Научная статья на тему 'Миграционный кодекс как инструмент обеспечения миграционной безопасности'

Миграционный кодекс как инструмент обеспечения миграционной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЕКС / МИГРАЦИОННЫЙ КОДЕКС / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лянной Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами формирования Миграционного кодекса Российской Федерации, формулируются авторские подходы к структуре и содержанию документа, высказывается точка зрения относительно перспектив принятия Кодекса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION CODE AS A TOOL FOR MIGRATION SECURITY

The article deals with issues related to the problems of formation of the Migration Code of the Russian Federation, the author formulated approaches to the structure and content of the document, it expresses a point of view on the prospects for the adoption of the Code in the country.

Текст научной работы на тему «Миграционный кодекс как инструмент обеспечения миграционной безопасности»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

20.3. МИГРАЦИОННЫЙ КОДЕКС КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Лянной Владимир Анатольевич, соискатель Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, заместитель руководителя ФМС России Место работы: ФМС России Место учебы: Академия управления МВД России

beshtau.2011 @mail.ru Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами формирования Миграционного кодекса Российской Федерации, формулируются авторские подходы к структуре и содержанию документа, высказывается точка зрения относительно перспектив принятия Кодекса в стране.

Ключевые слова: кодекс, миграционный кодекс, миграционная безопасность.

MIGRATION CODE AS A TOOL FOR MIGRATION SECURITY

Lyannoy Vladimir A., Searcher of the Interior Ministry of the Russian Academy, PhD, Deputy Head of the Russian Federal Migration Service

Work place: the Russian Federal Migration Service Study place: Interior Ministry of the Russian Academy

beshtau.2011 @mail.ru

Annotation: The article deals with issues related to the problems of formation of the Migration Code of the Russian Federation, the author formulated approaches to the structure and content of the document, it expresses a point of view on the prospects for the adoption of the Code in the country. Keywords: Code, Code of migration, migration security.

Проблема совершенствования правовой основы регулирования миграции требует создания Миграционного кодекса. В частности, Н.А. Андреев и В.Б. Коробов справедливо отмечают, что принятие Миграционного кодекса станет важной мерой обеспечения миграционной

безопасности страны, минимизации миграционных рис-

i

ков, противодействия миграционным опасностям. Необходимость создания Миграционного кодекса определена потребностью современного российского общества в единой системе правил, регулирующих поведение мигрантов.

Сегодняшнее миграционное законодательство не является самостоятельной отраслью права, а лишь аккумулирует институты и нормы различных отраслей права. Формируемый Миграционный кодекс не должен включать нормы уголовного, уголовно-процессуального и

1 Андреев Н.А., В.Б. Коробов Стратегическое управление в правоохранительной сфере. - М.: Юнити-Дана, 2013. С. 51

административного права в силу их специфики. Тем не менее, кодификация нормативно-правовых актов в области миграции должна значительно облегчить их применение компетентными органами государственной власти.

Разработка Миграционного кодекса требует в первую очередь наличия отчетливой Концепции миграционной политики России. На выверенных концептуальных основах, соответствующих стратегии развития Российской Федерации на ближайшее десятилетие, следует выстроить системообразующие блоки Миграционного кодекса. Эти блоки должны регламентировать отношения между мигрантами, постоянным населением и государством.

Сегодня весь пакет нормативно-правовых актов в сфере миграции имеет структуру, на вполне отражающую основные миграционные проблемы России, слабо отвечающую потребностям мигрантов и соприкающегося с ними общества.

Миграционный кодекс должен быть выстроен с учетом ряда параметров:

1. Соответствие государственной стратегии социально-экономического развития России.

2. Адекватность существующим социальным потребностям.

3. Согласованность с международными нормами миграционного законодательства.

4. Комплексность.

5. Единообразие.

6. Четкое определение и закрепление основных юридических принципов, понятий и конструкций.

Можно обозначить следующие основные структурные блоки Миграционного кодекса:

1. Регламентация механизмов обретения гражданства РФ.

2. Регламентация отношений между принимающей стороной и вынужденными переселенцами, беженцами.

3. Регламентация пребывания иностранных мигрантов на территории РФ, порядок въезда на территорию РФ и выезда с территории РФ.

3. Регламентация отношений трудовых мигрантов и работодателей.

4. Регламентация форм государственной поддержки различных категорий мигрантов на разных стадиях миграционного процесса.

5. Регламентация порядка учета мигрантов.

Совершенствование современного миграционного законодательства должно быть подчинено решению следующих задач:

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина (свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания);

Лянной В. А.

МИГРАЦИОННЫЙ КОДЕКС КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

- регулирование въезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, включая трудовую деятел ьность;

- упорядочение уголовной, административной и материальной ответственности за организацию незаконной миграции;

- укрепление правовой основы борьбы с транснациональной организованной преступностью, связанной с незаконной миграцией;

- учет и регистрация населения России;

- упорядочение пограничного, таможенного и иммиграционного контроля для противодействия международному терроризму;

- обеспечение приоритетного права граждан России на занятие вакантных мест при использовании иностранной рабочей силы;

- выдворение с территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и усиление их ответственности за нарушение правил пребывания на территории России;

- государственная поддержка временного трудоустройства российских граждан за рубежом, а также наиболее нуждающихся категорий вынужденных мигрантов на территории России.

Учитывая, что одним из наиболее эффективных методов регулирования миграционных процессов является целевое заселение, в формировании нормативно-правовой базы миграционной политики в стране необходимо закрепить ряд правовых норм, по которым целевые мигранты могли бы пользоваться государственной поддержкой. Среди таких норм обязательной должно стать предоставление мигрантам (гражданам РФ) земли в частную собственность или долгосрочную аренду под реализацию социально полезных проектов.

В рассматриваемом документе нужно разделить временных мигрантов (сезонных работников) и тех, кто переселяется с намерением сменить постоянное место жительства. В отношении этих категорий мигрантов необходимо разработать различные нормативные требования.

Сегодня требуется система критериев, в соответствии с которыми, определенным категориям социально и экономически активных мигрантов, переселяющимся на постоянное место жительства, будет предоставляться государственная поддержка. Данные критерии и виды государственной поддержки могут быть отражены в формируемом Миграционном кодексе. Не вызывает сомнений, что в ряде особо важных регионов России социально и экономически активные мигранты должны наделяться земельными участками для реализации конкретных проектов, получать беспроцентные кредиты для приобретения жилья и необходимого инвентаря для ведения экономической деятельности. Кроме того, здесь должна действовать система льготного налогообложения и упрощенная схема получения российского гражданства для тех, кто в нем нуждается.

В отношении временных мигрантов в кодексе следует описать механизм определения потребностей регионов

в рабочей силе и квотирование на основе потребностей количества трудовых мигрантов.

В кодексе необходимо определить возможность привлечения к регулированию миграционных процессов негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на проведение научных исследований в сфере миграции, рекрутирование трудовых мигрантов, помощь в приеме и расселении мигрантов.

В разрабатываемом документе следует обратить внимание на систему информационного обеспечения миграционных процессов.

В целом политика информационного обеспечения должна строиться на ряде принципов:

- достоверность передаваемой информации об особенностях проживания в конкретной территории;

- объемность и полнота информации (необходимо изучать и показывать все преимущества и недостатки территорий переселения);

- доступность и открытость информационных материалов в миграционной сфере;

- многоуровневость и многоканальность информационной политики (стиль и содержание информационных материалов должны отвечать запросам различных социальных групп; подача материалов должна вестись с использованием максимального количества коммуникативных каналов);

- информация должна строиться с учетом действующего законодательства в миграционной сфере;

- информация должна носить консультативный и развивающий характер - необходимо, чтобы мигрант получал не только справочный материал по сделанному им запросу, но мог также ознакомиться с различными аналитическими исследованиями, касающимися переселения и проживания на конкретной территории.

Данные принципы необходимо зафиксировать в кодексе.

Список литературы:

1. Андреев Н.А., В.Б. Коробов Стратегическое управление в правоохранительной сфере. - М.: Юнити-Дана, 2013.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В.А. Лянного посвящена актуальной проблеме - формированию Миграционного кодекса Российской Федерации как важной меры совершенствования правовой основы регулирования миграции в стране и обеспечения миграционной безопасности.

Автор прав. Когда утверждает, что необходимость создания Миграционного кодекса определена потребностью современного российского общества в единой системе правил, регулирующих поведение мигрантов.

Интересными представляются идеи автора относительно структуры будущего Кодекса. Он в своей аргументации справедливо отмечает, что миграционное законодательство не является самостоятельной отраслью права, а лишь аккумулирует институты и нормы различных отраслей права. Поэтому, с его точки зрения, формируемый Миграционный кодекс не должен включать нормы уголовного, уголовно-процессуального и административного права в силу их специфики. Тем не менее, кодификация нормативно-правовых актов в области миграции должна значительно облегчить их применение компетентными органами государственной власти.

Заслуживают внимания идеи автора относительно взаимосвязи Миграционного кодекса с концепцией миграционной политики России, самих параметров Миграционного кодекса. В частности, к таким параметрам он относит соответствие государственной стратегии социально-экономического развития России, адекватность существующим социальным потребностям, согласованность с международными нормами миграционного законодательства, комплексность, единообразие и т.д.

Статья написана хорошим языком. Изложение материала последовательно, аргументировано, логично. Статья соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к научным публикациям.

Вывод: рекомендую статью В.А. Лянного «Миграционный кодекс как инструмент обеспечения миграционной безопасности» к опубликованию в открытой печати.

Рецензент - профессор кафедры

Университета Министерства юстиции

Российской Федерации доктор юридических наук, доцент

В.М. Пашин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.