Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРАНСПОРТ / ИНВЕСТИЦИИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / TRANSPORT / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкина Ксения Вячеславовна, Абрамян Сюзанна Кароевна

В статье обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования механизма реализации проектов на основе партнерства публичных и частных участников в условиях высокого уровня неопределенности. Такое взаимодействие представляет эффективный инструмент привлечения дополнительных частных инвестиций, передовых технологий, профессиональных компетенций и опыта партнеров. Проведен анализ проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) (организационная форма, стоимость, объем частных инвестиций и модель их возврата и др.). Сформулированы преимущества для различных заинтересованных сторон проектов ГЧП. Рассмотрены основные факторы, стимулирующие развитие проектов ГЧП в современной российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR IMPLEMENTING PROJECTS BASED ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article substantiates the need for further improvement of the project implementation mechanism based on a partnership of public and private participants in a high level of uncertainty. Such interaction is an effective tool for attracting additional private investment, advanced technologies, professional competencies and experience of partners. The analysis of public-private partnership (PPP) projects (organizational form, cost, volume of private investments and their return model, etc.). Advantages for various stakeholders of PPP projects are formulated. The main factors that stimulate the development of PPP projects in the modern Russian economy are considered.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК 342

DOI 10.23672Л3256-1024-5733^

Голубкина Ксения Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова abrsyuzanna@yandex.ru

Ksenia V. Golubkina

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of Theory

and the History of the State and Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

abrsyuzanna@yandex.ru

SYuzanna K. Abramyan

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of Theory

and the History of the State and Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

abrsyuzanna@yandex.ru

Механизм

реализации проектов на основе

государственно-частного

партнерства

Mechanism

for implementing projects based on public-private partnership

Аннотация. В статье обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования механизма реализации проектов на основе партнерства публичных и частных участников в условиях высокого уровня неопределенности. Такое взаимодействие представляет эффективный инструмент привлечения дополнительных частных инвестиций, передовых технологий, профессиональных компетенций и опыта партнеров. Проведен анализ проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) (организационная форма, стоимость, объем частных инвестиций и модель их возврата и др.). Сформулированы преимущества для различных заинтересованных сторон проектов ГЧП. Рассмотрены основные факторы, стимулирующие развитие проектов ГЧП в современной российской экономике.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспорт, инвестиции.

Annotation. The article substantiates the need for further improvement of the project implementation mechanism based on a partnership of public and private participants in a high level of uncertainty. Such interaction is an effective tool for attracting additional private investment, advanced technologies, professional competencies and experience of partners. The analysis of public-private partnership (PPP) projects (organizational form, cost, volume of private investments and their return model, etc.). Advantages for various stakeholders of PPP projects are formulated. The main factors that stimulate the development of PPP projects in the modern Russian economy are considered.

Keywords: public-private partnership, transport, investment.

Государственные расходы на объекты инфраструктуры, предоставление важнейших общественных благ населению в последнее время сокращаются. Вероятно, такая тенденция в результате негативного влияния пандемии на устойчивое развитие будет усиливаться. Решение данной проблемы требует новых механизмов привлечения инвестиций, внедрения инноваций, оптимизации системы управления рисками. Одним из них является реализация проектов на основе ГЧП и муниципально-частного партнерства (МЧП). Надо отметить, что степень разработанности теоретических и практических аспектов ведения проектной деятельности на принципах ГЧП/МЧП является достаточно высокой.

Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что многие теоретические, методологические и организационно-правовые аспекты проектной деятельности на основе ГЧП/МЧП в современной экономике раскрыты достаточно детально. Вместе с тем, нынешняя социально-экономическая ситуация в российской экономике, не всегда высокая эффективность проектов ГЧП/МЧП определяют необходимость дальнейшего изучения механизма их инициации и реализации. Все это делает актуальным тематику данного исследования, его цель и задачи, проекты государственно-частного партнерства и их признаки.

Проектное управление представляет эффективный инструмент, позволяющий субъектам экономики обеспечивать необходимый уровень конкурентоспособности и избегать нестабильных ситуаций. Отметим, что основные процессы в проектном управлении достаточно глубоко разработаны и документированы. Имеются международные и национальные стандарты, на основе которых проводится сертификация специалистов, оценивается зрелость организаций в области проектного управления. Российская Федерация, учитывая международный опыт, осуществляет государственную стандартизацию в проектном управлении, начиная с 2012 года.

Анализ российских и зарубежных стандартов в сфере проектного управления, позволяет сделать вывод о том, что проекту присущи следующие признаки:

- наличие конкретной цели;

- временные рамки;

- ограниченные объемы ресурсов;

- уникальность, неповторимость конечного результата.

С учетом данных критериев в мировой практике используются различные формулировки категории «проект», например, как:

- «комплекс взаимосвязанных мероприятий для создания уникальной продукции при ограничении ресурсов» [1, с. 23];

- «уникальный набор процессов, состоящих из координируемых и контролируемых работ с датами начала и окончания, которые выполняются для достижения целей проекта» -«временное предприятие, образованное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [2, с. 40] и др.

Каждый проект имеет жизненный цикл, охватывающий период от зарождения идеи до его завершения. Таким образом, проектная деятельность носит разовый характер и отличается от операционной и функциональной деятельности. В целом, успешность проекта определяется тем, насколько его полученные параметры соответствуют запланированному уровню. Проекты существенно различаются между собой в зависимости от таких критериев, как цель, масштаб, сложность реализации и др. Выделяют следующие виды проектов: монопроекты и мультипроекты; малые, средние и крупные; экономические, социальные, организационные; инвестиционные; инновационные; отраслевые; национальные и международные; государственные, региональные и муниципальные; частные и государственные; проекты ГЧП/МЧП и др.

Установленный вид проекта позволяет выбрать необходимый набор инструментов управления. Сложившаяся ситуация с нехваткой инвестиционных ресурсов диктует необходимость более активной инициации проектов ГЧП/МЧП. К ним относятся проекты, которые выполняются государством и частными участниками на объектах

государственной собственности и собственности местных органов власти в целях увеличения доступности и роста качества общественных благ, предоставляемых населению. Проекты ГЧП/МЧП представляют эффективный инструмент привлечения дополнительных частных инвестиций и передовых технологий в экономику. Такого рода проекты используются для создания, модернизации и содержания объектов общественной инфраструктуры, оказания жизненно важных услуг населению. Многие проекты ГЧП/МЧП способствуют развитию инноваций,укреплению позиций национального бизнеса в рамках глобального рынка, формированию культурного и спортивного имиджа страны и ее отдельных регионов. В мировой практике основными сферами реализации проектов ГЧП/МЧП являются: транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, телекоммуникации, окружающая среда, образование, здравоохранение, оборона, отдых и развлечения, культура, государственные услуги общего пользования и др. Проекты ГЧП/МЧП ведутся во многих странах мира. В частности, такие проекты, начиная с 90-х годов XX века, являются неотъемлемым элементом экономики стран Европейского Союза (ЕС).

Наиболее крупные, дорогостоящие проекты ГЧП/МЧП реализуются в сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. По количеству проектов лидирует образование. На сферу отдыха и культуры приходится незначительное число проектов, обладающих к тому же невысокой стоимостью. В России принято решение о реализации 3950 проектов ГЧП/МЧП, в том числе, осуществляется 3701 проект, общий объем частных инвестиций в которые составляет более 3,2 млрд руб.

В российской экономике, как и в мировой практике, проекты ГЧП/МЧП ведутся преимущественно на муниципальном (87 %) и региональном уровнях (12 %). Целью федеральных проектов является комплексное развитие территорий, формирование уникальных инфраструктурных комплексов. Региональные проекты способствуют созданию быстрых точек экономического и социального роста, обладают высокой эффективностью и относительно небольшим сроком реализации. Муниципальные проекты связаны с такими секторами, как социальное обслуживание населения, детский отдых и оздоровление, физическая культура и спорт, образование, досуг, туризм и др. Надо отметить, что российские регионы существенно различаются по уровню развития ГЧП/МЧП. К наиболее передовым регионам относятся Самарская область, г. Москва, Московская область и др.

В ряде регионов проекты ГЧП/МЧП пока еще занимают несущественные позиции (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Ингушетия и др.). Проектам ГЧП/МЧП присущи следующие признаки:

- длительный срок реализации;

- распределение рисков и ответственности между участниками;

- частный партнер участвует в процессе создания, эксплуатации объекта соглашения;

- участие частного партнёра в финансировании объекта соглашения. (полное или частичное).

При реализации проектов ГЧП/МЧП следует учитывать, что интересы и цели публичных и частных партнеров различаются, поэтому уже на этапе инициации проекта следует их выявить и в последующем эффективно ими управлять. В целом, взаимодействие партнеров в рамках проектов ГЧП/МЧП выгодно всем участникам соглашения, а также обществу в целом. Его результатом является:

- интенсивное развитие инфраструктуры;

- сокращение расходов государства, рисков, сроков исполнения и стоимости проектов;

- повышение качества выполняемых работ и управления;

- увеличение количества рабочих мест;

- формирование позитивного образа государства и бизнеса в обществе и др.

Литература:

1. Белякова М.Ю. Проектные технологии управления : монография / М.Ю. Белякова, Т.В. Юрьева. М. : Международный издательский центр «Город XXI век», 2020. 152 с.

2. Иванов О.В. Механизмы государственно-частного партнерства в экономической политике России / О.В. Иванов; Под ред. О.В. Иванова, П.Л. Селезнев, А.А.Галкина и др. М. : МГИМО-Универси-тет, 2018. 408 с.

3. Голубкина К.В. Правовое регулирование транспортной безопасности в России / К.В. Голубкина, С.К. Абрамян // Гуманитарные науки, социально-экономические и социальные науки. 2017. № 6-7. С. 109-111.

Literature:

1. Belyakova M.Yu. Project management technologies : monograph / M.Yu. Belyakova, T.V. Yurieva. M. : international publishing center «City of XXI century», 2020. 152 p.

2. Ivanov O.V. Mechanisms of public-private partnership in the economic policy of Russia / O.V. Ivanov; Ed. by O.V. Ivanov, P.L. Seleznev, A.A. Galkin et [al.]. M. : MGIMO-University, 2018. 408 p.

3. Golubkina K.V. Legal regulation of transport security in Russia / K.V. Golubkina, S.K. Abramyan // Humanities, socio-economic and social Sciences. 2017. № 6-7. P. 109-111.

21В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.