Научная статья на тему 'Принципы реализации инновационно-инвестиционных программ на основе программно-целевого метода в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерств'

Принципы реализации инновационно-инвестиционных программ на основе программно-целевого метода в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PPP / PRIVATE INTERNATIONAL LAW / THE PRINCIPLES OF REALIZATION OF PROJECTS OF INNOVATIVE ANDINVESTMENT PROJECTS / PROGRAM-TARGET METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наугольнова И.А.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью укрепления российской экономики и возможностью использования механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса для достижения поставленной цели.Механизм государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее ГЧП и МЧП) является мощным инструментом для развития. Уже сейчас реализовано и продолжают действовать проекты с совместным участием органов государственной власти и частных инвесторов, преимущественно в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, дорожная инфраструктура, передача энергии, образование, здравоохранение, культура, спорт.Этот механизм может быть применим и в иных инновационно-инвестиционных программах, в частности в промышленности при создании новых производственных линий как на существующих объектах и действующих предприятиях, так и на вновь созданных.Повышению эффективности реализации стратегий и программ развития будет способствовать применение программно-целевого метода, одной из составных частей которого являются принципы управления и реализации проектов.В связи с этим целью исследования является обоснование принципов управления и реализации инновационно-инвестиционных программ в рамках ГЧП и МЧП, на основе выявленных проблем применения программно-целевого метода. Исследование выполнено с учетом положений Федерального закона «О стратегическом планирования в Российской Федерации», стратегий и программ социально-экономического развития, рекомендаций по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. Ведущими методам иисследования являются комплексный и системно-морфологический анализ, позволяющий обосновать принципы реализации инновационно-инвестиционных программ на основе выявленных проблем применения программно-целевого метода в рамках ГЧП и МЧП. В результате автором изучены и дополнены проблемы применения программно-целевого метода при реализации инновационно-инвестиционных программ, на основе которых определены мероприятия и обоснованы принципы, способствующие повышению эффективности его применения в рамках ГЧП и МЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наугольнова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF REALIZATION OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROGRAMS ON THE BASISOF PROGRAM-TARGET METHOD IN THE FRAMEWORK OF PPP AND MPP

The relevance of the study is due to the need to strengthen the Russian economy and the possibility ofusing mechanisms of interaction between the state and private business to achieve this goal.The mechanism of public-private and municipal-private partnership (PPP and MPP) is a powerful tool fordevelopment. Projects with the joint participation of public authorities and private investors, mainly insuch areas as housing and communal services, roads, energy transfer, education, culture and sports,have already been implemented and continue to operate.This mechanism can be applied in other innovation and investment programs, in particular in industrywhen creating new production lines both at existing facilities and existing enterprises, and at newlycreated ones.The application of the program-target method, one of the components of which are the principles ofmanagement and implementation of projects, will contribute to the effectiveness of the implementationof development strategies and programs.In this regard, the purpose of the study is to substantiate the principles of management andimplementation of innovation and investment programs in the PPP and MCHP, based on the identifiedproblems of application of the program-target method.The study was carried out taking into account the provisions of the Federal law “On strategic planning inthe Russian Federation”, strategies and programs of socio-economic development, recommendationsfor the implementation of public-private partnership projects in the subjects of the Russian Federation.The leading research methods are complex and system-morphological analysis, which allows to justifythe principles of implementation of innovation and investment programs on the basis of the identifiedproblems of application of the program-target method within PPP and MCHP.As a result, the author studied and supplemented the problems of application of the program-targetmethod in the implementation of innovation and investment programs, on the basis of which measuresare defined and justified the principles that contribute to improving the efficiency of its application inthe PPP and MCHP.

Текст научной работы на тему «Принципы реализации инновационно-инвестиционных программ на основе программно-целевого метода в рамках государственно-частного и муниципально-частного партнерств»

УДК 334.723

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ

НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО И МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВ*

© 2019 И.А. Наугольнова**

Актуальность исследования обусловлена необходимостью укрепления российской экономики и возможностью использования механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса для достижения поставленной цели.

Механизм государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее ГЧП и МЧП) является мощным инструментом для развития. Уже сейчас реализовано и продолжают действовать проекты с совместным участием органов государственной власти и частных инвесторов, преимущественно в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, дорожная инфраструктура, передача энергии, образование, здравоохранение, культура, спорт.

Этот механизм может быть применим и в иных инновационно-инвестиционных программах, в частности в промышленности при создании новых производственных линий как на существующих объектах и действующих предприятиях, так и на вновь созданных.

Повышению эффективности реализации стратегий и программ развития будет способствовать применение программно-целевого метода, одной из составных частей которого являются принципы управления и реализации проектов.

В связи с этим целью исследования является обоснование принципов управления и реализации инновационно-инвестиционных программ в рамках ГЧП и МЧП, на основе выявленных проблем применения программно-целевого метода.

Исследование выполнено с учетом положений Федерального закона «О стратегическом планирования в Российской Федерации», стратегий и программ социально-экономического развития, рекомендаций по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. Ведущими методамиисследования являются комплексный и системно-морфологический анализ, позволяющий обосновать принципы реализации инновационно-инвестиционных программ на основе выявленных проблем применения программно-целевого метода в рамках ГЧП и МЧП.

В результате автором изучены и дополнены проблемы применения программно-целевого метода при реализации инновационно-инвестиционных программ, на основе которых определены мероприятия и обоснованы принципы, способствующие повышению эффективности его применения в рамках ГЧП и МЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, принципы реализации проектов, инновационно-инвестиционные проекты, программно-целевой метод.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00359 «Теоретические и практические проблемы промышленной политики развития государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в инновационной среде».

** Наугольнова Ирина Александровна (naugolnovaia@mail.ru) - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», 443090 РФ, Самара, ул. Советской Армии, д. 141.

#1

Введение

Реализация инновационно-инвестиционных программ неразрывно связана с индикативным планированием, к основному инструменту которого следует отнести программно-целевой метод. Данный метод получил широкое распространение на государственном и муниципальном уровнях и заключается в достижении поставленных целей посредством разработки и реализации системы мероприятий в определенные сроки, определения ресурсов и закрепления ответственных лиц за их эффективное использование.

Достаточно подробно понятие «программно-целевое планирование» было использовано в постановлении ЦК КПС и Совмин СССР в 1979 г. [3] Оно предусматривало переход от раздельного планирования к комплексному.

Текущим руководством страны целесообразность такого подхода подтверждена еще в 2009 г. положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе [6].

Программно-целевой метод - это метод принятия и реализации комплексных планово-управленческих решений, основанный на системно организованных процедурах их разработки и порядке исполнения; он исходит из комплекса целей социально-экономической системы и ранжирования их с точки зрения распределения ресурсов [5].

В настоящее время программно-целевое планирование активно применяется при разработке программ социально-экономического развития на государственном и региональном уровнях, включая проекты ГЧП и МЧП.

Программно-целевой метод при планировании проектов ГЧП и МЧП предполагает разработку адресного документа, содержащего этапы, порядок, мероприятия, инструменты и принципы управления процессом их реализации.

В рамках данной статьи ставится цель определения и обоснования принципов реализации инновационно-инвестиционных программ на основе выявленных проблем применения программно-целевого метода.

Определение и обоснование принципов реализации инновационно-инвестиционных программ

Применение программно-целевого метода при отборе и реализации проектов ГЧП обеспечит согласованность задействованных ведомств и послужит инструментом для достижения приоритетных задач правительства РФ, оглашенных в концепции и стратегиях социально-экономического развития РФ и федеральных округов [11], в Федеральных законах «О промышленной политике в Российской Федерации» [14], «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[13], «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [12] и др., к числу которых относятся:

❖ социальное развитие страны и регионов, учитывая экологические аспекты;

❖ поддержка эффективных производств, повышение инновационной активности промышленных предприятий;

❖ развитие инфраструктуры;

❖ повышение эффективности использования ресурсов;

❖ улучшение качества жизни населения;

❖ диверсификация ВВП;

❖ уход от сырьевой экономики.

При инициации и отборе проектов ГЧП в первую очередь должно учитываться их влияние на социально-экономическое развитие страны и регионов, в соответствии с которым разрабатываются государственные и региональные стратегии и программы развития. Для этого необходимо совершенствовать методику оценки проектов, разработав сбалансированную систему качественных и количественных показателей, характеризующих проект и его влияние на развитие с финансовой и нефинансовой стороны.

В настоящее время прослеживается обособленный и локальный характер реализуемых программ и мероприятий на федеральном и региональном уровнях, практически отсутствует синхронность реализации проек-

Ii w w

тов. Несогласованность действий ведомств на различных уровнях власти, бюджетов и их нехватка ограничивают применение программно-целевого похода и не позволяет добиться высокого экономического и социального эффекта.

А.А. Спектор, А.А. Бочкарева определили проблемные аспекты применения программно-целевого метода при разработке и реализации проектов развития, с которыми мы согласны. Это:

❖ разногласия между различными уровнями власти;

❖ непрозрачность процедур принятия решений, а также их продолжительность по причинам забюрократизированности процесса оформления заявок и подготовки конкурсной документации;

❖ недостаток бюджетных средств на всех уровнях управления для реализации программ;

❖ низкоэффективный механизм координации и мониторинга деятельности исполнительных органов и органов самоуправления, качества и сроков реализации программ;

❖ несоблюдение последовательности при реализации комплекса программ целевого развития;

❖ несовершенство системы показателей оценки промежуточных и итоговых показателей проектов;

❖ нехватка квалифицированных кадров

[9].

Считаем, что данный список должен быть дополнен. Существует проблема формирования и обоснований целей стратегического развития и их взаимосвязи с имеющимися ресурсами и возможностями их достижения на всех уровнях власти в плановом периоде.

Повышению эффективности применения программно-целевого метода при примене-

нии механизмов ГЧП и МЧП в социально-экономическом развитии страны и регионов будут способствовать следующие мероприятия:

❖ определение и закрепление на законодательном уровне принципов реализации проектов, в первую очередь, это качается обеспечения синхронности выполнения работ, комплексного и повсеместного подхода. Для этого необходимо определять сроки, в которые органы власти на региональном уровне должны разрабатывать и принимать программы развития в соответствии с целями и задачами развития страны. В настоящее время прослеживаются продолжительные периоды времени между принятием однонаправленных стратегий и программ на федеральном и региональном уровнях;

❖ закрепления единых целевых показателей реализации проектов, что позволит сравнивать эффективность их реализации по проектам. Сейчас регионы, разрабатывая программы развития применяют различный набор целевых показателей. Это касается программ социально-экономического развития регионов, энергетический стратегий и др. Разрозненность целевых ориентиров говорит о несовершенстве и о недоработаннос-ти программ и стратегий развития;

❖ разработка единого механизма отчетности и мониторинга, эффективного и простого, позволяющего не только своевременно оценивать положение дел, но и не отягчающего частный бизнес бюрократией;

❖ определение круга ответственных лиц за реализацией программ, как со стороны органов власти, так и со стороны частного партнера, закрепление на законодательном уровне мер пресечения нарушений;

❖ разработка методики оценки результатов проектов и их влияния на показатели социально-экономического развития;

❖ обеспечение прозрачности процедур планирования и реализации проектов ГЧП и МЧП;

❖ создание внутрикорпоративного инвестиционного рынка, позволяющего оптимизировать стоимость и источники финансирования программ.

#1

Схематично механизм применения программно-целевого метода в управлении го сударством и реализации программ целево го развития с точки зрения автора представ лен на рисунке.

Цели и задачи развития на государственном уровне

Цели и задачи развития на региональном уровне

Цели и задачи развития на муниципальном уровне

Программы развития (на всех уровнях)

Ресурсы и финансовое обеспечение

Методы

Ответственные и инструменты

лица достижения

и исполнитель- целей

ные органы и решения

поставленных

задач

Система

Принципы сбалансирован-

реализации ных показателей

программ мониторинга

процесса

и оценки

конечных

результатов

Система мониторинга и отчетности

Результаты

Рис. Программно-целевой метод в управлении и реализации программ развития, в том числе в рамках ГЧП и МЧП

На рисунке отражена иерархия целей от государственного до муниципального уровня, на основе которых разрабатываются программы развития на всех уровнях власти, которые должны согласовываться с ресурсным и финансовым обеспечением (бюджетные средства, частные инвестиции, смешанное финансирование). Далее определяются ответственные лица и исполнительные органы, обосновываются методы и инструменты достижения поставленных целей и задач, принципы реализации программ и система сбалансированных показателей промежуточного мониторинга и оценки конечных результатов, их влияния на уровень социально-экономического развития регионов и страны в целом.

В соответствии с выбранным инструментарием ведется мониторинг реализации программ и оценка результатов, на основе которых осуществляется корректировка целей и задач.

В целом «использование программно-целевого метода будет направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики с учетом бюджетных ограничений. Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных мероприятий и предотвратить их распыление и (или) освоение без ориентации на результат.

Программно-целевой подход необхо-# дим для обеспечения сбалансированности и I последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации и интеграции работ» [6].

Политика в области реализации госпрограмм, ГЧП и МЧП содержит принципы, в соответствии с которыми реализуются проекты. Ниже приведены принципы реализации ГЧП и МЧП, широко распространенные в мировой практике:

❖ Бюджетная эффективность. Привлечение частных инвесторов и исполнителей проектов должно способствовать наиболее эффективному расходованию бюджетных средств, повышению качества управления проектами и улучшению социально-экономических показателей.

❖ Прозрачность процедуры отбора и реализации проектов для всех участников.

❖ Конкуренция среди частных партнеров, обеспечивающая оптимальное соотношение качества и затрат в процессе эксплуатации инфраструктурного объекта.

❖ Оптимальное распределения рисков между участниками, учитывающее их способность и возможности по их урегулированию.

❖ Финансовая ответственность обеих сторон друг перед другом и иными заинтересованными сторонами.

❖ Выполнение обязательств публичной стороны в отношении расходования бюджетных средств согласно условиям контракта [8].

Анализ требований, предъявляемых к инициатору проекта по обоснованию и оцен-

т

ке инвестиционных рисков, изложенных в методике оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества [4] позволяет сделать вывод, что инициатор имеет возможность искусственно и достаточно в широких пределах регулировать уровень риска для обеих сторон, что не всегда обосновано.

Высокий уровень риска, обусловленный, прежде всего, нестабильность экономики, высокой волатильностью валюты, несовершенством правовой базы, длительным периодом возвратности инвестиций следует также отнести к первопричинам низкой инвестиционной активности.

Обзор рисков финансовых рынков, проведенный Центральным Банком Российской Федерации показывает, что, начиная с 2014 г. и в настоящее время, наблюдается тенденция к возрастанию рисков инвестирования в экономику России и снижения ее инвестиционной привлекательности [1].

Инвестиционная компания «ВИТУС» аккумулировала информацию по страновым рискам согласно рейтингу агентства Moody's, а также на основе соотношения котировок CDS-ов и посредством определения спрэд доходности облигаций. Ранжируя рассматриваемые страны (США, Мексика, Китай, Бразилия и Россия) по размеру средней величины рисковой премии, мы видим, что Россия занимает последнюю строчку [10] (см. таблицу).

нем доходности инвестиций и являются причиной низкой инвестиционной активности.

Анализируя алгоритм отбора проектов ГЧП, судебную практику, следует отметить, что каждая сторона сотрудничества стремится переложить риски на партнера. В проектах, инициатором которых являются представители частного бизнеса, прослеживается тенденция возложения большей доли рисков на частного партнера. Это происходит потому, что, преследуя цель заключить концессионное соглашение или соглашение о ГЧП и пройти отбор, инициатор возлагает риски на себя, тем самым повышая бюджетную эффективность (см. Методику оценки эффективности проекта ГЧП и МЧП и определения их сравнительного преимущества [4]), в надежде, что удастся избежать их. Искусственное занижение рисков для государства и возложение обязанностей по ликвидации негативных последствий в результате их наступления приводят к несостоятельности проекта или являются причиной временной приостановки и сбоев его реализации, если избежать рисков не удается. Ошибки в расчетах (преимущественно умышленные) становятся причиной признания соглашения о ГЧП или концессионного соглашения недействительным (см. судебную практику [2]).

R. Richard, Geddes, Eoin Reeves отмечают, что основной причиной неэффективности и малого количества заключенных контрактов по ГЧП является несовершенство политики государства, в частности неравномерное

Страновая риск-премия по итогам 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страна Moody'sRating CDSs JPM BondsInd Среднее значение

США 6,49 6,49 6,49 6,49

Мексика 8,74 19,71 10,3 12,92

Китай 7,54 19,07 12,65 13,09

Бразилия 9,12 20,01 10,6 13,24

Россия 8,74 29,04 10,79 16,19

Составлено автором по материалам инвестиционной компании «ВИРТУС» [10]

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 2 (2)

LakshyaKumar, Арип/а]^а1, Nagendra R. распределение ответственности, рисков и

Velaga [16], а также LinZhang, XuejieSun, доходов между участниками [17]. HongXue [18] подтверждают, что высокие Именно поэтому важно оптимально рас-

финансовые риски не сопоставимы с уров- пределять риски между участниками.

&)

Учитывая необходимость применения программно-целевого метода при планировании, отборе и реализации проектов, считаем, что перечень принципов следует дополнить:

❖ Согласованность целей ГЧП и МЧП с приоритетными целями и задачами социально-экономического развития страны и регионов.

❖ Синхронность и своевременность реализации схожих проектов и программ как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Обеспечить заинтересованность частного бизнеса в совместном участии в проекте может быть только возможность получения дополнительного дохода, соответствующего среднеотраслевым показателям или выше. Размер нормы дохода играет существенную роль в формировании инвестиционной привлекательности отрасли и отдельных проектов. Норма дохода, рассчитанная кумулятивным методом, должна полностью покрывать риски и инфляционную составляющую, а также генерировать дополнительный доход (см. формулу) [7].

Е = Етт + I + г, где Е - норма дохода;

Етт - минимальная реальная норма дохода;

I - темп инфляции;

г - коэффициент, учитывающий уровень инвестиционного риска.

Таким образом, считаем, что требуется дополнить перечень принципов следующим:

❖ Инвестиционная привлекательность проекта для частного бизнеса, обеспечивающая приемлемый для инвестора уровень дохода.

В противном случае привлечение инвестиций становится невозможным, в особенности повторное привлечение того же инвестора.

Необходимость учитывать данный принцип в процессе реализации инновационно-инвестиционных проектов подтверждается исследованием AlbalateDaniel, ВеЮегта, GгageгaAlbeгt. В статье отмечается, что в по-

гоне за реализацией государственных заданий, органы власти оказывают давление на частный бизнес, принуждая их участвовать в низкоэффективных и высокорискованных для инвестора проектах. Авторы относят подобные случаи к причинам неэффективности проектов и последующих отказов от участия в партнерстве [15].

Tong Yang, Ruyin Long, Wenbo Li отмечают, что мощным стимулом для развития ГЧП являются послабления в налоговой политике для инвесторов. Ученые провели оценку эффективности проектов, а также проанализировали динамику проектов ГЧП и налоговые режимы и льготы, применяемые в проектах, в результате чего заключили, что снижение налоговых ставок, прежде всего, по НДС благоприятно сказываются на количестве и результатах контрактных соглашений о партнерстве [19]. И наоборот, высокие налоговые ставки и отсутствие льгот являются причиной отказа частного бизнеса от участия в проектах ГЧП.

Заключение

В настоящее время для развитии экономики необходимы ресурсы (материальные, кадровые, информационные, финансовые и др.) и грамотное управление ими. В данной ситуации сотрудничество государства и частного бизнеса в формате ГЧП и МЧП является эффективным механизмом. Но такое сотрудничество требует комплексного подхода к реализации проектов на основе программно-целевого метода. Предложенные и обоснованные автором принципы реализации инновационно-инвестиционных программ в рамках ГЧП и МЧП на основе выявленных проблем программно-целевого метода будут способствовать наиболее эффективному взаимодействию двух сторон, повышению инвестиционной привлекательности проектов.

Библиографический список

1. Банк России. Обзор рисков финансовых рынков / Информационно-аналитические материалы. - М.: ЦБРФ. 2019. №5(33). - 16 с.

2. Концессионные соглашения. Судебная практика / Национальный центр ГЧП. URL : http:/ /pppcenter.ru/assets/files/Anons/Концессионные %20соглашения_судебная%20практика.pdf (дата обращения 08.07.2019)

3. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.07.1979 N 695 "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы". URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc&base=ESU&n=2832#01338324029533231 (Дата обращения 10.07.2019).

4. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 "Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества". URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192148/ c294a02796f21883a666153c370e258772884a9a/

5. Программно-целевой метод в управлении государством / Государственное и муниципальное управление в 2 ч.Часть 1. Государственное управление. URL : https://studme.org/ 296551/menedzhment/programmno_ tselevoy_metod_upravlenii_gosudarstvom (дата обращения: 06.07.2019)

6. Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2016 годы)" / Справ.-правовая система «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60107/0c7085b82a 2e6c5c2ae083cdd9665da932d27d6c/

7. Расчет ставки дисконтирования кумулятивным методом / Практический журнал по управлению финансами компании «Финансовый директор». URL: https://www.fd.ru/articles/ 158125-qqq-16-m8-31-08-2016-raschet-stavki-diskontirovaniya-kumulyativnym-metodom (дата обращения 08.07.2019)

8. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации / Национальный центр государственно-частного партнерства. URL: http:/ /pppcenter.ru/ (дата обращения 06.07.2019)

9. Спектор А.А., Бочкарева А.А. Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования // Экономическая наука и практика:

материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). - Краснодар: Новация, 2019. - С. 37-40.

10. Страновая премия за риск / Инвестиционная компания «ВИТУС». URL: https://docplayer. ru/42671500-Tabl-stranovaya-risk-premiya-na-osnove-reytinga-moody-s-moddy-s-implied-rating-country-risk-premium.html (дата обращения 08.07.2019)

11. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/strategterplan ning/komplstplanning/ strategstplanning (дата обращения: 07.07.2019)

12. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) / Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/

13. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция) / Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/

14. Федеральный закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ / Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http:www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/

15. Albalate, D.,Bel, G.,Gragera, A. Politics, risk, and white elephants in infrastructure PPPs / Utilities Policy. Vol. 58, June 2019, pp. 158-165

16. Financial risk assessment and modelling of PPP based Indian highway infrastructure projects / Transport Policy, Vol. 62, February 2018, pp. 2-11

17. Geddes R.R., Reeves E.The favourability of U.S. PPP enabling legislation and private investment in transportation infrastructure / Utilities Policy. Vol. 48, October 2017, pp. 157-165

18. Lin, Zh., Xuejie, S., Hong, X. Identifying critical risks in Sponge City PPP projects using DEMATEL method: A case study of China / Journal of Cleaner Production, Vol. 226, 20 July 2019, pp. 949-958

19. Tong, Y.,Ruyin, L.,Wenbo, L.Suggestion on tax policy for promoting the PPP projects of charging infrastructure in China / Journal of Cleaner Production. Vol. 174, 10 February 2018, pp. 133-138

Поступила в редакцию 14.09.2019 г.

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2019

THE PRINCIPLES OF REALIZATION OF INNOVATIVE-INVESTMENT PROGRAMS ON THE BASIS OF PROGRAM-TARGET METHOD IN THE FRAMEWORK OF PPP AND MPP*

© 2019 I.A. Naugolnova**

The relevance of the study is due to the need to strengthen the Russian economy and the possibility of using mechanisms of interaction between the state and private business to achieve this goal. The mechanism of public-private and municipal-private partnership (PPP and MPP) is a powerful tool for development. Projects with the joint participation of public authorities and private investors, mainly in such areas as housing and communal services, roads, energy transfer, education, culture and sports, have already been implemented and continue to operate.

This mechanism can be applied in other innovation and investment programs, in particular in industry when creating new production lines both at existing facilities and existing enterprises, and at newly created ones.

The application of the program-target method, one of the components of which are the principles of management and implementation of projects, will contribute to the effectiveness of the implementation of development strategies and programs.

In this regard, the purpose of the study is to substantiate the principles of management and implementation of innovation and investment programs in the PPP and MCHP, based on the identified problems of application of the program-target method.

The study was carried out taking into account the provisions of the Federal law "On strategic planning in the Russian Federation", strategies and programs of socio-economic development, recommendations for the implementation of public-private partnership projects in the subjects of the Russian Federation. The leading research methods are complex and system-morphological analysis, which allows to justify the principles of implementation of innovation and investment programs on the basis of the identified problems of application of the program-target method within PPP and MCHP.

As a result, the author studied and supplemented the problems of application of the program-target method in the implementation of innovation and investment programs, on the basis of which measures are defined and justified the principles that contribute to improving the efficiency of its application in the PPP and MCHP.

Keywords: PPP, private international law, the principles of realization of projects of innovative and investment projects, program-target method.

Received for publication on 14.09.2019

* The research was carried out with the financial support of RFBR in the framework of the scientific project № 18-010-00359 "Theoretical and practical problems of industrial policy of public-private partnership and municipal-private partnership in the innovative environment".

** Naugolnova Irina Aleksandrovna (naugolnovaia@mail.ru) - Candidate of Economic, Associate Professor, Associate Professor of Department of Economics, Organization and Strategy of Development of the Enterprises, Samara State University of Economics, 443090 Samara, Russia.

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.