РАЗВИТИЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
д-р экон. наук, профессор Городнова Н. В., магистр Пешкова А. А.
Россия, г. Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого Президента Росси Б.Н. Ельцина
ABSTRACT_
The modernization of the Russian economy under new ways to search the problem of increasing the efficiency of large integrated structures has recently become even more relevant. One of the most effective forms of integration in the Western experience of recognized public-private partnerships (PPP). The aim of the author's research is to develop a model of public-private partnerships in modern Russian conditions of modernization of the regulatory framework. The authors have analyzed the situation and novels of the new federal law on public-private and public-private partnerships. The result of this study is to develop a model municipal-private partnership, identifying the positive effects of the PPP model for the Russian economy. Scientific novelty lies in the development of the classification and presentation of the model of public-private partnerships and the overall structure of the implementation of socio-economic PPP projects. Application of the results: the situation and the results of the study will be useful for both private businesses and to public authorities, in the framework of the implementation of major priority projects and social development programs of the country. The authors made the socio-economic assessment of the effectiveness of implemented PPP projects and concluded that the strategic sectors of the Russian economy there is a need in the formation and development of public-private partnership, which allows to solve the problem of finding a balance between risk and return on invested capital._
В современных условиях назрела необходимость осуществления институциональных реформ, направленных на изменение общей парадигмы экономической и инвестиционной политики России в целях преодоления существующих негативных структурных изменений. Основной задачей является создание условий сохранения экономической устойчивости и развития стратегически важных интегрированных структур, деятельность которых обеспечивает рост занятости, доходов населения, налоговых поступлений и пр. Вопросом государственной политики становится создание нормативно-правовой базы, направленной на регламентацию новых форм экономического сотрудничества частного сектора и государства в целях привлечения финансовых ресурсов корпораций в создание и развитие социально-экономических проектов. Благодаря этому государство, в том числе, пополняет перечень эффективных методов управления принадлежащей ему собственностью, перекладывая данную функцию на частный сектор (Попондопуло, Шевелева, 2015).
Из всего многообразия институционального взаимодействия государства и частных компаний наибольший интерес представляет институт в форме партнерства, отличающийся соединением принципов институционального равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности участников, распределения рисков, а также объединением научно-технического, производственного, финансового потенциалов партнеров, что создает условия для возникновения синергетического эффекта. При этом объединение публичных и частных интересов посредством создания единой юридической конструкции представляется нелегкой задачей, что связано со сложностью общественных отношений, подлежащих урегулированию.
Новеллы Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вызывают повышенное внимание как ученых в области публичного и частного права, так и правоприменителей. Несмотря на возросший интерес к деятельности государственно-частных партнёрств, основная сложность состоит в отсутствии практики реализации проектов на базе новых положений законодательства.
ARTICLE INFO
Received 24 October 2016 Accepted 04 November 2016 Published 15 November 2016
KEYWORDS
integration,
public-private partnership, public corporation, management, efficiency
© 2016 The Authors.
В связи с этим становится еще более актуальной необходимость разработки моделей реализации государственно-частного партнерства, а также инструментов повышения эффективности управления данным механизмом.
Общие теоретические основы формирования и развития крупных интегрированных структур, в том числе на региональном уровне, а также проблемы интеграции частного капитала и государства освещались в трудах известных ученых: К.И. Алексеевой, К.А. Белокрылова, Ю.Б. Винслава, Х.М. Гумбы, В.Е. Дементьева, В.Ж. Дубровского, Д.М. Михайлова, Ю.А. Петрова, И.В. Разорвина, А.А. Рубцова, Ю.В. Смоляковой, Э.А. Уткина, А.В. Фроловой, И.А. Храбровой. Теоретические основы функционирования государственно-частного партнерства рассматривались в трудах следующих российских ученых: А.В. Басюк, М.В. Васильева, В.Г. Варнавский, Е.М. Волкова, И.А. Губанов, Н.Ф. Ефимова, Ю.А. Зедина, Г.А. Маховикова, О.Л. Михеев, А.А. Панкратов, Л.С. Шаховская, О.В. Федорова.
Проблемам эффективности управления государственно-частными партнерствами посвящены научные труды отечественных ученых: А.И. Абдрахманова, В.П. Акинина, А.В. Баженова, А.В. Белицкой, В.Г. Белова, С.Г. Важенина, Е.Ю. Векслер, А.М. Воротникова, Е.А. Дмитриевой, О.И. Долгановой, С.В. Ефименко, В.А. Кабашкина, А.С. Колосова, А.А. Панкратова, А.В. Пушкина, М.П. Хнанишева. Вопросы правового регулирования государственно-частного партнерства рассматривались в трудах следующих ученых: А.В. Белицкая, А.А. Голубцов, Д.А. Жмулина, В.Г. Павлова, А.А. Родин, Х.М. Салихов.
В рамках настоящего исследования авторами была проведена оценка социально-экономической эффективности для участников государственно-частного партнерства в современных экономических условиях. Полученные результаты свидетельствуют о том, что внедрение и функционирование ГЧП приводит к следующим позитивным последствиям для государства, общества и частных инвесторов (// URL: pppcenter.ru, 2014, Яковлев, 2015):
- обеспечение социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности регионов и муниципальных образований;
- повышение качества услуг, предоставляемых государственным сектором;
- снижение бюджетной нагрузки за счет привлечения средств из внебюджетных источников;
- введение в экономический оборот находящихся в государственной собственности земельных участков в результате расширения крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети;
- улучшение инновационного климата строительной отрасли;
- повышение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;
- получение частными партнерами законодательно-закрепленных гарантий, субсидий, льгот, например, гарантии завершения строительства в разумные сроки за счет участия государства, гарантии получения наименьшей на рынке цены за счет отсутствия паразитных трансакционных издержек и оптимизации затрат на приобретение земельных участков, строительство и инфраструктуру.
- ускорение выпуска новых видов высокотехнологичной продукции;
- упорядочение процесса застройки территории;
- повышение прозрачности рынка недвижимости;
- обеспечение широких слоев населения транспортной и социальной инфраструктурой.
Анализ деятельности существующих укрупненных экономических систем показал, что
интегрированным структурам в большей степени удается удерживать свои позиции на рынке (особенно в период экономического кризиса), поскольку они обладают дополнительными конкурентными преимуществами, обусловленными повышением технологического, инвестиционного и научно-технического потенциалов, а также возможностью получения государственной поддержки и привилегий (Панкратов, 2011).
Наряду с вертикальной и горизонтальной интеграцией хозяйствующих субъектов происходит усиления роли государства как собственника и менеджера, в том числе за счет создания и активизации деятельности государственных корпораций. При этом в условиях дефицита бюджетного финансирования, а также необходимости повышения эффективности управления государственными средствами в стратегически важных отраслях создаются различные механизмы взаимодействия государства и субъектов частного бизнеса, к числу которых относится государственно-частное партнерство.
Исходя из анализа современных форм интегрированных структур, произведена их классификация в зависимости от управленческих приоритетов структуры, к примеру,
нацеленность на достижение коммерческих результатов и конкретных стратегических целей (рис. 1). Согласно представленной классификации выделяется три вида интегрированных (корпоративных) структур (Городнова, Пешкова, 2015):
- интегрированная частная структура, под которой понимается объединение субъектов частного предпринимательства любой организационно-правовой формы;
- интегрированная структура с долей участия государства меньше 100 %, в том числе государственно-частное партнерство, подразумевающее известные науке и праву способы образования партнерства (концессионные соглашения, соглашения о ГЧП) (Niebruegge, 2007);
- интегрированная структура со стопроцентным участием государства, под которой понимается объединение акционерных обществ со 100 % государственным участием в целях содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, а также привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая и оборонно-промышленный комплекс (Klaus U., 2005). Имущество формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Рис. 1. Современные формы интегрированных структур в зависимости от управленческих приоритетов структуры
По состоянию на 01.04.2016 г. в России действует шесть госкорпораций: ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк», ГК по атомной энергии «Росатом», ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», ГК «Агентство по страхованию вкладов», ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ГК по космической деятельности «Роскосмос». Основной стратегической целью всех перечисленных госкорпораций является реализация государственной политики.
Так, например, ГК «Ростех» участвует в реализации государственной политики по инновационному развитию экономики России в области промышленных технологий (автомобилестроение, вертолетостроение, двигателестроение, авиастроение, медицинская техника и пр.). ГК «Роскосмос» обеспечивает реализацию государственной политики в области
космическом деятельности и ее нормативно-правовое регулирование, размещает заказы на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры, развивает международное сотрудничество в космической сфере и создает условия для использования результатов космической деятельности в социально-экономическом развитии России (Яковлев, 2015).
На начало 2015 года общее количество концессионных проектов, находящихся на стадии эксплуатации составило 372 шт., среди которых 302 - на муниципальном уровне, 60 - на региональном и 4 - на федеральном (URL: http://pppcenter.ru, 2015). Среди наиболее значимых транспортных проектов 2015 года выделяются строительство северного дублера Кутузовского проспекта и трассы М11 Москва - Санкт-Петербург. Также следует отметить о реконструированном аэропорте «Пулково» в г. Санкт-Петербург, вошедшем в пятерку лучших по качеству обслуживания пассажиров аэровокзалов Европы в рейтинге Международного совета аэропортов. Среди наиболее перспективных проектов ближайших лет можно указать строительство высокоскоростной магистрали «Москва - Казань», а также части крупнейшего международного коридора «Европа - Западный Китай». Что касается реализации ГЧП-проектов по модели Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», то по состоянию на 01.04.2016 года таковая практика отсутствует, что связано с незначительным периодом действия закона, вступившим в силу с 1 января 2016 г.
В настоящее время одним из перспективных способов развития городского хозяйства является реализация механизма муниципально-частного партнерства (МЧП), активизация применения которого во многом зависит от наличия типовых инфраструктурных проектов с отлаженным механизмом осуществления, что позволяет привлечь в качестве частных партнеров представителей малого и среднего предпринимательства (Перечнева, Селякин, 2014). В качестве проектов МЧП могут выступать строительство дошкольных учреждений, школ, поликлиник, котельных и пр. Структуру реализации проекта муниципально-частного партнерства можно представить следующим образом (рис. 2).
1 - предоставление земельного участка в аренду; 2 - банковская гарантия для публичного партнера на этапе разработки предложения о реализации проекта ГЧП, кредитные ресурсы; 3
- финансовое обеспечение, гарантии; 4 - создание объекта; 5 - выполнение работ, услуг; 6 -оплата; 7 - межбюджетные субсидии; 8 - финансовое обеспечение, муниципальные гарантии; 9 -возникновение у частного партнера права собственности при условии обременения объекта соглашения (по общему правилу); 10 - переход права собственности на объект муниципальному образованию в случае превалирования муниципального финансирования в общем объеме средств; 11 - арендная плата, плата частного партнёра в период эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения; 12 - возврат кредитных ресурсов.
Рис. 2. Общая структура реализации проекта в рамках муниципально-частного партнерства
Для строительства объекта муниципальное образование предоставляет земельный участок частному партнеру (застройщику) в аренду. Данное условие обеспечивает сокращение административных барьеров и уменьшение затрат в связи со снижением паразитных
транзакционных издержек. Финансирование создания объекта осуществляется за счет средств частного партнера с привлечением кредитных ресурсов. По условиям ГЧП строящийся объект может выступать в качестве залога перед кредитной организацией. При этом обращение взыскания возможно только в случае, если в течение не менее чем 180 дней со дня возникновения оснований для обращения взыскания не осуществлена замена частного партнера. Важно отметить, что в случае обращения взыскания на предмет залога муниципальное образование имеет право преимущественной покупки предмета залога.
В процессе создания объекта частный партнер имеет право рассчитывать на финансирование, предоставляемое муниципальным образованием в размере и порядке, установленных соглашением о МЧП. Кроме того, частный партнер может обратиться к Правительству региона либо Администрации муниципального образования с заявкой на государственную поддержу. Например, в Свердловской области в качестве государственной поддержки бизнесу выступает предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов (2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, установленной на момент заключения кредитного договора).
По общему правилу частный партнер обязан исполнять обязательства по соглашению своими силами. Однако он вправе привлечь третьих лиц (субподрядчиков), если это допускается условиями соглашения. При этом частный партнер несет ответственность за действия субподрядчиков как за свои собственные.
По результатам создания объекта частный партнер приобретает право собственности на объект соглашения. Однако если объем финансирования муниципальным образованием в совокупности превышают объем финансирования частным партнером, то объект соглашения передается в собственность муниципального образования не позднее дня прекращения соглашения. Как правило, в связи с малой обеспеченностью муниципальных образований денежные средства на финансирование объекта выделяются из регионального бюджета в виде межбюджетных субсидий в размере до 95 % от стоимости объекта. Средства под подобные программы возможно заложить в бюджет следующего года, либо в рамках областной государственной целевой программы.
Важно отметить, что соглашением может быть предусмотрена плата, вносимая частным партнером муниципальному образованию в период эксплуатации объекта соглашения. Размер указанной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соглашением о МЧП. При этом плата частного партнера может быть установлена в следующих формах:
- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет муниципального образования;
- установленной доли продукции или доли доходов, полученных частным партнером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;
- передачи муниципальному образованию в собственность имущества, находящегося в собственности частного партнера.
Ознакомление субъектов частного бизнеса, являющихся потенциальными партнерами проектов МЧП, с представленной моделью создания объекта МЧП, базирующейся на положениях Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволит частному бизнесу иметь общее представление о структуре реализации проекта. Предложенная модель может быть использована в руководствах по применению ГЧП (МЧП).
Одной из наиболее сложных и интересных форм ГЧП представляется образование совместной компании, объединяющей государственный и частный капитал в целях создания и управления объектами общественной инфраструктуры. Особенностью совместной компании является то, что их участниками могут стать государственные и муниципальные унитарные предприятия, публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, которые имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица. В случае, если перечисленные юридические лица становятся участниками совместной компании, то при соблюдении заданного условия соотношения государственного и частного капиталов совместная компания смогут представлять интересы частного партнера в государственно-частном партнерстве.
Важно отметить, что до принятия Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» вопрос соотношения государственного и частного капиталов в рамках СПК носил дискуссионный характер. Так, исходя из существующей на тот момент практики было принято считать, что наиболее оптимальным соотношением является 70 % - государственные и 30 % -частные средства. Данное соотношение было обусловлено тем, что в связи со значительным размером объема капитальных издержек частный сектор не готов осуществлять финансирование внедряемых проектов более, чем на 30 %. Однако в настоящее время в теории произошло смещение указанного соотношения: не более 50 % - государственные и не менее 50 % - частные средства.
Применение совместных компаний может осуществляться при реализации крупномасштабных проектов, в качестве которых, например, можно выделить возведение строительных комплексов в рамках XXII Олимпийских зимних игр (Сочи, 2014 г.), а также Чемпионата мира по футболу 2018 г.
Инициатором формирования совместного предприятия могут быть компании, которые принято называть государственными, либо субъект частного бизнеса, а также возможно наличие встречной инициативы от обеих сторон.
Важно отметить, что подобного рода интегрированные структуры обладают рядом преимуществ, в числе которых укрепление института частной собственности; комплексный характер и многовариантность подходов к принятию управленческих решений по реализации крупных и общественно-значимых проектов; создание значительного числа рабочих мест и пр.
В настоящее время в большинство интегрированных структур России, в том числе холдинговые компании, входят крупные организации, обладающие единой линейно-функциональной организационной структурой, которой свойственны наряду с преимуществами такие существенные недостатки, как непрозрачность системы распределения ответственности между подразделениями, невозможность выделения центров прибыли, сложность построения проектных офисов и пр.
В целях исключения перечисленных недостатков представляется необходимым осуществление реструктуризации крупных предприятий в составе холдингов путем выделения ряда их подразделений по направлениям деятельности в отдельные дочерние организации в форме обществ с ограниченной ответственностью с передачей 100 % долей уставного капитала материнской компании.
За счет этого между предприятиями, входящими в состав интегрированной структуры, формируются бизнес-отношения, основанные на принципах построения интегрированной структуры по продуктовому принципу в сочетании с применением процессов проектного управления. В дальнейшем возможно преобразование дочерних предприятий в форму публичных обществ. Таким образом, на базе одного крупного предприятия холдинга создается бизнес-единица, представляющая объединение дочерних предприятий и материнской компании.
Предполагается формирование в основе материнской компании корпоративного центра, осуществляющего мотивацию, координацию, планирование, контроль деятельности дочерних подразделений, в состав которого входят центр налогового и бухгалтерского учета и отчетности, центр аудита и внутреннего контроля, центры экономики и финансов, управление по качеству, центр информационной и экономической безопасности, конструкторско-технологический центр, центр правовых вопросов.
Дочерние предприятия в составе объединения формируют центры текущей деятельности и группируются по направлению деятельности (например, гражданское строительство и промышленное строительство) с учетом включения в одну группу дочерних предприятий по осуществлению научных исследований, разработке конструкторской и технологической документации, непосредственному производству продуктов (оказанию услуг, выполнения работ), сбыту. В итоге, по каждому направлению деятельности формируются центры прибыли, включающие все этапы жизненного цикла проекта. Переход на новую операционную модель позволяет дочерним предприятиям вывести большинство некритичных бизнес-процессов на аутсорсинг, которые могут быть эффективно выполнены сторонними организациями, в том числе организациями стратегической службы в составе бизнес-единицы холдинга. |
Кроме того, отдельно выделяются дочерние организации, относящиеся как к корпоративному центру, так и к центрам текущей деятельности, поскольку относятся к числу вспомогательных и обслуживающих: организация материально-технического снабжения, кадровый менеджмент, управление основными фондами, корпоративное право, дизайн продукции, информационные технологии, медиа, социально-ориентированные организации для
сотрудников объединения (дошкольные образовательные учреждения, жилье эконом-класса, учреждения общего питания и спорта, пр.).
Представляется, что осуществление любой деятельности внутри одного продуктового направления, будь то создание уникального продукта или услуги либо осуществление операционной деятельности, должны осуществляться путем формирования проектов. Таким образом, следует отметить, что в условиях финансово-экономического кризиса и предъявления к России экономических санкций имеется необходимость поиска новых методов и подходов к организации и управлению деятельностью крупных интегрированных структур, являющихся участниками государственно-частных партнерств. Формирование совместных компаний, а также построение бизнес-процессов внутри интегрированных структур по продуктовому принципу в сочетании с применением проектного управления является одним из способов, обеспечивающих повышение качества управления государственными и частными предприятиями в условиях нестабильности.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
• проведена оценка социально-экономической эффективности для участников государственно-частного партнерства в современных экономических условиях.
• разработана классификация современных форм интегрированных структур в зависимости от управленческих приоритетов структуры, как то нацеленность на достижение коммерческих результатов и конкретных стратегических целей.
• разработаны модель структуры реализации проекта в рамках муниципально-частного партнерства, модель создания совместной компании в рамках государственно-частного партнерства, а также модель взаимодействия субъектов в рамках интегрированной структуры холдингового типа.
• предложены экономические меры, реализуемые на той или иной фазе жизненного цикла объекта, в том числе:
- проработка бизнес-плана, позволяющая решить проблему превышения сметной стоимости крупных инвестиционных проектов путем совершенствования системы планирования и прогнозирования;
- проведение аудиторских проверок в течение всех этапов реализации инвестиционно-строительного проекта;
- приобретение в собственность частного партнера земельного участка, на котором располагается строительный объект на стадии эксплуатации объекта ГЧП по истечении срока действия соглашения о ГЧП;
- снижение трансакционных издержек, являющееся неотъемлемой частью повышения эффективности управления ГЧП;
- проведение количественного и качественного анализа рисков (Gazzini Tarcisio, 2011);
- применение частными партнёрами современных концепций управления деятельностью (Lean production, Six Sigma, Just In Time, Total Quality Control, Total Productive Maintenance, Benchmarking, Business process reengineering);
- поиск способов удовлетворения потребностей трудовых коллективов путем применения механизмов, доступных в рамках государственно-частного партнерства.
• в целях своевременного реагирования на изменения во внешней среде, а также повышения развития и укрепления научно-технического, производственного и экономического потенциалов, научно-творческой инициативности работников государственно-частных партнерств, распространения передового опыта в профессиональном сообществе предложено создание электронного издания, содержащего информацию о проектах государственно-частного партнерства, результатах научных исследований, статистические данные и пр. В связи с этим разработан инвестиционный проект создания сетевого электронного рецензируемого периодического издания, не имеющего печатной версии.
• в области совершенствования Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предложено сделать перечень объектов соглашения о ГЧП открытым либо для упрощения процедуры изменения дать возможность Правительству РФ устанавливать его самостоятельно.
• в области совершенствования Руководства, специально подготовленного Минэкономразвития России и Центром развития ГЧП в целях обеспечения методического содействия субъектам Российской Федерации, уточнено, что в классификации форм реализации
инфраструктурных проектов с государственным или муниципальным участием совместные компании должны относиться к форме государственно-частного партнерства.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
• в настоящее время выделяются различные формы интеграции государства и частного бизнеса, позволяющие получить дополнительные конкурентные преимущества, характерные для укрупненных экономических систем.
• несмотря на создание и действие значительного числа документов, регулирующих инвестиционные отношения в России, в современных условиях требуется дальнейшее их совершенствование и развитие путем принятия качественно новых норм международного и национального права, которые должны формироваться на основе баланса частных и публичных интересов и отражать как основные тенденции развития экономики, так и сложившуюся практику.
• среди основных тенденций развития интегрированных структур выделяется их стремление повысить конкурентоспособность производимой продукции, в том числе путем усовершенствования своей технологической оснащенности, формирования оптимальной структуры корпоративного портфеля, усиления роли корпоративного центра, ускорения процесса принятия управленческих решений, увеличения доли руководителей, ориентированных на бизнес, создания системы непрерывного образования кадров.
• анализ российского и зарубежного опыта показывает, что в условиях дефицита бюджетного финансирования, а также необходимости повышения эффективности управления государственными средствами в стратегически важных отраслях образуется потребность в формировании и развитии механизма государственно-частного партнерства, позволяющего решить проблему поиска баланса между риском и доходностью на вложенный капитал.
• действие Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вместе с усовершенствованным концессионным законодательством создает эффективный инструментарий привлечения частного сектора к развитию публичной инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России // Научные труда SWORLD». 2015. № 4 (41).
2. Рейтинг регионов ГЧП-2014 // URL: pppcenter.ru (23.02.2016).
3. Панкратов А.А. Политическая воля - необходимое условие при реализации государственно-частного партнерства // Страховое дело. 2011. № 2.
4. Перечнева И., Селянин С. Требуется решение // Эксперт-Урала. 2014. № 44.
5. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами / Под. ред. С.С Чернова. Книга 28. 2015. 214 с.
6. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. 528.
7. Частная инициатива в концессиях: международный опыт и перспективы становления в России, 2015. // URL: http://pppcenter.ru (дата обращения 12.01.2016).
8. Яковлев А.А. В поисках новой социальной базы или почему российская власть меняет отношение к бизнесу // Общественные науки и современность. 2013. № 2.
9. Gazzini Tarcisio. Provisional Application of the Energy Charter Treaty: A Short Analysis of Article 45 (2010) // Transnational Dispute Management. 2010. Vol. 7, № 1.
10. Klaus U. The Yukos Case under the Energy Charter Treaty and the Provisional Application of International Treaties // Policy Papers on Transnational Economic Law. 2005. № 11.
11. Niebruegge A.M. Provisional Application of the Energy Charter Treaty: The Yukos Arbitration and the Future Place of Provisional Application in International Law // Chicago Journal of International Law. 2007. Vol. 8. № 1 // URL: http://chicagounbound.uchicago.edu/cjil/vol8/iss1/16 (дата обращения: 23.03.2016).