Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГЧП'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГЧП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРАНСПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TRANSPORT / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамян Сюзанна Кароевна, Голубкина Ксения Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности организационно-правовые формы государственно-частного партнерства. Важнейшим фактором успешности проекта ГЧП/МЧП является создание эффективной системы управления рисками на основе их детального анализа, а также интересов участников проекта. В целом, взаимодействие партнеров в рамках проектов ГЧП/МЧП выгодно всем участникам соглашения, а также обществу. Его результатом является: интенсивное развитие инфраструктуры; сокращение расходов государства, рисков, сроков исполнения и стоимости проектов; повышение качества выполняемых работ и управления; увеличение количества рабочих мест; формирование позитивного образа государства и бизнеса в обществе и др. Повышение эффективности проектов ГЧП/МЧП требует активной государственной политики, включающей комплекс административных и экономических мер. Успешность проектов ГЧП/МЧП во многом зависит от оптимального использования ресурсов, устойчивого развития, распределения рисков, правильного выбора модели финансирования, формирования доверительной среды среди участников, а также эффективной правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамян Сюзанна Кароевна, Голубкина Ксения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF PPP-BASED PROJECTS

The article discusses the features of organizational and legal forms of public-private partnership. The most important factor in the success of a PPP/MES project is the creation of an effective risk management system based on their detailed analysis, as well as the interests of project participants. In General, the interaction of partners within the framework of PPP/MES projects is beneficial to all participants of the agreement, as well as to society as a whole. Its result is: intensive infrastructure development; reduction of government expenditures, risks, deadlines and project costs; improving the quality of work performed and management; increasing the number of jobs; creating a positive image of the state and business in society, etc. Improving the effectiveness of PPP/MES projects requires an effective public policy that includes a set of administrative and economic measures. The success of PPP/MES projects depends largely on the optimal use of resources, sustainable development, risk distribution, the correct choice of the financing model, the formation of a trust environment among participants, as well as an effective legal framework.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГЧП»

УДК 342

DOI 10.23672^4096-0587-2372-

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]

Голубкина Ксения Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]

SYuzanna K. Abramyan

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of Theory

and the History of the State and Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

[email protected]

Ksenia V. Golubkina

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of Theory

and the History of the State and Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

[email protected]

Организационно-правовые формы проектов на основе гчп

Organizational and legal forms of ppp-based projects

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организационно-правовые формы государственно-частного партнерства. Важнейшим фактором успешности проекта ГЧП/МЧП является создание эффективной системы управления рисками на основе их детального анализа, а также интересов участников проекта. В целом, взаимодействие партнеров в рамках проектов ГЧП/МЧП выгодно всем участникам соглашения, а также обществу. Его результатом является: интенсивное развитие инфраструктуры; сокращение расходов государства, рисков, сроков исполнения и стоимости проектов; повышение качества выполняемых работ и управления; увеличение количества рабочих мест; формирование позитивного образа государства и бизнеса в обществе и др. Повышение эффективности проектов ГЧП/МЧП требует активной государственной политики, включающей комплекс административных и экономических мер. Успешность проектов ГЧП/МЧП во многом зависит от оптимального использования ресурсов, устойчивого развития, распределения рисков, правильного выбора модели финансирования, формирования доверительной среды среди участников, а также эффективной правовой базы.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспорт, инвестиции.

Annotation. The article discusses the features of organizational and legal forms of public-private partnership. The most important factor in the success of a PPP/MES project is the creation of an effective risk management system based on their detailed analysis, as well as the interests of project participants. In General, the interaction of partners within the framework of PPP/MES projects is beneficial to all participants of the agreement, as well as to society as a whole. Its result is: intensive infrastructure development; reduction of government expenditures, risks, deadlines and project costs; improving the quality of work performed and management; increasing the number of jobs; creating a positive image of the state and business in society, etc. Improving the effectiveness of PPP/MES projects requires an effective public policy that includes a set of administrative and economic measures. The success of PPP/MES projects depends largely on the optimal use of resources, sustainable development, risk distribution, the correct choice of the financing model, the formation of a trust environment among participants, as well as an effective legal framework.

Keywords: public-private partnership, transport, investment.

М

ировая практика показывает, что проекты ГЧП/МЧП ведутся в той или иной организационной форме. Наиболее распространенными формами являются: концессия; соглашение ГЧП/МЧП; квази ГЧП. В Российской Федерации заключено почти 3,1 тыс. концессионных соглашений. По данным на начало 2020 года инвестиционные обязательства по этим соглашениям оцениваются в 71,7 трлн руб., что составляет

около 1,6 % от ВВП за 2019 год. Однако в ряде стран этот показатель значительно выше, например, в Канаде объем инвестиционных обязательств по проектам ГЧП/МЧП составляет 8,1 % от ВВП [1, с. 9].

Существенная часть концессионных соглашений в рамках российской экономки реализуется на муниципальном уровне (94 %). Вместе с тем,

наибольший объем инвестиций по концессионным соглашениям приходится на федеральный уровень (42 %). Проекты, выполняемые посредством концессионного соглашения, в основном финансируются за счет внебюджетных средств (70 %). Средний срок концессионных соглашений составляет 12 лет, однако, в транспортной и социальной сфере превышает 20 лет [2, с. 1,6]. Основная часть проектов в форме концессионного соглашения приходится на коммунально-энергетическую сферу.

Другая организационно-правовая форма реализации проектов в российской экономике «Соглашение о ГЧП/МЧП» пока находится в процессе становления. В настоящее время заключено 25 таких соглашений, при этом 18 - на муниципальном уровне, объем инвестиций в которые составляет 59,6 млрд рублей. Что касается отраслевой структуры проектов на основе соглашений о ГЧП/МЧП, то наибольшее количество проектов реализуется в сфере образования - 14, в здравоохранении - 3, в спорте и туризме - 2, в сфере культуры и отдыха, информационных технологий, охотничьего хозяйства, автодорожной инфраструктуры, легкой промышленности по одному проекту. Проекты ГЧП/МЧП выполняются также на основе, так называемых, «квази-ГЧП» (контракт жизненного цикла, аренда с инвестиционными обязательствами и др.). В настоящее время в форме квази-ГЧП заключается около 40 % проектов ГЧП в социальной инфраструктуре. На эту форму приходится почти 60 % объема частных средств, инвестируемых в объекты социальной инфраструктуры.

Инициатором создания проекта ГЧП/МЧП может быть как публичный, так и частный партнер. Отбор проектов происходит на конкурсной основе с учетом финансовой, экономической, бюджетной, социальной эффективности, а также - показателей риска. Проекты ГЧП/МЧП являются высоко рискованными, поэтому правильное и своевременное выявление и распределение рисков проекта оказывает существенное влияние на его успешность.

Сбалансированное разделение прогнозируемых рисков между участниками проекта положительно влияет на общую оценку рисков. При этом участники проекта ГЧП/МЧП используют разные методы оценки рисков. Частный участник соглашения оценивает риски преимущественно в стоимостном выражении. Публичный партнер, кроме того, при оценке рисков учитывает социальную значимость и полезность проекта. Полученная оценка рисков позволяет наиболее рационально распределить ответственность за управление рисками и принять окончательное решение об участии в проекте.

Особое место при реализации проектов ГЧП/МЧП отводится их финансовому обеспечению. Мировая практика показывает, что многие проекты ГЧП/МЧП реализуются на основе модели «проектного финансирования».

В данном случае финансовые активы привлекаются исключительно для выполнения конкретного

проекта, при этом обязательства по ним должны быть погашены из будущих доходов проекта, а залогом выступают только его активы. Несмотря на существенные преимущества модели проектного финансирования, ее не всегда целесообразно применять в отраслях социальной сферы, где высока неопределенность получения прибыли.

Привлечение частных инвестиций в экономику требует роста проектов, реализуемых на основе ГЧП/МЧП. Такие проекты выгодны всем участникам соглашения, а также обществу в целом. Однако интересы, цели и риски публичных и частных партнеров отличаются, поэтому рекомендуется выявлять их на этапе инициации проекта в целях эффективного управления ими на последующих стадиях проекта. При выборе организационной формы проекта ГЧП/МЧП надо учитывать, что они различаются разной мерой участия и ответственности частного партнера. Кроме концессионного соглашения следует стимулировать использование таких форм, как соглашение ГЧП/МЧП, контракт жизненного цикла, инвестиционные соглашения, аренда с инвестиционными обязательствами и др.

Среди мер экономического стимулирования следует выделить налоговые льготы частным партнерам, например, при уплате налога на имущество, прибыль, транспортного налога и др.

В качестве мер неналогового характера можно использовать льготное (безвозмездное) использование коммунальных сетей, предоставление методической помощи при инициации и реализации проектов и др.

В целях поддержки проектов ГЧП/МЧП, роста их авторитета в обществе, необходимо обеспечивать прозрачность, объективность и честность всего процесса принятия управленческих решений. В связи с этим, очень важной становится роль государственного аудита. Это касается таких вопросов как оценка значимости проекта, его соответствия интересам общества, верное и сбалансированное распределение рисков и выгод заинтересованных сторон проекта.

Публичные партнеры при реализации проектов ГЧП/МЧП приобретают следующие преимущества:

- участие в важных инфраструктурных проектах в условиях ограниченности бюджетных средств;

- создание и модернизация объектов государственного и муниципального имущества;

- уменьшение рисков завышения стоимости проекта и эксплуатации его конечного результата;

- использование инновационных инженерных решений, методов управления, профессионального опыта работников частных структур и др.

Выгоды частных партнеров включают:

- расширение объектов ведения бизнеса;

- распределение рисков между партнерами;

- инвестирование в долгосрочные проекты с фиксированной доходностью под государственные гарантии (обязательства);

- увеличение выручки за счет оказания дополнительных платных услуг;

- уменьшение административных расходов и др.

Литература:

1. Белякова М.Ю. Проектные технологии управления : монография / М.Ю. Белякова, Т.В. Юрьева. М. : Международный издательский центр «Город XXI век», 2020. 152 с.

2. Иванов О.В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России / О.В. Иванов; Под ред. О.В. Иванова, П.Л. Селезнева, А.А.Галкина и др. М. : МГИМО-Универ-ситет, 2018. 408 с.

3. Голубкина К.В. Правовое регулирование транспортной безопасности в России / К.В. Голубкина, С.К. Абрамян // Гуманитарные науки, социально-экономические и социальные науки. 2017. № 6-7. С. 109-111.

Literature:

1. Belyakova M.Yu. Project management technologies : monograph / M. Yu. Belyakova, T.V. Yurieva. -M. : international publishing center «City of Xxivek», 2020. 152 p.

2. Ivanov O.V. Mechanisms of public-private partnership in the economic policy of Russia / ed. by O.V. Ivanov; ed. by O.V. Ivanov, P.L. Seleznev, A.A. Galkin et al. M. : MGIMO-University, 2018. 408 p.

3. Golubkina K.V. Legal regulation of transport security in Russia / K.V. Golubkina, S.K. Abramyan // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. № 6-7. P. 109-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.