Section 10. Economics, organization and management of enterprises, branches, complexes
Gorodnova Natalia Vasilevna, doctor of economic sciences, associate professor, Berezin Andrey Eduardovich, PhD student, Peshkova Anastasiya Alekseevna, master, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin
Ekaterinburg, Russia E-mail: n. [email protected]
The model of public-private partnership in investment-construction complex of Russia
Abstract: Construction of affordable housing — one of the most urgent problems for Russia in modern conditions. Public-private partnership (PPP) — the most effective form of implementation of priority investment projects. The article is devoted to the development of the PPP model in investment and construction sector in Russia in order to reduce the risks of the project participants. The model is based on the ordering of the world experience of PPP mechanism and provisions of the new federal law on PPP in Russia.
Keyworld: public-private partnerships, investment, investment-building complex, projects, efficiency.
Городнова Наталья Васильевна, д-р экон. наук, доцент, Березин Андрей Эдуардович, аспирант, Пешкова Анастасия Алексеевна, магистр, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
г. Екатеринбург, Россия E-mail: n. [email protected]
Модель государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительном комплексе России
Аннотация: В современных условиях строительство доступного жилья является одной из актуальных проблем для России. Государственно-частное партнерство (ГЧП) — наиболее эффективная форма реализации приоритетных инвестиционных проектов. Статья посвящена разработке модели ГЧП в инвестиционно-строительной сфере России в целях снижения рисков участников проекта. Модель базируется на систематизации мирового опыта реализации механизма ГЧП и положениях нового федерального законодательства о ГЧП в России.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, инвестиционно-строительный комплекс, проекты, эффективность.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что формирование внедрение и функционирование государственно-частных партнерств (ГЧП) приводит к следующим позитивным последствиям для государства, общества и частных инвесторов [1]:
- обеспечение социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований;
- повышение качества услуг, предоставляемых государственным сектором;
- снижение бюджетной нагрузки за счет привлечения средств из внебюджетных источников;
- введение в экономический оборот находящихся в государственной собственности земельных участков в результате расширения крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети;
- улучшение инновационного климата инвестиционно-строительного комплекса;
- повышение финансовой устойчивости строительных компаний;
- получение частными партнерами законодательно-закрепленных гарантий, субсидий, льгот, например, гарантии завершения строительства в разумные сроки за счет участия государства, гарантии получения наименьшей на рынке цены за счет отсутствия паразитных трансакционных издержек и оптимизации затрат на приобретение земельных участков, строительство и инфраструктуру.
- упорядочение процесса застройки территории;
- повышение прозрачности рынка недвижимости;
- обеспечение широких слоев населения транспортной и социальной инфраструктурой.
Анализ деятельности реализованных проектов в рамках ГЧП показал, что партнерствам в большей степени удается удерживать свои позиции на рынке (особенно в период экономического кризиса), поскольку они обладают дополнительными конкурентными преимуществами, обусловленными повышением технологического, инвестиционного и научно-технического потенциалов, а также возможностью получения государственной поддержки и привилегий
[5].
Для современной России применение механизмов ГЧП является новым способом создания, реконструкции и управления инфраструктурными объектами [3]. Анализ взаимодействия частных предприятий и государства на каждой стадии строительного производственного цикла требует определенной классификации объектов недвижимости. Анализ принятого
в мировой практике разделения объектов недвижимости показал, что в российских условиях требуется создание собственной детальной классификации объектов незавершенного строительства, разграничиваемых по критерию сочетания уровня специализации объектов и принятия решения об их дальнейшем использовании, а также выделение в отдельный вид доступного и комфортного жилья.
В настоящее время одним из перспективных способов развития городского хозяйства является реализация механизма муниципально-частного партнерства (МЧП), активизация применения которого во многом зависит от наличия типовых инфраструктурных проектов с отлаженным механизмом осуществления, что позволяет привлечь в качестве частных партнеров представителей малого и среднего предпринимательства [1]. В качестве проектов МЧП могут выступать строительство дошкольных учреждений, школ, поликлиник, котельных и пр.
Для строительства объекта муниципальное образование предоставляет земельный участок частному партнеру (застройщику) в аренду. Данное условие обеспечивает сокращение административных барьеров и уменьшение затрат в связи со снижением паразитных трансакционных издержек. Финансирование создания объекта осуществляется за счет средств частного партнера с привлечением кредитных ресурсов. По условиям ГЧП строящийся объект может выступать в качестве залога перед кредитной организацией. При этом обращение взыскания возможно только в случае, если в течение не менее чем 180 дней со дня возникновения оснований для обращения взыскания не осуществлена замена частного партнера. Важно отметить, что в случае обращения взыскания на предмет залога муниципальное образование имеет право преимущественной покупки предмета залога.
В процессе создания объекта частный партнер имеет право рассчитывать на финансирование, предоставляемое муниципальным образованием в размере и порядке, установленных соглашением о МЧП. Кроме того, частный партнер может обратиться к Правительству региона либо Администрации муниципального образования с заявкой на государственную поддержу [5]. Например, в Свердловской области в качестве государственной поддержки бизнесу выступает предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов (2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального
банка РФ, установленной на момент заключения кредитного договора).
По общему правилу частный партнер обязан исполнять обязательства по соглашению своими силами. Однако он вправе привлечь третьих лиц (субподрядчиков), если это допускается условиями соглашения. При этом частный партнер несет ответственность за действия субподрядчиков как за свои собственные.
По результатам создания объекта частный партнер приобретает право собственности на объект соглашения. Однако если объем финансирования муниципальным образованием в совокупности превышают объем финансирования частным партнером, то объект соглашения передается в собственность муниципального образования не позднее дня прекращения соглашения. Как правило, в связи с малой обеспеченностью муниципальных образований денежные средства на финансирование объекта выделяются из регионального бюджета в виде межбюджетных субсидий в размере до 95% от стоимости объекта. Средства под подобные программы возможно заложить в бюджет следующего года, либо в рамках областной государственной целевой программы.
Важно отметить, что соглашением может быть предусмотрена плата, вносимая частным партнером муниципальному образованию в период эксплуатации объекта соглашения. Размер указанной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соглашением о МЧП. При этом плата частного партнера может быть установлена в следующих формах [5, 6]:
- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет муниципального образования;
- установленной доли продукции или доли доходов, полученных частным партнером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
- передачи муниципальному образованию в собственность имущества, находящегося в собственности частного партнера.
Одной из наиболее сложных и интересных форм ГЧП представляется образование совместной компании, объединяющей государственный и частный капитал в целях создания и управления объектами общественной инфраструктуры. Особенностью совместной компании является то, что их участниками могут стать государственные и муниципальные унитарные предприятия, публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта
РФ или муниципального образования, которые имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица. В случае, если перечисленные юридические лица становятся участниками совместной компании, то при соблюдении заданного условия соотношения государственного и частного капиталов совместная компания смогут представлять интересы частного партнера в государственно-частном партнерстве.
В условиях финансово-экономического кризиса и предъявления к России экономических санкций имеется необходимость поиска новых методов и подходов к организации и управлению деятельностью крупных интегрированных структур, являющихся участниками государственно-частных партнерств. Формирование совместных компаний, а также построение бизнес-процессов внутри интегрированных структур по продуктовому принципу в сочетании с применением проектного управления является одним из способов, обеспечивающих повышение качества управления государственными и частными предприятиями в условиях нестабильности.
Выведение отношений, складывающихся между публичным и частным партнером, на новый более качественный уровень требует поиска и реализации способов усовершенствования системы управления ГЧП. В связи с этим, можно выделить следующие основные фазы реализации объекта соглашения о ГЧП, на каждой из которых может быть применен предложенный авторский экономический инструмент.
Фаза 1. Проработка бизнес-плана позволяют решить проблему превышения сметной стоимости крупных инвестиционных проектов ГЧП (МЧП) путем совершенствования системы планирования и прогнозирования [4]:
- увеличение горизонта планирования;
- осуществление детальной проработки экономической эффективности и социального эффекта, а не только технических вопросов;
- ориентированность на реалистические (умеренно-пессимистический) сценарии развития деятельности, а не на оптимистические.
- допуск к обсуждению, подготовке и реализации проектов представителей общественности и частного бизнеса, ведь активное включение заинтересованных сторон при обеспечении прозрачности всех этапов делает проекты заботой не только правительства, но и общества.
Фаза 2. Проведение аудиторских проверок в течение всех этапов реализации инвестиционно-строительного проекта.
Повышение эффективности управления ГЧП достигается за счет применения возможности оценки и прогнозирования результатов любых экономических и управленческих решений, что в первую очередь осуществляется с помощью предоставления собственникам предприятия достоверной информации. Получение таковой информации возможно благодаря проведению систематических аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и прочих документов и обязательств субъектов ГЧП. Проведение аудиторских проверок должно осуществляться на протяжении всего проекта ГЧП не только на обязательной, но и на добровольной основе.
Фаза 3. Учет стоимости земельного участка, на котором располагается строительный объект, повышает инвестиционную и финансовую привлекательность компании и может быть осуществлен на стадии эксплуатации объекта ГЧП по истечении срока действия соглашения о ГЧП. В рамках ГЧП получение земельного участка в собственность производится в порядке, установленном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой частный партнер обладает исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность без проведения торгов. Таким образом, процесс приобретения земельного участка частным партнером гарантируется государством, что в свою очередь увеличивает темпы инвестиционного строительства и уменьшает стоимость инфраструктурных объектов из-за сокращения числа административных барьеров и соответствующего исключения коррупционной составляющей, возникающей в процессе получения разрешения на приобретение земли.
Определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов осуществляется Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 г. № 279, согласно которому цена земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости. Исключение составляет стоимость земельного участка, предоставляемому юридическому лицу-собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения. В таком случае цена земельного участка составит 60% его кадастровой стоимости при продаже.
Важно отметить, что при приобретении земельного участка применяется именно кадастровая стоимость, достоверное определение которой в настоящее время осложнено в связи с несовершенством методологических и законодательных основ проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. В масштабах субъектов России целесообразно применение именно методов массовой оценки объектов, поскольку указанный способ определения кадастровой стоимости считается менее затратным для государства. Суть метода массовой оценки заключается в группировании объектов оценки, обладающих схожими характеристиками, что в результате приводит к нивелированию индивидуальных особенностей объектов недвижимости и соответствующей достаточно высокой погрешности кадастровой стоимости.
Помимо перечисленных экономических инструментов в течение всех фаз реализации инвестиционно-строительного объекта необходимо обязательно осуществлять две экономические меры: снижение транзакционных издержек; анализ рисков.
Фаза 4. Количественный и качественный анализ рисков. Количественный анализ позволяет выявить число наиболее характерных рисков. В связи со сложностью процесса обработки информации суммарное количество единичных и внутрифирменных рисков не должно превышать пятидесяти. Качественный анализ подразумевает классифицирование и группирование наиболее характерных рисков инвестиционного проекта [6].
Своевременное применение всех вышеуказанных мер экономического характера на каждом из этапов реализации инвестиционно-строительного объекта позволит вывести систему управления государственно-частным партнерством на более эффективный уровень. Однако помимо внутренних факторов на степень развития механизма ГЧП оказывают влияние внешние факторы, в условиях которых субъектам ГЧП приходится осуществлять свою деятельность. К числу указанных факторов относятся уровень развития экономической, социальной, политической, научно-технической сферы, а также наличие полноценной и работоспособной законодательной базы.
В заключение, следует отметить, что предложенные авторами настоящей статьи инструменты будут способствовать развитию деятельности государственно-частных партнерств, что окажет влияние на достижение стратегических целей, связанных с переходом на инновационный путь развития.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
- в настоящее время выделяются различные формы интеграции государства и частного бизнеса, позволяющие получить дополнительные конкурентные преимущества, характерные для укрупненных экономических систем;
- анализ российского и зарубежного опыта показывает, что в условиях дефицита бюджетного финансирования, а также необходимости повышения эффективности управления государственными средствами в стратегически важных отраслях образуется потребность в формировании и развитии механизма государственно-частного партнерства, позволяющего решить проблему поиска баланса между риском и доходностью на вложенный капитал.
В ходе исследования авторами были получены следующие результаты: разработаны модель структуры реализации проекта в рамках муниципально-частного партнерства, модель создания совместной компании в рамках государственно-частного партнерства, а также модель взаимодействия субъектов в рамках интегрированной структуры холдингового типа.
Авторами разработаны экономические меры, реализуемые на той или иной фазе жизненного цикла объекта, в том числе:
- проработка бизнес-плана, позволяющая решить проблему превышения сметной стоимости крупных инвестиционных проектов путем совершенствования системы планирования и прогнозирования;
- проведение аудиторских проверок в течение всех этапов реализации инвестиционно-строительного проекта;
- приобретение в собственность частного партнера земельного участка, на котором располагается строительный объект на стадии эксплуатации объекта ГЧП по истечении срока действия соглашения о ГЧП [2];
- проведение количественного и качественного анализа рисков;
- применение частными партнёрами современных концепций управления деятельностью (Lean production, Six Sigma, Just In Time, Total Quality Control, Total Productive Maintenance, Benchmarking, Business process reengineering);
- поиск способов удовлетворения потребностей трудовых коллективов путем применения механизмов, доступных в рамках государственно-частного партнерства.
Список литературы:
1. Городнова Н. В. Технико-экономическое обоснование энергоффективности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства/Н. В. Городнова, А. Э. Березин//Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2016. - № 6. - С. 32-39.
2. Голованов Л. А. Градостроительные аспекты повышения энергоэффективности (на примере г. Хабаровск) /Л. А. Голованов, А. А. Ким//Новые идеи нового века. - 2014. - № 3. - С. 2-7.
3. Городнова Н. В. Повышение энергоэффективности проектов развития территорий/Н. В. Городнова//Эко-номический анализ: теория и практика. - 2015. - № 5. - С. 31-45.
4. Гущина, Е. Г. Энергетическая эффективность российской экономики и «зеленые» инвестиции/Е. Г. Гущина, Н. Ю. Бадрак//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 35. - С. 44-50.
5. Городнова, Н. В., Березин А. Э. Развитие модели государственно-частного партнерства: управление и правовое регулирование в рамках БРИКС/Н. В. Городнова//Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw, Poland. EKONOMIA. - 2015. - № 3. - С. 26-30.
6. Dedicated Public-Private Partnership Units. A Survey of Institutional and Governance Structures. OECD. Paris. -2010. URL: http: www.oecd.org/publishing. (дата обращения 22.08.16).