тобой существует «до боли знакомый» контроль.
Таким образом, «гладкость» западной системы образования приводит к легкомысленности учащихся, которые практически сами решают свою судьбу образованности. аксиологический подход в научно-исследовательской деятельности нужен, дабы не растерять все свои мировоззренческие ценности для более качественной образованности самого себя - как учащегося, так и педагога. Впрочем, большинство учеников и студентов из разных стран положительно отзывается о западной системе образования. Но такая система дает слишком большую свободу молодым, что часто отражается в их самовыражении (тату, пирсинг, неформальная социокультура, поведение и т. д.).
Востребованность аксиологического подхода в современной парадигме образования обусловлена двумя факторами. Первый фактор - это гуманизация образования. Детей нельзя принуждать учиться, обучение должно происходить на добровольных началах, можно даже не делать домашнее задание, если дети этого не хотят. Как следствие, идет упрощение программы! Но ведь главная задача образовательного процесса - научить учиться, то есть создать такие условия и так мотивировать ребенка, чтобы у него возникло желание учиться.
Второй фактор - падение уровня образования уже и в американских школах - установление общей планки с афро- и латиноамериканцами. Мы ничего плохого не хотим сказать об интеллектуальных способностях этих групп, просто в их культуре не принято заставлять детей учиться только хорошо. Уровень вопросов на итоговом экзамене по окончании школы в западной системе образования недалеко ушел от нашей начальной школы. Следует вывод, что ни в коем случае не стоит упрощать школьную программу. Например, в Южной Корее она только усложняется - и результаты очевидны. Поэтому очевидно также, что аксиологический подход должен присутствовать в системе образования любой страны. Не утверждаем, что в западной системе образования его вообще нет, но ведь образовательная система не зависит целиком от государственного суверенитета, а управляется местной властью, которая не воспринимает науку как ценность и не ставит целью воспитать в школьниках ценностное отношение к научной деятельности.
Одним из важных принципов западной системы высшей школы является выработка определенных стандартов качества образованности без стандартизации самого процесса научно-исследовательской работы. Известно, что в западной системе образования нет государственных стандартов, которые определяли бы содержание преподаваемых дисциплин и время на изучение тем и учебных предметов, а это значит, что цель образования без аксиологического подхода может быть не достигнута. Например, система образования в США децентрализована, здесь нет общих для всей страны учебных программ. Дело в том, что образовательные вопросы не освещены в конституции США, а это значит, что они находятся в сфере управления правительств штатов [9].
По мнению М.Г. Сергеевой (2001), основной задачей педагога должно быть повышение личностного таланта и творческих дарований каждого школьника, то есть приоритет отдается процессу воспитания активной, творческой, самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности [5].
Г.А. Цукерман отметила, что «умение согласовывать свои действия с действиями партнера по поиску ведущей деятельности характеризует более развитую субъектную позицию ученика». Это заставляет задуматься, что умение социализироваться в общении и в учебно-исследовательской деятельности развивает не только коммуникативные умения, но и субъектное мнение школьника [7].
Проведенный научно-теоретический анализ и обобщение педагогического опыта позволили сделать собственный мировоззренческий вывод, что в настоящее время в системе западного школьного образования
65
доминирует ориентация на конкретное развитие познавательного элемента в научно-исследовательской деятельности на основе непостоянства методов и технологий обучения. Это особенно усложняет формирование аксиологической сферы личности ученика-исследователя как субъекта осознанного действия и собственного ответственного поведения.
Во многом это связано с наличием некоторых противоречий:
• между высокими требованиями, которые предъявляются обществом к образовательной подготовке современного школьника, и недостаточным уровнем собственно-личностного развития ученика-исследователя в аспекте его уникальной открытости интеллектуально-ценностному опыту настоящего, прошлого и будущего;
• между образовательной авторитетностью аксиологического развития личности школьника и необходимостью будущей педагогической разработки проблемы осуществления аксиологических возможностей научно-исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном учреждении Запада;
• между необходимостью организации аксиологического потенциала личности учащегося в научно-исследовательской деятельности и слабой подготовкой педагогического состава к созданию самостоятельного научно-исследовательского поиска образования в условиях требований рыночной экономики и адаптации к современной социокультурной действительности.
Таким образом, применение аксиологических оснований научно-исследовательской деятельности играет исключительно положительную роль в образовательном процессе учащихся: формирует личные ценности, помогает определить цель самообразования, а также влияет на психологию поведения и мышления. Такой подход в образовании можно считать экспериментально обоснованным, по мнению не только педагогов, применивших его в своей педагогической деятельности, но и ученых различных отраслей наук.
Список литературы
1. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя / Самар. гос. пед. ун-т. - Самара, 2003. - 148 с.
2. Загвязинский В.И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе // Образование и наука. - 2011. - № 1.
3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. - 2013. - № 3.
4. Коновалова О.В. Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «Домашнее чтение»)) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
5. Сергеева М.Г. Наука и образование в современном мире // Развитие
исследовательской деятельности учащихся. - М.: Народное образование, 2001. - С. 37.
66
6. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. - 2004. - № 6. - С. 2-6.
7. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. -С. 3-18.
8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
9. Das Hochschulwesen in der Bundesrepublik Deutschland / Hrsg. Yol Ulrich Teichler. Weinheim: DT, Studien Verl., 1990.
10. Scott David. Reading Edicational Recearch and Policy / David Scott. -London; New York: Routledge Fatmer, 2000.