Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Аксиологическое общение» и «Ценностное отношение» в контексте педагогического знания'

О соотношении понятий «Аксиологическое общение» и «Ценностное отношение» в контексте педагогического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ЦЕННОСТНЫЙ / ОБЩЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / AXIOLOGY / AXIOLOGICAL / VALUE / COMMUNICATION / RELATION / AXIOLOGICAL COMMUNICATION / VALUE RELATION / SUBJECT-OBJECT RELATION / SUBJECT-SUBJECT RELATIONSHIPS / VALUE-ORIENTED ACTIVITIES / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Мария Александровна

В данной статье проводится соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение». Важность соотношения данных понятий обусловлена необходимостью восполнения пробела в педагогическом знании относительно понятия «аксиологическое общение». Выдвигается положение о возможности рассмотрения понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» как взаимозаменяемых и близких по значению. Наряду с выявлением сходств и различий относительно данных понятий происходит осмысление аксиологии как философской дисциплины, рассматриваются различные подходы относительно категории «общение». Особое внимание уделяется подходам, в которых общение рассматривается как некое отношение, несущее в себе положительную или отрицательную окраску. В статье сделан акцент на важности аксиологического общения и ценностных отношений в образовательном процессе согласно современным тенденциям образовательного стандарта, основу которого составляет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Проведен анализ проблемы ценностных отношений в рамках объекта педагогической науки. Рассмотрены и раскрыты системы «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений между участниками образовательного процесса в системе учитель ученик. Выявленное соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является теоретической основой для создания системы формирования готовности школьников к аксиологическому общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Axiological communication» and «value relation» concepts relationship in the context of pedagogical knowledge

This paper deals with the problem of «axiological communication» and «value relation» concepts relationship. The importance of these concepts relationship is due to the need to fill gaps in pedagogical knowledge about the concept «axiological communication». The author thinks that it is possible to consider the concepts «axiological communication» and «value relation» as interchangeable ones. The paper contains similarities and differences regarding the interpretation of these concepts. The author regards axiology as a philosophical discipline and discusses different approaches to the category of «communication». Particular attention is given to approaches in which communication is regarded as a kind of attitude that carries a positive or negative coloration. The paper emphasizes the importance of communication and axiological value relations in the educational process in accordance with modern tendencies in educational standards, which are based on spiritual and moral education of the younger generation. The author analyses the problem of value relations in the framework of the object of pedagogical science, considers and explains the «subject-object» system and «subject-subject» relationship between the participants of the educational process in the teacher-student system. The observed relationship between the concepts «axiological communication» and «value relation» is the theoretical basis for the creation of a system that develops students' readiness for axiological communication.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Аксиологическое общение» и «Ценностное отношение» в контексте педагогического знания»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37+177

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ» И «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

© 2017

Авдеева Мария Александровна, учитель английского языка

Средняя общеобразовательная школа № 168 г.о. Самара (г. Самара, Российская Федерация)

Аннотация. В данной статье проводится соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение». Важность соотношения данных понятий обусловлена необходимостью восполнения пробела в педагогическом знании относительно понятия «аксиологическое общение». Выдвигается положение о возможности рассмотрения понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» как взаимозаменяемых и близких по значению. Наряду с выявлением сходств и различий относительно данных понятий происходит осмысление аксиологии как философской дисциплины, рассматриваются различные подходы относительно категории «общение». Особое внимание уделяется подходам, в которых общение рассматривается как некое отношение, несущее в себе положительную или отрицательную окраску. В статье сделан акцент на важности аксиологического общения и ценностных отношений в образовательном процессе согласно современным тенденциям образовательного стандарта, основу которого составляет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Проведен анализ проблемы ценностных отношений в рамках объекта педагогической науки. Рассмотрены и раскрыты системы «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений между участниками образовательного процесса в системе учитель - ученик. Выявленное соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является теоретической основой для создания системы формирования готовности школьников к аксиологическому общению.

Ключевые слова: образование; духовно-нравственное воспитание; аксиология; аксиологический; ценностный; общение; отношение; аксиологическое общение; ценностное отношение; субъект-объектные отношения; субъект-субъектные отношения; ценность; ценностно-ориентационная деятельность; педагогическое знание.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни [1, с. 5].

Вот почему одна из основных задач, стоящих перед системой образования, заключается в том, чтобы наряду с развитием у школьников познавательного отношения к миру способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности. Учителю отводится главная роль в этом процессе, так как именно учитель содействует выработке системы ценностных отношений учащихся к важнейшим объектам мира.

Исходя из того, что основой современного образования является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, общению уделяется особое внимание. В данном случае общение выступает не просто как способ передачи информации, но и как способ обмена нравственными ценностями между участниками образовательного процесса. Общением,

в процессе которого происходит обмен нравственными ценностями, является аксиологическое общение. Однако понятие «аксиологическое общение» не получило должного освещения в педагогической науке. Для восполнения пробела в изучении аксиологического общения необходимо выявить соотношение между понятиями «аксиологическое общение» и «ценностное отношение».

Центральным моментом рассуждений о соотношении понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является выявление соотношения между категориями «общение» и «отношение», а не между терминами «аксиологический» и «ценностный». Сделаем в этой связи необходимые пояснения.

Обращение к словарям показывает, что если слово «аксиология» отсутствует в психолого-педагогическом словаре (сост. Е.С. Рапанцевич) [2], в психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова [3], в философском словаре П.С. Гу-ревича [4], то оно присутствует в других словарях. Так, в словаре по этике под редакцией И.С. Кона аксиология определяется как теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей [5, с. 9]; в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова аксиология (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков [6, с. 17]; в энциклопедическом этическом словаре аксиология - фундаменталь-

ная философская дисциплина, исследующая ценности, их природу, онтологический статус, способы познания и выражения [7, с. 17]; в философском энциклопедическом словаре аксиология - учение о ценностях или философия ценностей, аксиологический -определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей [8, с. 12]; в психологическом энциклопедическом словаре М.И. Еникеева аксиология - теория философских, этических и психологических аспектов добра и зла, а также учение о ценностях - о типах, содержании и критериях ценностей [9, с. 8].

Осмысление приведенных выше определений понятия «аксиология» показывает, что аксиология - это философская дисциплина, которая занимается изучением ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Анализ научной литературы [10-12] позволил установить, что, как правило, термины «аксиологический» и «ценностный» употребляются как синонимы. При этом слово «аксиологический» является производным от слова «аксиология», а слова «аксиологический», «ценностный» означают «относящийся к ценности».

Так, В.П. Бездухов, рассуждая о ценностном отношении, утверждает: «Ценностное (аксиологическое) отношение отвечает на вопрос: Как возможен ценностный подход и в чем высшая правда?» [13, с. 78].

Л.В. Вершинина, обратившись к этическому знанию для раскрытия сущности и содержания аксиологического пространства вуза, отмечает, что сущность и содержание аксиологического пространства следует определять исходя из смысла понятия «ценностный», который в первую очередь означает «относящийся к ценности». Ученый также объясняет роль ценности в данном вопросе. Ценность, по мнению ученого, выступает в функции «общего методологического ориентира» [14, с. 93].

Выявим соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностные отношения», общим термином для которых является термин «аксиологический» или «ценностный». Для этого необходимо рассмотреть и вторую составляющую - «общение» и «отношение».

Анализ научной литературы о содержании категории «общение» позволяет выявить ряд подходов к его определению. Согласно одному подходу, общение есть часть деятельности или одна из ее сторон (Г.М. Андреева [15], А.А. Бодалев [16], А.А. Леонтьев [17], М.И. Лисина [18]). Согласно другому -общение не тождественно деятельности и не является одной из ее разновидностей (Л.П. Буева [19], Б.Ф. Ломов [20]). Согласно третьему подходу, общение есть отношение (В.Н. Мясищев [21], Б.Д. Пары-гин [22]).

Из упомянутых выше подходов к определению категории «общение» нас интересует подход отечественных психологов В.Н. Мясищева и Б.Д. Пары-гина. Б.Д. Парыгин, обращаясь к проблеме общения, отмечает что «есть основания рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступить в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 1 (18)

Авдеева М.А.

О соотношении понятий «аксиологическое общение»... процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга» [22, с. 178]. В.Н. Мясищев подчеркивает, что «в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком» [21, с. 169].

Анализ идей ученых относительно понимания ими категории «общение» дает нам основание полагать, что оно (общение) может быть рассмотрено как некое «отношение», несущее в себе положительную или отрицательную окраску.

Однако установления факта схожести категорий «общение» и «отношение» недостаточно для обоснования схожести понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение». Для обоснования факта схожести данных понятий обратимся к содержанию понятия «ценностное отношение» и попытаемся определить, в каком случае «ценностное отношение» и «аксиологическое общение» могут быть рассмотрены как близкие по смыслу.

Проблема ценностного отношения - это далеко не новая научная проблема. Сформулированная М.С. Каганом [23] и получившая свое развитие в трудах Г.П. Выжлецова [24], она была конкретизирована в педагогических исследованиях В.П. Бездухова и А.В. Бездухова [25], Л.В. Вершининой [14], Ю.В. Лопуховой [26].

Анализ проблемы ценностного отношения в рамках объекта педагогической науки, как показывает анализ научной литературы, выполнен Л.В. Вершининой. Так, ученый в результате осмысление идей М.С. Кагана и Г.П. Выжлецова выявила, что в ценностном отношении воплощаются и реализуются ценности. Отмечая своеобразие возникновения ценностного отношения, Л.В. Вершинина обосновала, что ценностное отношение (так же как и сама ценность) возникает в объектно-субъектных отношениях, начинают фиксировать межсубъектные отношения [14, с. 70]. Осмысление идей ученого о ценностном отношении показывает, что ценностное отношение, так же как и ценности, реализуется в условиях диалога. Однако данного определения ценностного отношения недостаточно для утверждения того, что ценностное отношение, возникающее в диалоге, является формой аксиологического общения. Но мы так же не можем утверждать, что ценностное отношение и аксиологическое общение не могут быть рассмотрены как близкие по смыслу. Для решения вопроса о соотношении данных понятий необходимо рассмотреть содержательную сторону ценностных отношений.

Отправным моментом для нашего исследования является положение М.С. Кагана о том, что ценностное отношение образуется связью двух контрагентов - некоего предмета, который становится носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет, т.е. связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, то есть носителем социальных и культурных качеств. Человек выступает как субъект, хотя в другой ситуации он окажется объектом (оценки) для другого субъекта (носителя ценности) [23, с. 68]. Такое понимание ценностного отношения, на наш

взгляд, указывает на то, что в процессе ценностного отношения человек в ходе своей жизнедеятельности оказывается как носителем ценностей, приобщающим к ценностям других, но также и сам приобщается к их ценностям, то есть происходит не просто одностороннее приобщение к ценностям, а именно взаимный обмен, или взаимное обогащение ценностями друг друга (саморазвития или развития под влиянием кого-либо).

Согласно М.С. Кагану, содержательная сторона ценностного отношения - воплощаемое в нем осмысляющее отношение субъекта (индивидуального, частичного и совокупного во всех его масштабных модификациях) к объекту (реальному или идеальному, к «вещи», «свойству» или «отношению» объектов), отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту (субъект-объектное и объект-субъектное отношение) [23, с. 156]. То есть мы имеем дело с системой отношений: «объект - субъект», «субъект - объект». Для того чтобы выяснить, каким образом данные отношения функционируют в системе учитель - ученик, рассмотрим «субъект-объектные» отношения и попытаемся выстроить логическую цепочку.

В процессе обучения учитель и ученик, так или иначе, вступают во взаимодействие [27; 28; 29]. Конкретизируем данное взаимодействие до ценностно -ориентационной деятельности, в процессе которой учитель, являясь субъектом, носителем ценностей, целенаправленно воздействует на ученика, приобщает ученика к ценностям. В данном случае ученик выступает с позиции объекта, на которого учитель воздействует, то есть осуществляет преобразовательную деятельность внутри ценностно-ориентационной.

В процессе анализа представленных выше отношений возникает вопрос: может ли ученик как объект быть субъектом? Ответ на поставленный вопрос мы находим у В.В. Краевского, который отмечает, что человек, которого мы обучаем и воспитываем, в одном определенном отношении выступает как объект. В то же время он, конечно, и субъект. Однако он выступает как субъект в иной системе отношений, например, становится субъектом собственной познавательной деятельности. Педагогическое воздействие остается за педагогом. Педагог осуществляет педагогическое руководство. Субъект-субъектное отношение существует внутри субъект-объектного, им определяется, им стимулируется [30, с. 38]. Осмысление идей ученого относительно субъект-субъектных отношений приводит нас к мысли, что внутри ценностного отношения могут реализовываться и субъект-субъектные отношения.

Однако, как отмечает Ю.В. Лопухова, «признание факта возникновения субъект-субъектных отношений внутри субъект-объектных отношений не достаточно для того, чтобы заявить, что субъект-субъектные отношения возникают внутри ценностного отношения, фиксируемого ценностно-ориента-ционной деятельностью» [26, с. 118]. Выдвинув данное положение, Ю.В. Лопухова привносит новое в понимание ценностного отношения. Основываясь на идее М.С. Кагана о том, что полюсами ценностного отношения являются ценность и оценка, ученый приходит к выводу, что ценностное отношение не является субъект-объектным отношением, а субъект-154

субъектное отношение возникает не просто в системе педагогического влияния или педагогического руководства ценностно-ориентационной деятельностью студентов, но в процессе оценки, являющейся одним из «полюсов» ценностного отношения. При этом отношения взаимности между оценивающим и оцениваемым субъектами выявляются в процессе оценивания, а закрепляются в ценностных отношениях [26, с. 121]. Ученый также дает ответ на вопрос, на каком «полюсе» ценностного отношения возникает объектно-субъектное отношение. Перефразируя идею М.С. Кагана о том, что ценность возникает в объектно-субъектном отношении, Ю.В. Лопухова отмечает, что объектно-субъектное отношение возникает на таком «полюсе» ценностного отношения, как ценность [26, с. 123].

Итак, согласно Ю.В. Лопуховой, субъект-субъектные отношения возникают в процессе оценки, а в объект-субъектных отношениях возникает ценность. Ценность и оценка являются полюсами ценностного отношения.

Обратимся к специфике субъект-субъектных отношений, так как мы полагаем, что аксиологическое общение реализуется именно в субъект-субъектных отношениях. Подтверждение мы находим у М.С. Кагана, который отмечает, что акт общения имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного, т.е. субъекта же, и рассчитывает поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправление или снятие ее с объекта. В аксиологическом контакте субъекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует с субъектом: оцениваемый субъектом, он сам воздействует на него как некая ценность. Эту двустороннюю связь мы и можем назвать своего рода общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным [31, с. 82-83].

Схожую точку зрения мы находим у Л.В. Вершининой: «...если деятельность, фиксирующая субъект-объектные отношения, есть реализация человеком субъективных проектов, то общение, фиксирующее субъектно-субъектные отношения, есть взаимодействие различных субъектов. И в тех и других отношениях реализуются ценности» [14, с. 99].

Осмысление идей ученых относительно субъект-субъектных отношений показывает, что данная система отношений может быть реализована как в ценностном отношении, так и в аксиологическом общении.

Таким образом, мы приходим к выводу, что аксиологическое общение и ценностное отношение могут быть рассмотрены как близкие по смыслу, когда в системе субъект-субъект «происходит обмен ценностями между субъектами деятельности, который ведет, во-первых, к нравственному развитию и учителя, и ученика, во-вторых, к раскрытию каждым собственного "Я", что способствует их единению, а не обособлению» [25, с. 50].

Итак, выявленное соотношение понятий «аксиологическое общение» и «ценностное отношение» является теоретической основой для создания системы формирования готовности школьников к аксиологическому общению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.

2. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2006. 928 с.

3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зин-ченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Астрель: АСТ: Транзи-ткнига, 2006. 479 с.

4. Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. 320 с.

5. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983. 445 с.

6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

7. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

8. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с.

9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010. 560 с.

10. Слесарев Ю.В. Педагогическая система формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности у студента // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 148-155.

11. Слесарев Ю.В. Дидактические цели и принципы в педагогической системе формирования инте-гративно-аксиологического базиса социальной компетентности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 145-149.

12. Слесарев Ю.В. Формирование у студентов ценностной ориентации как элемента интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 95-101.

13. Бездухов В.П. Ценностно-ориентационная деятельность студента в контексте морального познания // Бездухов В.П. Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. С. 77-92.

14. Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. 258 с.

15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.

16. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.

17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М. Нальчик, 1996. 96 с.

18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 384 с.

19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.

20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.

21. Мясищев В.Н. Психология отношений: М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

22. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.

23. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1996. 205 с.

24. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 152 с.

25. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 185 с.

26. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. 197 с.

27. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7-9.

28. Поздняков В.С. Принципы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 70-74.

29. Шуляр В.И. Акмеологические основы развития компетентности учителя-словесника и ученика-читателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 35-40.

30. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.

31. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М. Политиздат, 1974. 328 с.

«AXIOLOGICAL COMMUNICATION» AND «VALUE RELATION» CONCEPTS RELATIONSHIP IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL KNOWLEDGE © 2017

Avdeeva Mariya Alexandrovna, teacher of the English language

Secondary School #168 of Samara Urban Okrug (Samara, Russian Federation)

Abstract. This paper deals with the problem of «axiological communication» and «value relation» concepts relationship. The importance of these concepts relationship is due to the need to fill gaps in pedagogical knowledge about the concept «axiological communication». The author thinks that it is possible to consider the concepts «axiological communication» and «value relation» as interchangeable ones. The paper contains similarities and differences regarding the interpretation of these concepts. The author regards axiology as a philosophical discipline and discusses different approaches to the category of «communication». Particular attention is given to approaches in which communication is regarded as a kind of attitude that carries a positive or negative coloration. The paper emphasizes the importance of communication and axiological value relations in the educational process in accordance with modern tendencies in educational standards, which are based on spiritual and moral education of the younger generation. The author analyses the problem of value relations in the framework of the object of pedagogical science, considers

and explains the «subject-object» system and «subject-subject» relationship between the participants of the educational process in the teacher-student system. The observed relationship between the concepts «axiological communication» and «value relation» is the theoretical basis for the creation of a system that develops students' readiness for axiological communication.

Keywords: education; spiritual and moral education; axiology; axiological; value; communication; relation; axiological communication; value relation; subject-object relation; subject-subject relationships; value; value-oriented activities; pedagogical knowledge.

УДК 378.01/.02:74

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

© 2017

Ашутова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, декан факультета искусств и сервиса

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск, Российская Федерация)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения качества результатов освоения студентами образовательных программ в связи с внедрением новых образовательных стандартов высшего образования, которые предполагают использование практико-ориентированного подхода к обучению будущих педагогов-дизайнеров. Раскрываются актуальные аспекты компетентностной модели подготовки студентов профиля «графический дизайн». Обозначена тенденция того, что традиционное образование уступает свои позиции практико-ориентированному. Приводятся основные современные подходы к пониманию и определению сущности практико-ориентированного обучения. Представлено авторское видение баланса знаниево-ориентированного и практико-ориентированного подходов (применительно к специфике подготовки педагогов-дизайнеров). Описывается внедрение практико-ориентированного обучения в практику подготовки педагогов-дизайнеров на факультете искусств и сервиса Мурманского арктического государственного университета. Обусловливается необходимость создания учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки в соответствии с требованиями практико-ориентированной модели обучения. На основе изучения педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки, анализа государственных образовательных стандартов, современных подходов к проектированию и реализации электронных средств обучения, а также опираясь на собственный опыт практической деятельности, описываются основные положения, которые были использованы при разработке практико-ориентированного электронного учебника «Информационные технологии в графическом дизайне». Обозначаются основные методы практико-ориентированного обучения, реализуемые в образовательной практике на факультете искусств и сервиса МАГУ.

Ключевые слова: компетенция; практико-ориентированный подход; знание; умение; владение; опыт деятельности; профессиональная компетентность; педагог-дизайнер; бакалавр; студент; учебник; метод; средство; проект; технология; педагогические принципы; принцип активности; принцип модульности; принцип связи теории с практикой.

Тенденции развития современного производства, изменения в обществе, технико-технологический прогресс требуют от системы высшего образования качественно новых результатов - подготовки не только хорошего исполнителя профессиональных функций, но и субъекта профессиональной деятельности, осознающего ее цели и несущего ответственность за ее результаты, способного самостоятельно и компетентно принимать решения, готового к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности. Выше сказанное отражает сущность компетентностного подхода, рассматриваемого в современном профессиональном образовании как основа для проектирования и реализации профессиональной подготовки специалистов, что обусловливает значимость обращения высшего образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки. Государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают усиление прикладного, практического характера образования, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

В профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной становится проблема усиления практической части (практико-ориентиро-

ванности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне вуза возможно через внесение определенных изменений в учебный план и в учебные программы дисциплин подготовки будущих бакалавров и магистров. Внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (тренинги, практикум, групповая работа, проектные методы, ситуационные задачи и т.д.) возможны через распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки бакалавра, определяемого работодателем. А.В. Хуторский [1], В.Д. Шадриков [2], Н.В. Шестак [3], Ф.Г. Ялалов [4], Л.В. Павлова [5], А.В. Савицкая [6], Е.А. Сазанова [7] и другие ученые уделяли внимание проблеме формирования практико -ориентированной образовательной среды.

Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики. Данной проблеме посвящены статьи В.А. Просаловой [8], А.В. Эктова [9], Г.Д. Кузнецова [10], Н.В. Месенева [11], В.С. Абатурова [12].

Сегодня под практико-ориентированным обучением следует понимать процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у них профессиональной компетенции за счет вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.