УДК 342
Попов Евгений Александрович
кандидат юридических наук,
профессор кафедры гражданского и международного права,
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Абрамян Сюзанна Кароевна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected] Агафонов Александр Владимирович
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского и международного права,
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Evgeny A. Popov
Candidate of legal Sciences,
Professor, Department of civil and international law of the «State Maritime
University named after Admiral F. F. Ushakov
Syuzanna K. Abramyan
Candidate of legal Sciences,
associate Professor of civil and international law of the «State Maritime
University named after Admiral F. F. Ushakov
Alexander V. Agafonov
Candidate of legal Sciences,
associate Professor of civil and international law of the «State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A SUBJECT OF LEGAL REGULATION
Аннотация: в статье рассмотрено понятие государственно-частного партнерства. Проанализированы мнения ученых, поскольку в настоящее время нет единого подхода в исследованиях, посвященных этому вопросу. Диаметрально противоположные взгляды ученых и практиков возникают в основном из-за того, что отсутствует единство в терминологии и единообразие в толковании основных категорий государственно-частного партнерства [3, с. 56]. Исследована природа
государственно-частного партнерства как перспективной административно -правовой формы государственного управления, позволяющей передавать частным хозяйствующим субъектам функции по созданию, развитию, модернизации, содержанию публичного имущества для оказания качественных услуг (работ) населению
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государство, понятие
Abstract: the article considers the concept of public-private partnerships. Analyzes the views of scholars, because currently there is no single approach in studies on this issue. Diametrically opposed views of scientists and practitioners occur mainly due to the fact that there is no unity in terminology and uniformity in the interpretation of the basic categories of public-private partnerships. The nature of public-private partnerships as a promising administrative - legal forms of public administration that enables transfer of private business entities function in the creation, development, modernization, maintenance ofpublic assets for the provision of quality services (works) to the population
Key words: public-private partnership, the state, the concept
Государственно-частное партнерство является перспективной административно - правовой формой государственного управления, позволяющей передавать частным хозяйствующим субъектам функции по созданию, развитию, модернизации, содержанию публичного имущества для оказания качественных услуг (работ) населению.
Термин государственно-частное партнерство появился в конце XX века и связан с понятием «частной финансовой инициативы», которую объявило правительство Д. Мейджора в Великобритании. Суть проводимых реформ сводилась к тому, что частному сектору передавали полномочия по финансированию объектов социально-культурной и производственной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности.
Стоит отметить, что взаимовыгодное сотрудничество государства и частных лиц с целью решения общественно значимых задач зародилось гораздо раньше указанных реформ, проводимых в Великобритании. Например, А. Смит утверждал, что государство должно поддерживать те частные предприятия и учреждения, где прибыль никогда не сможет покрыть затрат.
Таким образом, ГЧП в мировой практике прошло длительный путь становления и за долгое время своего существования, трансформации и развития в законодательстве многих стран зарекомендовало себя как действенный инструмент публичного управления [2, с. 56].
Получила широкое распространение на практике система концессий, которая сохранилась и по настоящее время, в том числе в законодательстве Российской Федерации. Однако, несмотря на продолжительную историю существования и наличие положительного опыта применения в международной практике ГЧП, в России на федеральном уровне до принятия ФЗ «О ГЧП» отсутствовало законодательство, регулирующее такие отношения, что порождало множество теоретических и практических проблем.
Стоит отметить, что принятие указанного нормативно-правового акта не внесло существенных изменений в понимание и правовое регулирование ГЧП, а, по нашему мнению, породило еще больше вопросов и расширило поле для правовых дискуссий. Как верно отметил А.С. Автономов, «категориальный аппарат составляет основу любой науки. Именно специфичная система категорий служит каркасом любой науки, во многом определяя ее особенности, отличающие ее от других наук. В силу этого разработка проблем категорий не может не занимать весьма важного места в правоведении».
Потому, мы полагаем, что для решения основной теоретической проблемы, которая на протяжении долгого времени вызывала большое количество споров и продолжает создавать неопределённость, необходимо выявить правовую суть и сформулировать терминологическое определение ГЧП, чтобы при решении вопроса о том, какие нормы применять: публичного или частного права, не возникало противоречивых суждений, а был единый подход [2, с. 56]. С данным утверждением можно не согласиться, так как ФЗ «О ГЧП» содержит положение, которое дает определение ГЧП. Вполне правомерно может возникнуть вопрос о том, насколько необходимо давать трактовку правовой категории, которая уже закреплена законодательно. Мы полагаем, что актуальность выявления сущности и содержания ГЧП с принятием указанного нормативного правового акта не уменьшилась, а только возросла, так как данное в нем определение не отвечает: ни научным разработкам, ни практическому осмыслению, ни региональному законодательству Российской Федерации.
Понятие «государственно-частное партнерство» состоит из двух слов: «государственно-частное» и «партнерство». Наибольшее значение в рассматриваемом словосочетании, по нашему мнению, принадлежит «партнерству», выраженному существительным, при этом второе слово в рассматриваемом понятии является относительным прилагательным, указывая на назначение существительного. Существует немало определений понятия «партнерство», например, современный экономический словарь определяет «партнерство» как юридическую форму организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц, при этом такая деятельность основана на равных правах и обязанностях и направлена на достижение общей цели. Большой юридический словарь определяет термин «партнерство» как определенный вид торговых товариществ, существующих в странах англо-американской правовой системы. При этом к признакам такого партнерства относят объединение не капиталов, а лиц, в которых должны принимать участие члены партнерства, при этом такое объединение основано на договоре, а не на уставе.
Как указывает А.В. Белицкая, термин «партнерство» определяется как «союз между сторонами, представляющими правительство, бизнес, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон с целью ответа на ключевые вызовы общества как инструмента, способствующего устойчивому развитию, и которое основано на принципах разделения рисков, затрат и общей выгоде» [1, с. 18.]. Анализируя приведенные определения «партнерства», можно сделать вывод, что под ним понимают два различных понятия: первое вытекает из законодательства (Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О
некоммерческих организациях»), и под партнерством понимается форма организации юридического лица; второе — это разновидность сотрудничества между субъектами права.
Говоря о значении слова «государственное» в термине «государственно-частное партнерство», будем подразумевать прежде всего государство в лице его органов власти. Под «государственным» в термине ГЧП подразумевается государственная деятельность, осуществляемая органом публичной власти, обладающим правом публичного управления, в целях достижения общественно-значимого результата, имеющего значение для публичного территориального образования. Определившись с понятием «государственное» в термине «государственно-частное партнерство», согласимся с мнением В.А. Кабашкина, который указал, что меньше всего проблем в рассматриваемом понятии вызывает слово «частное», которое обозначает партнера, представляющего свои финансовые ресурсы, а также услуги и товары с целью извлечения прибыли [3, С. 30].
Таким образом, под частным в термине «государственно-частное партнерство» стоит понимать партнера (юридическое лицо или индивидуального предпринимателя), который взаимодействует с публичными органами власти в целях осуществления общественно полезной деятельности (выполнения работ или оказания услуг) для извлечения прибыли.
Обобщая все выводы относительно буквального толкования термина «государственно - частное партнерство» можно сделать вывод, что это деятельность, осуществляемая путем взаимодействия с одной стороны органа публичной власти, наделенного функцией публичного управления, с другой стороны субъекта предпринимательства, направленная на достижение общественно-значимой цели, имеющей существенное значение для публично территориального образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: монография. М.: Статут, 2012.
2. Голубкина К.В. В приоритетах научная деятельность Морской флот. 2015. № 4. С. 56.
3. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М.: ООО «МИЦ», 2010.
REFERENCES:
1. Belitskaya A. V. Legal regulation of public-private partnership: monograph. M.: Statut, 2012.
2. Golubkina K. V. In the priorities of scientific activity Navy. 2015. No. 4. P. 56.
3. Kabashkin V. A. Public-private partnership: international experience and Russian prospects. M.: OOO "MIC", 2010.