Лянной В. А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
16. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
16.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Лянной Владимир Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры сервиса, туризма, гостиничного дела и социальной работы социально-гуманитарного факультета Место работы: Академия труда и социальных отношений
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием уточнения ряда организационно-правовых аспектов деятельности МВД России по обеспечению миграционной безопасности.
Ключевые слова: деятельность МВД России, миграционная безопасность, организационное обеспечение, правовое обеспечение.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL ACTIVITIES' ASPECTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO ENSURING MIGRATORY SAFETY
Lyannoy Vladimir A., PhD in Law, associate professor Work place: Academy of work and social relations
Annotation: There are considered the questions connected to the special legal aspects of activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensuring migratory safety.
Keywords: activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia, migratory safety, organizational support, legal support.
Проблемы, связанные с эффективностью деятельности МВД России по обеспечению миграционной безопасности, обусловлены, в первую очередь, недостатками в организации правоохранительной деятельности МВД России. Часть из них связана с проблемами в организации аналитической составляющей правоохранительной деятельности МВД России, ориентированной на раннее распознавание рисков и угроз миграционной безопасности, формирование научной основы выработки управленческих решений в миграционной сфере.1 Соответственно, их устранение будет способствовать не только повышению эффективности правоохранительной деятельности МВД России, но и укреплению миграционной безопасности страны.
Учитывая быструю динамику изменений социально-экономической и политической ситуации в стране и в мире, прямо или косвенно влияющей на состояние миграционной безопасности, актуализируется использование в деятельности специализированных аналитических подразделений:
- методологии системно-информационного анализа, позволяющего учитывать факторы неопределенности и вероятности как объективных, так и субъективных условий, сопутствующих возникновению новых опасностей и угроз миграционной безопасности;
- теоретико-информационных и статистических методов анализа, а также методов теории принятия решений в условиях ограниченной информации о состоянии проблем обеспечения национальной безопасности и ожидаемой полезности профилактических и упреждающих мероприятий.
1 См. подр.: Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегический анализ в правоохранительной сфере. - М., 2013. С. 34-45.
В этом плане важно сформулировать направления дальнейшего развития и совершенствования стратегической аналитической составляющей обеспечения миграционной безопасности, а именно:
- упреждающее выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз миграционной безопасности;
- классификация способов и схем совершения преступных деяний;
- разработка методик информационного и аналитического поиска признаков совершения преступлений и правонарушений в миграционной сфере;
- мониторинг экстремальных ситуаций;
- обоснование комплекса мер по профилактике и нейтрализации источников и причин потенциальных и реальных миграционных опасностей в сфере общественной безопасности, а также приемлемых вариантов управления системой миграционной безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях и т.д.
Далее следует подчеркнуть, что важнейшим условием повышения эффективности правоохранительной деятельности МВД России по обеспечению миграционной безопасности, а также оптимизации бюджетных расходов на обеспечение миграционной безопасности является оптимизация целеполага-ния в деятельности МВД России. К важнейшим целям обеспечения миграционной безопасности можно отнести: совершенствование регулирования миграционных потоков, преодоление стихийных процессов миграции, воспрепятствование незаконной миграции, создание условий для реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежище в Российской Федерации. К задачам обеспечения миграционной безопасности можно отнести: защиту прав и интересов мигрантов; развитие системы иммиграционного
Проблемы экономики и юридической практики
3'2017
контроля; соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционной программы; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.
Необходимо продолжать совершенствовать и корректировать развернутую, научно обоснованную концепцию совершенствования организационных и правовых основ правоохранительной деятельности МВД России по обеспечению миграционной безопасности Российской Федерации. Такая Концепция миграционной политики была разработана и подписана Президентом Российской Федерации в 2012 году. Между тем, время идет, возникают новые риски и угрозы миграционной безопасности. Концепция должна совершенствоваться.2 Концепция должна представлять собой совокупность взаимосвязанных, относительно непротиворечивых взглядов и представлений на цели, формы, методы, процедуры, ресурсное обеспечение - информационное, кадровое, материально-техническое, финансовое, миграционной безопасности в правоохранительной деятельности МВД России. Это всегда создает возможности выхода на новые теоретические, методологические и практические позиции в обосновании направлений и средств реализации задач обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации.
Следует понимать, что основой института миграционной безопасности является система правовых норм, реализующих закрепленное в международном и российском законодательствах право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства. Отношения в сфере миграционной безопасности Российской Федерации по поводу осуществления этого права регулируются правовыми нормами, которые как ограничивают его, так и реализуют. Осуществление данного права соответствует жизненно важным интересам России, избравшей путь демократического развития, равно как и его ограничение на законных основаниях в национальных интересах.
Совершенствование организационных основ правоохранительной деятельности МВД России, в первую очередь, должно быть ориентировано на
- уточнение целей миграционной безопасности, непосредственно формулируемых на основе понимания миграционных рисков и угроз;
- формулирование задач деятельности Федеральной миграционной службы, как конкретизированных целей; совершенствование процедур правоохранительной деятельности МВД России;
- оптимизацию используемых форм и методов правоохранительной деятельности, позволяющих достигать сформулированные цели и задачи;
- совершенствование ресурсного обеспечения (информационного, материально-технического, кадрового, финансового) правоохранительной деятельности МВД России.
Причем верная взаимоувязка всех перечисленных элементов позволяет говорить об эффективности механизма
2 См.: Трофимова Е.В. Миграционная политика России. Стратегия 2020 // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2012. № 3 (Электронный ресурс). URL: http:// web.snauka.ru/issues/2012/03/10787.
управления, позволяющего решать проблемы укрепления миграционной безопасности.
К важнейшим стратегическим целям правоохранительной деятельности в сфере миграционной безопасности относятся:
- восстановление полноценной системы профилактики преступлений и правонарушений в миграционной сфере;
- оптимизация системы правового регулирования отношений в сфере миграционной безопасности;
- создание условий неукоснительного соблюдения законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере миграционной безопасности, повышение юридической ответственности должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению миграционной безопасности, а также постоянную борьбу с фактами коррупции в органах обеспечения миграционной безопасности;
- дальнейшее совершенствование функциональной и организационной структуры системы обеспечения миграционной безопасности:
- порядка организации государственных органов обеспечения миграционной безопасности, а также укрепление самих органов обеспечения миграционной безопасности, направленные на концентрацию сил и средств по обеспечению миграционной безопасности, защите интересов гражданского общества в данной сфере;
- выработка и реализация действенных механизмов «включения» этих органов в решение комплекса острейших социально-экономических проблем;
- разработка и реализация эффективных государственных программ обеспечения миграционной безопасности, в том числе предусматривающих дальнейшее совершенствование контроля за соблюдением миграционного законодательства.
К основным направлениям совершенствования правового обеспечения деятельности МВД России в сфере миграционной безопасности можно отнести:
- разработку и создание единой системы иммиграционного контроля на территории Российской Федерации;
- совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Российской Федерации, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
- активизацию договорного процесса с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
- усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
- повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
- предоставление соответствующими федеральными органами исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и о порядке приобретения гражданства Российской Федерации;
- расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов;
- обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
- реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской Федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания;
Лянной В. А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВД РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- противодействие нелегальной трудовой иммиграции, проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации3.
Проблема совершенствования правовой основы регулирования миграции требует создания Миграционного кодекса. Необходимость создания Миграционного кодекса определена потребностью современного российского общества в единой системе правил, регулирующих поведение мигрантов. Сегодняшнее миграционное законодательство не является самостоятельной отраслью права, а лишь аккумулирует институты и нормы различных отраслей права. Формируемый Миграционный кодекс не должен включать нормы уголовного, уголовно-процессуального и административного права в силу их специфики. Тем не менее, кодификация нормативно-правовых актов в области миграции должна значительно облегчить их применение компетентными органами государственной власти.
Миграционный кодекс должен быть выстроен с учетом ряда параметров:
1. Соответствие государственной стратегии социально-экономического развития России.
2. Адекватность существующим социальным потребностям.
3. Согласованность с международными нормами миграционного законодательства.
4. Комплексность.
5. Единообразие.
6. Четкое определение и закрепление основных юридических принципов, понятий и конструкций.
Можно обозначить следующие основные структурные блоки Миграционного кодекса:
1. Регламентация механизмов обретения гражданства РФ.
2. Регламентация отношений между принимающей стороной и вынужденными переселенцами, беженцами.
3. Регламентация пребывания иностранных мигрантов на территории РФ, порядок въезда на территорию РФ и выезда с территории РФ.
3. Регламентация отношений трудовых мигрантов и работодателей.
4. Регламентация форм государственной поддержки различных категорий мигрантов на разных стадиях миграционного процесса.
5. Регламентация порядка учета мигрантов.
Важным направлением совершенствования деятельности МВД России по обеспечению миграционной безопасности является повышение эффективности внутренней безопасности ведомства. Сюда относятся: анализ миграционного законодательства на коррупциогенность, что позволяет предположить, что первичные причины образования коррупционных рисков совершения коррупционных действий сотрудниками МВД России базируются, прежде всего, на ошибках, пробелах и коллизиях миграционного законодательства, приводящих к его коррупциогенности и ненадлежащей практике правоприменения; разработка комплексных программ в антикоррупционной сфере. Комплексный многоотраслевой характер и многофункциональность задач разрешения коррупционных проблем, а также необходимость концентрации усилий и ресурсов на решении приоритетных социальных задач предполагают внедрение научных методов управления, включая методы программно-целевого планирования с его чёткой ориентацией на достижение определённых конечных результатов.
3 См.: Newsland.com. Миграционная стратегия: комментарии, дискуссии.
Также следует подчеркнуть, что изучение зарубежного опыта деятельности правоохранительных органов по обеспечению миграционной безопасности показывает, что, в частности, правоохранительные органы Европейского Союза по своему функциональному назначению принимают непосредственное участие в общеевропейском миграционном управлении, в рамках которого нелегальная миграция рассматривается как одни из важнейших и специфических объектов. Специфика нелегальной миграции заключается в том, что она требует долгосрочных регулирующих и противодействующих мер воздействия, в первую очередь правоохранительной направленности, реализация которых должна осуществляться как всеобъемлющее целое с учетом многообразия факторов и условий, обуславливающих причины перемещения населения. В отличие от других элементов европейского «пространства свободы, безопасности и правосудия» направление деятельности по регулированию миграционных потоков и пресечению нелегальной миграции полностью входит в юрисдикцию институтов Европейского Союза. При принятии решений в сфере борьбы с нелегальной миграцией отсутствуют какие-либо ограничения по применению принципа квалифицированного большинства голосов, который стал главенствующим методом принятия решений по всем вопросам и проблемам миграции. Тем самым исключается возможность для уклонения государств-членов ЕС от участия в общеевропейском управлении миграционными процессами. При этом сочетание принципа субсидиарное™ и режима «продвинутого сотрудничества», то есть углубления интеграции между отдельными государствами-членами Союза, создает надежный правовой механизм в сфере борьбы с нелегальной миграцией, позволяющий реали-зовывать межгосударственные национальные программы, которые не ограничены полномочиями Евросоюза и согласуются с предпринимаемыми на наднациональном уровне действиями.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,16%.
Список литературы:
1. Андреев Н.А., Коробов В.Б. Стратегический анализ в правоохранительной сфере. - М., 2013. С. 34-45.
2. Трофимова Е.В. Миграционная политика России. Стратегия 2020 // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2012. № 3 (Электронный ресурс). URL: http:// web.snauka.ru/issues/2012/03/10787.
3. Newsland.com. Миграционная стратегия: комментарии, дискуссии.
РЕЦЕНЗИЯ
Автор достаточно смело ставит вопросы, связанные с совершенствованием организационных и правовых основ деятельности МВД России по обеспечению миграционной безопасности. На первый взгляд, после прошедшей реорганизации все организационные проблемы решены. Формируется и новая нормативная база. Однако, по мнению автора, есть существенные резервы оптимизации, как организационных основ, так и правовых. В частности, в статье достаточно убедительно говорится о совершенствовании целевых установок миграционной безопасности, развития стратегической аналитической составляющей. Сильной стороной статьи является обоснование разработки Миграционного кодекса Российской Федерации.
Статья написана хорошим языком, изложение материала последовательно, логично.
Статья отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к публикациям в рецензируемых журналах.
Рекомендую статью В.А. Лянного к опубликованию в открытой печати. Профессор кафедры
уголовно-процессуального права и криминалистики Всероссийского государственного университета юстиции, доктор юридических наук, доцент
В.М. Пашин